Методическая разработка урока "Первый крестовый поход"
методическая разработка по истории (6 класс) по теме
Методическая разработка урока рекомендуется для 6 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pervyy_krestovyy_pohod.docx | 25.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Первый крестовый поход (6 класс)
Цель урока: сформировать целостное представление о военно-религиозном движении - Крестовых походах; в процессе объяснения выявить причины, условия, основные этапы и последствия крестоносного движения.
Задачи урока:
Образовательная: формирование умений сравнивать цели и задачи участников крестовых походов
Развивающая: выделять причины и последствия крестовых походов
Воспитательная: развитие умения отбирать положительный и отрицательный опыт истории для современного поколения; развитие чувства толерантности; вызвать у учащихся осуждение религиозного фанатизма и захватнических войн, прикрываемых религиозными лозунгами.
Тип урока: изучение нового материала
Методы обучения: лекция с элементами эвристической беседы
Оборудование:
компьютер, проектор, экран, карта
учебник Е.В. Агибалова, Г.М. Донской "История средних веков"
Ход урока
1. Актуализация знаний: блиц-опрос в виде тестовых вопросов
Когда произошел раскол христианской церкви на католическую и православную?
1095 г.
1054 г.
988 г.
Выберите правильное определение понятия "церковная десятина"?
Плата государства церкви
Особый налог на содержание храмов и духовенства
Часть доходов церкви, которую она платила государству
Что такое индульгенция?
Грамота о прощении грехов
Проклятие, которое посылал папа императору
Союз между папой и императором
Какой из этих монашеских орденов назывался "нищенствующим"?
Францисканский
Бенедиктинский
Цистерианский
Капуцинов
Как назывался церковный суд для преследования ереси?
Информатизация
Инфляция
Инквизиция
Как называли противника господствующего вероучения церкви?
Аббат
Еретик
Монах
2. Подготовка к изучению новой темы.
Учитель: Ребята, давайте вспомним, что из себя представляла католическая церковь (ответы уч-ся). Католическая церковь имела свои источники доходов. Кто сможет их назвать?
Все эти доходы обеспечивали могущество католической церкви, которой становилось тесно в рамках Европы и она стремилась расширить зону своего влияния, распространив его на Восток. Это стремление и положило начало крестовым походам. Сегодня на уроке мы изучим первый крестовый поход. Учитель называет цели урока.
3. Новая тема.
Учитель: открываем тетрадь, запишем число и тему урока «Первый крестовый поход (1096 – 1099)»
План урока
Причины и повод к крестовым походам.
Участники крестовых походов.
Поход бедноты.
Поход феодалов.
Осада Иерусалима.
Учитель: А началось все так. 26 ноября 1095 года толпа людей, числом в несколько тысяч, собрались на поле близ города Клермон в южной Франции. Только что закончился проходивший в Клермоне церковный собор, в котором участвовал сам папа Урбан II. В Клермон съехались помимо участников собора немало мирян, рыцарей и простонародья. Все они собрались послушать речь папы, в которой он призывал их к походу против турков-сельджуков. Ими была захвачена Святая Земля и даже величайшая святыня христиан – Гроб Господень – он находился в Иерусалиме. По евангельским сказаниям Иисус Христос после распятия на кресте был похоронен в углублении скалы, а затем Иисус воскрес и вознесся на небеса. Впоследствии здесь воздвигли церковь Гроба Господня. Странствования верующих на богомолье в Святую Землю и поклонение Гробу Господню стали постоянными. В 1095 году в Западной Европе стали распространяться слухи о притеснении паломников в Иерусалиме. Слова папы потрясли собравшихся.
Давайте представим себя на несколько минут в том далеком средневековье!
Прием персонификации: ученик (в сутане) в роли папы Урбана II зачитывает речь папы. Его окружают люди, которые размышляют вслух. Три ученика (в роли крестьянина, феодала и рыцаря) у доски слушали речь папы, а затем стали размышлять.
Крестьянин: «Не попытать ли счастья мне, раз та земля богата так. Не будет больше господина у меня и урожай весь будет весь при мне. Проклятые дожди сгубили все мои ростки, а то что стало мне от них, пришлось отдать сеньору. И лошадь померла – мне нечего терять. Пойду я на Восток – ведь хочет так мой Бог».
Феодал: «О, сколько верно там сокровищ и богатств, и земли там богатые такие. Доходы неплохие будут с той земли. Сам Бог не прочь чтобы поехал я туда!»
Рыцарь: «Тебе и здесь неплохо же живется, земли ведь много у тебя, крестьяне регулярно оброк и барщину несут. А у меня ничего кроме коня и доспехов. Устал я от разбоев. Хочу как ты землею я владеть и регулярно же с нее доходы получать, чтоб жить как ты и братец мой, который унаследовал все земли от отца!»
Учитель: кому по вашему принадлежат услышанные речи?
Ребята отвечают – крестьянину, феодалу и рыцарю.
Участников первого крестового похода мы выяснили, а теперь выделим цели, которые они преследовали.
По ходу учащиеся заполняют таблицу в тетради (презентация на доске)
Участники крест. походов | Их цели |
Крестьяне | Свобода и земля |
Феодалы и рыцари | Богатство и новые земли |
Кат. церковь | Усиление влияния кат. церкви и захват новых владений |
Организатором походов стала кат. церковь. Участие в крестовом походе с точки зрения феодальной морали оценивалось очень высоко. Ведь все они шли во имя благой цели – освобождение Гроба Господня. Поэт-крестоносец так выразил свою веру в правоту христиан и ненависть к иноверцам.
Ученики зачитывают наизусть стихи.
Зальем поля потоком вражьей крови,
Иль наша честь навек посрамлена.
А славу, честь и счастье уготовит
Вернувшимся родимая страна!
Готов я умереть в бою,
В бою за господа Христа.
Всем тем, чья совесть нечиста,
Кто прячется в своем краю,
Закрыты райские врата,
А нас встречает Бог в раю…
Учитель: отправившиеся в поход на Восток нашивали себе на одежду кресты из красной материи. Поэтому их стали называть крестоносцами, а походы крестовыми.
Через 4 месяца после выступления папы в Клермоне в марте 1096 года ополчения европейцев пустились в путь к Иерусалиму. Отправились крестьяне, горожане, бедные рыцари и просто всякий сброд – воры, нищие и т.п. Этот поход вошел в историю под названием Поход бедноты – 1096 г.
Учащиеся смотрят отрывок из научно-популярного фильма.
Работа с картой.
Каким знаком на карте обозначен первый Крестовый поход? (Стрелочкой )
Жители каких государств приняли участие в первом крестовом походе? Покажите эти государства на карте. (Франции, Германии, Италии)
Покажите путь участников похода.
Со вторым и третьим походом учащиеся знакомятся, просматривая слайды
Четвертый поход изучается на основе презентации (слайды) и исторических источников:
Осада и взятие Константинополя латинами . Ограбление храмов в Константинополе.
Жители города, передавая себя в руки судьи, вышли навстречу латинянам с крестами святыми изображениями Христа, как это делается в торжественных и праздничных случаях. Но и это зрелище не смягчило души латинян, не укротило их мрачного и яростного духа: они не пощадили не только частного имущества, но, обнажив мечи, ограбили святыни господни и звуком труб побуждали коней к нападению. Не знаю с чего начать и чем кончить описание всего того, что совершили эти нечестивые люди? О ужас! Святые образа бесстыдно потоптаны! О горе! Мощи святых мучеников заброшены в места всякой мерзости!..
Поведение крестоносцев в Константинополе
: всякий должен был опасаться за свою жизнь; на улицах плач, вопли и стенания, на перекрестках рыдания, во храмах жалобные стоны. Знатные родом бродили опозоренными, почтенные старцы - плачущими, богатые - нищими. Так - на площадях; так - в закоулках; так - в открытых общественных местах; так и в тайных убежищах!
Таким-то образом: беззаконничали западные войска против населения христова, не оказывая решительно никому ни малейшего снисхождения, но всех лишая денег и имущества, жилищ и одежды совершенно ничего не оставляя тем, кто имел что-нибудь!...
:неприятели проводили время в непотребствах, забавах, притом в забавах преимущественно бесчестных, и в посмеяниях над римскими обычаями:каждый день они пьянствовали и объедались
Как встретили жители Константинополя пришельцев? (С крестами и святыми изображениями Христа)
Как вели себя крестоносцы? (Устроили пожар в городе, разграбили храмы, жилые дома, пьянствовали:)
Сообщение учащегося о Детских крестовых походах.
Остальные походы рассматриваются с целью ознакомления. (Слайды)
Рассматривая слайд , ученики делают вывод о том, какие государства были созданы крестоносцами и насколько они были сильны.
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
Прочитать п.6 параграфа 23 учебника и ответить на вопрос:
Каковы последствия и итоги Крестовых походов?
4. Закрепление изученного на уроке.
Вопросы учителя:
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Почему поход бедноты потерпел поражение, а рыцари и феодалы дошли и захватили Иерусалим?
Христианская религия учила прощать своих врагов, но сама же призывала к войне с мусульманами, к борьбе с еретиками. Подумайте, в каких случаях церковь звала проявлять милосердие к врагам, а в каких – к беспощадной расправе с ними?
Как вы оцениваете деяния крестоносцев. Можете ли вы их как-либо оправдать?
Какой характер носил первый крестовый поход?
Домашнее задание. Параграф 23, ответить на вопросы в конце параграфа. Составить рассказ о первом крестовом походе от имени участника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Первые крестовые походы"
Разработка урока по истори по учебнику Агибаловой Е. Н., Донского Г. М. "История средних веков"...
Презентация к уроку истории в 6 классе «Крестовые походы. Причины и участники крестовых походов, их последствия».
План изучения нового материала: •Причины и участники крестовых походов.•Первый крестовый поход и образование государств крестоносцев.•Последующие походы и их результаты.•Духовно-рыцарские о...
Разработка урока по истории с использованием ИКТ по теме Крестовые походы
Разработка урока по истории с использованием ИКТ по теме Крестовые походы...
Разработка урока по Всеобщей истории в 6 классе "Крестовые походы глазами современников". ФГОС ООО
Данная работа представляет собой разработку урока по истории Средних веков.ФГОС ООО. Используются технологии:развивающего обучения, проблемного обучения, обучающие ролевые игры. Широко представлена ра...
Методическая разработка Маршрута пешего похода по г. Иремель
Вторая по величине вершина Южного Урала, расположенная на северо-востоке Учалинского района Башкортостана....
Методическая разработка по теме "Крестовые походы"
Данная методическая разработка адресована педагогам для организации урока по теме "Крестовые походы" в 6-х классах. Конспект урока выстроен с учетом возрастных особенностей учеников. Этапы у...
Методическая разработка по истории 6 класс "Крестовые походы"
Методическая разработка представляет собой разработанный план - конспект урока по истории 6 класса на тему средневековья, "Крестовые походы". Содержит приложения, цели и задачи....