Технологическая карта классного часа «Проблемы детской беспризорности в Советской России (СССР) в 1917-1939 гг.».
классный час по истории (10 класс)

Проблемы детской беспризорности в Советской России (СССР) в 1917-1939 гг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_klassnogo_chasa.docx23.06 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта классного часа «Проблемы детской беспризорности в Советской России (СССР) в 1917-1939 гг.».

Класс: 10

Внеклассное мероприятие: классный час

Время: 45 минут

Тема: Проблемы детской беспризорности в Советской России (СССР) в 1917-1939 гг.

Цель:

  • сформировать у учащихся представлений о детской беспризорности;
  • профилактика детской и подростковой беспризорности и правонарушений среди школьников;
  • создание условий для формирования нравственных ценностей у старшеклассников;
  • воспитание потребности в организованном проведении досуга подростками.

Оборудование: мультимедийное оборудование, художественный фильм «Республика ШКИД», на доске слова Ф. М. Достоевского «Счастье всего мира не стоит одной слезинки на щеке невинного ребенка», плакаты с изображением солнышка и дерева, листы для раздачи в виде тучек и листьев, листы с анкетой, таблички с терминами «беспризорный», «безнадзорный», «бродяжничество».

Методы обучения: словесный, наглядный, условно-графический, репродуктивный, исследовательский.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок: в классе обучается 20 человек, 9 юношей, 11 девушек, уровень подготовки обучающихся выше среднего.

Цели классного часа, как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений.

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Предметные

  • знают понятие «детская беспризорность» и ее причины;
  • имеют представления о понятии «социальное сиротство» и приводят примеры;
  • продолжают развивать интерес к истории.

Метапредметные

Познавательные УУД

  • развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
  • формирование умения целеполагания, умения планировать пути достижения целей, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ решения проблем;
  • формирование умения строить логические рассуждения, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

Регулятивные УУД

  • освоение умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность.

Коммуникативные УУД

  • развитие умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
  • формирование умения организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников;
  • развитие умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее.

Личностные

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми;
  • воспитание морально-нравственных качеств личности;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения, выполненный творческий продукт;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.


Этап занятия

Задачи этапа

Методы и приемы обучения

Форма учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые универсальные учебные действия

1. Самоопределение к деятельности

(12 мин.)

1.  Настроить обучающихся на успешную работу.

2. Активизировать познавательную деятельность обучающихся через сочетание различных активных методов и форм обучения.

Вводная беседа, формулировка темы занятия, постановка цели.

Фронтальная, групповая

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Организует формулировку темы внеклассного мероприятия и постановку цели.

Показ отрывков фильма «Республика ШКИД».

Фото (Приложение № 2).

Учитель задает вопросы учащимся:

Скажите, какие чувства, возникают у вас, когда вы смотрите на этих

детей?

С какими проблемами сталкиваются сегодня дети и подростки?

Учащиеся занимают свои места. Приветствуют учителя и друг друга. Определяют тему и цели занятия под руководством учителя.

Просмотр отрывков фильма «Республика ШКИД»

Учащиеся вступают в диалог с учителем, одноклассниками.

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания; формируют потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; формируют мотивацию к учебной деятельности. Коммуникативные: умеют организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками;

выражают свое мнение и аргументируют его;

соблюдают нормы публичной речи; формируют умение работать в командах. Регулятивные: учатся осуществлять целеполагание; выстраивают последовательность действий.

Познавательные: умеют строить логические рассуждения и делать выводы.

2. Постановка проблемы, целей и задач

(5 мин.)

Определить изучаемую проблему. Поставить цели деятельности.

Постановка вопросов, обсуждение, аналитическая беседа.

Фронтальная, коллективная, групповая

Слово учителя.

Учитель в позиции консультанта побуждает учащихся к принятию задач.

Рассказ о истории беспризорности в России.

Обращается к ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Задает вопросы:

Дети, а как вы думаете, какие причины толкают детей из семьи на улицу?

Совместно с учащимися ставит проблему занятия.

Человек биосоциальное существо. Что такое «био» понятно.

Где могут возникнуть проблемы, которые приводят к уходу из семьи? Исходя из мнения ребят, рисуем на доске кластер.

Как избежать возможной трудной ситуации? Или как ее решить, если она уже наступила?

 Проведение тренинга общения.

Вступают в диалог с учителем.

Слушают рассказ учителя. Высказывают своё мнение.

Выполняют работу с правовым документом – ФЗ.

Отвечают на вопросы учителя, вступают с ним и друг другом в диалог.

Используя цветной мел, дети рисуют кластер в центре доски, составляющие части которого определяются путем дискуссии. Классный руководитель помогает при необходимости.

Личностные:

умение осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях, умение анализировать свои достижения и ошибки.

Регулятивные:

определять промежуточные цели с учётом конечного результата;

совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности;

определять и формулировать цель деятельности;

высказывать своё предположение.

Познавательные:

находить ответы, на вопросы, используя свой жизненный опыт.

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

3.Актуализация знаний

(4 мин.)

Узнать у обучающихся, что они знают по данной теме.

Постановка вопросов, обсуждение, аналитическая беседа.

Фронтальная, групповая.

Задает вопросы:

•Чего можно ждать от детей, которые

выросли в подвалах и на чердаках?

•Чему их сможет научить улица?

•Кем они станут, достигнув

совершеннолетия?

Учащиеся обмениваются мнениями с учителем, одноклассниками, вступают в диалог.

Личностные:

готовы и способны к саморазвитию и самообразованию.

Коммуникативные:

умеют организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками;

выражают свое мнение и аргументируют его.

4.Применение знаний и умений в выполнении заданий, в процессе игровой деятельности

 (12 мин.)

Узнать о истории детской беспризорности и политики ее ликвидации. Установить взаимосвязь с настоящим временем.

Постановка вопросов и заданий.

Фронтальная, групповая.

Учитель организует дискуссию на тему: «Способы ликвидации детской беспризорности и безнадзорности».

Совместно с учащимися подводит промежуточные итоги дискуссии.

Организует тренинг «Солнышко» – учащиеся должны высказать свое мнение. На партах есть карточки «тучи», необходимо написать на них причины, на ваш взгляд,  возникновения и развития детской беспризорности.

Учитель задает вопросы:

Какие возникшие проблемы, на ваш взгляд, могут привести к уходу ребенка из семьи?

Как вы думаете, какие признаки позволяют считать ребенка беспризорным/безнадзорным?

Рассказ об истории беспризорности в России.

Учащиеся принимают участие в дискуссии. Высказывают своё мнение.

Дети на местах в розданных тучах пишут свое мнение. Встают и прикрепляют тучи на Солнце.

Вступают в диалог с учителем и друг другом. Отвечают на вопросы.

Коммуникативные:

умеют организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; выражают свое мнение и аргументируют его;

соблюдают нормы публичной речи.

Регулятивные:

корректируют свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; осуществляют само- и взаимоконтроль деятельности в процессе достижения результата; делают выводы о достижении поставленной в начале урока цели.

5.Работа над проектом. Принятие критериев оценки

(7 мин.)

Применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного

Постановка вопросов и заданий.

Групповая.

Учитель задает вопросы:

-вы считаете проблему детской безнадзорности наиболее острой

социальной проблемой?

Какова на ваш взгляд причина возникновения детской беспризорности?

Учитель предлагает ответить на вопросы анкеты (Приложение №).

Подумайте и предложите дела, которые бы были интересны и полезны ребятам,

оказавшимся в трудном положении

Вступают в диалог с учителем и учащимися.

Работают с анкетой (Приложение №1).

Предлагают пути решения проблемы.

Личностные:

выражают положительное отношение к процессу познания;

обладают чувством само- и взаимоуважения; формируют потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; формируют границы собственного «знания» и «незнания»;

готовы и способны к саморазвитию и самообразованию;

осуществляют самоанализ и самооценку своей деятельности.

Познавательные: умеют извлекать информацию из разных источников; характеризуют примерами различные процессы социальных отношений.

Коммуникативные: умеют организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; выражают свое мнение и аргументируют его; учитывают разные мнения;

соблюдают нормы публичной речи.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации; корректируют свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; осуществляют само- и взаимоконтроль деятельности в процессе достижения результата; самостоятельно определяют причины своего успеха или неуспеха и находят способы выхода из ситуации неуспеха;

делают выводы о достижении поставленной в начале урока цели.

6.Рефлексия деятельности

(5 мин.)

1.Самоанализ и самооценка обучающимися результатов своей учебной деятельности. 2.Соотнести цель и результаты своей учебной деятельности.

Беседа, обсуждение результатов, самоанализ, самоконтроль.

Фронтальная, коллективная, групповая

Определите ключевое слово? Беспризорность –  охарактеризуйте его несколькими словами.

Учитель предлагает составить синквейн с ключевым словом беспризорность.

Учитель подводит итоги классного часа.

Учащиеся определяют ключевое слово занятия и характеризуют его.

Зачитывают результаты составленных синквейнов.

Высказывают свое мнение по поводу проведенного урока-игры. Соотносят цель и результаты своей учебной деятельности. Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке.

Личностные: обладают чувством само- и взаимоуважения; формируют потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; формируют самоидентификацию, адекватную позитивную самооценку; формируют границы собственного «знания» и «незнания»; осуществляют самоанализ и самооценку своей учебной деятельности.

Коммуникативные:

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

учиться критично относиться к собственному мнению;

уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде;

оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, построения рассуждений;

самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; умеют делать выводы

Регулятивные: выделяют то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; осуществляют само- и взаимоконтроль деятельности в процессе достижения результата; делают выводы о достижении поставленной в начале урока цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта классного часа

В технологической  карте  классного часа представлены этапы классного часа,формы и методы работы классного руководителя....

Технологическая карта классного часа "У меня есть идеал..."

Материал содержит план-конспект классного часа, с которым я участвовала в конкурсе профессионального мастерства "Самый классный классный - 2014, а так же "презентацию....

Технологическая карта классного часа «Правильное питание- залог здоровья»

Технологическая карта классного часа поможет классным руководителям, педагогом составить свою технологическую карту...

Технологическая карта классного часа "Культура поведения в школе и школьный этикет"

Технологическая карта классного часа "Культура поведения в школе и школьный этикет"...

Технологическая карта классного часа

Технологическая карта классного часа...

Технологическая карта классного часа на тему «Толерантность»

Разработка классного  часа на тему «Толерантность» предназначена для учащихся 6 классов. Цель проведения:    сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия...

Технологическая карта классного часа «Мы и наши привычки. Поговорим о режиме дня»

Начало учебы в 5-м классе — особый этап в жизни любого ребенка, а кадета особенно. Перед каждым стоит задача адаптации к непривычным условиям обучения: к множеству учебных предметов, к новым учителям ...