Рабочая программа по истории России 8 класс
рабочая программа по истории (8 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Лицей г. Истры
УТВЕРЖДАЮ
Приказ от « » августа 2021 г. №_____
Директор МОУ Лицей г. Истры
______________О.А. Оличева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет История России
Учебный год 2021– 2022 гг.
Класс 8
Количество часов в год 40
Количество часов в неделю 2 часа
Учитель: Мельникова Светлана Викторовна
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по истории для средней общеобразовательной школы ( 8 класс) составлена на основе:
- Федерального государственного стандарта образования, утвержденного приказом Минобразования России от 17 декабря 2010 года № 1897, с изменениями, внесёнными в 2017 г.
- ООП СОО МОУ Лицей г. Истры;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на текущий учебный год»;
- Учебного плана МОУ Лицей г. Истры, утвержденного на данный учебный год;
5. Авторской программы И.Л. Андреева, О.В. Волобуева, Л.М. Ляшенко История России 6-9 классы: рабочая программа. – М.: Дрофа, 2016. – 124 с.
УМК: Андреева И.Л. История России: конец XVII – XVIII в. 8 кл.: учебник/ И.Л. Андреев, Л.М. Ляшенко, И.В. Амосова, И.А. Артасов, И.Н. Фёдоров. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2018. – 219 с.
Цели и задачи изучения истории России в 8 классе:
-формирование ориентиров для гражданской самоидентификации на основе усвоения исторического опыта народов России;
-овладение учащимися основными знаниями по истории цивилизаций древнего мира, средневековья, нового времени, индустриальной цивилизации, истории России от Древней Руси до конца ХХ века, значение наследия этого периода для современного общества;
-воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения и гордости за героическое прошлое;
-развитие способности учащихся анализировать информацию в источниках по истории России 20 в.; нач. 21 в.
-формирование у школьников умения применять знания по истории для осмысления сущности современных общественных явлений.
Общая характеристика учебного предмета.
Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым предмета «История». Он должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход способствует осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.
Место курса в базисном учебном (образовательном) плане.
Курс отечественной истории построен по линейной системе с 6-10 класс. За счет более подробного изучения исторических периодов обучающиеся смогут как освоить базовые исторические категории, персоналии, события и закономерности, так и получить навыки историографического анализа, глубокого проблемного осмысления материалов (преимущественно в ходе изучения периодов истории Нового и Новейшего времени), сравнительного анализа.
Формируемые УУД в результате освоения предмета история России.
Личностные:
- осознание своей идентичности как гражданина страны;
- формирование умения находить адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов деятельности, комбинировать их в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Метапредметные.
Коммуникативные действия:
- выступать перед аудиторией;
- уметь донести свое мнение до других.
Познавательные действия:
- владеть различными видами пересказа;
- составлять таблицы, схемы, графики;
- составлять сложный и тезисный план;
- доказывать и опровергать;
- определять причинно-следственные связи между компонентами.
Регулятивные действия:
- планировать свою деятельность;
- вносить изменения в содержание задач.
Содержание учебного предмета
Введение
Политическая карта мира к началу XVIII в. Новые формы организации труда в передовых странах.Формирование мировой торговли и предпосылок мирового разделения труда. Новый характервзаимоотношений между Востоком и Западом. Политика колониализма.
Рождение Российской империи
Роль и место России в мире Предпосылки масштабных реформ. А. Л. Ордин-Нащокин. В. В. Голицын. Начало царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство. Особенности абсолютизма в Европе и России. Преобразования Петра I. Реформы местного управления: городская и областная (губернская) реформы. Реформы государственного управления: учреждение Сената, коллегий, органов надзора и суда. Реорганизация армии: создание флота, рекрутские наборы, гвардия. Указ о единонаследии. Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение Синода. Старообрядчество при Петре I. Положение протестантов, мусульман, буддистов, язычников. Оппозиция реформам Петра I. Дело царевича Алексея. Развитие промышленности. Мануфактуры и крепостной труд. Денежная и налоговая реформы. Подушная подать. Ревизии. Особенности российского крепостничества в XVIII в. и территория его распространения. Российское общество в Петровскую эпоху. Изменение социального статуса сословий и групп: дворянство, духовенство, купечество, горожане,
крестьянство, казачество.
Зарождение чиновничье-бюрократической системы. Табель о рангах. Правовой статус народов и территорий империи: Украина, Прибалтика, Поволжье, Приуралье, Северный Кавказ, Сибирь, Дальний Восток. Социальные и национальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Религиозные выступления. Россия в системе европейских и мировых международных связей. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная война: причины, основные события, итоги. Ништадтский мир. Прутский и Каспийский походы. Провозглашение России империей. Формирование системы национальных интересов Российской империи на международной арене, рост её авторитета и влияния на мировой арене. Культурное пространство империи в первой четверти XVIII в. Культура и нравы. Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Нововведения, европеизация, традиционализм. Просвещение и научные знания. Введение гражданского шрифта и книгопечатание. Новое летоисчисление. Первая печатная газета «Ведомости». Ассамблеи, фейерверки. Санкт-Петербург — новая столица. Кунсткамера. Создание сети школ и специальных учебных заведений. Основание Академии наук и университета. Развитие техники. Строительство городов, крепостей, каналов. Литература, архитектура и изобразительное искусство. Петровское барокко. Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской истории и культуре. Человек в эпоху модернизации. Изменения в повседневной жизни сословий и народов России.
После Петра Великого: эпоха дворцовых переворотов.
Изменение места и роли России в Европе. Отношения с Османской империей в политике европейских стран и России.
Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Усиление роли гвардии.
Екатерина I.
Пётр II. «Верховники». Анна Иоанновна. Кондиции — попытка ограничения абсолютной власти.
Иоанн Антонович.
Елизавета Петровна. Пётр III. Внутренняя политика в 1725—1762 гг. Изменение системы
центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. Конференция при
высочайшем дворе. Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства.
Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Изменения в
системе городского управления.
Начало промышленного переворота в Европе и экономическое развитие России. Экономическая и
финансовая политика. Ликвидация внутренних таможен. Развитие мануфактур и торговли.
Учреждение Дворянского и Купеческого банков. Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг. Внешняя политика в 1725—1762 гг. Основные направления внешней политики. Россия и Речь Посполитая. Русско-турецкая война
1735—1739 гг. Русско-шведская война 1741—1742 гг. Начало присоединения к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1756—1763 гг. П. А. Румянцев. П. С. Салтыков. Итоги внешней политики.
Российская империя в период правления Екатерины II
Россия в системе европейских и международны связей. Основные внешние вызовы. Научная революция второй половины XVIII в. Европейское Просвещение и его роль в формировании политики ведущих держав и России. Внутренняя политика Екатерины II. Просвещённый абсолютизм. Секуляризация церковных земель. Проекты реформирования России. Уложенная комиссия. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Экономическая и финансовая политика правительства.Рост городов.
Развитие мануфактурного производства. Барщинное и оброчное крепостное хозяйство. Крупные предпринимательские династии. Хозяйственное освоение Новороссии, Северного Кавказа, Поволжья, Урала. Социальная структура российского общества. Сословное самоуправление. Социальные и национальные движения. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва. Народы Прибалтики, Польши, Украины, Белоруссии, Поволжья, Новороссии, Северного Кавказа, Сибири, Дальнего Востока, Северной Америки в составе Российской империи. Немецкие переселенцы. Национальная политика. Русская православная церковь, католики и протестанты. Положение мусульман, иудеев, буддистов. Основные направления внешней политики. Восточный вопрос и политика России. Русскотурецкие войны. Присоединение Крыма. «Греческий проект». Участие России в разделах Речи Посполитой. Воссоединение Правобережной Украины с Левобережной Украиной. Вхождение в состав России Белоруссии и Литвы. Формирование основ глобальной внешней политики России. Отношения с азиатскими странами и народами. Война за независимость в Северной Америке и Россия. Французская революция конца XVIII в. и политика противостояния России революционным движениям в Европе. Расширение территории России и укрепление её международного положения. Россия — великая европейская держава.
Россия при Павле I.
Изменение порядка престолонаследия. Ограничение дворянских привилегий. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Внешняя политика Павла I. Участие России в антифранцузских коалициях. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Военные экспедиции Ф. Ф. Ушакова. Заговор 11 марта 1801 г. и убийство императора Павла I.
Культура России второй половины XVIII века
Культурное пространство империи. Повседневная жизнь сословий в XVIII в. Образование и наука в XVIII в. Влияние идей Просвещения на развитие образования и науки в России. Зарождение общеобразовательной школы. Основание Московского университета и
Российской академии художеств. Смольный институт благородных девиц. Кадетский (шляхетский) корпус.
Деятельность Академии наук. И. И. Шувалов. М. В. Ломоносов. Развитие естественных и гуманитарных наук. Становление русского литературного языка. Географические экспедиции. Достижения в технике. Литература. Живопись. Театр. Музыка. Архитектура и скульптура. Начало ансамблевой застройки городов. Перемены в повседневной жизни населения Российской империи. Сословный характер культуры и быта. Европеизация дворянского быта. Общественные настроения.Жизнь в дворянских усадьбах. Крепостные театры. Одежда и мода. Жилищные условия разных слоёв населения, особенности питания.
Приложение 2
Тематический план курса
№ п/п | Основные разделы, темы | Кол-во | количество | Характеристика основных видов учебной деятельности | |||
диктантов | Тестов, к/р | Конт.карты | Прак-ких работ | ||||
1 | Введение | 1 | Актуализировать знания по курсу истории России XVI—XVII вв. о приемах учебной деятельности (работа с текстом учебника, картой, историческим источниками литературой, иллюстрацией, составление сообщения о событии, историческом деятеле и др.) Планировать деятельность по изучению истории России XVIII в. Характеризовать источники по российской истории XVIII в. | ||||
2 | Рождение Российской империи | 10 | 1 | 1 | 3 | Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности развития в XVII- начале XVIII в. России и государств Западной Европы. Высказывать суждения о значении наследия XVII- начале XVIII в Выполнять контрольные тестовые задания по истории России XVII- начале XVIII в. | |
3 | Россия в 1725—1762 годах. | 7 | 1 | 3 | 1 | Называть события, определяемые историками как дворцовые перевороты, их даты и участников. Систематизировать материал о дворцовых переворотах в форме таблицы. Раскрывать цели, задачи и итоги внешней политики России во второй четверти XVIII в. Показывать на карте территории, вошедшие в состав Российской империи во второй четверти XVIII в., места сражений в Русско-турецких войнах. Определять значение слов, понятий. Характеризовать общие черты и особенности развития в 1725-1762 гг. России и государств Западной Европы. Высказывать суждения о значении наследия 1725-1762 гг. для современного общества | |
4 | Российская империя в период правления Екатерины II и Павла I. | 10 | 2 | 2 | 3 | 1 | Анализировать, с чем было связано изменение международных взаимоотношений в середине XVIII века. Объяснять, как развивались взаимоотношения России и Франции после Семилетней войны. Характеризовать торговые и культурные русско-английские связи в изучаемый период. Характеризовать внутреннюю политику Екатерины II, сравнивать её с внутренней политикой Петра I. Характеризовать общие черты и особенности развития России и государств Западной Европы в период правления Екатерины II. Высказывать суждения о значении наследия Екатерины II для современного общества. Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия. Составлять исторический портрет Павла I на основе информации учебника и дополнительных источников. Характеризовать основные мероприятия внешней политики Павла I. Объяснять расхождения в мероприятиях внешней политики в отличии от Екатерины II. Систематизировать исторический материал по изученному периоду |
5 | Культура России второй половины XVIII века | 5 | 1 | 1 | Описание отдельных памятников культуры XVIII в. на основе иллюстраций учебника, художественных альбомов, материалов, найденных в Интернете, а также непосредственного наблюдения. Систематизировать материал о достижениях культуры (в форме таблиц и т. п.). Владеть фактическим материалом; оперировать изученными терминами и понятиями. | ||
6 | Итоговое повторение | 4 | 1 | 1 | Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Выполнять контрольные тестовые задания по изученному периоду истории | ||
Резерв | 3 | ||||||
Итого | 40 | 5 | 8 | 6 | 3 |
Описание
программно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Программа к завершённой предметной линии и системе учебников | Авторская программа И.Л. Андреева, О.В. Волобуева, Л.М. Ляшенко История России 6-9 классы: рабочая программа. – М.: Дрофа, 2016. – 124 с |
Учебник, учебное пособие | Андреева И.Л. История России: конец XVII – XVIII в. 8 кл.: учебник/ И.Л. Андреев, Л.М. Ляшенко, И.В. Амосова, И.А. Артасов, И.Н. Фёдоров. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2018. – 219 с. |
Рабочая тетрадь для обучающихся | |
Электронное приложение к УМК | www/hrono.ru сайт хронос www. uniros. ru www. urokiistorii.ru www. rulers. narod.. ru |
Дидактический материал | |
Материалы для контроля (тесты и т.п.) | |
Методическое пособие с поурочными разработками | Методическая поддержка на WWW . drofa . ru |
Список используемой литературы | Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1953 Гумилёв Л.Н. Древняя Русь и великая степь. М.,1992 Ключевский О.В. Сочинения. В 9 т. ю М., 1987- 1990 Павленко Н.И. Петр Великий. М., 1998 Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. Любое издание |
Цифровые и электронные образовательные ресурсы |
9. www. urokiistorii. ru – сайт «Уроки истории» .
|
Предметные результаты
Ученик научится:
-понимать смысл исторических терминов, понятий; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого;
-характеризовать исторические процессы и явления, определять их последствия и значение;
-овладевать целостным представлением об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
-сравнивать основные исторические процессы и явления, происходившие в изучаемый период, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
-соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
-систематизировать информацию из различных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
-расширять опыт оценочной деятельности; осмысливать историческую обусловленность и мотивацию людей предшествующих эпох.
Ученик получит возможность научиться:
- решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
-владеть умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
на заседании кафедры Зам. директора по УВР
Протокол № ___________________
от «___» июня 20___ г. « ___ » августа 20___ г.
Зав.каф. _____________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...
Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК по Всеобщей истории Н.В.Загладина; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной
Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК по Всеобщей истории Н.В.Загладина; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...