Урок по истории по теме "Куликовская война"
методическая разработка по истории (6 класс)

Амирханова Ляйсан Равиловна

Технологическая карта урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока учителя истории Амирхановой Л.Р.

Тема урока

Формы, приемы, методы

Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.

Фронтальная, работа в группе. Приемы «Корзина идей»,  составление сравнительной таблицы, продуктивные методы, активные методы.

Тип урока

Комбинированный

Задачи урока

Цель урока

  1. На основе прослушанного и просмотренного  материала, ключевых слов, анализа личностных качеств Дмитрия Ивановича усвоить этапы борьбы Москвы за политическое первенство
  2. На основе работы с источником информации, опережающей задании  иметь представление о внутреннем положении Руси и Орды, о военных соотношениях накануне Куликовской битвы.
  3. На основе группового  анализа источника информации проследить ход Куликовской битвы в том числе и  на эмоционально-чувственном уровне.
  4.  На основе собственных предположений  и их  сравнения с материалом услышанного  выявить значение Куликовской битвы
  5. На основе рассуждений, имеющихся знаний, собственного опыта ответить на вопрос «Сохранили ли народы России чувство свободолюбия, любви к Родине, стремление к единению в современных условиях на доказательном уровне.

  Сформировать представления о Москве как о центре борьбы с ордынским владычеством, определить внутреннее положение Орды и Руси накануне Куликовской битвы,  выявить значение Куликовской битвы.

Предполагаемый результат

Знать

Уметь

- Москва – центр борьбы с ордынским владычеством,

- знать причины открытых военных столкновений Москвы и Орды

-точную дату Куликовской битвы, ее героев, значение Куликовской битвы для Руси, ее последствия.

- определять условия усиления Московского княжества; давать оценку личностным качествам Дмитрия Ивановича;

- давать сравнительные характеристики  внутреннего положения Руси и Орды накануне Куликовской битвы;

- проследить ход Куликовской битвы,  прогнозировать, уточнять ее значение;

 - применять имеющиеся знания, умение рассуждать в нестандартной ситуации.

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, личностно-смысловая

информационно-коммуникационные технологии;  технология активных методов обучения, обучение в сотрудничестве, продуктивного чтения.

мультимедийная презентация, учебник, тетрадь

Цель этапа

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

1.Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности

включение в учебную деятельность на личностно значимом  уровне

1-2 мин.

Приветствует учащихся

Отвечают на приветствие.

Беседа

2. Актуализация знаний.

Организация  подготовки и мотивации  к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»;

выявление  затруднения в деятельности каждого обучающегося.

4-6 мин.

Перед тем, как мы перейдем к изучению новой темы, необходимо повторить пройденный материал.

Прием «Корзина идей»

Учитель задает детям прямой вопрос по теме «Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества».  Просит вспомнить все, что им известно по этому поводу (или высказать свои предположения по теме) Всю полученную информацию учитель в краткой форме записывает в «корзину идей» на доске.

Учащиеся фиксируют в  тетрадях известные им сведения в краткой форме.

Попарно обсуждают свои записи.

Учебно-познавательная – установление соответствия, анализ.    Продуктивная коммуникация.

Предложения, предположения и идеи не критикуются и не оцениваются.

На данном этапе идет сбор информации. Постепенно из "корзины" должны исчезнуть все неправильные или некорректные утверждения, а остаться "выжимка" из верных.

3. Постановка цели и задач урока

Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез.

2-3 мин

Работа с эпиграфом урока    (выведен на экран)

 Для русских нет достойней клятвы,
Чем память битвы у Непрядвы,
Там даже Дона берега

 Нам помогли разбить врага.

Терпела долго Русь обиды,
В церквах справляя панихиды,
Пока в Москве не кликнул клич
Князь Дмитрий Иоаннович:
Пришли на поле Куликово,
Полки расставили толково,
Лишь только битва началась,
А кровь уже рекой лилась.

В. Марахин

(Записать число, тему урока)

Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют.

Москва – единое сильное государство. Не желает мириться с игом ордынского

владычества. Связывают положение Московского государства с именем князя Дмитрия Ивановича.

Москва – сильный политический  центр.

Москва – духовный центр русских земель.

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством.

Записывают число  тему урока.

Учебно-познавательная – анализ эпиграфа, принятие задач урока, коммуникативная – участие в обсуждении

Педагог учащихся к дальнейшей деятельности.

Появление цели урока

Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

Умение ставить цели, планировать свою работу.

4. Изучение нового материала

Новое знание обучающиеся получают в результате работы с историческими фактами, из сообщении товарищей, фиксации своего внимания на просмотре фильма и последующей рефлексии.

18-25 мин.

1. Работа с отрывком из документа  

«Захвачу землю Русскую и разорю христианские церкви, и вместо их веры установлю свою, а где были церкви, там поставлю мечети и посажу баскаков по всем городам русским, а князей русских перебью…»

2. Рассказ учителя о подготовке к сражению.

3. Сообщение о вооружении. (Выступление ученика)

 

С именем Дмитрия связано начало решительной борьбы за освобождение Руси из-под власти Орды

4. Учитель предлагает видеоматериал для просмотра.

 https://2035school.ru/htmllesson/10_kulikovskaya_bitva_/

5. Создание рабочей группы.

Результат  работы.

Фиксации материала на доске и в тетради.

Определяют цели сторон:

Цели Москвы: Объединение русских земель, освобождение от ордынского владычества.        

Цели Орды: Мамай мечтал о славе Батыя, стремился разграбить московское княжество.

Слушают рассказ учителя,

Слушают рассказ товарища.

Беседа.

Фронтальный опрос.

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска.

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Формирование навыков устной коммуникации, высказывание своего мнения, участие в диалоге, принятие точки зрения других.

Развитие учебно-познавательной мотивации.

Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения

Характеризуют Дмитрия Донского, как исторический личность.

Учебно-познавательная – следят за логикой изложения материала.  Устанавливают соответствие между ключевыми словами и материалом. Коммуникативная – умение слушать.

1 группа. Записывает ключевые даты.

2 группа. Записывает имена.

3 группа. Записывает ключевые события.

Выступление групп.

Выступление участников группы.

Понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

Составление таблицы  «Куликовская битва»

. 

проблем, предположений.

Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.

Закрепление нового материала видеорядом.

Создание таблицы.

.

5. Первичное осмысление и закрепление.

6-7 мин.

Задание. Что узнали по фильму?

Чего не было в рассказе учителя и товарища.

Выполнение задания

https://2035school.ru/htmllesson/10_kulikovskaya_bitva_/

Задание.

Используя изображение и приобретенные знания расскажите о Куликовской  битве.

https://2035school.ru/htmllesson/10_kulikovskaya_bitva_/

Отвечают на вопрос

 

Выполняет интерактивные задания под наблюдением учителя

Составляют рассказ

Частично-поисковый метод, творческий

Частично-поисковый метод, творческий

 Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска

С помощью компьютерных средств; построение логической цепи рассуждений;

Информационная – извлечение информации, ее переработка, проговаривание во внешней речи. Продуктивная коммуникация.

Анализ услышанного и увиденного

Согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов.

Предметная.

Умение ориентироваться в содержании предмета.

Информационная

Умение использовать информацию    источника, выделять ее  для решения учебной задачи.

Коммуникативная -

освоение способов совместной деятельности.

Формирование навыков речевой деятельности.

6. Подведение итогов. Рефлексия.

Выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, экспертиза полученных образовательных продуктов.

3-5 мин.

В результате урока «Куликовская битва

МНЕ ОТКРЫЛИСЬ:

Три самых важных имени:

Три самых важных события:

Три самых важных чувства:

Оценивает свою работу на уроке.

Беседа

 Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Умение систематизировать, обобщать изученное. Соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения.

Соединять части в целое.

Высказывать суждения свои суждения.  

Формирование собственных представлений о предмете изучения. Реализация личностного потенциала. Речевая культура

7. Домашнее задание

       

Осознание обучающимися значимости своей учебной деятельности;

самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

1-2 мин

1. Прочитать параграф.

2. Дома посмотреть видеоролик на платформе «Открытая школа»

https://2035school.ru/htmllesson/10_kulikovskaya_bitva_/

-Подготовить 3 вопроса по фильму.

-записать в словарный тетрадь новые слова

 https://2035school.ru/htmllesson/10_kulikovskaya_bitva_/

Записывают домашнее задание

Учебно-познавательная – соотносят учебные задачи с результатом деятельности на уроке.

Личностно-смысловая – осознание учащимися значимости своей деятельности,  осознание успехов/неуспехов, их причин.

Логическая завершенность урока.

8. Оценка учителя

Оценка результатов деятельности  всего класса.

1-3 мин.

Оценивает работу учащегося, указывает ошибки

Благодарит за работу, прощается.

Отвечает, что усвоено, что получилось.

Беседа

Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

Анализирует достижение цели, описывает способ достижения ее. Анализирует личностное изменение в процессе учения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по истории России «Отечественная война 1812 года»

Двухчасовое занятие позволяет сформировать общее представление о войне 1812 года, причинах, ходе и итогах....

Методическая разработка урока по истории России "Северная война"

Тема:Северная войнаЦели урока:Обучающие:выяснить цели России в Северной войне; рассмотреть основные сражения и выделить её итоги.Развивающие:развивать навыки поисковой, исследовательской деятельн...

Разработка урока по истории 5 класса "Война с Ганнибалом"

Конспект урока, презентация к уроку, видеофайлы....

презентация и конспект урока по истории России " Северная война"

Презентация и конспект урока " Северная война"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ДИСЦИПЛИНА: «ИСТОРИЯ» ТЕМА: «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 г.»

Тема урока: «Отечественная война 1812 г.».Тип урока:  изучение нового материалаВид урока:  беседа с элементом игры(экскурсия).Планируемые результаты:Личностные: воспитывать уваже...

Урок по истории отечества ."Гражданская война в России" ,10 класс

Урок по истории отечества ,  10 класс. План проведения урока....