урок по теме:Быт и нравы Древней Руси 6класс
методическая разработка по истории (6 класс)
Методическая разработка урока истории в 6 классе относится к разделу «Древняя и средневековая Русь». Урок «Быт и нравы Древней Руси» завершает тему «Культура Древней Руси». Основная образовательная технология, применяемая на уроке – поисково-исследовательская технология.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок по теме:Быт и нравы Древней Руси 6класс | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Быт и нравы древней Руси. 6класс
Цели урока: создать условия для овладения знаниями и умениями по теме «Быт и нравы Древней Руси»;
обучающие задачи – формирование представлений об историческом и культурном наследии Древней Руси;
развивающие задачи – развитие хронологических представлений, умения работать с историческими источниками (поиск информации в разных источниках: текст учебника, сообщение одноклассников, рассказ учителя, иллюстрации, информация из Интернет); умений производить описание (реконструкцию), характеризовать условия и образ жизни людей Древней Руси; умение анализировать и объяснять различные исторические факты, проводить сравнение, определять в них общее и различия (образ жизни различных категорий населения); излагать причины и следствия исторических событий;
воспитательные – воспитание уважения к культуре своего народа, осознания своей идентичности как гражданина страны, члена этнической группы; воспитание взаимоуважения к одноклассникам, пониманию возможности существования различных точек зрения.
для учащихся – знать и понимать, что такое «быт», «повседневная жизнь», понимать особенности и отличия быта населения Древнерусского государства и древних славя; уметь составлять и заполнять сравнительную таблицу; уметь работать в парах, в больших группах; научиться публично выступать.
Планируемые результаты (УУД)
Предметные результаты - научатся определять термины «быт», «повседневная жизнь», понимать существенные различия в жизни разных слоев населения древних славян; получат возможность научиться давать краткую характеристику повседневной жизни древних славян;
Личностные – осознание своей идентичности как гражданина страны, воспитание уважения к культуре своего народа;
Регулятивные – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
Познавательные – самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблемы; умение выделять главное, существенное; ориентация в возможностях информационного поиска; умение осознанно строить речевое высказывание;
Коммуникативные – готовность к сотрудничеству с одноклассниками, коллективной работе.
Тип и вид урока - урок усвоение новых знаний
Формы работы:
- фронтальная
- групповая
- работа в парах.
Оборудование: видеопроектор, презентация «Быт и нравы древних славян», учебник История России с древнейших времён до конца XVI века. А.А.Данилов, Л.Г. Косулина, карточки с заданиями, кроссворд.
Используемые современные технологии: информационно-коммуникационные технологии, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии.
Структура урока:
I.Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
II Повторение изученного материала
Ход урока:
Добрый всем день! Ребята сегодня у нас необычный урок. К нам приехали гости , а гостям мы очень рады.
Давайте их поприветствуем улыбками и начнём работу.
Цель: Сегодня мы будем говорить о быте и нравах наших предков в те далёкие времена, которые мы датируем 8-13 веком когда наше государство называлось как? Древняя Русь
Вы познакомитесь с повседневной жизнью земледельцев и горожан.
С организацией военного дела.
Познакомитесь с различными типами жилищ и с особенностями древнерусской женской одежды.
- развивать устную речь, мышление,
-расширять кругозор;
Но перед тем как перейти к теме нашего сегодняшнего урока, давайте вспомним, что вы уже знаете о Древней Руси и её жителях?
Историческая игра ( выбираем тему и вопрос стоимостью в 100 гривен. 200, и ли 300) две команды. А начнёт команда , которая отгадает загадку:
Сижу верхом .
не знаю на ком,
Знакомца встречу,
Соскочу- привечу (шапка)
Игра 15 мин
Повторили понятия, которые нам могут встретятся в течение урока. Особенно понятие Быт и нравы
Новые понятия: Образ жизни. Хоромы. Слобода
Помогать мне будут ваши одноклассницы. Они к уроку приготовили интересный материал, который поможет нам лучше понять Быт и нравы Древней Руси
Ваша задача: внимательно слушать , полученные знания вам пригодятся для написания мини сочинения:
« О жизни в древней Руси» ( это з-е в тетради параграф 8_ тетрадь на стр. 24 № 4)
III. Работа над новой темой урока.
Учитель начинает беседу
Ребята, где вы узнаёте информацию по интересующемуся вас вопросу?
Главным источником знаний во все времена была книга. Из неё мы черпаем знания о прошлом, ищем совета в повседневной жизни. И сегодня она нам поможет разобраться и понять, как протекала повседневная жизнь земледельцев и горожан в те далёкие, далёкие времена.
На партах у вас лежат таблицы , используя первый пункт параграфа 8, проведите линии сравнения по следующим позициям : (Занятия, семья, брак. Развлечения, воспитание) Чтобы занятие выполнить быстрее мы разделимся на 2 команды знать и основное население.( 2 листика, один заполняет остальные помогают ищут соответствующий материал)
Линии сравнения | Основное население | Знать |
Занятия | Земледелие, скотоводство, бортничество, охота, оборона от лихих людей (разбойников), на юге от кочевников. | Правили суд, управляли подвластными землями, принимали послов. |
Семья | Большая | Большая |
Брак | девочки— с 12 лет были на выданье, мужчины — с 17 лет должны были обзавестись семьёй. | девочки— с 12 лет, мужчины — с 17 лет |
Развлечения | Посиделки зимой (за домашней работой рассказывали сказки, исполняли былины, песня). Народные гулянья летом (пели, водили хороводы, играли в жмурки, горелки, прятки) | Пиры в сопровождении скоморохов и гусляров, охота, чтение. |
Воспитание | Мальчиков с 7 лет приучали к труду и военному делу, девочек к ведению домашнего хозяйства | Мальчиков с 5 лет обучали грамоте и военному делу, девочек с 7 лет учили вести домашнее хозяйство |
Что вы можете сказать, сравнив две группы населения? (ответы детей)
Вывод: Мы видим, что жизнь основного населения отличалась от жизни знати, первые трудились с утра до ночи выполняли различные повинности. А знать правила , принимало послов устраивала пиры и ходила в военные походы.
Действительно военному делу придавалось большое значение , т. к. врагов у молодого государства было очень много. И долг каждого мужчины защищать его. И потому мы должны обязательно разобраться в военном вопросе,
(слайды)
Дополнение для учителя: ядром армии была Старшая и младшая дружина.
У Киевского князя насчитывалось от 500-800 дружинников. Были и личные телохранители – отроки. Командовали полками – воеводы Воинов называли –вои .Они были вооружены: луками, стрелами, копьями, тяжёлыми боевыми топорами, щитами) Сражение начинались с поединка богатырей.
Где бы не воевали наши доблестные богатыри, их всегда ждали дома. Вот только условия проживания были не одинаковы.
И мы обратимся к эксперту по жилищному вопросу Щукиной Ангелине
(презентация № 2 жилище)
Вопросы Новые понятия: слобода, хоромы.
Слобода-это район на окраине города, заселённый ремесленниками одной специальности.
Хоромы –жилище князей и бояр состоящее из нескольких строений в центре которых находился терем.
В нашем школьном музее есть уголок крестьянской избы. Вы не раз посещали наш музей , Скажите какой угол из четырёх там представлен ?
( красный угол)
Какой вывод можно сделать?( ответы)
Вывод: По внутреннему убранству дома можно сказать, что бояре и крестьяне относятся к разным слоям общества и живут в разных условиях. Бояре живут в роскошных теремах, а крестьяне имеют малый достаток и живут в маленьких избах и даже полуземлянках.
Какую одежду вы любите носить? Какую расцветку предпочитаете?
Народная мудрость гласит: « Встречают по одёжки ,а провожают по уму». А мы с вами спешим на встречу к специалисту , а точнее к модельеру по Древнерусской женской одежде
(Ученица читает наизусть и показывает соответствующие экспозиции)
Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно будет знать!
Костюм о людях призовет
подумать,
О быте, нравах может рассказать.
В себе не станем мы растить
невежду,
По выставке пройдемся не спеша,
Рассмотрим древнерусскую одежду:
Не правда ли, проста и хороша?
Наряды древних скифов послужили,
Пожалуй, прототипом для нее.
Итак, что прежде женщины
носили?
У всех деталей имя есть свое:
Кафтан надет поверх рубахи
длинной,
Орнаментом украшенный внизу.
На голове — убрус под шапкой
чинной
Или повойник — оттенить красу.
Ну, горожанки шли в сапожках
новых,
Крестьянки чаще бегали в лаптях.
Носились и запоны, и поневы —
Детали поясню вам в двух словах. Поверх рубахи — красочной,
нарядной,
Как видим, русский сарафан надет.
Он облегает грудь фигуры ладной —
Красавице не нужен был корсет!
Наряд на узких лямках не стареет!
Вот, яркою украшена каймой,
На даме — распашная душегрея,
А вот и летник, ценный, расписной.
Расшиты шелком, жемчугом и
златом
Бобровый ворот, плечи, рукава.
Уж как хозяйка летника богата,
Он заявлял и сам — к чему слова?
Убрус и здесь был, кстати
для ношенья,
К лицу кокошник, ленты и венец,
Носились золотые украшенья —
В виде серег, браслетов и колец.
Был красочным и живописным очень
женский выходной наряд!
Словарь на доске (после урока можно подойти и лучше рассмотреть и прочитать что обозначают названия некоторых видов из одежды)
С мужской одеждой вы познакомитесь дома при выполнении д/з в тетради.
Вы наверно обратили внимание на наряд Наташи. Вы можете назвать детали её одежды?(сарафан, лапти, лента придерживающая волосы)
И так Мы получили достаточно много информации по сегодняшней теме. И можем сделать вывод: « Формирование государства и принятие христианства благотворно сказалось на быте и нравах восточных славян. Характерной чертой этого периода стало возникновение существенной разницы между образом жизни знати и основной массы населения. Быт и нравы жителей древней Руси определялись их занятиями и социальным положением.
Ну, а мне осталось поблагодарить девочек, которые нам предоставили хорошую информацию. И наше ответное слово мы выразим выполнив без ошибок кроссворд. Вы внимательно слушали это, вам будет не трудно. Кроссворды сдайте. О работе на уроке хочу сказать
( Учитель читает финальное стихотворение)
Времена теперь другие,
Как и мысли, и дела.
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.
Умный, сильный наш народ
Свою землю бережёт.
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава нашей стороне!
Рефлексия. «Поляна»
Наш урок подошёл к концу всем спасибо!
На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока. Перед каждым ребенком – бабочка. Ребята прикрепите свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности вам понравился больше всего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории в 6 классе на тему "Быт и нравы Древней Руси"
На уроке учащиеся работают с информацией об обычаях и нравах жителей Древней Руси. Таким образом расширяется кругозор детей, формируется ИКТ - компетентность и воcпитывается патриотизм....
Презентация по истории России для 6 класса. Тема: "Быт и нравы Древней Руси".
Презентация предназначена для изучения быта и нравов в Древней Руси по программе 6 класса....
Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политическая раздробленность на Руси» 6 класс
Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политичес...
Конспект урока истории на тему: "Быт и нравы Древней Руси" 6 класс
Урок истории 6 классТема: Быт и нравы Древней РусиЦель: Изучение образа жизни древнерусского обществаПланируемые результаты: предметные: научиться понимать, что целостное представление...
урок с презентацией Быт и нравы Древней руси
материал расширяет представление о орудиях труда, одежде, обычаях народов, проживавших в Древней Руси...
Методическая разработка урока истории в 6 классе «Быт и нравы Древней Руси»
Методическая разработка урока истории в 6 классе относится к блоку «История России», к разделу I «Древняя и средневековая Русь». Урок «Быт и нравы Древней Руси» завершает тему «Культура Древней Руси» ...
03_02_история_6класс_быт и нравы древней руси
03_02_история_6класс_быт и нравы древней руси...