Роль краеведения в патриотическом воспитании учащихся с ОВЗ
статья по истории (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Терещенко Наталья Георгиевна

В статье представлен опыт работы учмтелей  учителей истории  ГБОУ школы № 370 Митниковой Е.А. и  ГБОУ школы № 613 Терещенко Н.Г.по  организации работы по изучению истории района

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedenie_i_patrioticheskoe_vospitanie.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

    Роль краеведения в патриотическом воспитании детей с ОВЗ (из опыта работы учителей истории ГБОУ№ 370 Митниковой Е.А. и ГБОУ № 613 Терещенко Н.Г.).

 «Познание, постижение человеком своей Родины, становление в нашей душе патриотической сердцевины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества и ранней юности, духовно богатая, деятельная, самоотверженная жизнь патриота - это самые тонкие, самые сложные вещи в том безгранично сложном переплетении идей, поступков, убеждений, мыслей, стремлений, которое называется патриотическим воспитанием»                                                                               В.А. Сухомлинский

   Одной из важнейших задач современной школы является патриотическое воспитание подрастающего поколения является, ведь именно здесь есть все необходимые условия для привития священного чувства любви к Родине.

   Большое изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Воспитание чувств патриотизма– процесс сложный и длительный, требующий от педагога личной убеждённости и вдохновения. Данное направление работы для нашей категории детей является крайне сложным. Это связано с особенностями восприятия учащихся с ОВЗ, а также многоаспектностью и абстрактностью самого понятия «патриотизм». 

Поэтому, работая в школах для детей с ОВЗ, одним из основных направлений воспитательной работы мы определили формирование представлений о патриотизме. Эта весьма кропотливая работа должна вестись систематически.

     Одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью,

является краеведение. Знание своего края, его прошлого и настоящего нам

необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство

патриотизма – глубокой любви к Родине. В сознании детей со сниженным

интеллектом не существует понятий «Родина», «Отечество», «гражданин». Их нельзя заставить любить свое государство, свою малую родину. Эту любовь нужно

воспитывать. Воспитание патриотизма через краеведение – это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессий. Изучение родного края даёт возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе.

    Следует учитывать, что учащиеся с ОВЗ воспринимает окружающую действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства у него проявляются через восхищение своим районом, городом, своей малой Родиной.

   С чего начинается Родина? Почему мы гордимся нашей Родиной? На эти вопросы мы должны помочь ответить нашим ученикам.

    Использование краеведческого материала в процессе обучения позволяет приблизить изучаемый материал к жизни учащихся, тем самым способствует усвоению учебного материала.

     Наши школы находятся в Московском районе Санкт- Петербурга, поэтому мы много внимания уделяем изучению прошлого и настоящего нашего района.

     История Московского района - это часть многовековой истории нашего государства.

Земли, на которых расположен Московский район, когда-то входили в состав Великого Новгорода, через Неву шёл путь «Из варяг в греки». Через территорию района шла дорога на Москву. С основанием Санкт-Петербурга и переносом столицы из Москвы в Санкт-Петербург Царскосельская дорога (сегодня - Московский проспект) - южные ворота города. На территории нашего района находятся памятники истории и культуры 18, 19, 20, 21 веков. Многие из них являются символами Московского района, Санкт-Петербурга, России.

    В нашем районе жили и работали (живут и работают) выдающиеся люди – герои своего времени.

    В 2019 году отмечалось 100-летие Московского района.К 100-летию Московского района в 370 и 613 школах были разработаны программы внеурочной деятельности,  программы совместной  работы с библиотеками по изучению истории района, игровые программы.

В своей работе по изучению истории района мы использовали различные формы:

  • занятия (уроки, беседы, видеофильмы, создание учащимися презентаций и др.),
  • очные и заочные экскурсии, посвященные памятным местам и достопримечательностям Московского района «От Триумфальных Московских ворот к славе грядущих лет» ,
  • игровые программы,
  • работу в проектах «Парк Победы – памятник мужества и славы», «Храмы Московского района», «Из истории Московского проспекта», «Их именами названы» и др.,
  • участие в районных конкурсах, проводимых сектором краеведения и музееведения ДД(Ю)Т Московского района, посвященных юбилею района,
  • разработку настольных игр «Историческое лото», «Веришь – не веришь», «Азбука Московского района» и др.,
  • участие в проведении краеведческого диктанта,
  • конкурсы рисунков, фотографий, поделок

Гордость за свою малую родину, свой народ, историю своей страны, уважение к людям – участникам исторических событий помогают формировать гражданскую идентичность.

Я - житель Московского района,  я люблю свой район.

Я - житель Санкт-Петербурга, я люблю свой город.

Я - житель России, я люблю свою страну.  Я - гражданин России.  

         «Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою    землю,свое село и город, свою страну и ее народ, а так же своих соседей, другие народы и весь земной шар – и нашу большую Родину» (Д. Лихачев)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа патриотического воспитания учащихся кружка «Краеведение»

Цель  программы – на примерах героического прошлого народа, приобщить школьников к традициям и культуре Малой Родины, развить у учащихся лучшие качества патриотов России.   Программа ...

статья "Краеведение – как средство патриотического воспитания учащихся на уроках истории."

в статье описывается опыт использования краеведческого материала на уроках истории. Характеризуются формы и методы применения краеведческого материала....

Методическая разработка "Система патриотического воспитания учащихся на уроках истории, краеведения и во внеклассной работе"

Родина, отечество, родной край, мой дом… Так называем мы землю, где родились и прожили многие годы, землю, где трудились и которую защищали наши отцы и прадеды, где находятся дорогие нам могилы.От эти...

Краеведение – средство патриотического воспитания учащихся со сложной структурой дефекта в школе 1 и 2 вида.

Краеведение – средство,  позволяющее увеличить масштаб коммуникативной деятельности учащихся. Запланированные экскурсии в  музеи по городу и области позволяют создать благоприятные условия д...

Роль географического краеведения в патриотическом воспитании школьников

laquo;Любовь к Родине. Неизбывная любовь к месту, где ты впервые увидел солнце и склоненную над тобой голову матери, и услышал слова отца, и повторил их, познаваякрасоту родного языка! Чью душу...