Рабочие программы по истории России 6 класс
календарно-тематическое планирование по истории (6 класс) по теме
Содержание рабочей программы по истории России 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p._po_istorii_rossii_6_klass.docx | 55.94 КБ |
Предварительный просмотр:
МС(К)ОУ С(К)ОШ № 4 VII вида.
«Согласовано» Руководитель МО _____________(Т.В.Пушкина) Протокол №1 от 26 августа 2011г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МС(К)ОУ С(К)ОШ № 4 VII вида. ______________ (С.В.Воронина) « ____» ______________ 2011 г. | «Утверждено» Директор МС(К)ОУ С(К)ОШ № 4 VII вида _________________ (М.В.Никитина) Приказ № 52/3 от «02» сентября 2011г. |
Учитель истории
Никитина М.В.
2011г.
.
Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования МО РФ 2004 года и авторской программы «История России 6-9 кл.» под редакцией А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной. – М.: Просвещение, 2006.
Программа включает материал по истории России с древнейших времен до конца XVI в. и рассчитана на 37 часов, включая модуль «Народы и государства на территории нашей страны в древности» из резервных часов. Стандарт 2004 года устанавливает хронологические рамки курса истории в 6 классе по XV в. Учебники 6 класса включают материал по XVI в., поэтому тематическое планирование составлено по XVI век. Последний раздел «Московское государство в XVIв.» (5 часов) изучается в начале 7 класса. В зависимости от возможностей и учебного времени планируются повторительно-обобщающие уроки по разделам.
Учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. – М.: Просвещение, 2005.
Цели курса:
- Выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;
- Развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
- Формирование ценностных ориентаций и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;
- Развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;
- Изучая историю своего края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине,, чувство сопричастности со всем происходящим в городе, крае, стране
Умения, которыми должны овладеть учащиеся после изучения курса:
- Работать с исторической картой, читать ее, использовать как источник знаний;
- Определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;
- Изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;
- Анализировать исторические факты¸ раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики;
- Давать оценку отдельным явлениям культуры;
- Составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний (на основе простого плана);
- Составлять характеристику исторических деятелей;
- Участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзывы на ответы других учащихся.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Кален дарные сроки | Основные понятия | Знания, умения | Измерительные формы контроля | Обязательный мини мум содержания об разования | ||||||||||||||||||
1. | Введение | 1 | 26.12 | Краткая характе ристика курса. История России как часть Всемирной истории. Археоло гия, культурный слой. Вспомогатель ные исторические дисциплины. | Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный матери ал для решения поз навательных задач. | Беседа. | История России как часть Всемирной истории. Что изучает история Отечества. Источники знаний о прошлом. | ||||||||||||||||||
2. | Народы и государства на территории нашей страны в древности. Заселение Евроазии. | 1 | 28.12 | Первобытное общес тво, родовая и сосед ская община, госу дарство, народ. Ко банская, срубная, абашевская культу ры, хозяйственные уклады: скотовод ческо-кочевой, осед ло-земледельчес кий. | Умение работать с дополнительной, энциклопедической литературой на разных носителях информации. | Подготовка кратких сообщений на заданную тему. | Великое переселение на родов. Народы на терри тории нашей страны до середины I тысячелетия до н.э. Влияние геогра фического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. | ||||||||||||||||||
3-4. | Города-государства Северного Причерно морья | 2 | 16.01 18.01 | Города-государст ва, греческие коло нии Северного При черноморья – Оль вия, Херсонес, Пан тикопей, Фанагория и др. Дань, плуг, тюрки, финно-угры, хазары, скифы. | Умение работать с дополнительной, энциклопедической литературой на разных носителях информации. | Подготовка кратких сообщений на заданную тему | Скифское царство и упадок Причерноморских государств. Тюркские народы и их государства на территории нашей страны. Жители лесной полосы Восточной Европы. | ||||||||||||||||||
5. | Язычество | 1 | 23.01 | Перун, Дажбог, Волос, Хорс и др. Праздники- Новый год, Святки, Масленица, Ивана Купала (22 июня), Пробуждение земли (22 марта), празд ник жатвы (22 сен тября), семейные обряды, погребаль ные обычаи. | Умение работать с дополнительной, энциклопедической литературой на разных носителях информации | Подготовка кратких сообщений на заданную тему. | Славянские языческие боги. Языческие праздники. | ||||||||||||||||||
6. | Распространение хрис тианства, ислама, иуда изма на территории на шей страны в древности | 1 | 25.01 | Иисус Христос, Библия, Коран, Мухаммед, Аллах, Яхве, Талмуд. | Умение работать с дополнительной, энциклопедической литературой на разных носителях информации | Подготовка кратких сообщений на заданную тему. | Xв.- распространение христианства под влиянием Византии на Руси. XIII в. – укоренение ислама в Ср. Азии, позднее в Золотой Орде, XVI-XIX вв. распространение среди народов Северного Кавказа и Черноморского побережья. Иудаизм VIII-IX вв. – государственная религия Хазарского каганата. | ||||||||||||||||||
7. | Восточные славяне и их соседи в древности. | 1 | 30.01 | Индоевропейская группа народов, славянская языко вая семья, род, родо вая община, племя, кочевники, дань, на родное ополчение. | Умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. Умение работать по карте, заполнять контурные карты. | Блицопрос, проверка знания карты | Восточные славяне и их соседи. | ||||||||||||||||||
8. | Занятия, верования, и общественный строй Восточных славян | 1.02 | Род, родовая общи на, племя, союз пле мен, соседская об щина («мир»), князь, дружина, боя ре, вече, вотчина, натуральное хозяй ство, холопы, заку пы, «люди», смер ды, язычество, свят ки. | Умения и навыки работать с истори ческой картой. Пра вильно отвечать на поставленные воп росы. Устанавли вать причинно-след ственные связи: родовая община → изменения в орудии ях труда→соседс кая община→нера венство→государство | Тестирование | Занятия, быт, верова ния, общественный строй. | |||||||||||||||||||
Русь в IX – первой половине XII вв. (7 часов) | |||||||||||||||||||||||||
1. | Формирование Древне русского государства | 1 | 6.02 | Государство, варяги, княжеская власть, дружина, бояре, полюдье, уроки, погосты. Основные теории возникновения госу дарства у восточ ных славян | Умение устанавли вать причинно-след ственные связи. Выделять главное в тексте учебника. Умение работать с картой. Развивать умение составления схем. | Проверка схемы, исторические диктанты. | Формирование Древне русского осударства | ||||||||||||||||||
2. | Первые русские князья. | 1 | 8.02 | Рюрик, Олег, Аскольд, Дир, Игорь, Ольга, Святослав, 862г., 882г., 904г., 945г. | Продолжать разви вать умение рабо тать с исторической картой. Составлять схемы. Учить срав нивать, анализиро вать, делать выводы. | Блицопрос, проверка кроссворда | Население деревень и городов. Княжеская власть. | ||||||||||||||||||
3. | Правление князя Владимира и крещение Руси. | 1 | 13.02 | Крещение Руси. 988 г., христиан ство | Умение сравнивать (языческая религия славян и христиан ство). Умение выде лять причины, ход, значение историчес ого события (приня тие христианства) | Подготовить сооб щение о Влади мире Красное Сол нышко | Крещение Руси | ||||||||||||||||||
4. | Рассвет Древнерусского государства | 1 | 15.02 | Феодальные усобицы, вира, видок, тиун послух, гривна, «Русская правда» | Уметь определять предпосылки для расцвета государст ва. Уметь раскры вать социальную сущность «Русской правды» | Анализ документа | Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда» | ||||||||||||||||||
5. | Жители Древней Руси | 1 | 20.02 | Народность, общес тво, дружина, духо венство, митропо лит. Вотчина,закуп, рядович, хоромы. | Уметь описать экономико-социаль ное положение, быт, нравы различных категорий жителей Древней Руси. Учиться работать в группах. | Тестирование, практические задания, исторический диктант | Население деревень и городов | ||||||||||||||||||
6. | Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого (начало распада) | 1 | 22.02 | Междукняжеские усобицы. Любечс кий съезд князей. Правление Влади мира Мономаха. «Устав».«Поучение детям» | Умение раскрывать причины княжеских междоусобиц – ослабление строя. Уметь определять роль личности в истории (Владимир Мономах) | Блицопрос (карточки) | Княжеские усобицы. Владимир Мономах. | ||||||||||||||||||
7. | Культура и быт Древней Руси. | 1 | 27.02 | Летопись, пропо ведь, фольклор, бы лина, устное народ ное творчество, Нес тор, «Повесть вре менных лет» | Уметь выделять главное (истоки и особенности древне русской культуры). Ценностное ориен тирование древне русского общества. | Обсуждение, сообщения, кроссворды | Культура и быт Древней Руси. | ||||||||||||||||||
8. | Русь Древняя (повторительно-обобщающий урок) | 1 (за счет резервного времени) | 29.02 | Тестирование, практические задания, исторический диктант | |||||||||||||||||||||
Русь во второй половине XII- XIII вв. (8 часов) | |||||||||||||||||||||||||
1. | Начало раздробленности Древнерусского государства. | 1 | 5.03 | Феодальная раз дробленность, удельные княжест ва | Уметь определять социально-экономи ческие и полити ческие причины раз дробленности. Выде лять последствия раздробленности. Развивать умение работы с картой. Сводить знания в таблицы. | Проверка карты, проверка таблицы, устный блицопрос. | Политическая раздроб еность Руси. Эконо мические и полити ческие причины раз дробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. | ||||||||||||||||||
2-3. | Главные политические центры Руси | 2 | 7.03 12.03 | Раздробленность, удел, упадок Киева, междоусобные вой ны. Образование са мостоятельных кня жеств и земель. По следствия феодаль ной раздробленнос ти. | Уметь выделять общее и особенное в социально-экономи ческом, политичес ком, культурном раз витии удельных зе мель. Уметь рабо тать в группе. | Защиты групповых работ. | Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Владимиро-Суздальская земля, Великий Новгород, Галицко-Волынская земля. Русь и Степь.) | ||||||||||||||||||
4. | Монгольское нашествие на Русь. | 1 | 14.03 | Монголо-татары, Чингисхан, Батый 1223 г., 1237-1238гг., 1239-1240гг. | Уметь работать по карте. Определять причины завоева тельных походов монголо-татар. Уметь заполнять таблицы: дата, поход, захват территорий. | Чингисхан и объеди нение монгольских племен. Монгольские завоевания. Нашествие Батыя на Русь, сопротивление завоевателям. | |||||||||||||||||||
5. | Борьба русских земель против экспансии Запада | 1 | 19.03 | 1240г., 1242гг. Рыцарский Орден, крестовый поход, крестоносцы, Владимир Невский, Невская битва. Ледовое побоище. | Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, причинно-следствен ные связи, роль личности. | Устный блицоп рос, карточки, сооб щения | Борьба Руси против экспансии с Запада. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. | ||||||||||||||||||
6. | Русь и Орда. | 1 | 21.03 | Баскак, иго, ярлык, агрессия, эксплуа тация, ордынское владычество | Уметь определять сущность и последствия монголо-татарского ига. Работать с документами | Работа со схемой на карточках. | Русь и Орда. | ||||||||||||||||||
7. | Русь и Литва | 1 | 2.04 | Уния | Уметь работать по карте. Уметь составлять хроноло гическую таблицу, опираясь на текст учебника, изложе ние учителя, карты | Интеллектуальная разминка, устные ответы на вопросы. | Обособление Юго-западной Руси. Русь и Великое княжество Литовское в XI-XV вв. | ||||||||||||||||||
8. | Культура русских земель. | 1 | 4.04 | Общерусское куль урное единство и складывание мест ных художествен ных школ. «Слово о полку Игореве» | Уметь выделять общее и особенное в произведениях куль туры каждого удель ного княжества. Учиться сравнивать, анализировать исто рические источники (картины, докумен ты). Делать выводы. Участвовать в бесе де. | Викторина | Развитие культуры | ||||||||||||||||||
9. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Политическая раздробленность на Руси» | 1(за счет резервного времени) | 6.04 | Тесты «Кому принадлежат слова», «О каком событии идет речь». Работа с текстом «Найди ошибки» | |||||||||||||||||||||
Образование единого русского государства (7 часов) | |||||||||||||||||||||||||
1. | Предпосылки объедине ния русских земель, усиление московского княжества. | 1 | 11.04 | Порядок наследова ния престола. Вот чинное, монастыр ское, помещичье и черносошное земле владение | Уметь анализиро вать историческую карту: определять территории круп нейших княжеств и территории, утрачен ные Русью. Выде лять предпосылки объединения рус ских земель. Причи на возвышения Мос ковского княжества. | Устные ответы, опрос, карточки, причины, предпосылки, сообщение об Иване Калите. | Москва-центр объеди нения русских земель. Восстановление хозяй ства на Руси. Города и их роль в объедине ИИ русских земель. Иван Калита и утверж дение ведущей роли Москвы. | ||||||||||||||||||
2. | Москва – центр борьбы с ордынским игом. | 1 | 16.04 | Сергей Радонеж ский. Дмитрий Дон ской, Куликовская битва, полк, рать | Уметь выделять главное. Выводить «уроки» из события. Определять роль личности в истории | «Исторический футбол», сообщения | Куликовская битва. Дмитрий Донской. | ||||||||||||||||||
3. | Московское княжество и его соседи в конце XIV-середине XVвв. | 1 | 18.04 | Предпосылки объе динения единого го сударства, полити ка московских кня зей. Междоусоб ные войны. | Уметь кратко изла гать исторический материал. Уметь раз вернуто излагать ис торический матери ал. Вести дискуссию | Блицопрос, карточки. | Московское княжество и его политика. Иван III, Василий III. | ||||||||||||||||||
4. | Создание единого русского государства и конец ордынского ига. | 1 | 23.04 | Предпосылки обра зования единого го сударства. Центра лизованное государ ство, служивые лю ди, дворяне, помес тье. Ханство, «Стоя ние на Угре» | Уметь устанавли вать причинно-следственные связи: изменения в жизни страны. Уметь выде лять исторические за кономерности. Ре шать проблемные и познавательные за дачи. | Устный развернутый ответ на вопросы, проблемное задание по карте. | Объединение русских земель, конец зависимости русских от орды. Распад Золотой Орды. | ||||||||||||||||||
5. | Московское государство в конце XV-начале XVIвв., основные социальные слои | 1 | 25.04 | Вотчинно-помест ные землевладения и положение крес тьян. Феодально-за висимые крестьяне, судебник, пожилое, привилегии, служи лое казачество, Юрьев день. | Умение определять изменения в социаль но-экономическом развитии. Сравни вать, находить об щее, различия, обоб щать и делать выво ды. | Карта, схема, устный опрос, карточки с индивидуальными заданиями. | Завершение объедине ния русских земель. Присоединение Моск вой северо-восточных и северо-западных зе мель Руси. Становле ние центральных орга нов власти и управле ния. Судебник 1497 года. Традиционный характер экономики. | ||||||||||||||||||
6. | Церковь и государство в XV-начале XVIвв. | 1 | 30.04 | Становление рус ской автокефаль ной церкви. Ереси. Нестяжатели, ио сифляне. Теория «Москва- третий Рим». | Уметь определять причины изменения в положении Русской православной церкви. Причины появления ереси. | Устный опрос, карточки с индивидуальным заданием. | Церковь в Русском государстве. Роль церкви в общест венной жизни. Сергий Радонежский. | ||||||||||||||||||
7. | Русская культура в конце XV – начале XVI вв. | 1 | 02.05 | «Сказание о князьях Владимир ских», «Задонщи на», «Сказание о мамаевом побои ще», «Хождение за три моря», «Трои ца». Афанасий Ни китин, Феофан Грек, Андрей Руб лев. | Умение выделять главное. Сравнивать с культурой начала XV века. Давать описательную харак теристику произве дениям искусства. Учиться писать крат кие сообщения. | Сообщения, викторина. | Русская культура в конце XV – начале XVI вв. | ||||||||||||||||||
8. | Образование единого государства (повторительно-обобщающий урок) | 1 (за счет резервного времени) | 7.05 | Кроссворд, карточки с заданиями. Тест | |||||||||||||||||||||
Московское государство в XVI в. (5 часов) | |||||||||||||||||||||||||
1. | Иван Грозный. Начало правления. | 1 | 14.05 | Избранная рада, централизованное государство, Земс кий собор, прика зы, стрельцы, дворя не, губа, судебник, царь, сословная мо нархия. | Уметь устанавли вать причинно-следственные связи, выявление исторической закономерности. Роль личности в истории. Умение кратко и развернуто давать ответы, оперировать понятиями. | Сообщения, таблица, индивидуальные задания, карточки, устный опрос. | Условия развития страны в XVI веке. Территория, население, характер экономики. Становление централизованного государства и самодержавной власти. Иван Грозный. Реформы 50-60-х гг. XVI в. Земские соборы. | ||||||||||||||||||
2. | Внешняя политика Ивана IV. | 1 | 16.05 | Ливонская война, засечная черта, наемник, казаки, Речь Посполита | Уметь выбирать главное при состав лении хронологи ческой таблицы. Видеть причинно-следственные связи. Уметь оперировать терминами и понятиями. | Проверка хронологической таблицы «Внешнее положение», устный блицопрос. | Московское государс тво и Великое княже ство Литовское. Рас ширение территории государства. Завоева ние Поволжья и За падной Сибири. Ли вонская война. | ||||||||||||||||||
3. | Усиление власти Ивана Грозного. | 1 | 21.05 | Опричнина, заим щина, приказы, тер рор, самодержавие | Уметь выделять глав ную суть явления (процесса). Причин но-следственные свя зи, итоги (последст вия). Уметь анализи ровать исторические источники, осмыс ление их. Давать оценки историчес ким явлениям. | Решение познавательных задач по карточкам, устный блицопрос. | Опричнина | ||||||||||||||||||
4. | Россия в конце правления Ивана IV. | 1 | 23.05 | Сословно-представительная монархия, острог, заповедные Лета | Уметь работать в группах. Анализиро вать источники. Срав нивать, осмысливать и оценивать истори ческие явления. Опе рировать терминами и понятиями. Слу шать товарищей, вес ти дискуссию. | Тест | Централизованное государство; сословно-представительная монархия. Церковный Собор. | ||||||||||||||||||
5. | Культура и быт в XVI в. | 1 | Печатник, иконостас | Изучать, сравнивать, анализировать, опи сывать, давать харак теристику произведе ниям искусства. Пи сать краткие сообще ния. | Сообщения, кроссворды, блицопрос | Развитие культуры в XVI в. Публицистика. «Сказание о князьях Владимирских». Летописные своды. Начало русского книгопечатания. Иван Федоров. Зодчество. Строительство шатровых храмов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...
Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК по Всеобщей истории Н.В.Загладина; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной
Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК по Всеобщей истории Н.В.Загладина; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...