Программа кружка "Занимательная история"
рабочая программа по истории (6 класс)
Программа кружка "Занимательная история" для 6-7 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_zanimatelnaya_istoriya.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа «Занимательная история» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 6-7 класса в рамках реализации ФГОС.
Педагогическая целесообразность данной̆ программы внеурочной̆ деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у учеников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей̆ у учащихся, необходимых для дальнейшей̆ самореализации и формирования личности ребенка, позволяет учащимся проявить себя, выявить свой творческий̆ потенциал.
Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям учащихся 6-7 класса.
Актуальность разработки и создания данной̆ программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительных знаниях по истории и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания истории и потребностями учащихся реализовать свой творческий̆ потенциал.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей̆ ребёнка и формирование универсальных учебных действий̆, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
С этой̆ целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими исторических процессов и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной̆ деятельности.
Содержание программы «Занимательная история» полностью соответствует целям и задачам основной̆ образовательной̆ программы школы. Создание единой̆ системы урочной и внеурочной̆ работы по предмету – основная задача учебно-воспитательного процесса школы. Данные программы напрямую связана с урочной̆ деятельностью. Отбор тематики и проблематики общения на внеурочных занятиях осуществлён с учётом материала программы обязательного изучения истории, ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом их возраста, на усиление деятельного характера обучения в целом. Программа позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения истории, с воспитанием личности школьника и развитием его творческого потенциала.
Программа состоит из 68 часов, 1 раз в неделю по одному часу.
Срок реализации программы: 2 года
Цель:
- Создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность;
- развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, развитие артистических способностей, творческого воображения и фантазии;
- знакомство с элементами научного исторического исследования
Задачи:
Познавательный̆ аспект:
- познакомить детей̆ с культурой стран древнего мира через активную деятельность;
- способствовать пониманию средними школьниками особенностей̆ развития древних обществ;
- познакомить с менталитетом древних народов в сравнении с современной̆ культурой̆;
- формировать универсальные исторические понятия;
- способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
Развивающий̆ аспект:
- развивать мотивацию к дальнейшему изучению истории;
- развивать учебные умения и формировать у учащихся исследовательские приемы при изучении истории;
- приобщить детей̆ к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей̆ в игровых ситуациях;
- познакомить с основами актерского мастерства и научить держаться на сцене.
Воспитательный̆ аспект:
- способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой̆ культуре;
- приобщать к общечеловеческим ценностям;
- способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
- прививать навыки самостоятельной̆ работы по дальнейшему изучению истории.
Содержание программы внеурочной̆ деятельности по истории нацелено на формирование на основе гуманитарных и демократических ценностей̆ мировоззрения учащихся, способствует их самоидентификации и консолидации. Объективистский̆ подход к освещению исторических событий дополняется знакомством с элементами историографического знания, основными научными методологическими подходами, взглядами и оценками. Тем самым создаются условия приобретения школьниками опыта формулирования самостоятельных оценочных суждений, необходимого для закрепления ценностного отношения к социальному опыту и культурному наследию человечества.
Стимулирование познавательного интереса к предмету достигается как включением в содержание занимательных фактов (например, из истории повседневной̆ жизни людей̆), так и путем вовлечения учащихся в активную познавательную деятельность, в ходе которой̆ они не только получают возможности для самореализации, но и отрабатывают необходимые предметные и общеучебных умения. К ним, прежде всего относятся способности самостоятельно добывать и анализировать информацию, оценивать события и явления с точки зрения их исторической̆ обусловленности, составлять и аргументировано отстаивать собственное мнение по проблемам исторического развития.
Особое внимание при организации внеурочной деятельности обращается на формирование необходимых в процессе изучения истории умений: речевых, хронологических, пространственно-географических и др.
Личностные, предметные и метапредметные результаты
Личностными результатами внеурочной деятельности являются:
- формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознан- ному выбору и построению дальнейшей̆ индивидуальной̆ траектории образования, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной̆ практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами внеурочной деятельности являются:
- умение самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной̆ деятельности, развивать мотивы и интересы своей̆ познавательной̆ деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач;
- определять способы действий̆ в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией̆;
- умение оценивать правильность выполнения задачи, собственные возможности её решения;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
Предметными результатами внеурочной деятельности являются:
- усвоение системы исторических знаний, гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания;
- расширение элементов социального опыта, опыта творческой деятельности;
- приобретение опыта историко-культурного и цивилизационного подхода к оценке различных явлений;
- освоение приемов установления причинно-следственных связей;
- умения объяснять разнообразие современного мира: свободно использовать в своей письменной и устной речи понятия (явления), развившиеся в эпоху Древнего мира.
- умения рассматривать общественные процессы в развитии;
- предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Конфуций, Александр Македонский и др.), так и представителей различных общественных слоев первобытных и древних обществ.
- выделять вклад в общечеловеческие нравственные ценности религиозных учений, возникших в эпоху Древнего мира: буддизма, конфуцианства, религии древних евреев, христианства. При оценке таких явлений, как порядки древних обществ, завоевания ассирийцев и римлян, набеги варва- ров, гражданские войны, учения Будды, Иисуса Христа и других, выявлять гуманистические нравственные ценности;
- давать и объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей (в том числе безымянным) по защите своей родины (Греко-персидские войны, войны Рима), установлению тех или иных порядков (законы древневосточных царей, законы греческих полисов, Римской республики и Римской империи);
- определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Первобытного и Древнего мира (разноплеменники, рабы и свободные, цивилизованные жители и варвары, империя и подвластные народы и т.д.).
Методы и приемы обучения, воспитания и развития
Визуализация (рисунок, лепка из пластилина, изготовление макетов и моделей, виртуальные экскурсии) помогает воплотить образы, полученные с помощью чтения и аудирования, в рисунок, модель, макет. Ученик получает навыки трансформации одного вида информации в другой. Кроме того, формируется художественный вкус, ученик получает возможность реализовать свой творческий потенциал.
Драматизация во внеурочной деятельности выступает в качестве эффективного средства повышения мотивации к изучению истории Древнего мира. Именно драматизация помогает детям «окунуться в эпоху», почувствовать ее особенности. Данный вид деятельности поможет преодолеть трудности в понимании учеником исторического материала.
Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Совместная театрализованная деятельность направлена на развитие у его участников ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т.д.) На основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.
Интеллектуальная игра помогает применить полученные теоретические знания по истории Древнего мира на практике. Развивает логическое и образное мышление, память, умение находить нестандартные решения. Игра помогает школьнику ориентироваться в стрессовых ситуациях, учит взаимопомощи и развивает командный дух.
Анализ источников по теме дает основы для научного исследования, такие знания и умения пригодятся для школьника при любой научной работе.
Решение проблемных заданий позволяет формировать умение находить нестандартные решения, активизировать познавательную деятельность.
Проектная и исследовательская деятельность позволяет активизировать личный опыт, внимание, мышление, речь, наблюдательность учащихся; сочетать активизацию мыслительных процессов и практическую деятельность; помогает школьнику овладеть новыми способами получения знаний, расширить содержательную сторону предмета; повысить уровень познавательного интереса, познавательной самостоятельности, потребность познавательной творческой деятельности.
Формы проведения занятий
Внеурочная деятельность по истории основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и фронтальная работа. Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Каждое занятие это практическая часть по уже изученной на уроках теме. Практическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектно-исследовательской, литературно-художественной, изобразительной и других видов деятельности.
Планируемые результаты.
Личностные:
- формирование когнитивной и коммуникативной компетенций через организацию познавательной деятельности в группах и индивидуально, а также через творческую деятельность;
- осознание своей идентичности как гражданина демократического государства
- понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность; - толерантное отношение к истории других стран;
- познавательная, творческая, общественная активность;
- умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
- коммуникабельность;
- личная и взаимная ответственность;
- готовность действия в нестандартных ситуациях;
- творчество.
Метапредметные:
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в творческих формах;
- понимать смысл адаптированного текста;
- уметь задавать вопросы, опираясь на текст, изображения;
- участвовать в диалоге;
- инсценировать исторические сюжеты;
- передавать историческую информацию в виде художественных образов;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности.
Первый уровень результатов — приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.
Второй уровень результатов — получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура).
Третий уровень результатов — получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, спектакли, постановки), в том числе и в открытой общественной среде.
Проверка результатов проходит в форме:
• игровых занятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.), собеседования (индивидуальное и групповое),
• опросников,
• анкетирования,
• тестирования,
• презентаций творческих работ.
Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце реализации программы в виде естественно- педагогического наблюдения; выставки работ или презентации проектов.
Содержание
Наши древнейшие предки
В гостях у первобытного человека. Верования первобытных людей. Рисунки первобытных людей
Путешествие по странам
Древнего Востока. Религия Древнего Египта.
Искусство Древнего Египта. Загадки Египетской письменности
Путешествие по Древнему Двуречью
Путешествие по Финикии
Путешествие по Древней Палестине
Путешествие по Древней Индии
Дорогами Великого шелкового пути
В Древней Греции
Древняя Греция . Поэмы Гомера . Религия Древних Греков Афины. Спарта
Священный огонь в Олимпии . В афинском театре .Наследие Александра Великого
В Древнем Риме
В гостях у римляна . Религия Древнего Рима . Раб – «говорящее орудие труда»
В школе гладиаторов . Император Цезарь .Все дороги ведут в Рим
Правление Траяна – «лучший из императоров»
Это темное Средневековье
Империя Карла Великого. Крестовые походы. Церковь и инквизиция. Дорогой рыцаря. Средневековый город
Земля русская
Первые князья. Владимир Святой. Легенды, былины, история.
Ярослав Мудрый . Владимир Мономах Феодальная раздробленность
Александр Невский и Крестоносцы
Московская Русь
Иван Калита. Дмитрий Донской .Сергий Радонежский . Иван IV Грозный
Россия в XVII веке
Бунташное время
6 класс№ | Раздел | Количество часов |
1 | Наши древнейшие предки | 4 |
2 | Путешествие по странам Древнего Востока | 11 |
3 | В Древней Греции | 9 |
4 | Древний Рим | 7 |
5 | Древний мир – удивительный мир | 3 |
Всего | 34 |
7класс
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Это темное Средневековье | 17 |
2 | Земля русская | 6 |
3 | Московская Русь | 7 |
4 | Россия в XVII веке | 4 |
Всего | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по историии Древнего мира 5 класс...