Методическая разработка "Сборник заданий по истории для формирования читательской грамотности ". 2021г.
методическая разработка по истории (5, 6, 7 класс)

Сборник заданий по ЧГ. 2021г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по формированию читательской грамотности на уроках истории

Предмет: история России.

Тема «Смута в Российском государстве». 7 класс

Блок заданий на формирование читательской грамотности состоит из трех фрагментов исторических источников, каждый из которых был создан независимо от другого и является связным и законченным. Блок заданий  представляет собой составной текст и по  форме является смешанным.  Данные фрагменты выражают взаимодополняющие точки зрения на оценку правления Лжедмитрия I- один из текстов дополняет информацию, представленную во втором тексте.

При работе  над этим заданием у обучающихся вырабатываются умения самостоятельной работы: читать документы, анализировать и извлекать информацию, рассуждать, оценивать значение документов.

Предметные задачи, которые можно решить, работая с подобранными текстами:

1.формировать умения работать с историческим документом;

2.анализировать документ в контексте исторической ситуации;

3.выстраивать собственные суждения, опираясь на материал одного или нескольких документов;

4.высказывать своё мнение о политических деятелях  изучаемого периода.

Задачи читательской грамотности, которые можно решить, работая с подобранными текстами:

1. находить и извлекать информацию;

2.интегрировать и интерпретировать информацию;

3.осмысливать и оценивать содержание и форму текста

Работа с заданием  на умение находить информацию в тексте построена на использовании заданий, при выполнении которых учащемуся требуется  определить его основные элементы и заняться поисками необходимой единицы информации.

Для работы с заданием  на умение интерпретировать текст, обучающимся необходимо обнаружить в тексте  доводы в подтверждение выдвинутых тезисов.

При работе с заданием  на умение осмысливать и оценивать содержание и форму текста  обучающему необходимо выразить  собственную точку зрения по вопросу.

Задание 1.Прочитайте отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы.

Карамзин Н.М. История Государства Российского. К.3., 1989 г.

… 20 июня в прекрасный летний день самозванец вступил в Москву торжественно и пышно.

Впереди поляки, литаврщики, трубачи, дружина всадников с копьями, пищальники, колесницы, заложенные шестернями, и верховые лошади царские, богато украшенные, далее барабанщики и полки россиян, духовенство с крестами и Лжедмитрий на белом коне… вокруг его 60 бояр и князей, за ними дружина литовская, немцы, казаки  и стрельцы. Звонили во все колокола московские. Улицы были наполнены бесчисленным множеством людей; кровли домов и церквей, башни и стены также были усыпаны зрителями. Видя Лжедмитрия, народ падал ниц с восклицанием: «Здравствуй, отец наш, государь и великий князь Дмитрий  Иоаннович, спасенный Богом для нашего благоденствия! Сияй и красуйся, о солнце России!»

   Лжедмитрий всех громко приветствовал и называл своими добрыми подданными, веля им встать и молиться за него Богу.

Вопрос. О каком событии идет речь в документе Н.М.Карамзина?  Как описанные события характеризуют внутриполитическую обстановку в России в начале 17 века?  (извлечение информации в явном и неявном виде) определять основную идею представленного фрагмента

Ответ: Смутное время.  Смутное время стало для России периодом социальных конфликтов, политических и экономических кризисов и войн. В начале XVII века решался вопрос о существовании самой российской государственности

Вопрос. Используя  репродукцию К.Ф. Лебедева «Вступление войск Лжедмитрия I в Москву» ответьте на вопрос. С каким настроением русский народ встречал самозванца в Москве? (интерпретация и интеграция данных) выявлять информацию, предъявленную в иллюстрациях

Ответ. Видя Лжедмитрия, народ падал ниц с восклицанием: «Здравствуй, отец наш, государь и великий князь Дмитрий  Иоаннович, спасенный Богом для нашего благоденствия! Сияй и красуйся, о солнце России!» На южной окраине страны уже разворачивалось широкое народное движение против Бориса Годунова. Один за другим южные города переходили на сторону «царевича Дмитрия».

Задание 2. Прочитайте отрывок из исторического источника и выполните задание.

Хронограф 1617 г. // Памятники литературы Древней Руси, конец 16- начало  17 вв. М., 1987 г.

     Угодив всей России милостями к невинным жертвам Борисова тиранства, Лжедмитрий старался угодить ей и благодеяниями общими.

Многие говорили о нем, что уподобился он во всем – и нравом, и делами – скверному законопреступнику, нечестивому мучителю царю Юлиану, с бесами колдовавшему и прославлявшему все проклятые веры, а православных христиан страшным мукам подвергавшему и хвалившемуся, что во всех землях греческих угасит христианское благочестие  и святыни Христовы изничтожит.»

В.О.Ключевский  «Лжедмитрий I»

«… Он тотчас показал себя деятельным управителем, чуждался жестокости, сам вникал во все, каждый день бывал в Боярской Думе, сам обучал ратных людей.

Своим образцом действий он приобрел широкую и сильную привязанность в народе, хотя в Москве кое-кто подозревал и открыто обличал его в самозванстве.

     Как бы то ни было, но он не усидел на московском престоле, потому что не оправдал боярских ожиданий. Он не хотел быть оружием в руках бояр, действовал слишком самостоятельно, развивал свои особые политические планы, во внешней политике даже очень смелые и широкие, хлопотал поднять против турок и татар все католические державы с православной Россией во главе. Но временами он ставил на вид своим советникам в Думе, что они ничего не видели, ничему не учились, что им надо ездить за границу для образования, но это он делал вежливо, безобидно…»

 «… Однако главная причина его падения была другая. Ее высказал коновод боярского заговора, составившегося против самозванца князем В.Шуйским.

  На собрании заговорщиков накануне восстания он открыто заявил, что признал Лжедмитрия только для того, чтобы избавиться от Годунова.

 Большим боярам нужно было создать самозванца, чтобы… открыть дорогу к престолу оному из своей среды (недаром Борис, как только услыхал о появлении самозванца, прямо сказал боярам, что это их рук дело). Они так и сделали, только при этом разделили работу между собою; романовский кружок сделал первое дело  (то есть «вырастил» самозванца), а титулованный кружок с князем В.Шуйским во главе исполнил второй акт»

Вопрос.1 В чем В.О.Ключевский видит причины падения самозванца? (интерпретация и интеграцию данных) анализировать и интерпретировать представленные в тексте сведения;   находить в тексте информацию, помогающую верно понять формулировку задания

Ответ. « Как бы то ни было, но он не усидел на московском престоле, потому что не оправдал боярских ожиданий»

Задание. 2

На основании  фрагментов документов составьте таблицу « Причины падения Лжедмитрия I»

(представление информации из данного сплошного текста в форме таблицы) формулировать на основе текстовой информации выводы и оценочные суждения

Недовольство политикой Лжедмитрия I

Русской православной церкви

Русских бояр

Ответ: Причины падения Лжедмитрия:

Потеря поддержки со стороны почти всех слоёв населения

Невыполнение обещаний как полякам, так и различным слоям населения в России

Пренебрежительное отношение к русским обычаям и этикету, вёл себя «неподобающе русскому царю»

Неприятие народом того, что у власти находится католик (Лжедмитрий в Польше принял католичество)

Данный тип задания помогает проверить не только усвоение материала учащимися, но и развивает навыки читательской грамотности (представление информации из данного сплошного текста в форме таблицы) Обучающиеся развивают навык работы с документами, осмысливают события на основе исторического анализа, аргументируют свой ответ, записывают информацию в виде таблицы.

Задание. 3

Как вы думаете, был ли Лжедмитрий I сильным государственным деятелем? (оценка формы и содержания) умение использовать информацию для обоснования собственной позиции.

Ответ. Нет. Так как не смог укрепить свою власть, вызвал ненависть практически всех слоёв населения. Довёл страну до хозяйственной разрухи, ухудшения положения большей части населения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка «Технология литературного салона на уроках немецкого языка как способ формирования читательской грамотности»»

В данной методической разработке представлен опыт работы с технологией литературного салона в виде теоретического обоснования и технологических карт занятий, рассматривается технология на уроках иност...

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Методическая разработка "Использование исторических источников для формирования читательской грамотности" 2021г.

На уроках истории мы работаем с текстами разного вида: сочинения историков или исторические источники, таблицы, исторические карты (схемы), иллюстрации. При работе с документами у учеников выраба...

Мастер - класс "Функциональная (читательская грамотность) Тема : Документы музея как один из источников формирования читательской грамотности учащихся"

Презеньтация и  мастер- класс посвящается формированию читательской грамиотности учащихся, материалом для его проведния стали письма бывшей участницы войны, хранящиеся в музее.Презентация к масте...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК ФУНДАМЕНТА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Читательская грамотность является одним из важнейших метапредметных результатов в требованиях федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и составляющая оценки функционал...

Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

       Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».          Цель мастер – класса: ...