Методическая разработка по теме "Крестовые походы"
методическая разработка по истории (6 класс)
Данная методическая разработка адресована педагогам для организации урока по теме "Крестовые походы" в 6-х классах. Конспект урока выстроен с учетом возрастных особенностей учеников. Этапы урока отражают последовательность поступления информации и нацелены на реализацию эталонных результатов, закрепленных в Федеральном образовательном стандарте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krest._pohody_dlya_publikatsii.docx | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Крестовые походы
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цель: сформировать общее представление о военно-религиозном движении – крестовых походах на основе анализа причин, сущности и последствий крестоносного движения.
Задачи урока:
- Образовательные:
а) познакомить с поводом к крестовым походам;
б) указать на предпосылки появления крестоносного движения;
в) выявить религиозные и материальные цели участников;
г) подвести к осознанию стремления Римских пап использовать походы для объединения католической и православной церквей под собственной властью;
д) на примере I и IV Крестовых походов познакомить с основными чертами Крестовых походов;
е) сформировать у учащихся образ средневекового рыцаря-крестоносца;
ж) создать представление о государствах крестоносцев на Востоке, подвести к осознанию их недолговечности;
з) указать на трансформацию целей участников Крестовых походов от освобождения Гроба Господня в первые годы движения - к захвату и разграблению ближневосточных земель в момент последних.
и) актуализировать и углубить понятие: поход, «священная война»; сформировать новые понятия «крестовые походы», «крестоносец», «Святая земля», «Латинская империя».
к) познакомить с последствиями Крестовых походов, их значением; показать неоднозначность их воздействия на судьбы народов Востока и Запада.
2. Воспитательные:
а) подвести к осознанию неправильности насилия на религиозной почве;
б) на примере Крестовых походов воспитывать в детях веротерпимость, толерантность.
в) показать губительность религиозного фанатизма, военных действий как разрушителей человеческих судеб, культурных памятников.
3. Развивающие:
а) продолжить формирование умения работать с исторической картой, ориентироваться по ней;
б) продолжить формирование умения отвечать на вопросы учителя, обобщая известную информацию, делать выводы, рассуждать.
в) формировать умение работать с наглядностью (миниатюрами), историческими документами (отрывками из средневековых хроник) как историческим источником, отвечать на поставленные вопросы, делать выводы.
г) продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, строить монолог, рецензировать ответы других учащихся, оценивать действия исторических лиц.
Структура урока:
- Вводная беседа. Создание проблемной ситуации (3 минуты)
- Изучение нового материала (22 минуты)
- Закрепление (3 минуты)
- Домашнее задание, выставление оценок за урок (2 минуты).
План урока:
I . Крестовые походы – ярчайшее событие в истории христианской Европы XI-XIII веков.
II. Причины Крестовых походов:
- Религиозные (освобождение Гроба Господня от турок-мусульман)
- Политические (распространение влияния католической церкви, захват новых земель)
III. Просьба Византийского императора о помощи как повод к началу Крестовых походов.
IV. Цели участников крестовых походов:
- Папы римского и духовенства:
А) усиление позиций католической церкви на Востоке;
Б) освобождение Гроба Господня;
В) обезопасить церковные земли от рыцарского разбоя.
- Рыцарства:
А) избавление от грехов, спасение души;
Б) захват восточных земель, приобретение политических прав в Европе.
- Крестьянства:
А) очищение души;
Б) захват в собственное пользование восточных земель;
В) освобождение от власти сеньора;
Г) отсрочка от суда, выплаты долгов.
V. Первый крестовый поход (1096-1099):
1. Поход крестьян;
2. Поход рыцарей;
3. Итоги Первого Крестового похода. Создание государств крестоносцев на Востоке. Причины их недолговечности.
VI. II и III Крестовые походы: причины организации и итоги.
VII. IV Крестовый поход – поворот в крестоносном движении:
- Причины похода;
- Трансформация идеи «священной войны» против врагов христианской церкви в разграбление христианских святынь (на примере захвата Константинополя).
VIII. Значение и последствия Крестовых походов:
- Положительные:
А)Расширение кругозора европейских народов, знакомство с образом жизни людей Востока;
Б) Оживление торговли на Средиземноморье, установление тесных торговых отношений с Востоком;
В) Привнесение в Европу новых продуктов питания, кушаний (арбузы, гречиха, лимоны, тростниковый сахар, абрикосы, фисташки);
Г) Появление в Европе ветряных мельниц, стеклянных зеркал, шелковых тканей, шахмат;
Д) Привнесение восточных традиций в европейскую культуру (обычай мыться в горячих банях, мыть руки перед едой, сменять бельё).
2. Отрицательные:
А) Гибель сотен тысяч людей;
Б) Усиление религиозной борьбы между христианами и мусульманами, католиками и православными;
В) Удар по Византии от которого она так и не оправилась;
Г) Христианские святыни остались под властью мусульман;
Д) Уничтожение памятников античного искусства.
IX. Крестовые походы – освобождение или завоевание?
Оборудование урока:
Агибалова Е.В. Донской Г.М. История средних веков, М, 2002 (базовый учебник)
Брандт М.Ю. История Средних веков М, 2003, с. 218-228
Ведюшкин В.А. История Средних веков М, 2003,с. 162-173
Годер Г. И. Ртищева Г.А. История Средних веков М, 2002, с. 213-234
Годер Г. И. История Средних веков, поурочные разработки, М, 2009
Донской Г.М. Задания для самостоятельной работы по истории Средних веков, М , 1992, с. 29-32
Заборов М. А. Крестовые походы // Рассказы по истории Средних веков под ред. Сванидзе А. А. , М, 1996, с. 42-50
История Крестовых походов под ред. Райли-Смита Дж. , М.,1998
История средних веков Хрестоматия. Пособие для учителя. Ч. 1 (5-15 века) сост. Степанова В. Е. ,М, 1988.
Атлас по истории средних веков для 6 класса М, Дрофа.
http://geopolitika.narod.ru/New/vtor.htm
http://www.excurs.ru/history/Krestpohod.htm
http://www.krugosvet.ru/articles/118/1011806/1011806a1.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki/
и другие...
Презентация по теме «Крестовые походы» (Power Point 2007)
Интерактивная доска, проектор.
Здравствуйте ребята, сегодня мы с Вами поговорим на очень важную и интересную тему – обратимся к истории Крестовых походов. В наше время снято много фильмов о рыцарях-крестоносцах, написано немало книг об их деятельности. Давайте предположим, что же это за походы? Почему их называют крестовыми? Крестовые походы – это период, когда 1000 людей из разных стран Европы, бросив свои земли и дома, отправились на Восток, в Святую землю, так все верующие называли Палестину.
Давайте посмотрим на карту и найдем эти территории.
| - Походы каким-то образом связанные с верой, религией так как корень слова «крестовый» – крест. - Персидский народ напал на земли христиан, в частности на Иерусалим. Случались грабежи, лилась кровь, христиан пытались обратить в мусульманскую веру. - По преданию в Иерусалиме находится общехристианская святыня Гроб Господень – место, где в углублении в скале было положено тело И. Христа после распятия, и откуда он вознесся на небо. Иерусалим – город, с которым связаны действия главной книги христиан – Библии. - Следят по карте в атласе и на интерактивной доске. - Арабы-мусульмане |
Однако в 11 веке арабский халифат потерял своё могущество, распался и стал добычей турок-сельджуков. Эти же самые турки-сельджуки, мусульмане по своему религиозному вероисповеданию стали теснить и Византию, более того в 1078 году они сумели овладеть Иерусалимом. В этих условиях Алексей Комнин – император Византии – обратился к папе Римскому с просьбой о помощи.
27 ноября 1095 года на обширной равнине, примыкавшей к французскому городу Клермону, толпился многочисленный люд разного возраста, звания и состояния. Были здесь и знатные сеньоры – графы, герцоги, бароны и рыцари, и священники, монахи в длинных до земли чёрных одеждах. Из ближних и дальних селений пришло множество крестьян. Вот уже несколько недель ползли слухи, будто римский папа Урбан II собирается выступить перед народом, явление это было нечастое. Толпа прибывала. Нетерпение её усиливалось. И вдруг, словно по какому-то сигналу все опустились на колени. Из раскрытых городских ворот показался папа Урбан II. Движением руки он потребовал тишины и когда шум голосов смолк, он обратился к толпе. Что же он сообщил собравшимся? Чтобы услышать Урбана II обратимся к историческому источнику – пересказу его речи аббатом-современником. Прежде чем начнёте читать, обратите внимание на вопросы к документу. Не забывайте, что в тексте, читая, мы пытаемся находить ответы на них.
Заметьте, как интересно у нас получается - правая часть нашего класса увидела в речи папы Урбана II религиозные мотивы - спасение души, а левая – политические, захватнические. Все дело в том, что я намеренно предложила вам изучить разные отрывки из его речи. Его доводы были двойственны. | - Папа охотно поддержал. Это несомненно, было богоугодное святое дело. Кроме того, папа надеялся, что успешный поход против мусульман позволит ему объединить православную и католическую церкви и встать во главе всех христиан как Запада, так и Востока. - К религиозным, к мирским. - Освобождение от грехов и богатства земные |
Богобоязненные религиозно настроенные граждане обрели надежду на спасение души, прощение грехов. Проповедь папы, призыв к освобождению Гроба Господня затронула самые тонкие чувства в душах этих людей. Иных граждан заинтересовала идея вполне мирская, жизненная - обретение на Востоке новых земель, возможность разбогатеть. Если бы не заинтересовались одни, то наверняка заинтересовались бы другие. И поход, столь значимый для Урбана II, обязательно состоялся бы. Давайте рассмотрим средневековую миниатюру, посвященную нашей теме, как Вам кажется, кто изображен впереди, во главе войска крестоносцев, с книгой в руках? Обратите внимание на нимб над его головой. А что держит всадник в зубах? Что хотел сказать художник, автор миниатюры своей работой? Люди средневековья, люди несомненно верующие, привыкли слышать «любите врагов ваших, благотворите ненавидящих вас, молитесь за обижающих вас». Католическая церковь во времена Крестовых походов провозглашала «Убийство врагов церкви – не грех, а священное дело». Возможность же воплотить в жизнь свои мирские интересы сделало Крестовые походы весьма привлекательными для европейцев.
Представьте себя на месте средневековых крестьян – бедняков (первые три парты на колонках) и на месте рыцарей, мелких феодалов (все парты дальше 3-й). Объясните, почему Вы отправились в поход? Начнём с крестьян, известно, что в Святую Землю они выступили первыми. Сбылись ли их мечты? Давайте спросим участника событий крестьянина Рауля Довэ. Как вы выступили в поход? Чем он завершился? Как видим, поход крестьян завершился неудачно. А что же рыцари? Какие цели они преследовали в Крестовых походах? Кто помнит, а почему в Европе было так много безземельных рыцарей? Но если земельный вопрос для рыцарей стоял также остро как и для крестьян, то почему рыцари так задержались в Европе? Известно, что в поход они выступили почти на год позже крестьян. Ваши предположения. Оправдались ли столь долгие приготовления. Послушаем участника похода барона Алэна дэ Невера. Чем завершился поход в Иерусалим для рыцарей? Ребята, а можем ли мы верить наслово этому рыцарю? Давайте подтвердим или опровергнем его слова данными карты. Посмотрите на большую карту «Крестовых походов» в выданных Вам атласах; розовой линией отмечена граница владений крестоносцев на Востоке после Первого Крестового Похода, к 1099 году. Перечислите, какие важные города были отвоёваны крестоносцами у мусульман? Однако какой ценой европейцы вернули христианские святыни? Давайте почитаем воспоминания современника событий об отвоевании Иерусалима.
Итак, Гроб Господень был освобождён, на Востоке появились государства крестоносцев.
Однако достаточны ли были эти меры для удержания территорий ?! Оказалось, что нет. Второй и Третий Крестовые походы понадобились для то, чтобы вернуть утраченные земли (Иерусалим, Эдессу). Однако они были мало успешны. IV Крестовый Поход был последним из крупных Крестовых походов.
Традиционно считают, что на такие действия крестоносцев вынудила Венеция. Она пообещала помочь кораблями, но завысила цену на них тогда, когда крестоносцы уже не могли отказаться; для уплаты недостающей суммы венецианский дож предложил расправится с христианским городом Задаром. Крестоносцы согласились; аппетит, как известно, приходит во время еды, и после Задара «воины христовы» стали захватывать христианские земли Византии, сопровождая свои действия пролитием крови стариков, женщин, младенцев. Старая идея «священной войны» против мусульман потеряла былую привлекательность. В ходе 5, 6,7, 8 Крестовых походов европейцы не только не вернули Иерусалим, но и растеряли все свои восточные владения, кроме Кипра. Крестовые походы имели двойственный результат. И положительный и отрицательный. Прочитайте задание № в распечатке, попытайтесь отметить положительные и отрицательные последствия Крестовых походов. Наше занятие подошло к концу. Как вам представляется, Крестовые походы были освобождением или завоеванием? | -Смотрят на миниатюру. Иисус Христос. Сам Бог благословляет этот поход. - Обрести свободу, получить отсрочку от выплаты долга, от суда, приобрести земельный участок. - Крестьяне распродавали своё имущество и отправлялись в путь даже не зная, как именно сумеют добраться до Иерусалима. Почти всё войско погибло. - Разбогатеть, обрести землю, и, как следствие, приобрести политические права в Европе. Действовало право майората – землю наследовали лишь старшие сыновья, младшим ничего не оставалось, как становиться священниками или заниматься грабежами на дорогах (возможностей повоевать представлялось не так уж и много). - Рыцари понимали, что нужно хорошо вооружиться. - Победой, захватом Иерусалима. - Рыцари отвоевали Иерусалим, захватили всё восточное побережье Средиземного моря. - Судя по всему рыцарь сказал нам правду. - Иерусалим, Антиохия, Триполи, Эдесса. - Рядом - мусульмане, не смирившиеся с приходом европейцев, готовые отвоёвывать свои земли. - Иметь постоянное войско для подавления восстаний, строить крепости. - Да, так как были завоёваны земли Византии, христианского государства. - В предпочтении не небесных, а земных благ; осуждает за жестокость, за обращение оружия против христиан |
Внимательно прочитайте исторический документ и выясните, по каким причинам христиане со всей Европы вдруг отправились в Иерусалим? Что произошло?
«От пределов Иерусалима и из города Константинополя к нам пришла важная грамота…Народ персидского царства, турки, народ проклятый, чужеземный, далёкий от Бога, сердце и ум которого не верит в Господа, напал на земли тех христиан, опустошив их мечами, грабежом и огнём, а жителей отвёл себе в плен или умертвил. Церкви же Божии или срыл до основания, или обратил на своё богослужение».
Из «Иерусалимской истории» монаха
Роберта Реймсского.
Задание № 1.
К каким чувствам и настроениям людей обращается Урбан II?
Что обещает? (для первого варианта)
«Земля эта, которую Вы населяете, сделалась тесною при вашей многочисленности: богатствами она необильна, и едва даёт хлеб тем, кто её обрабатывает. Отсюда происходит то, что вы друг друга кусаете и пожираете, ведёте войны. Теперь же может прекратиться ваша ненависть, смолкнет вражда, уснут всякие распри и раздоры. Исторгните эту землю у нечестивого народа и подчините её себе. Земля эта течёт молоком и мёдом. Иерусалим – край плодоноснейший по сравнению с другими. Да станут ныне воинами те, кто раньше являлся грабителем. Кто здесь горестен и беден, там будет богат».
Из речи папы Римского Урбана II в Клермоне.
______________________________________________________________________________________
Задание № 1.
К каким чувствам и настроениям людей обращается Урбан II?
Что обещает? (для второго варианта)
«Примите путь ко гробу святому, исторгните эту землю у нечестивого народа. Иерусалим – это пуп земли, земля эта словно второй рай. Но ныне царственный град уничтожается народами, не ведающими Господа. Пусть тот, кто желает спасти свою душу выступит против неверных. Всем едущим туда будет отпущение грехов, а тем, кто падёт в сражениях с «неверными» - вечное блаженство на небесах. Кто здесь недруг Богу, там станет другом ему».
Из речи папы Римского Урбана II в Клермоне.
Опережающее задание для выступления с речью представителей разных сословий-участников Крестовых походов.
Внимательно прочитайте информацию, выясните особенности участия крестьян в походе на Иерусалим. Перескажите текст, подчеркнув итоги путешествия.
Я крестьянин Рауль Довэ из деревни Ланди близ Парижа. Сразу после выступления папы нашу деревню охватило безумное желание идти в Святую Землю. Каждый покидал свой дом, виноградник, своё наследие, продавал их за дешевую цену и с радостью шел в поход. Никто не думал о недостаточности средств, и о трудностях пути. Мы наспех вооружались, кто чем мог. Многие из нас подковывали быков как лошадей, запрягали их в двухколесные тележки, помещали на них свои скудные пожитки и маленьких детей. Мой сосед, не пожелав продавать своих коров и овец, взял их с собой, рассчитывая зарезать в случае голода. Никто из нас толком не знал, где Иерусалим с Гробом Господнем. Мы верили, что бог сам приведёт нас к стенам города и сокрушит врагов. Наш предводитель Петр Пустынник через два месяца скитаний довел нас до Константинополя. В столицу Византии нас не впустили, но предоставили корабли для переправки через Босфор, где мы и вступили в сражение с турками. Стоит ли говорить, что почти всё наше войско погибло. Почти единственным из нашей деревни я вернулся во Францию.
____________________________________________________________________________________________
Внимательно прочитайте информацию, выясните особенности участия рыцарей в первом крестовом походе. Перескажите текст, подчеркнув итоги путешествия.
Я Алэн барон де Невер младший. Вместе с другими рыцарями, распродав всё, что можно и купив вооружение, я вступил под знамена Готфрида Бульонского. В наших рядах были рыцари из Франции и Италии, Германии и Нормандии, Англии и Шотландии. Под стенами Константинополя нас собралось около шестиста тысяч человек. С помощью Византийского императора мы переправились через пролив Босфор в Святую Землю. Для нас поход оказался тяжким испытанием. Было невероятно жарко, не было воды, меня и моих спутников постоянно мучила жажда. Болезни, стычки с арабами и турками уносили тысячи жизней. Многие впадали в отчаяние, но большинству из нас силу давала вера. На третий год похода мы силой оружия и хитростью овладели всем восточным побережьем Средиземного моря, отвоевали Иерусалим
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Первый крестовый поход"
Методическая разработка урока рекомендуется для 6 класса....
Методическая разработка урока истории 10 класс "Поход Ермака"
Урок разработан по технологии "ситуативная" в рамках ФГОСТ....
Методическая разработка оформления мини отчета о походе
Методическая разработка предназначена для руководителей туристских походов и экспедиций. В ней представлена форма краткого отчета о походе. Может быть использована при разработке нитки маршрута спорти...
Методическая разработка "Урок-поход"
Организация уроков на местности....
Методическая разработка литературно-музыкальной композиции "Слово о походе Игоревом".
Методические рекомендации и указания: При разработке сценария литературно-музыкальной композиции использовались переводы «Слова о полку Игор...
Методическая разработка открытого занятия "Собираемся в поход"
Туризм является важной составляющей внеклассной спортивнойработы. Участие в туристических походах способствует развитию такихкачеств как личная инициатива, настойчивость, сила воли и высокаядисциплини...
Методическая разработка занятия ОДОД «Правила движения в походе. Техника безопасности при проведении туристических походов, занятий.
В методической разработке занятия ОДОД рассматриваются правила движения учащихся в походе, о технике безопасности при проведении туристических походов . занятий. Занятие проводится с использованием пр...