Дидактическая структура урока | Содержание и приемы работы учителя | Содержание и приемы работы учащихся | Формируемые УУД |
Организа-ционный момент
Актуали- зация опорных знаний
Проблемно-мотивационный этап | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку
- Проверочный тест.
Очень часто историки представляют 18 век особым периодом в развитии нашей государственной жизни. Этому периоду дано несколько названий: одни зовут его «Императорским», другие «Петербургским», третьи просто называют это время новой русской историей. Новую русскую историю начинают с так называемой эпохи преобразований общественного быта. Главным деятелем этих преобразований был Петр I Великий. Поэтому время его царствования представляется нам той гранью, которая отделяет старую Русь от преобразованной России. Давайте сопоставим высказывания двух историков: В. Татищев: «Петр – великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации». М. Щербатов «Петр – разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были «блестящей ошибкой». | Приветствуют учителя. Организуют рабочее место.
Выполняют задания:
Учащиеся формулируют проблему, выбирают лучший вариант, который записывается на доске и в тетрадях. Проблема: Могли ли Россия добиться успехов в экономическом, политическом и культурном развитии без реформ в сфере управления? Что изминилось в системе управления Рос. Государством? | Коммуникативные ууд: умение выражать свои мысли в устной и письменной форме, предметные:Знать: даты, термины. уметь: отвечать на вопросы по пройденному материалу.
познавательные: умение работать с новой информацией, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. регулятивные ууд: умение осуществлять целеполагание разбивать деятельность на этапы.
|
Этап введения нового материала | Организация работы в группах. Реформы Петра I | Содержание реформ | Их значение | Реформа центрального управления (1711, 1718-21, 1722 гг.) | Введение правительствующего Сената. Наделен законосовещательными, судебными и контролирующими функциями. 171801721 гг. введение коллегий вместо приказов.(изначально их было 11) 1722г . введение должности генерал -прокурора осуществлял контроль над деят-ю Сената. Руководил прокуратурой | Управление улучшилось: усилился контроль, четкое определение функций органов власти, коллективное принятие решений | Указ о единонаследии (1714 г.) | Запрещалось дробление дворянских имений. Уравнял в правах поместья и вотчины. Недвижимость передавалась только одному сыну. | Появилось единое дворянское сословие | Табель о рангах (1722 г.) | Государственная служба делилась на гражданскую и военную. Устанавливалось 14 рангов для гражданских и военных чиновников. Чины с 14-9 давали личное дворянство без права передачи по наследству. Всякий получивший чин 8-го класса становился потомственным дворянином | Единая система чинов, продвижение по службе не зависит от происхождения | Областная (губернская) реформа (1708 г.) | Вместо уездов появились губернии. Всего 8 губерний. Управляли губерниями губернаторы и генерал-губернаторы с административными, полицейскими,финансовыми, судебными функциями. В 1719 г. губернии были поделены на 50 провинций, во главе которых стояли воеводы,подчинявшиеся губернаторам | Усиление местной власти | Реформа городского управления 1699г. | В городах были введены Ратуши для управления городским торгово-промышленным населением, которые одновременно являлись и финансовым учреждением , и высшей судебной инстанцией для городского населения. Во главе городов находились бурмистры, которые избирались населением | Способствовала экономическому подъему городов, поддержка государством состоятельных горожан Развитие местного самоуправления. |
| Каждая из групп учащихся выполняет задание по учебнику. 1-я группа. Реформа центрального управления. Какие новые органы власти появились при Петре I? Чем они занимались? Улучшилось ли управление страной? Ответ объясните. 2-я группа. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Каково содержание указа о единонаследии? Какое сословие стало единым? Сколько классов чиновников вводила Табель о рангах? Что они получали вместе с чином? От чего зависело продвижение по службе? Считаете ли вы такой порядок справедливым? Почему? 3-я группа. Областная (губернская) реформа. И городская реформа. На какие части была разделена территория России в 1708 г.? Какой властью обладали губернаторы? Для чего была проведена губернская реформа? Считаете ли вы эту реформу полезной? Почему?
Класс знакомится с содержанием преобразований Петра I, слушая ответы каждой группы на вопросы. Заключительные вопросы заданий позволяют ученикам сформулировать историческое значение реформ. Оно заносятся всем классом в таблицу | коммуникативные ууд:умение работать в команде (слушать и слышать, учитывать мнение другого). регулятивные ууд: умение осуществлять целеполагание, разбивать деятельность на этапы. Метапредметные:Уметь аргументи- ровать и отстаивать свое мнение. Уметь делать осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности. Предметные: уметь аргументировать свое мнение о реформах Петра 1. Личностные: Осознавать значимость государственных преобразованийдля дальнейшего развития страны. |
Первичное закрепление и диагностика усвоения нового материала | Выполнение задания «Закончи предложение» - Указ 1714 года ликвидировал разницу между поместьями и ____________
- Дворяне получают право по завещанию передать свою землю только _______________________.
- Согласно «Табели о рангах» продвижение по службе зависит не от знатности, а от _______________________
- Потомственное дворянство можно было получить достигнув _________________
- Ярым противником реформ Петра был _________________________.
- Власть в стране полностью зависит от ________________
| Учащиеся выполняют задание, а затем осуществляют взаимопроверку выполнения задания, по ответам, появившимся на экране. - Указ 1714 года ликвидировал разницу между поместьями и ВОТЧИНОЙ.
- Дворяне получают право по завещанию передать свою землю только ОДНОМУ СВОЕМУ СЫНУ,
- Согласно «Табели о рангах» продвижение по службе зависит не от знатности, а от ЛИЧНЫХ ЗАСЛУГ.
- Потомственное дворянство можно было получить, достигнув 8 РАЗРЯДА.
- Ярым противником реформ Петра был ЦАРЕВИЧ АЛЕКСЕЙ.
Власть в стране полностью зависит от МОНАРХА (ЦАРЯ, ИМПЕРАТОРА, ПЕТРА). | личностные ууд: навык оценочной деятельности. познавательные: умение работать с новой информацией, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. |
Итоги урока, рефлексия | После представления результатов выполнения задания предлагается вернуться к решению проблемы: Давайте вспомним противоположные оценки историков деятельности Петра и решим, какая оценка и почему кажется вам наиболее верной. А может быть, вы сформулируете собственную позицию. | Ученики формулируют свой вывод. Часть класса поддерживает положительную оценку, данную Петру I В.Татищевым, и аргументируют ее тем, что реформы Петра улучшили центральную и местную систему управления страной, поставили продвижение по службе в зависимость от личных качеств человека, способствовали экономическому развитию городов. Сторонники высказывания М.Щербатова называют разрушение русских традиций, удар по авторитету православной церкви, подчинение ее государству. | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала |
Домашнее задание | Пар. 5 чит., вопр. Устно. задание 2 (стр. 39) | Слушают, записывают д/з |
|