Программа внеурочной деятельности "Путешествие в историю средневековья"
рабочая программа по истории (6 класс)

Алешина Наталья Валериевна

Программа по внеурочной деятельности "Путешествие в историю средневековья" предназначена для учащихся 6-х  классов общеобразовательной школы. Программа ориетирована на дополнение и угулбление знаний учащихся о важнейших деятелях истории средневековья. Актуальность определяется важностью изучения персоналий для понимания своеобразия эпохи и роли личности в истории.Учащиеся смогут научиться объяснять причины выдвижения того или иного человека в качетсве общественного, политического, духовного лидера; давать характеристику деятельности истоической личности; определять последствия влияния выдающихся лидеров на жизнь общества.

Данная программа предполагает эвристическпий харктер изложения материала, создание и решение  познавательных исторических задач.  Значительная часть времени отводится для самостоятельной, поисковой деятельности учащихся. Завершается курс защитой индивидуальных или групповых проектных работ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vud_aleshina_-6_kl.docx114.33 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 511

Пушкинского района Санкт-Петербурга

,«Рассмотрено»

на заседании

МО учителей  истории и обществознания

Руководитель МО  

Чумак О.В.

_______________

Протокол № _1__

от «27___»_августа_2019 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР ГБОУ средняя школа № 511 Пушкинского района СПб

Богайцева М.В. «_28___»___августа____2019 г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ средняя школа №511 Пушкинского района СПб

Короваева Л.Е.

_____________

Приказ № _219/о.д.__

от «_30_»__августа-2019_г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности

обще интеллектуальной направленности

«Путешествие в историю средневековья»

для 6 класса

срок реализации один учебный год

        

                       автор - разработчик: учитель истории и обществознания

                                                   Алешиной Натальей Валериевной

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № _1____

от    «30___»    августа 2019 г.

2019 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

Рабочая программа разработана в соответствии с:

     1.        Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2.        Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897

3.        Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;

4.        Распоряжением Комитета по образованию от 22.03.2016 №822-р "О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы в 2016-2017 учебном году"

5.        Распоряжением Комитета по образованию от 22.03.2015 № 846-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений С6анкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2016/2017 учебный год»;

6.        СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189

7.        Письмом  Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. №03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"

8.        Письмом КО СПб №03-20-3717/14-0-0 «Об организации внеурочной деятельности» от 15.09.2014

Письмо 03-20-1905/14-0-0 от 2014 года утратило силу

9.        Инструктивно-методическим письмом Комитет по образованию №03-20-2057/15-0-0 от 21.05.2015

 1.2           Краткая характеристика программы (назначение программы)

Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий

 углубления знаний, полученных школьниками на уроках, создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно - нравственных ценностей и культурных традиций.

 для формирования у средних школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка и формирования художественного вкуса.

Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, выявить свой творческий потенциал.

Срок реализации программы - 1 год (68 часов из расчета 2 часа в неделю).

Шестиклассники (дети 12-13 лет) характеризуются высоким уровнем познавательной активности и любознательности. Детям предоставляется возможность удовлетворения своих познавательных интересов и общения в сочетании с изучением отечественной истории  и организационных форм занятий.

Обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги).

Особенность набора детей - свободная.

Наполняемость группы от 8 человек

Режим занятий: количество часов, выделенных на изучение курса, - 68  часов  в год, количество часов и занятий в неделю – 2 раза в неделю. Продолжительность занятий 40 мин.

      1.3  Актуальность программы

     Сегодня ценность исторической науки в обществе возрастает. История учит детей таким общечеловеческим ценностям как  толерантность, веротерпимость, справедливость, стремление помогать друг другу в беде.

     Традиционно изучению зарубежной истории периода Средних веков уделяется недостаточно внимания. Это связано с тем, что по стандартной программе учащиеся 6 класса должны за один год изучить зарубежную средневековую историю и историю России с древнейших времѐн до конца XVI в., и традиционно учителя наибольшее внимание уделяют именно отечественной истории. Между тем история западноевропейского средневековья представляет собой очень интересный для школьников 6 класса материал, в который входят темы и вопросы, важные как с точки зрения формирования мировоззрения, так и с точки зрения объяснения дальнейших и современных событий в истории европейских стран. Поэтому изучение наиболее интересных аспектов истории западноевропейского средневековья представляется актуальной задачей, которую оптимально можно решить именно в рамках внеурочной деятельности. Повышению эффективности изучения данным тем послужит многообразие форм деятельности, используемых на занятиях по внеурочной деятельности.

      Актуальность определяется  также важностью изучения персоналий для понимания истории Отечества, воспитания высоконравственной, патриотической личности.  Данная программа  ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о деятельности важнейших деятелях российской истории.

Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей.

Программа имеет практическое значение – приобщение к творческой работе, поиску информации в разных знаковых системах, в том числе в Интернете и подготовка к успешной итоговой аттестации в форме ГИА.

Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, выявить свой творческий потенциал. В соответствии с стандартами второго поколения способствует развитию способностей ученика и формированию универсальных учебных действий. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими исторического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Предполагает интеграцию с историей, обществознанием, литературой, МХК.

  1.4 Цель и задачи

   Целью данного курса является формирование личности, интересующейся историей человечества, способной анализировать исторические события, имеющей историческое мышление, т.е. способный оценивать события прошлого с точки зрения мировоззрения современников этого события.

     Задачи курса:

Обучающие:

  • познакомить детей с культурой стран Европы, России  в период средневековья  через активную деятельность;
  • способствовать пониманию средними школьниками особенностей развития средневековых обществ;
  • познакомить с менталитетом человека средневековья в сравнении с современной культурой;
  • формировать универсальные исторические понятия;
  • способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;
  • приобщать к общечеловеческим ценностям;
  • способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
  • прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему изучению истории формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.д.;

Развивающие:

  • развивать мотивацию к дальнейшему изучению истории;
  • развивать учебные умения и формировать у учащихся исследовательские приемы при изучении истории;
  • приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
  • развивать творческие  способности, уметь презентовать полученный результат
  • развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.; формирование потребности в самопознании, саморазвитии.

1.5 Планируемые результаты

Первый уровень – приобретение школьниками социальных знаний об общественно-исторических процессах, исторических фактах и явлениях; социально одобряемом поведении в обществе; особенностях групповой коммуникации; взаимодействии в коллективе. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие с учителями, как значимыми носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень – формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям общества, таким как человек, Родина, мир, культура, знания; формирование ценностных ориентаций в целом, формирование социально-позитивной мотивации к деятельности, как учебной так и социально значимой. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной ему социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного социального действия; осуществление всех этапов социального действия ( на основе выполнения  проектов социально значимого содержании) Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Ожидаемые результаты:

личностные результаты:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны;  понимание культурного многообразия мира; уважение  к культуре своего и других народов, толерантность
  • уважительное отношение к истории других стран;
  • познавательная, творческая, общественная активность;
  • умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
  • коммуникабельность;
  • личная и взаимная ответственность;
  • готовность действия в нестандартных ситуациях;
  • творчество.

метапредметные результаты:

  • способность организовывать свою деятельность;
  • владеть умениями работать с учебной и внешкольной информацией;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: понимать смысл адаптированного текста; уметь задавать вопросы, опираясь на текст, изображения;
  • участвовать в диалоге;
  • инсценировать исторические сюжеты;
  • передавать историческую информацию в виде художественных образов;
  • способность решать творческие задачи и представлять результаты своей деятельности в различных формах  (сообщение, презентация, творческая работа),
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Предметные  результаты: учащиеся должны

  • знать основные события всемирной истории периода средневековья;
  • уметь анализировать различные исторические источники и извлекать из них информацию;
  • уметь понимать и сочувственно воспринимать исторический опыт других эпох, народов и поколений;
  • создавать  творческие работы о ведущих деятелей культуры, политических, общественных, государственных деятелей России и всемирной истории

     1.6 Методическое обеспечение

Внеурочная деятельность по истории основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и фронтальная работа.

Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

Каждое занятие - это практическая часть по уже изученной на уроках теме. Практическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной и других видов деятельности:

Консультации, деловые игры, тренинги, дискуссионные клубы, разработка проектов к урокам,  поисковые исследования, через организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями.

Методы организации деятельности:

1.Словесные:  беседа, объяснение, рассказ, лекция, устное изложение, инструктаж, сообщение;

2.Наглядные: прослушивание записей, просмотр видеоматериалов, работа по образцу;

3.  Практические: тренинг, выполнение упражнений,  игровые технологии, тестирование учащихся, дискуссия, мастерская, индивидуальная работа, решение проблемных задач, театрализация, визуализация ( рисунок, лепка из пластилина), составление и решение кроссвордов, проведение исторических викторин.

В состав учебно-методического комплекта  к программе  входит:  

  • энциклопедические словари и справочники;
  • видео- и аудиоматериалы;
  • компьютерная поддержка программы;
  • подборка журналов, других материалов из различных средств массовой информации по конкретному направлению деятельности обучающихся;
  • коллекции различных предметов по направлениям творческой деятельности данного объединения (альбомы, репродукции произведений искусства, произведения декоративно - прикладного искусства, почтовые марки, открытки, значки, памятные медали, портреты людей, достигших успехов в конкретном направлении творческой деятельности, натурные объекты, модели, макеты различных устройств и т.д.);
  • информация о мемориальных центрах, музеях, картинных галереях, выставочных залах и т. п. по направлению творческой деятельности конкретного объединения детей;
  • материалы, отражающие достижения обучающихся;
  • оборудование рабочего места.

     

1.7 Список литературы для учителя/для ученика, включая электронные ресурсы

Литература для учителя:

  1. Блок М. Феодальное общество М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003. — 504 с.
  2. Гуревич А.Я., Харитонович Д.Э. История средних веков. Учебник. М.: «Интерпакс» ,1995-333стр, илл.
  3. Дюби Ж. Средние века. От Гуго Капета до Жанны д'Арк (987—1460).— М., 2000. М.: Международные отношения, 2000. — 416 с.
  4. История Средних веков/Под ред. С. П. Карпова. В 2 т.— М., 1997г.— . Т.1. - М.: Высш. шк., 1990 -495с.; Т.2. - М.: изд-во МГУ, Инфра-М, 2000 - 432с.  
  5. Путилов Б.Н. Древняя русь в лицах:Боги, герои, люди.- СПб.: Азбука,1999.-368с.
  6. Пчелов Е.В. Рюриковичи. История династии .-М. :Олма-Пресс,2004.-479.:ил.
  7. Рыжов К. Все монархи мира. Древняя Греция. Древний мир. Византия. М.: Вече,1999.-656с.
  8. Рыжов К. Все монархи мира. Западная Европа. М.: Вече,1999.-656с.
  9. Рыжов К. Все монархи мира.Россия. М.: Вече,1999.-640с.
  10. Мир русской истории. Энциклопедический справочник. М.: Вече,1999- 608с.
  11. Фоссье Р. Люди средневековья. Пер. с франц. А. Ю. Карачинского, М. Ю. Некрасова, И. А. Эгипти. — СПб.: ЕВРАЗИЯ, 2010. —  352 с.
  12. Ястребицкая А. Л. Западная Европа XI—XIII вв. Эпоха. Быт. Костюм.— М.: Искусство, 1978. — 176 c.

Литература для учащихся:

  1.  Бутромеев В.П. Детский Плутарх. Великие и знаменитые. Средние века. От Теодориха до Лютера. – М.: ОлмаМедиаГрупп/Просвещение,2011г.-304с.

  1. Бутромеев В.П. Детский Плутарх. Великие и знаменитые. Россия. Средние века.  От Рюрика до Романовых.М.:ОлмаМедиаГрупп/Просвещение,2012г.-304с.

  1. Волков А.В. Код Средневковья6 загадки романских мастеров. Москва : Вече, 2013. - 447 с. : ил.
  2. Марджори Роулинг. Европа в Средние века. Быт, религия, культура. Москва : Центрполиграф, 2005. – 221с.
  3. Родная старина: Отечественная история в рассказах и картинах(с IX по XVI ст.)/ Сост.В.Д. Сиповский.-М.: Современник,1992.- 365с.,ил
  4. Роэсдаль, Эльсе. Мир викингов : Викинги дома и за рубежом.  Пер. с дат. Ф.Х. Золоторевской. - СПб. : Всемир. слово, 2001. - 271 с. : ил.
  5. Флори Ж. Повседневная жизнь рыцарей в средние века. М.: Молодая гвардия, 2006. — 356 с.

    Электронные пособия и ресурсы:

1. Всемирная история в датах. Интерактивный справочник. Древний мир и средние века.

ЗАО «Новый диск», 2007

2. Большая детская энциклопедия: интерактивное путешествие в мир знаний. Dorling Kindersly, 2004

2. Содержание программы.

Введение: 1ч Человек-творец истории

Теория. Что такое история: Всеобщая история и история России. История России и родного края.

Понятие об исторических источниках и их видах. Работа с различными источниками: справочники, энциклопедии, исторические источники, историческая и художественная литература, электронные ресурсы. Понятие об архивах, музеях, библиотеке. Алгоритм поиска в библиотеке, в интернете.

Раздел I « Мир средневековой Европы» 21 час

Тема 1. Образование Варварских королевств в Европе(1 час)

Теория.

Король остготов Теодорих. Жизнь Теодориха в Восточной Римской  Империи. Завоевание Италии. Ошибки и преступления короля Теодориха

Хлодвиг – основатель королевства франков. Рождение франкского королевства. Женитьба на Клотильде. Принятие христианства. Держава Мипровиногов. Салическая правда.

Практика. Игра « Люди и события»

Тема 2. Каролинги строят новый мир (1 час)

Теория.

Карл Мартелл-основатель средневекового рыцарства

Карл Великий- самый знаменитый монарх Средневековья

Личность Карла Великого. Войны Карла Великого. Провозглашение  империи. Каролингское Возрождение

Практика. Иллюстрированная викторина. « Войска, походы, границы»

Тема 3. Семикоролевье, или откуда взялась Англия.(1 час)

Теория. Король Артур: легенда и быль в истории Англии

Источники, посвящённые рыцарям Круглого стола. Сюжет легенды. Историческая правда в легендах о короле Артуре. Личность короля Артура в современной массовой культуре.

Практика. Интеллектуальный турнир «Было или не было?»

Тема 4. Все, что надо знать о викингах(2 часа)

Теория. Походы и завоевания норманнов: от Америки до Руси. Загадки норманнских кладов. Географические открытия норманнов. Подвиги норманнские мореплавателей. Открытие Америки, заселение Исландии. Завоевание Нормандии. Викинги в землях русов. Норманнские руны и  саги. Главные герои скандинавской истории

Практика.  Игра по исторической карте « Княжества, королевства, империи»

Тема 5. Юстиниан – правитель Византии (1час)

Теория. Происхождение и юность Юстиниана. Внешняя и внутренняя политика. Религиозная политика Имперская идея. Имперская власть и общество

 «Золотой век» Культуры Византии. Цена величия империи.

Практика. Краткосрочные информационные проекты Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов: «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери аппликацию».

Тема 6. Рождение новой религии (2 часа)

Теория.

Арабы к началу Средневековья Предпосылки возникновения

государства у арабов. Путь пророка Мухаммеда. Коран в жизни мусульманина. Возникновение ислама и его роль в образовании Арабского халифата. Уникальность исламской культуры.

Практика.

Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: « Завоевания арабов»: «Особенности арабской архитектуры»

Тема 7. Блеск и закат средневекового рыцарства(3 часа)

Теория.

Понятие сословия. Сословный строй средневекового общества. Понятие рыцарства. Способы получения рыцарства. Статус и признаки рыцарства. Хозяйство рыцаря. Досуг и быт европейских рыцарей.

Самые знаменитые рыцари средневековья:  Ричард I Львиное сердце

Биография. Участие в Крестовых походах. Наследие.

Фридрих I Барбаросса

Краткая биография. Внешняя политика. Участие в Третьем Крестовом походе. Личность Фридриха I Барбароссы в литературе.

Вильгельм Завоеватель. Средневековая Англия.

Происхождение Вильгельма Завоевателя. Правление в Нормандии. Завоевание Англии. Коронация Вильгельма в качестве английского правителя.

Практика: Алгоритм подготовки проектов.

Составление и обсуждение плана характеристики исторической личности. Выбор исторических личностей для подготовки устных сообщений, презентаций, проектов. Презентация проекта.

Тема 8. Самая долгая война в истории (2часа)

Теория.

Герои и антигерои Столетней войны

Эдуард Третий - зачинщик войны. Арманья́ки и Бургиньо́ны. Изабелла Баварская.

Народная героиня Жанна  Д’Арк

Биография: юность, участие в Столетней войне, Жанна и Карл V. Инквизиционный процесс и осуждение. Оправдательный процесс после смерти.

Практика. Презентация проекта. Защита проектов « Герои и антигерои в истории Столетней войны»

Тема 9. «Городской воздух делает человека свободным» (2 часа)

Теория.

Феномен средневекового города. Облик средневекового города. Городское население.

Жизнь в средневековом городе. Города против феодалов. Городские улицы и их обитатели. Городские смуты. Городские власти и горожане.

Практика.

Игра - викторина. Виртуальная экскурсия по средневековому городу

Тема 10. Католическая церковь и еретики (2 часа)

Теория.

Собор и церковный приход. Проповедники и святые. Нищенствующие монахи. Духовно-рыцарские ордена.

Понятие инквизиции. Цели и задачи «святого суда». Понятие еретичества. Направления еретической мысли. Погромы и их жертвы. Альбигойцы. Вальденсы. Устройство инквизиции. Особенности деятельности инквизиции в разных странах Европы. Процессы Жанны д’Арк и Жиля де Рэ во Франции. Последствия деятельности инквизиции.

Практика.

Групповая работа по составление буклетов на темы: «Католическая церковь в «Средневековье». «Духовно-рыцарские ордена»

Обобщение раздела « Мир средневековой Европы» (1 ч)

Практика.

Игра- путешествие.

Феодальное общество, Средневековый город и деревня. Культура Западной Европы. Средневековое сознание. Ценности и идеалы средневекового человека

Раздел II. « От Древней Руси к Московскому государству»

Тема 11. Создатели Древнерусского государства (2часа)

Теория.

 Первые князья: Легенда и реальность. Рюрик: происхождение. Жизнь в Гардарике. Олег Вещий. «Повесть временных лет» о князе Игоре, княгине Ольге, Святославе Игоревич Фрагмент из «Повести временных лет». Походы Игоря. Месть Ольги. Крещение Ольги. Походы Святослава.

Практика.

Индивидуальные творческие работы по выбору

«Варяги в “Повести временных лет”;

«Правление Олега в Киеве», «Святослав и его сыновья», «Реформы Ольги»

Тема 12. Равноапостольный креститель Руси( 1час)

Теория.

Правление великого князя Владимира I   и его роль в дальнейшем укреплении и развитии древнерусского государства. Выбор Христианства. Союзный договор с византийским императором Василием II. Крушение языческих идолов. «Слово о законе и благодати». Крещение Руси.  Образ Владимира Красно Солнышко в национальной культуре.

Практика.

Индивидуальная творческая работа с опорой на текст и иллюстрации, интернет- ресурсы «Русь  и Византия », «Принятие  христианства: легенды и факты»

Тема 13.Ярослав Мудрый  и Владимир Мономах  создатели русского законодательства. (1 час)

Теория

Жизнь Ярослава Мудрого. Семья Ярослава. Лествица и усобицы. Политическое наследие. Строительство соборов.  Укрепление международного положения Руси.

Русская правда - княжий закон. Правление Владимира Мономаха. «Уставы Мономаха». «Поучение детям» Владимира Мономаха. Назидания и советы Великого князя. Древнерусское государство и писанное право на Руси вXI- начале XII в.

Практика.

Краткосрочные информационные проекты Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов

Тема 14. Князья Северо - Восточной Руси: зарождение русского самовластия(2 часа)

Теория

Правление Юрия Долгорукого в Ростово-Суздальском княжестве. Первое летописное упоминание о Москве. Первое летописное упоминание о Москве. Междоусобицы: борьба за власть или попытка объединения страны? Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо. Правление Андрея Боголюбского во Владимиро-Суздальской земле. Постройка Успенского собора во Владимире, возведение церкви покрова на Нерли. Взятие Киева и перенесение центра из Киева во Владимир, замок в Боголюбово. Правление Всеволода Большое Гнездо - «политика осторожного, но целеустремленного в деле увеличения своих земель».

Практика.

Краткосрочные информационные проекты Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов

Тема 15. Герой Ледового побоища (1 час)

Теория«Сказание о житии Александра Невского» . Взаимоотношения Александра Невского и Золотой Орды. Невская битва и битва на Чудском озере. Загадочная смерть Александра Невского. Канонизация Александра Невского. Позиции Александра Невского  и Дмитрия Галицкого в отношениях с Ордой и странами Запада.

Практика.

Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные).

«Ледовое побоище»

«Невская битва»

«Александр Невский»

Тема 16. Иван Данилович Калита - образцовый устроитель своего удела ( 1час)

Теория.

Установление ордынского ига на Руси. Возвышение Москвы. Начало Московской династии. Даниил Московский. Личность Ивана Калиты. Борьба за великокняжеский ярлык. Подавление восстания в Твери, строительство Московского Кремля. Образование Великого Московского княжества. Переезд в Москву митрополита. Способы расширения владений.

Практика.

Индивидуальная творческая работа с опорой на текст и иллюстрации, интернет- ресурсы

Тема 17. Герой Тихого Дона и его сподвижники (1час)

Дмитрий Иванович Донской. Строительство белокаменного Кремля. Битва на р. Воже. Куликовская битва. Сергий Радонежский, битва Пересвета и Челубея. Воевода Бренк. Владимир Андреевич Храбрый. Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский

Тема 18. Иван Третий  - основатель Новой России ( 2 часа)

Теория

Характерные черты внутренней и внешней политики в период правления  Ивана III. Софья Палеолог – супруга Московского великого князя. “Москва – Третий Рим”. Система организации власти в Московском княжетсве. Власть и церковь. Власть  и еретики. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Создание Московского государства, избавление от монгольской зависимости, Судебник 1497 г.

Практика.

Краткосрочные информационные проекты Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов

Тема 19. Иностранцы на русской службе - Патриоты, прагматики, предатели?

Теория.

 Ордынцы  на русской военной службе. Литовские князья при московском дворе. Московский Кремль и московские соборы. Аристотель Фиораванти, Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари. Знаменитейшие иконописцы Феофан Грек

Практика

Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери аппликацию», «Реши задачу» и т. д

Подведение итогов – 1час

3. Календарно-тематическое планирование  внеурочной деятельности по программе «Путешествие в историю Средневековья» учителя Алёшиной Натальи Валериевна

на 2019 – 2020 учебный год

Дата

Тема занятия

Количество часов

Вид занятий

Планируемые результаты

По плану

По факту

Регулярные

Теория

Практика

1

3.09

Введение. Знакомство с программой курса.

Человек-творец истории

Входная диагностика

1

объяснение

Предметные умения: Теория. Что такое история: Всеобщая история и история России.

 Понятие об исторических источниках и их видах. Работа с различными источниками: справочники, энциклопедии, исторические источники, историческая и художественная литература, электронные ресурсы. Понятие об архивах, музеях, библиотеке. Алгоритм поиска в библиотеке, в интернете.

Метапредметные результаты изучения:

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
  • использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

Регулятивные умения:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);

Личностными умениями  :

освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважние прав и свобод человека;

осмысление социально-нравственного опыта  предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном

обществе;

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других

народов, толерантность

2

10. 09

Тема 1. Образование Варварских королевств в Европе

1

Иллюстративное объяснение

Игра « Люди и события»

Предметные умения: Ослабление Римской империи в IV-V вв. н.э. Великое переселение народов. Варвары. Ослабление Римской империи в IV-V вв. н.э. Великое переселение народов. Кого древние греки и римляне считали варварами? «Древние Германцы» Тацита. Какие народы относились к варварам? Переход германских народов от первобытности к цивилизации.

Быт, обычаи, культура германских народов. Варварские королевства. Король остготов Теодорих. Жизнь Теодориха в Восточной Римской  Империи. Завоевание Италии. Ошибки и преступления короля Теодориха

Хлодвиг – основатель королевства франков. Рождение франкского королевства. Женитьба на Клотильде. Принятие христианства. Держава Мипровиногов. Салическая правда.

Метапредметные результаты изучения:

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
  • использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

Регулятивные умения:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);

3

17.09.

Тема 2. Каролинги строят новый мир

1

Беседа

Иллюстрированная викторина.

 « Войска, походы, границы»

Предметные умения:

Карл Мартелл-основатель средневекового рыцарства

Карл Великий- самый знаменитый монарх Средневековья

Личность Карла Великого. Войны Карла Великого. Провозглашение  империи Карла Великого. Каролингское Возрождение

Империя Карла Великого. Священная Римская империя германской нации. Королевства и герцогства

Метапредметные результаты изучения:

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
  • использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

Регулятивные умения:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);

6

24.09

Тема 3.Семикоролевье, или откуда взялась Англия.

1

Объяснение

Интеллектуальный турнир «Было или не было?»

Предметные умения: Племена Британских островов. Англосаксонское завоевание. Король Артур: легенда и быль в истории Англии

Источники, посвящённые рыцарям Круглого стола. Сюжет легенды. Историческая правда в легендах о короле Артуре. Личность короля Артура в современной массовой культуре. Англия после короля Артура.

Метапредметные результаты изучения:

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
  • использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

Регулятивные умения:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);

7

1.10

Тема 4. Все, что надо знать о викингах

1

Беседа

Предметные умения: Походы и завоевания норманнов: от Америки до Руси. Загадки норманнских кладов. Географические открытия норманнов. Направления нападений викингов. Отношения викингов с соседними народами. Основание герцогства Нормандия. Область датского права в Англии. Викинги в землях русов.

Метапредметные результаты изучения:

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
  • использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

Регулятивные умения:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);

Личностными умениями  

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других

8

8.10

Тема 4. Все, что надо знать о викингах

1

Объяснение

Игра по исторической карте « Княжества, королевства, империи»

Предметные умения: Подвиги норманнских мореплавателей. Открытие Америки, заселение Исландии. Эрик Рыжий и другие норманнские мореплаватели.

Норманнские руны и  саги. Главные герои скандинавской истории

Метапредметные результаты изучения:

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
  • использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

Регулятивные умения:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);

Коммуникативные умения:

  • понимать на слух речь учителя, одноклассников;
  • инсценировать исторические сюжеты;    
  • передавать историческую информацию в виде художественных образов;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем,  интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

9

15.10

Тема 5. Юстиниан – правитель Византии

1

эвристическая беседа

Краткосрочные информационные проекты Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов: «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери аппликацию»,

Предметные умения: Происхождение и юность Юстиниана. Внешняя и внутренняя политика. Религиозная политика Имперская идея. Имперская власть и общество

 «Золотой век» Культуры Византии. Цена величия империи.

Метапредметные результаты изучения:

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
  • использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

Регулятивные умения:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);

10

22.10

Тема 6. Рождение новой религии

1

Объяснение с опорой на презентацию

Предметные умения:

Арабы к началу Средневековья Предпосылки возникновения

государства у арабов. Путь пророка Мухаммеда. Коран в жизни мусульманина. Возникновение ислама и его роль в образовании Арабского халифата. Уникальность исламской культуры

Коммуникативные умения:

  • уметь задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста;
  • участвовать в диалоге;
  • инсценировать исторические сюжеты;    
  • передавать историческую информацию в виде художественных образов;

Личностными умениями  изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

осмысление социально-нравственного опыта  предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном

обществе;

11


5.11

Тема 6. Рождение новой религии

1

Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия « завоевания арабов»: «Особенности арабской архитектуры»

12

12.11

Тема 7. Блеск и закат средневекового рыцарства

1

Беседа

Предметные умения: Понятие сословия. Сословный строй средневекового общества. Понятие рыцарства. Способы получения рыцарства. Статус и признаки рыцарства. Хозяйство рыцаря. Досуг и быт европейских рыцарей.

Знаменитые рыцари Средневековья: Ричард I Львиное сердце

Биография. Участие в Крестовых походах. Наследие.

Фридрих I Барбаросса

Краткая биография. Внешняя политика. Участие в Третьем Крестовом походе. Личность Фридриха I Барбароссы в литературе.

Вильгельм Завоеватель. Средневековая Англия.

Происхождение Вильгельма Завоевателя. Правление в Нормандии. Завоевание Англии. Коронация Вильгельма в качестве английского правителя.

Метапредметные результаты изучения:

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
  • использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

Регулятивные умения:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);

Коммуникативные умения:

  • понимать на слух речь учителя, одноклассников;
  • понимать смысл адаптированного текста;
  • уметь задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста;
  • участвовать в диалоге;

Личностными умениями  

освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

13

19.11

Тема 7. Блеск и закат средневекового рыцарства

1

Алгоритм подготовки проектов.

Составление и обсуждение плана характеристики исторической личности. Выбор исторических личностей для подготовки устных сообщений, презентаций, проектов.

14

26.11

Тема 7. Блеск и закат средневекового рыцарства

1

Защита проектов:

« Рыцарь на войне и у себя дома». « История крестоносца»

Предметные умения: выступление с индивидуальными проектами « Рыцарь на войне и у себя дома». « История крестоносца».

Регулятивные умения:

способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);

Коммуникативные умения:

  • понимать на слух речь учителя, одноклассников;
  • понимать смысл адаптированного текста;
  • уметь задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста;
  • участвовать в диалоге;

Личностными умениями  

освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других

15

3.12

Тема 8. Самая долгая война в истории

1

Беседа

Предметные умения: Герои и антигерои Столетней войны

Эдуард Третий - зачинщик войны. Арманья́ки и Бургиньо́ны. Изабелла Баварская.

Народная героиня Жанна Д’Арк

Биография: юность, участие в Столетней войне, Жанна и Карл V. Инквизиционный процесс и осуждение. Оправдательный процесс после смерти.

Метапредметные результаты изучения:

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
  • использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

Регулятивные умения:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);

Коммуникативные умения:

  • инсценировать исторические сюжеты;    
  • передавать историческую информацию в виде художественных образов;участвовать в коллективном обсуждении проблем,  интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Личностными умениями  

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других

16

12.12

Тема 8. Самая долгая война в истории

1

Защита проектов « Герои и антигерои в истории Столетней войны»

17

17.12

Тема 9. «Городской воздух делает человека свободным»

1

беседа

Предметные умения: Феномен средневекового города. Облик средневекового города. Городское население.

Метапредметные результаты изучения:

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
  • использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

Регулятивные умения:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);

Коммуникативные умения:

  • понимать смысл адаптированного текста;
  • уметь задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста;
  • участвовать в диалоге;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем,  интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

18

24.12

Тема 9. «Городской воздух делает человека свободным»

1

Виртуальная экскурсия по средневековому городу

19

14.01

Тема 10. Католическая церковь и еретики

1

беседа с

использованием

презентации

Предметные умения:

Собор и церковный приход. Проповедники и святые. Нищенствующие монахи. Духовно-рыцарские ордена.

Понятие инквизиции. Цели и задачи «святого суда». Понятие еретичества. Направления еретической мысли. Альбигойцы. Вальденсы. Устройство инквизиции. Особенности деятельности инквизиции в разных странах Европы. Процессы Жанны д’Арк и Жиля де Рэ во Франции. Последствия деятельности инквизиции.

Метапредметные результаты изучения:

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
  • использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

Регулятивные умения:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);

Коммуникативные умения:

  • понимать на слух речь учителя, одноклассников;
  • понимать смысл адаптированного текста;
  • уметь задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста;
  • участвовать в диалоге;

Личностными умениями  изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

20

28.01

Тема 10. Католическая церковь и еретики

1

Групповая работа по составление буклетов на темы: «Католическая церковь в «Средневековье».

«Духовно-рыцарские ордена»

21

4.02

Обобщение раздела « Мир средневековой Европы»

1

работа с источниками, решение

познавательных

задач, викторина

Игра путешествие

Предметные умения: Феодальное общество, Средневековый город и деревня. Культура Западной Европы. Средневековое сознание. Ценности и идеалы средневекового человека

Метапредметные результаты изучения:

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
  • использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

Регулятивные умения:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);

Коммуникативные умения:

  • понимать на слух речь учителя, одноклассников;
  • понимать смысл адаптированного текста;
  • инсценировать исторические сюжеты;    
  • передавать историческую информацию в виде художественных образов;

Личностными умениями  

освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважние прав и свобод человека;

осмысление социально-нравственного опыта  предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном

обществе;

22

11.02

Тема 11. Создатели Древнерусского государства.

1

Эвристическая беседа.

Предметные умения: Первые князья: Легенда и реальность. Происхождение династии Рюриковичей. Рюрик и варяжская дружина. Олег Вещий, Игорь, Ольга, Святослав – их вклад в строительство государства.

Метапредметные результаты изучения:

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
  • использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

Регулятивные умения:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);

Коммуникативные умения:

  • передавать историческую информацию в виде художественных образов;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем,  интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Личностными умениями  изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважние прав и свобод человека;

 

23

18.02

Тема 11. Создатели Древнерусского государства.

1

Индивидуальные творческие работы по выбору

«Варяги в “Повести временных лет”;

«Правление Олега в Киеве», «Святослав и его сыновья», «Реформы Ольги» 

24

25.02

Тема 12. Равноапостольный креститель Руси.

1

беседа

Индивидуальная творческая работа с опорой на текст и иллюстрации, интернет-ресурсы «Русь  и Византия », «Принятие  христианства: легенды и факты»

Предметные умения: Правление великого князя Владимира I   и его роль в дальнейшем укреплении и развитии древнерусского государства. Владимир Красно Солнышко, крещение Руси.

Выбор Христианства. Союзный договор с византийским императором Василием II. Крушение языческих идолов. «Слово о законе и благодати». Крещение Руси. Собирательный образ Владимира Красно Солнышков национальной культуре

Метапредметные результаты изучения:

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
  • использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

Регулятивные умения:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);

Коммуникативные умения:

  • понимать на слух речь учителя, одноклассников;
  • понимать смысл адаптированного текста;
  • уметь задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста;
  • участвовать в диалоге;

25

3.03

Тема 13.

Ярослав Мудрый  и Владимир Мономах  создатели русского законодательства

1

Беседа

Предметные умения: Жизнь Ярослава Мудрого. Семья Ярослава. Лествица и усобицы. Политическое наследие. Строительство соборов.  Укрепление международного положения Руси.

Русская правда - княжий закон. Правление Владимира Мономаха. «Уставы Мономаха». «Поучение детям» Владимира Мономаха. Назидания и советы Великого князя. Древнерусское государство и писанное право на Руси вXI- начале XII в.

Метапредметные результаты изучения:

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
  • использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

Регулятивные умения:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);

Коммуникативные умения:

  • участвовать в коллективном обсуждении проблем,  интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Личностными умениями  изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

осмысление социально-нравственного опыта  предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном

обществе;

10.03

Краткосрочные информационные проекты Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов

26

17.03

Тема 14.Князья Северо - Восточной Руси: зарождение русского самовластия

1

Объяснение

Предметные умения: Правление Юрия Долгорукого в Ростово-Суздальском княжестве. Первое летописное упоминание о Москве. Междоусобицы: борьба за власть или попытка объединения страны?

 Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо. Правление Андрея Боголюбского во Владимиро-Суздальской земле. Постройка Успенского собора во Владимире, возведение церкви покрова на Нерли. Взятие Киева и перенесение центра из Киева во Владимир, замок в Боголюбово. Правление Всеволода Большое Гнездо - «политика осторожного, но целеустремленного в деле увеличения своих земель».

Метапредметные результаты изучения:

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
  • использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

Регулятивные умения:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);

Коммуникативные умения:

  • понимать на слух речь учителя, одноклассников;
  • понимать смысл адаптированного текста;
  • уметь задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста;
  • участвовать в диалоге;
  • инсценировать исторические сюжеты;    

27

31.03

Тема 14. Князья Северо - Восточной Руси: зарождение русского самовластия

1

Краткосрочные информационные проекты Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов

28

7.04

 Тема 15.Герой Ледового побоища

1

Эвристическая беседа

Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные).

«Ледовое побоище»

«Невская битва»

«Александр Невский»

Предметные умения: «Сказание о житии Александра Невского» . Взаимоотношения Александра Невского и Золотой Орды. Невская битва и битва на Чудском озере. Загадочная смерть Александра Невского. Канонизация Александра Невского. Позиции Александра Невского  и Дмитрия Галицкого в отношениях с Ордой и странами Запада.

Личностными умениями  изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважние прав и свобод человека;

29

14.04

Тема 16. Иван Данилович Калита - образцовый устроитель своего удела.

Индивидуальная творческая работа с опорой на текст и иллюстрации, интернет- ресурсы

Предметные умения.

Установление ордынского ига на Руси. Возвышение Москвы. Начало Московской династии. Даниил Московский. Личность Ивана Калиты. Борьба за великокняжеский ярлык. Подавление восстания в Твери, строительство Московского Кремля. Образование Великого Московского княжества. Переезд в Москву митрополита. Способы расширения владений.

Метапредметные результаты изучения:

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
  • использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

Регулятивные умения:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);

Коммуникативные умения:

  • понимать на слух речь учителя, одноклассников;
  • понимать смысл адаптированного текста;
  • уметь задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста;
  • участвовать в диалоге;

инсценировать исторические сюжеты;  

30

21.04

Тема 17.  Герой Тихого Дона и его сподвижники (1час)

Индивидуальная творческая работа с опорой на текст и иллюстрации, интернет- ресурсы

 «Дмитрий  Иванович и Сергий Радонежский,«Пересвет и Челубей «Вооружение русского войска»  

Предметные умения.

Дмитрий Иванович Донской. Строительство белокаменного Кремля. Битва на р. Воже. Куликовская битва. Сергий Радонежский, битва Пересвета и Челубея.

Метапредметные результаты изучения:

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
  • использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

Регулятивные умения:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);

Коммуникативные умения:

  • понимать на слух речь учителя, одноклассников;
  • понимать смысл адаптированного текста;
  • уметь задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста;
  • участвовать в диалоге;

инсценировать исторические сюжеты;  

31

28.04

Тема 17.Иван Третий  - основатель Новой России.

1

Краткосрочные информационные проекты Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов

Предметные умения: характерные черты внутренней и внешней политики в период правления  Ивана III. Софья Палеолог – супруга Московского великого князя. “Москва – Третий Рим”. Система организации власти в Московском княжестве. Власть и церковь. Власть  и еретики. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Создание Московского государства, избавление от монгольской зависимости, Судебник 1497 г.

Метапредметные результаты изучения:

•        владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией

•        использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

Регулятивные умения:

•        способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);

Коммуникативные умения:

•        понимать на слух речь учителя, одноклассников;

•        понимать смысл адаптированного текста;

•        уметь задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста;

•        участвовать в диалоге;

•        инсценировать исторические сюжеты;  

32

5.05

Тема 17.Иван Третий  - основатель Новой России.

1

Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери ап-пликацию», «Реши задачу» и т. д

33

12.05

Обобщение

Раздела II. « От Древней Руси к Московскому государству»

Игра « Сокровища Великого князя»

Предметные умения:

Метапредметные результаты изучения:

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
  • использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

Регулятивные умения:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);

Коммуникативные умения:

  • понимать на слух речь учителя, одноклассников;
  • инсценировать исторические сюжеты;    
  • передавать историческую информацию в виде художественных образов;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем,  интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Личностными умениями  изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других

34

19.05

Подведение итогов.

Итоговая диагностика

1

Самодиагностика результатов за год

Предметные умения: Умения самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

Метапредметные результаты изучения:

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
  • использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

Регулятивные умения:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);

Коммуникативные умения:

  • понимать на слух речь учителя, одноклассников;
  • инсценировать исторические сюжеты;    
  • передавать историческую информацию в виде художественных образов;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем,  интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Личностными умениями  изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других


4. Критерии оценки достижения планируемых результатов:

Основные критерии, показатели

Объект диагностики

Характеристика показателей

Приемы и методы изучения

Периодичность

Анализ общего состояния внеурочной деятельности

Вовлеченность учащихся в систему внеурочной деятельности.

Охват учащихся программами внеурочной деятельности.

- Сохранность контингента.

- Сформированность активной позиции учащихся во внеурочной деятельности.

Анализ участия учащихся во внеурочной деятельности.

1 раз в полугодие

Эффективность внеурочной деятельности

Личность школьника

Детский коллектив

-Самоопределение

-Формирование ценностных ориентаций

- Мотивация учащихся к учебной деятельности

- благоприятный психологический микроклимат

- уровень развития ученического коллектива

Психологические методики, устанавливающие уровень развития личности школьника

2 раза в год

Продуктивность внеурочной деятельности

Достижения учащихся

Рост мотивации

1. Уровень достижения ожидаемых результатов.

2. Достижения учащихся в выбранных видах внеурочной деятельности (участие в олимпиадах, конкурсах)

3. Рост мотивации к активной познавательной деятельности.

1.  Анализ достижения учащегося (Диагностическая форма)

2.Отчеты об участии учащихся в олимпиадах, смотрах, конкурсах с указанием их достижений

3. Методика «Выявление мотивов учащихся в делах классного и общественного коллективов»

 

1 раз в год

Удовлетворенность процессом внеурочной деятельности

Удовлетворенность процессом внеурочной деятельности учащимися, родителями, учителями

Уровень удовлетворенности

Анкетирование

Тестирование субъектов образовательного процесса

1 раз в год

Образец диагностической формы (Приложение 1)

Критерии 1 – 9 – оценка предметных умений

Критерий 10 -12 – оценка регулятивных умений

Критерий 13 -15 – оценка коммуникативных умений

Критерий 16 – 18 – оценка познавательных умений

Критерий 19 -20 – оценка личностных умений

Критерий 21 – оценка удовлетворенности

Учащийся оценивает каждый критерий по 9 бальной шкале; баллы  1-3 соответствуют базовому уровню; 4 – 6 баллов – повышенному уровню; 7-9 – высокому уровню сформированности. Отмечает выбранную позицию на шкале. По отмеченным точкам выстраивает личностный профиль.

По   критерию 21 оценивают удовлетворенность учащегося процессом обучения.  Учащемуся предлагают осуществить выбор из предложенных ответов

1 -3 балла – занятия не вызвали особого интереса

4 -6 балла – занятия понравились

7 – 9 баллов – занятия понравились, продолжу в следующем году.

Диагностику может проводить отдельно учащийся, но лучшим вариантом  является параллельное выполнение диагностики учащимся и учителем, что позволит учащемуся при сопоставлении результатов, формировать объективную самооценку.

5. Промежуточный контроль

Перечень форм промежуточного контроля

  • задания на основе текста, карты
  • творческие работы
  • сочинения
  • доклады, сообщения
  • защита проекта
  • тесты;
  • работа в группах по решению ситуационных задач.
  • материалы рефлексии
  • анкетирование

6. Формы подведения итогов реализации программы

Презентация по утвержденной форме в рамках фестиваля «От альфы до омеги». Проводится в конце учебного года.


Образец диагностической формы

 1. Я могу назвать 10 главных фактов из истории Средних веков

2. Я могу назвать 5 исторических личностей средневековья и описать их роль

3.Я могу находить информацию в историческом документе

4. Я могу обозначить на карте 10 событий средневековья

5. Я могу дать научную оценку историческим событиям средневековья

6. Я могу составить хронологическую последовательность из 5 дат

7. Я могу заполнить схему на основе учебного текста

8. Я могу составить 5  логических пар причинно-следственной связи исторических событий

9. Я могу сравнивать  исторические события

10. Я могу самостоятельно составить план  работы над учебным проектом

11. Я могу самостоятельно определить цель учебного проекта

12. Я могу самостоятельно оценить успешность выполнения учебного проекта

13. Я могу самостоятельно подготовить и представить выступление  

14. Я могу работать в паре

15. Я могу работать в группе

16. Я могу находить информацию в разных источниках (книги, интернет и т.д.)

17. Я могу находить в тексте главную информацию

18. Я могу  находить информацию в графиках, схемах, таблицах

19. Я могу назвать 5 отличий  России от Европы

20. Я могу назвать 5 сходств России и Европы

21. МНЕ ЗАНЯТИЯ ПОНРАВИЛИСЬ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Большая история моей малой Родины"

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьника....

Программа внеурочной деятельности по истории 5 класс на основе ФГОС

программа внеурочной деятельности по истории для 5 класса на основе ФГОС "В гостях у богини Клио" содержит:1. титульный лист;2. паспорт программы;3. пояснительную записку;4. календарно-тематический пл...

Рабочая программа внеурочной деятельности по истории "История рыцарства" 6 класс

Курс внеурочной деятельности «История рыцарства» предназначен для учащихся 6-го класса.Актуальность данного курса внеурочной деятельности объясняется незначительным вниманием, уделяемым проблемам Сред...

Программа внеурочной деятельности по истории «Путешествие в далекое и близкое» для учащихся 5-х классов общеобразовательных школ.

В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили...

Программа внеурочной деятельности по истории «Путешествие в далекое и близкое» для учащихся 5-х классов общеобразовательных школ.

В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили...

Рабочая программа внеурочной деятельности по истории и культуре Санкт-Петербурга для 5 классов

Рабочая программа внеурочной деятельностипо истории и культуре Санкт-Петербурга дя учащихся 5 классов основана на авторской программе  Л.К. Ермолаевой "Система краеведческого образования  в ...

Программа внеурочной деятельности по истории 5 класс «МИФОЛОГИЯ»

Программа «МИФОЛОГИЯ» имеет духовно-нравственную направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 5 класса в рамках реализации ФГОС....