рабочая программа по Всеобщей Истории и Истории России 10-11 классы
рабочая программа по истории (10 класс)

Давыдова Екатерина Васильевна

рабочая программа по Всеобщей Истории и Истории России 10-11 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_istoriya_10-11_kl_2021-2022_na_sayt.docx51.08 КБ

Предварительный просмотр:

Составитель Давыдова Е.В. учитель истории и обществознания МАОУ «СОШ 24 г.Улан-Удэ»

Раздел I. Пояснительная записка.

Рабочая программа по учебному курсу «История» для учащихся 10-11 классов разработана на основе примерной рабочей программы по истории, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (пр. № 3/21 от 27.09.2021 г.)

Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

  1. Федерального закона от 29.12.2012г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции;
  2. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12.2010, зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 01.02.2011. №19644) в действующей редакции;
  3. Приказа Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254

«Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,

среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;

  1. Основной образовательной программы среднего общего образования
  2. Устава МАОУ «СОШ №».

       Рабочая программа учебного курса «Истории» 10 – 11 классов является важнейшей частью школьного исторического образования. Он сочетает историю государства, населяющих его народов, историю родного края. В ходе его изучения обучающиеся узнают об основных этапах исторического пути Отечества, наиболее значительных общественных процессах, поворотных, драматических событиях и их участниках. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими процессами мировой истории. При изучении истории России предполагается многоуровневое рассмотрение истории государства и населяющих его народов, региона, города, села, семьи. Это способствует решению приоритетных образовательных и воспитательных задач: развитию интереса обучающихся к прошлому и настоящему родной страны, осознанию своей социальной идентичности в широком спектре, включающем общегражданские, этнонациональные, религиозные и иные составляющие.

      В программе учтены возможности предмета в реализации требований ФГОС        СОО к планируемым личностным и метапредметным результатам обучения, а также межпредметные связи естественно­научных учебных предметов на уровне среднего  общего образования.

      В программе определены основные цели изучения истории на уровне среднего общего образования, планируемые результаты освоения курса истории: личностные, метапредметные, предметные.

     В данной рабочей программе учебный материал распределён по годам обучения (по классам), в ней соблюдена последовательность изучения тем, основанная на логике развития предметного содержания.

     Рабочая программа составлена с учѐтом мировых требований, предъявляемых к гуманитарному образованию. Учтены традиции российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции преподавания учебного предмета «Истории России» (утв. Решение Коллегии Министерства просвещения РФ от 23.10.2020, пр. № ПК- 1вн).

      Данный курс «История» определяет многоуровневое рассмотрение истории государства и населяющих его народов, истории региона, города, села, семьи способствует развитию интереса выпускников к прошлому и настоящему родной страны, своего края, осознанию своей гражданской и социальной идентичности, развитию исторической памяти и воспитанию патриотизма.

Многоаспектный (многофакторный) характер истории предполагает признание наличия нескольких одинаково важных факторов исторического развития: природно-климатического, политического, экономического, религиозного и т. п. С учетом этих факторов в программе рассматриваются ключевые явления и процессы истории Отечества.

Характеристика многообразия и опыта культурного взаимодействия различных народов на территории нашей Родины

способствует формированию у обучающихся гражданской идентичности и умения вести межкультурный диалог, что особенно актуально для современного общества.

Цели и задачи курса «История » на уровне СОО.

∙ Овладение комплексом знаний об истории, представлениями об общем и особенном в историческом процессе, понимание места

и роли истории России во Всемирной истории;

∙ формирование умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

∙ овладение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников по истории России;

∙ формирование умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в исторических дискуссиях.

Задачи на уровне среднего общего образовании:

углубление социализации, формирование гражданской ответственности и социальной культуры, адекватной условиям современного мира;

 освоение систематических знаний об истории России и всеобщей истории XX–XXI вв.;

  формирование исторического мышления, т.е. способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности и взаимосвязи, в развитии, в системе координат «прошлое – настоящее – будущее»;

  работа с комплексами источников исторической и социальной информации, развитие учебно-проектной деятельности;

 расширение аксиологических знаний и опыта оценочной деятельности (сопоставление различных версий и оценок исторических событий и личностей, определение и выражение собственного отношения, обоснование позиции при изучении дискуссионных проблем прошлого и современности);

 развитие практики применения знаний и умений в социальной в среде, общественной деятельности, межкультурном общении;

     Рабочая программа составлена с учѐтом модуля «Школьный урок», в котором представлены виды и формы деятельности, обеспечивающие реализацию воспитательного потенциала урока.

      Реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующие виды работ:

-Применение на уроке интерактивных форм работы (дискуссии, конференции, уроки- исследования, групповую и парную работу), которые позволят усилить доброжелательную обстановку на уроке и не только получать опыт, но и приобретать знания.

-Проведение событийных уроков, уроков – экскурсий, которые расширяют образовательное пространство предмета, воспитывают уважение к историческим личностям, людям науки, воспитывают любовь к прекрасному, к природе, к родному краю.

-Использование ИКТ-технологий, которые поддерживают современные активности обучающихся.

-Смысловое чтение, которое позволяет повысить не только предметные результаты, но и усилить воспитательный потенциал, через полное осмысление прочитанного текста и последующего его обсуждения.

-Исследовательская и проектная деятельность, позволяющая приобретать школьникам навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык публичного выступления перед аудиторией, навык аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

Для достижения воспитательных задач урока используются социокультурные технологии:

  • технология присоединения;
  • технология        развития        целостного        восприятия        и мышления;
  • технология развития чувствования;
  • технология развития мотивации;
  • технология развития личности;
  • технология развития группы;
  • технология развития ресурса успеха.

     Основу социокультурных технологий составляет идея активного обучения и воспитания, когда одновременно работают пять аспектов: содержательный,        коммуникативный,        управленческий, психологический, социокультурный.

    Использование активных форм работы является важным условием превращения обычного урока в воспитывающий урок. Это способствует:

  • освоению социокультурных и духовно-нравственных категорий на уровне личностного развития;
  • развитию эффективного общения;
  • развитию управленческих способностей;
  • формированию мотивации на совместное достижение значимых результатов;
  • приобретению социокультурного опыта.

Место учебного курса «История» 10-11 в учебном плане школы.

Класс

10

11

Количество часов в неделю

2

2

Количество часов в год

68

64

Сведения об УМК:

  1. класс

  • В. А. Никонова, С. В. Девятова «История России с 1914- начало XXI века» - М: «Русское слово», 2019 г.,
  • Н.В.Загладин Л.С.Белоусов «История. Всеобщая история. Новейшая история. 1914г.-начало XXIв.»
  • Программа и тематическое планирование курса ««История. Всеобщая история. Новейшая история. 1914г.-начало XXIв.» автор-составитель Л.А.Суворова. под редакцией Л.С.Белоусов.

  1. класс

  • Под ред.В. А. Никонова, С. В. Девятова «История России с 1914- начало XXI века» - М: «Русское слово», 2019 г.,
  • Под ред. В.В. Кириллов, М.А. Бравина «История России до 1914 года» повторительно-обобщающий курс – М: «Русское слово», 2020г.
  • Н.В.Загладин Л.С.Белоусов «История. Всеобщая история. Новейшая история. 1914г.-начало XXIв.»
  • Программа и тематическое планирование курса ««История. Всеобщая история. Новейшая история. 1914г.-начало XXIв.» автор-составитель Л.А.Суворова. под редакцией Л.С.Белоусов.

РАЗДЕЛ II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

          Изучение учебного предмета «Истории» на уровне среднего общего образования должно обеспечивать достижение следующих личностных, метапредметных        и предметных образовательных результатов.

Личностные результаты:

∙ Российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко- культурной общности российского народа, России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

∙ уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

∙ формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

∙ воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

Метапредметные результаты:

∙ Самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

∙ оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на

соображениях этики и морали;

∙ ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

∙ оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

∙ выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

∙ организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

∙ сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;

∙ искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

∙ критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

∙ использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

∙ находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в

отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

∙ выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

∙ выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

∙ менять и удерживать позиции в познавательной деятельности;

∙ при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т. д.);

∙ координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

∙ развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

Предметные результаты:

∙ знать основные даты и временные́ периоды истории России и Всеобщей истории;

∙ определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;

∙ характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

∙ представлять культурное наследие России;

∙ работать с историческими документами, сравнивать различные исторические документы по истории, давать им общую характеристику;

∙ анализировать информацию из различных источников;

∙ соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями региональной истории;

∙ использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;

∙ использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;

∙ работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;

∙ читать легенду исторической карты;

∙ владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;

∙ демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по истории;

∙ ориентироваться в дискуссионных вопросах истории России ХХ в. и существующих в науке их современных версиях и трактовках.

Выпускник на базовом уровне научится:

∙ знать основные даты и временные периоды истории России и Всеобщей истории;

∙ определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;

∙ характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий страны;

∙ работать с историческими документами;

∙ сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;

∙ критически анализировать информацию из различных источников;

∙ соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;

∙ использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;

∙ использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;

∙ составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;

∙ работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;

∙ читать легенду исторической карты;

∙ демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

∙ определять место и время создания исторических документов;

∙ проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении современной истории страны;

∙ понимать объективную и субъективную обусловленность оценок характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций;

∙ использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени;

∙ анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской истории ХХ в.;

∙ обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам региональной истории с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией.

Раздел III. Содержание и тематическое планирование по темам и разделам с учетом программы воспитания.

  1. класс

Россия в годы «Великих потрясений» 1914-1921 гг.Российская империя накануне революции.Россия в первой Мировой войне. Война и общество.Нарастание кризиса.Российская революция в 1917 г.: от Февраля к Октябрю. Приход к власти партии большевиков.Становление советской власти.  Начало Гражданской войны. В вихре братоубийственного противостояния.Россия в годы военного коммунизма. Общество в эпоху революционных потрясений. Революция и культура.

Советский союз в 1920 – 1930 гг.СССР в годы НЭПа. Образование СССР и внутренняя политика советской власти.Индустриализация и коллективизация.Политическое развитие СССР. Советское общество.Внешняя политика СССР. Наука и культура СССР.

Советский союз в годы военных испытаний.СССР накануне Великой Отечественной Войны. Начальный этап ВОВ.Битва за Москву и оборона Ленинграда.Коренной перелом в ВОВ. Война и общество. Во вражеском тылу.Культура и наука в годы ВОВ.Победа СССР в ВОВ. СССР и вопросы послевоенного мирового устройства. Победа: итоги и уроки.

СССР в 1945-1991 гг.Советский Союз в 1945 – 1953 гг.Внешняя политика СССР в 1946-1953 гг.Политическое и экономическое развитие СССР в 1953-1963 гг.Культура и духовная жизнь в СССР в конце 1940х-середине 1960х годов.Внешняя политика СССР в 1953 -1964 годы.Брежневская эпоха: достижения и проблемы. Духовная жизнь советского общества в 1970- начале 1980х годы.Советское общество времен «оттепели» и «развитого социализма». Внешняя политика: от разрядки к новому витку конфронтации. Перестройка и кризис советской политической системы. Социально-экономическое развитие СССР в 1985-1991 годы.Кризис и распад СССР.

Российская федерация в 1991 – 2016 годы.Начало рыночных реформ в России в 1992 году.Политико-конституционный кризис 1993 г. Новая конституция России.Политика и экономика России в 1993-1995 гг.Национальные и социальные проблемы 1990х годов.Второе президентство Б. Н. Ельцина. Внешняя политика Российской федерации в 1990-е годы.Политическое развитие России в 2000-2016 годы. Экономика России. Социальное развитие России в 2000-2016 годы.Внешняя политика России в начале XXI века.

  1. класс

Раздел I. От Древней Руси к Российскому государству

Введение

Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Интерпретации и фальсификации истории России. Исторические источники. Архивы – хранилища исторической памяти.

Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности

Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества. Народы Сибири и Дальнего Востока в древности. Государства Причерноморья в эллинистическую эпоху.

Тема 2. Восточная Европа в середине I тысячелетия н.э.

Великое переселение народов. Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху переселения народов. Дискуссии о славянской прародине, происхождении славян и этимологии слова «Русь». Восточные славяне и их соседи. Хозяйство восточных славян. Общественный строй и политическая организация восточных славян. Традиционные верования.

Тема 3. Образование государства Русь

Предпосылки и особенности формирования государства Русь. Дискуссии о происхождении государства Русь. Формирование княжеской власти (князь, дружина, полюдье). Объединение северных и южных земель, перенос столицы в Киев. Внутренняя и внешняя политика первых русских князей. Формирование территории государства Русь.

Тема 4. Расцвет государства Русь

Русь при Владимире Святославиче. Крещение Руси: причины и значение. Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого. Русская Правда – первый письменный свод законов государства Русь. Последняя попытка сохранения единства. Любечский съезд князей 1097 г. Княжение Владимира Мономаха.

Тема 5. Социально-экономические отношения в Древней Руси

Дискуссии об общественном строе государства Русь. Управление и социальная структура древнерусского общества. Экономическое развитие государства Русь: сельское хозяйство, развитие ремёсел, торговли и градостроительства.

Тема 6. Культура Древней Руси

Становление древнерусской культуры. Специфика ранней русской культуры. Начало летописания. Распространение грамотности. Литература Древней Руси: жанры и основные произведения. Развитие архитектура и изобразительного искусства.

Тема 7. Формирование системы земель – самостоятельных государств

Причины и начало политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель – самостоятельных государств. Характеристика основных земель Руси: Владимиро-Суздальская земля, Великий Новгород, Галицко-Волынская земля. Развитие культуры в русских землях в середине XII – начале XIII в.: формирование региональных центров. Летописание и его центры. «Слово о полку Игореве». Развитие местных художественных и архитектурных школ.

Тема 8. Монгольское нашествие и установление зависимости Руси от ордынских ханов

Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Нашествие на Русь. Русские земли и Золотая Орда: оценки и формы зависимости русских земель ордынских ханов. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси: Невская битва и Ледовое побоище. Александр Невский.

Тема 9. Борьба за лидерство на Руси и начало объединительных процессов

Образование Московского княжества и политика московских князей. Противостояние Москвы и Твери. Усиление Московского княжества. Иван Каита. Народные выступления против ордынского господства. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.

Тема 10. Культура русских земель в XIII–XIV вв.

Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях. Роль православной церкви в формировании духовного единства русских земель. Сергий Радонежский. Летописание и литература. Архитектура и живопись. Феофан Грек, Андрей Рублёв.

Тема 11. Народы и государства Степи и Сибири в XIII–XV вв.

Золотая Орда: политический строй и социально-экономическое развитие. Распад золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Образование татарских ханств (Казанское, Крымское, Сибирское, Астраханское, Касимовское ханства, Ногайская Орда), их отношения с Московским государством. Народы Северного Кавказа и Причерноморья.

Тема 12. Русские земли в первой половине ХV в.

Русские земли в составе Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель. Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти ХV в. Новгород и Псков в XV в.

Тема 13. Завершение процесса объединения русских земель

Предпосылки объединения русских земель в единое государство. Основные направления политики Ивана III. Присоединение Новгорода и Твери Освобождение Руси от ордынской зависимости. Принятие общерусского Судебника. Расширение международных связей Московского государства. Складывание теории «Москва – Третий Рим». Государственные символы единого государства.

Тема 14. Культурное пространство единого Русского государства

Особенности развития русской культуры в XV в. Падение Византии и установление автокефалии Русской православной церкви. Возникновение ересей. Иосифляне и нестяжатели. Просвещение. Основные жанры и сюжеты литературы XV в. Развитие архитектуры и изобразительного искусства. Московский Кремль. Дионисий. Повседневная жизнь.

Раздел II. Россия в XVI – XVII вв.: от Великого княжества к Царству

Тема 15. Россия в ХVI в. Иван IV Грозный

Василий III и завершение объединения русских земель. Социальная структура Московского государства. Регентство Елены Глинской. Начало правления Ивана IV. Установление царской власти. Избранная Рада. Реформы 1550-х гг. и их значение. Опричнина: причины, сущность, последствия. Дискуссии о характере опричнины. Земские соборы. Стоглавый собор. Внешняя политика Московского царства в ХVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, покорение Западной Сибири. Ливонская война, её итоги и последствия.

 Тема 16. Россия в конце XVI в.

Царь Фёдор Иванович. Внутренняя и внешняя политика России в конце XVI в. Учреждение патриаршества. Дальнейшее закрепощение крестьян. Исторические концепции закрепощения крестьян.

Тема 17. Культура Московской Руси в XVI в.

Особенности культуры в XVI в. Просвещение. Начало книгопечатания и его влияние на общество. Литература: публицистика, исторические повести. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Архитектура. Живопись и декоративно-прикладное искусство.

Тема 18. Смута в России

Сущность Смутного времени начала XVII в. в оценках историков. Причины Смуты. Феномен Самозванства. Пресечение династии Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова. Характеристика основных этапов Смуты. Борьба против интервенции сопредельных держав. Подъём национально-освободительного движения. Народные ополчения. К. Минин и Д.М. Пожарский. Воцарение династии Романовых и завершение Смуты.

Тема 19. Россия при первых Романовых

Последствия Смутного времени. Правление Михаила Фёдоровича. Экономическое развитие России в XVII в. Царь Алексей Михайлович. Система государственного управления. Соборное уложение 1649 г. Оформление сословного строя. Окончательное закрепощение крестьянства. Правление царя Фёдора Алексеевича. Отмена местничества. Стрелецкое восстание 1682 г.

Тема 20. Церковный раскол и народные движения в XVII в.

Реформы патриарха Никона и церковный раскол. Старообрядчество, протопоп Аввакум. «Бунташный век»: причины, формы, участники народных движений XVII в. Городские восстания. Восстание под предводительством С. Разина: причины, участники, ход, итоги и последствия.

Тема 21. Внешняя политика России в XVII в.

Борьба за ликвидацию последствий Смуты: Смоленская и русско-шведская войны. Освободительная война 1648–1654 гг. под руководством Б.М. Хмельницкого. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Русско-польская война 1654–1667 гг. Противостояние Крыму и Турции на южном направлении. Завершение присоединения Сибири. Нерчинский договор с Китаем.

Тема 22. Культура России в XVII в.

Русская культура на пороге Нового времени. Просвещение. Славяно-греко-латинская академия. Накопление научных знаний. Последние летописи. Новые жанры в литературе. Зодчество и изобразительное искусство. Быт и нравы допетровской Руси.

Раздел III. Россия в конце XVII – XVIII в.: от Царства к Империи

Тема 23. Начало эпохи Петра I

Необходимость и предпосылки преобразований. Регентство царевны Софьи. Стрелецкие восстания. Начало правления Петра I. Личность Петра Алексеевича.

Тема 24. Северная война и военные реформы

Причины и начало Северной войны. Военная реформа и реорганизация армии: создание флота, рекрутские наборы, гвардия. Основание Санкт-Петербурга. Продолжение и итоги Северной войны. Провозглашение России империей.

Тема 25. Преобразования Петра I

Реформы в экономической сфере. Развитие промышленности. Мануфактуры и крепостной труд. Денежная и налоговая реформы. Подушная подать (ревизии). Изменение социального статуса сословий и групп. Табель о рангах. Указ о единонаследии. Унификация социальной структуры города. Реформы государственного управления: учреждение Сената, коллегий, органов надзора и суда. Областная (губернская) реформа. Оппозиция реформам Петра I. Дело царевича Алексея. Социальные и национальные движения первой четверти XVIII в. Культура и нравы Петровской эпохи. Оценки петровских реформ в исторической литературе.

Тема 26. После Петра Великого: эпоха «дворцовых переворотов»

Причины и сущность дворцовых переворотов. Фаворитизм. Внутренняя политика российских монархов в 1725–1762 гг. Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Экономическая и финансовая политика российских монархов эпохи «дворцовых переворотов». Внешняя политика. Россия в Семилетней войне 1756–1763 гг.

Тема 27. Российская империя при Екатерине II

Просвещённый абсолютизм: содержание и особенности. Национальная и религиозная политика Екатерины II. Губернская реформа 1775 г. «Золотой век» российского дворянства. Сословная политика Екатерины II. Жалованные грамоты дворянству и городам. Усиление крепостничества. Экономическая политика Екатерины II.

Тема 28 Восстание под предводительством Е.И. Пугачёва

Причины, цели и состав участников восстания. Ход восстания. Итоги и значение восстания.

Тема 29. Россия в мировой и европейской политике во второй половине XVIII в.

Основные направления внешней политики Екатерины II. Борьба за выход к Чёрному морю: русско-турецкие войны второй половины XVIII в. и их итоги. Присоединение Крыма и Северного Причерноморья. Георгиевский трактат. Участие России в разделах Речи Посполитой. Россия и Французская революция.

Тема 30. Российская империя при Павле I

Личность и взгляды Павла I. Внешняя политика Павла I: участие России в антифранцузских коалициях, Итальянский и Швейцарский походы А.В. Суворова, военные экспедиции Ф.Ф. Ушакова. Внутренняя политика Павла I. Изменение порядка престолонаследия. Изменения в сфере местного управления. Унификация и регламентация в жизни общества. Ставка на мелкопоместное дворянства. Политика в отношении крестьян. Экономическая политика Павла I. Заговор и свержение императора.

Тема 31. Культурное пространство Российской империи

Просвещение и его влияние на российскую культуру. Сословный характер образования. Становление отечественной науки. М.В. Ломоносов. Основание Московского университета. Русские изобретатели. Деятельность Вольного экономического общества. Исследовательские экспедиции. Литература: основные направления, жанры, писатели. Общественно-политическая мысль. Архитектура и скульптура. Живопись и театр.

Раздел IV. Российская империя в XIX – начале ХХ в.

Тема 32. Россия в начале ХIХ в.

Общая характеристика экономического развития Российской империи в начале XIX в. Население России в начале XIX в.: основные сословия и социальные группы и их положение. Император Александр I и его окружение. «Дней Александровых прекрасное начало». Реформы начала царствования. Проекты Сперанского и конституционные замыслы верховной власти. Создание министерств и Государственного совета.

Тема 33. Основные направления и задачи внешней политики. Отечественная война 1812 г.

Основные цели и направления внешней политики России при Александре I. Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Континентальна блокада. Присоединение к России Финляндии. Бухарестский мир с Турцией. Начало Отечественной войны 1812 г.: причины, планы сторон, основные сражения начального этапа войны. Бородинская битва. Патриотический подъём народа. Герои Отечественной войны 1812 г. Завершение войны. Заграничные походы русской

Тема 34. Внутриполитический курс Александра I

Самодержавие и крестьянский вопрос. Указ о вольных хлебопашцах. Изменение внутриполитического курса. А.А. Аракчеев. Военные поселения. Итоги внутренней политики Александра I.

Тема 35. Движение декабристов

Предпосылки возникновения движения декабристов, идейные основы и цели. Первые тайные организации, их участники. Южное и Северное общества. «Русская правда» П.И. Пестеля и «Конституция» Н.М. Муравьёва. Выступления декабристов в Санкт-Петербурге и на юге, их итоги. Значение движения декабристов.

Тема 36. Правление Николая I: политика государственного консерватизма

Преобразование и укрепление государственного аппарата. Политическая полиция и цензура. Кодификация законов. Политика в области просвещения.

Тема 37. Социальная и экономическая политика Николая I

Политика в отношении дворянства. Крестьянский вопрос. Реформа управления государственными крестьянами П.Д. Киселёва. Начало промышленного переворота, его экономические и социальные последствия. Первые железные дороги. Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина.

Тема 38. Общественная мысль в 1830-1850-е гг.

Охранительное направление. Теория официальной народности. Оппозиционная общественная мысль. Славянофилы и западники. Революционно-социалистическое течение. Общество петрашевцев.

Тема 39. Внешняя политика России во второй четверти XIX в.

Основные направления внешней политики. Борьба с революционным движением в Европе. Кавказская и русско-иранская войны. Восточный вопрос. Крымская война 1853-1855 гг.: причины, участники, основные сражения. Парижский мир. Причины и последствия поражения России в Крымской войне.

Тема 40. Культура России в первой половине XIX в.

Образование и книжное дело. Географические экспедиции и их участники. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Развитие науки: учёные, их открытия и труды. Золотой век русской литературы: писатели и их произведения. Театр и музыка. Архитектура и скульптура: стили, архитекторы, скульпторы и их произведения. Живопись: стили, жанры, художники.

Тема 41. Отмена крепостного права в России

Император Александр II и его окружение. Необходимость и предпосылки реформ. Подготовка крестьянской реформы. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права.

Тема 42. Реформы 1860–1870-х гг.

Земская и городская реформы: основные принципы и положения. Судебная реформа. Реформы в области образования. Военные реформы.

Тема 43. Социально-экономическое развитие пореформенной России

Сельское хозяйство после отмены крепостного права: основные черты и векторы развития. Развитие промышленности и торговли. Изменения в социальной структуре общества. Положение основных слоёв населения Российской империи.

Тема 44. Общественные движения второй половины XIX в.

Подъём общественного движения после поражения в Крымской войне. Консервативные и либеральные течения общественной жизни. Политика лавирования Радикализм. Народническое движение: идеология, организации и тактика. «Хождение в народ». Начало рабочего движения. Распространение марксизма. Зарождение российской социал-демократии.

Тема 45. Народное самодержавие Александра III

Начало правления Александра III. Манифест о незыблемости самодержавия. Ограничительная политика в сферах печати, образования и судебного производства. Изменения в земском и городском самоуправлении. Укрепление общинных порядков в деревне. Национальная политика. Возрастание роли государства в экономической жизни страны. Курс на модернизацию промышленности. Завершение промышленного переворота и его последствия. Экономические и финансовые реформы. Разработка рабочего законодательства.

Тема 46. Внешняя политика России во второй половине XIX в.

Основные направления внешней политики при Александре II. «Союз трёх императоров». Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Роль России в освобождении балканских народов. Присоединение Средней Азии. Дальневосточная политика России. Продажа Аляски. Внешняя политика при Александре III. Ослабление влияния России на Балканах. Российско-германские отношения. Сближение России и Франции. Азиатская политика.

Тема 47. Культура России во второй половине XIX в.

Развитие образования. Печать и книжное дело. Развитие российской науки: достижения российских учёных, их вклад в мировую науку и технику. Литература: стили, жанры, общественное звучание литературы. Театр и музыка. Живопись. Архитектура и скульптура.

Тема 48. На пороге нового века: динамика и противоречия социально-экономического развития

Особенности промышленного и аграрного развития на рубеже XIX–XX вв. Политика модернизации «сверху». С.Ю. Витте. Государственный капитализм. Аграрный вопрос. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. Политическая система. Император Николай II и его воззрения. Социальная структура общества, положение основных групп населения.

Тема 49. Русско-японская война 1904-1905 гг.

Политика России на Дальнем Востоке. Причины, начало и ход военных действий. Портсмутский мир. Воздействие войны на общественно-политическую жизнь страны.

Тема 50. Общественное движение в России в начале XX в.

Образование политических партий. Социалистические (революционные) политические партии. Либеральные политические партии. Консервативные (традиционалистские) политические партии.

Тема 51. Первая российская революция (1905-1907)

Первая российская революция: причины и характер. Начало революции: «кровавое воскресенье». Основные события революции: возникновение Советов, восстания в армии и на флоте, всероссийская политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 г. Начало российского парламентаризма. Итоги и значение первой российской революции.

Тема 52. Общество и власть после революции. Столыпинские реформы

Правительственная программа П.А. Столыпина. Третьеиюньская политическая система. Аграрная реформа: цели, осуществление, итоги реформы.

Тема 53. Культура России в начале XX в.

Особенности русской культуры на рубеже XIX–XX вв. Народное образование. Печать и книжное дело. Развитие науки. Русская философия: поиски общественного идеала. Развитие литературы: от реализма к модернизму. Поэзия Серебряного века. Драматический театр: традиции и новаторство. Русский балет. «Русские сезоны» С.П. Дягилева. Музыка и кинематограф. Живопись: традиции реализма, «Мир искусства», авангардизм. Архитектура и скульптура.

10 класс

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

Ключевые вопросы воспитания

Реализации воспитательного потенциала урока (виды и формы

деятельности)

1

Россия в годы «Великих потрясений» 1914-1921 гг.

12

развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;

Применять на уроках интерактивные формы работы учащихся: интеллектуальных игр, групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и

взаимодействию с другими детьми

Урок открытия новых знаний «Страна наша - Великая Россия»

Интеллектуальная игра «Много вариативность исторических событий» (на примере судьбы России в период революций 1904-1906гг.; 1917г.)  Участие в школьном этапе Всероссийской школьной олимпиаде»; Участие в этнографическом диктанте; Есенинский диктант: Олимпиада «Умники России»

Онлайн викторина «От февраля к октябрю» Проектная деятельность на тему «Революция и гражданская война в Бурятии»

2

Советский союз в 1920-1930гг.

7

Воспитывать доброжелательное отношение учащихся друг к другу, обеспечивать доброжелательное отношение к учащимся со стороны преподавателя, в сочетании с требовательностью, его педагогический такт.

Формировать интерес к предмету, гражданскую позицию.

Воспитывать экологическое мышление, гуманистическое мышление, терпимое отношение к чужим взглядам, позиции, образу жизни.

Урок-конференция «День народного единства», посещение онлайн выставки к 4 ноября на сайте РВИО.

Проектная деятельность на тему «Формирование советского общества и общественной мысли в период становления Советского государства».  Урок дискуссия «События в период 1924-1934гг. успех или трагедия народа?»

Воспитывать умение ориентироваться в общественно- политической жизни; обеспечивать патриотическое воспитание, воспитание ответственности за честь и человеческое достоинство.

Воспитывать уважение к противоположному мнению, чувство сопереживания честность, чувство ответственности за свои поступки, слова.

Воспитывать аккуратность и дисциплину труда, любви к жизни во всех проявлениях.

День Конституции – урок «Политические дебаты» Сравниваем Конституции 1936г. и 1993г. Отдельно обсуждаем поправки внесенные в Конституцию 01.07.2020г.

3

Советский союз в годы военных испытаний

Вторая мировая война

17

Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому  и  природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

Урок – конференция «Международная обстановка накануне Второй мировой войны»  Урок- диспут «Пакт Молотова-Риббентропа- вынужденная мера или провал советской дипломатии?»

Участие в онлайн мероприятиях и конференциях по заданной теме. Участие в проекте «Добровольцы локальной истории»

Подготовка к школьной конференции на тему «ВОВ»

Посещение онлайн -выставки «Блокада Ленинграда»

Создание лэпбуков   на тему «Вклад Бурятии в победу в ВОВ»

4

СССР в 1945-1991 г.

16

Содействовать трудовому воспитанию учащихся. Влиять на профессиональное самоопределение. Содействовать эстетическому воспитанию учащихся.

Содействовать физическому воспитанию     учащихся (заботиться о профилактике их утомляемости на уроке). Применять на уроках интерактивные формы работы учащихся: интеллектуальных игр, групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми.

Подготовка к конференции по истории на базе БГУ; участие в онлайн-викторинах; Подготовка серий открытых уроков для учеников начальной школы и среднего звена на темы «Итоги ВОВ; послевоенное устройство в жизни страны и нашей республике»

Урок конференция «Внешняя политика СССР, успехи, неудачи, начало «холодной войны» обсуждение биполярного мирового устройства, поредение параллелей с современной политической обстановкой. Какие советы дипломатам советского союза Вы бы предложили с сегодняшней позиции.

Урок игра «Что? Где? Когда? «От «разрядки» до нового витка противостояния»

Урок-диспут «Августовский путч, Беловежские соглашения» Проводим параллели с современностью, делаем выводы.

5

Российская Федерация в 1991-2016гг.

В мировом пространстве

15

целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств; о преемственности исторических эпох; о месте и роли России в мировой истории;

базовые знания об основных этапах и ключевых событиях отечественной и всемирной истории;

Урок -диспут «Мировые кризисы» Обсуждаем тему «Почему государства теряют свою независимость и могут быть стерты с карты земли?»

Урок обсуждение «Глобализация и ТНК в мировой политике»

Урок-викторина «Географические особенности Европейских государств»

Урок «Работа с историческим источником» анализ документов периода распада СССР

1

От древней Руси к Российскому государству

16

Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому  и  природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

Урок открытия новых знаний «Страна наша - Великая Россия»

Интеллектуальная игра «Много вариативность исторических событий» (на примере формирования государства Русь, в период феодальной раздробленности)  Участие в школьном этапе Всероссийской школьной олимпиаде»; Участие в этнографическом диктанте; Есенинский диктант: Олимпиада «Умники России»

Онлайн викторина «От Рюрика до Владимира Мономаха» Проектная деятельность на тему «Особенности развития отдельных территорий в период феодальной раздробленности»

2

Россия в  XVI-XVII вв. от великого княжества к царству

12

Формировать интерес к предмету, гражданскую позицию. Воспитывать экологическое мышление, гуманистическое мышление, терпимое отношение к чужим взглядам, позиции, образу жизни.

Применять на уроках интерактивные формы работы учащихся: интеллектуальных игр, групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми        

Урок-проблема «Почему Московское княжество в период Золотоордынского ига смогло объединить русские земли?»

Проектная деятельность «От Куликовской битвы до великого стояния на реке Угре»

Посещение онлайн экспозиции в музеях региона и страны.

3

Россия в конце XVII-XVIIIв.: от царства к империи

12

Метод дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока

Урок-конференция «Почему происходили дворцовые перевороты» Проектная деятельность на заданную тему. Онлайн-викторина «Дворцовые перевороты»

Подготовка к участию в школьном проекте «Книга памяти»

4

Российская империя в XIX – начале XX в.

21

использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе

Подготовка к конференции по истории на базе БГУ; участие в онлайн-викторинах; Подготовка серий открытых уроков для учеников начальной школы и среднего звена на темы «Итоги ВОВ; послевоенное устройство в жизни страны и нашей республике»

Урок конференция «Внешняя политика СССР, успехи, неудачи, начало «холодной войны» обсуждение биполярного мирового устройства, поредение параллелей с современной политической обстановкой. Какие советы дипломатам советского союза Вы бы предложили с сегодняшней позиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по "Всеобщей истории и истории России с древности до XVI века" за курс 6 класса

Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории, 2007г, федерального  компонента государственного стандарт...

Календарно-тематическое планирование и рабочая программа по Всеобщей истории и Истории России ( 8 класс)

Календарно-тематическое планирование и рабочая программа по Всеобщей истории и Истории России ( 8 класс) образовательная система "Школа 2100"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИИ РОССИИ С ДРЕВНОСТИ ДО ХVI ВЕКА» (6 класс)

Календарно-тематический план для 6-го класса по истории России ориентировал на использование:— учебника «История России. С древнейших времен до конца ХУI в.» А. А. Данилова, Л. Г. Ко...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИИ РОССИИ» (8 класс)

Календарно-тематический план для 8 классов по истории России ориентирован на использование учебника:— Данилов, А. А. История России ХIХ век. 8 класс: учебное издание / А. А. Данилов, А. Г. Косул...

Рабочая программа по всеобщей истории и истории России к учебнику И.Л. Андреева 6 класс по ФГОС

Рабочая программа включает в себя основное содержание и планируемые результаты как по всеобщей истории, так и по истории России....

Рабочая программа по всеобщей истории и истории России 9 класс

Рабочая программа по всеобщей истории для 9 класса разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования....

рабочая программа по Всеобщей Истории и Истории России 5-9 классы

рабочая программа по Всеобщей Истории и Истории России 5-9 классы...