презентация и конспект урока по истории России " Северная война"
презентация к уроку по истории (5 класс) на тему
Презентация и конспект урока " Северная война"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_otkrytyy_urok.doc | 98.5 КБ |
urok_po_opk.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Северная война. ( 1700- 1721гг).
Цели урока:
- Образовательная: На фактическом материале подвести учащихся к пониманию причин начала войны и показать, почему слабая в начале войны Россия смогла одержать победу над одной из самых сильных в военном отношении стран – Швецией.
- Развивающая: При помощи раздаточного материала продолжить формировать умения анализа источников, карт и картосхем, выделять главное и составлять хронологические и текстовые характеристики, работать с текстом и методическим материалом учебника, решать проблемные ситуации.
- Воспитательная: Показать сплоченность народов России перед лицом внешней опасности. Объяснить, что победа в Северной войне была достигнута не только полководческим талантом Петра 1, но и умело подобранным им окружением, чье служение Родине и царю позволило одерживать победы в труднейших ситуациях.
Оборудование урока – Карта России первой четверти 18 в., атласы, учебник, раздаточный материал (схемы, текст источников), таблица, репродукции и портреты.
Проверка д/з:
- Назовите цель южного направления во внешней политики при Петре1;
- Был ли России необходим выход в море?;
- Назовите результаты южного направления?
- Почему Россия не стала дальше бороться за выход в Чёрное море?
Переход к новой теме.
Историческая проблема: « Какое значение для будущего России имел
внешнеполитический курс Петра I?»
План урока:
- Причины и характер Северной войны.
- Международная обстановка в нач. 18 века.
- Начало войны. « Нарвская конфузия».
- Реформы в армии.
- Битва у деревни Лесной.
- Полтавская битва.
- Сражения у о. Гренгам и Гангут.
- Ништадский мирный договор ( 1721)
- В ходе « Великого посольства» стало ясно- с европейскими дворами заключить союз против Турции не удастся – они были заняты борьбой за испанское наследство. Бездетный старый король Испании Карл 2 написал завещание в пользу младшего
внука Французкого короля. Усиление Франции не нравилось Англии и Голландии. Назревала война .
Но выяснилось, что есть шанс на создание союза против Швеции, которая отрезала
Россию от Балтийского моря. Пётр посчитал, что именно в это время можно
рассчитывать на успех в борьбе против Швеции.
Последнее было гораздо важнее для России: побережье Черного моря было
намного дальше от центральных областей России и сообщение с ним находилось
под угрозой со стороны крымских татар; выход из Черного моря -
Через Босфор - был заперт Турцией; по этому морю пролегал более далекий и
более опасный путь к передовым странам. Взвесив все это, Петр решился на войну со
Швецией.
В результате переговоров в 1699 г был создан «Северный союз» ( Дания ( Фридрих 4), Саксония, Речь Посполитая ( Август2), Россия)
Цели союзников
1. Присоединение владений в южной части Скандинавского полуострова и Шлезвига
2.Выход к Балтийскому морю
3. Присоединение Лифляндии
Вопросы к учащимся.
Ребята, мы с вами знаем, что в ходе Ливонской войны при Иване Грозном Россия получила выход в Балтийское море. Была взята крепость Нарва, через это порт проходил основной поток русских и иностранных товаров.
- При каких обстоятельствах территории побережья Балтийского моря были захвачены Швецией?
- Были ли попытки вернуть захваченные земли?
( В смутное время Швеция захватывает Новгород, Псков. Не имея ни сил ни средств Алексей Мих. подписывает со Швецией Столбовской мир - шведы оставляли нам Ладогу,Старую Руссу, Новгород, Порхов, но оставили за собой Ивангород, Ям, Копорье, Орешек, Корелу. В 1653г Россия начала войну с Польшей, Швеция объявила войну России Русские овладели Дерптом, осадили Ригу, несколько крепостей в Эстляндии, но Россия вынуждена б. заключить мир со Швецией и вернуть ей все захваченные земли).
Причины войны:
- Стремление Швеции к господству на Балтике.
- Необходимость получения Россией выхода в Европу через Балтийское море.
- Геополитические противоречия с европейскими державами
3. В соответствии с договорённостью военные действия должны были начать Дания и Саксония. Россия в это время вела переговоры с Турцией и только после заключения мира д/ вступить в войну.
Начало было крайне неудачным для Северного союза. 17- летний шведский король Карл 12 неожиданно для всех высадил десант под Коппегагеном и вынудил Данию выйти из войны. Расправившись с Данией Карл 12 направил свои войска против Саксонской армии, топтавшейся у стен Риги. Саксонский правитель и король Польши Август 2 отвёл войска.
Дошла очередь до России , вступившей к этому времени в войну.- 9 августа 1700г.
Карл во главе 12 тыс. армии направился на помощь гарнизону в Нарве.
Русская армия насчитывала 34 тыс человек. Карл внезапно напал на русские полки и одержал победу. Русские потеряли всю артиллерию, Командующий иностранец герцог де Круа сдался в плен, Устояли только гвардейские полки Семёновский и Преображенский, Лефортов полк.
За границей радовались поражению Петра 1 . Была даже выбита медаль, где изображён плачущий русский царь и бегущие русские войска. Была сделана надпись « Исшед вон, плакася громко»
! Давайте вместе выясним причины сокрушительного поражения . Ведь русских было 34 тыс., а шведов 12 тыс.
Прочитайте отрывок из письма Ивана Посошкова , содерж. в хрестоматии по военной истории.
…. « У пехоты ружьё было плохое и владеть им не умели, только боронились ручным боем, копьями оборонялись и то тупыми. А если на конницу посмотреть, не то что иностранным, самим смотреть зазорно, клячи худые, сабли тупые, ружьём владеть не умеющее. Истинно , Государь, сам видел , что иной дворянин и пищали сам зарядить не умеет, а не то , что стрелять по цели хорошенько.
… Слыхал, что дворяне лишь о том пекуться , как домой отбыть, а ещё молятся Богу, чтобы рану нажить лёгкую, чтоб не гораздо от неё болеть, а от Великого Государя пожалованным быть.
….. И по таким же словам и по всем их поступкам не воины они! Лучше таки дома сидеть….»
Документ « Пётр 1 о Нарвском сражении»
- Какой мы видим армию в Нарвском сражении?
Причины поражения:
- армия старого образца – дворянское ополчение
- много иностранных офицеров
- нехватка пороха, ядер,оружие низкого качества
Конечно, Пётр 1 тяжело переносил поражение, но он смирился, а ценой колоссальных усилий принялся ликвидировать последствия Нарвской катастрофы.
Ребята, причитайте материал на стр. 12-14 учебника и ответьте на вопрос
- Какие меры были предприняты по укреплению русской армии?
( - Создана регулярная армия, введены рекрутские наборы, создавались школы…..)
+ Национальная армия, стали проводится лагерные сборы, отрабатывались приёмы рукопашного боя, появились гренадерские полки – они занимались метанием гранат,
В артиллерии стали использовать пушки, гаубицы . Стали исп. ружьё со штыком.
Был принят военный устав, введена присяга.
!!!!!!! Зачитайте выдержки из устава..
Присяги.
Извлечения из Петровских приказов:
«- Русский солдат- защитник Отечества
-Воинское дело- первое из мирских дел, яко важнейшее для обороны страны
-Я приказываю вам стрелять во всякого, кто бежать будет, и даже убить меня самого, если я буду столь малодушен…»
Пётр 1 « Тогда неволя леность отогнала и к трудолюбию и искусству день и ночь принудила».
Результаты принятых мер стали видны уже через год.
Понимая, что принять участие в серьёзных сражениях ещё рано, Пётр1 принял решении с полководцем Б.П. Шереметьевым вести « Малую войну».
1701г – победа под Эрестфером( около Дерпта)
1702г- русские овладели крепостью Нотенбург ( наш Орешек). Его переименовали в Шллисельбург.
Пётр1 « Правда, жесток сей орех был, однако, слава Богу, счастливо разгрызан».
1703г – Русские овладели крепостью Ниеншанц, которая запирала выход в Балтийское море. Недалеко от неё 15 мая 1703 г. Петром основан новый город Санкт- Петербург. Чтобы закрыть вход в Неву заложена крепость Кронштадт – военно - морская база .
1704г. – Осада Дерпта и Нарвы. Здесь руководил Пётр1.
Карл 12 в это время ушёл в земли Речи Посполитой. Он вынуждает Августа 2 отказаться от короны и передаёт своему ставленнику Станиславу Лещинскому. Год Карл 12 с армией находятся в Саксонских землях – отдыхали.
С 1706 г Карл 12 двинулся на восток.
!!!!!!! Посмотрите в документе и найдите план Карла12 в борьбе с Россией.
- Навязать России генеральное сражение
- Добиться свержения Петра с престола
- Разделить Россию на княжества, которые будут во владении Швеции
- В Москву был назначен губернатор.
План Петра1
- Русская армия должна уклоняться пока от генерального сражения и отходя к своим границам должна на своём пути уничтожать продовольствие, запасы фуража.
- « Надо изматывать врага»
Из предписаний Петра1 « Чтоб мужиков, у которых есть ружья, приказные знали. Так же косы, рогатины имели и наготове были для караулов и обороны…»
+ В Литве , Белоруссии мощное партизанское движение.
Карл не рискуя идти на Москву через Смоленск ( загадка?), свернул на Украину. Там его ожидал гетман Мазепа, решивший изменить России и перейти на сторону Карла12.
Как Пётр 1 отреагировал на измену Мазепы?
« Петр получил сообщение об измене и дал указание : « сделайте монету серебряную и на ней велите вырезать Иуду, на осине повесевшего и внизу тридесять серебренников лежащих и при них мешочек, а назади надпись « Треклят сын погибельный Иуда еже за сребролюбие давится» …
Укрепила Карла идти на Украину и известие о победе русских у д. Лесной.
5. Битва у деревни Лесной – 27 сент. 1708г.
К Карлу из Швеции на помощь торопился 16- тыс корпус генерала Левенгаупта. При корпусе был огромный обоз со снаряжением, продовольствием, вооружением.
Корпус встретил « летучий отряд» Петра в 12 тыс. Шведы потеряли 8700 чел. 45 офицеров взяты в плен. Весь обоз достался победителям!
Пётр 1 назвал эту битву « Матерью Полтавской Победы».
Генерал Голицин «Целый день находились тогда мы под огнём неприятеля, но в наших рядах не произошло ни малейшего беспорядка, и мы не уступили неприятелю ни пяди земли. Четыре раза наши ружья настолько накаливались от стрельбы , что их было невозможно держать в руках. Четыре раза мы наполняли опустевшие сумки и карманы патронами… А позади строя падало столько неприятельских пуль, что от поднимаемой ими пыли нельзя было даже разглядеть земли».
Пётр1 « Сия у нас победа может первая назваться, понеже над регулярными войсками никогда такой не бывало ; к тому же ещё гораздо меньшим числом будучи перед неприятелем».
Генерал Левенгаупт « Вредные последствия самодержавия и горькие плоды злобы» . Он имел ввиду отказ Карла 12 вернуться в Могилёв и там дождаться прихода Левенгаупта с обозом и продовольствием, резервами…
Однако Карл не уводил войска с Украины, рассчитывая на помощь Мазепы.( обещал 50 тыс солдат, продовольствие, тёплое жильё), но привёл только 5-6 тыс. и те обманом. Пётр 1 обратился к украинскому народу . Украина поддержала Петра.
6. Полтавская битва.
Речь Петра перед солдатами.
« Воины! Пришел тот час, который должен решить судьбу Отечества. Вы сражаетесь не за Петра, а за государство, Петру врученное, за род свой, за народ всероссийский … а о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия, слава, благочестие и благосостояние ее!»
Накануне Полтавской битвы Карл 12 говорил своим генералам « Завтра мы будем обедать в шатрах московского царя. Нет нужды заботиться о продовольствии для солдат – в московском обозе всего припасено для нас»
27 июня 2 часа ночи - шведская армия выдвинулась к месту расположения русских. В первой линии шла пехота , построенная в 4 колоны, во второй - конница в шесть колон. Начало боя за передние (поперечные) редуты.
4 часа ночи - шведы овладевают двумя редутами и делают маневр влево к Будыщанскому лесу с целью обойти редуты. Часть шведов (6 батальонов пехоты и несколько эскадронов) под командованием Роосса безуспешно пытается овладеть третьим поперечным редутом, а после отходит к Яковецкому лесу. Русские под командованием Меньшикова атакуют группу Роосса.
6 часов утра - шведы прошли продольную линию редутов, оказались своим правым флангом в 100 шагах от русского лагеря и под огнем русской артиллерии вынуждены отступить к Будыщанскому лесу.
Меньшиков разгромил группу Роосса – шведы бегут к Полтаве. Русская пехота преследует отступающих шведов, а Меньшиков с кавалерией возвращается к укрепленному лагерю.
Петр I выводит пехоту из лагеря и строит ее в две линии, на флангах размещается конница, артиллерия располагается спереди по всему фронту. В лагере остается резерв.
Шведы строят пехоту в одну линию, а кавалерию на флангах в две.
9 часов утра - армии противников идут на сближение - завязывается рукопашная схватка. Правый фланг шведов отрывается от левого (между флангами образуется пролом) и начинает теснить русских в первой линии у самого центра. Шведская кавалерия c правого фланга идет в атаку. Петр I лично вводит в бой батальон новгородцев со второй линии и останавливает шведов. Русская кавалерия начинает обходить шведов с флангов. Шведы в панике отходят к Будыщанскому лесу. Попытка собрать отступающие части не удалась – шведы отходят к обозу близ Пушкаревки (около 11 часов). Шведские части, осаждающие Полтаву, также отходят к обозу.
28 июня вечер шведская армия выдвигается из Пушкаревки к месту переправы через Днепр (переправа не подготовлена).
1 июля русская армия блокирует шведов у Днепра (близ села Переволочна) и пленит большую часть шведской армии. Карл XII и Иван Мазепа переправляются через Днепр в ночь н а 1 июля и бегут в город Бендеры (турецкие владения).
Потери шведов – 9234 убитыми и 19000 пленных
Потери русских – 1345 убитыми и 3290 ранеными
Таким образом Полтавская битва завершилась безоговорочной победой русской армии .
!Давайте определим причины победы русской армии под Полтавой.
- тщательная подготовка русской армии
-храбрость и самоотверженность воинов, полководческое искусство Петра 1, Меньшикова А.Д., Шереметьева Б.П.
- перекрытие возможных путей отступления
- превосходство русской артиллерии
- редуты
Пётр 1 после битвы пленённым генералам « Вчера мой брат Король Карл просил вас в мои шатры на обед, и вы по обещанию в шатры прибыли, а брат мой Карл ко мне с вами в шатёр не пожаловал, в чем пароля своего не сдержал. Я его весьма ожидал и сердечно желал , чтобы и он в шатрах моих обедал…»
Речь Петра 1 перед солдатами после Полтавской битвы.
« Здравствуйте, сыны Отечества! Никто не в состоянии совершить подвига , подобный тому, какой совершили вы, смело смотревшие в лицо смерти. Храбрые дела ваши никогда не будут в забвении у потомства».
« Объявляю вам о зело превеликой и нечаемой виктории , которую Бог нам через неописанную храбрость солдат наших даровать изволил…»
Карл Магнус Поссе, полковник: «Бой был смертный и кровавый, а стрельба такой частой, что воздух потемнел и почернел от дыма и пыли, и продолжалось все это от восхода солнца до полудня, и многие доблестные шведы, офицеры и солдаты, пролили там свою кровь и полегли мертвыми». Энглюнд П. Полтава. Рассказ о гибели одной армии. М., 2000.
Карл фон Роланд, майор и рыцарь: «...Обер-лейтенант граф Лейонхувуд скакал от роты к роте, сообщал о капитуляции и говорил, что мы желали сражаться, но тщетно, он однако обещал нам, что офицерам оставят шпаги и повозки и вскорости их освободят, а переправиться через реку мы уже опоздали, ибо не осталось ни бревнышка, чтобы с помощью его достигнуть противного берега, а те, кто хотел переплыть на лошадях, утонули». Энглюнд П. Полтава. Рассказ о гибели одной армии. М., 2000.
Ларс Эрик Смепуст, капрал: «Что до благоприятных условий капитуляции, ни одно обещание не было исполнено и как только выманили нас от Днепра туда, где стояла вся русская армия, офицеров отделили от солдат, а потом приказали офицерам сложить все шпаги в одном место. Так что у нас не осталось ничего, кроме бывшей на нас одежды, которую с великим трудом спасти удалось от воровства русских». Там же.
Карл ХII с гетьманом Мазепой бежал в Османскую империю. Остатки шведских войск отступили к Переволочне, где были настигнуты и сложили оружие. Шведы потеряли в общей сложности более 9 тысяч человек убитыми, свыше 18 тысяч пленными, 32 орудия и весь обоз. Потери русских войск составили 1345 человек убитыми и 3290 ранеными.
Значение Полтавской битвы:
-Изменён весь ход Северной войны
- восстановлен «Северный союз»
-Военные действия перенесены на територрию Швеции
-Полтава поставила Россию в ряд великих государств Европы.
Н.И. Павленко : « Под Полтавой умерла великодержавная Швеция. Под Полтавой же родилась новая великая держава – Россия».
Остается добавить, что победа под Полтавой явилась результатом долгой и упорной материальной, организационной и тактической подготовки русской армии, результатом хорошо продуманного и искусно осуществленного стратегического плана. Русская армия показала высокие боевые качества и тактическое превосходство над противником. Организация передовой позиции с редутами, трехчасовой бой на этой позиции, отделение от главных шведских сил колонны Росса и ее разгром, а также разгром шведского резервного отряда -- все это новые явления в тактическом искусств
- Гренгам и Гангут.
Русская армия начала переправляться с Украины в Прибалтику, овладела Ревелем, Ригой, но Карлу казалась , что он ещё может всё вернуть. Россия не имела хорошего флота.
Но! В короткий срок Россия создала могучий Балтийский флот. В 1714 г и 1720 при Гангуте и о. Гренгам русский флот одержал верх над шведами.
30 августа 1721 г. - Заключение Ништадтского мирного договора
Основные условия:
- Россия получала территории Прибалтики (Лифляндия, Эстляндия, Ингерманландия), часть Карелии и выход в Балтийское море.
- Россия обязывалась уплатить Швеции денежную компенсацию и возвратить Финляндию
Значение Северной войны.
- Россия приобрела выход в море и превратилась в морскую державу, располагающую сильным морским флотом.
- Россия стала обладать первоклассными портами –Петербурга, Ревеля, Риги.
- Были созданы условия для обширной торговли с европейскими странами.
Закрепление:
- Чем закончилась Северная война?
- Покажите на карте территории, отошедшие к России по условиям Ништадтского мира.
- В чём историческое значение победы России в Северной войне
Пётр 1 « Слава Богу, так хорошо окончилось, как лучше быть невозможно»
В Петербурге были устроены торжества по случаю победы. 20 октября 1721г по решению Сената царь стал титуловаться как ИМПЕРАТОР всероссийский и за ним утвердилось звание « Отец Отечества».
( Если останется время, можно заслушать приготовленные сообщения о сподвижниках Петра или дать как домашнее задание)
Предварительный просмотр:
Урок . Зачем творить добро?
Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы отказа от эгоистической позиции; сформировать понимание того, что творить добро – духовная радость.
Задачи урока:
– освоение учащимися христианской позиции по отношению к человеческому эгоизму;
– понимание учащимися отличия доброго поступка на основе выгоды и доброго бескорыстного поступка; осознание добра как подражания христианской жертве;
- обучение установлению логических связей, причин и следствий, умению делать выводы из предложенной в учебнике информации и заданий, предлагаемых учителем.
1. Здравствуйте, ребята! Вы, наверное, разволновались, увидев столько гостей?
Я тоже немного волнуюсь, но хочу сказать: не бойтесь! Посмотрите друг другу в глаза, пожмите руки, а кому до сих пор страшно - вот вам мои руки, потрогайте их – и вы успокоитесь. И вообще сейчас мы не будем делиться на выступающих и жюри, сейчас мы одна большая семья. Семья, которая собралась поговорить об очень важном, о том, что волнует всех живущих на этой планете. Поговорим сегодня о доброте и милосердии.
Так, тема нашего урока « Зачем творить добро?»
В начале урока давайте посмотрим мульфильм , который называется
« Просто так»
!!!!!!!!!!!!! ( мультфильм Просто так!)
Создатели этого мультфильма подарили нам хорошее настроение. Просто так, потому что у них большие добрые сердца.
???????? Ребята, какими мы увидели героев мульфильма?
( добрыми, милосердными.......)
Да ! и поэтому нам приятно и радостно на них смотреть.
!!!!!! Котёнок
??????
Девочки, посмотрите на брошенного котёнка.
??? Какие чувства он вызывает?
( мы чувствуем жалость, желание пригреть его, покормить, защитить... мы хотим для него сделать что- то доброе, оказать милость...)
( стих)
А теперь какие?
Что чувствует сейчас ваше сердце?
!!!!!!! Да когда мы совершаем добрый поступок , милосердие, наше сердце испытывает радость.
2. Сегодня на уроке мы с вами попробуем построить дом Добра и милосердия, узнаем из чего состоят эти понятия и в конце урока попробуем с вами ответить на вопрос « Зачем нужна доброта?»
А. Итак закладываем фундамент дома.
??? Ребята, давайте попробуем определить значение слова Доброта, добро?
ЧУТКОСТЬ
ОТЗЫВЧИВОСТЬ
ДЕЛИКАТНОСТЬ
ПО ОТНОШЕНИЮ
К ДРУГОМУ
ЧЕЛОВЕКУ
Сострадание
Доброжелательность
Милосердие
Любовь
Забота
Помощь
( !!!!!!!!!!!!!!! СЛАЙД)
Теперь начинаем строить дом, наш первый кирпичик
Б. Добрые Мысли
Иисус Христос сказал, что важнее всего в жизни – ЛЮБОВЬ к Богу и к человеку .
« Люби ближнего как самого себя»
« Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье»
Платон – древнегреческий философ
« Чтобы поверить в добро, его надо делать»
Л.Н. Толстой
« Делать человеку добро- самое истинное счастье, какое только может быть ведомо человеческому сердцу»
Ж.Ж. Руссо
В.Добрые слова
Сердце!!!
Посмотрите на сердце, в нём стрелы от обиды , от плохих поступков, слов. Раны со временем заживут, но шрамы останутся на всю жизнь. Хочется вылечить такие сердечки добрыми словами, делами.
А вам я сейчас даю здоровые сердечки, напишите на них добрые слова и пожелания, подарите тому кому пожелаете . Пусть ваша доброта поселиться в других сердцах.
!!!! Сказанное
Сказанное слово, словно семя, попадает в сердце человека. От добрых слов мы чувствуем, как в нашем сердце растёт тепло и благодарность, любовь и надежда, милосердие и сострадание.
??????А как вы думаете, добрые слова и добрые мысли, во что могут превратиться?
Г. Следующий кирпичик Дома Доброты – добрые поступки
!!!!!!! Сообщения детей
1. Покормите птиц зимой
2. В ясный полдень
! многие добрые и милосердные дела нам всем по силам.
!!!!Дедушка ничего не требовал взамен « может статься вспомнять обо мне...»
3. Милосердие!!!
Милосердие – сердцем милые, люди с очень большим , добрым сердцем, они всю жизнь посвящают служению другим людям и совершают бескорыстно очень много добрых дел во благо других людей.
1. Рошаль
2.Мать Тереза
??? Какие добрые и милосердные поступки ?
3.Милостыня ( видео)
!!!!
Беспримерный подвиг во благо людей совершали святые люди, можно сказать что они и жили то для других людей.
1.Елизавета Романова
2. Ульяна Муромская
Добавляем кирпичики:
сострадание
добропорядочность участие
добросердечность любовь
добродушие сострадание
доброжелательность
!!! крыша « Любовь»
Однажды Иисуса Христа спросили: какая самая главная среди множества заповедей? Он сказал: важнее всего любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя».
Можно ли не имея любви в сердце совершать добрые дела и оказывать милосердие?
Концовка!
Я очень хочу, что бы вы научились прощать, проявлять милость, проявлять ту любовь к людям, которая живёт в сердце каждого из нас. Конечно добрым и милосердным быть нелегко, но если ты совершать добрые поступки и проявлять милосердие, то эти дела со временем изменят сердце и сделают его более человечным.
Я очень хочу, чтобы рядом с вами людям было тепло и уютно, спокойно, чтобы вы одаривали всех своим теплом как солнышко.
IV. Рефлексия. |
Какие добрые дела мы можем совершить сами? Выберите листочки с записанными на них добрыми делами для Дерева Доброты:
|
Не будем брать листочки с записями:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по истории Тема"Северная война"
Для учителей истории...
Презентация и конспект урока на тему: "Крымская война" ( 8 класс. История России)
Конспект открытого урока и презентация по истории России в 8 классе....
Конспект по истории России (10 класс). Тема "Отечественная война 1812 года".
Урок-панорама может быть использован для обобщения изученной темы. Используются индивидуальная, парная и групповая формы деятельности. Применяются компьютерная презентация, используются задания д...
Методическая разработка урока по истории России "Северная война"
Тема:Северная войнаЦели урока:Обучающие:выяснить цели России в Северной войне; рассмотреть основные сражения и выделить её итоги.Развивающие:развивать навыки поисковой, исследовательской деятельн...
8 класс (ФГОС) Открытый урок по истории России Тема: "Внешняя политика России. Северная война: 1700-1721 гг."
Данный урок предназначен для реализации программы по истории России в 8 классе (ФГОС). Урок получается интресным, если провести подготовительную (опережающую) работу. Например, учащиеся должны ...
Тезнологическая карта урока истории России " Северная война" 7 класс
Технологическая карта к уроку по истории России в 7 классе. Подходит к любому учебнику....
Конспект урока истории России в 9 классе на тему "Внешняя политика России. Русско-японская война"
Разработка урока истории 9 класс...