Рабочая программа по истории России (7 класс)
рабочая программа по истории (7 класс)
Рабочая программа по истории России для 7класса. Учебник: Андреев И.Л., Федоров И.Н., Амосова И.В.: История России: XVI- конец XVII в.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_rossii_7_iks.docx | 39.04 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ярцевская средняя школа № 10
«Рассмотрено» Руководитель ШМО __________/______________ ФИО Протокол №_____ от «____»_________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора МБОУ СШ № 10 __________/______________ ФИО от «____»_________20___г. | «Утверждено» Приказом №_____ от «____»_________20___г. |
Рабочая программа
по истории России
для 7 класса
Учитель: Жукова Елена Борисовна
Квалификационная категория: высшая.
2020/2021 учебный год
Классы: 7А, 7Б, 7В
Количество часов: всего - 40 ч., в неделю - 2 ч.
Рабочая программа полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту ООО по истории и составлена на основе программы:
Андреев И.Л., Волобуев О.В., Ляшенко Л.М.: История России 6-10 классы. - М.: Дрофа, 2016
Учебник:
Андреев И.Л., Федоров И.Н., Амосова И.В.: История России: XVI- конец XVII в. 7 класс – М.: Дрофа 2017
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты обучения:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
Предметные результаты:
Выпускник научится:
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизаци.;
• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Выпускник получит возможность научиться:
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
2. Содержание учебного предмета
Россия в XVI – XVII вв.: от великого княжества к царству.
Россия в XVI веке
Княжение Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти. Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами.
Органы государственной власти. Приказная система: формирование первых приказных учреждений. Боярская дума, ее роль в управлении государством. Местничество. Местное управление: наместники и волостели, система кормлений. Государство и церковь.
Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Унификация денежной системы. Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских и Глинских. Губная реформа. Московское восстание 1547 г.
Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. «Избранная рада»: ее состав и значение. Появление Земских соборов. Отмена кормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Земская реформа – формирование органов местного самоуправления.
Внешняя политика России в XVI в. Создание стрелецких полков и «Уложение о службе». Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях. Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения России в Ливонской войне. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири.
Социальная структура российского общества. Дворянство. Служилые и неслужилые люди. Торгово-ремесленное население городов. Духовенство. Начало закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах». Формирование вольного казачества.
Многонациональный состав населения Русского государства. Народы Поволжья после присоединения к России. Русская Православная церковь. Россия в конце XVI в. Опричнина. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Результаты и последствия опричнины. Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Цена реформ.
Царь Федор Иванович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Тявзинский мирный договор со Швецией: восстановление позиций России в Прибалтике. Противостояние с Крымским ханством. Отражение набега Гази-Гирея в 1591 г. Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение закрепощения крестьянства: указ об «Урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей.
Наш край в XVI в.
Смута в России
Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова. Голод 1601-1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса.
Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 г. и убийство самозванца.
Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона Троице-Сергиева монастыря.
Поход войска М.В. Скопина-Шуйского и Я.-П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска.
Свержение Василия Шуйского и переход власти к «семибоярщине». Договор об избрании на престол польского принца Владислава и вступление польско-литовского гарнизона в Москву. Подъем национально-освободительного движения. Патриарх Гермоген. Московское восстание 1611 г. и сожжение города оккупантами. Первое и второе ополчения. Захват Новгорода шведскими войсками. «Совет всей земли». Освобождение Москвы в 1612 г.
Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Столбовский мир со Швецией: утрата выхода к Балтийскому морю. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени.
Наш край в Смутное время.
Россия в XVII веке. Россия при первых Романовых. Царствование Михаила Федоровича. Восстановление экономического потенциала страны. Продолжение закрепощения крестьян. Земские соборы. Роль патриарха Филарета в управлении государством.
Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Затухание деятельности Земских соборов.
Патриарх Никон. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества.
Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная) реформа.
Экономическое развитие России в XVII в. Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной специализации регионов Российского государства. Торговый и Новоторговый уставы.
Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Русская деревня в XVII в. Городские восстания середины XVII в. Соляной бунт в Москве. Псковско-Новгородское восстание. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Русский Север, Дон и Сибирь как регионы, свободные от крепостничества. Денежная реформа 1654 г. Медный бунт. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Восстание Степана Разина.
Внешняя политика России в XVII в. Возобновление дипломатических контактов со странами Европы и Азии после Смуты. Смоленская война. Поляновский мир. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Вхождение Украины в состав России. Война между Россией и Речью Посполитой 1654-1667 гг. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656-1658 гг. и ее результаты. Конфликты с Османской империей. «Азовское осадное сидение». «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор.
Наш край в XVII веке.
Культурное пространство
Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия. Плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Ясачное налогообложение. Переселение русских на новые земли.
Изменения в картине мира человека в XVI–XVII вв. и повседневная жизнь. Жилище и предметы быта. Семья и семейные отношения. Религия и суеверия. Синтез европейской и восточной культур в быту высших слоев населения страны.
Архитектура. Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади в Москве. Шатровый стиль в архитектуре. Собор Покрова на Рву. Крепости (Китай-город, Смоленский, Казанский кремли). Федор Конь. Приказ каменных дел. Деревянное зодчество.
Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Парсунная живопись.
Летописание и начало книгопечатания. Лицевой свод. Домострой. Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Усиление светского начала в российской культуре. Симеон Полоцкий. Немецкая слобода как проводник европейского культурного влияния. Посадская сатира XVII в.
Развитие образования и научных знаний. Школы при Аптекарском и Посольском приказах. «Синопсис» Иннокентия Гизеля - первое учебное пособие по истории.
Культурное развитие нашего края в XVI ‒XVII вв.
3.Тематическое планирование
№ п/п | Тема | К-во часов | Дата | Дата | ||
план | факт | план | факт | |||
1 | Введение в историю России. Проблемы фальсификации истории | 1 | ||||
Тема 1. Создание Московского царства | 11 | |||||
2 | Василий III и его время | 1 | ||||
3 | Внешняя и внутренняя политика Василия III | 1 | ||||
4 | Государство и общество | 1 | ||||
5 | Начало реформ Ивана IV | 1 | ||||
6 | Реформы Избранной рады | 1 | ||||
7 | Внешняя политика Ивана IV | 1 | ||||
8 | Опричнина | 1 | ||||
9 | Итоги правления Ивана IV | 1 | ||||
10 | Русская культура в XVI в. | 1 | ||||
11 | Смоленский край в XVI в. | 1 | ||||
12 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия в XVI в.» | 1 | ||||
Тема 2. Смута в России | 6 | |||||
13 | Кризис власти. Борис Годунов | 1 | ||||
14 | Начало Смутного времени. Лжедмитрий I | 1 | ||||
15 | Разгар Смуты. Власть и народ | 1 | ||||
16 | Окончание Смутного времени | 1 | ||||
17 | Смоленский край в Смутное время | 1 | ||||
18 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Смута в России» | 1 | ||||
Тема 3. Россия в XVII в.: «Богатырский век» | 6 | |||||
19 | Страна после Смуты | 1 | ||||
20 | Социально-экономическое развитие России после Смуты | 1 | ||||
21 | Сословия в XVII в.: привилегированные сословия | 1 | ||||
22 | Сословия в XVII в.: «низы» общества | 1 | ||||
23 | Государственное устройство России в XVII в. | 1 | ||||
24 | Наш край после Смутного времени | 1 | ||||
Тема 4. Россия в XVII в.: «Бунтарский век» | 4 | |||||
25 | Внутренняя политика Алексея Михайловича | 1 | ||||
26 | Формирование абсолютизма | 1 | ||||
27 | Церковный раскол | 1 | ||||
28 | Восстание Степана Разина | 1 | ||||
Тема 5. Россия на новых рубежах | 8 | |||||
29 | Внешняя политика Алексея Михайловича | 1 | ||||
30 | Освоение Сибири и Дальнего Востока | 1 | ||||
31 | Политика Федора Алексеевича Романова | 1 | ||||
32 | Борьба за власть в конце XVII в. | 1 | ||||
33 | Культура России в XVII в. | 1 | ||||
34 | Мир человека в XVII в. | 1 | ||||
35 | Смоленщина во 2-й половине XVII в. | |||||
36 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия в XVII в.» | 1 | ||||
37,38 | Итоговое повторение и обобщение | 2 | ||||
39 | Итоговая тестовая работа | 1 |
Резерв: 1ч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории России 6 класс по Пчелову.
Рабочая программа по истории России 6 класс по Пчелову с региональным компонентом по истории Татарстана....
Рабочая программа по истории России 9 класс.
Рабочая программа по истории России 9 класс....
Рабочая программа по истории России 8 класс
Здесь вы найдете календарно-тематическое планирование, пояснительную записку идр....
Рабочая программа по истории России 9 класс
Составлена по авторской программе А.А. Давыдова на 35 часов...
Рабочие программы по истории России 7 класс
Содержание рабочей программы по истории России 7 класс...
Рабочие программы по истории России 6 класс
Содержание рабочей программы по истории России 6 класс...
Рабочая программа по истории России 9 класс (3 часа в неделю) Данилова, Косулина
Рабочая программа по истории России составлена по учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г.. Расчитана на 3 часа в неделю. Включает после каждого раздела уроки по Истории Донского края и казачества, в ча...