патриотическое воспитание в школе
статья по истории
мой опыт педагогической работы по воспитанию патриотизма и гражданственности на уроках истории и во внеурочное время
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patriotizm_i_grazhdanstvennosti_na_urokah_istorii.docx | 392.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Ильютченко Ольга Евгеньевна
учитель истории и обществознания
МОУ « Средняя общеобразовательная школа № 11 с углубленным изучением
отдельных предметов» г. Железногорска,
Курской области, Российской Федерации.
Ilyutchenko Olga Evgenievna
teacher of history and social science
MOU «Secondary school № 11 with in-depth study
individual objects» Zheleznogorsk,
Kursk region, Russian Federation.
Электронная почта: kosare-olga@yandex.ru
Почтовый адрес: 307179, Курская область, г. Железногорск, ул. Ленина, д.82, корп. 3, кв. 22
Телефон: 8-910-315-47-21
Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках истории и во внеурочное время.
Education of patriotism and citizenship in history lessons and outside school hours.
Как нет человека без самолюбия,
Так нет человека без любви к Отечеству…..
К. Д. Ушинский
Одной из наиболее актуальных проблем в современной школе является формирование личности, самосознания подрастающего поколения. Советское прошлое определяет самосознание россиян старшего поколения, а для молодежи относится уже к сфере исторической памяти. В этой связи вопросы сохранения исторической памяти как основы культурной преемственности поколений и национально – гражданской идентичности приобретают особую значимость. Существенное влияние на историческую память оказывают историческое образование, мемориальная политика государства и другие факторы социально – политического и культурного развития.
В современной России многие факты нашей истории получили новую интерпретацию. То, чем гордились многие поколения наших соотечественников – победы в войнах, освоение новых территорий, деятельность великих полководцев, подвиги героев – стало рассматриваться исключительно с критических позиций. Произошла резкая переоценка ценностей, прежде всего, моральных : изменилась мотивация деятельности, отношение к труду, к своей роли в обществе, к истории своей страны. Для русского человека патриотизм всегда являлся его спасением и , прививая молодым людям любовь к Родине, гордость за свой народ, можно спасти нацию и отечество. Россия всегда славилась своими верными сынами, людьми чести и достоинства, которые на первое место ставили и ставят интересы России. Страна вспоминает свою национальную культуру, свою историю, чтобы осмыслить, познать и понять себя, раскрыть душу разумному, доброму, вечному. Историческая память – это набор передаваемых из поколения в поколение событий прошлого , совокупность научных знаний и массовых представлений социума об общем прошлом. Российская школа, педагогическая наука и практика не могут оставаться в стороне от осмысления сущностных вопросов исторического прошлого нашей страны, дискуссионных вопросов новейшей истории России, которые являются базовыми для формирования российской национально – гражданской идентичности. Диалог с прошлым - фактор развития любой цивилизации. Широко известен тезис «тот, кто контролирует прошлое, контролирует будущее», который во многих странах рассматривается как основа исторической политики. (1.6.) Формируемый у молодежи образ прошлого становится нормой ее собственного представления о себе и формирует ее реальное поведение. Без патриотизма невозможно построить новое сильное государство, привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Без заботы о собственной национальной экономике, национальном рынке, росте отечественных производителей, опоры на собственные силы невозможно улучшить жизнь людей. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старших поколений невозможно вырастить морально здоровую молодежь. Сегодня государство заговорило о необходимости вернуть в образование важную составляющую воспитательной работы – патриотизм, основу которой должны составлять общечеловеческие ценности, нормы и традиции, представленные в такой форме, которая бы не подавляла, а наоборот оттеняла богатство собственной культуры каждого народа.
Для решения проблемы на государственном уровне были разработаны Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2015-2020 годы», направленная на преодоление проявившихся в последние годы негативных тенденций в среде учащейся молодежи, так же Концепция духовно – нравственного развития и воспитания гражданина России . Основной целью Программы «является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей формирование у граждан России высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей». Программа утверждает, что патриотизм – это базовая национальная ценность, базовая направленность духовно – нравственного развития личности. Указывается, что для достижения этой цели необходимо создание системы, направленной на повышение качества патриотического воспитания в образовательных учреждениях, превращения их в центры патриотического воспитания подрастающего поколения. Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. Согласно « Концепции духовно – нравственного развития и воспитания гражданина России» , современный человек – это образованный, нравственный , компетентный гражданин страны, принимающий судьбу и историю своей Родины, осознающий ответственность за нее, уважающий традиции и культуру многонационального народа РФ. Перед современным обществом стоит цель – формирование физически и нравственно здоровой личности, связывающей свою судьбу с будущим своей родины, способной защитить государственные интересы России.
Воспитание патриотизма и гражданственности я всегда считала основной составляющей на уроках истории и обществознания, даже тогда, когда общество было в поиске, у меня не было сомнения в целях своей педагогической деятельности . Первое, что я должна привить своим ученикам – это любовь к своей истории, Родине, городу. Анализируя историю, мы приходим к выводу, что история России - это в значительной мере история войн, в которых россияне проявляли героизм и мужество, переносили неимоверные тяготы и лишения. Поэтому учащимся необходимо рассказывать во имя чего совершались те или иные подвиги, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества. Очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского воспитания. Все вышеизложенное и определило актуальность и значимость данной проблемы.
Как учитель истории с 20-летним опытом работы, считаю необходимым развитие духовных качеств личности на уроках истории, а также на внеклассных занятиях. Мною разработана система работы по гражданско - патриотическому воспитанию, цель которой - совершенствование духовно - патриотического воспитания учащихся, формирование модели гражданина - патриота.
Для реализации своего плана я поставила следующие задачи:
- создавать реальные возможности на уроках и во внеклассной работе для развития патриотических качеств у школьников;
- применять современные педагогические технологии обучения ;
- использовать возможность профильного обучения в школе с целью повышения мотивации к обучению школьников и углубленному изучению исторического материала, повышая познавательную активность учеников, прививая навыки исследовательской деятельности;
- развивать познавательные интересы, потребности в познании культурно - исторических ценностей страны, региона, города с целью воспитания патриотизма и гражданственности;
- формировать общечеловеческие ценности, качества интеллигентности, профессионализма, соблюдение законности и порядка.
Реализация моего плана позволяет мне вести работу по нескольким направлениям:
1. Работа на уроках истории и обществознания;
2. Проектная деятельность.
3. Краеведческая деятельность .
4. Внеклассная деятельность.
Инструментами и способами реализации исторической политики нашего государства помимо учебников истории являются:
- памятные даты, государственные ритуалы, гражданские и религиозные обряды, связанные с исторической памятью;
-памятники, мемориалы, музейные экспозиции;
- топонимика;
- законы, законодательные инициативы, закрепляющие определенные трактовки исторических событий;
- художественная и медийная репрезентация исторической памяти: фильмы, книги, интернет- проекты, телепрограммы;
- публичные конкурсы на исторические темы;
- правила доступа к архивным документам;
- общественные дискуссии.
Все эти инструменты влияют на историческую память и формирование гражданской идентичности молодежи.
Понятие «гражданственность» - это активная и сознательная включенность в дела политического сообщества; это психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом политического сообщества; это способность и готовность выступать в роли гражданина; это высшая добродетель свободного и полноправного участника политического сообщества; это приверженность интересам политического сообщества, чаще всего государства.
Эти и другие родственные им значения понятия «гражданственность» взаимно дополняют и подкрепляют друг друга, в связи с чем оно приобретает весьма широкий смысл, обнаруживает внутреннюю связь и родство с такими понятиями, как «политическая активность», «политическое участие».
Патриотизм и гражданственность тесно связаны с таким понятием как «общечеловеческие ценности». Мы живем в жестокий век, где, казалось бы, при таком высоком уровне развития науки, техники и человеческой мысли, продолжаются жестокие, варварские, а главное уносящие миллионы жизней войны, конфликты. Разве об этом мечтали наши деды и прадеды? Для этого ли ценой своих жизней отвоевали нам мир в Великой Отечественной войне? Все это во многом по-новому ставит сейчас вопросы воспитания патриотизма и гражданственности в школе.
Уроки истории призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся. Познавая идею Родины, переживая чувство единения с ней, испытывая тревогу об ее нынешнем и будущем, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Благодаря героизму народных масс России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Так, изучая тему « Смутное время » в 10-м классе , вспоминаем значение понятий : гражданин, народное ополчение, патриотизм, гражданское общество, национальное самосознание, царь.
Изучив фактический материал, вступаем в проблемную дискуссию:
- Что помогло сохранить российскую государственность – стремление ощутить над собой сильную власть или возрождение гражданского самосознания и чувства единения?
- Какими причинами можно объяснить частую смену правителей и противоборствующих лагерей в разгар Смуты?
- Каковы причины , определившие завершение Смуты в России?
- В чем уроки Смуты для современной России?
- Кого благодарит Россия 4 ноября ? Без чего невозможно было преодолеть Смуту?
Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи уважения к Родине, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России. Это достигается, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в них чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. Достойным итогом работы учащихся над темой « Смутное время» является написание эссе по проблеме : « Смутное время – это разложение, очищение, обновление России », в котором каждый ребенок мог раскрыть свои мысли о героизме и чувстве ответственности народа за судьбу своей родины , увидеть национальных героев и врагов страны. В тоже время, знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не все еще таково, каким должно быть. История - это могучая и вечно живая сила, которая творит Патриота, Гражданина.
Каждый период истории России драматичен и напряжен. Задача на уроках отечественной истории - раскрыть и донести до сознания школьника преемственную связь времен и народов, поколений, связь между прошлым, настоящим и будущим. Повышению эффективности исторического образования способствует использование разнообразных форм уроков героико-патриотической тематики: интегрированных, проблемных, уроков-характеристик, уроков-размышлений, дискуссий, семинаров, лекций и др. В старших классах я считаю необходимым условием применение технологии сотрудничества, которое предполагает отказ от авторитарной модальности в общении , создаются партнерские, доверительные отношения между учителем и учащимися, а это влияет на качество усвоения материала и воспитания школьников. Патриотическая направленность занятий основывается на систематическом осмыслении школьниками патриотических, нравственных идей, представленных в содержании отечественной истории, как победных, так и трагических ее страниц, на выборе мировоззренческой позиции. Вот здесь и играет большую роль индивидуально-личностное отношение к изучаемым темам, эмоциональное восприятие исторического материала.
Наиболее ярко патриотическое воспитание проявляется на уроках при изучении темы « Великая Отечественная война 1941-1945 годов». Использование документального материала активизирует историческое мышление учащихся, учит критическому осмыслению, анализу и синтезу. Самостоятельный анализ документов вооружает школьников навыками исследовательской работы, учит анализировать информацию.
Например, документы « Приказ № 270», « Приказ № 227», « Из выступлений В. М. Молотова по радио 22 июня 1941 года», « Из дневников тружеников тыла», « Из писем солдат…», « Указ Президиума Верховного Совета СССР « О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время» 26 июня 1941 года, М. Калинин и др.
Дети получают возможность провести исследования, самостоятельно найти и сформулировать ответы на вопросы, оказаться мысленно в условиях того времени и понять историческую ситуацию и людей того времени. А значит , понимают, почему мы безгранично уважаем и почитаем героев войны- фронтовиков и тыловиков.
К 70-летию Победы над фашистской Германией и ее союзниками, старшеклассники подготовили исследовательские проекты по теме « Нет фашизму!», в которых заявили о том, что современная молодежь чувствует себя ответственной за настоящее и будущее своей Родины, выступает протии всех форм фашизма , национализма, сохраняя память о глобальной опасности фашизма. С этими проектами они выступили на классных часах в 5-6 классах, посвященных Дню Победы и на уроке истории, подготовили буклеты с целью пропаганды неприятия фашизма.
Для более полной реализации воспитательного потенциала содержания урока отечественной истории необходимо применять комплекс приемов, которые могут усилить воспитательное воздействие на учеников. К этим приемам относится установление интегративных связей истории с другими гуманитарными предметами, такими, например, как литература и музыка. Так был проведен повторительно- обобщающий урок по теме « Великая Отечественная война» в 11-м классе, в котором выпускники показали свои знания , эрудицию, умения по истории, литературе, музыке:
- Исторический этап ( викторина)
- Литературный этап ( беседа по литературным произведениям о войне)
- Краеведческий этап ( вопросы по истории родного края)
- Музыкальный этап ( вспомнить песни военных лет).
Исторически формирование патриотической идеи совпадет с возникновением Русского государства. В период перехода от родового общества к древнерусскому государству этническое самосознание воплощалось в представлении об общности происхождения и принадлежности к определенному племенному объединению, что привело впоследствии к формированию общей идеи русской земли, Руси. Но не только географическое пространство сплачивало формирующуюся древнерусскую народность. Язык, верования, историческая память о прошлом, общность судьбы - все то, что можно назвать историческим пространством и составляло вкупе Отечество. С идеей общности судьбы учащиеся знакомятся на первых уроках отечественной истории: « Восточные славяне в древности». Такую работу лучше провести, разделив класс на группы, дав задание проанализировать текст письменных источников о славянах. Особое внимание обратить на работу Маврия Стратега, который писал: « Племена славян и антов, сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству …Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, ..охраняют их в случае надобности..Находящихся в плену они не держат в рабстве..». Такие документы способствует формированию у школьников уважительное отношения к своим предкам. Восточные славяне предстают перед ними как трудолюбивый, мужественный, свободолюбивый и мирный народ, который осознает свою общую судьбу. Урок « Откуда пошла земля Русская» мною проводится как урок-дискуссия в 10 классе. Проблема возникновения государства в исторической науке является одной из важнейших в отечественной истории. На протяжении более двух столетий вопрос о времени и характере образования Киевской Руси дискутируется в научной среде. Раскрывая суть норманской и антинорманской теорий важно, чтобы учащиеся умели аргументировать свое мнение относительно обеих теорий и сделать вывод, что государство не могло создаться по воле одного человека – правителя. Все необходимые условия были созданы, и князя уже приглашали на готовый «стол», на договорных условиях, хотя « Повесть временных лет» указывает на значительную роль Рюрика в становлении государственности на Руси. Подчеркивается еще одно обстоятельство: русское государство объединило разноязычные племена. Данный урок позволит учащимся самостоятельно давать оценку историческим событиям, вырабатывать свое отношение к личностям, формировать мировоззрение.
Одной из ведущих в памятниках русской средневековой письменности была идея защиты, а не захвата чужих земель. "Да не посрамим земли Русской!" - эти слова киевского князя Святослава могут быть лейтмотивом всей боевой истории Российской армии. С середины XIII века с утратой государственного суверенитета, ослаблением политической роли русской земли общерусская патриотическая идея уступила место локальным призывам. Здесь большое воспитательное значение играют уроки на тему: « Борьба с иноземными захватчиками». Особым интересом пользуется тема « Александр Невский». Его битвы и знаменитые слова « Не в силе Бог, а в правде!», « Пусть без страха жалуют к нам в гости…..», вызывают гордость за нашу страну, за ее героев. На этих примерах воспиталось не одно поколение. Важно, чтоб здесь учащиеся сделали вывод: защита своего Отечества – долг гражданина. Необходимо вспомнить, что народ России благодарен великому полководцу и по праву в XXI веке Александр Невский стал именем России, это еще раз доказывает, что героические страницы своего прошлого мы помним, храним в памяти и гордимся своими предками. Орден Святого Александра Невского, учрежденный Петром Первым « За труды и отечество» находился и находится в наградных системах Российской империи, СССР, Российской Федерации.
Со второй половинеXIV века клич "За землю русскую!" возродился в сочетании с другим: "За веру православную!". Православие объединяло русских в борьбе за государственную независимость, олицетворяя и одухотворяя эту борьбу. Неписаным правилом для русского воина было стоять насмерть за отца и брата, мать и жену, за родную землю. Верность воинскому долгу скреплялась устной присягой, клятвой на оружии и перед Богом. В военных походах и сражениях воспитывались взаимовыручка, товарищество, смелость, героизм, презрение к смерти во имя спасения Отечества. Постепенно эти качества стали основой патриотизма как важнейшего явления в социально-политическом и духовном развитии нашего общества, явившегося важной составляющей российского менталитета. Все темы, которые связанны с Куликовской битвой для воспитания этих качеств играют большую роль. Анализируя исторические предпосылки и условия, важные факторы проявления героизма народных масс , учащиеся, в первую очередь, должны обратить внимание на следующее: политика первых московских князей, собиравших земли вокруг Москвы, не допускавших прямых набегов ордынцев в течение нескольких десятилетий, дала возможность укреплению экономики московского княжества; роль митрополита Алексия и старца Сергия Радонежского в поддержке политики московских князей для борьбы с монголо-татарским игом; историческая миссия русского народа, защитившего народы Европы от ордынского гнета. При изучении этого исторического периода ведется работа не только с учебником истории, но и художественной литературой, например, повестью И. Сукневича «Битва на поле Куликовом», с историческими источниками, пишутся рефераты, даются характеристики исторических лиц, создаются презентации. Все это позволяет раскрыть одну из сложных и интересных страниц истории Отечества XIV века, учащиеся сами делают вывод, что наказ Ивана Калиты своим детям и внукам: «Да свеча бы не угасла» - современно звучит и сегодня в России.
В годы правления Петра I патриотизм приобретает характер государственной идеологии, считается выше всех ценностей и добродетелей, а главным девизом россиян становятся слова: "Бог, Царь и Отечество". С тех пор воспитание в армии основывается на положении: русский солдат служит не ради чести и славы своей или императора, а в интересах государства Российского. "Вот пришел час, который решит судьбу Отечества, - обращался Петр I к воинам перед Полтавской битвой. - И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество... А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего...". Такой подход к военной службе был закреплен в "Учреждении к бою", "Артикуле воинском", написанных лично Петром I, в Уставе воинском 1716 года, российских законах. История нашего государства - это история войн в его защиту. Поэтому стержнем государственного патриотизма становится военно-патриотическое воспитание, получившее заметное развитие в трудах и деяниях П.А.Румянцева, А.В.Суворова, М.И.Кутузова, П.С.Нахимова, М.И.Драгомирова, С.О.Макарова, М.Д.Скобелева и других.
Благодатным материалом для воспитания патриотизма является Отечественная война 1812 года. Героизм не только русской армии, умение и талант ее полководцев, а и мужество всего русского народа. Важным для воспитания учащихся является подъем на защиту Отечества народных масс. « Война не по правилам», так Наполеон назвал партизанскую войну. Изучая документы, дополнительную литературу, составляя презентации, обсуждая спорные вопросы, важно прийти к выводу: ни свою жизнь, ни свою свободу, ни жизнь господ защищали крепостные крестьяне, а независимость Отечества, свою землю и этим гордились.
Воспитание гражданской позиции и гордости русскими людьми, верными своему Отечеству достигается на уроках, посвященных реформаторам. Следует обратить внимание на государственную деятельность П.А. Столыпина. Патриот своей страны, хотел видеть ее великой. Его слова: « Вам нужны великие потрясения, мне нужна великая Россия», характеризует этого человека как гражданина своей страны. Отдал жизнь во имя величия России. Изучение деятельности великих личностей направлено на осмысление роли личности в истории, от которых зависит судьбы народов и судьбы страны. Важно, чтобы учащиеся причисляли себя к субъектам исторического процесса и начинали понимать, что историю творят люди. В послеоктябрьский период развития нашей страны произошло переподчинение собственно русских и российских интересов задаче интернационализации отношений в обществе. Значительно слабее стала преемственность поколений, нарастали тенденции маргинализации населения, особенно молодежи, ее отчуждения от героических свершений и славы великих предков. Долгие годы наш народ жил в мире деформированных нравственных ценностей: без прошлого, без веры, без бога, с коротенькой послеоктябрьской историей. В то же время в ходе Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе нашего Отечества, народ и армия проявили небывалый по силе патриотизм, который явился основой духовно-нравственного превосходства над фашистской Германией. Вспоминая тяжелые дни сражения за Москву, Г.К.Жуков отмечал, что "не грязь и не морозы остановили гитлеровские войска после их прорыва к Вязьме и выхода на подступы к столице. Не погода, а люди, советские люди! Это были особые, незабываемые дни, когда единое для всего советского народа стремление отстоять Родину и величайший патриотизм поднимали людей на подвиг». Этот исторический факт свидетельствует о том, что форма власти, общественная система не в состоянии оказать решающего воздействия на высшие духовные ценности народа в моменты судьбоносных испытаний.
Таким образом, я на уроках истории воспитываю в детях такие важные для жизни в современном обществе качества как широта мышления, научное историческое мировоззрение, толерантность, патриотизм, гражданскую активность и смелость, творческое начало. Современное общество требует компетентной личности, способной иметь глубокие знания, принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.
Используемая литература :
1. Государственная программа « Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2015-2020 годы»
2. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания гражданина , 2010г.
3. Л. Л. Кочергина « История- литература. Интегрированные уроки 11 класс», Волгоград, « Учитель», 2005 г.
4. Т. А. Касимова , Д. Е. Яковлев « Патриотическое воспитание школьников» , Москва , Айрис- пресс, 2005г.
5. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков « Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» М, Просвещение, 2009 год.
6. Е.Е.Вяземский, О.Ю.Стрелкова «Феномен фальсификации истории России и историческое образование школьников», Москва, «Русское слово», 2014г.
АННОТАЦИЯ
Статья « Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках истории и во внеурочное время» посвящена одной из наиболее актуальных проблем современной системы образования и воспитания России. Автор статьи – Ильютченко О. Е. ,практикующий учитель истории и обществознания, представил свои методы и приемы работы по данной проблеме, которые способствуют духовно – нравственному воспитанию подрастающего поколения.
ANNOTATION
The article "Education of patriotism and citizenship in history lessons and after school" is devoted to one of the most urgent problems of the modern education system and education in Russia. The author - Ilyutchenko O. E. practicing teacher of history and social science, presented his techniques and tricks on this issue, which contribute to the spiritual - moral education of the younger generation.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Линейка открытия месячника патриотического воспитания в школе
В нашей школе стали традиционными месячники гражданско-патриотического воспитания. Начинается месячник с торжественной линейки открытия, на которой классы знакомятся с планом проведения месячника....
Статья "Организация патриотического воспитания в школе"
Патриотическое воспитание в школе...
Доклад на тему "Гражданско-патриотическое воспитание в школе"
Текст выступления на школьном мероприятии "День открытых дверей в МОУ Овчинниковская СОШ"...
Конференция и экскурсия как эффективные методы патриотического воспитания в школе
Школе как социальному субъекту принадлежит ведущая роль в осуществлении и успешной социализации подростка. В ФГОС ООО предусматривается решение таких основных задач как...
Рабочая программа по патриотическому воспитанию в школе
Кружок является важной формой распространения военных, военно-технических знаний, повышения качества работы по патриотиче...
Организация патриотического воспитания в школе.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству,стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.Важнейшей составной частью ...