Разработка открытого урока по истории в 6 кл по теме "Политическая раздробленность"
план-конспект урока по истории (6 класс)

Светличная Марина Анатольевна

Разработка открытого урока по истории в 6 кл по теме "Политическая раздробленность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_v_6_klasse.docx96.9 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 6 классе – дата проведения 24.02.2021

по теме  «Политическая раздробленность на Руси»

                                        Учитель МБОУ Камышевской СОШ: Светличная М.А.

Цель урока:  раскрыть причины и последствия политической раздробленности на Руси.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • определить хронологические рамки периода раздробленности Руси
  • анализ причин и  последствий политической раздробленности Руси, выделяя положительные и отрицательные последствия, выявить особенности политической раздробленности Руси ;
  • ознакомиться  и систематизировать информацию из источника «Слово о полку Игореве» для  характеристики последствий раздробленности на Руси

Личностные:

  • развивать  коммуникативную  компетенцию через умение высказываться и  участвовать в дискуссиях;     
  • формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Киевской Руси периода политической раздробленности;
  • формирование устойчивого познавательного интереса к истории своей страны

Метапредметные:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
  • выработка умений работать с учебной информацией, давать оценку историческим событиям и процессам;
  • готовность к сотрудничеству со своими одноклассниками;

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Технологии– технология проблемного обучения, ИКТ.

Оборудование: учебник История России. 6 класс Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов и др.; под ред. А.В. Торкунова-М: Просвещение,2018.;карта «Русь в XII-XIII вв.; презентация «Политическая раздробленность на Руси»; раздаточный материал, рабочие листы

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя. Мотивация и постановка проблемы.

II. Изучение новой темы.

III. Рефлексия по содержанию урока

IV. Комментирование домашнего задания.

I.Мотивация и постановка проблемы.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

-Сегодня на урок я вам принесла связку колосьев пшеницы. Вы, наверное, спросите, зачем? А пусть это будет интригой до конца урока. В конце урока вы , возможно, сами догадаетесь почему.

(Звучит мелодия)

-  История нашей страны  насчитывает  более 11 веков. Россия сильное, могущественное государство. Но были в жизни русского народа сложные тяжёлые времена: войны, набеги кочевников, пожары. Сегодня на уроке мы обратимся к историческим событиям Древнерусского государства.

Слайд с изображением Ярослава Мудрого.

- При Ярославе Мудром Древнерусское государство было единым. Перед смертью Ярослав оставил своим сыновьям и внукам завещание. Но что же он завещал?

-  У вас на столе документ. Ознакомьтесь с ним, пожалуйте, и ответьте на опрос в конце текста. Работаем в парах. Время работы 1,5 минуты:

Работа с историческим документом "завещание Ярослава Мудрого".

«… если будете жить в любви друг к другу, Бог будет с вами и покорит вам врагов ваших…Если же будете в ненависти жить, в распрях и междоусобиях, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих…, но живите в мире, слушаясь брат брата».

Вопрос к документу:

- От чего предостерегает Ярослав своих сыновей в завещании?

(ответы детей: от распрей и междоусобиц)

- Что являлось главным в наказе Ярославе? (жить в мире и согласие, слушать брат брата)

о сыновья забыли о заветах отца. Давайте посмотрим к чему это привело. У Вас на партах лежат карты. Возьмите  их.  Рассмотрите  внимательно и скажите, что на этих картах   общего?  А в чём различие?

(Ответы детей: на первой карте Русь единая, на второй раздробленная)

- Совершенно верно,

- И вот пришло  время узнать тему нашего сегодняшнего урока?Посмотрите на карту №2. Эта карта поможет сформулировать вам тему урока.

-А тема нашего сегодняшнего урока: Политическая раздробленность  Древнерусского государства.

- Запишите, пожалуйста, тему урока в рабочие листы.

- Многие средневековые страны Европы и Азии прошли период политической раздробленности. В этих государствах вспыхивали междоусобные войны: правители вели между собой бесконечные споры за первенство. Державы дробились на все более мелкие самостоятельные государства.

Не миновала периода раздробленности и Русь. Почему это произошло? Какие тяготы пришлось переносить русским людям в это время? Каковы были последствия раздробленности Руси? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке

- Как вы думаете, что мы сегодня с вами   должны узнать,  чтобы раскрыть тему урока?

(Учащиеся отвечают)

-Должны узнать что такое политическая раздробленность?

- узнать  время политической раздробленности в Европе;

- Причины  распада единого Древнерусского государства?

-Какие последствия имела раздробленность Руси?

III.Изучение новой темы.

План изучения новой темы

1. Причины политической раздробленности в Европе и Руси.

2.  Последствия раздробленности Руси.

- Но для начала необходимо будет  выяснить, что такое раздробленность. Скажите, какие ассоциации у вас возникают с понятием раздробленности (политической раздробленности), что вам уже известно об этом явлении. Давайте составим кластер:

-Необходимо по одному выходить и записывать слова к доске, а остальные заполняют в рабочих листах схему:

(кластер на доске: центральное понятие урока «Раздробленность Древнерусского государства», а вокруг него записываем ассоциации учащихся – смысловые единицы.)

- А сейчас давайте определим дату начала  политической раздробленности. Задание будет не совсем обычное. Вам необходимо будет вместо словесной характеристики  события подставить дату и выполнить математическое действие,  Х есть дата начала феодальной раздробленности.

(Второе восстание в Киеве + 1-й поход общерусской рати против половцев + съезд в Любече + 75) : 3 = Х.

(1113+1111+1097+75) : 3 = 1132. (на доске)

- А сейчас я предлагаю разбиться на группы:

1 группа учащихся, работая с текстом с. 100, определяет причины раздробленности в Европе.

-Какие важные события происходили в ХI — ХII вв. в Германии, Франции, Англии? (земли феодалов делились, отсутствовали хозяйственные связи между районами, усиливались экономические и политические роли отдельных территорий)

-Какими правами обладали в Западной Европе крупные феодалы в своих владениях?( князья в своих княжествах чеканили монеты, становились независимыми от короля, даже могли быть богаче его)

-Какие экономические и политические причины, способствовали распаду средневековых государств? (господство натурального хозяйства, политическая независимость князей)

-К каким последствиям это приводило?

(-к усобицам, войнам, +расцвету культуры)

2 группа учащихся, работая с текстом учебника с.101и раздаточным материалом, определяют причины раздробленности на Руси.

Выделяет экономические и политические причины.  (приложение 1)

Правильный ответ выводится на доску, чтобы учащиеся его запомнили.

1. Постоянные междоусобицы между князьями. П

2.Сложившийся в Древней Руси порядок управления в волостях. П

3. Жители городов стремились отделиться от Киева и иметь своего князя. П

4.Не было твёрдого и определённого порядка наследования киевского престола. П

5.Удельные князья стремились закрепить свою власть на определённой территории и передавать её по наследству своим сыновьям. П

6.Русские князья обращались за помощью к половцам в борьбе друг с другом, что порождало ненависть между родственниками. П

7.Киев потерял значение крупнейшего торгового центра и самого богатого из русских городов. Э

8. Росли новые городские центры. Э

9.Киевский престол стал малопривлекательным. П

10.Упадок торгового пути «из варяг в греки». Поиск новых путей обогащения. Э

11.Изменения в хозяйственной жизни. Стремление эксплуатировать зависимое население внутри вотчины. Э    

-А что из причин политической раздробленности было отрицательным? А что положительным? Давайте поставим слева «+» где положительные последствия и «-« где отрицательные.

3 группа учащихся, работа  с документом отрывком из «Слово о полку Игореве»  и  текстом на с.103отвечает на вопросы:

-Какова, по мнению автора, причина того, что прошли на Руси «времена счастливые»?(пришли половцы, разгромили русские земли)

-Какой основной призыв звучит в этом художественном произведении?(объединению князей, освобождении земли русской)

-Что препятствовало полному распаду Руси?(принадлежность к одной земле, единая вера, единый язык , за единство выступала православная церковь,

Время работы: 7 мин.

И настала тяжкая година,
Поглотила русичей чужбина,
Поднялась Обида от курганов
И вступила девой в край Траянов.
…….
А князья дружин не собирают,
Не идут войной на супостата,
Малое великим называют
И куют крамолу брат на брата.
А враги на Русь несутся тучей,
И повсюду бедствие и горе.
………

О, стонать тебе, земля родная,
Прежние годины вспоминая
И князей давно минувших лет!
Старого Владимира уж нет.
Эти — Рюрик носит, те — Давид,
Но не вместе их знамёна плещут,
Врозь поют их копия и блещут

….. Ярослав и правнуки Всеслава!
Преклоните стяги! Бросьте меч!
Вы из древней выскочили славы,
Коль решили честью пренебречь.
Это вы раздорами и смутой
К нам на Русь поганых завели,
И с тех пор житья нам нет от лютой
Половецкой проклятой земли!

И бежит молва про удалого,
Будто он, на Русь накликав зло,
Из седла, несчастный, золотого
Пересел в кащеево седло…
Приумолкли города, и снова
На Руси веселье полегло.

Физминутка.(1 мин) муз.

Давайте представим, что у нас есть машина времени, и мы можем отправиться в 12 век. Сейчас мы на границе Руси и половецкой степью. Здесь наши богатыри несут дозор, а мы смогли стать на защиту родины как они?

На слайдах у меня есть подсказки.

- стоим в дозоре, посмотрели на лево, вглядываемся в даль, посмотрели на право, вглядываемся в даль. Пока нет половцев, потренируемся  в стрельбе из лука. Достали стрелу из колчана, натянули тетиву, выпустили стрелу, взяли стрелу выпустили, и.т.д.

- А если дело до рукопашной схватки дойдёт, будем мечём отбиваться,  вытащил меч из ножен взмахнули вложили.

Учитель подводит итог работы в группах.

- В середине XII века на территории бывшего древнерусского государства образовалось 15 княжеств, к началу XIII века – 50, в XIV веке –  250) .

-  А как вы думаете, почему Русь XI-XII веков называют удельной?

Давайте обратимся к тексту с.104 заполним смеху в рабочих листах и тогда вы сможете ответит и  на мой вопрос.

Работа с текстом с.104 в парах

-  Объясните, почему Русь XI-XII веков называют удельной? (делилась на уделы)

Удел- надел земли, принадлежавший представителю княжеского рода.

(уч-ся записывают в рабочий лист)

-  Давайте в виде кластера представим, как раздробилась земля: (работает один ученик на смарт доски)

C:\Users\1\Desktop\image016.jpg

А теперь, когда мы изучили и усвоили материал сегодняшнего урока, вспомнив ранее полученные знания и получив новую информацию, вернемся к тому кластеру, который мы начали заполнять в начале урока. Но прежде внимательно прочитайте последний абзац текста параграфа (о сохранении объединяющих элементов).

(уч-к с.106-107;)

Работаем над кластером (дополняем, если нужно, убираем какие-либо смысловые единицы, корректируем) и получаем:

IV.Рефлексия

Учитель:

-А теперь пришло время вернуться к интриге урока. Кто догадался как связанные лентой колосья относятся к теме нашего урока? Легко ли сломать  колосья в связке? А по одиночку?

-Мы выяснили, что раздробленность не означала конец существования Руси. Страна не утратила внутренней целостности,  сохранилось государственное, религиозное и культурное  единство (общими остались язык, вера, культура, законы).

-Наш урок подошел к концу. Оценки получают:

Д/з п.14.Спасибо за урок.

- Ребята сегодня мы с вами хорошо поработали. Все поставленные задачи выполнили. Мне с вами было интересно, поэтому я ухожу с урока с прекрасным  настроением. А какое настроение у вас осталось после нашего урока. Помните,  в Древнем Риме судьбу гладиатора решали поднятым или опущенным пальцем руки. Все кому понравился наш урок  поднимите палец вверх, а у кого сегодня настроение не очень опустите его вниз. Всем спасибо.

                                                                                                    Приложение 1

Задание для группы №1

Прочитайте текст на стр.100 учебника  и ответьте на вопросы:

-Какие важные события происходили в ХI — ХII вв. в Германии, Франции, Англии?

-Какими правами обладали в Западной Европе крупные феодалы в своих владениях?

-Какие экономические и политические причины, способствовали распаду средневековых государств?

-К каким последствиям это приводило?

Задание для группы №2

Прочитайте текст на стр.101-102  учебника.

Распределите в два столбика политические  и экономические причины раздробленности Древнерусского государства:

Правильный ответ выводится на доску, чтобы учащиеся его запомнили.

1. Постоянные междоусобицы между князьями.

2.Сложившийся в Древней Руси порядок управления в волостях.

3. Жители городов стремились отделиться от Киева и иметь своего князя.

4.Не было твёрдого и определённого порядка наследования киевского престола.

5.Удельные князья стремились закрепить свою власть на определённой территории и передавать её по наследству своим сыновьям.

6.Русские князья обращались за помощью к половцам в борьбе друг с другом, что порождало ненависть между родственниками.

7.Киев потерял значение крупнейшего торгового центра и самого богатого из русских городов.

8. Росли новые городские центры.

9.Киевский престол стал малопривлекательным.

10.Упадок торгового пути « из варяг в греки». Поиск новых путей обогащения.

11.Изменения в хозяйственной жизни. Стремление эксплуатировать зависимое население внутри вотчины.

Задание для группы №3

Прочитайте текст на стр.103 учебникаи  отрывок из произведения «Слово о полку Игореве». ответьте на вопросы:

-Какова, по мнению автора, причина того, что прошли на Руси «времена счастливые»?

-Какой основной призыв звучит в этом художественном произведении?

-Что препятствовало полному распаду Руси?

И настала тяжкая година,
Поглотила русичей чужбина,
Поднялась Обида от курганов
И вступила девой в край Траянов.
…….
А князья дружин не собирают,
Не идут войной на супостата,
Малое великим называют
И куют крамолу брат на брата.
А враги на Русь несутся тучей,
И повсюду бедствие и горе.
………

О, стонать тебе, земля родная,
Прежние годины вспоминая
И князей давно минувших лет!
Старого Владимира уж нет.
Был он храбр, и никакая сила
К Киеву б его не пригвоздила.
Кто же стяги древние хранит?
Эти — Рюрик носит, те — Давид,
Но не вместе их знамёна плещут,
Врозь поют их копия и блещут

…..

И бежит молва про удалого,
Будто он, на Русь накликав зло,
Из седла, несчастный, золотого
Пересел в кащеево седло…
Приумолкли города, и снова
На Руси веселье полегло.

Работа с историческим документом

«Завещание Ярослава Мудрого» из «Повести временных лет» Нестора

 «… если будете жить в любви друг к другу, Бог будет с вами и покорит вам врагов ваших…Если же будете в ненависти жить, в распрях и междоусобиях, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих…, но живите в мире, слушаясь брат брата».

  • От чего предостерегает Ярослав своих сыновей в завещании?

Работа с историческим документом

«Завещание Ярослава Мудрого» из «Повести временных лет» Нестора

 «… если будете жить в любви друг к другу, Бог будет с вами и покорит вам врагов ваших…Если же будете в ненависти жить, в распрях и междоусобиях, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих…, но живите в мире, слушаясь брат брата».

  • От чего предостерегает Ярослав своих сыновей в завещании?

Работа с историческим документом

«Завещание Ярослава Мудрого» из «Повести временных лет» Нестора

 «… если будете жить в любви друг к другу, Бог будет с вами и покорит вам врагов ваших…Если же будете в ненависти жить, в распрях и междоусобиях, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих…, но живите в мире, слушаясь брат брата».

  • От чего предостерегает Ярослав своих сыновей в завещании?

Рабочий лист урока

Ф.и.учащегося____________________

Тема урока:_______________________________________________________

__________________________________________________________________

Политическая раздробленность Руси

Политическая раздробленность – это_______________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Удел – это______________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по истории Древнего мира"Первая пуническая война". 5 класс.

Урок разработан согласно календарно-тематического планирования к учебнику В.А.Михайловского История древнего мира,учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений....

Методическая разработка открытого урока по истории на тему: "Спартанский полис" для учащихся 5 классов.

 Урок по типу комбинированный, в форме беседы, с использованием технологии дифференцированного обучения....

Методическая разработка открытого урока по истории на тему: "Путешествие по Древней Греции" для учащихся 5 классов.

Методическая разработка открытого урока по истории на тему: "Путешествие по Древней Греции" для учащихся 5 классов с использованием технологий: игровая, ИКТ, групповая деятельность, сотрудничеств...

Разработка открытого урока по истории в 6 классе "Киевская Русь в 9-12 веках"

Разработку открытого урока можно использовать при обобщении материала по теме: "Киевская Русь в 9-12 вв."...

Разработка открытого урока по истории в 5 классе по теме "Древнейший Рим"

Разработка урока по истории в 5 классе с учетом УУД....

Разработка открытого урока по истории Казахстана «Культура саков»

Тема урока: «Культура саков» Цель урока: Обучающая:- создать условия для усвоениия знаний о культуре сакских племен;- проследить взаимосвязь культуры саков и современного казахского народа;-...

Методическая разработка открытого урока по истории по теме: «Кризисные моменты в истории России и роль Русской Православной Церкви в их преодолении».

Региональный этапXXVII Международных Рождественских образовательных чтений«Молодежь: свобода и ответственность» РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ«НАУКА И ИСКУССТВО В ...