Вариант рабочей программы учебной дисциплины, учитывающей региональные, этнокультурные особенности и потребности обучающихся по ОУД.04 История
рабочая программа по истории
Рабочая программа учебной дисциплины История представляет собой целостный документ, включающий 5 разделов: пояснительную записку, структуру и содержание общеобразовательной учебной дисциплины, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса, характеристику основных видов учебной деятельности, контроль и оценку результатов обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_oud.04_regionalnyy_komponent_raspechatka.docx | 99.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Аттестационное задание № 5
«Вариант рабочей программы учебной дисциплины, учитывающей региональные, этнокультурные особенности и потребности
обучающихся».
Выполнил: Гулякин Андрей Алексеевич
(ФИО)
Преподаватель истории
(должность)
БУ «Урайский политехнический колледж»
(место работы)
Пояснительная записка
В Стратегии развития образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года" отмечено, что конкурентоспособность, потенциал развития и инвестиционная привлекательность региона в условиях современной экономики в значительной степени определяются образованием. Одна из основных задач: повышение эффективности системы воспитания и социализации, обучающихся на основе компетентностного подхода и индивидуализации образования. В образовательной программе Урайского политехнического колледжа уделяется большое внимание решению данных задач. При реализации федерального государственного образовательного стандарта учитываются региональные особенности, обеспечивающие формирование специалиста соответствующего современным требованиям рынка труда.
Основной вектор развития системы профессионального образования в округе определен Комплексом мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2018 – 2025 годы, который утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации. Комплекс мер включает три стратегических направления: обеспечение соответствия квалификации выпускников требованиям современной экономики; консолидация ресурсов бизнеса, государства и сферы образования в развитии системы среднего профессионального образования; мониторинг качества подготовки кадров.
В соответствии приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 1701 от 18.12.2015 \"Об утверждении перечня перспективных и востребованных на рынке труда ХМАО - Югры профессий и специальностей, с учетом списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования в Урайском политехническом колледже обнаружено соответствие по профессии 21.02.01 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений». Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «17» мая 2012 г. № 413) с учетом приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г., рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 марта 2015 года №06-259, с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
Рабочая программа учебной дисциплины История представляет собой целостный документ, включающий 5 разделов: пояснительную записку, структуру и содержание общеобразовательной учебной дисциплины, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса, характеристику основных видов учебной деятельности, контроль и оценку результатов обучения.
- Профиль освоения образовательной программы - технический. Уровень освоения дисциплины – базовый.
Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины обеспечивается отбором профессионально значимого учебного материала по истории и его структурирования на основе междисциплинарных связей. Для профессий технического профиля особое внимание уделяется изучению вопросов, связанных с причинами, направлениями и результатами технологических прорывов и изменений в процессе общественного развития, сравнительному анализу развития производительных сил в различные исторические эпохи.
Самостоятельная работа обучающихся включает изучение, систематизацию учебного материала, подготовку к семинарам, конференциям, круглым столам, проведение исследовательской, проектной деятельности обучающихся.
1.2. Общая характеристика учебной дисциплины.
Рабочая программа дисциплины История обеспечивает преемственность обучения с подготовкой обучающихся по программам основного общего образования.
Система исторического образования в России должна продолжить формирование и развитие исторических ориентиров самоидентификации молодых людей в современном мире, их гражданской позиции, патриотизма как нравственного качества личности. Значимость исторического знания в образовании обусловлена его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление молодежи.
Содержание учебной дисциплины «История» ориентировано на осознание студентами базовых национальных ценностей российского общества, формирование российской гражданской идентичности, воспитание гражданина России, сознающего объективную необходимость выстраивания собственной образовательной траектории, непрерывного профессионального роста. Ключевые процессы, явления, факты всемирной и российской истории представлены в контексте всемирно-исторического процесса, в его социально-экономическом, политическом, этнокультурном и духовном аспектах.
Особое внимание уделено историческим реалиям, оказавшим существенное влияние на «облик современности» как в России, так и во всем мире. Принципиальные оценки ключевых исторических событий опираются на положения Историко-культурного стандарта (ИКС), в котором сформулированы основные подходы к преподаванию отечественной истории, представлен перечень рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий, а также список «трудных вопросов истории».
При отборе содержания учебной дисциплины «История» учитывались следующие принципы:
- многофакторный подход к истории, позволяющий показать всю сложность и многомерность предмета, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период;
- направленность содержания на развитие патриотических чувств обучающихся, воспитание у них гражданских качеств, толерантности мышления;
- внимание к личностно-психологическим аспектам истории, которые проявляются прежде всего в раскрытии влияния исторических деятелей на ход исторического процесса;
- акцент на сравнении процессов, происходивших в различных странах, показ общеисторических тенденций и специфики отдельных стран;
- ориентация обучающихся на самостоятельный поиск ответов на важные вопросы истории, формирование собственной позиции при оценке ключевых исторических проблем.
Основой учебной дисциплины «История» являются содержательные линии: историческое время, историческое пространство и историческое движение. В разделе программы «Содержание учебной дисциплины» они представлены как сквозные содержательные линии:
- эволюция хозяйственной деятельности людей в зависимости от уровня развития производительных сил и характера экономических отношений;
- процессы формирования и развития этнонациональных, социальных, религиозных и политических общностей;
- образование и развитие государственности в последовательной смене форм и типов, моделей взаимоотношений власти и общества, эволюция политической системы;
- социальные движения со свойственными им интересами, целями и противоречиями;
- эволюция международных отношений;
- развитие культуры разных стран и народов.
Содержание учебной дисциплины «История» разработано с ориентацией на профиль профессионального образования, в рамках которого студенты осваивают специальность СПО ФГОС среднего профессионального образования.
В процессе изучения истории рекомендуется посещение:
- исторических и культурных центров городов и поселений (архитектурных комплексов кремлей, замков и дворцов, городских кварталов и т. п.);
- исторических, краеведческих, этнографических, историко- литературных, художественных и других музеев (в том числе музеев под открытым небом);
- мест исторических событий, памятников истории и культуры;
- воинских мемориалов, памятников боевой славы;
- мест археологических раскопок.
Неотъемлемой частью образовательного процесса являются выполнение обучающимися практических заданий, индивидуальных проектов, подготовка рефератов (докладов).
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «История» завершается подведением итогов в форме дифференцированного программам подготовки ППССЗ в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования.
1.3. Место учебной дисциплины в учебном плане.
Учебная дисциплина «История» является учебным предметом обязательной предметной области «Общественные науки» среднего общего образования и входит в общеобразовательный учебный цикл как базовая учебная дисциплина.
Дисциплина реализуется в рамках освоения ППССЗ, 21.02.01 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений»
1.4. Планируемые результаты освоения общеобразовательной учебной дисциплины
Освоение содержания учебной дисциплины «История» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
1.4.1. Личностные результаты освоения учебной дисциплины отражают:
- сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну);
- становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
1.4.2. Метапредметные результаты освоения программы учебной дисциплины отражают:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
1.4.3. Предметные результаты освоения учебной дисциплины отражают:
- сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
- владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
- сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
- владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
- сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
1.5. Формы промежуточной аттестации
Формами контроля освоения рабочей программы учебной дисциплины в соответствии с рабочим учебным планом являются: дифференцированный зачет во 2 семестре
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Структура общеобразовательной учебной дисциплины
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 175 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: лабораторные работы практические занятия | 117 |
- | |
- | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся (всего) | 58 |
2.2.2. Тематический план и содержание общеобразовательной дисциплины «История» по программам подготовки специалистов среднего звена:
21.02.01 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений»
Тематический план и содержание общеобразовательной дисциплины «История» по программам подготовки по программам подготовки ППССЗ:
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
Содержание учебного материала | |||
Введение | Значение изучения истории. Проблема достоверности исторических знаний. Исторические источники, их виды, основные методы работы с ними. Периодизация всемирной истории. История России — часть всемирной истории. | 2 | 2 |
Раздел 1. Древнейшая стадия истории человечества - 2 час. | |||
Тема 1.1. Древнейшая стадия истории человечества | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. Источники знаний о древнейшем человеке. Проблемы антропогенеза. Древнейшие виды человека. Расселение древнейших людей по земному шару. Появление человека современного вида. Палеолит. Достижения людей палеолита. Причины зарождения и особенности первобытной религии и искусства. Археологические памятники палеолита на территории России. Неолитическая революция и ее последствия Понятие «неолитическая революция». Причины неолитической революции. Зарождение производящего хозяйства, появление земледелия и животноводства. Прародина производящего хозяйства. Неолитическая революция на территории современной России. Первое и второе общественное разделение труда. Появление ремесла и торговли. Начало формирования народов. Эволюция общественных отношений, усиление неравенства. Соседская община. Племена и союзы племен. Возникновение элементов государственности. Древнейшие города Традиционное хозяйство коренного населения Западной Сибири. Природа и человек в представлениях обских угров. | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками Подготовка сообщений, рефератов, презентаций. Написание эссе Составление таблиц, графологической структуры, глоссария | 2 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками Подготовка сообщений, рефератов, презентаций. Видео-экскурсии, интерактивные викторины. Написание эссе. Составление таблиц, графологической структуры, глоссария | |||
Раздел 4. От Древней Руси к Российскому государству - 10 час. | |||
Тема 4.2. Раздробленность на Руси. Древнерусская культура. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Политическая раздробленность :причины и последствия. Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их социально-политического и культурного развития. Новгородская земля. В Югру за данью: первое знакомство новгородцев с югорскими племенами. Владимиро-Суздальское княжество. Зарождение стремления к объединению русских земель. Особенности древнерусской культуры. Возникновение письменности. Летописание. Литература Былинный эпос. Деревянное и каменное зодчество. Живопись. Иконы. Развитие местных художественных школ. | |||
Тема 4.3. Монгольское завоевание и его последствия. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Монгольское нашествие. Сражение на Калке. Поход монголов на Северо-Западную Русь. Героическая оборона русских городов. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. Борьба Руси против экспансии с Запада. Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Зависимость русских земель от Орды и ее последствия. Борьба населения русских земель против ордынского владычества. Торгово-обменные связи населения севера Западной Сибири в древности. Становление Волго-Камского торгового пути. Волжская Булгария и Золотая Орда — главные торговые посредники Югры. | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками Подготовка сообщений, рефератов, презентаций. Видео-экскурсии, интерактивные викторины. Написание эссе. Составление таблиц, графологической структуры, глоссария | |||
Раздел 5. Россия в ХVI—ХVII веках: от великого княжества к царству – 6 час. | |||
Тема 5.1. Россия в правление Ивана Грозного. Смутное время начала XVII века | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Иван IV. Избранная рада. Реформы 1550-х годов и их значение. Становление приказной системы. Расширение территории государства, его многонациональный характер. Походы на Казань. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, борьба с Крымским ханством, покорение Западной Сибири. Первые русские города Сибири. Югорские княжества в составе русского государства. Ливонская война, ее итоги и последствия. Опричнина, споры о ее смысле. Последствия опричнины. Россия в конце XVI века, нарастание кризиса. Учреждение патриаршества. Закрепощение крестьян. Царствование Б. Годунова. Смута: причины, участники, последствия. Самозванцы. Восстание под предводительством И. Болотникова. Вмешательство Речи Посполитой и Швеции в Смуту. Оборона Смоленска. Освободительная борьба против интервентов. Патриотический подъем народа. Окончание Смуты и возрождение российской государственности. Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Освобождение Москвы. Начало царствования династии Романовых. | |||
Тема 5.2. Экономическое и социальное развитие России в XVII веке. Народные движения. Становление абсолютизма в России. Внешняя политика России в ХVII веке | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Новые явления в экономике страны возникновение мануфактур. Развитие торговли, начало формирования всероссийского рынка. Окончательное закрепощение крестьян. Народные движения в XVII веке: причины, формы, участники. Городские восстания. Восстание под предводительством С.Т.Разина. Усиление царской власти. Развитие приказной системы. Начало становления абсолютизма. Власть и церковь. Реформы патриарха Никона. Церковный раскол. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Русские первопроходцы. Внешняя политика России в XVII веке. Взаимоотношения с соседними государствами и народами. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение к России Левобережной Украины и Киева. Органы центрального управления Сибирью. Учреждение Сибирского приказа (1637г.), его структура и полномочия. Роль приказа в финансовой системе Русского государства. Административно-территориальное деление края и органы воеводского управления. Организация Березовского, Пелымского и Сургутского уездов. | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками Подготовка сообщений, рефератов, презентаций. Видео-экскурсии, интерактивные викторины. Написание эссе. Составление таблиц, графологической структуры, глоссария | |||
Раздел 7. Россия в конце ХVII—ХVIII веков: от царства к империи – 8 час. | |||
Тема 7.1. Россия в эпоху петровских преобразований. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Дискуссии о Петре I, значении и цене его преобразований. Начало царствования Петра I. Начало самостоятельного правления Петра I. Азовские походы. Великое посольство. Северная война: причины, основные события, итоги. Значение Полтавской битвы. Провозглашение России империей. Государственные реформы Петра I. Реорганизация армии. Реформы государственного управления (учреждение Сената, коллегий, губернская реформа и др.). Указ о единонаследии. Табель о рангах. Утверждение абсолютизма. Церковная реформа. Развитие экономики. Восстания в Астрахани, на Дону. Итоги и цена преобразований Петра Великого. Учреждение Сибирской губернии. Влияние петровских реформ на местное управление. Специфика функционирования органов городского самоуправления в крае (1720-е гг.). | |||
Тема 7.4. Русская культура XVIII века. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Нововведения в культуре петровских времен. Просвещение и научные знания (Ф.Прокопович. И.Т.Посошков). Литература и искусство. Культура и быт России во второй половине XVIII века. Становление отечественной науки; М.ВЛомоносов. Историческая наука (В.Н.Татищев). Русские изобретатели (И.И.Ползунов, И.П.Кулибин). Общественная мысль (Н.И.Новиков, А.Н.Радищев). Литература: основные направления, жанры, писатели (А.П.Сумароков, Н.М.Карамзин, Г.Р.Державин, Д.И.Фонвизин). Развитие архитектуры, живописи, скульптуры, музыки (стили и течения, художники и их произведения). Театр (Ф.Г.Волков). Конкуренция торговцев из Европейской России и сибирских купцов на местных рынках. Формирование купечества в Березове и Сургуте. Организация ярмарок. | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками Подготовка сообщений, рефератов, презентаций. Видео-экскурсии, интерактивные викторины. Написание эссе. Составление таблиц, графологической структуры, глоссария | |||
Раздел 10. Российская империя в ХIХ веке – 12 час. | |||
Тема 10.1 Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX века | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Император Александр I и его окружение. Создание министерств. Указ о вольных хлебопашцах Проект М.М.Сперанского. Учреждение Государственного совета. Участие России в антифранцузских коалициях. Отечественная война1812года.Планы сторон, основные этапы и сражения войны. Герои войны (М.И.Кутузов, П.И.Багратион, Н.Н.Раевский, Д.В.Давыдов и др.). Причины победы России в Отечественной войне 1812 года Заграничный поход русской армии 1813—1814 годов. Венский конгресс. Изменение внутриполитического курса Александра I в 1816—1825 годах. Аракчеевщина. Военные поселения. Коренное население земли Югорской - ханты, манси, самодийские народы: численность территория расселения, межэтнические контакты. Изменения в численности, места расселения и внутренние миграции коренного населения в XIX веке. | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками Подготовка сообщений, рефератов, презентаций. Видео-экскурсии, интерактивные викторины. Написание эссе. Составление таблиц, графологической структуры, глоссария | |||
Раздел 11. От Новой истории к Новейшей - 8 час. | |||
Тема11.2 Россия на рубеже XIX—XX веков. Революция 1905—1907 годов в России. Россия в период Столыпинских реформ | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Динамика промышленного развития. Роль государства в экономике России. Император Николай II, его политические воззрения. Общественное движение Возникновение социалистических и либеральных организаций и партий: их цели, тактика, лидеры (Г.В.Плеханов, В.М.Чернов, В.И.Ленин, Ю.О.Мартов, П.Б.Струве). Усиление рабочего и крестьянского движения. Внешняя политика России. Конференции в Гааге. Русско-японская война1904—1905годов: планы сторон, основные сражения. Портсмутский мир. Причины революции. «Кровавое воскресенье» и начало революции. Советы как форма политического творчества масс. Манифест 17 октября 1905 года. Промышленное освоение края. Развитие сельского хозяйства. Состояние и характер рыболовства и охотничьего промысла. События 1905-1907 гг. 1917 год в Тобольской губернии. Гражданская война в Сибири. Московское восстание. Спад революции. Становление конституционной монархии и элементов гражданского общества. Опыт российского парламентаризма 1906—1917 годов: особенности парламентской системы, ее полномочия и влияние на общественно-политическую жизнь, тенденции эволюции. Результаты, Первой российской революции в политических и социальных аспектах. П.А.Столыпин как государственный деятель. Программа П.А.Столыпина, ее главные цели и комплексный характер. Основное содержание и этапы реализации аграрной реформы, ее влияние на экономическое и социальное развитие России. Проблемы и противоречия в ходе проведения аграрной реформы. Экономический подъем. Политическая и общественная жизнь в России в 1910— 1914 годы. Обострение внешнеполитической обстановки. | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками Подготовка сообщений, рефератов, презентаций. Видео-экскурсии, интерактивные викторины. Написание эссе. Составление таблиц, графологической структуры, глоссария | |||
Раздел 12. Межвоенный период (1918-1939) – 8 час. | |||
Тема12.3 Новая экономическая политика в Советской России. Образование СССР. Индустриализация и коллективизация в СССР. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Экономический и политический кризис. Крестьянские восстания, Кронштадтский мятеж и др. Переход к новой экономической политике. Сущность нэпа. Достижения и противоречия нэпа, причины его свертывания. Политическая жизнь в 1920-е годы. Образование СССР: предпосылки объединения республик, альтернативные проекты практические решения. Укрепление позиций страны на международной арене. Обострение внутрипартийных разногласий и борьбы за лидерство в партии и государстве. Советская модель модернизации. Коллективизация сельского хозяйства: формы, методы, экономические и социальные последствия. Индустриализация: цели, методы, экономические и социальные итоги и следствия. Первые пятилетки: задачи и результаты. Первая конференция коренных народов Севера (1922 г.). Постановка вопроса о выделении края в самостоятельную административную единицу. Упразднение Тюменской губернии. Создание округов. Новая экономическая политика на Обь-Иртышском Севере. Сплошная коллективизация на Обь-Иртышском Севере. Переход к тоталитарной экономике. Спецпереселенцы, их роль в экономической жизни округа. | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками Подготовка сообщений, рефератов, презентаций. Видео-экскурсии, интерактивные викторины. Написание эссе. Составление таблиц, графологической структуры, глоссария | |||
Раздел 13. Вторая мировая война. Великая Отечественная война – 6 час. | |||
Тема13.1 Накануне мировой войны. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Политика «умиротворения» агрессора и переход Германии к решительным действиям. Англо-франко-советские переговоры в Москве, причины их неудачи. Советско-германский пакт о ненападении и секретный дополнительный протокол. Военно-политические планы сторон. Подготовка к войне. | |||
Тема13.2 Первый период Второй мировой войны. Бои на Тихом океане. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Нападение Германии на Польшу. «Странная война» на Западном фронте. Поражение Франции. Укрепление безопасности СССР: присоединение Западной Белоруссии и Западной Украины, Бессарабии и Северной Буковины, Советско-финляндская война, советизация прибалтийских республик. Нацистская программа завоевания СССР. Подготовка СССР и Германии к войне. Соотношение боевых сил к июню 1941 года. Великая Отечественная война как самостоятельный и определяющий этап Второй мировой войны. Цели сторон, соотношение сил. Основные сражения и их итоги на первом этапе войны (22 июня 1941 года — ноябрь 1942 года). Деятельность советского руководства по организации обороны страны. Историческое значение Московской битвы. Нападение Японии на США. Боевые действия на Тихом океане в 1941—1945 годах. Мобилизация населения округа в действующую армию. Производственная деятельность в округе на нужды обороны. Участие северян в боевых действиях. Жители округа-Герои Советского Союза | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками Подготовка сообщений, рефератов, презентаций. Видео-экскурсии, интерактивные викторины. Написание эссе. Составление таблиц, графологической структуры, глоссария | |||
Раздел 15. Апогей и кризис советской системы. 1945—1991 годы 8 час. | |||
Тема15.3 СССР во второй половине 1960-х — начале 1980-х годов | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Противоречия внутриполитического курса Н.С.Хрущева. Причины отставки Н.С.Хрущева. Л.И.Брежнев. Концепция развитого социализма. Власть и общество. Конституция СССР1977года.Преобразования в сельском хозяйстве. Экономическая реформа 1965 года: задачи и результаты. Достижения и проблемы в развитии науки и техники. Нарастание негативных тенденций в экономике. Застой. Теневая экономика. Инакомыслие, диссиденты. Социальная политика, рост благосостояния населения. Причины усиления недовольства. СССР в системе международных отношений. Установление военно-стратегического паритета между СССР и США. Переход к политике разрядки международной напряженности. Участие СССР в военных действиях в Афганистане. Советская культура в середине 1960—1980-х годов. Театр, его общественное звучание. Власть и творческая интеллигенция. Становление нефтегазового комплекса. Пуск в эксплуатацию крупнейших нефтегазовых месторождений. Нефтяной бум 1970-х гг. Формирование единого энергетического комплекса края. Газоперерабатывающие заводы и ГРЭС в Нижневартовске и Сургуте. Развитие других отраслей промышленности. | |||
Тема15.4 СССР в годы перестройки. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Предпосылки перемен. М.С. Горбачев. Политика ускорения и ее неудача. Экономические реформы, их результаты. Реформы политической системы. Национальная политика и межнациональные отношения. Национальные движения в союзных республиках. Политика гласности и ее последствия. Изменения в общественном сознании. Власть и церковь в годы перестройки. Августовские события1991года.Распад СССР. Образование СНГ. Причины и последствия кризиса советской системы и распада СССР. Начало перестройки и открытие проявления кризиса в нефтегазовом комплексе округа. Попытки преодоления кризиса путем приоритетного финансирования отрасли и разработки новых месторождений. | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками Подготовка сообщений, рефератов, презентаций. Видео-экскурсии, интерактивные викторины. Написание эссе. Составление таблиц, графологической структуры, глоссария | |||
Раздел 16. Российская Федерация на рубеже ХХ—ХХI веков - 5 час. | |||
Тема16.1 Формирование Российской государственности. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Б.Н. Ельцин. Политический кризис осени 1993 года. Принятие Конституции России1993 года. Экономические реформы 1990-х годов: основные этапы и результаты. Трудности и противоречия перехода к рыночной экономике. Нарастание противоречий между центром и регионами. Военно-политический кризис в Чечне. Отставка Б.Н. Ельцина. Деятельность Президента России В.В. Путина: курс на продолжение реформ, стабилизацию положения в стране, сохранение целостности России, укрепление государственности, обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы России. Осуществление государственной власти и местного самоуправления в округе в 1990-е гг. Устав ХМАО. Символы государственности ХМАО. |
3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению реализации общеобразовательной дисциплины.
Реализация программы дисциплины осуществляется в учебном кабинете общественных дисциплин.
-Оборудование учебного кабинета:
-рабочие места для студентов и преподавателя;
-комплект учебно-методической документации (учебники и учебные пособия, карточки-задания, комплекты тестовых заданий);
-наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов и др.);
-экранно-звуковые пособия;
-комплект компьютерных презентаций.
Технические средства обучения:
-компьютер с лицензионным программным обеспечением;
-проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
3.2.1. Основные источники
1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: Учебник для студентов учреждений СПО. – М.: Академия, 2020 г.
Электронные ресурсы:
1. Самыгин С.И. История, 2020 Электронное издание ЭБС book.ru
2. Сёмин В.П. История, 2021 Электронное издание ЭБС book.ru
3. Федоров В.А. История России с древнейших времён до наших дней, 2018
Электронное издание ЭБС book.ru
3.2.2. Дополнительные источники
1. Артасов И. А. Данилов А. А., Крицкая Н. Ф., Мельникова О. Н. Я сдам ЕГЭ! История: модульный курс: практикум и диагностика. -М., 2017.
2. Артемов В.в., Лубченков Ю.Н. История: в 2 ч.: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. - М., 2017
3. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: Дидактические материалы: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. - М., 2017
4. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: электронный учебно¬ методический комплекс.-М., 2017
5. Карпачев, С.П. История России: учебное пособие / С.П. Карпачев. – 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2018. - 248 с. - (Профессиональное образование).
6. Дорожина Н. И. Современный урок истории. - М., 2017.
7. История России: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Д. О. Чураков [и др.]; под редакцией Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2018. - 462 с. – (Профессиональное образование)
3.2.3. Интернет-ресурсы
1. http://hrono.ru – Хронос – Всемирная история в Интернете
2. https://www.prlib.ru/ Президентская библиотека, 2019
3. http://slava-cccp.narod.ru - Интернет-проект «Советский Союз» - материалы по истории
4. http://oldgazette.ru- Интернет-проект «Старые газеты»
5. http://istorya.ru – История.ru – история России, всемирная история
6. http://old-rus.narod.ru – древнерусская литература
7. www.pobeda.ru – сайт Синодального Отдела Московского Патриархата во взаимодействии с вооруженными силами
- Учебно-методический комплекс (систематизированный по компонентам) включает:
- Учебный план
- Рабочую программу
- Календарно-тематический план
- Методические рекомендации к лабораторным работам и практическим занятиям, методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе
- Комплект оценочных средств
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины включает результаты текущего контроля и промежуточной аттестации (по всем семестрам), включая оценку за работу на практических занятиях, за выполнение внеаудиторной самостоятельной работы (индивидуальных заданий, проектов, исследований).
Результаты освоения учебной дисциплины | Формы и методы контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины |
Сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире; | Текущий контроль Оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения программы дисциплины при: - фронтальном, индивидуальном опросе; - тестировании; - проверке самостоятельных работ, практических работ и индивидуальных заданий; - проверке заданий для внеаудиторной самостоятельной работы. Промежуточная аттестация Оценка при проведении промежуточной аттестации в форме контрольной работы, дифференцированного зачета. |
владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе; | |
Сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении; | |
Владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников; | |
Сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике. |
____________________ / ____________________
подпись расшифровка подписи
«___»___________ 2021 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины "история".
Рабочая программа учебной дисциплины "история" для образовательных учреждений НПО и СПО....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Специальность 050141 Физическая культура
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 0...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 0...
Рабочая программа учебной дисциплины История Специальность 050146
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «История»1.1. Область применения программы Рабоча...
Рабочая программа учебной дисциплины. История для среднего профессионального образования.
Программа расчитана на 117 часов, обязательной аудиторной учебной нагрузки....
Рабочая программа учебной дисциплины «История» по специальности 190209 Технология продукции общественного питания
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СП...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.15 ИСТОРИЯ Тувы общеобразовательного цикла программ подготовки специалистов среднего звена по профессиям: 29.01.07 «Портной»
Учебная дисциплина «История Тувы» входит в список дисциплин вариативной части.Программа учебной дисциплины Б1.В.О2 История Тувы устанавливает минимальные требования к результатам обучения ...