Разработка открытого урока по истории в 6 кл по теме "Политическая раздробленность"
план-конспект урока по истории (6 класс)
Разработка открытого урока по истории в 6 кл по теме "Политическая раздробленность"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_6_klasse.docx | 96.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 6 классе – дата проведения 24.02.2021
по теме «Политическая раздробленность на Руси»
Учитель МБОУ Камышевской СОШ: Светличная М.А.
Цель урока: раскрыть причины и последствия политической раздробленности на Руси.
Планируемые результаты:
Предметные:
- определить хронологические рамки периода раздробленности Руси
- анализ причин и последствий политической раздробленности Руси, выделяя положительные и отрицательные последствия, выявить особенности политической раздробленности Руси ;
- ознакомиться и систематизировать информацию из источника «Слово о полку Игореве» для характеристики последствий раздробленности на Руси
Личностные:
- развивать коммуникативную компетенцию через умение высказываться и участвовать в дискуссиях;
- формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Киевской Руси периода политической раздробленности;
- формирование устойчивого познавательного интереса к истории своей страны
Метапредметные:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
- выработка умений работать с учебной информацией, давать оценку историческим событиям и процессам;
- готовность к сотрудничеству со своими одноклассниками;
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Технологии– технология проблемного обучения, ИКТ.
Оборудование: учебник История России. 6 класс Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов и др.; под ред. А.В. Торкунова-М: Просвещение,2018.;карта «Русь в XII-XIII вв.; презентация «Политическая раздробленность на Руси»; раздаточный материал, рабочие листы
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя. Мотивация и постановка проблемы.
II. Изучение новой темы.
III. Рефлексия по содержанию урока
IV. Комментирование домашнего задания.
I.Мотивация и постановка проблемы.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь.
-Сегодня на урок я вам принесла связку колосьев пшеницы. Вы, наверное, спросите, зачем? А пусть это будет интригой до конца урока. В конце урока вы , возможно, сами догадаетесь почему.
(Звучит мелодия)
- История нашей страны насчитывает более 11 веков. Россия сильное, могущественное государство. Но были в жизни русского народа сложные тяжёлые времена: войны, набеги кочевников, пожары. Сегодня на уроке мы обратимся к историческим событиям Древнерусского государства.
Слайд с изображением Ярослава Мудрого.
- При Ярославе Мудром Древнерусское государство было единым. Перед смертью Ярослав оставил своим сыновьям и внукам завещание. Но что же он завещал?
- У вас на столе документ. Ознакомьтесь с ним, пожалуйте, и ответьте на опрос в конце текста. Работаем в парах. Время работы 1,5 минуты:
Работа с историческим документом "завещание Ярослава Мудрого".
«… если будете жить в любви друг к другу, Бог будет с вами и покорит вам врагов ваших…Если же будете в ненависти жить, в распрях и междоусобиях, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих…, но живите в мире, слушаясь брат брата».
Вопрос к документу:
- От чего предостерегает Ярослав своих сыновей в завещании?
(ответы детей: от распрей и междоусобиц)
- Что являлось главным в наказе Ярославе? (жить в мире и согласие, слушать брат брата)
-Но сыновья забыли о заветах отца. Давайте посмотрим к чему это привело. У Вас на партах лежат карты. Возьмите их. Рассмотрите внимательно и скажите, что на этих картах общего? А в чём различие?
(Ответы детей: на первой карте Русь единая, на второй раздробленная)
- Совершенно верно,
- И вот пришло время узнать тему нашего сегодняшнего урока?Посмотрите на карту №2. Эта карта поможет сформулировать вам тему урока.
-А тема нашего сегодняшнего урока: Политическая раздробленность Древнерусского государства.
- Запишите, пожалуйста, тему урока в рабочие листы.
- Многие средневековые страны Европы и Азии прошли период политической раздробленности. В этих государствах вспыхивали междоусобные войны: правители вели между собой бесконечные споры за первенство. Державы дробились на все более мелкие самостоятельные государства.
Не миновала периода раздробленности и Русь. Почему это произошло? Какие тяготы пришлось переносить русским людям в это время? Каковы были последствия раздробленности Руси? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке
- Как вы думаете, что мы сегодня с вами должны узнать, чтобы раскрыть тему урока?
(Учащиеся отвечают)
-Должны узнать что такое политическая раздробленность?
- узнать время политической раздробленности в Европе;
- Причины распада единого Древнерусского государства?
-Какие последствия имела раздробленность Руси?
III.Изучение новой темы.
План изучения новой темы
1. Причины политической раздробленности в Европе и Руси.
2. Последствия раздробленности Руси.
- Но для начала необходимо будет выяснить, что такое раздробленность. Скажите, какие ассоциации у вас возникают с понятием раздробленности (политической раздробленности), что вам уже известно об этом явлении. Давайте составим кластер:
-Необходимо по одному выходить и записывать слова к доске, а остальные заполняют в рабочих листах схему:
(кластер на доске: центральное понятие урока «Раздробленность Древнерусского государства», а вокруг него записываем ассоциации учащихся – смысловые единицы.)
- А сейчас давайте определим дату начала политической раздробленности. Задание будет не совсем обычное. Вам необходимо будет вместо словесной характеристики события подставить дату и выполнить математическое действие, Х есть дата начала феодальной раздробленности.
(Второе восстание в Киеве + 1-й поход общерусской рати против половцев + съезд в Любече + 75) : 3 = Х.
(1113+1111+1097+75) : 3 = 1132. (на доске)
- А сейчас я предлагаю разбиться на группы:
1 группа учащихся, работая с текстом с. 100, определяет причины раздробленности в Европе.
-Какие важные события происходили в ХI — ХII вв. в Германии, Франции, Англии? (земли феодалов делились, отсутствовали хозяйственные связи между районами, усиливались экономические и политические роли отдельных территорий)
-Какими правами обладали в Западной Европе крупные феодалы в своих владениях?( князья в своих княжествах чеканили монеты, становились независимыми от короля, даже могли быть богаче его)
-Какие экономические и политические причины, способствовали распаду средневековых государств? (господство натурального хозяйства, политическая независимость князей)
-К каким последствиям это приводило?
(-к усобицам, войнам, +расцвету культуры)
2 группа учащихся, работая с текстом учебника с.101и раздаточным материалом, определяют причины раздробленности на Руси.
Выделяет экономические и политические причины. (приложение 1)
Правильный ответ выводится на доску, чтобы учащиеся его запомнили.
1. Постоянные междоусобицы между князьями. П
2.Сложившийся в Древней Руси порядок управления в волостях. П
3. Жители городов стремились отделиться от Киева и иметь своего князя. П
4.Не было твёрдого и определённого порядка наследования киевского престола. П
5.Удельные князья стремились закрепить свою власть на определённой территории и передавать её по наследству своим сыновьям. П
6.Русские князья обращались за помощью к половцам в борьбе друг с другом, что порождало ненависть между родственниками. П
7.Киев потерял значение крупнейшего торгового центра и самого богатого из русских городов. Э
8. Росли новые городские центры. Э
9.Киевский престол стал малопривлекательным. П
10.Упадок торгового пути «из варяг в греки». Поиск новых путей обогащения. Э
11.Изменения в хозяйственной жизни. Стремление эксплуатировать зависимое население внутри вотчины. Э
-А что из причин политической раздробленности было отрицательным? А что положительным? Давайте поставим слева «+» где положительные последствия и «-« где отрицательные.
3 группа учащихся, работа с документом отрывком из «Слово о полку Игореве» и текстом на с.103отвечает на вопросы:
-Какова, по мнению автора, причина того, что прошли на Руси «времена счастливые»?(пришли половцы, разгромили русские земли)
-Какой основной призыв звучит в этом художественном произведении?(объединению князей, освобождении земли русской)
-Что препятствовало полному распаду Руси?(принадлежность к одной земле, единая вера, единый язык , за единство выступала православная церковь,
Время работы: 7 мин.
И настала тяжкая година,
Поглотила русичей чужбина,
Поднялась Обида от курганов
И вступила девой в край Траянов.
…….
А князья дружин не собирают,
Не идут войной на супостата,
Малое великим называют
И куют крамолу брат на брата.
А враги на Русь несутся тучей,
И повсюду бедствие и горе.
………
О, стонать тебе, земля родная,
Прежние годины вспоминая
И князей давно минувших лет!
Старого Владимира уж нет.
Эти — Рюрик носит, те — Давид,
Но не вместе их знамёна плещут,
Врозь поют их копия и блещут
….. Ярослав и правнуки Всеслава!
Преклоните стяги! Бросьте меч!
Вы из древней выскочили славы,
Коль решили честью пренебречь.
Это вы раздорами и смутой
К нам на Русь поганых завели,
И с тех пор житья нам нет от лютой
Половецкой проклятой земли!
И бежит молва про удалого,
Будто он, на Русь накликав зло,
Из седла, несчастный, золотого
Пересел в кащеево седло…
Приумолкли города, и снова
На Руси веселье полегло.
Физминутка.(1 мин) муз.
Давайте представим, что у нас есть машина времени, и мы можем отправиться в 12 век. Сейчас мы на границе Руси и половецкой степью. Здесь наши богатыри несут дозор, а мы смогли стать на защиту родины как они?
На слайдах у меня есть подсказки.
- стоим в дозоре, посмотрели на лево, вглядываемся в даль, посмотрели на право, вглядываемся в даль. Пока нет половцев, потренируемся в стрельбе из лука. Достали стрелу из колчана, натянули тетиву, выпустили стрелу, взяли стрелу выпустили, и.т.д.
- А если дело до рукопашной схватки дойдёт, будем мечём отбиваться, вытащил меч из ножен взмахнули вложили.
Учитель подводит итог работы в группах.
- В середине XII века на территории бывшего древнерусского государства образовалось 15 княжеств, к началу XIII века – 50, в XIV веке – 250) .
- А как вы думаете, почему Русь XI-XII веков называют удельной?
Давайте обратимся к тексту с.104 заполним смеху в рабочих листах и тогда вы сможете ответит и на мой вопрос.
Работа с текстом с.104 в парах
- Объясните, почему Русь XI-XII веков называют удельной? (делилась на уделы)
Удел- надел земли, принадлежавший представителю княжеского рода.
(уч-ся записывают в рабочий лист)
- Давайте в виде кластера представим, как раздробилась земля: (работает один ученик на смарт доски)
А теперь, когда мы изучили и усвоили материал сегодняшнего урока, вспомнив ранее полученные знания и получив новую информацию, вернемся к тому кластеру, который мы начали заполнять в начале урока. Но прежде внимательно прочитайте последний абзац текста параграфа (о сохранении объединяющих элементов).
(уч-к с.106-107;)
Работаем над кластером (дополняем, если нужно, убираем какие-либо смысловые единицы, корректируем) и получаем:
IV.Рефлексия
Учитель:
-А теперь пришло время вернуться к интриге урока. Кто догадался как связанные лентой колосья относятся к теме нашего урока? Легко ли сломать колосья в связке? А по одиночку?
-Мы выяснили, что раздробленность не означала конец существования Руси. Страна не утратила внутренней целостности, сохранилось государственное, религиозное и культурное единство (общими остались язык, вера, культура, законы).
-Наш урок подошел к концу. Оценки получают:
Д/з п.14.Спасибо за урок.
- Ребята сегодня мы с вами хорошо поработали. Все поставленные задачи выполнили. Мне с вами было интересно, поэтому я ухожу с урока с прекрасным настроением. А какое настроение у вас осталось после нашего урока. Помните, в Древнем Риме судьбу гладиатора решали поднятым или опущенным пальцем руки. Все кому понравился наш урок поднимите палец вверх, а у кого сегодня настроение не очень опустите его вниз. Всем спасибо.
Приложение 1
Задание для группы №1
Прочитайте текст на стр.100 учебника и ответьте на вопросы:
-Какие важные события происходили в ХI — ХII вв. в Германии, Франции, Англии?
-Какими правами обладали в Западной Европе крупные феодалы в своих владениях?
-Какие экономические и политические причины, способствовали распаду средневековых государств?
-К каким последствиям это приводило?
Задание для группы №2
Прочитайте текст на стр.101-102 учебника.
Распределите в два столбика политические и экономические причины раздробленности Древнерусского государства:
Правильный ответ выводится на доску, чтобы учащиеся его запомнили.
1. Постоянные междоусобицы между князьями.
2.Сложившийся в Древней Руси порядок управления в волостях.
3. Жители городов стремились отделиться от Киева и иметь своего князя.
4.Не было твёрдого и определённого порядка наследования киевского престола.
5.Удельные князья стремились закрепить свою власть на определённой территории и передавать её по наследству своим сыновьям.
6.Русские князья обращались за помощью к половцам в борьбе друг с другом, что порождало ненависть между родственниками.
7.Киев потерял значение крупнейшего торгового центра и самого богатого из русских городов.
8. Росли новые городские центры.
9.Киевский престол стал малопривлекательным.
10.Упадок торгового пути « из варяг в греки». Поиск новых путей обогащения.
11.Изменения в хозяйственной жизни. Стремление эксплуатировать зависимое население внутри вотчины.
Задание для группы №3
Прочитайте текст на стр.103 учебникаи отрывок из произведения «Слово о полку Игореве». ответьте на вопросы:
-Какова, по мнению автора, причина того, что прошли на Руси «времена счастливые»?
-Какой основной призыв звучит в этом художественном произведении?
-Что препятствовало полному распаду Руси?
И настала тяжкая година,
Поглотила русичей чужбина,
Поднялась Обида от курганов
И вступила девой в край Траянов.
…….
А князья дружин не собирают,
Не идут войной на супостата,
Малое великим называют
И куют крамолу брат на брата.
А враги на Русь несутся тучей,
И повсюду бедствие и горе.
………
О, стонать тебе, земля родная,
Прежние годины вспоминая
И князей давно минувших лет!
Старого Владимира уж нет.
Был он храбр, и никакая сила
К Киеву б его не пригвоздила.
Кто же стяги древние хранит?
Эти — Рюрик носит, те — Давид,
Но не вместе их знамёна плещут,
Врозь поют их копия и блещут
…..
И бежит молва про удалого,
Будто он, на Русь накликав зло,
Из седла, несчастный, золотого
Пересел в кащеево седло…
Приумолкли города, и снова
На Руси веселье полегло.
Работа с историческим документом
«Завещание Ярослава Мудрого» из «Повести временных лет» Нестора
«… если будете жить в любви друг к другу, Бог будет с вами и покорит вам врагов ваших…Если же будете в ненависти жить, в распрях и междоусобиях, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих…, но живите в мире, слушаясь брат брата».
- От чего предостерегает Ярослав своих сыновей в завещании?
Работа с историческим документом
«Завещание Ярослава Мудрого» из «Повести временных лет» Нестора
«… если будете жить в любви друг к другу, Бог будет с вами и покорит вам врагов ваших…Если же будете в ненависти жить, в распрях и междоусобиях, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих…, но живите в мире, слушаясь брат брата».
- От чего предостерегает Ярослав своих сыновей в завещании?
Работа с историческим документом
«Завещание Ярослава Мудрого» из «Повести временных лет» Нестора
«… если будете жить в любви друг к другу, Бог будет с вами и покорит вам врагов ваших…Если же будете в ненависти жить, в распрях и междоусобиях, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих…, но живите в мире, слушаясь брат брата».
- От чего предостерегает Ярослав своих сыновей в завещании?
Рабочий лист урока
Ф.и.учащегося____________________
Тема урока:_______________________________________________________
__________________________________________________________________
Политическая раздробленность Руси
Политическая раздробленность – это_______________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Удел – это______________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по истории Древнего мира"Первая пуническая война". 5 класс.
Урок разработан согласно календарно-тематического планирования к учебнику В.А.Михайловского История древнего мира,учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений....
Методическая разработка открытого урока по истории на тему: "Спартанский полис" для учащихся 5 классов.
Урок по типу комбинированный, в форме беседы, с использованием технологии дифференцированного обучения....
Методическая разработка открытого урока по истории на тему: "Путешествие по Древней Греции" для учащихся 5 классов.
Методическая разработка открытого урока по истории на тему: "Путешествие по Древней Греции" для учащихся 5 классов с использованием технологий: игровая, ИКТ, групповая деятельность, сотрудничеств...
Разработка открытого урока по истории в 6 классе "Киевская Русь в 9-12 веках"
Разработку открытого урока можно использовать при обобщении материала по теме: "Киевская Русь в 9-12 вв."...
Разработка открытого урока по истории в 5 классе по теме "Древнейший Рим"
Разработка урока по истории в 5 классе с учетом УУД....
Разработка открытого урока по истории Казахстана «Культура саков»
Тема урока: «Культура саков» Цель урока: Обучающая:- создать условия для усвоениия знаний о культуре сакских племен;- проследить взаимосвязь культуры саков и современного казахского народа;-...
Методическая разработка открытого урока по истории по теме: «Кризисные моменты в истории России и роль Русской Православной Церкви в их преодолении».
Региональный этапXXVII Международных Рождественских образовательных чтений«Молодежь: свобода и ответственность» РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ«НАУКА И ИСКУССТВО В ...