Методическая разработка занятия ОДОД «Правила движения в походе. Техника безопасности при проведении туристических походов, занятий.
план-конспект
В методической разработке занятия ОДОД рассматриваются правила движения учащихся в походе, о технике безопасности при проведении туристических походов . занятий. Занятие проводится с использованием презентации "Техника безопасности в походе"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка занятия
Тема занятия:
«Правила движения в походе. Техника безопасности при проведении туристических походов, занятий.
Преподаватель-организатор ОБЖ: В.А. Трунов
Цели урока:
1.Обучающие
- познакомить учащихся с видами активного отдыха на природе;
- определить общие правила безопасности во время активного отдыха на природе;
- выявить последовательность действий в экстремальной ситуации в природе.
2. Развивающая
- развивать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой.
3. Воспитывающая
- воспитывать чувство самосохранения и ответственности за личную безопасность, ценностное отношение к своему здоровью и жизни.
Оборудование: дополнительная литература, тетрадь, презентация по теме «Техника безопасности в походе», компьютер, проектор.
Тип урока: комбинированный (проверка знаний учащихся и объяснение нового материала) с использованием ИКТ
Ход урока.
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
Актуализация знаний: «Подготовка к активному отдыху на природе».
- Что такое ориентирование? Какие способы ориентирования вы знаете?
- Что такое трут и что может служить в качестве него?
- Что такое НАЗ? Как его сделать и что в него войдёт?
- Какие предметы входят в личное снаряжение, а какие в групповое?
- Что такое бивак?
- Как развести костёр на биваке?
- Как правильно работать с топором?
- Изучение нового материала.
Рассказ учителя с элементами беседы.
- Ребята, мы преступаем к изучению темы: «Правила движения в походе. Техника безопасности при проведении туристических походов, занятий» и сегодня на занятии познакомимся с видами активного отдыха на природе, узнаем какие правила безопасности нужно соблюдать во время них, выявим последовательность действий в экстремальных ситуациях. Продолжим развивать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой. Ну и конечно будем воспитывать в себе чувство самосохранения и ответственности за своё здоровье и свою жизнь (запись темы и числа в тетрадь)
- Ребята, как вы думаете, что такое активный отдых на природе?
- Как можно путешествовать в природе?
(ответы учащихся)
Активный отдых на природе – это пешеходные, лыжные, водные, велосипедные путешествия, туристические походы и походы выходного дня (семейные путешествия). Все эти виды отдыха бывают многодневные и однодневные.
(Запись учащихся в тетрадь)
- Но, к любому походу необходимо тщательно подготовиться, даже к самому простому!
- Как вы думаете, что нужно сделать перед выходом в поход?
(ответы учащихся)
- Прежде всего, надо изучить район похода по топографической карте -
уменьшенное изображение земной поверхности, выполненное условными знаками определённом масштабе (показывает, во сколько раз уменьшено на карте изображение земной поверхности). Желательно даже проконсультироваться с людьми, которые там уже были.
- После этого необходимо подготовить и проверить личное снаряжение.
(Запись в тетрадь)
- Но, в походе нужно соблюдать определённые правила безопасности. Как вы думаете какие? (ответы учащихся)
- Одно из основных мер безопасности является соблюдение правил дисциплины (нельзя самовольно отходить от группы или менять утверждённый маршрут движения, это может привести к опасной ситуации)
- А что мы называем опасностью?
- В походе необходимо соблюдать режим и график движения, т.е. двигаться колонной, в определённом темпе, чередуя движение и отдых. Этот режим будет зависеть от района путешествия, его вида и сезона путешествия.
- Также в походе соблюдаем правила личной гигиены. Что нужно делать, чтобы их соблюдать? (мыть руки, чистить зубы, купаться, обтирать тело)
Всё это обеспечивает нам бодрость и хорошее настроение.
Особое внимание уделяем состоянию обуви (сушим, переобуваемся). Нельзя ходить босиком, даже на биваке.
В жаркую погоду нужно защищать голову головным убором, во избежание перегрева и солнечного удара.
При купании в открытом водоёме нужно соблюдать меру.
- И ещё в походе необходимо соблюдать установленный режим питания и питьевой режим (принимать пищу в определённое время, рационально потреблять питьевую воду, не пить не очищенную)
Самостоятельная работа учащихся.
- Ребята, но в любом походе и путешествии могут возникнуть экстремальные ситуации. Вспомним, что это за ситуации?
(В результате, которых существует непосредственная угроза здоровью и жизни людей)
- И не все люди могут сами себе помочь, т.к. первая реакция на такую ситуацию – паника, состояние ошеломления.
Поэтому, нам важно знать действовать в экстремальной ситуации в природе.
И это мы узнаем из дополнительной литературы: «Последовательность действий в экстремальной ситуации в природе». Начнём самостоятельно читать и выясним, что же нужно сделать, прежде всего?
1.Успокоиться!
-Как быстро это сделать? Упражнение «Глубокое дыхание» (повтор 4-5 раз)
Выполняется вместе с детьми.
- считая в уме до 4-х – глубокий вдох
- задержать дыхание и сосчитать до 4-х
- считая до 4-х сделать выдох.
2. При необходимости оказываем 1МП себе или нуждающимся в ней.
3. Устраняем угрожающий фактор или покидаем опасное место.
4. Спасаем своё снаряжение, запасы еды и воды.
5. Оцениваем ситуацию, и принимаем решение: ждать помощи или самостоятельно выходить к людям.
6. Разрабатываем план действий.
- Самое главное, ребята в такой ситуации – это действовать! Тогда страх и паника покинут тебя. В любой ситуации победит тот, кто уверен в себе и борется за свою жизнь до конца.
IV. Закрепление полученных знаний. Подведение итогов урока.
Презентация «Техника безопасности в походе»
- Итак, ребята, что же мы узнали сегодня на уроке?
(виды активного отдыха на природе, узнали, как к ним подготовиться, определили общие правила безопасности во время них, научились, как действовать при экстремальной ситуации, продолжили воспитывать в себе чувство самосохранения и ответственности)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ХИМИИ ПО ТЕМЕ: «Правила техники безопасности в кабинете химии. Приемы обращения с лабораторным оборудованием" (практическая работа с применение технологии Casestudy)»
участник областного конкурса методических разработак "Современный урок"...
Методические и практические рекомендации по обеспечению мер безопасности при подготовке и проведении туристических походов и экскурсий со школьниками в оздоровительных лагерях.
Профилактические требования к организации и проведению туристских походов, экскурсий и путешествий с учащимися. При проведении туристских походов, особенно многодневных, возникает много об...
Техника безопасности при проведении уроков и занятий по биологии.
Техника безопасности на уроке биологии:1. При проведении лабораторных работ2. При работе на школьном учебно-опытном участке.3. При проведении экскурсии....
Методическая разработка на тему "Правила поведения и техника безопасности на уроках по физической культуре".
Данные материалы регулируют поведение учеников на уроке физической культуры....
Статья : Техника безопасности при проведении туристских походов, занятий, соревнований
Какие существуют требования безопасности к проводимым мероприятиям. ...
Журнал инструктажа обучающихся по технике безопасности при организации и проведении туристических походов, экспедиций и экскурсий, поездок
Журнал инструктажа обучающихся по технике безопасности при организации и проведении туристических походов, экспедиций и экскурсий, поездок...
Методический семинар Методика организации безопасного проведения туристических походов
Методический семинар "Методика организации безопасного проведения туристических походов"...