Овладение комплексом знаний и умений через компетентностный подход в структуре уроков технологии
статья по технологии

В меняющемся мире в свете требований ФГОС система образования должна формировать такие новые качества школьника как инициативность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере. В современном образовании решать эти проблемы позволяет компетентностный подход- подход в организации образовательного процесса, для которого приоритетной целью является формирование ключевых компетентностей, т.е. круга вопросов, способностей, умений, применяемых в различных жизненных ситуациях и необходимых для успешной реализации человеком всех основных ролей: гражданина, семьянина, члена общества.

Воспитание такой социально и профессионально активной личности требует от педагогов современной школы применения совершенно новых способов, приемов и форм работы. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников.

Весь учебный процесс должен быть ориентирован на достижение задач выраженных в форме компетенций, освоение, которых является результатом обучения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                              Найденова А.А., учитель технологии ГБОУ Лицей №244

                                                      Кировского района Санкт-Петербурга

Овладение комплексом знаний и умений через компетентностный подход в структуре уроков технологии

В меняющемся мире в свете требований ФГОС система образования должна формировать такие новые качества школьника как инициативность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере. В современном образовании решать эти проблемы позволяет компетентностный подход- подход в организации образовательного процесса, для которого приоритетной целью является формирование ключевых компетентностей, т.е. круга вопросов, способностей, умений, применяемых в различных жизненных ситуациях и необходимых для успешной реализации человеком всех основных ролей: гражданина, семьянина, члена общества.

Воспитание такой социально и профессионально активной личности требует от педагогов современной школы применения совершенно новых способов, приемов и форм работы. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников.

Весь учебный процесс должен быть ориентирован на достижение задач выраженных в форме компетенций, освоение, которых является результатом обучения.

 Формирование ключевых компетенций на уроках технологии.

  Коммуникативная:

- Поведение в обществе – этикет.

- Работа по формированию навыков на теоретических и практических занятиях.

- Защита сообщений по выбранной теме, сервировка стола, поведение за столом

- Руководство во время кулинарных работ и практических занятиях

- Работа в группах

  Социокультурная:

- На теоретических занятиях – умение рассчитывать семейный бюджет, правила и последовательность приготовления пищи. Обучение основам конструирования, моделирования и элементам пошива.

- Применение на практике и в жизни: умение рассчитывать семейный бюджет, распределять обязанности в быту, определять потребности, навыки при приготовлении пищи, применять основы конструирования и элементов пошива (пришить пуговицы, наложить декоративную заплатку, штопка), рукоделие (вязание, вышивка и т.д.), ремонтные работы в быту, уход за домом

-  Контроль и помощь во время практических занятий.

Информационная:

- Самостоятельная подготовка сообщений, проектов с использованием различных источников информации

- Выработка навыков работы со справочной литературой

- Умение пользоваться компьютерными технологиями

Культуроведческая и природоведческая:

- Знакомство с культурой своего народа, края, с культурой других стран и народов, уход за растениями, в том числе экзотическими.

- Использование краевого компонента в преподавании

- Поисковая деятельность, выполнение эскизов костюмов, приготовление различных национальных блюд и т. п.

Учебно-познавательная:

Межпредметная связь: география, биология – в материаловедении (знакомство с различными видами волокон и их происхождением); черчение (конструирование, создание чертежей), математика (при расчётах).

В структуре «Технология» очень удобен метод проектов, который позволяет обучающимся овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке: от идеи проектирования до ее реализации в изделии.

Одна из основных целей моей педагогической деятельности – развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии. Для этого необходимо:

- развивать интерес, творчество;

- активизировать познавательную деятельность изготавления изделия

- воспитывать коммуникативные качества личности.

Раскрыть творческий потенциал учеников помогают некоторые приёмы, позволяющие реализовать цепочку - от идеи до её воплощения в изделии: описание и зарисовка идеи, выбор конструкции изделия, материала, рассматриваются возможные варианты для его создания. Всё это  позволяет развивать творческие способности, что способствует наиболее эффективно применять компетентностный подход к обучению на уроках технологии.

Важнейшей задачей является создание системы формирования мотивации учения на уроках и во внеурочной деятельности по технологии, формирование положительной мотивации обучения, конструирование мотивационного процесса, как основы усвоения содержания технологического образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

САМОАНАЛИЗ социально-педагогической деятельности «Развитие личности учащегося через компетентностный подход и систему социально значимых мероприятий»

Для каждого ребенка встреча с учителем – это, прежде всего встреча с новым, особо   значимым человеком. Учитель вопло...

Доклад на тему: «Становление личности учащихся через компетентностный подход в процессе преподавания русского языка и литературы»

главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиц...

Контроль знаний и умений в национально-региональном компоненте на уроках технологии

Контроль знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В методической литературе принято считать, что контроль ...

Статья на тему "Способы формирования хронологических знаний и умений через карточки-сорбонки"

Известно, что без знания дат нельзя хорошо знать историю. Одной из проблем на уроках истории является проблема с усвоением дат важных исторических событий. Зачастую ученики после заучивания определенн...

Методическая разработка "Способы формирования хронологических знаний и умений через карточки-сорбонки"

Известно, что без знания дат нельзя хорошо знать историю. Одной из проблем на уроках истории является проблема с усвоением дат важных исторических событий. Зачастую ученики после заучивания определенн...

Статья "Способы формирования хронологических знаний и умений через карточки-сорбонки"

Для того чтобы превратить «зубрежку» в интересное, увлекательное и продуктивное занятие по запоминанию дат и событий можно успешно использовать сорбонки – карточки небольшого размера...