Адаптированная программа_6_класс
рабочая программа по истории (6 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории для 6 класса составлена в соответствии с документами:
- Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
- «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих общеобразовательную деятельность по адаптированным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», СанПиН 2.4.2.3286-15 утвержденных Главным санитарным врачом Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26
- Учебники: Е.В. Агибалова, Г.М Донской «История Средних веков» М., «Просвещение» 2014 г.; «История России. С древнейших времен до конца XVвека» под ред. А.В.Торкунова, М., Просвещение, 2016г.
Особенности программы:
- Предлагаемая программа «История» для 6 класса адаптирована в соответствии с заключением ТПМПК. У обучающегося установлен статус «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья».
- Программа включает обязательный минимум содержания исторического образования в основной школе.
- Программа предполагает эмоционально-образное изучение предмета. В основе такого подхода лежат научно выявленные особенности познавательных возможностей учащихся специально-коррекционных классов и опыт преподавания в классах этого типа.
- Реализация программы рассчитана на применение специальных педагогических методов воспитания и обучения ребенка с ОВЗ, рекомендованных ТПМПК:
- начало работы с более легких заданий;
- дробление задания на небольшие части, контроль работы над каждой частью, внесение необходимых корректировок;
- учет замедленного темпа деятельности в процессе выполнения заданий; на контрольной работе желательно предоставить время, для того чтобы обучающийся смог закончить начатое задание;
- создание условий, способствующих сохранению мотивации к учебной деятельности: проявление поддержки и одобрения, создание ситуации успеха, повышения самооценки; привлечение к выполнению заданий в занимательной форме; предложение инструкций в спокойной доброжелательной форме, применение системы поощрений.
- восполнение пробелов в знаниях;
- развитие познавательных УУД: подбор синонимов, антонимов, задания на понимание инструкций, задания с «пропуском»; задачи на соотнесение, сравнение, классификацию, анализ, синтез, обобщение, абстракцию, на установление причинно-следственных связей.
Общая характеристика учебного предмета «История»
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и поликонфессиональное сообщество.В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.Отбор содержания курса истории производится с учетом психологических и социально-возрастных потребностей детей с ОВЗ, обучающихся по адаптированным образовательным программам. Упрощены наиболее сложные для понимания темы, сокращен объем изучаемого материала и снижены требования к знаниям и умениям учащихся.
Особенности психического развития детей, занимающихся по адаптированным образовательным программам, прежде всего, недостаточная сформированность мыслительных операций. Все это обуславливает дополнительные коррекционные задачи, направленные на развитие познавательной активности обучающихся, на создание условий для осмысления выполняемой работы. Логика и структура курса при этом остаются неизменными. Последовательность изучения разделов и тем остается прежней, переработано только их содержание.
При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания учеников. Учитывается, что уровень возрастных и познавательных возможностей учащихся основного звена позволяет сформировать целостную картину развития нашей страны на современном этапе развития.
Адаптированная программа направлена на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. Содержание обучения имеет практическую направленность.В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений, используя принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Методы:
- Словесные - рассказ, объяснение, беседа; Наглядные - наблюдение, демонстрация; Практические – упражнения; Методы изложения новых знаний; Методы повторения, закрепления знаний; Методы применения знаний; Методы контроля.
Занятия проводятся в классно-урочной форме.
Типы уроков:
- Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала);
- Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок);
- Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
- Комбинированный урок;
- Применяются ИКТ: фрагменты кино (видео, DVD), мультимедиа, презентации. Для контроля ЗУНов учащихся применяются тестовые работы.
При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано, прежде всего, на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
Содержание учебного предмета «История» для 6 класса изложено в ней в виде двух курсов - «История России» и «История Средних веков».
Место предмета в учебном плане: На изучение предмета отведено 1 час в неделю, 35 недели, всего 35 часов. Из них на историю Средних веков - 17 учебных часов, на историю России - 38 учебных часов.
Планируемые результаты освоения истории в 6 классе
В результате изучения истории средних веков учащиеся должны:
Называть:
- хронологические рамки Средневековья.
- имена наиболее известных а) правителей; б) общественных и религиозных деятелей; в) первооткрывателей, ученых, представителей духовной, художественной культуры средневековья;
- участников и результаты наиболее значительных социальных, религиозных движений в средние века.
Показывать на исторической карте местоположение государств средневекового мира.
Описывать занятия и образ жизни людей в средневековых обществах Европы и Востока.
Составлять описание средневековых памятников:
а) жилых и общественных зданий, храмов; б) предметов быта; в) произведений искусства.
Называть характерные, существенные особенности:
- политического устройства средневековых обществ в Европе и на Востоке;
- социального положения людей в средние века (правителей, знати, подданных; свободных и зависимых);
- представлений средневекового человека о мире; религиозных воззрений, господствовавших в средневековых обществах.
Объяснять значение понятий: аграрное общество, натуральное хозяйство, община, феодальные отношения, сословие, иерархия (феодальная, церковная), монархия, политическая раздробленность, централизованное государство, Возрождение, гуманизм.
В результате изучения истории России учащиеся должны:
Указывать: а) хронологические рамки существования Древнерусского государства; б) даты крещения Руси, сражений русских воинов против завоевателей, становления Русского государства.
Называть: а) место, обстоятельства, участников событий, указанных в п. 1.; б) князей, политических, общественных и военных деятелей; в) наиболее значительных представителей и памятники культуры древней и средневековой Руси.
Называть, показывать на исторической карте:
- территории расселения восточнославянских племен;
- основные древнерусские города;
- крупнейшие русские земли периода политической раздробленности;
- основные центры собирания русских земель;
- территорию Русского государства в XV —XVI вв.
Описывать занятия, образ жизни населения древней и средневековой Руси.
Составлять описание памятников древнерусской культуры: а) жилых построек, храмов; б) предметов труда и быта; в) произведений искусства.
Соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков; становления и развития Русского государства, закрепощения крестьян.
Называть характерные, существенные особенности:
- экономических и социальных отношений в древней и средневековой Руси;
- социальные положения разных групп населения;
- развития русских земель под властью Орды;
- политического устройства Древнерусского государства и Московского государства, внутренней и внешней политики русских самодержцев.
Называть:
- хронологические рамки Средневековья.
- имена наиболее известных а) правителей; б) общественных и религиозных деятелей; в) первооткрывателей, ученых, представителей духовной, художественной культуры средневековья;
- участников и результаты наиболее значительных социальных, религиозных движений в средние века.
Показывать на исторической карте местоположение государств средневекового мира.
Описывать занятия и образ жизни людей в средневековых обществах Европы и Востока.
Составлять описание средневековых памятников:
а) жилых и общественных зданий, храмов; б) предметов быта; в) произведений искусства.
Называть характерные, существенные особенности:
- политического устройства средневековых обществ в Европе и на Востоке;
- социального положения людей в средние века (правителей, знати, подданных; свободных и зависимых);
- представлений средневекового человека о мире; религиозных воззрений, господствовавших в средневековых обществах.
Объяснять значение понятий: аграрное общество, натуральное хозяйство, община, феодальные отношения, сословие, иерархия (феодальная, церковная), монархия, политическая раздробленность, централизованное государство, Возрождение, гуманизм.
Критерии эффективности реализации программы, формы контроля и методы оценки знаний, умений и навыков учащихся.
- оценка «отлично» «5» – учащийся освоил минимальный теоретический материал курса, применяет его при решении конкретных заданий;
- оценка «хорошо «4» - учащийся может выполнять индивидуальную работу, самостоятельную работу, но с недочётами. То есть, оценка «хорошо» - это оценка за усердие и прилежание, которые привели к положительным результатам, свидетельствующим о возрастании общих умений;
- оценка «удовлетворительно» «3» - учащийся усвоил простые идеи и методы курса, что позволяет ему решать задания по данному курсу хорошо, в пределах школьной программы.
- оценки «неудовлетворительно» «2» - считаю не следует ставить по той простой причине, что это вызовет потерюинтереса к предмету.
Содержание курса «История средних веков»
Характеристика курса:
В основу отбора содержания курса положен комплексный подход. При целостном всестороннем освещении исторического процесса в зависимости от возраста учащихся, специфики целей и содержания курса ИСВ программа предусматривает изучение предмета с отбором фактов и понятий, наиболее важных в познавательном и воспитательном значении. Программа курса ИСВ включает в себя 2 раздела: «Раннее средневековье», «Расцвет средневековья». Деление курса проводится с учетом принятой в современной исторической науке корректировки хронологических рамок в двух основных разделах - V - XI века и XII - XV века. Рубежом служит XI век, ознаменовавший собой окончательное складывание феодальных отношений.
Введение. Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья.
Тема 1. Раннее средневековье. Западная и Центральная Европа в V-XIII вв. Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.
Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст. Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.
Византия и арабский мир. Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.
Тема 2. Расцвет средневековья. Средневековое европейское общество Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.
Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.
Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.
Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове. Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент.
Тема 3. Позднее Средневековье. Государства Европы в XIV-XV вв. Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание УотаТайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.
Культурное наследие Средневековья Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве. Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.
Итоговое повторение.
Содержание курса «История России» (18 часов).
Характеристика курса: История России с древнейших времен до конца 16 века включает в себя 4 раздела, в т.ч. 5 часов отведено урокам по истории Сибири. В основу отбора содержания положен комплексный подход. При целостном всестороннем освещении исторического процесса в зависимости от возраста учащихся, специфики целей и содержания курса программа предусматривает изучение предмета с отбором понятий и фактов, наиболее важных в познавательном и воспитательном значении.
ВВЕДЕНИЕ.Что изучает история Отечества. История России — часть всемирной истории. История региона — часть истории России. Исторические источники по истории нашей Родины.
КИЕВСКАЯ РУСЬ Восточные славяне. Происхождение и расселение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Общественное устройство. Соседи восточных славян. Тюркский, Аварский и Хазарский каганаты. Волжская Булгария и Византия. Взаимоотношения восточных славян с соседними народами и государствами. Образование Древнерусского государства. Предпосылки, причины и значение образования государства у восточных славян. Два центра восточнославянской государственности — Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Первые русские князья. Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Походы Святослава. Князь Владимир Святославич. Крещение Руси. Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Русская православная церковь. Значение принятия христианства. Христианство и язычество. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав Мудрый. Внутренняя политика Ярослава. Управление государством. Внешняя политика Ярослава Мудрого, международный авторитет Древней Руси. Хозяйственный и общественный строй Древней Руси. Русской Правда – главный источник по истории общественных отношений в Древней Руси. Земельные отношения. Основные социальные слои древнерусского общества. Свободное и зависимое население. Появление вотчин. Древнерусская культура. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Устное народное творчество, былинный эпос. Письменность и грамотность. Начало летописания. Нестор. Литература (слово, житие). Деревянное и каменное зодчество, монументальная живопись (мозаики, фрески), декоративно-прикладное искусство. Значение древнерусской культуры. Быт и нравы Древней Руси. Образ жизни князей и бояр. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни земледельческого населения.
Политическая раздробленность на Руси
Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого. Правление Ярославичей. Князь Владимир Мономах. Окончательный распад Древнерусского государства. Социально-экономические и политические причины раздробления Древнерусского государства. Упадок Киева. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Идея единства Руси. Последствия политической раздробленности. Владимиро-Суздальское княжество. Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Возвышение Ростово-Суздальского (Владимиро-Суздальского) княжества. Князья Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое гнездо, их внутренняя и внешняя политика. Первое упоминание о Москве. Великий Новгород. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли. Галицко-Волынская земля. Особенности географического положения. Занятия населения. Рост вотчинной собственности на землю. Князь Роман Мстиславич. Объединение Волыни и Галича. Взаимоотношения между боярами и князем. Князь Даниил Галицкий. Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана. Монгольские завоевания в Азии. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Евпатий Коловрат. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордены. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами. Русь и Золотая Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Последствия ордынского владычества. Русь и Литва. Формирование Литовско-Русского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Литовско-Русского государства. Политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве. Культура русских земель. Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве». Влияние ордынского владычества на русскую культуру.
История Сибири. Монголо-татары в Сибири.
Московская Русь в XIV – начале XVI вв.
Начало усиления Московского княжества. Социально-экономическое развитие Северо-Восточной Руси. Политическое устройство Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Княжеская власть и церковь. Москва — центр борьбы с ордынским владычеством. Начало правления Дмитрия Донского. Борьба Москвы за политическое первенство. Роль Русской православной церкви. Митрополит Алексей. Сергий Радонежский. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша. Московское княжество и его соседи в конце XIV — середине XV в. Василий I. Феодальная война второй четверти XV в., ее значение для процесса объединения русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши, его последствия. Образование русской, украинской и белорусской народностей. Создание единого суверенного Русского государства. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Борьба за возвращение западных русских земель. Василий III. Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства. Русское государство в конце XV – начале XVI вв. Изменения в политическом строе и управлении. Усиление великокняжеской власти. Преобразования в войске. Зарождение поместной системы. Вотчинное и церковное землевладение. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Предпосылки и начало складывания феодально-крепостнической системы. Церковь и государство. Становление русской автокефальной церкви. Роль монастырей. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва — Третий Рим».
Культура Руси XIV — начала XVI вв. Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры. Культурный подъем Руси после Куликовской битвы. Москва — центр складывающейся культуры великорусской народности. Отражение в литературе политических тенденций. Летописание. Важнейшие памятники литературы (куликовский цикл, житийная литература, хождения). Развитие зодчества (Московский Кремль, монастырские комплексы-крепости). Расцвет иконописи. Феофан Грек, Андрей Рублев.
Итоговый контрольный тест.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Название главы | Название темы | Дата проведения | |
По плану | По факту | |||
История Средних веков | ||||
1. | Введение | Вводный урок | ||
2. | Становление средневековой Европы | Образование варварских королевств Государство франков в 6-8 вв | ||
3. | Христианская церковь и раннее Средневековье | |||
4. | Возникновение и распад империи Карла Великого Феодальная раздробленность Западной Европы в IX – XI вв | |||
5. | Англия в раннее средневековье | |||
6. | Византийская империя и славяне в 6 – 11 вв | Византия при Юстиниане Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии | ||
7. | Образование славянских государств | |||
8. | Феодалы и крестьяне | Средневековая деревня и ее обитатели. В рыцарском замке | ||
9. | Средневековой город в Западной и Центральной Европе | Формирование средневековых городов | ||
10. | Католическая церковь в 11 -13 вв. Крестовые походы | Могущество папской власти Католическая церковь и еретики | ||
11. | Крестовые походы | |||
12. | Образование централизованных государств в Западной Европе 11 -15 века | Как происходило объединение Франции | ||
13. | Что англичане считают началом своих свобод | |||
14. | Столетняя война | |||
15. | Культура Западной Европы в Средние века | Образование и философия Научные открытия и изобретения | ||
16. | Средневековое искусство и литература. Культура раннего Возрождения Италии | |||
17. | Повторительно-обобщающий урок | |||
История России | ||||
18. | Введение | История России как часть всемирной истории | ||
19. | Народы и государства на территории нашей страны в древности | Древние люди и их стоянки на территории современной России | ||
20. | Неолитическая революция Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. | |||
21. | Восточные славяне и их соседи | |||
22. | Русь в IX - первой половине XII вв | Первые известия о Руси | ||
23. | Становление древнерусского государства | |||
24. | Правление князя Владимира. Крещение Руси | |||
25. | Русское государство при Ярославе Мудром | |||
26. | Место и роль Руси в Европе | |||
27. | Русь в середине XII – начале XIII вв | Политическая раздробленность на Руси | ||
28. | Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская республика | |||
29. | Русские земли в середине 13- 14 веках | Монгольская империя и изменение политической карты мира | ||
30. | Батыево нашествие на Русь | |||
31. | Усиление Московского княжества. Объединение русских земель вокруг Москвы | |||
32. | Образование единого русского государства | Русские земли на политической карте Европы и мира в начале 15 века | ||
33. | Распад Золотой Орды и его последствия | |||
34. | Русская православная церковь в 15- начале 16 века | |||
35. | Урок обобщения и систематизации знаний по теме |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ансамбль - адаптированная образовательная программа по классу фортепиано для ДМШ.
Ансамбль - адаптированная образовательная программа по классу фортепиано, предназначена для использования в ДМШ и ДШИ....
ПРОГРАММА ПО КЛАССУ ФОРТЕПИАНО (АДАПТИРОВАННАЯ И ВАРИАТИВНАЯ)
В педагогической и психологической теории неоднократно обоснована и доказана важная роль эстетического воспитания. Общепризнан тезис о всестороннем гармоничном развитии личности как конечной цели всех...
Адаптированная Общеобразовательная Программа 9 класс(коррекционный класс)
АООП общего образования обучающихся с умственной отсталостью разработана и утверждена организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с ФГОС общего образования для обучающихся...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО СТОЛЯРНОМУ ДЕЛУ К АДАПТИРОВАННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ 8 КЛАСС
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным ...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для детей, обучающихся по адаптированной программе. 5 класс
Рабочая программа для 5 класса для детей с ОВЗ...
Карта наблюдений обучающегося по адаптированной программе 5 класс
Карта наблюдений за четверть...
Адаптированная программа 6 класс по физической культуре
Адаптированная программа...