Культура Руси X-начала XIII века. Архитектура
творческая работа учащихся по истории (6 класс)
Данную презентацию можно использовать при закреплении материала по культуре X-XIII веков. В презентации дается краткая характеристика изменений в зодчестве на Руси, в большей части изменения приведены для церковной архитектуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arhitektura_9-nachala_13_veka.pdf | 1006.47 КБ |
tekst.docx | 17.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
1.
Говорят, что архитектура— это душа народа, воплощенная в камне. Всем известно о том, что к Руси это относится только с некой поправкой т.к. Русь долгие и длительные годы была страной деревянной и, ее архитектура, языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. В этом материале мастера выражали свое восприятие пропорции, строительной красоты, слияние с окружающей природой. Следует отметить, что древесная архитектура восходит в основном к Руси языческой, в то время как архитектура каменная связана с Русью уже христианской. К сожалению, деревянные постройки не сохранились до наших дней, но строительный стиль народа дошел до нас в позднейших древесных сооружениях, в старых описаниях и рисунках. Расцвет деревянного зодчества пришелся как раз таки на 10-13 века, домонгольский период.
2.
Для российской древесной архитектуры была характерна многоярусность построек, увенчивание их башенками и теремами, наличие различного рода пристроек — клетей, переходов, сеней. Также, привычным украшением древесных строений на Руси была необычная, художественная резьба по дереву. Из дерева чаще всего строили именно жилые помещения.
На Руси северные избы были двухэтажными, высокими, с небольшими окнами (их могло быть более пяти). Пристраивались сбоку от жилища сараи, кладовые и сени. Они все находились обычно под одной крышей. Данный тип жилища являлся очень удобным для северных суровых зим. Многие элементы домов украшены были геометрическими орнаментами
Планировка была трехчастной и состояла из теплой части - «избы» («истопка» - «истьба» - «изба»), «сеней» и «клети», ставившихся обычно на «подклет» для сохранения тепла. В городских трехсрубных жилых домах каждый сруб имел свою кровлю. Средний сруб (сени) изредка делался более низким, чем боковые, высота которых иногда достигала трех этажей.
Были более сложные объемные решения трехчастных посадских хором, о которых известно из источников XII-XVII веков. В таких хоромах по одну сторону от сеней устраивались горницы («покои» - спальни): теплые - внизу, летние («терема») - наверху, а по другую в отдельном срубе - общее помещение для всей семьи, а также приема гостей - «повалуша» (от древнерусского - общий) - в 2-3 этажа («житья»). В подклете размещались подсобные помещения - кухни, кладовые, бани. Горницы, сени и повалуши были разной высоты и имели самостоятельные кровли.
На юге же массовым народным жилищем была полуземлянка на 0,5-1м врытая в грунт. Часто крышу покрывали землей.
3.
Кроме деревянного зодчества, Киевская Русь славилась также каменной архитектурой. Практически единственными зданиями, построенными из камня были храмы и церкви. Их строительство началось в конце 10 века, почти сразу после крещения.
Мир Византии, мир христианства привнес на Русь новый строительный опыт и традиции. Русь восприняла сооружение церквей по образу крестово-купального храма греков. Квадрат, расчлененный четырьмя столбами, составляет его основу, примыкающие к подкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест.
Но этот образец греческие мастера, прибывавшие на Русь начиная со времени Владимира, а также работавшие с ними русские умельцы применяли к традициям русской деревянной архитектуры, привычной для русского глаза и милой сердцу. Первой каменной церковью была Десятинная церковь, построенная в 989-996 годах. Церковь представляла собой крестово-купольный шестистолпный храм. В начале XI в. ее окружили галереями. Десятинную церковь украшала мозаика, фрески, резные мраморные и шиферные платы (иконы, кресты и посуду привезли из Херсонеса Таврического (Корсуня). В Десятинной церкви были похоронены Владимир Святославович и его жена - византийская царевна Анна, сюда же из Вышгорода привезли прах княгини Ольги. В конце 1240 орды хана Батыя, захватив Киев, уничтожили Десятинную церковь - последний тайник киевлян.
Эта церковь и многие ранние храмы были построены полностью в византийском стиле. Однако Софийский собор, построенный в первой половине XI века в центре Киева, согласно летописи, князем Ярославом Мудрым на месте победы в 1037 году над печенегами, был уже сочетанием византийской и русской культуры. Этим храмом Русь бросила вызов Византии, ее признанной святыне,— константинопольскому Софийскому собору. В последующем, выросли Софийские соборы в других крупных центрах Руси — Новгороде, Полоцке, и каждый из них претендовал на свой, независимый от Киева престол, как и Чернигов, где был сооружен монументальный Спасопреображенский собор.
В XII в., по образному выражению одного искусствоведа, по всей Руси прошагали русские однокупольные храмы-богатыри, сменившие прежние пирамиды. Купол возносился вверх на мощном, массивном квадрате, таким стал собор в Юрьеве -Польском .Сооружён в 1230—1234 годах князем Святославом Всеволодовичем. Последний большой белокаменный храм, который успели возвести на Руси до татаро-монгольского нашествия.
Большого расцвета архитектура достигла в годы правления Андрея Боголюбского. С его именем связаны постройки Успенского собора во Владимире, красиво расположенного на крутом берегу Клязьмы белокаменного дворца в селе Боголюбове, Золотых ворот во Владимире - мощного белокаменного куба, увенчанного златоглавой церковью. При нем же было создано чудо русской архитектуры - храм Покрова на Нерли. Князь построил церковь неподалеку от своих палат после кончины любимого сына Изяслава. Эта небольшая однокупольная церковь стала поэмой из камня, в которой гармонично сочетаются скромная красота, тихая грусть, просветленная созерцательность архитектурных линий.
Брат Андрея Всеволод Большое Гнездо продолжал строительную деятельность. Его мастера оставили потомству замечательный Дмитровский собор во Владимире - величественный и одновременно скромный.
В XII— начале XIII в. строились храмы в Новгороде и Смоленске, Чернигове и Галиче, Пскове и Новгороде-Волынском. Характерной чертой русской архитектуры стала украшающая сооружения резьба по камню. Удивительное это искусство мы видим на стенах соборов во Владимире-Суздальской Руси, в Новгороде, других русских городах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Культура Руси IX- начало XII века
материал на открытый урок...
Культура Руси Х – начала XIII вв.
урок посвящен теме Культура Древней Руси...
конспект урока "Культура Руси IX-начало XII века"
конспект открытого урока к презентации по теме Культура Руси IX-началоXII века. Конспект адаптирован для учащихся 6-х классов....
Конспект урока "Культура Руси X - начала XIII в."
Цель :1) Сформировать образное представление о высоком уровне и своеобразие культуры Руси Х- начала XIII веков.2) Развивать обще учебные умения классификации (сравнения, сопост...
Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."
Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."...
«Культура Руси X – начала XIII в.» (часть 1) (материалы к урокам истории в 6 классе)
Презентация «Культура Руси X – начала XIII в.» (часть 1) (материалы к урокам истории в 6 классе)...
Презентация «Культура Руси X – начала XIII в.» (часть 2) (материалы к урокам истории в 6 классе)
Презентация «Культура Руси X – начала XIII в.» (часть 2) (материалы к урокам истории в 6 классе)...