Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А учебного курса « История 11 класс» Класс: 11 А, 11Б
рабочая программа по истории (11 класс)
Рабочая программа по истории для 11 класса (базовый уровень) составлена на основе:
1.Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года;
2.Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования приказ (приказ № 1089 от 5 марта 2004 года) с изменениями на 23 июня 2015 года;
3.Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (в редакции приказов от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015 № 1578, Федерации от 29 июля 2017 № 613);
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_istoriya_11ab.docx | 61.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
учебного курса « История 11 класс»
Класс: 11 А, 11Б
Уровень образования: среднее общее образование
Срок реализации программы 2021/ 2022 гг.
Количество часов по учебному плану:
всего – 70 ч/год; 2 ч/неделю
Планирование составлено на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения.
Рабочую программу составила
Присяжникова Елена Викторовна,
учитель истории и обществознания.
Когалым 2021г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории для 11 класса (базовый уровень) составлена на основе:
1.Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года;
2.Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования приказ (приказ № 1089 от 5 марта 2004 года) с изменениями на 23 июня 2015 года;
3.Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (в редакции приказов от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015 № 1578, Федерации от 29 июля 2017 № 613);
Рабочая программа и тематическое планирование учебного курса «История» разработаны на основе Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурного стандарта, подготовленных Российским историческим обществом и авторской программой «История России» 10-11 классы, автор Андреевская Т.П.; авторской программой «Всеобщая история. Новейшая история» 10-11 классы, автор Несмелова М.Л. Рабочая программа для 10 -11 классов ориентирована на использование следующих учебников:
Данилов А.А., А.В.Торкунов, О.В.Хлевнюк и др. под ред. Торкунова А.В. История России, 1946 г.- начало XXI в. 11 класс: базовый уровень: учебник для общеобразовательных организаций: в 2-х частях. - М., «Просвещение», 2021 г.
Сорока-Цюпа О.С.История. Всеобщая история.Новейшая история. 11 класс. Под ред.А.О.Чубарьяна. – М.:Просвещение, 2021 г.
Данная программа конкретизирует содержание стандарта, дает распределение учебных часов по разделам предмета, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Общая характеристика учебного предмета – истории.
В соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС СОО, главной целью школьного исторического образования является формирование у обучающегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России. Изучение истории на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
- формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Основными задачами реализации программы учебного предмета «История» (базовый уровень) в старшей школе являются:
1) формирование представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
2) овладение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
3) формирование умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
4) овладение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
5) формирование умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
В соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории Российского исторического общества базовыми принципами школьного исторического образования являются:
– идея преемственности исторических периодов, в т. ч. непрерывности процессов становления и развития российской государственности, формирования государственной территории и единого многонационального российского народа, а также его основных символов и ценностей;
– рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;
– ценности гражданского общества – верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность;
– воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;
– общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия государств и народов в Новейшей истории.
– познавательное значение российской, региональной и мировой истории;
– формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни.
Методологическая основа преподавания курса истории в школе базируется на следующих образовательных и воспитательных приоритетах:
– принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;
– многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств;
– многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;
– исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социальногуманитарного цикла;
– историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.
Место учебного предмета «История»
Предмет «История» изучается на уровне среднего общего образования в качестве учебного предмета в 11 классе. Структурно предмет «История» включает учебные курсы по всеобщей (Новейшей) истории и истории России (1914-2020 гг.) и изучается на ступени среднего общего образования в качестве обязательного, в 11 классе по 2 часа в неделю. Рабочая программа рассчитана на 35 учебных недель, 70 часов в год. Обучение проводится синхронно, поскольку события мировой и отечественной истории связанны друг с другом тесным образом.
Класс | Объем учебного времени
| Разделы программы | |
Всеобщая история | История России | ||
11
|
70 | Всеобщая история. Новейшая история 1946 г. – начало XXI в. – 18 часов | История России 1946 г. – начало XXI в. – 52 часа |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
- периодизацию всемирной и отечественной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь:
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Планируемые результаты
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные результаты:
· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
· познавательный интерес к прошлому своей страны
· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
· изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
· уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
· уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
· следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
· формирование коммуникативной компетентности;
· обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других;
· расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении;
· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
Личностные результаты отражают сформированность в том числе:
1. Гражданского воспитания - формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества.
2. Патриотического воспитания - ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения исторической науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной истории, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества.
3. Духовно-нравственного воспитания - представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении экспериментов, создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков.
Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:
· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
· формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
· соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
· овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
· привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
· логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием;
· применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
· решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
· организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
· определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
· активно применять знания и приобретённые умения, освоенные в школе, в повседневной жизни и продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме;
· критически оценивать достоверность информации (с помощью учителя), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную.
Предметные результаты:
· определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);
· установление синхронистических связей истории Росии и стран Европы и Азии;
· составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
· применение понятийного аппарата и приемов исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
· овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества;
· использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
· использование сведений из исторической карты как источника информации;
· описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в Новейшее время, памятников культуры, событий новейшей истории;
· понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями;
· высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;
· описание характерных, существенных черт форм государственного устройства современных государств, положения основных групп общества, религиозных верований людей;
· поиск в источниках различного типа и вида информации о событиях и явлениях прошлого;
· анализ информации, содержащейся в исторических документах;
· использование приёмов исторического анализа;
· понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с этими источниками;
· оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности исторических личностей исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;
· сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
· систематизация информации в ходе проектной деятельности;
· поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;
· личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Российской империи;
· уважение к русской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.
Учебно-тематический план
Класс |
Всеобщая история
|
История России |
11 | Послевоенный мир (7 ч) Пути развития стран Азии, Африки и Латинской Америки (5 ч) Современный мир и новые вызовы XXI века (6 ч) | СССР 1941 – 1945 гг.(36 ч) Российская Федерация в 1991 – 2020 гг. (16 ч)
|
Содержание
СССР 1945 – 1991 гг.(36 ч)
Влияние последствий войны на советскую систему и общество. Послевоенные ожидания и настроения. Представления власти и народа о послевоенном развитии страны. Эйфория Победы. Разруха. Обострение жилищной проблемы. Демобилизация армии. Социальная адаптация фронтовиков. Положение семей «пропавших без вести» фронтовиков. Репатриация. Рост беспризорности и решение проблем послевоенного детства. Рост преступности. Ресурсы и приоритеты восстановления. Демилитаризация экономики и переориентация на выпуск гражданской продукции. Восстановление индустриального потенциала страны. Сельское хозяйство и положение деревни. Помощь не затронутых войной национальных республик в восстановлении западных регионов СССР. Репарации, их размеры и значение для экономики. Советский «атомный проект», его успехи и его значение. Начало гонки вооружений. Положение на послевоенном потребительском рынке. Колхозный рынок. Государственная и коммерческая торговля. Голод 1946–1947 гг. Денежная реформа и отмена карточной системы (1947 г.). Сталин и его окружение. Ужесточение административно-командной системы. Соперничество в верхних эшелонах власти. Усиление идеологического контроля. Послевоенные репрессии. «Ленинградское дело». Борьба с «космополитизмом». «Дело врачей». Дело Еврейского антифашистского комитета. Т.Д. Лысенко и «лысенковщина». Сохранение на период восстановления разрушенного хозяйства трудового законодательства военного времени. Союзный центр и национальные регионы: проблемы взаимоотношений. Положение в «старых» и «новых» республиках. Рост влияния СССР на международной арене. Первые шаги ООН. Начало «холодной войны». «Доктрина Трумэна» и «План Маршалла». Формирование биполярного мира. Советизация Восточной и Центральной Европы. Взаимоотношения со странами «народной демократии». Создание Совета экономической взаимопомощи. Конфликт с Югославией. Коминформбюро. Организация Североатлантического договора (НАТО). Создание Организации Варшавского договора. Война в Корее.
И.В. Сталин в оценках современников и историков.
Смерть Сталина и настроения в обществе. Смена политического курса. Борьба за власть в советском руководстве. Переход политического лидерства к Н.С. Хрущеву. Первые признаки наступления «оттепели» в политике, экономике, культурной сфере. Начало критики сталинизма. XX съезд КПСС и разоблачение «культа личности» Сталина. Реакция на доклад Хрущева в стране и мире. Частичнаядесталинизация: содержание и противоречия. Внутрипартийная демократизация. Начало реабилитации жертв массовых политических репрессий и смягчение политической цензуры. Возвращение депортированных народов. Особенности национальной политики. Попытка отстранения Н.С. Хрущева от власти в 1957 г. «Антипартийная группа». Утверждение единоличной власти Хрущева.
Культурное пространство и повседневная жизнь. Изменение общественной атмосферы. «Шестидесятники». Литература, кинематограф, театр, живопись: новые тенденции. Поэтические вечера в Политехническом музее. Образование и наука. Приоткрытие «железного занавеса». Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 г. Популярные формы досуга. Развитие внутреннего и международного туризма. Учреждение Московского кинофестиваля. Роль телевидения в жизни общества. Легитимация моды и попытки создания «советской моды». Неофициальная культура. Неформальные формы общественной жизни: «кафе» и «кухни». «Стиляги». Хрущев и интеллигенция. Антирелигиозные кампании. Гонения на церковь. Диссиденты. Самиздат и «тамиздат».
Социально-экономическое развитие. Экономическое развитие СССР. «Догнать и перегнать Америку». Попытки решения продовольственной проблемы. Освоение целинных земель. Научно-техническая революция в СССР. Перемены в научно-технической политике. Военный и гражданский секторы экономики. Создание ракетно-ядерного щита. Начало освоения космоса. Запуск первого спутника Земли. Исторические полеты Ю.А. Гагарина и первой в мире женщины-космонавта В.В. Терешковой. Первые советские ЭВМ. Появление гражданской реактивной авиации. Влияние НТР на перемены в повседневной жизни людей. Реформы в промышленности. Переход от отраслевой системы управления к совнархозам. Расширение прав союзных республик. Изменения в социальной и профессиональной структуре советского общества к началу 1960-х гг. Преобладание горожан над сельским населением. Положение и проблемы рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции. Востребованность научного и инженерного труда. Расширение системы ведомственных НИИ. ХХII Съезд КПСС и программа построения коммунизма в СССР. Воспитание «нового человека». Бригады коммунистического труда. Общественные формы управления. Социальные программы. Реформа системы образования. Движение к «государству благосостояния»: мировой тренд и специфика советского «социального государства». Общественные фонды потребления. Пенсионная реформа. Массовое жилищное строительство. «Хрущевки». Рост доходов населения и дефицит товаров народного потребления. Внешняя политика. Новый курс советской внешней политики: от конфронтации к диалогу. Поиски нового международного имиджа страны. СССР и страны Запада. Международные военно-политические кризисы, позиция СССР и стратегия ядерного сдерживания (Суэцкий кризис 1956 г., Берлинский кризис 1961 г., Карибский кризис 1962 г.).
СССР и мировая социалистическая система. Венгерские события 1956 г. Распад колониальных систем и борьба за влияние в «третьем мире». Конец «оттепели». Нарастание негативных тенденций в обществе. Кризис доверия власти. Новочеркасские события. Смещение Н.С. Хрущева и приход к власти Л.И. Брежнева. Оценка Хрущева и его реформ современниками и историками.
Приход к власти Л.И. Брежнева: его окружение и смена политического курса. Поиски идеологических ориентиров. Десталинизация и ресталинизация. Экономические реформы 1960-х гг. Новые ориентиры аграрной политики. «Косыгинская реформа». Конституция СССР 1977 г. Концепция «развитого социализма». Попытки изменения вектора социальной политики. Уровень жизни: достижения и проблемы. Нарастание застойных тенденций в экономике и кризис идеологии. Рост теневой экономики. Ведомственный монополизм. Замедление темпов развития. Исчерпание потенциала экстенсивной индустриальной модели. Новые попытки реформирования экономики. Рост масштабов и роли ВПК. Трудности развития агропромышленного комплекса. Советские научные и технические приоритеты. МГУ им М.В. Ломоносова. Академия наук СССР. Новосибирский Академгородок. Замедление научно-технического прогресса в СССР. Отставание от Запада в производительности труда. «Лунная гонка» с США. Успехи в математике. Создание топливно-энергетического комплекса (ТЭК).
Культурное пространство и повседневная жизнь. Повседневность в городе и в деревне. Рост социальной мобильности. Миграция населения в крупные города и проблема «неперспективных деревень». Популярные формы досуга населения. Уровень жизни разных социальных слоев. Социальное и экономическое развитие союзных республик. Общественные настроения. Трудовые конфликты и проблема поиска эффективной системы производственной мотивации. Отношение к общественной собственности. «Несуны». Потребительские тенденции в советском обществе. Дефицит и очереди.
Идейная и духовная жизнь советского общества. Развитие физкультуры и спорта в СССР. Олимпийские игры 1980 г. в Москве. Литература и искусство: поиски новых путей. Авторское кино. Авангардное искусство. Неформалы (КСП, движение КВН и др.). Диссидентский вызов. Первые правозащитные выступления. А.Д. Сахаров и А.И. Солженицын. Религиозные искания. Национальные движения. Борьба с инакомыслием. Судебные процессы. Цензура и самиздат.
Внешняя политика. Новые вызовы внешнего мира. Между разрядкой и конфронтацией. Возрастание международной напряженности. «Холодная война» и мировые конфликты. «Доктрина Брежнева». «Пражская весна» и снижение международного авторитета СССР. Конфликт с Китаем. Достижение военно-стратегического паритета с США. Политика «разрядки». Сотрудничество с США в области освоения космоса. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в Хельсинки. Ввод войск в Афганистан. Подъем антикоммунистических настроений в Восточной Европе. Кризис просоветских режимов. Л.И. Брежнев в оценках современников и историков.
Нарастание кризисных явлений в социально-экономической и идейно-политической сферах. Резкое падение мировых цен на нефть и его негативные последствия для советской экономики. М.С. Горбачев и его окружение: курс на реформы. Антиалкогольная кампания 1985 г. и ее противоречивые результаты. Чернобыльская трагедия. Реформы в экономике, в политической и государственной сферах. Законы о госпредприятии и об индивидуальной трудовой деятельности. Появление коммерческих банков. Принятие закона о приватизации государственных предприятий. Гласность и плюрализм мнений. Политизация жизни и подъем гражданской активности населения. Массовые митинги, собрания. Либерализация цензуры. Общественные настроения и дискуссии в обществе. Отказ от догматизма в идеологии. Концепция социализма «с человеческим лицом». Вторая волна десталинизации. История страны как фактор политической жизни. Отношение к войне в Афганистане. Неформальные политические объединения. «Новое мышление» Горбачева. Отказ от идеологической конфронтации двух систем и провозглашение руководством СССР приоритета общечеловеческих ценностей над классовым подходом. Изменения в советской внешней политике. Односторонние уступки Западу. Роспуск СЭВ и организации Варшавского договора. Объединение Германии. Начало вывода советских войск из Центральной и Восточной Европы. Завершение «холодной войны». Отношение к М.С. Горбачеву и его внешнеполитическим инициативам внутри СССР и в мире. Демократизация советской политической системы. XIX конференция КПСС и ее решения. Альтернативные выборы народных депутатов. Съезды народных депутатов – высший орган государственной власти. Первый съезд народных депутатов СССР и его значение. Образование оппозиционной Межрегиональной депутатской группы. Демократы «первой волны», их лидеры и программы. Раскол в КПСС. Подъем национальных движений, нагнетание националистических и сепаратистских настроений. Проблема Нагорного Карабаха и попытки ее решения руководством СССР. Обострение межнационального противостояния: Закавказье, Прибалтика, Украина, Молдавия. Позиция республиканских лидеров и национальных элит. Последний этап «перестройки»: 1990–1991 гг. Отмена 6-й статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС. Становление многопартийности. Кризис в КПСС и создание Коммунистической партии РСФСР. Первый съезд народных депутатов РСФСР и его решения. Б.Н. Ельцин – единый лидер демократических сил. Противостояние союзной (Горбачев) и российской (Ельцин) власти. Введение поста президента и избрание М.С. Горбачева Президентом СССР. Учреждение в РСФСР Конституционного суда и складывание системы разделения властей. Дестабилизирующая роль «войны законов» (союзного и республиканского законодательства). Углубление политического кризиса.
Усиление центробежных тенденций и угрозы распада СССР. Провозглашение независимости Литвой, Эстонией и Латвией. Ситуация на Северном Кавказе. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Дискуссии о путях обновлении Союза ССР. План «автономизации» – предоставления автономиям статуса союзных республик. Ново-Огаревский процесс и попытки подписания нового Союзного договора. «Парад суверенитетов». Референдум о сохранении СССР и введении поста президента РСФСР. Избрание Б.Н. Ельцина президентом РСФСР. Превращение экономического кризиса в стране в ведущий политический фактор. Нарастание разбалансированности в экономике. Государственный и коммерческий секторы. Конверсия оборонных предприятий. Введение карточной системы снабжения. Реалии 1991 г.: конфискационная денежная реформа, трехкратное повышение государственных цен, пустые полки магазинов и усталость населения от усугубляющихся проблем на потребительском рынке. Принятие принципиального решения об отказе от планово-директивной экономики и переходе к рынку. Разработка союзным и российским руководством программ перехода к рыночной экономике. Радикализация общественных настроений. Забастовочное движение. Новый этап в государственно-конфессиональных отношениях.
Августовский политический кризис 1991 г. Планы ГКЧП и защитники Белого дома. Победа Ельцина. Ослабление союзной власти и влияния Горбачева. Распад КПСС. Ликвидация союзного правительства и центральных органов управления, включая КГБ СССР. Референдум о независимости Украины. Оформление фактического распада СССР и создание СНГ (Беловежское и Алма-Атинское соглашения). Реакция мирового сообщества на распад СССР. Решение проблемы советского ядерного оружия. Россия как преемник СССР на международной арене. Горбачев, Ельцин и «перестройка» в общественном сознании. М.С. Горбачев в оценках современников и историков.
Российская Федерация в 1991 – 2020 гг. (16 ч.)
Б.Н. Ельцин и его окружение. Общественная поддержка курса реформ. Взаимодействие ветвей власти на первом этапе преобразований. Предоставление Б.Н. Ельцину дополнительных полномочий для успешного проведения реформ. Правительство реформаторов во главе с Е.Т. Гайдаром. Начало радикальных экономических преобразований. Либерализация цен. «Шоковая терапия». Ваучерная приватизация. Долларизация экономики. Гиперинфляция, рост цен и падение жизненного уровня населения. Безработица. «Черный» рынок и криминализация жизни. Рост недовольства граждан первыми результатами экономических реформ. Особенности осуществления реформ в регионах России.
От сотрудничества к противостоянию исполнительной и законодательной власти в 1992–1993 гг. Решение Конституционного суда РФ по «делу КПСС». Нарастание политико-конституционного кризиса в условиях ухудшения экономической ситуации. Апрельский референдум 1993 г. – попытка правового разрешения политического кризиса. Указ Б.Н. Ельцина № 1400 и его оценка Конституционным судом. Возможность мирного выхода из политического кризиса. «Нулевой вариант». Позиция регионов. Посреднические усилия Русской православной церкви. Трагические события осени 1993 г. в Москве. Обстрел Белого дома. Последующее решение об амнистии участников октябрьских событий 1993 г. Всенародное голосование (плебисцит) по проекту Конституции России 1993 года. Ликвидация Советов и создание новой системы государственного устройства. Принятие Конституции России 1993 года и ее значение. Полномочия президента как главы государства и гаранта Конституции. Становление российского парламентаризма. Разделение властей. Проблемы построения федеративного государства. Утверждение государственной символики.
Итоги радикальных преобразований 1992–1993 гг. Обострение межнациональных и межконфессиональных отношений в 1990-е гг. Подписание Федеративного договора (1992) и отдельных соглашений центра с республиками. Договор с Татарстаном как способ восстановления федеративных отношений с республикой и восстановления территориальной целостности страны. Взаимоотношения Центра и субъектов Федерации. Опасность исламского фундаментализма. Восстановление конституционного порядка в Чеченской Республике. Корректировка курса реформ и попытки стабилизации экономики. Роль иностранных займов. Проблема сбора налогов и стимулирования инвестиций. Тенденции деиндустриализации и увеличения зависимости экономики от мировых цен на энергоносители. Сегментация экономики на производственный и энергетический секторы. Положение крупного бизнеса и мелкого предпринимательства. Ситуация в российском сельском хозяйстве и увеличение зависимости от экспорта продовольствия. Финансовые пирамиды и залоговые аукционы. Вывод денежных активов из страны. Дефолт 1998 г. и его последствия. Повседневная жизнь и общественные настроения россиян в условиях реформ. Общественные настроения в зеркале социологических исследований. Представления о либерализме и демократии. Проблемы формирования гражданского общества. Свобода СМИ. Свобода предпринимательской деятельности. Возможность выезда за рубеж. Безработица и деятельность профсоюзов. Кризис образования и науки. Социальная поляризация общества и смена ценностных ориентиров. Безработица и детская беспризорность. «Новые русские» и их образ жизни. Решение проблем социально незащищенных слоев. Проблемы русскоязычного населения в бывших республиках СССР.
Новые приоритеты внешней политики. Мировое признание новой России суверенным государством. Россия – правопреемник СССР на международной арене. Значение сохранения Россией статуса ядерной державы. Взаимоотношения с США и странами Запада. Подписание Договора СНВ-2 (1993). Присоединение России к «большой семерке». Усиление антизападных настроений как результат бомбежек Югославии и расширения НАТО на Восток. Россия на постсоветском пространстве. СНГ и союз с Белоруссией. Военно-политическое сотрудничество в рамках СНГ. Восточный вектор российской внешней политики в 1990-е гг. Российская многопартийность и строительство гражданского общества. Основные политические партии и движения 1990-х гг., их лидеры и платформы. Кризис центральной власти. Президентские выборы 1996 г. Политтехнологии.
«Семибанкирщина». «Олигархический» капитализм. Правительства В.С. Черномырдина и Е.М. Примакова. Обострение ситуации на Северном Кавказе. Вторжение террористических группировок с территории Чечни в Дагестан. Выборы в Государственную Думу 1999 г. Добровольная отставка Б.Н. Ельцина.
Б.Н. Ельцин в оценках современников и историков.
Политические и экономические приоритеты. Первое и второе президентства В.В. Путина. Президентство Д.А. Медведева. Президентские выборы 2012 г. Избрание В.В. Путина президентом. Государственная Дума. Многопартийность. Политические партии и электорат. Федерализм и сепаратизм. Восстановление единого правового пространства страны. Разграничение властных полномочий центра и регионов. Террористическая угроза. Построение вертикали власти и гражданское общество. Стратегия развития страны. Экономическое развитие в 2000-е годы. Финансовое положение. Рыночная экономика и монополии. Экономический подъем 1999–2007 гг. и кризис 2008 г. Структура экономики, роль нефтегазового сектора и задачи инновационного развития. Сельское хозяйство. Россия в системе мировой рыночной экономики. Человек и общество в конце XX – начале XXI в. Новый облик российского общества после распада СССР. Социальная и профессиональная структура. Занятость и трудовая миграция. Миграционная политика. Основные принципы и направления государственной социальной политики. Реформы здравоохранения. Пенсионные реформы. Реформирование образования и науки и его результаты. Особенности развития культуры. Демографическая статистика. Снижение средней продолжительности жизни и тенденции депопуляции. Государственные программы демографического возрождения России. Разработка семейной политики и меры по поощрению рождаемости. Пропаганда спорта и здорового образа жизни. Олимпийские и паралимпийские зимние игры 2014 г. в Сочи. Повседневная жизнь. Качество, уровень жизни и размеры доходов разных слоев населения. Общественные представления и ожидания в зеркале социологии. Постановка государством вопроса о социальной ответственности бизнеса.
Модернизация бытовой сферы. Досуг. Россиянин в глобальном информационном пространстве: СМИ, компьютеризация, Интернет. Массовая автомобилизация.
Внешняя политика в конце XX – начале XXI в. Внешнеполитический курс В.В. Путина. Постепенное восстановление лидирующих позиций России в международных отношениях. Современная концепция российской внешней политики в условиях многополярного мира. Участие в международной борьбе с терроризмом и в урегулировании локальных конфликтов. Центробежные и партнерские тенденции в СНГ. СНГ и ЕврАзЭС. Отношения с США и Евросоюзом. Вступление России в Совет Европы. Деятельность «большой двадцатки». Переговоры о вступлении в ВТО. Дальневосточное и другие направления политики России.
Культура и наука России в конце XX – начале XXI в. Повышение общественной роли СМИ как «четвертой власти». Коммерциализация культуры. Ведущие тенденции в развитии образования и науки. Система платного образования. Сокращение финансирования науки, падение престижа научного труда. «Утечка мозгов» за рубеж. Основные достижения российских ученых и невостребованность результатов их открытий. Религиозные конфессии и повышение их роли в жизни страны. Предоставление церкви налоговых льгот. Передача государством зданий и предметов культа для религиозных нужд. Особенности развития современной художественной культуры: литературы, киноискусства, театра, изобразительного искусства. Процессы глобализации и массовая культура.
Внешняя политика Росси в начале XXI в. разработка новой внешнеполитической стратегии. Усиление борьбы с терроризмом. Отношения России со странами ближнего зарубежья. Отношения России со странами Азии, Африки, Латинской Америки.
Россия в 2008 – 2011 гг.ПрезидентД.А.Медведев и его программа. Военный конфликт в Закавказье. Россия и мировой экономический кризис. Выборы в Государственную думу 2011 г.
Российская Федерация в 2012 – 2020 гг. Президентские выборы 2012 г. воссоединение Крыма с Россией. Внешняя политика. Участие России в борьбе с международным терроризмом в Сирии. Укрепление обороноспособности страны. Социально-экономическое развитие. Выборы в Государственную думу 2016 г. Президентские выборы 2018 г. Конституционная реформа 2020 г.
Всеобщая история. Новейшая история
Послевоенный мир (7 ч)
Причины «холодной войны». План Маршалла. Доктрина Трумэна. Политика сдерживания. «Народная демократия» и установление коммунистических режимов в Восточной Европе. Раскол Германии. Коминформ. Советско-югославский конфликт. Террор в Восточной Европе. Совет экономической взаимопомощи. НАТО. «Охота на ведьм» в США.
Гонка вооружений. Испытания атомного и термоядерного оружия в СССР. Ослабление международной напряженности после смерти И. Сталина. Нормализация советско-югославских отношений. Организация Варшавского договора. Ракетно-космическое соперничество. Первый искусственный спутник Земли. Первый полет человека в космос. «Доктрина Эйзенхауэра». Визит Н. Хрущева в США. Ухудшение советско-американских отношений в 1960–1961 гг. Д. Кеннеди. Берлинский кризис. Карибский кризис. Договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах.
Пути развития стран Азии, Африки и Латинской Америки (5 ч)
Страны Азии и Африки. Деколонизация и выбор путей развития.
Гражданская война в Китае. Образование КНР. Война в Корее. Национально-освободительные и коммунистические движения в Юго-Восточной Азии. Индокитайские войны. Поражение США и их союзников в Индокитае. Советско-китайский конфликт.
«Разрядка». Причины «разрядки». Визиты Р. Никсона в КНР и СССР. Договор ОСВ-1 и об ограничении ПРО. Новая восточная политика ФРГ. Хельсинкский акт. Договор ОСВ-2. Ракетный кризис в Европе. Ввод советских войск в Афганистан. Возвращение к политике «холодной войны».
«Общество потребления». Возникновение Европейского экономического сообщества. Германское «экономическое чудо». Возникновение V республики во Франции. Консервативная и трудовая Великобритания. «Скандинавская модель» общественно-политического и социально-экономического развития.
Проблема прав человека. «Бурные шестидесятые». Движение за гражданские права в США. Новые течения в обществе и культуре.
Информационная революция. Энергетический кризис. Экологический кризис и зеленое движение. Экономические кризисы 1970-х – начала 1980-х гг. Демократизация стран Запада. Падение диктатур в Греции, Португалии и Испании. Неоконсерватизм. Внутренняя политика Р. Рейгана.
«Реальный социализм». Волнения в ГДР в 1953 г. ХХ съезд КПСС. Кризисы и восстания в Польше и Венгрии в 1956 г. «Пражская весна» 1968 г. и ее подавление. Движение «Солидарность» в Польше. Югославская модель социализма. Разрыв отношений Албании с СССР.
Строительство социализма в Китае. Мао Цзэдун и маоизм. «Культурная революция». Рыночные реформы в Китае. Коммунистический режим в Северной Корее. Полпотовский режим в Камбодже.
Перестройка в СССР и «новое мышление». Экономические и политические последствия реформ в Китае. Антикоммунистические революции в Восточной Европе. Распад Варшавского договора, СЭВ и СССР. Воссоздание независимых государств Балтии. Общие черты демократических преобразований. Изменение политической карты мира. Распад Югославии и войны на Балканах. Агрессия НАТО против Югославии.
Положение стран Латинской Америки в середине ХХ века. Аграрные реформы и импортзамещающая индустриализация. Революция на Кубе. Социалистические движения в Латинской Америке. «Аргентинский парадокс». Экономические успехи и неудачи латиноамериканских стран. Диктатуры и демократизация в Южной Америке. Революции и гражданские войны в Центральной Америке.
Колониальное общество. Роль итогов войны в подъеме антиколониальных движений в Тропической и Южной Африке. Крушение колониальной системы и ее последствия. Выбор пути развития. Попытки создания демократии и возникновение диктатур в Африке. Система апартеида на юге Африки. Страны социалистической ориентации. Конфликт на Африканском Роге. Этнические конфликты в Африке.
Арабские страны и возникновение государства Израиль. Антиимпериалистическое движение в Иране. Суэцкий конфликт. Арабо-израильские войны и попытки урегулирования на Ближнем Востоке. Палестинская проблема. Модернизация в Турции и Иране. Исламская революция в Иране. Кризис в Персидском заливе и войны в Ираке.
Обретение независимости странами Южной Азии. Д. Неру и его преобразования. Конфронтация между Индией и Пакистаном, Индией и КНР. Реформы И. Ганди. Индия в конце ХХ в. Индонезия при Сукарно и Сухарто. Страны Юго-Восточной Азии после войны в Индокитае.
Япония после Второй мировой войны. Восстановление суверенитета Японии. Проблема Курильских островов. Японское экономическое чудо. Кризис японского общества. Развитие Южной Кореи. «Тихоокеанские драконы».
Современный мир и новые вызовы XXI в. (6 ч)
Глобализация конца ХХ – начала XXI вв. Информационная революция, Интернет. Экономические кризисы 1998 и 2008 гг. Успехи и трудности интеграционных процессов в Европе, Евразии, Тихоокеанском и Атлантическом регионах. Изменение системы международных отношений. Модернизационные процессы в странах Азии. Рост влияния Китая на международной арене. Демократический и левый повороты в Южной Америке. Международный терроризм. Война в Ираке. «Цветные революции». «Арабская весна» и ее последствия.
Транстихоокеанское партнёрство (ТТП) и Всестороннее региональное экономическое партнёрство (ВРЭП). Шанхайская организация сотрудничества (ШОС).
Постсоветское пространство: политическое развитие, интеграционные процессы и конфликты.
Средства контроля
На занятиях по истории применяются следующие методы и приемы:
- работа с учебником, раздаточным материалом, проблемными задачами, историческими источниками, средствами массовой коммуникации (газеты, журналы, Интернет);
- беседа, самостоятельная работа;
- работа с помощью схем, наглядных пособий;
- урок-игра, реферативная работа, составление и заполнение контурных карт, работа с исторической картой;
- просмотр документальных фильмов, тематических видео-сюжетов.
Для реализации данной программы используются следующие виды контроля:
текущий контроль предполагает систематическую проверку усвоения знаний, умений на каждом уроке, оценку результатов обучения на уроке.
периодический контроль осуществляется после изучения тем, разделов курса.
итоговый контроль включает аттестацию учеников за весь период изучения
Формы и методы, технологии обучения:
Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
работа с историческими источниками;
§ критическое осмысление исторической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
§ решение познавательных и практических задач;
§ анализ событий прошлого;
§ аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, написание творческих работ, эссе. Урок – основная форма организации обучения.
Нормы оценок.
На «2» | На «3» | На «4» | На «5» |
| Историко-познавательная компетентность – владение элементами исторического анализа явлений прошлого в их связи с современностью, навыки исторического мышления. | ||
Основное содержание материала не усвоено | Раскрытие принадлежности событий к определенному времени. | + их (событий) взаимосвязи и взаимообусловленности. | + выявление их причин и следствий, связь с современностью. |
| Ценностно–мировоззренческая компетентность. | ||
| Представления о разных системах социальных норм и ценностей, в том числе в истории российского общества; в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано. | + умение определять свое отношение к этим ценностям, наиболее значимым проблемам российской истории и современности; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности. | + умение обосновывать свое отношение к ценностям и значимым проблемам.выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни |
| Социально – коммуникативная компетентность. | ||
| Позитивные установки общения в поликультурном полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанные на знании исторических корней и традиции различных национальных общностей и социальных групп. | + навыки общения в этом обществе. | + умения осознанно выстраивать свое поведение в неординарных социальных ситуациях |
| Информационная компетентность – владение умениями и навыками работы с источниками, исторической и современной информацией. | ||
Выводов и обобщений нет. | Извлечение этой информации; отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки. | + систематизация ее; в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное. | + переработка исторической информации; материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения сформированы и устойчивы. |
Календарно-тематическое планирование (11 кл)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | 11а | 11б | Основные направления воспитательной деятельности |
Послевоенный мир.(1 ч) | №1,2,3.4,8 | ||||
1 | (ВИ) Международные отношения в 1945 – первой половине 1950-х гг. | 1 |
|
| |
СССР 1945 – 1991 гг.(36 ч.) | |||||
2-3 | Место и роль СССР в послевоенном мире. | 2 |
|
| |
4-5 | Восстановление и развитие экономики. | 2 |
|
| |
6-7 | Изменения в политической системе в послевоенные годы. | 2 |
|
| |
8-9 | Идеология, наука и культура в послевоенные годы. | 2 |
|
| |
10 | Национальный вопрос и национальная политика в послевоенном СССР. | 1 |
|
| |
11-12 | Внешняя политика СССР в условиях начала «холодной войны». | 2 |
|
| |
13 | Послевоенная повседневность | 1 |
|
| |
14-15 | Смена политического курса. | 2 |
|
| |
16-17 | Экономическое и социальное развитие в середине 1950-х — середине 1960-х гг. | 2 |
|
| |
18-19 | Культурное пространство и повседневная жизнь в середине 1950-х — середине 1960-х гг. | 2 |
|
| |
20 | Политика мирного сосуществования в 1950-х —первой половине 1960-х гг. | 1 |
|
| |
21-22 | Политическое развитие в 1960-х — середине 1980-х гг. | 2 |
|
| |
23-24 | Социально-экономическое развитие страны в 1960-х — середине 1980-х гг. | 2 |
|
| |
25 | Национальная политика и национальные движения в 1960-х — середине 1980-х гг. | 1 |
|
| |
26-27 | Культурное пространство и повседневная жизнь во второй половине 1960-х — первой половине 1980-х гг. | 2 |
|
| |
28 | Политика разрядки международной напряжённости. | 1 |
|
| |
29 | Повторительно-обобщающий урок | 1 |
|
| |
30 | (ВИ) Международные отношения в 1950-1980-е гг. | 1 |
|
| |
31 | (ВИ) Завершение эпохи индустриального общества. 1945 – 1970 гг. Кризисы 1970 – 1980-х гг. | 1 |
|
| |
32 | (ВИ) Экономическая и социальная политика. | 1 |
|
| |
33 | (ВИ) США. Великобритания. | 1 |
|
| |
34 | (ВИ) Франция. Германия. | 1 |
|
| |
35 | (ВИ) Италия. | 1 |
|
| |
36-37 | СССР и мир в начале 1980-х гг. Предпосылки реформ. | 2 |
|
| |
38 | Социально-экономическое развитие СССР в 1985—1991 гг. | 1 |
|
| |
39 | Перемены в духовной сфере жизни в годы перестройки. | 1 |
|
| |
40-41 | Реформа политической системы. | 2 |
|
| |
42-43 | Новое политическое мышление и перемены во внешней политике. | 2 |
|
| |
44 | (ВИ) Концепции исторического развития в Новейшее время. | 1 |
|
| |
45 | (ВИ) Страны Азии и Африки. | 1 |
|
| |
46 | (ВИ) Мусульманские страны. | 1 |
|
| |
47 | (ВИ) Китай. Индия. | 1 |
|
| |
48 | (ВИ) Япония. Латинская Америка. | 1 |
|
| |
49 | Национальная политика и подъём национальных движений. Распад СССР. | 1 |
|
| |
Российская Федерация в 1991 – 2020 гг.(16 ч) | |||||
50-51 | Российская экономика на пути к рынку. | 2 |
|
| |
52 | Конституция РФ 1993 г. | 1 |
|
| |
53 | Политическое развитие Российской Федерации в 1990-е гг. | 1 |
|
| |
54 | Межнациональные отношения и национальная политика в 1990-е гг. | 1 |
|
| |
55 | Духовная жизнь страны в 1990-е гг. | 1 |
|
| |
56 | Духовная жизнь страны в 1990-е гг. | 1 |
|
| |
57 | Геополитическое положение и внешняя политика в 1990-е гг. | 1 |
|
| |
58 | Политическая жизнь России в начале XXI в. | 1 |
|
| |
59 | Экономика России в начале XXI в. | 1 |
|
| |
60 | Повседневная и духовная жизнь. | 1 |
|
| |
61 | Внешняя политика России в начале XXI в. | 1 |
|
| |
62 | Россия в 2008—2011 гг. | 1 |
|
| |
63 | Российская Федерация в 2012-2020 гг. | 1 |
|
| |
64 | Повторительно-обобщающий урок | 1 |
|
| |
Современный мир и новые вызовы XXI в.(6 ч) | |||||
65 | (ВИ) Глобализация и новые вызовы XXI в. | 1 |
|
| |
66 | (ВИ) Международные отношения в конце XX–начале XXI в. | 1 |
|
| |
67 | (ВИ) Постсоветское пространство: политическое развитие, интеграционные процессы и конфликты. | 1 |
|
| |
68 | (ВИ) На пути к новой научной картине мира. | 1 |
|
| |
69 | (ВИ) Культура и искусство во второй половине XX–начале XXI в. | 1 |
|
| |
70 | (ВИ) Повторительно-обобщающий урок | 1 |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса "История" 10 класс
Рабочая программа учебного курса "История"...
Рабочая программа по учебному курсу "История" 5 класс
Программа предполагает использование учебника по Всеобщей истории: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. М.: «Просвещение»...
Рабочая программа учебного курса "История" (9 класс)
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по истории, авторской программы под редакцией А. О. Сороко-Ц...
Рабочая программа по учебному курсу "История" 10 класс
Данная рабочая программа по истории для 10 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (утвержден приказом МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089) и...
Рабочая программа учебного курса "История 9 класс"
Рабочая программа учебного курса "История 9 класс" разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы ООО и с учетом общих требований ФГОС: Всеобщая и...
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А учебного курса « История 10 класс. Углубленный уровень»
Планирование составлено на основе:Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. ...
Рабочая программа учебного курса История 8 класс
рабочая программа История 8 класс...