Методическая разработка "Способы формирования хронологических знаний и умений через карточки-сорбонки"
методическая разработка по истории

Александр Петрович Таунов

Известно, что без знания дат нельзя хорошо знать историю. Одной из проблем на уроках истории является проблема с усвоением дат важных исторических событий. Зачастую ученики после заучивания определенных дат к конкретной теме урока по прошествии некоторого времени забывают и с трудом могут вспомнить ту или иную дату и событие, связанное с ней. Ученики, как правило, запоминают хронологический материал путем механического заучивания. Такой вид деятельности считается скучным и неинтересным занятием. В этом случае у детей отсутствует интерес к освоению новых знаний. Для того чтобы превратить «зубрежку» в интересное, увлекательное и продуктивное занятие по запоминанию дат и событий можно успешно использовать сорбонки – карточки небольшого размера, предназначенные для активной тренировки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_1.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Способы формирования хронологических знаний и умений через карточки-сорбонки.

Учитель истории и обществознания

МБОУ «Эсто-Алтайская СОШ

Имени Д.Н.Кугультинова»

Таунов А.П.

 

Известно, что без знания дат нельзя хорошо знать историю. Одной из проблем на уроках истории является проблема с усвоением дат важных исторических событий. Зачастую ученики после заучивания определенных дат к конкретной теме урока по прошествии некоторого времени забывают и с трудом могут вспомнить ту или иную дату и событие, связанное с ней. Ученики, как правило, запоминают хронологический материал путем механического заучивания. Такой вид деятельности считается скучным и неинтересным занятием. В этом случае у детей отсутствует интерес к освоению новых знаний. Для того чтобы превратить «зубрежку» в интересное, увлекательное и продуктивное занятие по запоминанию дат и событий можно успешно использовать сорбонки – карточки небольшого размера, предназначенные для активной тренировки.

 

Это учебный прием известен давно. Сейчас, на мой взгляд, он незаслуженно забыт или используется в редких случаях. На уроках истории, особенно на второй ступени обучения, я активно практикую работу с карточками-сорбонками для формирования хронологических знаний и умений. Используя данный прием можно реализовать следующие учебные цели: во-первых, концентрируя внимание только на тех элементах, которые еще не усвоены, ученики прочно и надолго усваивают и запоминают хронологический материал; во-вторых, через различные способы и приемы экономится время урока, на проверку ранее изученного; в-третьих, происходит охват работой всех учеников класса; в-четвертых, работая индивидуально, в парах и группах ребята учатся самооценке и оценке своих товарищей; в-пятых, используя индивидуальный подход можно корректно указать конкретному ученику на пробелы в его знания.

 

Карточки изготовить нетрудно и недолго. Для этого применяется плотная бумага (альбомный лист, картон, ватман) из которой нарезаются карточки размером 10 на 15 сантиметров. Важно чтобы они были не слишком маленькими, так как ничего не будет видно с задних парт, и не слишком большие, чтобы помещались в обыкновенный конверт. На лицевой стороне цветным фломастером пишется дата, а на обратной – соответствующее дате событие.

 

Желательно определить единый для всех учеников цвет надписи. Карточки изготавливаются учениками самостоятельно дома или же, если в этом есть необходимость, на уроке. На каждом уроке у учеников должно быть не менее 10 карточек с датами и событиями предыдущих тем уроков и, карточки с датами изучаемой темы.

После того как карточки будут изготовлены, можно приступать к их использованию.

Есть несколько способов использования карточек-сорбонок для формирования хронологических знаний и умений.

 

Способ 1.

У учеников на столах лежат карточки. Учитель на различных этапах урока называет определенную дату, все ученики должны поднять и показать карточку с соответствующим событием. Или напротив называется событие, ученики показывают карточку с датой. Ученики, которые неправильно выполнили задание, исправляют свою ошибку. У учителя также имеется комплект карточек, и он тоже показывает карточку, но уже классу. Те ребята, которые безошибочно справлялись в течение урока с заданиями, в конце урока поощряются хорошей отметкой.

 

Способ 2.

Как правило, этот способ используется в начале, при повторении ранее изученного материала, или в конце урока, при закреплении изученной темы. Данная работа проводится в два этапа. На первом этапе определяется соотношение даты и события, на втором – соотношение события и даты. Соответственно в первом случае карточки раскладываются датами вверх, а события закрыты, во втором – событиями, события закрыты.

К первым партам вызываются 2-3 ученика (в зависимости от того, сколько в классе рядов парт). Ученики поворачиваются лицом к классу и раскладывают свои карточки на первых партах. Назовем их - проверяемые. 2-3 других ученика назначаются контролерами. Их функции – внимательно следить за проверяемыми и отмечать на отдельных листочках количество правильных и неправильных ответов. Остальные ребята должны задавать ученикам первой группы вопросы типа, «В каком году произошло…», «Какое событие произошло в … году». Учитель называет имя ученика, этот ученик задает вопрос. Контролеры отмечают правильность ответа у проверяемых. В конце данной работы подводится итог и оценивается работа ребят первой и второй групп. Контролеры оценивают проверяемых, а учитель оценивает – контроллеров. Нормы оценки можно использовать следующие: не допущено ни одной ошибки – «5», одна-две ошибки – «4», три-четыре ошибки – «3», оценка «2» не ставится. Оценки в журнал выставляются по желанию ученика, в другой раз оценку можно исправить.

 

Способ 3.

Данный способ используется при работе в парах постоянного или сменного состава. На эту работу в начале урока отводится пять-семь минут. Ребята в парах проверяют с помощью карточек знание дат друг у друга и сами себя оценивают.

Аналогичную работу можно проводить у доски. К доске вызываются два ученика, на доске планшет с карточками. Ученики поочередно задают друг другу вопросы и оценивают себя. Такой способ предполагает самостоятельную работу учащихся.

 

Способ 4.

Проводя повторительно-обобщающий урок по изученному разделу учебного материала можно на одном из этапов урока организовать групповую работу с карточками-сорбонками. Класс разбивается на группы, по 4-6 учеников. Ребята, сидя группой за партами, раскладывают свои карточки перед собой. Учитель дает задание выбросить на центр парты карточки с датами, которые связаны с теми или иными историческими деятелями. Например: учитель говорит: «Годы правления царей (князей, королей)», ученики выбрасывают на центр стола карточки, на которых указаны даты деятельности правителей. Таким же способом определяются даты связанные с внешней и внутренней политикой, культурой, войнами, народными движениями. Учащиеся в группах контролируют друг друга, тот, кто выполнил задание неправильно, забирает себе все выброшенные на центр стола карточки и откладывает их рядом с собой в сторону. Если все ребята справились с заданием карточки остаются на центре стола. В конце работы определяется количество карточек у каждого ученика. Те, у кого карточек окажется много, с заданием не справились, учитель им предлагает дома потренироваться. Ребята, у которых карточек не оказалось, с заданием справились и получают положительную оценку.

 

Данные способы способствуют формированию как элементарных, так и более сложных навыков. При формировании элементарных знаний, умений и навыков необходимо соблюдать важное условие – регулярность тренировок. Другое условие заключается в следующем положении. Необходимо облечь вышеизложенные способы в игровые формы. Сделать этот род занятий для детей ненавязчивым, интересным и увлекательным. И как итог, ваш ученик будет хорошо усваивать необходимый для уроков истории хронологический материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар "ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЧНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПЕРЕГРУЗКИ УЧАЩИХСЯ"

«Думаю, что все сколько-нибудь ценное, чему я научился, приобретено мною путем самообразования».  ...

Роль проектной деятельности в деле формирования метапредметных знаний и умений

Главное изменение в современном обществе — это ускорение темпов развития. Школа сегодня также стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Поэтому сегодня важнейшей задачей школы являет...

Педагогический совет на тему: "Домашнее задание как средство формирования прочных знаний и умений и предупреждение перегрузки учащихся" (с презентацией)

Педагогический совет на тему:  "Домашнее задание как средство формирования прочных знаний и умений и предупреждение перегрузки учащихся" (с презентацией, рефлексией, выпиской из Протокола)...

Овладение комплексом знаний и умений через компетентностный подход в структуре уроков технологии

В меняющемся мире в свете требований ФГОС система образования должна формировать такие новые качества школьника как инициативность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий професси...

Статья на тему "Способы формирования хронологических знаний и умений через карточки-сорбонки"

Известно, что без знания дат нельзя хорошо знать историю. Одной из проблем на уроках истории является проблема с усвоением дат важных исторических событий. Зачастую ученики после заучивания определенн...

Статья "Способы формирования хронологических знаний и умений через карточки-сорбонки"

Для того чтобы превратить «зубрежку» в интересное, увлекательное и продуктивное занятие по запоминанию дат и событий можно успешно использовать сорбонки – карточки небольшого размера...

Методические рекомендации по формированию графических знаний и умений у учащихся на уроках технологии в общеобразовательной школе

Растущий объем инженерной документации и сложность современного производства приводят к тому, что современное поколение должно обладать более глубокими знаниями в области графики, все больше возрастае...