Реформы управления Петра I
презентация к уроку по истории (8 класс)

Татьяна Александровна Мосина

 

1.Создание Сената и коллегий.
2.Указ о единонаследии. Табель о рангах.
3.Реформа местного управления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reformy_upravleniya_petra_1.pptx1.79 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлемой душой На троне вечный был работник.» Пушкин А.С.

Слайд 2

Ниже указаны основные даты Северной войны, необходимо к каждой из них указать событие. 1703 г. 1702 г. 1720 г. 1709 г. 1714 г. 1721 г. 1711 г. 1700 г.

Слайд 3

Проверим! 1703 г. -Основание крепости Санкт- Петербург 1702 г. -штурм крепости Орешек ( Нотебург 1720 г. - битва у острова Гренгам 1709 г. - битва под Полтавой 1714 г. - морское сражение у мыса Гангут 1721 г. - Заключение Ништадтского мирного договора 1711 г. - Прутский похо ) 1700 г. - битва под Нарвой

Слайд 4

Тема урока: «Реформы управления Петра I » История России , 8 класс

Слайд 5

Домашнее задание: Параграф 5 В опросы и задания на стр. 38 Рубрика «Думаем, сравниваем, размышляем». (стр. 39). Задание № 1,2

Слайд 6

План: Создание Сената и коллегий. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Реформа местного управления.

Слайд 7

Высказывание Петра I «Знаю, что меня считают тираном... Это неправда: не знают всех обстоятельств. Я повелеваю подданными, повинующимися моим указам; эти указы содержат в себе пользу, а не вред государству. Надобно знать, как управлять народом. Английская вольность здесь неуместна, как к стене горох. Честный и разумный человек, усмотревший что-либо или придумавший что полезное, может говорить мне прямо без боязни... Невежество и упрямство всегда ополчались на меня с той поры, как задумал я ввести полезные перемены и исправить грубые нравы. Вот кто настоящие тираны, а не я». Высказывание Петра I, вернувшегося с заседания Сената и ласкавшего свою любимую собачку Лизетту « Когда бы упрямцы так же слушались меня в добром деле, как послушна мне Лизетта , я не гладил бы их дубиною; собачка догадливее их, слушается и без побой , а в тех заматерелое упрямство». Актуализация знаний

Слайд 8

Что Пётр называет «английской вольностью»? Почему он считает её неуместной для России? • На твой взгляд, является ли тираном правитель государства, который хочет всех своих подданных заставить думать и действовать, как думает и действует он сам? Актуализация знаний

Слайд 9

Проблемный вопрос ! (стр.35) Могла ли Россия добиться успехов в экономическом, политическом, культурном развитии без реформ в сфере управления? Что изменилось в системе управления Российским государством при Петре Великом?

Слайд 10

Реформы Петра Рассмотрим схему основных реформ внутригосударственного устройства. Реформа центрального управления Областная реформа Реформа порядка несения и наследования службы Реформа городского управления Церковная реформа

Слайд 11

Создание Сената и коллегий

Слайд 12

Начиная каждую из своих реформ, Пётр Великий, как правило, прямо в указе объяснял, что новые порядки вводятся для «всеобщего блага» и «всенародной пользы». Государь надеялся, что сможет объединить всех подданных идеей всеобщего служения государству. Создание Сената и коллегий

Слайд 13

В чём заключалась реформа органов центрального управления? Задание

Слайд 14

Наметившаяся ещё в XVII в. тенденция к абсолютизму потребовала ещё большей централизации власти в условиях Северной войны . «Смотреть во всем государстве расходов, и ненужные, а особливо напрасные, отставить. Денег, как возможно, сбирать, понеже деньги суть артериею войны.» Создание Сената и коллегий

Слайд 15

Вместо Боярской думы была создана Ближняя канцелярия , членов которой Петр назвал министрами и жестко контролировал. Он требовал, чтобы члены Ближней канцелярии непременно записывали свои речи и подписывались бы под ними: Ибо сим всякого дурость явлена будет. Создание Сената и коллегий

Слайд 16

Верховным органом управления страной в отсутствие монарха стал созданный в 1711 г. Правительствующий Сенат . В своем наказе Сенату Петр определил его обязанности как высшего судебного, исполнительного и частично законодательного органа. Создание Сената и коллегий

Слайд 17

В состав Сената царь назначил 9 человек боярской знати и своих выдвиженцев. Решения принимались коллегиально. Он превратился в постоянно действующее высшее правительственное учреждение, что было закреплено Указом 1722 года : контролировал правосудие, ведал торговлей, сборами и расходами государства, наблюдал за исправностью отбывания дворянами воинской повинности. БОЯРИН ТИХОН НИКИТИЧ СТРЕШНЕВ Создание Сената и коллегий

Слайд 18

Были введены должности фискалов , начиная с обер-фискала Сената и кончая фискалами на местах. Их задача состояла в том, чтобы контролировать администрацию, выявлять случаи нарушения законов, взяточничества и казнокрадства. Фискалы подчинялись непосредственно царю и, не получая жалованья, существовали за счет доли конфискованного имущества. Создание Сената и коллегий

Слайд 19

Сенат контролировали генерал-прокурор и его помощник — обер-прокурор . Генерал-прокурор мог приостановить и опротестовать решения Сената. Прокуроры имелись и в других учреждениях. Они являлись о ком государевым и подчинялись лишь царю. Генерал-прокурор П.И. Ягужинский Создание Сената и коллегий

Слайд 20

Начиная с 1711 г. вместо приказов постепенно вводились коллегии . Президент и вице-президент возглавляли и них коллегиальное управление. К 1720 г. коллегий стало 11. Это были центральные распорядительные учреждения со строгим и четким разделением функций. Создание Сената и коллегий

Слайд 21

Для их исполнения решений Сената требовался административный аппарат. В 1717—1721 гг. была проведена реформа исполнительных органов управления, в результате которой были созданы 12 коллегий . Функции и сферы деятельности каждой коллегии были строго разграничены, а отношения строились на принципе коллегиальности. Создание Сената и коллегий

Слайд 22

Коллегия чужестранных (иностранных) дел — внешняя политика. Военная коллегия (Воинская) — комплектование, вооружение, снаряжение и обучение сухопутной армии. Адмиралтейств-коллегия — военно-морские дела, флот. Вотчинная коллегия — дворянское землевладение. Камер-коллегия — сбор доходов государства. Штатс -контор-коллегия — расходами государства. Ревизион -коллегия — контроль сбора и расходования казённых средств. Коммерц-коллегия — вопросы внешней торговли. Берг-коллегия — горно-металлургическое дело. Мануфактур-коллегия — лёгкая промышленность Юстиц-коллегия —гражданский и уголовный суд. Создание Сената и коллегий

Слайд 23

Коллегии «вне групп»: Юстиц-коллегия, вотчинная коллегия, Главный магистрат. Первейшие Военная Адмиралтейская Иностранная Финансовые Камер- Штатс - Ревизион - Торгово- промышленные Берг- Мануфактур- Коммерц - Создание Сената и коллегий

Слайд 24

В 1720 году был составлен Генеральный регламент . Он регулировал деятельность (полномочия, обязанности) каждой из 12 коллегий. Было введена подпись руководителя на документе. Впервые Петр I стал лично подписывать издаваемые им указы. Создание Сената и коллегий

Слайд 25

Большое внимание Петр уделил организации политического сыска . В Тайную канцелярию при участии царя собирали сведения соглядатаев и доносчиков, вершили следствие по политическим делам. Создание Сената и коллегий

Слайд 26

Важным органом центрального управления стала Тайная канцелярия (существовала параллельно с Преображенским приказом). Канцелярия вела дела о преступлениях против государства. Создание Сената и коллегий

Слайд 27

Во второй половине XVII в. церковь сохранила автономию. После возвращения из Европы Петр I рассчитывает лишить церковь положения «государства в государстве» После смерти патриарха Адриана новых выборов не проводилось. Вместо него Петром I был назначен Патриарший Местоблюститель –Стефан Яворский . В 1721 г. Пётр подписал манифест об учреждении Святейшего Синода (под контролем обер-прокурора). Глава государства автоматически стал и главой Русской православной церкви Создание Сената и коллегий

Слайд 28

1711 г. – учреждение фискальной службы – надзорная служба «Государево слово и дело!» Создание Сената и коллегий

Слайд 29

Важной частью системы управления стали назначавшиеся царем прибыльщики , задача которых заключалась в пополнении казны за счет введения откупов и новых налогов — на соль, бороды и усы, дубовые гробы, косяки домов, домашние бани и т.д. Создание Сената и коллегий

Слайд 30

2. Указ о единонаследии. Табель о рангах

Слайд 31

Почему возникла необходимость принятия Указа о единонаследии? Задание

Слайд 32

Указ о единонаследии 1714 года Дворянское поместье Боярская вотчина = «Мы, Петр первый, царь и самодержец всероссийский и протчая , и протчая , и протчая . Объявляем сей указ всем подданным нашего государства, какого чину и достоинства оныя ни есть. Понеже разделением имений после отцов детям недвижимых великой есть вред в государстве нашем, как интересам государственным, так и подданным и самим фамилиям падение»

Слайд 33

2. Из Указа о единонаследии В чьих интересах был издан Указ о единонаследии? Кто и почему имел основания быть недовольным его положениями ? Задание- работа с документом, стр.39

Слайд 34

В интересах дворянства Петр I указом 1714 г. «О единонаследии» ликвидировал разницу между вотчиной и поместьем. Теперь помещики, как и вотчинники, при условии несения службы могли передавать свои владения по наследству, продавать, покупать и закладывать их. Указ о единонаследии

Слайд 35

Этим же указом Петр I ввел правило наследования имений лишь одним из наследников: прекращалось дробление имений между наследниками, остальные сыновья, не имея средств к существованию, должны были идти на государственную службу, в армию. Тем самым царь получал дополнительные кадры во всех областях жизни страны. Указ о единонаследии

Слайд 36

Указ о единонаследии 1714 года Поместья признавались равными с боярскими вотчинами. Российская знать получила равные права. Лишившись наследства, дворяне были вынуждены были служить на военной и гражданской службе. Указ о единонаследии

Слайд 37

В 1722 г. император принял Табель о рангах : C лужба делилась на гражданскую и военную. Было определено XIV классов (рангов) чиновников. Всякий получивший чин VIII класса становился потомственным дворянином. Чины XIV по IX давали личное дворянство без права передачи по наследству. !!! Старая и новая аристократия уравнивались и в служебном положении. Давала возможность служебного роста любому служилому человеку независимо от его происхождения. Табель о рангах

Слайд 38

Отныне российский чиновный мир был поделен на 14 разрядов — от действительного статского советника и канцлера (1-й разряд) до коллежского регистратора (14-й разряд). Такое же деление было введено в армии и на флоте — от генералиссимуса, генерал-фельдмаршала , генерала и адмирала (1-й разряд) до корнета и прапорщика (14-й разряд). Табель о рангах

Слайд 39

Дослужившиеся до 8-го разряда (в армии — до 12-горазряда) получали потомственное дворянство. Табель о рангах

Слайд 40

Отрывок из документа «Табель о рангах» 1. Принцы, которые от нашей крови произходят , и те, которые c нашими принцеccами сочетанны : имеют при всяких случаях председательство и ранг над всеми князьями и высокими служители Российского государства. 2. Морские же с сухопутными в команде определяются следующим образом: кто с кем одного ранга, хотя и старее в чину, на море командовать морскому над сухопутным, а на земли сухопутному над морским. Табель о рангах

Слайд 41

3. Кто выше своего ранга будет себе почести требовать, или сам место возмет выше данного ему ранга, тому за каждой случай платить штрафу 2 месяца жалованья. А ежели кто без жалованья служит, то платить ему такой штраф, как жалованья тех чинов, которые с ним равного рангу, и действително жалованье получают. Из штрафных денег имеет объявитель того третьюю долю получать, а досталныя имеют в гошпиталь употреблены быть. Но сие осмотрение каждого рангу не в таких оказиях требуется, когда некоторые яко добрыя друзья и соседи съедутся, или в публичных асамблеях , но токмо в церквах при службе божией, при дворовых церемониях, яко при аудиенции послов, торжественных столах, в чиновных съездах, при браках, при крещениях, и сим подобных публичных торжествах и погребениях. Равной же штраф и тому следует, кто кому ниже своего рангу место уступит, чего надлежит фискалом прилежно смотреть, дабы тем охоту подать к службе, и оным честь, а не нахалом и тунеядцом получать. Вышеписанной штраф как мужескому, так и женскому полу необходимо за преступления надлежит.

Слайд 42

4. Под равным штрафом, не имеет никто рангу себе требовать, пока он на свой чин надлежащаго патента показать не имеет. 5. Такожде не имеет никто ранг взять по характеру, которой он в чужих службах получил, пока мы ему онаго характера не подтвердили, которое подтверждение мы каждому по состоянию его заслуг охотно жаловать будем. 6. Без патента апшит никому не дает ранга, разве оной апшит за нашею рукою дан будет. Табель о рангах

Слайд 43

7. Все замужные жены поступают в рангах, по чинам мужей их. И когда они тому противно поступят, то имеют они штраф заплатить такой же, как бы должен платить муж ее был за свое преступление. 8. Сыновьям российскаго государства князей, графов, баронов, знатнейшаго дворянства, такожде служителей знатнейшаго ранга, хотя мы позволяем для знатной их породы или их отцов знатных чинов в публичной асамблеи , где двор находится, свободной доступ пред другими нижняго чину, и охотно желаем видеть, чтоб они от других во всяких случаях по достоинству отличались; однако ж мы для того никому какова рангу не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут, и за оныя характера не получат.

Слайд 44

Найдите исторические ошибки в предложении: «Дворянство он получил от своего отца – прапорщика флота, служившего ещё Петру I». Прапорщик – это 14 класс согласно «Табели о рангах», а право на потомственное дворянство давали с 8 класса. Прапорщик – это армейский, а не флотский чин. Задание

Слайд 45

3. Реформа местного управления.

Слайд 46

С какой целью Пётр I предпринял реформу местного самоуправления? Задание

Слайд 47

В 1708—1710 гг. страна была разделена на 8, позднее — 11 губерний во главе с генерал-губернаторами и губернаторами , обладавшими огромной административной, полицейской, судебной и финансовой властью. Позднее губернии были поделены на провинции (их было 50), а те, в свою очередь, делились на дистрикты (округа). Во главе крупных провинций стояли губернаторы , во главе остальных — воеводы . А.Д. Меншиков Генерал-губернатор Санкт-Петербурга Реформа местного управления

Слайд 48

1708-1710, 1719 годы – проведена административно-территориальная реформа Губерния (глава – губернатор) Провинция (глава – воевода) Уезд (глава – земский комиссар)

Слайд 49

Покажите на карте центры губерний, созданных в России в 1708 г. В 1708 году были образованы Московская, Ингерманландская (центр – Санкт-Петербург), Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангельская и Сибирская (центр – Тобольск) губернии . Задание- работа с картой, стр.38

Слайд 50

В 1708 г. Россия первоначально была разделена на 8 губерний. В 1719 году страна была разделена на 50 провинций . Провинции – на дистрикты. Главой провинции был воевода . Он отчитывался перед коллегиями и Сенатом. Реформа местного управления

Слайд 51

Особый режим местного самоуправления существовал на Украине: Власть принадлежала гетману. После измены Мазепы была создана Малороссийская коллегия , которую возглавлял царский офицер. После смерти в 1722 г. гетмана И. И. Скоропадского выборы гетмана были запрещены и на эту должность стали назначать царским указом. ИВАН ИЛЬИЧ СКОРОПАДСКИЙ Реформа местного управления

Слайд 52

Что нового было введено в управление городами? Задание

Слайд 53

По замыслу Петра I города России должны были стать центрами торговли, промышленности, финансов, как в Европе, превратиться в важнейший источник доходов государственной казны. 1720 г. создан Главный магистрат . В 1721 г. был издан регламент Главного магистрата : исполнял государственные указы, контролировал сбор податей, выполнял функции суда. Под управлением Главного магистрата учреждались Городовые магистраты. Реформа местного управления

Слайд 54

Новое управление было введено и в городах. Всеми городами в стране ведал Главный магистрат . В каждом городе появился магистрат , которому подчинялось городское население. Магистраты выбирались из числа богатых горожан — купцов, предпринимателей, состоятельных ремесленников, интеллигенции. Они были единственными выборными органами в России . Реформа местного управления

Слайд 55

По регламенту Главного магистрата 1721 г . все население города делилось: «Регулярные» граждане – I гильдия (богатые горожане, люди «свободных профессий»), II гильдия ( ремесленники и торговцы ) – участвовали в выборах магистрата. «Нерегулярные» граждане – в основном наёмные рабочие, слуги, не участвовали в выборах магистрата. Представители других сословий – дворяне, духовенство, крестьяне не были гражданами города, на категории не разделялись , не участвовали в самоуправлении. Реформа местного управления

Слайд 56

1708 год – создание губерний (губернаторы ) 1719 год – 50 провинций (воеводы) Бурмистерская палата 1720 год – Главный магистрат Вопросы: Почему только на Украине существовал особый режим управления? Было ли равным население городов? Реформа местного управления

Слайд 57

Реформы управления Петра I

Слайд 58

Какими причинами ты можешь объяснить каждое из нововведений Петра I в системе центрального и местного управления? • Определи свою позицию и обоснуй её с помощью фактов: какие из государственных реформ, порядков Петра ты можешь оправдать с точки зрения человеческой морали, а какие - нет? • Оцени характер правления Петра . Задание

Слайд 59

Реформы управления сделали власть монарха абсолютной , упорядочили руководство страной. Церковная реформа и «Указ о единонаследии» сделали церковь и дворян основной опорой российского самодержавия. Итогами реформ стало укрепление России. Страна заняла равное место среди государств Европы. Вывод

Слайд 60

Абсолютизм — форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. Аристократия — родовая знать. Губерния — основная административно-территориальная единица в России с 1708 по 1917 г. Коллегия — название высшего правительственного учреждения в Российской империи XVIII в. Модернизация — обновление основных сторон жизни общества. Прокурор — должностное лицо органов прокуратуры, призванное следить за выполнением закона. Ратуша — сословный судебный орган в небольших российских городах в XVIII—начале XIX в. Сенат — в России с 1711 по 1917 г. — высший государственный орган, подчинённый императору. Табель о рангах — законодательный акт Петра I (1722), определявший порядок прохождения службы чиновниками империи. Фискал — в России в 1711 — 1729 гг. — государственный служащий для надзора за деятельностью государственных учреждений и чиновников. Запоминаем новые слова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Значение петровских реформ. Роль Петра I в истории»

Обобщающий урок истории в 7 классе, с применением Сингапурской системы преподования.Цель урока: обобщить знания учащихся о Петре I и его реформах, об их влиянии на  дальнейшую судьбу страны....

Технологическая карта урока «Реформы управления Петра I» 8 класс

Методическая разработка урока по истории России 8 класс....

Тема урока: Реформы управления Петра I"

Тема урока: Реформы управления Петра I. Составление схемы «Органы власти после реформ Петра I» при помощи графических элементов MS Word.       Цель урока: рас...

Презентация "Реформы управления Петра I"

Презентация выполнена на основе учебника истории России 8 класса под редакцией Торкунова. Данная разработка поможет учителю провести наглядный, интересный и запоминающийся урок истории на тему "Реформ...

Реформы управления Петра 1

Открытый урок по истории в 8 классе...

Конспект урока по теме "Реформы управления Российским государством при Петре I". История России. 8 класс.

Учебный предмет: ИсторияУчитель: Диваева Елизавета АндреевнаКласс: 8 классАвтор и название УМК: Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, А.А. Левандовский, А.Я. Токарева. Под редакцией академика РАН А.В. Торкуно...

Презентация по истории России "Реформы управления Петра I"

Данная презентация выполнена на основе учебника "История России. 8 класс»" под ред.Торкунова. Презентация поможет учителю провести наглядный, интересный и запоминающийся урок по этой т...