Методическая разработка урока по истории России "Северная война"
методическая разработка по истории (7 класс) на тему
Тема:
Северная война
Цели урока:
Обучающие:
- выяснить цели России в Северной войне;
- рассмотреть основные сражения и выделить её итоги.
Развивающие:
- развивать навыки поисковой, исследовательской деятельности;
- развивать логическое мышление, память, внимание, умение сравнивать и анализировать;
- продолжить формирование умений анализировать, выделять главное, сопоставлять события и факты, находить причину и следствие, формулировать выводы.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию уважительного отношения к истории своего народа;
- на примере мужества русских людей в Северной войне вызвать у учащихся чувство гордости историей своих предков;
- воспитывать трудолюбие, культуру речи и общения обучающихся, самостоятельность.
Форма проведения урока:
Изучение нового материала
Используемые технологии:
Технология развития критического мышления, информационно-коммуникационная технология, технология проблемного обучения, тестовая технология.
Методы, приемы работы:
Репродуктивный (объяснение), самостоятельная работа, частично-поисковый, проблемный.
Технические средства обучения:
Компьютер, мультимедийные устройство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка урока по истории России "Северная война" | 66.5 КБ |
rabochiy_list.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема:
Северная война
Цели урока:
Обучающие:
- выяснить цели России в Северной войне;
- рассмотреть основные сражения и выделить её итоги.
Развивающие:
- развивать навыки поисковой, исследовательской деятельности;
- развивать логическое мышление, память, внимание, умение сравнивать и анализировать;
- продолжить формирование умений анализировать, выделять главное, сопоставлять события и факты, находить причину и следствие, формулировать выводы.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию уважительного отношения к истории своего народа;
- на примере мужества русских людей в Северной войне вызвать у учащихся чувство гордости историей своих предков;
- воспитывать трудолюбие, культуру речи и общения обучающихся, самостоятельность.
Форма проведения урока:
Изучение нового материала
Используемые технологии:
Технология развития критического мышления, информационно-коммуникационная технология, технология проблемного обучения, тестовая технология.
Методы, приемы работы:
Репродуктивный (объяснение), самостоятельная работа, частично-поисковый, проблемный.
Технические средства обучения:
Компьютер, мультимедийные устройство.
Конспект урока
Эпиграф к уроку слова А.С.Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие». (Слайд 2)
Организационный момент
Приветствие.
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы продолжим изучение раздела «Россия при Петре I».
Наш урок посвящён событиям XVIII века – знаменитой Северной войне, в которой участвовала Россия. (Слайд 3)
В течение урока вы будете заполнять рабочие листы. В конце урока сдадите их на проверку (раздать ребятам рабочие листы).
Тема нашего сегодняшнего урока: «Северная война».
Ребята, глядя на данную тему урока, скажите:
-Как Вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? (предположения обучающихся).
-А что бы Вы хотели узнать сегодня? (высказывания обучающихся).
-Что мы должны постараться узнать для раскрытия этой темы?
Ответы обучающихся. (Рабочий лист – ЗХУ). (Слайд 4)
Таким образом, цель сегодняшнего урока заключается в том, чтобы определить значение Северной войны для России.
Мы будем рассматривать эту тему по такому плану: (Слайд 5)
1. Причины войны и её начало (1700).
2. Полтавская битва (1709).
3. Гангутское сражение (1714).
4. Ништадский мир (1721).
После “Великого посольства” стали четко ясны направления и задачи внешней политики Петра I. Вспомните какие?
(Ответы учащихся: 1. Завоевать выход в Балтийское и Чёрное моря (карта!). 2. Развивать внешнюю торговлю). (Слайд 6)
(Рабочий лист – кластер «Внешняя политика»). (Слайд 7 - 8)
1. Причины войны и её начало. (1700)
Итак, перенесёмся мысленно в XVIII век. Швеция к началу века была самым могущественным государством Северной Европы. Она стремилась превратить Балтийское море в «шведское озеро». У России был свой счёт к Швеции. Во времена Смуты Швеция отняла у России побережье Финского залива.
Исходя из этого, выделите основные причины Северной войны и назовите их
(1. Господство Швеции на Балтике. 2. Стремление России вернуть выход к Балтийскому морю). (Слайд 9)
Поводом к войне для России стал момент, когда все ведущие страны были заняты дележом “Испанского наследства”, Россия в 1699 г. заключила Северный союз с Данией, и Саксонией, приобрела боевой опыт в Азовских походах. (Слайд 10)
Для Северного союза война началась неудачно.
Шведы нанесли поражение Дании и вынудили её выйти из войны.
В этих условиях Пётр I сумел быстро заключить мир с Турцией (карта!) и направил войска к шведской крепости Нарва (карта!). Здесь, под Нарвой, в 1700 году шведская армия разгромила русские войска. (Слайд 11)
У вас есть предположения поражения русской армии под Нарвой? (1.Превосходство шведов в подготовке армии, как технической, так и тактической.
2. Предательство иностранных офицеров, служивших в русской армии).
Пётр деятельно занялся созданием регулярной армии, были проведены преобразования и к 1708 г. армия стала сильной и боеспособной.
2. Полтавская битва (1709). (Слайд 12)
Усиление позиций России вызвало опасения Карла XII. Карл XII, ведя активные военные действия против Августа II , вывел Польшу из войны и стал готовить вторжение на территорию России. Крупное сражение произошло летом 1708 г. у деревни Лесной, результатом которой явилось поражение шведов.
А сейчас мы просмотрим небольшой видеофрагмент о Полтавской битве…
Проблемный вопрос: (Слайд 13)
В результате Полтавской битвы армия короля Карла XII перестала существовать. Почему же тогда Северная война не закончилась в 1709 г., а продолжалась до 1721 г.?
В Европе сама мысль о том, что Карл XII может потерпеть поражение, казался абсурдом, и, когда слухи о бое докатились до Европы, газеты по шаблону стали прославлять очередную победу Северного Льва над Русским Медведем. Лишь через несколько дней выяснилось, что армия Карла XII фактически уничтожена…
Итак, в 1709г. армия шведов была разбита, но война со Швецией продолжалась ещё много лет. (Слайд 14)
3. Гангутское морское сражение (1714).
Одна из причин затяжного характера Северной войны заключалась в том, что России кроме Швеции противостояла Турция, объявившая ей войну в 1710 году. Она вошла в историю под названием Прутский поход. После Прутского похода Северная война возобновилась. Это привело к активизации боевых действий на море. Русский флот одержал две серьёзные победы над шведами: в 1714 г. у мыса Гангут(Слайд 15 - 16) и в 1720 г. у острова Гренгам (Слайд 18) (карта!), после которых шведы уже не могли вести боевые действия на воде.
4. Ништадский мир (1721). (Слайд 19)
Каковы были итоги Северной войны?
1. Россия получила выход в Балтийское море.
2. Созданы условия для экономического развития страны.
3. Рост международного авторитета России.
4. Укрепление дипломатической службы на Западе.
5. Россия становится империей. Императорский титул Петра I.
(Рабочий лист – синквейн «Война», «Мир»). (Слайд 20)
(Рабочий лист – соотнести основные даты и события Северной войны).
Заключительное слово учителя: Таким образом, в результате Северной войны (конец которой положил Ништадтский мир 1721г.) Россия превратилась в ведущую силу на Востоке Европы и получила статус империи. За эти годы была построена новая столица Санкт-Петербург на отвоёванных у шведов невских берегах, создана военная промышленность, произошли преобразования в армии и на флоте. Одна из важнейших внешнеполитических задач, стоявших на протяжении веков, оказалась решена. (Рабочий лист – заполнение третьего столбца – ЗХУ). (Слайд 21) (Слайд 22 - 28)
Возвращаясь к словам А.С.Пушкина, хочется ещё и ещё раз сказать: да, мы можем и должны гордиться славою наших предков, сумевших выиграть в великой Северной войне.
Список литературы:
- Данилов А. А. История России: конец XVII – XVIII век: учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2005.
- Дмитриева Е. В. Санкт-Петербург: Пособие по истории города с заданиями и тестами. 8-е изд. СПб.: КОРОНА принт, 2009.
- Санкт-Петербург. Занимательные вопросы и ответы. Сборник. СПб.: изд. Паритет, 2010.
- Энциклопедия истории России. 862-1917. «Интерактивный мир». 1997-2002 «Коминфо».
- Соловьёв С.М. Учебная книга по Русской истории ГЛАВА XL. Электронный источник www.km.ru
- Башилов Борис. Пётр I и исторические результаты совершённой им революции. Издательство «Русь», Электронный источник www.km.ru
- Электронный источник www.km.ru
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Северная_война
- Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учебно-методическое пособие. М.: Мирос, 2002.
Рабочий лист по теме «Северная война»
Фамилия, имя обучающегося__________________________________________________________
1. Таблица
ЗНАЮ | ХОЧУ УЗНАТЬ | УЗНАЛ(-А) |
2. Кластер «Внешняя политика»
3. Синквейн «Война»
1. Война (существительное) |
2. (2 прилагательных) |
3. (3 глагола) |
4. (краткое предложение) |
5. (синоним или новое звучание темы) |
4. Синквейн «Мир»
1. Мир (существительное) |
2. (2 прилагательных) |
3. (3 глагола) |
4. (краткое предложение) |
5. (синоним или новое звучание темы) |
5. Соотнесите стрелочками основные даты и события Северной войны
ДАТЫ | СОБЫТИЯ |
1700 г. | Полтавская битва |
1708 г. | Ништадский мир |
1709 г. | Битва у деревни Лесная |
1714 г. | Гангутское сражение |
1721 г. | Битва за Нарву |
Предварительный просмотр:
Рабочий лист по теме «Северная война»
Фамилия, имя обучающегося__________________________________________________________
1. Таблица ЗХУ.
ЗНАЮ | ХОЧУ УЗНАТЬ | УЗНАЛ(-А) |
2. Кластер «Внешняя политика»
Внешняя политика
3. Синквейн «Война»
1. Война (существительное) |
2. (2 прилагательных) |
3. (3 глагола) |
4. (краткое предложение) |
5. (синоним или новое звучание темы) |
4. Синквейн «Мир»
1. Мир (существительное) |
2. (2 прилагательных) |
3. (3 глагола) |
4. (краткое предложение) |
5. (синоним или новое звучание темы) |
5. Соотнесите стрелочками основные даты и события Северной войны
ДАТЫ | СОБЫТИЯ |
1700 г. | Полтавская битва |
1708 г. | Ништадский мир |
1709 г. | Битва у деревни Лесная |
1714 г. | Гангутское сражение |
1721 г. | Битва за Нарву |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по истории Средних веков в 6 классе по теме "Столетняя война"
Подробная методическая разработка по теме "Столетняя война" с использованием презентации....
Методическая разработка урока по истории России 11 класс по теме "Международные отношения накануне второй мировой войны"
Методическая разработка урока по истории России 11 класс по теме "Международные отношения накануне второй мировой войны" в рамках ФГОС 2-го поколения....
методическая разработка урока по истории "Крупнейшие войны России 19 века"
конспект конкурсного открытого урока по истории для 8 класса "Повторительно-обобщающий по крупнейшим войнам России 19 века", показанный на городском (муниципальном) этапе конкурса "Педа...
Методическая разработка урока по истории в 9 классе по теме "начало Второй мировой войны"
Данная разработка может быть использована для проведения урока по данной теме...
Методическая разработка урока по истории по теме "Великая Отечественная война"
Методическая разработка контрольного урока по истории по теме "Великая Отечественная войа"....
Методическая разработка урока по истории в 11 классе на тему "Гражданская война в России"
Методическая разработка...
Методическая разработка урока по истории России в 8 классе по теме "Великая Северная война"
Урок предполагает познакомить учащихся с событиями Северной войны 1700-1721 гг.; оценить роль реформы армии и флота в достижении победы России в Северной войне; определить причины, основные ...