Внеурочная деятельность. "Юный историк"
рабочая программа по истории (5 класс)
Рабочая программа занятий внеурочной деятельности по истории древнего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_yunyy_istorik_5_kl.doc | 151 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ульяновска «Губернаторский лицей № 101 имени Народного учителя Российской Федерации Ю.И. Латышева
при ФГБОУ ВО УлГПУ им. И.Н. Ульянова »
«РАССМОТРЕНО» на заседании творческой лаборатории Протокол № __ от «__» сентября 2021 Руководитель ТЛ:_____ /Савельева Л.А./ | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР _________ /Ермолаева Н.В./ «__» сентября 2021 | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «Губернаторский лицей № 101» __________/Малюгина Е.В./ приказ №___ от «___» сентября 2021 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса внеурочной деятельности
Юный историк
5 класс
основного общего образования
на 2021/2022 учебный год
Составитель: Зиновьева Т.В.,
учитель обществознания
высшей квалификационной категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному курсу обществознание составлена в соответствии с:
- федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г. № 1577
- федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ в новой редакции от 13.07.2015
- основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Губернаторский Лицей № 101 имени Народного учителя Российской Федерации Ю.И. Латышева при ФГБОУ ВО УлГПУ им. И.Н. Ульянова », утверждённой приказом № ___от «____ сентября 2021г.;
- авторской программы внеурочной деятельности В.А. Десятниковой, Л.В. Мотиной «Юный историк» (по следам Древнего мира), Ульяновск: Центр ОСИ, 2015 г
Программа рассчитана на 34 учебных занятия, 1 занятие в неделю
1. Планируемые результаты
Личностные
- формирование когнитивной и коммуникативной компетенций через организацию познавательной деятельности в группах и индивидуально, а также через творческую деятельность;
- осознание своей идентичности как гражданина демократического государства
- понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
- толерантное отношение к истории других стран;
- познавательная, творческая, общественная активность;
- умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
- коммуникабельность;
- личная и взаимная ответственность;
- готовность действия в нестандартных ситуациях;
- творчество.
Предметные:
- способность соотносить историческое время и пространство;
- уметь систематизировать и изучать историческую информацию;
- описывать исторические события и характеризовать процессы;
- определять понятия и характеризовать исторические личности.
Метапредметные:
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в творческих формах;
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе. Использовать приобретенные знания и умения в практической Деятельности и повседневной жизни:
- понимать смысл адаптированного текста
- уметь задавать вопросы, опираясь на текст, изображения;
- участвовать в диалоге;
- инсценировать исторические сюжеты;
- передавать историческую информацию в виде художественных образов;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности. Первый уровень результатов — приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.
Второй уровень результатов : получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Родина, природа, мир, знания, труд, культура).
Третий уровень результатов - получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, спектакли, постановки), в том числе и в открытой общественной среде.
Проверка результатов проходит в форме:
• игровых занятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.), собеседования (индивидуальное и групповое),
• опросников,
• анкетирования,
• тестирования,
• презентаций творческих работ.
Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце реализации программы в виде естественно-педагогического наблюдения; выставки работ или презентации проектов.
2. Содержание программы
Введение (1 ч.)
Что изучает история Древнего мира. Источники знаний по истории.
Раздел 1. Наши древнейшие предки (4 ч.)
В гостях у первобытного человека (2 ч.)
далекие предки людей. Занятия, орудия труда, жилища первобытного человека. Овладение огнем. Родовые общины охотников и собирателей.
Загадки древнейших рисунков (2 ч.)
Пещерная живопись. Отражение религиозных представлений первобытных охотников и собирателей в рисунках и обрядах.
Раздел 2. Путешествие по странам древнего Востока (10 ч.)
В гостях у египтянина. (1 ч.)
Фараон — сын Бога. Во дворце фараона. Отношения фараона и его вельможей. Служба вельмож. В усадьбе вельможи. Занятия египетских ремесленников. Труд египетских крестьян. В хижинах ремесленника и крестьянина.
Храм — жилище богов. (1 ч.)
Священные животные и боги. Мифы древнего Египта.
Искусство древнего Египта. Внутри египетской пирамиды. (2ч.)
Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Письменность, знания древних египтян . Пирамида Хеопса — чудо света. Искусство древнеегипетской скульптуры; статуя, скульптурный портрет. Правила ваяния человека в скульптуре и росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира: Эрмитаж, Лувр, Британский музей. Загадки древнего Двуречья. (1 ч.)
Шумерские ступенчатые башни от земли до неба. Висячие сады Семирамиды - чудо света. Город Вавилон — главный город Двуречья.
Путешествие по городам древней Финикии. (1 ч.)
Развитие торговли в городах Финикии: Библ, Садов, Тир. Морская торговля и пиратство финикийцев. Ремёсла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей Древнейший финикийский алфавит. Легенды о финикийцах.
Путешествие по древней Палестине (1ч.)
Расселение древнееврейских племен. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история в преданиях еврейских племен. Исторический и нравственный опыт еврейского народа
Путешествие по Древней Индии. (1 ч.)
Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. древнейшие города Вера в переселение душ. Культура Древней Индии. Индийская мудрость, знания и книги,
Дорогами Великого шёлкового пути. (1 ч)
География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Мудрость — в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Шёлк. Чай. Бумага. Компас.
Загадки Древнего Востока (Итоговое повторение темы). (1 ч.)
Вклад народов древнего Востока в мировую историю и культуру.
Раздел З. В древней Греции (9 ч.)
Греция Гомера. (2 ч)
Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, Троянском коне. Мораль поэмы. По страницам поэм «Илиада», «Одиссея»
На народном собрании в Афинах. (1 ч.)
Народное собрание и его функции. Перикл, его роль в развитии демократии в Афинах. Афинская демократия.
Священный огонь в Олимпии. (2 ч)
Олимпийские игры в Греции. Возникновение, развитие олимпийских видов спора Древнегреческие атлеты
Современные олимпийские виды спорта.
В греческом храме. (2 ч)
Древнегреческие боги. Мифы о Геракле, миф о Дионисе, миф о Прометее, о Деметре. Статуя Зевса в Олимпии. Особенности храмовой архитектуры Древней Греции. Фидий и его Афина. Мавзолей Мавсола в Галикарнасе. Храм Артемиды в Эфесе.
Наследие Александра Великого. (1 ч)
Держава Александра Македонского — уникальное явление древнего мира. Александрийский (Фаросский) маяк. Ученые Александрии Египетской: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид. Музей. Александрийская библиотека. Из истории древних библиотек. Греческие учёные на благо Александрии.
Дорогами древней Эллады (итоговое занятие по теме «В Древней Греции). (1 ч)
Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Колосс Родосский — чудо света. Вклад древнегреческой цивилизации в мировую культуру.
Раздел 4. Древний Рим: от города до могучей империи (8 ч.)
В гостях у римлянина (1 ч)
Древний Рим. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Обустройство повседневности римлян. Термы в жизни и культуре римлянина. Римская семья, ее особенности. Сравнительный анализ современной и римской семьи.
Религия древнего Рима. (1ч)
Боги древнего Рима. Мифы о древнеримских богах. Римские храмы. Сравнительный анализ египетских, греческих и римских храмов.
Раб (говорящее орудие труда)». (1 ч.)
Источники рабства в Риме. Обязанности рабов. Раб – «говорящее орудие». Римские учёные о рабах.
В школе гладиаторов. (1. ч)
Кто становился гладиатором в Риме. Гладиаторские бои. Амфитеатры.
Все дороги ведут в Рим. (2 ч)
Город - столица империи. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. «Хлеб и зрелища» для бедноты.
Правление Траяна — лучшего из императоров. (1 ч.)
Расцвет Римской империи во II в. Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях империи.
Древний Рим: от города до могучей империи (обобщающее занятие). (1ч)
Раздел 5 Древний мир - удивительный мир (2 ч.)
Семь чудес света. (1ч)
Пирамиды в Египте, Висячие сады в Вавилоне, храм богини Артемиды в Эфесе, статуя Зевса в Олимпии, Галикарнасский маяк, Фаросский маяк, Колосе Родосский.
Общее и особенное древних цивилизаций. (1 ч)
Признаки цивилизации стран Древнего Востока, Греции и Рима. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству.
3. Тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Введение | 1 |
Раздел 1. Наши древнейшие предки (5 ч) | ||
2-3 | В гостях у первобытного человека | 2 |
4-5 | Загадки древнейших рисунков | 2 |
Раздел 2. Путешествие по странам Древнего Востока (10 ч) | ||
6 | В гостях у египтянина | 1 |
7 | Храм-жилище богов | 1 |
8-9 | Искусство Древнего Египта. Внутри египетской пирамиды | 2 |
10 | Загадки Древнего Двуречья | 1 |
11 | Путешествие по Финикии | 1 |
12 | Путешествие по Древней Палестине | 1 |
13 | Путешествие по Древней Индии | 1 |
14 | Дорогами Великого шелкового пути | 1 |
15 | Итоговое занятие «Загадки Древнего Востока» | 1 |
Раздел 3. В Древней Греции (9 ч) | ||
16-17 | Греция Гомера | 2 |
18 | На народном собрании в Афинах | 1 |
19-20 | Священный огонь в Олимпии | 2 |
21-22 | В греческом храме | 2 |
23 | Наследие Александра Великого | 1 |
24 | Итоговое занятие «Дорогами Древней Эллады» | 1 |
Раздел 4. Древний Рим: от города до могучей империи (8 ч) | ||
25 | В гостях у римлянина | 1 |
26 | Религия Древнего Рима | 1 |
27 | Раб - «говорящее орудие труда» | 1 |
28 | В школе гладиаторов | 1 |
29-30 | В дороги ведут в Риме | 2 |
31 | Правление Траяна - «лучшего из императоров» | 1 |
32 | Итоговое занятие «Древний Рим: от города до могучей империи | 1 |
Раздел 5. Древний мир - удивительный мир (2 ч) | ||
33 | Семь чудес света | 1 |
34 | Общее и особенное древних цивилизаций | 1 |
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Даты | Кол-во часов | Форма организации | Виды деятельности | ||
План | Факт | ||||||
Раздел 1. Наши древнейшие предки ( 5 ч) | |||||||
1 | Введение | 1 | Занятие | Работа в группах по определению источников информация по истории Древнего мира в библиотеке и интернет - ресурсах | |||
2-3 | В гостях у первобытного человека | 2 | Творческая мастерская | Практическая работа в группах «Жилище древнего человека» (выполнение рисунков, аппликаций, макетов из пластилина) | |||
4-5 | Загадки древнейших рисунков | 2 | Творческая мастерская | Рисунок-подражание с опорой на текст и иллюстрации | |||
Раздел 2. Путешествие по странам Древнего Востока ( 10 ч) | |||||||
6 | В гостях у египтянина | 1 | Творческая мастерская | Индивидуальная или парная работа по лепке из пластилина с опорой на текст сюжетов «Жилище земледельца», «Мастерская ремесленника», «Ирригационная система» | |||
7 | Храм-жилище богов | 1 | Творческая мастерская | Индивидуальная творческая работа с опорой на текст и иллюстрации. Интернет-ресурсы «Один день из жизни жреца» | |||
8-9 | Искусство Древнего Египта. Внутри египетской пирамиды | 2 | Виртуальная экскурсия по египетским залам мировых музеев (Эрмитаж, Лувр, Британский музей). Игра-путешествие | Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные). Работа в парах по заданию маршрутных листов путешествия: «Расшифруй иероглифы «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери аппликацию», «Реши задачу» и т. д. | |||
10 | Загадки Древнего Двуречья | 1 | Практикум | Составление и решение задач на выявление особенностей шумерских ступенчатых башен, Висячих садов Семирамиды, сооружений и зданий Вавилона | |||
11 | Путешествие по Финикии | 1 | Творческая мастерская | Индивидуальная творческая работа с опорой на текст и иллюстрации интернет - ресурсы «Одни день из жизни финикийца» | |||
12 | Путешествие по Древней Палестине | 1 | Заочное путешествие | Подготовка и защита презентаций (проектов) по выбранной теме по природно-климатическим условиям и истории Древней Палестины | |||
13 | Путешествие по Древней Индии | 1 | Творческая мастерская | Групповая работа по составление буклетов на темы: «Жизнь среди природы: животные и боги индийцев», «Древнейшие города», «Вера в переселение душ», «Культура Древней Индии», «Индийская мудрость, знания и книги» | |||
14 | Дорогами Великого шелкового пути | 1 | Заочное путешествие | Подготовка и защита презентаций (проектов) по темам: «География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины», «Мудрость — в знании старинных книг», Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана», «Великая Китайская стена и мир китайцев», «Какие изобретения древние китайцы подарили миру?» | |||
15 | Итоговое занятие «Загадки Древнего Востока» | 1 | Игра-соревнование «Загадки Древнего Востока» | Командное соревнование по заданиям: решение кроссвордов, «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери аппликацию» и т. д. | |||
Раздел 3. В Древней Греции ( 9 ч) | |||||||
16-17 | Греция Гомера | 2 | Творческая мастерская | Индивидуальные творческие работы: «Каким я увидел героев поэм “Илиада” или “Одиссея” (по выбору)» | |||
18 | На народном собрании в Афинах | 1 | Ролевая игра | Работа в группах по представлению сюжетов на темы: «Народное собрание и его функция», «Перикл, его роль в развития демократии в Афинах», «Афинская демократия» | |||
19-20 | Священный огонь в Олимпии | 2 | Устный журнал (выступления с презентациями) | Групповые информационные проекты по темам: «Олимпийские игры в Греции», «Возникновение, развитие олимпийских видов спорта», «Древнегреческие атлеты», «Современные олимпийские виды спорта». | |||
21-22 | В греческом храме | 2 | Игра-путешествие | Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Особенности храмовой архитектуры Древней Греции, «Статуя Зевса в Олимпии» Фидий и его Афина», «Мавзолей Мавсола, «Храм Артемиды в Эфесе» | |||
23 | Наследие Александра Великого | 1 | Практикум | Составление карты «Памятники культуры державы Александра Великого», решение задач по установлению особенностей архитектурных сооружений | |||
24 | Итоговое занятие «Дорогами Древней Эллады» | 1 | Игра-соревнование | Командное соревнование по выполнению заданий: решение кроссвордов, «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери аппликацию» и т.д. | |||
Раздел 4. Древний Рим: от города до могучей империи ( 8 ч) | |||||||
25 | В гостях у римлянина | 1 | Заочное путешествие Творческая лаборатория | Парные информационные проекты по темам: «Особняки на городских холмах», «Многоэтажные дома в низинах между холмами», «Обустройство повседневности римлян», « Термы в жизни и культуре римлянина», «Римская семья, ее особенности». Индивидуальные творческие работы: «Один день из жизни римлянина» | |||
26 | Религия Древнего Рима | 1 | Творческая лаборатория | Работа в парах по изготовлению буклетов опорой на текст, иллюстрации, интернет ресурсы по темам: «Боги древнего Рима», «Мифы о древнеримских богах, «Римские храмы» Фронтальная работа по проведению сравнительного анализа египетских, греческих и римских храмов | |||
27 | Раб - «говорящее орудие труда» | 1 | Ролевая игра | Работа в группах по представлению сюжетов на темы: «Источники рабства в Риме», «Обязанности рабов», «На рынке рабов в Риме», «Римские учёные о рабах». Фронтальная работа по решению проблемных ситуаций по теме «Рабство в древнем Риме» | |||
28 | В школе гладиаторов | 1 | Творческая мастерская | Индивидуальная или парная работа по лепке из пластилина или рисованию с опорой на текст сюжетов: «Гладиаторские бои», «Амфитеатр» | |||
29-30 | В дороги ведут в Риме | 2 | Игра-путешествие | Работа в парах по заданиям маршрутных листов путешествия: «Город. столица империю», «Архитектурный облик Рима», «Колизей», «Пантеон», « Римский скульптурный портрет», «Хлеб и зрелища» для бедноты», «Большой цирк в Риме». Фронтальная работа по определению особенностей римской цивилизации | |||
31 | Правление Траяна -«лучшего из императоров» | 1 | Устный журнал (выступления с презентациями) | Групповые информационные проекты по темам: «Расцвет Римской империи во 11 в.», «Военные успехи Травма — последние завоевания римлян», «Масштабное строительство в Риме и провинциях на века», «Новое в строительном ремесле», «Обустройство городов в провинциях империи» | |||
32 | Итоговое занятие «Древний Рим: от города до могучей империи | 1 | Игра-соревнование | Командное соревнование по выполнению заданий: решение кроссвордов, «Найди лишнее», «Установи соответствия». «Собери аппликацию» и т. д. | |||
Раздел 5. Древний мир - удивительный мир (2 ч) | |||||||
33 | Семь чудес света | 1 | Практикум | Составление и решение задач на установление особенностей семи чудес света: пирамиды Хеопса, Висячие сады в Вавилоне, храма богини Артемиды в Эфесе, статуя Зевса в Олимпии, мавзолеи Мавсола, Колосса Родосский. Фаросский маяк | |||
34 | Общее и особенное древних цивилизаций | 1 | Турнир знатоков истории | Выполнение заданий по темам: «Признаки цивилизации стран древнего Востока, Греции и Рима, «Отличие греческого полиса и Римской республики от государств древнего Востока», «Вклад народов древности в мировую культуру», «Народовластие в Греции и Рим, «Роль граждан в управлении государством», «Нравы жителей древних государств» |
Приложение 3
Лист корректировки календарно-тематического планирования
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки, реквизиты документа | Способ корректировки | |
по плану | дано | ||||
Приложение 4
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Формы организации учебной деятельности | количество часов | |||
I | II | III | Итого | |
Изучение основного материала | ||||
Контрольные работы | ||||
Лабораторные работы | ||||
Практические работы | ||||
Сочинение | ||||
Резервное время | ||||
Итого |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Юный спортсмен"
Прграмма внеурочной деятельности для 1- го класса....
Программа внеурочной деятельности "Юные инспекторы движения"
Программа составлена с учетом изучения материала в 1-4 классах...
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Юный исследователь"
Рабочая программа внеурочной деятельности во 2 классе "Юный исследователь"...
авторская программа внеурочной деятельности «Юный историк» (Путешествие в Средневековье).
Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения для учащихся 6 класса . Рассчитана на 34 часа. Содержит календарно тематичес...
Программа внеурочной деятельности "Юный историк"
Аннотация к программе внеурочной деятельности по истории "Юный историк" Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5 классов в соответствии с но...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ЮНЫЙ ИСТОРИК»
1. Пояснительная запискаРабочая программа по истории для учащихся 7 класса разработана на основе нормативно-правовых документов:Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российск...