Рабочие программы по истории России 6 класс
календарно-тематическое планирование по истории (6 класс) по теме

Содержание рабочей программы по истории России 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.p._po_istorii_rossii_6_klass.docx55.94 КБ

Предварительный просмотр:

МС(К)ОУ   С(К)ОШ   № 4 VII  вида.

«Согласовано»

Руководитель МО

_____________(Т.В.Пушкина)

Протокол №1 от 26 августа 2011г.

«Согласовано»

Заместитель директора  по УВР МС(К)ОУ С(К)ОШ  № 4 VII  вида.

______________ (С.В.Воронина)

       « ____» ______________ 2011 г.

«Утверждено»

Директор МС(К)ОУ С(К)ОШ  № 4 VII вида

_________________ (М.В.Никитина)

Приказ № 52/3 от «02» сентября 2011г.

Учитель истории

Никитина М.В.

2011г.

.

Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования МО РФ 2004 года и авторской программы «История России 6-9 кл.» под редакцией А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной. – М.: Просвещение, 2006.

Программа включает материал по истории России с древнейших времен до конца XVI в. и рассчитана на 37 часов, включая модуль «Народы и государства на территории нашей страны в древности» из резервных часов. Стандарт 2004 года устанавливает хронологические рамки курса истории в 6 классе по XV в. Учебники 6 класса включают материал по XVI в., поэтому тематическое планирование составлено по XVI век. Последний раздел «Московское государство в XVIв.» (5 часов) изучается в начале 7 класса. В зависимости от возможностей и учебного времени планируются повторительно-обобщающие уроки по разделам.

Учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. – М.: Просвещение, 2005.

Цели курса:

  1. Выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;
  2. Развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
  3. Формирование ценностных ориентаций и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;
  4. Развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;
  5. Изучая историю своего края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине,, чувство сопричастности со всем происходящим в городе, крае, стране

Умения, которыми должны овладеть учащиеся после изучения курса:

  1. Работать с исторической картой, читать ее, использовать как источник знаний;
  2. Определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;
  3. Изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;
  4. Анализировать исторические факты¸ раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики;
  5.  Давать оценку отдельным явлениям культуры;
  6. Составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний (на основе простого плана);
  7. Составлять характеристику исторических деятелей;
  8. Участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзывы на ответы других учащихся.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Кален

дарные

сроки

Основные понятия

Знания, умения

Измерительные формы контроля

Обязательный мини мум содержания об разования

1.

Введение

1

26.12

Краткая характе ристика курса. История России как часть Всемирной истории. Археоло гия, культурный слой. Вспомогатель ные исторические дисциплины.

Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный матери ал для решения поз навательных задач.

Беседа.

История России как часть Всемирной истории. Что изучает история Отечества. Источники знаний о прошлом.

2.

Народы и государства на территории нашей страны в древности. Заселение Евроазии.

1

28.12

Первобытное общес тво, родовая и сосед ская община, госу дарство, народ. Ко банская, срубная, абашевская культу ры, хозяйственные уклады: скотовод ческо-кочевой, осед ло-земледельчес кий.

Умение работать с дополнительной, энциклопедической литературой на разных носителях информации.

Подготовка кратких сообщений на заданную тему.

Великое переселение на родов. Народы на терри тории нашей страны до середины I тысячелетия до н.э. Влияние геогра фического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования.

3-4.

Города-государства Северного Причерно морья

2

16.01

18.01

Города-государст ва, греческие коло нии Северного При черноморья – Оль вия, Херсонес, Пан

тикопей, Фанагория и др. Дань, плуг, тюрки, финно-угры, хазары, скифы.

Умение работать с дополнительной, энциклопедической литературой на разных носителях информации.

Подготовка кратких сообщений на заданную тему

Скифское царство и упадок Причерноморских государств. Тюркские народы и их государства на территории нашей страны. Жители лесной полосы Восточной Европы.

5.

Язычество

1

23.01

Перун, Дажбог, Волос, Хорс и др. Праздники- Новый год, Святки, Масленица, Ивана Купала (22 июня), Пробуждение земли (22 марта), празд ник жатвы (22 сен тября), семейные обряды, погребаль ные обычаи.

Умение работать с дополнительной, энциклопедической литературой на разных носителях информации

Подготовка кратких сообщений на заданную тему.

Славянские языческие боги. Языческие праздники.

6.

Распространение хрис тианства, ислама, иуда изма на территории на шей страны в древности

1

25.01

Иисус Христос, Библия, Коран, Мухаммед, Аллах, Яхве, Талмуд.

Умение работать с дополнительной, энциклопедической литературой на разных носителях информации

Подготовка кратких сообщений на заданную тему.

Xв.- распространение христианства под влиянием Византии на Руси. XIII в. – укоренение ислама в Ср. Азии, позднее в Золотой Орде, XVI-XIX вв. распространение среди народов Северного Кавказа и Черноморского побережья. Иудаизм VIII-IX вв. – государственная религия Хазарского каганата.

7.

Восточные славяне и их соседи в древности.

1

30.01

Индоевропейская группа народов, славянская языко вая семья, род, родо вая община, племя, кочевники, дань, на родное ополчение.

Умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. Умение работать по карте, заполнять контурные карты.

Блицопрос, проверка знания карты

Восточные славяне и их соседи.

8.

Занятия, верования, и общественный строй Восточных славян

1.02

Род, родовая общи на, племя, союз пле мен, соседская об щина («мир»), князь, дружина, боя ре, вече, вотчина, натуральное хозяй ство, холопы, заку пы, «люди», смер ды, язычество, свят ки.

Умения и навыки работать с истори ческой картой. Пра вильно отвечать на поставленные воп росы. Устанавли вать причинно-след ственные связи: родовая община → изменения в орудии ях труда→соседс кая община→нера венство→государство

Тестирование

Занятия, быт, верова ния, общественный строй.

Русь в IX – первой половине XII вв. (7 часов)

1.

Формирование Древне русского государства

1

6.02

Государство, варяги, княжеская  власть, дружина, бояре, полюдье, уроки, погосты. Основные теории возникновения госу дарства у восточ ных славян

Умение устанавли вать причинно-след ственные связи. Выделять главное в тексте учебника. Умение работать с картой. Развивать умение составления схем.

Проверка схемы, исторические диктанты.

Формирование Древне русского осударства

2.

Первые русские князья.

1

8.02

Рюрик, Олег, Аскольд, Дир, Игорь, Ольга, Святослав, 862г., 882г., 904г., 945г.

Продолжать разви вать умение рабо тать с исторической картой. Составлять схемы. Учить срав нивать, анализиро вать, делать выводы.

Блицопрос, проверка кроссворда

Население деревень и городов. Княжеская власть.

3.

Правление князя Владимира и крещение Руси.

1

13.02

Крещение Руси. 988 г., христиан ство

Умение сравнивать (языческая религия славян и христиан ство). Умение выде лять причины, ход, значение историчес ого события (приня тие христианства)

Подготовить сооб щение о Влади мире Красное Сол нышко

Крещение Руси

4.

Рассвет Древнерусского государства

1

15.02

Феодальные усобицы, вира, видок, тиун послух, гривна, «Русская правда»

Уметь определять предпосылки для расцвета государст ва. Уметь раскры вать социальную сущность «Русской правды»

Анализ документа

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда»

5.

Жители Древней Руси

1

20.02

Народность, общес тво, дружина, духо венство, митропо лит. Вотчина,закуп, рядович, хоромы.

Уметь описать экономико-социаль ное положение, быт, нравы различных категорий жителей Древней Руси. Учиться работать в группах.

Тестирование, практические задания, исторический диктант

Население деревень и городов

6.

Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого (начало распада)

1

22.02

Междукняжеские усобицы. Любечс кий съезд князей. Правление Влади мира Мономаха. «Устав».«Поучение детям»

Умение раскрывать причины княжеских междоусобиц – ослабление строя. Уметь определять роль личности в истории (Владимир Мономах)

Блицопрос (карточки)

Княжеские усобицы. Владимир Мономах.

7.

Культура и быт Древней Руси.

1

27.02

Летопись, пропо ведь, фольклор, бы лина, устное народ ное творчество, Нес тор, «Повесть вре менных лет»

Уметь выделять главное (истоки и особенности древне русской культуры). Ценностное ориен тирование древне русского общества.

Обсуждение, сообщения, кроссворды

Культура и быт Древней Руси.

8.

Русь Древняя (повторительно-обобщающий урок)

1 (за счет резервного времени)

29.02

Тестирование, практические задания, исторический диктант

Русь во второй  половине XII- XIII вв. (8 часов)

1.

Начало раздробленности Древнерусского государства.

1

5.03

Феодальная раз дробленность, удельные княжест ва

Уметь определять социально-экономи ческие и полити ческие причины раз дробленности. Выде лять последствия раздробленности. Развивать умение работы с картой. Сводить знания в таблицы.

Проверка карты, проверка таблицы, устный блицопрос.

Политическая раздроб еность Руси. Эконо мические и полити ческие причины раз дробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население.

2-3.

Главные политические центры Руси

2

7.03

12.03

Раздробленность, удел, упадок Киева, междоусобные вой ны. Образование са мостоятельных кня жеств и земель. По следствия феодаль ной раздробленнос ти.

Уметь выделять общее и особенное в социально-экономи ческом, политичес ком, культурном раз витии удельных зе мель. Уметь рабо тать в группе.

Защиты групповых работ.

Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Владимиро-Суздальская земля, Великий Новгород, Галицко-Волынская земля. Русь и Степь.)

4.

Монгольское нашествие на Русь.

1

14.03

Монголо-татары, Чингисхан, Батый 1223 г.,

1237-1238гг.,

1239-1240гг.

Уметь работать по карте. Определять причины завоева тельных походов монголо-татар. Уметь заполнять таблицы: дата, поход, захват территорий.

Чингисхан и объеди нение монгольских племен. Монгольские завоевания. Нашествие Батыя на Русь, сопротивление завоевателям.

5.

Борьба русских земель против экспансии Запада

1

19.03

1240г., 1242гг. Рыцарский Орден, крестовый поход, крестоносцы, Владимир Невский, Невская битва. Ледовое побоище.

Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, причинно-следствен ные связи, роль личности.

Устный блицоп рос, карточки, сооб щения

Борьба Руси против экспансии с Запада. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище.

6.

Русь и Орда.

1

21.03

Баскак, иго, ярлык, агрессия, эксплуа тация, ордынское владычество

Уметь определять сущность и последствия монголо-татарского ига. Работать с документами

Работа со схемой на карточках.

Русь и Орда.

7.

Русь и Литва

1

2.04

Уния

Уметь работать по карте. Уметь составлять хроноло гическую таблицу, опираясь на текст учебника, изложе ние учителя, карты

Интеллектуальная разминка, устные ответы на вопросы.

Обособление Юго-западной Руси. Русь и Великое княжество Литовское в XI-XV вв.

8.

Культура русских земель.

1

4.04

Общерусское куль урное единство и складывание мест ных художествен ных школ. «Слово о полку Игореве»

Уметь выделять общее и особенное в произведениях куль туры каждого удель ного княжества. Учиться сравнивать, анализировать исто рические источники (картины, докумен ты). Делать выводы. Участвовать в бесе де.

Викторина

Развитие культуры

9.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Политическая раздробленность на Руси»

1(за счет резервного времени)

6.04

Тесты «Кому принадлежат слова», «О каком событии идет речь». Работа с текстом «Найди ошибки»

Образование единого русского государства (7 часов)

1.

Предпосылки объедине ния русских земель, усиление московского княжества.

1

11.04

Порядок наследова ния престола. Вот чинное, монастыр ское, помещичье и черносошное земле владение

Уметь анализиро вать историческую карту: определять территории круп нейших княжеств и территории, утрачен ные Русью. Выде лять предпосылки объединения рус ских земель. Причи на возвышения Мос ковского княжества.

Устные ответы, опрос, карточки, причины, предпосылки, сообщение об Иване Калите.

Москва-центр объеди нения русских земель. Восстановление хозяй ства на Руси. Города и их роль в объедине ИИ русских земель. Иван Калита и утверж дение ведущей роли Москвы.

2.

Москва – центр борьбы с ордынским игом.

1

16.04

Сергей Радонеж ский. Дмитрий Дон ской, Куликовская битва, полк, рать

Уметь выделять главное. Выводить «уроки» из события. Определять роль личности в истории

«Исторический футбол», сообщения

Куликовская битва. Дмитрий Донской.

3.

Московское княжество и его соседи в конце XIV-середине XVвв.

1

18.04

Предпосылки объе динения единого го сударства, полити ка московских кня зей. Междоусоб ные войны.

Уметь кратко изла гать исторический материал. Уметь раз вернуто излагать ис торический матери ал. Вести дискуссию

Блицопрос, карточки.

Московское княжество и его политика. Иван III, Василий III.

4.

Создание единого русского государства и конец ордынского ига.

1

23.04

Предпосылки обра зования единого го сударства. Центра лизованное государ ство, служивые лю ди, дворяне, помес тье. Ханство, «Стоя ние на Угре»

Уметь устанавли вать причинно-следственные связи: изменения в жизни страны. Уметь выде лять исторические за кономерности. Ре шать проблемные и познавательные за дачи.

Устный развернутый ответ на вопросы, проблемное задание по карте.

Объединение русских земель, конец зависимости русских от орды. Распад Золотой Орды.

5.

Московское государство в конце XV-начале XVIвв., основные социальные слои

1

25.04

Вотчинно-помест ные землевладения и положение крес тьян. Феодально-за висимые крестьяне, судебник, пожилое, привилегии, служи лое казачество, Юрьев день.

Умение определять изменения в социаль но-экономическом развитии. Сравни вать, находить об щее, различия, обоб щать и делать выво ды.

Карта, схема, устный опрос, карточки с индивидуальными заданиями.

Завершение объедине ния русских земель. Присоединение Моск вой северо-восточных и северо-западных зе мель Руси. Становле ние центральных орга нов власти и управле ния. Судебник 1497 года. Традиционный характер экономики.

6.

Церковь и государство в XV-начале XVIвв.

1

30.04

Становление рус ской автокефаль ной церкви. Ереси. Нестяжатели, ио сифляне. Теория «Москва- третий Рим».

Уметь определять причины изменения в положении Русской православной церкви. Причины появления ереси.

Устный опрос, карточки с индивидуальным заданием.

Церковь в Русском государстве. Роль церкви в общест венной жизни. Сергий Радонежский.

7.

Русская культура в конце XV – начале XVI вв.

1

02.05

«Сказание о князьях Владимир ских», «Задонщи на», «Сказание о мамаевом побои ще», «Хождение за три моря», «Трои ца». Афанасий Ни китин, Феофан Грек, Андрей Руб лев.

Умение выделять главное. Сравнивать с культурой начала XV века. Давать описательную харак теристику произве дениям искусства. Учиться писать крат кие сообщения.

Сообщения, викторина.

Русская культура в конце XV – начале XVI вв.

8.

Образование единого государства (повторительно-обобщающий урок)

1 (за счет резервного времени)

7.05

Кроссворд, карточки с заданиями. Тест

Московское  государство в XVI в. (5 часов)

1.

Иван Грозный. Начало правления.

1

14.05

Избранная рада, централизованное государство, Земс кий собор, прика зы, стрельцы, дворя не, губа, судебник, царь, сословная мо нархия.

Уметь устанавли вать причинно-следственные связи, выявление исторической закономерности. Роль личности в истории. Умение кратко и развернуто давать ответы, оперировать понятиями.

Сообщения, таблица, индивидуальные задания, карточки, устный опрос.

Условия развития страны в XVI веке. Территория, население, характер экономики. Становление централизованного государства и самодержавной власти. Иван Грозный. Реформы 50-60-х гг. XVI в. Земские соборы.

2.

Внешняя политика Ивана IV.

1

16.05

Ливонская война, засечная черта, наемник, казаки, Речь Посполита

Уметь выбирать главное при состав лении хронологи ческой таблицы. Видеть причинно-следственные связи. Уметь оперировать терминами и понятиями.

Проверка хронологической таблицы «Внешнее положение», устный блицопрос.

Московское государс тво и Великое княже ство Литовское. Рас ширение территории государства. Завоева ние Поволжья и За падной Сибири. Ли вонская война.

3.

Усиление власти Ивана Грозного.

1

21.05

Опричнина, заим щина, приказы, тер рор, самодержавие

Уметь выделять глав ную суть явления (процесса). Причин но-следственные свя зи, итоги (последст вия). Уметь анализи ровать исторические источники, осмыс ление их. Давать оценки историчес ким явлениям.

Решение познавательных задач по карточкам, устный блицопрос.

Опричнина

4.

Россия в конце правления Ивана IV.

1

23.05

Сословно-представительная монархия, острог, заповедные Лета

Уметь работать в группах. Анализиро вать источники. Срав нивать, осмысливать и оценивать истори ческие явления. Опе рировать терминами и понятиями. Слу шать товарищей, вес ти дискуссию.

Тест

Централизованное государство; сословно-представительная монархия. Церковный Собор.

5.

Культура и быт в XVI в.

1

Печатник, иконостас

Изучать, сравнивать, анализировать, опи сывать, давать харак теристику произведе ниям искусства. Пи сать краткие сообще ния.

Сообщения, кроссворды, блицопрос

Развитие культуры в XVI в. Публицистика. «Сказание о князьях Владимирских». Летописные своды. Начало русского книгопечатания. Иван Федоров. Зодчество. Строительство шатровых храмов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..

Рабочая программа по истории 8 класс  к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК  по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной

Рабочая программа по истории  7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК  по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...

Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК по Всеобщей истории Н.В.Загладина; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК  по Всеобщей истории  Н.В.Загладина; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...