Конспект открытого урока « Россия на рубеже веков, БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ В КОНЦЕ ХVII века.
план-конспект урока по истории (7 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №24 г.Новочеркасск
Конспект открытого урока
« Россия на рубеже веков, БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ В КОНЦЕ ХVII века . »
История России, 7 класс.
Подготовила и провела
учитель высшей категории
Емельянова Светлана Петровна
2018 г.
Открытый урок по теме:
« Россия на рубеже веков, БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ В КОНЦЕ ХVII века . »
История России, 7 класс.
Цель урока:сформировать у учащихся представление о личностях конца 17 в. , о внутренней политике , правлении и проведённых реформах. . Обеспечить условия для изучения событий, связанных с приходом Петра I к власти, выявления основных задач, стоявших перед Россией в конце XYII | ||
Планируемые образовательные результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
После урока учащиеся смогут: - дать определение понятиям - перечислить не менее трех преобразований в каждой из сфер жизни общества; -применить исторические знания для характеристики политики царя Фёдора Алексеевича. | Регулятивные УУД: -примут участие в планировании своей деятельности на уроке; - научатся выстраивать алгоритм действий; -самостоятельно оценивать достигнутые результаты. Познавательные УУД: -научатся находить информацию в тексте; - научатся анализировать иллюстративный материал; -научатся вести самостоятельный отбор информации и преобразовывать её. Коммуникативные УУД: - научатся аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | -смогут сформулировать ивысказать собственное мнение о личностях - продолжатформировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
Тип урока по дидактическим целям:урок изучения нового материала.
Тип урока по этапам формирования навыка: тренировочный урок.
Тип урока по используемым приемам активизации познавательного интереса и познавательной деятельности: урок-практикум;
Тип урока по способу организации общения участников учебно-воспитательного процесса: урок организации работы в группах.
Методы обучения: словесные, наглядные, практический, беседа, самостоятельная работа, проблемно- – поисковый.
Образовательные ресурсы: - компьютер;-мультимедийный проектор и экран,- карточки с заданиями;- первоисточники.
Выдающиеся личности: Софья, В.В.Голицин, Хованский , Федор Алексеевич, Петр Первый
Ход урока.
- Организационный момент Создание комфортной рабочей атмосферы на уроке.
-Давайте с опорой на тему урока сформулируем цели урока .
- 2.Актуализация.Постановка…проблемы. Вовлечение учеников в учебную деятельность через повторение ранее изученного…материала. Сейчас попытаемся вместе с вами вспомнить наиболее яркие исторические события и исторические личности изучаемой эпохи . Ответы записываем в столбик .
Интеллектуальная…разминка
Р – Династия российских царей, чье правление начинается в 1613 г. с царя Михаила Федоровича. (Романовы)
О – один из реформаторов XVII века, предлагавший ввести рекрутскую повинность, заключивший перемирие с Швецией и Речью Посполитой, ставший «Отцом» почновой службы. (Ордин-Нащекин)
С – Период в истории нашей страны, между правлениями двух династий и получивший характеристику неразберихи и лихолетья. (Смута)
С - служилый человек «по прибору» в XVI — начале XVIII веков; всадник или пехотинец, вооружённый «огненным боем». (Стрельцы)
И – Имя первого русского царя. (Иван Грозный)
Я – центры торговли (Ярмарки)
(слайд 2)
Получилось слово – РОССИЯ.
3.Организационно-деятельностный этап.
Мы много уже говорили с вами об истории нашей страны, многие события рассмотрели, во многих процессах попытались разобраться. Но история России не заканчивается XVII веком,
Заканчивался век Смуты и Степана Разина, патриарха Никона и протопопа Аввакума. Уходило время старой России с ее боярскими теремами, тяжелыми долгополыми шубами, неспешной величавостью и торжественным благолепием. Наступала эпоха перемен – эпоха Петра Великого. История России продолжается.
4. Вопросы для актуализации знаний.
- Какими качествами должен обладать правитель, про которого можно сказать -реформатор? (образованный, дальновидный, ответственный, целеустремлённый, решительный и т.д.)
- Каких правителей России до середины ХVII века вы могли бы назвать реформаторами ? (Владимир I, Иван III, Иван IV, Алексей Михайлович и т.д.)
И так –Сегодня мы с вами поговорим о важнейших событиях последних десятилетий 17 века . Наш урок – практикум начинается.
(слайд 3)
5. Открытие нового знания (изучение новой темы ) В низкой, жарко натопленной палате лампады озаряли низкий свод и тёмную роспись на нём. Под тёмными ликами образов, на широкой лавке, уйдя хилым телом в лебяжьи перины, умирал царь Фёдор Алексеевич ( брат Ивана, Софьи и Петра) . Ждали этого долго: у царя была цинга и пухли ноги. Сегодня он не мог стоять заутрени, присел на стульчик да и свалился. Кинулись- едва бьётся сердце. Положили под образа. Ноги его раздуло, брюхо стало пухнуть. Потемнели глазные впадины, заострился нос. Несомненно, царь был без памяти.
У стены стояла царица – Марфа Матвеевна. Сквозь туман слёз глядела туда, где из груды перин виднелся маленький лобик и вытянуты носик умирающего мужа. Царице было всего 17 лет, и только два месяца она побыла царицей. В другом конце палаты шепталась большая царская родня – сёстры, тётки, дядьки, бояре. Час был решительный: надо сказывать нового царя. Кого? Петра или Ивана? Оба ещё несмышлёные мальчишки, за обоими сила – в родне. Пётр горяч умом и крепок телесно, Иван – слабоумный и больной. Что предпочесть? Кого выбрать?»
( cлайд 4 )
- Россия встала перед выбором: кого же избрать царём? По той или иной причине таким человеком должен стать тот, кто смог бы осуществить те преобразования, о которых его предшественники могли только мечтать. Таким правителем стал Петр Первый. Тернист был его путь восхождения к престолу.
Двоецарие. Царевна Софья.
Ученик: Когда в 1682 Федор умер, престол должен был наследовать Иван Алексеевич, но, поскольку он отличался слабым здоровьем, сторонники Нарышкиных провозгласили царем Петра. Однако Милославские, родственники первой жены Алексея Михайловича, с этим не смирились. Царевна Софья интуитивно почувствовала угрозу со стороны брата и с помощью князя Хованского подняла стрельцов на бунт, получивший в народе зловещее название "хованщина".
(слайд 5 )
Стрелецкий бунт в описании А. Толстого «Петр Первый»
Автор: в палату быстро вошли Софья, Василий Васильевич Голицын и Хованский.
Софья: Народ гневается, знать есть за что, ты бы с братьями вышла к народу, царица… Они бог знает что кричат, будто детей убили… уговори, посули им милости, а то, того гляди, во дворец ворвутся…
Автор: Говорила, а белые зубы её постукивали, зеленые глаза мерцали радостным возбуждением. Матвеев шагнул к ней:Красное крыльцо!
Наталья Кирилловна: Нет! Владыко! Не позволю… Боюсь!
Автор: И вот, дверь распахнулась и все увидели царицу Наталью Кирилловну…взглянув на тысячи, тысячи глаз, упертых на нее, царица пошатнулась, но подняла Петра, Матвеев держал второго мальчика – постарше.
Матвеев: Кто лгал, кто лгал, что и царя и царевича задушили…Глядите, вот царь Петр Алексеевич- здоров и весел, а вот и царевич Иван. Оба живы божьей милостью.
Автор: в толпе стали переглядываться, шептать: «Оне, оне самые, обману нет.»
Матвеев: Идите спокойно по домам, если есть какие жалобы, - присылайте челобитников…
Автор: С крыльца спустились Хованский и Голицын. Кладя руки на плечи стрельцам и простым людям, уговаривали разойтись, но говорили будто с усмешкой. В толпе стало нарастать недовольство, всё злее кричали голоса, с крыльца сбежал Михайло Долгорукий – холёный, надменный – сын стрелецкого начальника- закричал на стрельцов, размахивая нагайкой, крича: «Псы, холопы, прочь отсюда!» Попятились было стрельцы перед свистящей нагайкой, да не те времена!
-Да ты, то кто? Щенок! Бей его, ребята. – и пошли на него с копьями… растопыренное тело Долгорукого полетело и скрылось в толпе.
- Бей Матвеева! Любо! Любо! – рычала толпа. Царица взмахнула руками, прильнула к Матвееву, царевич Иван упал и заплакал. Круглое лицо Петра исказилось, перекосилось, он вцепился в Матвеева, но стрельцов уже не унять. Они оттощили Петра как котенка, и тело Матвеева полетело вниз на копья.
(слайд 6)
Ученик : Результатом бунта был политический компромисс: Патриарх Иоаким и бояре провозгласили царями 10- летнего Пётра и 16-летнего Ивана, 25 июня 1682 года в Успенском соборе Московского Кремля единственный раз в истории России вместе были венчаны на царство сразу два государя. Софья Алексеевна, мечтающая стать царицей, стала правительницей-регентшей при несовершеннолетних братьях. до 1689 г
( слайд 7 )
6. Работа с историческими документами : - Давайте посмотрим на неоднозначные оценки историков о личности Софьи и решим, чья оценка и почему кажется вам наиболее верной? А может быть, вы сформулируете и свою собственную позицию? Проведя исследовательскую работу по данному вопросу, вот что у нас получилось.
Французский философ Жан Жак Руссо: «Правительница имела много ума, сочиняла стихи, писала и говорила хорошо… с прекрасной наружностью соединяла она множество талантов, но все они были омрачены громадным ее честолюбием».
Русский историк Сергей Федорович Платонов:
«Софья… как натура сильная и страстная тесной серьезной связью сблизилась с замечательнейшей личностью того времени, князем Василием Васильевичем Голицыным».
Русский историк Никита Иванович Павленко:
«… коварная и честолюбивая Софья Алексеевна, мечтавшая водрузить на свою голову царскую корону».
Русский писатель Алексей Толстой:
«смолоду некрасивая, выглядевшая старше своих лет, излишне полная телом, никакого намека на талию… крупнокостная, с огромными ладонями и ступнями, с одутловатым лицом, короткой шеей, уходящей в плечи… длинный широкий нос, на переносице глубокая морщина, тонкие губы, маленькие невыразительные глаза и жидкие волосы».
Французский дипломат Ла Невиль:
«Насколько талия царевна была широка, коротка и толста, настолько ум ее был проницателен, тонок и остер».
Современники:
Петр Первый:
«Жаль, что при великом уме своем имеет она великую злость и коварство».
Князь Борис Иванович Куракин:
« .. по своей особливой склонности к амуру, она назначила Василия Голицына первым министром и вместе с ним начала правление со всякою прилежностью и правосудием, будучи великого ума и великой политики».
Иван Ряпин:
«эта безобразная уродина, с вытаращенными глазами, безбожно черненными бровями, одутловатым лицом и лохматыми волосами».
(слайд 8 )
Учитель: В России установился период, получивший название – « двоецарие» и в Оружейной палате в Москве стоит трон, на котором во время торжественных приёмов восседали 2 царя – Иван V и Пётр I.позади трона стояли бояре и подсказывали, как следует себя вести и что следует говорить.
( слайд 9 )
По настоянию Софьи большую часть времени Петр с матерью жили в основном в селах Преображенском и Измайлове, появляясь в Кремле лишь для участия в официальных церемониях, а их отношения с Софьей становились все более враждебными.
Петр создал 2 «потешных» полка (по 7 тысяч человек в каждом). Названы они были Семеновский и Преображенский. Эти полки положили начало новой армии.
В августе 1689 года Петр получил ложное известие о заговоре стрельцов. Он был очень испуган, быстро покинув Преображенское, уехал в хорошо укрепленную Троице-Сергиеву лавру.
После разрешения этой ситуации Софью заключили в Новодевичий монастырь. Формально стали править два брата, но фактически Петр,после смерти Ивана в 1696 г. после стал править единолично. Петр был уже совершеннолетним и мог править без сестры.
Учитель:Так уже более трех веков спорят о Петре люди, сталкиваются мнения. Пушкин, Достоевский, Лев Толстой. Ключевский… Мнения разные, взаимоисключающие. И те, и другие могут подтвердить свою правоту фактами. Но даже не то интересно, что говорили и говорят об одном человеке: важнее то, что о нем никогда не говорят безразлично. Таков уж был первый император российский, таким было его время. Огромную роль в изменениях, произошедших в России, сыграла личность царя, его неуемная энергия, направленная на развитие страны. Перелом в истории России, совершившийся в его правление, определил путь нашей страны на много лет вперед 7.Первичное…закрепление. Мы познакомились с наиболее яркими страницами истории России конца 17 века. В целях закрепления посмотрим видео. После просмотра ответите на вопрос :
- Какая страница истории России не была еще затронута на уроке?
(слайд 10 )
ВИДЕО « История России для чайников . 32 выпуск . Царевна Софья »
( Не затронут вопрос о Русско-Турецкой войне. )
Это тема следующего урока.
8. Включение нового знания в систему знаний (закрепление). ( работа в парах)
А теперь, ребята, я предлагаю вам проверить свою внимательность .
(Учащиеся получают текст со специально допущенными ошибками.)
(слайд 11 )
Игра….«Лови….ошибку!» «Петр родился в 1670 году. Петр был сыном царя Алексея Михайловича и Марии Милославской. С 1682 году в России – двоецарствие, царями были провозглашены Федор и Петр. Ввиду малолетства братьев регентшей стала их старшая сестра Софья.Петр и его мать уехали в Немецкую слободу. Он создал два потешных полка - Семеновский и Измайловский. В 1689 г. после смерти Софьи Петр стал править самостоятельно. В 1797-1698 годах состоялись Азовские походы, целью которых было завоевание выхода в Балтийское море. В 1700 г. в Западную Европу направилось Великое посольство. Руководителем его стал сам царь Петр I. После нескольких лет учебы в Европе царь вернулся домой, где его радушно встретили стрельцы. Главная цель поездки – найти союзников в борьбе с Турцией - тоже была выполнена».
9. Итоговая рефлексия Организуется самооценка деятельности учащихся.
( слайд 12 )
«Продолжи фразу»:
----Я узнал, что. . .
- Я нашел подтверждение тому, что. . .
- Я обнаружил, что. . .
- Я был разочарован тем, что. . .
----Самым важным для меня было. . .
10. Подведение итогов. 11.Домашнее задание. § Составить текст с ошибками или кроссворд .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по литературе на тему: "Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века", 5 класс
Конспект урока составлен по учебной программе под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина в рамках внедрения регионального компонента в изучение литературы в школе. На уроке рассматривается 4 стихотворени...
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ ТЕМА: «ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЧЕХИИ» 6 КЛАСС
ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ПРИЧИНАМИ ГУСИТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ЧЕХИИ, С ХОДОМ ГУСИТСКИХ ВОЙН, ИХ ИТОГАМИ И ИСТОРИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ. ...
Презентаця к уроку "Россия на рубеже веков"
В презентации кроме интересных фотографий, имеется несколько таблиц, схем. Для наглядности на уроках истории....
Конспект открытого урока в 6 классе по Истории средних веков.
Урок в игровой форме позволяет повторить основные понятия курса, даты, события, вспомнить исторических деятелей эпохи средних веков....
Конспект открытого урока в 7 классе «Россия на рубеже веков. Петр I»
Тип урока: комбинированныйЦель урока: Образовательная цель: создать условия для появления у школьников представления о событиях, способствующих формированию личности Петра первого , для понимания...
План-конспект открытого урока по теме: «История России конца XVII в. первой четверти XVIII века» Петр I: реформы, войны
Российская история XVIII века, реформы, начатые Петром I-одна из интереснейших тем для изучения. Имя Петра связано с Рыльском: он был в городе, возвращаясь с Полтавской битвы, в городе есть улица, наз...
Тема урока: «Россия на рубеже XVII-XVIII веков. Предпосылки петровских преобразований».
Охарактеризовать международное и внутреннее положение России на рубеже XVII-XVIII веков. Объяснить причины социально-экономического отставания России от европейских стран.Показать предпосылки пре...