Рабочая программа по учебному курсу "История" 10 класс
рабочая программа по истории (10 класс)
Данная рабочая программа по истории для 10 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (утвержден приказом МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089) и Базисного учебного плана (утвержден приказом МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312) и Примерной программе основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программе О. В. Волобуева, В. А. Клокова, М.В. Пономарёва (М., Дрофа, 2009 г.)
Учебник: «История. Россия и мир. ХХ век» (О. В. Волобуев, В. А. Клоков, М.В. Пономарёв, В.А. Рогожкин, Москва, «Дрофа», 2013 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_10_klass.docx | 121.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Конзаводская средняя общеобразовательная школа Зерноградского района имени Героя Российской Федерации Зозули А.С.
«Утверждаю»
Директор МБОУ Конзаводская СОШ
Приказ от 31 августа 2018 года № 211
________________ /Риттер Н.Н./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «История»
10 класс
Количество часов по учебному плану: в 10 классе - 68 часов (2 час в неделю)
Программа будет полностью реализована за 66 часов
Учитель: Коваленко Людмила Викторовна
2018-2019 учебный год
I. Пояснительная записка
Данная рабочая программа по истории для 10 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (утвержден приказом МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089) и Базисного учебного плана (утвержден приказом МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312) и Примерной программе основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программе О. В. Волобуева, В. А. Клокова, М.В. Пономарёва (М., Дрофа, 2009 г.)
Учебник: «История. Россия и мир. ХХ век» (О. В. Волобуев, В. А. Клоков, М.В. Пономарёв, В.А. Рогожкин, Москва, «Дрофа», 2013 г.
II. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
· основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
· периодизацию всемирной и отечественной истории;
· современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
· историческую обусловленность современных общественных процессов;
· особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
· важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
· изученные виды исторических источников;
уметь
· проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
· критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
· соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
· использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
· показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
· анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
· различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
· устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
· участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
· представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
· объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
· использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
· соотнесения своих действий и поступков, окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
· понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
· высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
· объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
· использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
III. Содержание учебного предмета, курса
класс | разделы, темы | кол-во часов |
10 класс | Вводный урок. | 1 час |
Цивилизации Древнего мира и раннего средневековья. | 7 час. | |
Древняя Русь. | 10 час. | |
Западная Европа в 11-15 вв. | 4 час. | |
Российское государство в 14-17 вв. | 10 час. | |
Запад и Новое время. | 7 час. | |
Российская империя в 18 в. | 5 час. | |
Запад в 20 веке. Становление индустриальной цивилизации. | 8 час. | |
Россия на пути модернизации. | 9 час. | |
Культура 19 века. | 5 час. | |
Итого | 66ч.. |
Количество часов по учебному плану: в 10 классе - 68 часов (2 часа в неделю)
В связи с тем, что 2 часа выпадают на праздничные дни, программа
будет уплотнена и полностью реализована за 66 часов.
IV. Календарно-тематическое планирование уроков истории в 10 классе.
№ урока | Название тем и уроков | Кол-во часов | Домашнее задание | Контроль | Дата проведения | |
план | факт | |||||
1. | Вводный урок | 1 | Подготовить сообщение | 03.09 | ||
Тема 1. Цивилизации Древнего мира и раннего средневековья (7 ч) | ||||||
2 | Древний Восток и античный мир. | 1 | Пар.1, вопросы стр.12 | 07.09 | ||
3 | Диагностическая контрольная работа | 1 | Диагностическая работа | 10.09 | ||
4 | Рождение европейской средневековой цивилизации. | 1 | Пар.2, сообщение по теме | 14.09 | ||
5 | Страны Западной Европы в раннее Средневековье | 1 | Пар.3, ответить на вопросы стр.28 | 17.09 | ||
6 | Византийская империя и восточно-христианский мир | 1 | Пар.4, сообщение по теме | 21.09 | ||
7 | Исламский мир | 1 | Пар.5 реферат. Презентация | К/р | 24.09 | |
8 | Повторительно-обобщающий урок по главе-1 | 1 | Вопросы по главе | тест | 28.09 | |
Тема 2. Древняя Русь 10 часов | ||||||
9 | Народы Восточной Европы | 1 | Пар.6 | 01.10 | ||
10 | Восточные славяне в древности. | 1 | Пар.7 подготовить сообщение | 05.10 | ||
11 | Возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси. | 1 | Пар.8 ответить на вопросы стр.62 | 08.10 | ||
12 | Государство и общество | 1 | Пар.9 сообщение по теме | 12.10 | ||
13 | Церковь и культура | 1 | Пар.10, конспект | 15.10 | ||
14 | Раздробленность Руси | 1 | Пар.11 Подготовить сообщение | 19.10 | ||
15 | Русь между Востоком и Западом | 1 | Пар.12-13 | 22.10 | ||
16 | Русь между Востоком и Западом | 1 | 26.10 | |||
17 | Повторительно-обобщающий урок по главе-2 | 1 | Подготовить вопросы к семинару | тест | 09.11 | |
18 | Семинарное занятие «Мировые религии и мировая культура» | 1 | Подготовить сообщение по теме | 12.11 | ||
Тема 3. Западная Европа в XI – XV веках. (4ч) | ||||||
19 | Экономическое и политическое развитие. | 1 | Пар.14 | 16.11 | ||
20 | Взаимодействие средневековых цивилизаций. | 1 | Пар.15 ответить на вопросы стр.118 | 19.11 | ||
21 | Культура средневекового Запада | 1 | Пар.16 вопросы по главе | 23.11 | ||
22 | Повторительно обобщающий урок по главе-3 | 1 | тест | 26.11 | ||
Тема 4. Российское государство в XIV-XVII вв. 10 часов | ||||||
23 | Москва во главе объединения русских земель. | 1 | Пар.17-18 | 27 | ||
24 | Москва во главе объединения русских земель. | 1 | 03.12 | |||
25 | Россия: третье православное царство. | 1 | Пар19, подготовить сообщение по теме | 07.12 | ||
26 | Россия: третье православное царство. | 1 | Пар19, подготовить сообщение по теме | 10.12 | ||
27 | Кризис государства и общества. Смутное время. | 1 | Пар.20рассказ об историч.личностях | 14.12 | ||
28 | Становление самодержавия Романовых. | 1 | Пар.21 составить кроссворд | 17.12 | ||
29 | Начало формирования многонационального государства. | 1 | Пар.22 Отв.на вопросы | 21.12 | ||
30 | Русская культура. | 1 | Пар.23 Рефеат по теме | 24.12 | ||
31 | Повторительно-обобщающий урок по главе-4 | 1 | Подгот.вопросы к семинару | тест | 28.12 | |
32 | Семинарское занятие «Особенности политического строя и духовной жизни России». | 1 | Словарная работа | 14.01 | ||
Тема 5. Запад и Новое время. 7 часов | ||||||
33 | Европа в начале нового времени. | 1 | Пар.24 | 18.01 | ||
34 | Государство и общество стран Западной Европы в XVII веке. | 1 | Пар.25 Подготов. сообщение | 21.01 | ||
35 | Эпоха Просвещения. | 1 | Пар.26 Реферат по теме | 25.01 | ||
36 | Революции XVIII столетия. | 1 | Пар.27-28 | 28.01 | ||
37 | Революции XVIII столетия. | 1 | Пар.27-28 | 01.02 | ||
38 | Тенденции и направления развития европейской культуры XVI-XVIII веков. | 1 | Пар.29 Выучить понятия | 04.02 | ||
39 | Повторительно-обобщающий урок по главе-5 | 1 | тест | 08.02 | ||
Тема 6. Российская империя в XVIII веке. 5 часов | ||||||
40 | Власть и общество | 1 | Пар.30 Отв.на вопр. | 11.02 | ||
41 | Социально-экономическое развитие страны. | 1 | Пар.31 Подгот. сообщение по теме | 15.02 | ||
42 | Расширение территории государства. | 1 | Пар.32 | 18.02 | ||
43 | Образование, наука и культура. | 1 | Пар.33 Подгот. Сообщение по теме | 22.02 | ||
44 | Повторительно – обобщающий урок по главе-6. | 1 | Инд. задане | тест | 25.02 | |
Тема 7. Запад в XIX веке. Становление индустриальной цивилизации. 8 часов | ||||||
45 | Эпоха наполеоновских войн. | 1 | Пар.34 | 01.03 | ||
46 | Промышленный переворот и становление индустриального общества в странах Запада. | 1 | Пар.35 Ответ. на вопросы | 04.03 | ||
47 | Революции и реформы. | 1 | Пар.36-37 Ответ. на вопросы | 11.03 | ||
48 | Революции и реформы. | 1 | 15.03 | |||
49 | Идейные течения и политические партии. | 1 | Пар.38 Подгот. сообщение | 18.03 | ||
50 | Колониальные империи. | 1 | Пар.39 Выучить понятия | 22.03 | ||
51 | Особенности развития стран Запада во второй половине XIX века. | 1 | Пар.40 Подгот. к тесту | 01.04 | ||
52 | Повторительно – обобщающий урок по главе-7. | 1 | Ответить на вопросы по главе-7 | тест | 05.04 | |
Тема 8.Россия на пути к модернизации 9 час. | ||||||
53 | Российское государство в первой половине XIX века. | 1 | Пар.41 | 08.04 | ||
54 | Общественная жизнь в первой половине XIX века. | 1 | Пар.42 Словарная работа | 12.04 | ||
55 | Реформы 1860-1870-х годов. | 1 | Пар.43-44 Выучить реформы | 15.04 | ||
56 | Реформы 1860-1870-х годов. | 1 | 19.04 | |||
57 | Общественное движение в России во второй половине XIX века. | 1 | Пар.45 | 22.04 | ||
58 | Россия - многонациональная империя. | 1 | Пар.45-46 Реферат по теме | 26.04 | ||
59 | Россия - многонациональная империя. | 1 | 29.04 | |||
60 | Повторительно – обобщающий урок поглаве-8. | 1 | Вопросы по главе-8 Подгот.к семинару | тест | 06.05 | |
61 | Семинарское занятие «Проблемы капиталистической индустриализации и политического развития». | 1 | Сообщение по теме | 13.05 | ||
Тема 9. Культура XIX века. 5 часов | ||||||
62 | Научно-технический прогресс и общество. | 1 | Пар.48 Инд. задание | 17.05 | ||
63 | Научно-технический прогресс и общество. | 1 | 20.05 | |||
64 | Мировая литература и художественная культура. Культура России XIX века. | 1 | Пар.49-50 Подготовить презентацию | 24.05 | ||
65 | . Повторение и обобщение изученного. Итоговый тест за курс 10 класса | 1 | Итоговый тест | 27.05 | ||
66 | Итоговый урок | 1 | 31.05 |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ Конзаводской СОШ от 31 августа 2018 г. № 1 _________ О.П. Демьяненко | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______ О.П. Демьяненко 31 августа 2018 г. |
Контрольно-измерительные материалы
Карточка к уроку истории. 10 класс. Тема: Цивилизации Древнего мира и раннего Средневековья
На «3»
Задание №1. Найдите в тексте 6 ошибок.
Византия возникла как самостоятельное государство в 295 году в результате разделения Римской империи на Восточную и Западную. Жители Византии именовали свое государство Греческой империей, а себя называли греками.
Территория империи охватывала страны древней земледельческой культуры, среди них Египет, Галлия, Сирия, Палестина.
Византия славилась многочисленными богатыми городами: Константинополем, Александрией, Римом, Антиохией, Иерусалимом. Первое место принадлежало столице империи Риму.
Задание №2. О чем или о ком идет речь?
- Территория первоначального расселения арабов.
- Противники арабов в битве при Пуатье.
- Река, на которой располагалась столица Арабского халифата при Аббасидах.
- Имя, под которым в Европе знали Ибн-Сину.
- Священное писание у мусульман.
На «4»
Составьте план ответа на вопрос: Какие главные перемены произошли в жизни народов Западной Европы в раннее Средневековье?
На «5»
Каким образом природно-климатические условия обусловили в древности особенности развития хозяйственной жизни и направленность социально-политических процессов у народов Азии и Средиземноморья?
Карточка к уроку истории. 10 класс. Тема: Цивилизации Древнего мира и раннего Средневековья
На «3»
Задание №1. Найдите в тексте 6 ошибок.
Византия возникла как самостоятельное государство в 295 году в результате разделения Римской империи на Восточную и Западную. Жители Византии именовали свое государство Греческой империей, а себя называли греками.
Территория империи охватывала страны древней земледельческой культуры, среди них Египет, Галлия, Сирия, Палестина.
Византия славилась многочисленными богатыми городами: Константинополем, Александрией, Римом, Антиохией, Иерусалимом. Первое место принадлежало столице империи Риму.
Задание №2. О чем или о ком идет речь?
- Территория первоначального расселения арабов.
- Противники арабов в битве при Пуатье.
- Река, на которой располагалась столица Арабского халифата при Аббасидах.
- Имя, под которым в Европе знали Ибн-Сину.
- Священное писание у мусульман.
На «4»
Составьте план ответа на вопрос: Какие главные перемены произошли в жизни народов Западной Европы в раннее Средневековье?
На «5»
Каким образом природно-климатические условия обусловили в древности особенности развития хозяйственной жизни и направленность социально-политических процессов у народов Азии и Средиземноморья?
Карточка к уроку истории. 10 класс. Тема: Цивилизации Древнего мира и раннего Средневековья
На «3»
Задание №1. Найдите в тексте 6 ошибок.
Византия возникла как самостоятельное государство в 295 году в результате разделения Римской империи на Восточную и Западную. Жители Византии именовали свое государство Греческой империей, а себя называли греками.
Территория империи охватывала страны древней земледельческой культуры, среди них Египет, Галлия, Сирия, Палестина.
Византия славилась многочисленными богатыми городами: Константинополем, Александрией, Римом, Антиохией, Иерусалимом. Первое место принадлежало столице империи Риму.
Задание №2. О чем или о ком идет речь?
- Территория первоначального расселения арабов.
- Противники арабов в битве при Пуатье.
- Река, на которой располагалась столица Арабского халифата при Аббасидах.
- Имя, под которым в Европе знали Ибн-Сину.
- Священное писание у мусульман.
На «4»
Составьте план ответа на вопрос: Какие главные перемены произошли в жизни народов Западной Европы в раннее Средневековье?
На «5»
Каким образом природно-климатические условия обусловили в древности особенности развития хозяйственной жизни и направленность социально-политических процессов у народов Азии и Средиземноморья?
Проверочная работа по теме: «Цивилизации Древнего мира и раннего Средневековья»
10 класс
Часть А.
А.1. Переход от присваивающего хозяйства к производящему осуществился вVIII-XVIIвв. До н.э. и получил название:
А) ирригационное хозяйство
Б) неолитическая революция
В) цивилизационный период
А.2. В V-IV вв. до н.э. первые очаги цивилизаций появились в долинах рек:
А) Тигр, Евфрат, Нил
Б) Хуанхе и Янцзы
В) Инд и Ганг
А.3. Какое земледелие развивалось в речных долинах?
А) ирригационное
Б) перекладное
В) подсечное
А4. Особая форма государственного устройства в Древнем Востоке, характеризующаяся неразделимостью власти и собственности, абсолютной властью правителя, обожествляемого своими подданными и являющегося одновременно верховным собственником всей земли называется:
А) деспотия
Б) империя
В) республика
А.5. В каком регионе сформировалась античная цивилизация?
А) в Средиземноморье
Б) в Северо-восточной Африке
В) в Передней Азии
А6. Города-государства, возникшие не территории Греции в VII-VII.э. назывались?
А) теократическими
Б) полисами
В) элитами
А.7. Верховная власть в древнегреческом городе-государстве принадлежала:
А) Фараону
Б) Народному собранию
В) архонтам
А. 8 Греко-персидские войны проходили в:
А) 500-449 г. до н.э.
Б) 1300-1280 гг. до н.э.
В) 800-781гг. до н.э.
А9. К середине V в до н.э. в Афинах сложился государственный строй, для которого были характерны такие черты, как власть граждан, осуществляемая через народное собрание, выборность должностных лиц, оплата их деятельности, вошедший в историю как:
А) теократический
Б) олигархический
В) демократический
А. 10. Объединение экономических ресурсов и воинских Греции и Македонии позволило великому завоевателю присоединить к своему царству обширные владения, разгромленного им Персидского государства. Имя завоевателя:
А) Дарий 1
Б) Александр Македонский
В) Юлий Цезарь
А 11. Древний Рим был основан в:
А) 509 г. до н.э.
Б) 753г. до н.э.
В) 395 г до н.э.
А12. Синтез культур и цивилизаций Древнего Востока и Древней Греции получил название:
А) демократия
Б) эллинизм
В) романтизм
А.13. Кого в поздней Римской империи называли «рабами с хижинами»?
А) земледельцев
Б) ремесленников
В) колонов
А 14 В конце IV в. Н.э. десятки варварских племен неудержимой лавиной двинулись в глубь римской империи. Массовое передвижение племен, охватившее огромные пространства Европы и Азии, получило название:
А) Великого гуннского завоевания
Б) Великого переселения народов
В) Великого завоевания Рима племенами вандалов.
А.15
Западная Римская империя окончательно погибла в:
А) 476 г. н.э.
Б) 509 г. до н.э.
В) 359 г. н.э.
Часть Б.
Б 1. По какому принципу сформирован ряд?
А) Дарий 1, Александр Македонский, Цинь Шихуанди , Филипп 1,
Б2. Вставьте пропущенные буквы и объясните полученные термины:
Д..с..о..ия_____________________
П..е..ей ______________________
П..т..иц..й____________________
Д..м..к..а..ия __________________
Часть С.
Дайте развернутый ответ на вопрос:
Римскую империю называли мировой державой, объясните, почему ее так называли? Земли каких древних цивилизаций вошли в ее состав? Какие современные государства расположены не ее бывшей территории?
Проверочная работа по теме: «Россия в VI – XIIвв.»
1)В каком веке славяне расселились на обширных пространствах восточной Европы.
А) в VI-XI вв.
Б) в V-IV вв.
В) в V веке
Г) в VI веке
2) В середине какого тысячелетия восточные славяне жили общинами?
А) 1 тыс. н.э.
Б) 1 тыс. до н.э.
В) 2 тыс. н.э.
Г) 2 тыс. до н.э.
3) Перун - это бог:
А) Бог грозы, грома и молнии.
Б) Бог солнца.
В)Бог воды
Г) нет такого Бога.
- Когда началось правление династии Рюриковичей на Руси?
А) 862г.
Б)863г.
В) 879г.
Г)882г
- После смерти Рюрика, последовавшей в 879г., предводителем варяжских отрядов стал его родственник ……
А) Княгиня Ольга
Б) Олег
В) Святослав
Г) Игорь
6) В 907 и 911 куда князь Олег совершил походы для упрочения своего положения внутри Руси?
А) Киев
Б) по всей Руси
В) Царьград
Г) не совершал походы
7) Кто начал править после смерти Олега?
А) Святослав
Б) Игорь
В) Ольга
г) Рюрик
8) Какой год стал годом крещения Руси?
А) 882г.
Б) 988г.
В) 889г.
Г 957г.
- Кто первым в 1013 г., поднял мятеж в Новгороде?
А) Ярослав
Б) Святополк
В) Княгиня Ольга
Г) Не было мятежа
10) Для прекращения усобиц в 1097 г., на съезд в город Любеч съехались внуки и правнуки Ярослава Мудрого. В чём они поклялись?
А) Постоянно забирать дань
Б) Создавать княжеские усобицы
В) Был введён новый принцип наследования: «каждый да держит отчину свою»
Г) Строить погосты на Руси
11) Что во второй половине XI- первой половине XII в., на месте прежних пожалований образуется.
А) Вотчина
Б) феод
В) поместье
г) юнкерство
12) вступление Руси в период политической раздробленности началось:
А) 30-е гг. XII в.
Б) 40-е гг.
В) первая половина XIV в.
Г) в начале IX в.
13) правление Ярослава Мудрого и расцвет Древнерусского Государства приходится на:
А) 988 -1001гг..
Б) 1019-1054 гг.
В) 1097-1112 гг..
Г) 1074-1113гг.
- Когда возник знаменитый Киево-Печерский монастырь?
А) в середине XI в.
Б) в середине IX в.
В) в середине X в.
Г) в конце XI в.
15 ) Какой век стал временем рождения Древнерусской живописи?
А) X век.
Б)XI век.
В) IX век.
Г) XIIвек
- Летописи представляли собой записи событий по годам. Первым из дошедших до нас памятников такого рода является
А) книга «Остромирово Евангелие»
Б) «Повесть временных лет»
В) «сказания о Борисе и Глебе»
Г) «Слово о полку Игореве»
17) Подъем сельскохозяйственного производства, развитее ремесла и торговли вели к росту численности:
А) Людей
Б) Городов
В) Княжеств
Г) междуусобиц
18)Во времена правления кого появились первые переводы с греческого языка ?
А) Княгине Ольги
Б) Ярослава Мудрого
В) Князя Олега
Г) князя Игоря
2 уровень:
По какому принципу сформированы ряды?
- 941г., 944г, 907г., 911г.
- дреговичи, волыняне, водь, вятичи, поляне, кривичи
Дайте определение понятиям:
- вотчина
-закуп
- рядович
-холоп
-«Русская правда»
3 уровень
Вам на выбор представлено 2 высказывания, озаглавьте и напишите по одному из них на выбор небольшое эссе.
«Принятие Русью христианства по византийскому образцу сделало Русскую Православную церковь митрополией византийского патриарха. Церковь стала оказывать огромное влияние на развитие материальной и духовной культуры общества» В.О.Ключевский
«Одного взгляда на крепкие, коренастые памятники Великого Новгорода достаточно, чтобы понять идеал новгородца – доброго вояки, не очень тесанного, мужиковатого, но себе на уме…в его зодчестве такие е как он сам, простые, но крепкие стены, лишенные назойливого узорочья, которое, с его точки зрения, «ни к чему», могучие силуэты, энергичные массы. Идеал новгородца – сила, и красота его – красота силы» И.Э. Грабарь
Тест по теме «От первобытности к цивилизации»
- Расположите человека в процессе эволюции:
а) кроманьонец в) австралопитек
б) неандерталец г) питекантроп
2. Древнейшие люди появились в:
а) Западной Африке в) Восточной Африке
б) Южной Азии г) Западной Европе
3. В основе неолитической революции – это:
а) развитие ремесла и торговли
б) переход от присваивающего хозяйства к производящему
в) появление городов
г) возникновение цивилизаций
4. Найдите лишнее. Древние цивилизации от первобытного мира отличало:
а) полная зависимость людей от природы в) зарождение письменности
б) возникновение и развитие городов г) формирование государства
5. Четыре очага цивилизации – это:
а) Египет, Двуречье, Индия, Китай в) Шумер, Египет, Двуречье, Китай
б) Египет, Персия, Вавилон, Индия г) Китай, Египет, Финикия, Индия
6. Какая форма государства характерна для древних цивилизации Востока?
а) военная диктатура в) деспотия
б) монархия г) республика
7. Кастовый строй – общая черта многих древневосточных цивилизаций. Где кастовый строй получил
классическое воплощение?
а) в Китае в) в Вавилоне
б) в Индии г) в Египте
8. Большинство древневосточных цивилизаций было:
а) речными б) морскими
Ответы:
- В, г, б, а
- В
- Б
- А
- А
- В
- Б
- А
Тест по теме «Античные цивилизации Средиземноморья»
- К периоду античности относятся государства:
а) Древняя Греция в) Древний Рим
б) Древний Египет г) Древняя Индия
- Полис – это:
а) форма общественного устройства, включающая город и округу
б) районы, на которые делилась Древняя Греция
в) центры торговли и ремесла в Древней Греции
г) общественный документ
- Отметьте пункты, относящиеся к гражданину Древней Греции:
а) коренные жители полиса д) принадлежность к аристократии
б) прибывшие из других мест е) защита полиса от врага
в) участие в управлении полисом ж) собственный участок земли
г) отсутствие земельного участка з) владение рабами
- Процесс расселения греков в VII в. до н.э. на побережьях Средиземного и Черного морей -это:
а) сисахафия в) тирания
б) колонизация г) деколонизация
- Определите лишнее. Самыми известными битвами в истории Древней Греции были:
а) битва при Марафоне в) сражение в Саламинском ущелье
б) бой в Фермопильском ущелье г) битва за Карфаген
- Период эллинизма в Греции связан с:
а) кризисом полисов
б) возникновением классического рабства
в) завоеваниями Александра Македонского
г) установлением демократии
7. Легенда утверждает, что Рим был основан:
а) в 743 г. до н.э. в) в 753 г. до н.э.
б) в 763 г. до н.э. г) в 510 г. до н.э.
8.На каком полуострове была основана древнеримская цивилизация?
а) на Пиренейском в) на Балканском
б) на Аппенинском г) на Аравийском
9. К какому периоду развития Древнего Рима относятся Пунические войны?
а) царство в) империя
б) республика г) Великое переселение народов
10. В каком году произошло падение Римской империи?
а) в 743 г. до н.э. в) в 753 г. до н.э.
б) в 476 г. н.э. г) в 27 г. н.э.
11. С именем какого правителя связывают установление империи в Риме?
а) Гай Юлий Цезарь в) Октавиан Август
б) Тарквиний Гордый г) Нерон
Тест по теме "Возникновение ислама"
1. Как называется у мусульман путешествие с целью посещения святых мест?
А. экскурсия Б. паломничество В. разведка
2. Как называется храм мусульман?
А. мечеть Б. церковь В. медресе
3. Переселение Мухаммеда и его последователей из Мекки в Медину
А. хиджра Б. исход В. хадж
4. Кого мусульмане почитают как пророка?
А. Мухаммеда Б. Авиценну В. Харун ар-Рашида
5. Арабское летоисчисление ведется от:
А. сотворения мира Б. года основания арабского халифата
В. года переселения Мухаммеда в Медину
6. Священная война мусульман с неверными - это:
А. джихад Б. намаз В. Рамадан Г. халифат
7. На каком полуострове издавна жили арабы?
А. на Апеннинском Б. на Балканском В. на Аравийском
8. Как назывались кочевые арабы?
А. бедуины Б. степняки В. викинги
9. Какие главные занятия существовали у бедуинов?
А. разводили домашнюю птицу Б. разводили верблюдов, овец, лошадей
В. разводили только лошадей
10. Как называлась новая религия, объединившая арабские племена?
А. ислам Б. христианство В. буддизм
Тест по теме "Древний Египет".
Вариант № 1
1. Первая столица Египетского царства
а. Мемфис б. Фивы в. Атон
2. Из чего строили простые египтяне дома?
а. из глины б. из камня в. из дерева
3. Существо с телом льва и головой человека, "охранявшее" гробницы египетских фараонов
а. Сфинкс б. Апис в. Хеопс
4. Служащие в Древнем Египте, собиравшие налоги:
а. писцы б. вельможи в. жрецы
5. Кто в Древнем Египте владел знаниями?
а. писцы б. вельможи в. жрецы
6. Письменность в Древнем Египте:
а. иероглифы б. клинопись в. папирус
7. Кого древние египтяне считали "живым богом"?
а. главного жреца б. фараона в. Амон-Ра
8. Что символизировала двойная корона египетских фараонов?
а. объединение Южного и Северного царств
б. союз богов неба и земли
в. царство мертвых и царство живых
9. С какой целью фараоны организовывали военные походы в другие страны?
а. с целью личного обогащения
б. с целью обогащения своих воинов и вельмож
в. с целью знакомства с другими странами
10. Кто из ученых сумел расшифровать египетские иероглифы?
а. Шампольон б. Геродот в. Эхнатон
Тест по теме "Древний Египет".
Вариант № 2
1. Как называется река, протекающая по территории Египта?
а. Нил б. Тигр в. Евфрат
2.
Как называлось в Египте высушенное тело, обмотанное бинтами?
а. амулет б. саркофаг в. мумия
3. Царские советники, знать в Древнем Египте:
а. писцы б. вельможи в. жрецы
4. Гроб, куда клали умерших фараонов в Древнем Египте:
а. саркофаг б. пирамида в. мумия
5. Кто набирался в армию в Древнем Египте?
а. каждый десятый юноша-египтянин
б. каждый второй раб
в. все вельможи
6. Египетский фараон, которому была построена самая большая пирамида
а. Эхнатон б. Тутанхамон в. Хеопс
7. Что ввозили торговцы в Древний Египет?
а. папирус б. древесину в. хлеб
8. Что обозначает понятие "классы"?
а. это большие группы людей, из которых одна эксплуатирует другую;
б. это группы людей, которые выделяются в обществе по тому, что имеют;
в. это люди, которые недовольны фараоном
9. Какое значение имели военные походы фараонов Древнего Египта в другие страны?
а. обогащали фараонов и вельмож
б. ослабляли свою страну
в. давали возможность воинам проверить свои силы
10. Кто впервые описал жизнь древних египтян?
а. Геродот б. Хаммурапи в. Крез
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ
Тесты охватывают все разделы учебника и позволяют организовать тематическую проверку знаний учащихся.
Формы заданий соответствуют формам заданий ЕГЭ, что позволит учащимся тренироваться в их решении и будет способствовать психологической подготовке к экзамену.
Задания со звездочкой повышенной трудности и предназначены для профильного уровня образования.
1. Историческое познание сегодня. Первобытность. Древний Восток (предисловие, § 1—3)
Вариант 1
1. Историография изучает
а) даты исторических событий и явлений
б) развитие письменности, помогает определить авторство документа
в) историю денежного обращения, монетной чеканки
г) концепции, взгляды ученых, закономерности становления самой исторической науки
2. Человек современного вида появился
а) 2—1,5 млрд лет назад
б) 4—3 млн лет назад
в) 100—40 тыс. лет назад
г) 6—5 тыс. лет назад
3. Признаки неолитической революции
а) возделывание злаков и выращивание животных
б) отсутствие частной собственности
в) преимущественно кочевой образ жизни
г) существование соседской общины
д) возникновение племенных богов
е) преобладание собирательства
4. На рубеже IV—III тыс. до н. э.
а) возникли первые цивилизации
б) началась неолитическая революция
в) появился человек современного вида
г) зародилась религия
5. Установите соответствие между народами и их достижениями
1) создание шестидесятеричного счета |
| а) шумеры |
6. В основе развития китайской государственности и цивилизации лежали идеи
а) буддизма
б) даосизма
в) ведизма
г) конфуцианства
7. Возникновение цивилизации в Месопотамии связано с народом
а) аккадцы
б) шумеры
в) ассирийцы
г) хеты
8. На Древнем Востоке
а) возникла письменность
б) произошел переход к кочевому скотоводству
в) появилось классическое рабство
г) зародилась монотеистическая религия
д) зародилась демократия
9. Древневосточный правитель
а) имел неограниченную власть над подданными
б) выбирался высшей знатью
в) имел лишь религиозные функции
г) не имел никакой собственности
10*. Высказывание «Никакие явления социальной, политической, материальной жизни не могут быть правильно поняты без рассмотрения картины мира, присутствующей в сознании людей, без понимания ментальности» характерно для
а) цивилизационных теорий
б) исторической антропологии
в) теорий модернизации
г) сравнительного изучения истории
11*. Вера в происхождение человека от воображаемого предка (человека, животного или растения) и поклонение ему
а) тотемизм
б) анимизм
в) фетишизм
г) магия
12*. «Нет многих богов, а только великий Ахурамазда, который есть Добро и Свет». Такова основная идея религии
а) иудаизма
б) буддизма
в) зороастризма
г) ведизма
13. Дайте определение понятиям
а) история
б) древневосточная деспотия
Вариант 2
1. Палеография изучает
а) авторство, время и место создания письменного источника
б) историю денежного обращения
в) даты исторических событий и явлений
г) значение гербов
2. Эволюционная теория происхождения человека создана
а) А. Тойнби
б) Ч. Дарвином
в) М. Блоком
г) Ф. Энгельсом
3. Признаки неолитической революции
а) существование родовой общины
б) второе разделение труда — выделение ремесла
в) преимущественно кочевой образ жизни
г) появление пахотного земледелия
д) переход к монотеизму
е) появление семейного хозяйства и зачатков частной собственности
4. Переход человечества от первобытности к цивилизации свершился
а) 40 тыс. лет назад
б) в IX тыс. до н. э.
в) во II тыс. до н. э.
г) на рубеже IV—III тыс. до н. э.
5. Установите соответствие между народами и их достижениями
1) возникновение буддизма |
| а) шумеры |
6. «Жизнь есть зло, несущее всему существующему страдания. Чтобы обрести спасение, надо отказаться от всех желаний, вести праведную жизнь». Такова основная идея религии
а) зороастризма
б) иудаизма
в) буддизма
г) ведизма
7. Небо считалось высшим божеством, правитель — Сыном Неба, а само царство стало называться Поднебесным. Речь идет о
а) Персии
б) Египте
в) Индии
г) Китае
8. В эпоху первобытности
а) появилась письменность
б) были созданы первые государства
в) зародилась религия
г) появились научные знания
д) произошел переход к земледелию и скотоводству
9. Для древневосточной деспотии характерно
а) участие народа в управлении государством
б) всеохватывающее господство государства над подданными
в) отсутствие налоговой системы
г) отсутствие письменных законов
10*. Высказывание «В истории существовали и существуют определенные типы человеческих сообществ, вызывающие устойчивые ассоциации в области религии, архитектуры, живописи, нравов, обычаев, т. е. в области культуры» характерно для
а) цивилизационных теорий
б) исторической антропологии
в) теорий модернизации
г) сравнительного изучения истории
11*. Вера в одушевленность окружающего мира, в существование духов природы и людей
а) тотемизм
б) анимизм
в) фетишизм
г) магия
12*. Особенность финикийской цивилизации
а) создание крупнейшей империи Древнего Востока
б) значительное отставание в политическом развитии от других государств
в) создание первой монотеистической религии
г) преобладание в хозяйственной жизни ремесла и торговли
13. Дайте определение понятиям
а) исторический источник
б) неолитическая революция
2. Мир Античности (§ 4—7)
Вариант 1
1. Началом Античности историки считают
а) рубеж IV—III тыс. до н. э.
б) рубеж III—II тыс. до н. э.
в) середину II тыс. до н. э.
г) начало I тыс. до н. э.
2. Древнейший очаг греческой цивилизации
а) Афины
б) Спарта
в) Иония
г) Крит
3. Гражданин греческого полиса имел право
а) заниматься ремеслом и торговлей
б) продать своего сына в рабство
в) участвовать в управлении государством
г) отказаться от участия в военном походе
д) защищать свой полис от врага
4. «Грандиозный интеллектуальный прорыв» VI в. до н. э. в Древней Греции был связан с
а) появлением монотеистической религии
б) рождением философии
в) созданием древнегреческого эпоса
г) открытием шарообразности Земли
5. Для греческой религии и мифологии были характерны
а) систематизированный характер мифологии
б) единобожие
в) оформление единого греческого пантеона
г) отсутствие храмов и культа
д) существование в каждом полисе своего пантеона богов
6. Установите соответствие между периодом в истории Античности и произведениями искусства
1) классическая Греция |
| а) Пергамский алтарь |
7. Установите соответствие между событием и датой
1) начало завоеваний Александра Македонского |
| а) 753 г. до н. э. |
8. Юлий Цезарь
а) впервые установил бессрочную диктатуру в Риме
б) стал римским императором
в) являлся одним из древнеримских царей
г) был избран афинским стратегом
9. Режим власти в Риме, при котором император был провозглашен «богом и господином», получил название _____________
10*. Полагал, что реальность составляют идеи, находящиеся вне конкретных вещей и явлений, древнегреческий философ
а) Гераклит
б) Сократ
в) Платон
г) Аристотель
11*. Характерные черты Спарты
а) военизированное государство
б) демократическое политическое устройство
в) высшая власть принадлежит народному собранию
г) полис олигархического типа
д) прямая демократия
е) контроль власти над жизнью граждан
12*. В римском праве было(а) сформулировано(а)
а) право на свободу слова
б) идея божественной власти императора
в) презумпция невиновности
г) обоснование обязательности рабства
13. Дайте определение понятиям
а) Античность
б) полис
Вариант 2
1. Окончанием Античности историки считают
а) V в. до н. э.
б) IV в. до н. э.
в) III в. н. э.
г) V в. н. э.
2. Выдающиеся архитектурные сооружения классической Греции находятся в
а) Спарте
б) Афинах
в) Трое
г) Микенах
3. Древнегреческий полис — это
а) город-государство с округой
б) один из городов Греции
в) участок земли, принадлежащий на правах собственности
г) община полноправных граждан
д) религиозное объединение
4. Появление истории как особой области знания было связано с именем
а) Гераклита
б) Фидия
в) Геродота
г) Перикла
5. Для греческой культуры были характерны
а) любовь к гладиаторским боям
б) большое внимание к наукам и искусствам
в) широкое распространение портрета
г) отсутствие монументальных зданий
д) изображение идеального человека
6. Установите соответствие между периодом в истории Античности и архитектурными сооружениями
1) классическая Греция |
| а) Колизей |
7. Установите соответствие между событием и датой
1) установление империи в Риме |
| а) 753 г. до н. э. |
8. Октавиан Август
а) стал первым римским императором
б) впервые установил бессрочную диктатуру в Риме
в) был знаменитым римским поэтом
г) прославился созданием кодекса римского права
9. Монархия с сохранением внешних признаков республики получила в римской истории название ______________
10*. Создал учение о формах и «неподвижном перводвигателе» мироздания древнегреческий философ
а) Гераклит
б) Сократ
в) Платон
г) Аристотель
11*. Характерные черты Афин
а) военизированное государство
б) демократическое политическое устройство
в) высшая власть принадлежит народному собранию
г) полис олигархического типа
д) выборные государственные должности
е) жесткий контроль власти над жизнью граждан
12*. В римском праве было сформулировано
а) понятие собственности, в том числе частной
б) право только римских граждан
в) обоснование обязательности рабства
г) право на свободу слова
13. Дайте определение понятиям
а) эллинизм
б) республика
3. Средневековье. Возрождение (§ 8—14)
Вариант 1
1. Итоги развития Европы в Средние века
а) возникновение суда присяжных
б) отказ от христианства
в) складывание европейской общности
г) упадок строительства и городов
д) утверждение авторитарного типа правления в большинстве государств
2. Средневековая европейская цивилизация была преимущественно
а) промышленной
б) ремесленной
в) мелкотоварной
г) аграрной
3. В основе Крестовых походов лежала идея
а) защиты христианского мира от неверных
б) уничтожения всех иноверцев
в) захвата всего мира
г) объединения мира в единое государство
4. Начиная с XII в. в Европе формируются государства, в которых
а) укрепилась политическая раздробленность
б) власть короля ограничивалась сословным представительством
в) власть короля была абсолютной
г) была упразднена монархия
5. Особенность, определившая развитие Византии в Средние века
а) ее связи с Древним Римом оборвались еще в Античности
б) в ней была слаба роль церкви
в) она была прямой наследницей Древнего Рима
г) она была полностью разгромлена варварами
6. Установите соответствие между событием и датой
1) изгнание арабов из Испании, окончание Реконкисты |
| а) 1054 г |
7. Шиизм — это течение в исламе, представители которого
а) считают халифов, правивших после Мухаммеда, святыми
б) почитают Коран и дополнения к нему
в) почитают только Коран
г) призывают к активным завоеваниям
8. Стабильность жизни индийцев при всех политических переменах обеспечивалась
а) наличием сильного государства
б) благоприятными природными условиями
в) деспотической властью
г) существованием общины
9. Император в Японии
а) был фигурой ритуальной, олицетворявшей страну
б) являлся носителем реальной высшей власти
в) командовал армией
г) обладал властью только в столице
10. Особое значение в мусульманской культуре имело искусство
а) миниатюры
б) скульптуры
в) каллиграфии
г) иконописи
11. Предпосылки Возрождения
а) географические открытия, расширение кругозора людей
б) рост светских настроений среди горожан
в) усиление роли церкви в жизни общества
г) распространение аскетической морали
д) пробуждение личной инициативы
е) сохранение в Италии памятников античной культуры
12. Установите соответствие между деятелем Возрождения и его вкладом в искусство
1) Франческо Петрарка |
| а) изобретатель техники масляной живописи |
13*. Особенности византийского феодализма
а) получение земли феодалами в собственность
б) отсутствие крупных городов
в) император — верховный собственник земли
г) существование системы титулов, передаваемых по наследству
д) отсутствие иерархической сеньориально-феодальной системы
14*. Одна из особенностей развития Китая в Средние века
а) мобильность членов общества, возможность менять свой социальный статус
б) отказ от традиционных устоев существования общества
в) жесткая и дифференцированная административно-бюрократическая система
г) отказ от идеи сильного государства
15. Дайте определение понятиям
а) феодализм
б) гуманизм
Вариант 2
1. Итоги развития Европы в Средние века
а) сближение с Востоком
б) создание университетов
в) возникновение сословного представительства
г) перенаселение Европы
д) отказ от частной собственности
2. Важный признак феодального общества
а) развитие индивидуализма
б) неграмотность
в) его независимость от государства
г) корпоративность
3. Важнейший итог Столетней войны между Англией и
Францией
а) разорение и упадок территории Англии
б) оформление их как национальных государств
в) объединение территорий обоих государств
г) усиление Германии, вызванное ослаблением этих государств
4. После распада раннефеодальных государств в Европе
а) установилась политическая раздробленность
б) возникли абсолютные монархии
в) распространилось сословное представительство
г) установилась власть арабов
5. Особенность, определившая развитие Византии в Средние века
а) преобладание языческих культов среди народов, ее населявших
б) полный разгром варварами в начале Средневековья
в) ее существование было неразрывно связано с христианством
г) ее связи с Древним Римом оборвались еще в Античности
6. Установите соответствие между событием и датой
1) возникновение ислама |
| а) III в. |
7. Суннизм — это течение в исламе, представители которого
а) почитают Коран и дополнения к нему
б) считают, что наследниками Мухаммеда могут быть только его прямые потомки
в) выступают против завоеваний
г) почитают только Коран
8. Устойчивость и традиционность индийского общества обеспечивалась
а) существованием сильного государства
б) наличием варно-кастовой системы
в) отсталостью в хозяйственном развитии
г) распространением единой для всех религии
9. Чиновником в Китае можно было стать
а) имея аристократическое происхождение
б) одержав победу в битве
в) купив должность
г) получив образование и сдав экзамены
10. Особое значение в культуре Византии имело искусство
а) миниатюры
б) скульптуры
в) иконописи
г) каллиграфии
11. Принципы гуманизма
а) возрождение античных нравственных норм и культуры
б) осознание невозможности рационального познания
в) утверждение о возможности обрести счастье в Царствии Божьем
г) сохранение традиций церковно-феодальной культуры
д) утверждение идеала свободного человека-творца
е) провозглашение красоты мира и человека
12. Установите соответствие между деятелем Возрождения и его вкладом в искусство
1) Ван Эйк |
| а) основоположник реалистического искусства Возрождения |
13*. Особенности византийского феодализма
а) феодалы владели не землей, а правом сбора налогов
б) собственниками земли были крупные чиновники
в) император не был собственником земли
г) существовало множество городов, подчиненных центральной власти
д) феодалы зависели от сеньора, который давал им землю
14*. Характерная черта политической истории средневековой Индии
а) отсутствие крупных государственных образований
б) завоевание ее территории монголами
в) существование единого сильного государства
г) чередование периодов раздробленности и централизации
15. Дайте определение понятиям
а) феод
б) Возрождение
4. Экономика и общество (§ 15—18)
Вариант 1
1. Предпосылки Великих географических открытий
а) представление о том, что Земля плоская
б) расширение астрономических знаний
в) строительство небольших судов
г) стремление европейцев установить прямые торговые отношения с Востоком
д) наличие в Европе большого количества золота и серебра
2. Установите соответствие между процессом и датой
1) Великие географические открытия |
| а) конец XV — начало XVI в. |
3. Главный экономический результат Великих географических открытий
а) подъем мировой торговли
б) открытие новых материков
в) развитие кораблестроения
г) усиление Испании и Португалии
4. Сельское хозяйство «старого порядка» характеризует
а) широкое распространение технических культур
б) сохранение двуполья
в) высокая продуктивность
г) распространение многопольного севооборота
д) слабое развитие животноводства
5. Основной путь развития общественных отношений в странах Восточной Европы
а) медленное приспособление сеньориального строя к условиям капитализма
б) «повторное закрепощение крестьян»
в) огораживания
г) законодательная отмена сеньориального строя
6. Промышленная революция началась в (во)
а) Франции
б) Германии
в) Великобритании
г) Испании
7. Изменение, произошедшее в положении рабочих в XIX в.
а) сложилась группа работников квалифицированного труда
б) увеличилась значимость мастеров ручного труда
в) численность рабочих сокращалась
г) был запрещен женский и детский труд
8. В результате индустриализации
а) машины стали активно использоваться в сельском хозяйстве
б) началось производство машин машинами
в) произошел подъем преимущественно базовых отраслей промышленности
г) наиболее активно развивались обрабатывающие отрасли промышленности
9. Во второй половине XIX в. в процессе новой технической революции
а) появился железнодорожный транспорт
б) стали применять машины в промышленности
в) начали использовать энергию атома
г) появился автомобильный транспорт
10*. Одним из результатов «великой депрессии» являлось возникновение
а) машиностроения
б) монополий
в) банковского кредита
г) товарных бирж
11*. Промышленная революция в странах континентальной Европы
а) началась с аграрной революции
б) получила законодательное оформление
в) началась с изобретений в хлопчатобумажной промышленности
г) не получила поддержки со стороны сельского хозяйства
12*. Мануфактуру, на которой все стадии технологического процесса рассредоточены по разным мастерским, называют _______________
13. Дайте определение понятиям
а) промышленная революция
б) социальный вопрос
Вариант 2
1. Предпосылки Великих географических открытий
а) нехватка в Европе наличного золота и серебра
б) неразведанная береговая линия Африки
в) необходимость сбыта европейских товаров на Восток
г) появление судов, способных выдержать длительное плавание
д) стремление европейцев открыть новые материки
2. Установите соответствие между событием и датой
1) появление железных дорог |
| а) XVI в. |
3. В результате притока драгоценных металлов в Европу
а) возросла покупательная способность денег
б) стали делать больше ювелирных украшений
в) разбогатели дворяне
г) стали расти цены на все товары и услуги
4. Сельское хозяйство «старого порядка» характеризует
а) низкая продуктивность
б) распространение трехполья
в) использование примитивного инвентаря
г) преобладание овощеводства
д) широкое распространение животноводства
5. Основной путь развития общественных отношений в деревне Великобритании
а) медленное приспособление сеньориального строя к условиям капитализма
б) «повторное закрепощение крестьян»
в) огораживания
г) законодательная отмена сеньориального строя
6. Начало промышленной революции в Европе
а) первая половина XVIII в.
б) вторая половина XVIII в.
в) первая половина XIX в.
г) вторая половина XIX в.
7. Изменение, произошедшее в положении буржуазии в XIX в.
а) ее численность многократно увеличилась
б) у нее появилось стремление влиться в сословие дворян
в) значительно увеличилось ее экономическое могущество
г) сложилась влиятельная группа торговой буржуазии
8. В результате индустриализации
а) промышленность стала преобладать над сельским хозяйством
б) главную роль в промышленности стали играть обрабатывающие отрасли
в) стали использовать машины в промышленности
г) появилась новая форма предприятия — завод
9. Во второй половине XIX в. в процессе новой технической революции
а) сократилось число промышленных предприятий
б) появилось машиностроение
в) начал развиваться городской транспорт
г) стали использовать в быту и производстве электричество
10*. Промышленная революция в странах континентальной Европы
а) нуждалась в поддержке со стороны государства
б) началась раньше, чем в Англии
в) привела к отказу от политики протекционизма
г) не заимствовала опыт Англии
11*. Процесс миграции населения из сельской местности в города называется
а) социализация
б) урбанизация
в) индустриализация
г) демографический кризис
12*. Мануфактуру, на которой все стадии технологического процесса собраны под одной крышей, называют ______________
13. Дайте определение понятиям
а) индустриализация
б) огораживания
5. Духовная жизнь общества (§ 19—21)
Вариант 1
1. К началу Нового времени католическую церковь критиковали за
а) замкнутость сословия духовенства
б) торговлю индульгенциями
в) несоблюдение церковных обетов и уставов
г) стремление монахов вести аскетический образ жизни
д) существование монастырей
е) стремление к роскоши
2. Основание ордена иезуитов для борьбы с Реформацией произошло в
а) 1492 г.
б) 1534 г.
в) 1571 г.
г) 1648 г.
3. Идеи М. Лютера
а) единственный источник истины — Священное Писание (Библия)
б) учение о спасении верой
в) Священное Писание (Библию) нельзя переводить с латыни
г) учение о Божественном предопределении
д) упразднение духовенства и монашества
е) сохранение пышного богослужения
4. Индуктивный метод, т. е рассуждение от частного к общему, в XVII в. обосновал
а) Николай Коперник
б) Френсис Бэкон
в) Рене Декарт
г) Исаак Ньютон
5. Просвещение возникло в
а) XVI в.
б) начале XVII в.
в) конце XVII в.
г) начале XVIII в.
6. Установите соответствие между названием течения общественно-политической мысли XIX в. и идеей
1) либерализм |
| а) революционный путь перехода к коммунизму |
7. Для архитектуры классицизма характерна
а) симметричность зданий
б) утонченность и затейливость убранства
в) архитектурная деталь в виде спиралевидного завитка
г) чрезмерная пышность и нарядность убранства
8. Для архитектуры барокко характерна(о)
а) симметричность зданий
б) простота убранства
в) оформление зданий в стиле ордерной архитектуры Античности
г) плавность очертания построек
9. Установите соответствие между деятелем искусства романтизма и его вкладом в искусство
1) Джордж Байрон |
| а) художник, автор работ, посвященных борьбе за свободу |
10*. К концу XIX в. во многих странах Европы и Северной Америки
а) появились публичные библиотеки
б) искусство оставалось привилегией знати
в) периодическая печать была доступна немногим
г) достигнута почти поголовная грамотность населения
д) ученые не представляли отдельной профессиональной группы
11*. Политические теории эпохи Просвещения включали идеи
а) сохранения абсолютной монархии
б) гражданское общество предшествует государству
в) необходимость правового государства
г) монарху должна принадлежать законодательная власть
д) разделение властей
е) королевский суверенитет
12*. Реформа католической церкви в XVI в. предполагала
а) упразднение монашества и монастырей
б) запрещение торговли индульгенциями
в) повышение образовательного уровня священников
г) запрещение пышных богослужений
д) отмену некоторых обрядов
13. Дайте определение понятиям
а) Реформация
б) Просвещение
Вариант 2
1. К началу Нового времени католическую церковь критиковали за
а) стремление духовенства вести светский образ жизни
б) занятия прибыльной деятельностью
в) запрещение торговли индульгенциями
г) сохранение обета безбрачия
д) продажу церковных должностей
е) чересчур ревностное соблюдение церковных обрядов
2. Первое выступление М. Лютера с реформаторскими идеями произошло в
а) 1498 г.
б) 1517 г.
в) 1555 г.
г) 1618 г.
3. Идеи Ж. Кальвина
а) единственный источник истины — Священное Писание (Библия)
б) учение о спасении верой
в) сохранение епископального строя
г) учение о Божественном предопределении
д) подчинение церкви не папе, а королю
е) республиканское устройство церкви
4. Философский рационализм как метод познания истины обосновал
а) Николай Коперник
б) Френсис Бэкон
в) Рене Декарт
г) Исаак Ньютон
5. Просвещение возникло в (во)
а) Англии
б) Франции
в) Германии
г) Испании
6. Установите соответствие между названием течения общественно-политической мысли XIX в. и идеей
1) либерализм |
| а) введение всеобщего избирательного права |
7. Для архитектуры барокко характерны(а)
а) стилизованные раковины с многочисленными завитками
б) рельефность, волнообразность, создающие иллюзию движения
в) регулярные парки
г) симметричность зданий
8. Для романтического искусства характерно
а) принцип симметрии
б) увлечение народными преданиями и легендами
в) отражение преимущественно современной жизни
г) восхищение итогами революционных преобразований XVIII в.
9. Установите соответствие между деятелем искусства романтизма и его вкладом в искусство
1) Франц Шуберт |
| а) зачинатель детективной литературы |
10*. К концу XIX в. во многих странах Европы и Северной Америки
а) появились художественные музеи
б) было слабо развито издательское дело
в) ученые превратились в самостоятельную и уважаемую группу населения
г) около половины населения были грамотными
д) возникли частные закрытые библиотеки
11*. Экономические теории эпохи Просвещения включали идеи
а) внешняя торговля — главный источник обогащения государства
б) необходимость расширения протекционизма
в) промышленность является источником богатства народов
г) законы рыночной системы хозяйства
д) необходимость помощи государства предпринимателям
е) свобода торговли и конкуренции
12*. Католическая церковь боролась с протестантизмом
а) военными действиями
б) повышением налогов на протестантов
в) принудительным переселением протестантов на вновь открытые земли
г) введением цензуры печати
д) с помощью суда инквизиции
13. Дайте определение понятиям
а) научная революция XVII в.
б) либерализм
6. Политические отношения (§ 22—25)
Вариант 1
1. Централизованными государствами в Европе к концу XV в. были
а) Франция
б) Италия
в) США
г) Священная Римская империя германского народа
д) Испания
2. Правовой характер абсолютной монархии выражался в
а) разделении властей
б) нераспространении власти монарха на собственность подданных
в) законодательном упразднении старинных обычаев провинций
г) личном составлении законов монархом
3. Реформы в духе Просвещения, проводившиеся в европейских странах
а) централизация системы управления страной
б) ограничение произвола помещиков по отношению к крестьянам
в) реорганизация и укрепление армии
г) развитие системы образования
д) запрещение протестантизма
4. Причины Французской революции конца XVIII в.
а) сохранение сеньориального строя
б) подчинение Франции власти Габсбургов
в) недовольство пуритан итогами Реформации
г) созыв Генеральных штатов
д) плохое управление страной и расточительность двора
5. Установите соответствие между событием и датой
1) начало Французской революции |
| а) 1640 г. |
6. К концу XVII в. в Англии установилась
а) республика
б) конституционная монархия
в) федеративное устройство
г) всеобщее избирательное право
д) принцип разделения властей
е) личная неприкосновенность граждан
7. В 1834 г. после смерти Фердинанда VII в Испании
а) учреждались двухпалатные кортесы
б) устанавливалась республика
в) вводилось всеобщее избирательное право
г) вводилась свобода торговли
8. В ходе Гражданской войны в США
а) США стали независимы от Великобритании
б) было введено всеобщее избирательное право
в) установилась республика
г) было отменено рабство
9. В последней трети XIX в. в большинстве стран Европы
а) возникла республиканская форма правления
б) власть монарха была ограничена конституциями
в) были предоставлены избирательные права женщинам
г) были запрещены политические партии
10*. В результате Войны за независимость в Северной Америке возникла
а) конституционная монархия
б) абсолютная монархия
в) федеративная республика
г) диктатура
11*. Характерная черта деспотизма
а) одностороннее представление об обязанностях подданных
б) разделение властей
в) право частной собственности
г) участие граждан в управлении государством
12*. Один из лозунгов революций 1848—1849 гг. в ряде европейских стран
а) создание многопартийной системы
б) создание национального государства
в) борьба с демократическим движением
г) сохранение монархии
13. Дайте определение понятиям
а) просвещенный абсолютизм
б) либеральная демократия
Вариант 2
1. К концу XV в. в Европе не были объединены государства
а) Франция
б) Испания
в) Речь Посполитая
г) Италия
д) Священная Римская империя германского народа
2. Опора абсолютной монархии
а) бюрократический аппарат
б) сословные собрания
в) аристократия
г) церковь
3. Реформы в духе Просвещения проводились в
а) Италии
б) Пруссии
в) монархии Габсбургов
г) Португалии
д) Франции
4. Причины Английской революции середины XVII в.
а) поражение Англии в войне с Шотландией
б) роспуск парламента
в) недовольство пуритан итогами Реформации
г) сохранение сеньориального строя
д) поползновение королей на права парламента
5. Установите соответствие между событием и датой
1) начало Английской революции |
| а) 1640 г. |
6. Итоги Французской революции
а) установление республики
б) введение всеобщего избирательного права
в) отмена сеньориального строя
г) разделение властей
д) установление конституционной монархии
е) установление диктатуры
7. Демократическое движение в Великобритании — чартизм — выдвинуло лозунг
а) установления республики
б) отмены имущественного ценза на выборах в парламент
в) разделения властей
г) политических прав для женщин
8. К концу XIX в. Франция стала
а) республикой
б) парламентской монархией
в) федеративным государством
г) империей
9. К концу XIX в. в большинстве европейских государств сфера применения демократических норм расширялась за счет
а) установления республиканского правления
б) предоставления женщинам избирательных прав
в) введения всеобщего избирательного права
г) предоставления гражданских прав и свобод
10*. В конституции США 1787 г.
а) закреплялась неограниченная власть президента
б) устанавливался принцип разделения властей
в) вводились права и свободы граждан
г) предоставлялась полная самостоятельность штатам
11*. Характерная черта деспотизма
а) сильная армия
б) отделение судебной власти от законодательной
в) наличие разработанного законодательства
г) распоряжение жизнью и имуществом подданных
12*. Один из лозунгов революций 1848—1849 гг. в Европе
а) введение республики
б) предоставление всем гражданам избирательных прав
в) предоставление женщинам избирательных прав
г) отмена рабства в США.
13. Дайте определение понятиям
а) абсолютизм
б) консерватизм
7. Международные отношения (§ 26—28)
Вариант 1
1. Цели колониальной политики европейских государств
а) создание рынков сбыта сельскохозяйственной продукции
б) создание в колониях промышленного производства
в) господство на путях мировой торговли
г) необходимость обеспечить сырьем промышленность
д) приобретение новых научных знаний
2. В XVI в. португальцы
а) заключали неравноправные торговые договоры
б) завоевали Индию
в) развивали в колониях производство
г) вывозили из Индии золото
3. Англия и Голландия активно участвовали в колониальных захватах, начиная со (с)
а) второй половины XVI в.
б) первой половины XVII в.
в) второй половины XVII в.
г) первой половины XVIII в.
4. Результаты колониальной политики для стран Востока
а) развитие рыночных отношений
б) закрепление государственной собственности на землю
в) запрещение предпринимательской деятельности
г) резкое повышение жизненного уровня населения
д) зарождение крупной индустрии
5. Согласно Вестфальскому миру 1648 г.
а) запрещены протестантские церкви
б) отношения государств строились на основе принципа государственного суверенитета
в) закреплен принцип неприкосновенности международно признанных границ
г) Чехия получила самостоятельность
д) Франция расширила свои владения на левом берегу Рейна
е) Габсбурги добились господства в Европе
6. Важнейшее событие международных отношений последней трети XVIII в.
а) разделы Речи Посполитой
б) Франко-прусская война
в) Война за австрийское наследство
г) объединение Италии
7. Установите соответствие между событием и датой
1) завершение колониального порабощения Индии Великобританией |
| а) 1648 г. |
8. Решения Венского конгресса
а) Великобритания потеряла некоторые колонии
б) Франция отказалась от территорий, захваченных в ходе наполеоновских войн
в) Пруссия лишилась части территорий
г) во Франции была установлена республика
д) Россия получила герцогство Варшавское
9. Русско-французский союз в конце XIX в. был заключен против
а) Великобритании
б) Германии
в) Испании
г) Османской империи
10*. Главная задача Священного союза
а) восстановление монархии во Франции
б) укрепление христианской веры в Европе
в) борьба с либеральными и национальными революциями
г) охрана существующих границ государств
11*. Установите соответствие между страной и событием, с ней связанным
1) Китай |
| а) истребление индейцев |
12*. Одна из причин Тридцатилетней войны
а) притязания Габсбургов на Неаполь
б) борьба европейских государств против усиления Османской империи
в) стремление Габсбургов установить свою гегемонию в Европе
г) проклятие Франции папой римским за союз с протестантами
13. Дайте определение понятиям
а) колониализм
б) баланс сил в Европе
Вариант 2
1. Цели колониальной политики европейских государств
а) снабжение населения Европы дешевыми продуктами питания
б) расширение географических представлений о мире
в) продажа в колонии сельскохозяйственной продукции
г) создание рынков сбыта готовой продукции
д) распространение христианства
2. Особенность колониальной политики испанцев в Америке в середине XVI в.
а) ввоз рабов из Африки
б) вывоз пряностей
в) заключение выгодных торговых договоров
г) создание промышленного производства
3. Франция активно участвовала в колониальных захватах во (в)
а) второй половине XVI в.
б) начале XVII в.
в) конце XVII в.
г) середине XVIII в.
4. Результаты колониальной политики для стран Востока к концу XIX в.
а) подрыв традиционных основ благосостояния населения
б) учреждение частной собственности на землю
в) установление демократических политических режимов
г) широкое распространение христианства
д) использование машин в сельском хозяйстве
5. Согласно Вестфальскому миру 1648 г.
а) Испания признала независимость Голландии
б) Франция вынуждена была отдать часть своей территории
в) германские княжества стали полностью самостоятельными
г) Швеция получила земли в устьях рек Одер и Эльба
д) закрепился принцип вмешательства государств в дела соседей
е) в германских государствах провозглашен принцип веротерпимости
6. Важнейшее событие международных отношений последней трети XVIII в.
а) Аугсбургский религиозный мир
б) Тридцатилетняя война
в) Семилетняя война
г) войны революционной Франции
7. Установите соответствие между событием и датой
1) реставрация Мэйдзи |
| а) 1648 г. |
8. Решения Венского конгресса
а) отменялось законодательство наполеоновской эпохи
б) Швеция лишилась Норвегии
в) образован Германский союз
г) Великобритания получила колонию Бразилию
д) создано «буферное» Нидерландское королевство
9. Объединение Германии связано с именем
а) Д. Гарибальди
б) Наполеона III
в) Карла V
г) О. Бисмарка
10*. Основой международных отношений в Европе после Венского конгресса стало
а) соперничество европейских государств
б) участие государств во внутренних делах соседей
в) сотрудничество крупнейших государств
г) невмешательство во внутренние дела других государств
11*. Установите соответствие между страной и событием, с ней связанным
1) Китай |
| а) страна стала частью Британской империи |
12*. Одна из причин Тридцатилетней войны
а) притязания французских королей на Неаполь
б) стремление католической церкви уничтожить протестантизм
в) стремление Габсбургов захватить Англию
г) отделение Чехии
13. Дайте определение понятиям
а) восточный вопрос европейской политики
б) принцип легитимизма
Ключи к тестам
Тест 1
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1-й вариант | г | в | а | а | 1 — а | г | б | а | а | б | а | в |
2-й вариант | а | б | б | г | 1 — в | в | г | в | б | а | б | г |
Тест 2
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1-й вариант | б | г | в | б | а | 1 — г | 1 — в | а | доминат | в | а | в |
2-й вариант | г | б | а | в | б | 1 — б | 1 — в | а | принципат | г | б | а |
Тест 3
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
1-й вариант | а | г | а | б | в | 1 — г | в | г | а | в | б | 1 — в | в | в |
2-й вариант | б | г | б | а | в | 1 — в | а | б | г | в | а | 1 — г | а | г |
Тест 4
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1-й вариант | б | 1 — а | а | б | б | в | а | в | г | б | г | рассеянная |
2-й вариант | а | 1 — в | г | а | в | в | в | а | г | а | б | централизованная |
Тест 5
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1-й вариант | б | б | а | б | в | 1 — в | а | г | 1 — г | а | б | б |
2-й вариант | а | б | а | в | а | 1 — г | б | б | 1 — в | а | в | г |
Тест 6
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1-й вариант | а | б | б | а | 1 — в | б | а | г | б | в | а | б |
2-й вариант | г | а | б | в | 1 — а | а | б | а | в | б | г | б |
Тест 7
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1-й вариант | в | а | б | а | б | а | 1 — г | б | б | в | 1 — в | в |
2-й вариант | а | а | в | а | а | г | 1 — в | в | г | в | 1 — г | б |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа к учебному комплексу для 5-9 классов (Бабайцева В.В., Еремеева А.П. и др). Программа рассчитана на 6 ч. в неделю (210 часов). Русский язык в школе - важнейший учебный предмет, преподавание которого способствует нравственному воспитанию
Рабочая программа к учебному комплексу для 5-9 классов (Бабайцева В.В., Еремеева А.П. и др). Программа рассчитана на 6 ч. в неделю (210 часов). ....
Рабочая программа к учебному комплексу для 5-9 классов (Бабайцева В.В., Еремеева А.П. и др). Программа рассчитана на 6 ч. в неделю (210 часов). Русский язык в школе - важнейший учебный предмет, преподавание которого способствует нравственному воспитанию
Рабочая программа к учебному комплексу для 5-9 классов (Бабайцева В.В., Еремеева А.П. и др). Программа рассчитана на 6 ч. в неделю (210 часов). ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 7 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2016-2017 учебный год
Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 7 класс разработана по новому учебнику Физики для 7-ого класса под редакцией Перышкина А.В., 2016 года издания. В новом учебнике добавлены новые пара...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 8 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 8 класса учебник под редакцией Перышкина А.В. реализуется с 2010 года, претерпела изменения, добавлены "Критерии оценок по физике", "Критерии оценивания пр...
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7-х классов составлена в соответствии с нормативными документами. Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 5-7-х классов, 1 час ...
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов срок реализации программы: 2020-2021 учебный год
Рабочая программа разработана, на основании следующих нормативных правовых документов: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. Федеральный ко...
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 5-8 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...