Разработка открытого урока по истории в 6 классе "Киевская Русь в 9-12 веках"
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме
Разработку открытого урока можно использовать при обобщении материала по теме: "Киевская Русь в 9-12 вв."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchiy_urok_kievskaya_rus.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый обобщающий урок по истории в 6 классе по теме
"Киевская Русь в IX–XII вв."
Цели: Обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся по истории Древнерусского государства в IX-XII вв. (домонгольский период); дать оценку деятельности исторических личностей данного периода истории Руси; закрепить знание основных дат и понятий, значения принятия христианства на Руси, процесса раздробленности и централизации Руси; установить причинно-следственные связи между деятельностью первых князей и дальнейшим развитием Руси.
Продолжить формирование умения работать с историческими источниками и развивать умение анализировать и обобщать данные, сопоставлять факты; развивать быстроту мышления и коммуникативные способности, умение работать командой; активизировать познавательный интерес к изучению истории.
Способствовать формированию уважительного отношения к героическим событиям и культурному наследию прошлого нашего Отечества, понимания взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве.
Оборудование: карта «Киевская Русь», карточки, иллюстрации, презентация, песочные часы, листки для записей, ручки, магниты, карточки с именами князей
Ход урока:
На доске эпиграф:
«Откуда есть пошла русская земля, кто стал в
Киеве первый княжить, и как русская земля
стала развиваться»
Нестор.
I. Организационный момент
Вступление учителя:
-Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собою всю русь, пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля...
-И говорю я всем, что сегодня прекрасный день, и здравствуйте.
Чтение эпиграфа
- В каком своем великом произведении монах Нестор написал эти строки?
(«Повесть временных лет»)
- Какие вопросы содержит в себе эпиграф?
( 1. Откуда есть пошла русская земля?
2. Кто стал в Киеве первый княжить?
3. И как русская земля стала развиваться?)
- Мы должны были ответить на три главных основных вопроса, которые заключены в нашем эпиграфе. Вот и выясним сегодня, как мы с вами можем ответить на эти вопросы.
II. Повторение и обобщение
1) Логическая цепочка дат на доске.
862882911945980111198810191054972109711131125
2) Игра «Да-нетка»
- Рюрик прибыл в Новгород по приглашению новгородцев (да)
- Самым сильным племенем на Руси были кривичи (нет)
- Постоянные набеги на Русь до 11 века совершали племена печенегов (да)
- Бог грома и молнии у славян Перун (да)
- Вождем племени являлся знатный дружинник (нет)
- Часть населения древних славян была зависимой (да)
- Крестьяне, заключившие с господином договор назывались закупы (нет)
- Жителей Скадинавии славяне называли варягами (да)
- Восстание против князя Игоря подняло племя вятичей (нет)
- Княгиня Ольга после смерти Игоря вышла замуж за византийского императора (нет)
3) Викторина «Кто»
- Кто заключил первый письменный договор с Византией
- Кто из русских князей первым принял христианство
- Кто, отправляясь в поход, говорил своим врагам «Иду на вы»
- Кто были первые русские святые
- Кто построил в Киеве Софийский собор, Золотые ворота?
- Кто на Руси ввел погосты
- Кто из русских князей является основателем Москвы?
- Кто из русских князей написал «Поучение детям»
- Кто стал первым русским реформатором древней Руси?
- Кто из русских князей получил прозвище «Окаянный»?
4) «Своя игра» (презентация)
5) «Что? Где? Когда?»
Каждой команде предстоит ответить на вопросы. В общем количестве вопросов – два вопроса из «Черного ящика». На обсуждение вопроса даётся одна минута. За каждый правильный ответ команда получает 10 балл.
Вопросы: 1. Почему Руси так важно было принять христианство, и именно христианство. (Ваши предположения. Даже самые невероятные)
2. Почему князя Святослава называют Александром Македонским Восточной Европы.
3. Перестали ли киевляне почитать языческих богов после 988 года, если нет, то как они примирили две разные веры?
4. Известно, что с 30-х годов XII века начался новый период в жизни Русского государства. Как назывался этот период и каковы были его причины?
5. В Западной Европе Русь называли Гардарикой. Почему?
6. Известно, что политический распад Руси никогда не был полным. Сохранились силы, которые содействовали единению страны. Назовите их.
7. То, что лежит в черном ящике, является символом принесенной на Русь в X веке веры. Первично представлял собой символическое изображение человека с простертыми руками. Что лежит в черном ящике?
8. То, что лежит в черном ящике, с XI века приобретало все большую ценность. Кто обладал ею, тот увеличивал свои богатства, мощь, процветание своих семей, усиливал свое влияние в обществе. К овладению ею стремились князья, бояре, дружинники, верхи церкви.
6) “По страницам “Повести временных лет”
Задача команд по отрывкам из “Повести временных лет”, определить, о каком событии древнерусской истории идёт повествование. За правильный ответ команда получает 10 баллов. Время на обсуждение 30 секунд.
1. Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиной и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, по имени Полота, от неё и получили название полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем – славянами, и построили град и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле и назвались северянами. И так разошёлся славянский народ, а по его имени и грамота звалась “Славянская”.
(Расселение славянских племён)
2. Услышав это, царь Михаил созвал всех философов и передал им всё, сказанное славянскими князьями. И сказали философы: “В Селуни есть муж, именем Лев, имеет он сыновей, знающих славянский язык. Два сына у него искусные философы”. Услышав об этом, царь послал за ними ко Льву в Селунь, со словами: “Пошли к нам без промедления своих сыновей Мефодия и Константина”. (Приход Кирилла и Мефодия на Русь)
3. Взяв дань, пошёл он в свой город. Когда же он шёл назад, - поразмыслив, сказал своей дружине: “Идите с данью домой, а я возвращусь и пособираю ещё”. И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идёт снова, держали совет с князем своим Малом: “Если повадится волк к овцам, то вынесет всё стадо, пока не убьют его, так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит”.
(Поход князя Игоря в землю древлян)
4. Она же, уразумев смысл этого обращения, ответила Цесарю: “Я язычница, если хочешь крестить меня, то крести меня сам – иначе не крещусь”. И крестил её царь с патриархом. Просветившись, она радовалась душой и телом; и наставил её патриарх в вере и сказал: “Благословенна ты в жёнах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя русские потомки в грядущих поколениях твоих внуков”.
(Крещение княгини Ольги в 955 году)
7) “Допиши словечко”
Командам предлагается текст, который необходимо прочитать и вставить недостающие имена, понятия. За каждый верный ответ команда получает 1 балл.
В VI веке в Центральной части Восточной Европы жили ______________. Они делились на три ветви: западных, южных и ______________. Восточные славяне поселились по линии рек ______________. Это были выносливые и сильные люди, которые любили не воевать, а ___________. Рядом со славянами жили другие народы: на севере - воинственные и грозные ____________, которые поселились за Балтийским морем, грабили встречные корабли. На юге жили племена, которые не имели постоянного места жительства - _____________. И те, и другие совершали набеги на восточнославянские земли и брали _____________. Долго славянские племена не могли решить, кто же из них будет княжить и начались _______________. Тогда порешили славяне, что надо искать князя со стороны и послали послов к варяжскому племени ___________. Первым князем стал ___________ и произошло это в 862 году. После его смерти стал править его дядя Олег, так как сын _____________ был ещё мал. Князь Олег, как и Рюрик стал править в городе _____________. Олегу понравился богатый город _____________ и 882 году он хитростью завладел им. А ещё он совершил поход на город ______________ и в знак победы повесил __________ на его ворота. Погиб Олег от укуса ____________. После него стал княжить Игорь, который из-за своей жадности погиб от мечей _______________. За его смерть отомстила жена – княгиня ______________, она же крестилась и приняла _________________. Ольга стала христианкой, но по-прежнему на Руси главным верованием оставалось ________________.
(славянские племена; восточных; Днепр-Волхов; трудиться; варяги; кочевники; дань; усобицы; Русь; Рюрик; Игорь; Новгород; Царьград; щит; змеи; древлян; Ольга; христианство; язычество).
8) Логическая цепочка “Первые русские князья”
Каждая команда получает карточки с именами первых русских князей. Участникам игры необходимо построить династическое дерево.
1. Рюрик
2. Олег
3. Игорь
4. Ольга
5. Святослав
6. Владимир
7. Ярослав Мудрый
8. Владимир Мономах
9) Народная зоркость (соединить имя князя и народное прозвище)
Владимир Мудрый
Ярослав Долгорукий
Юрий Окаянный
Владимир Александр Македонский
Святослав Мономах
Святополк Красное солнышко
10) “Потомкам на память”
Пусть каждый житель древней Руси, которыми вы сейчас являетесь – оставит потомкам на память воспоминание о самых ярких событиях и героях истории Древней Руси.
Выставление оценок (самооценка, взаимооценка)
Вывод. Возвращение к эпиграфу урока.
Мы с вами дали ответы на вопросы, поставленные Нестором в «Повести временных лет». В дальнейшем мы еще многое узнаем из истории нашей страны.
Домашнее задание. Сочинение-размышление «Влияние Древнерусского государства на современный мир»
Приложение 1
Оценка эффективности работы на уроке.
Ф.И. ученика__________________________________________________
Сделайте, пожалуйста, четыре метки, которые соответствуют вашей оценке результатов урока. Если Вы низко оцениваете результаты, то метка ставится в поле «0», если выше, то выберите подходящий балл – от 1 до 5.
Содержательность Новизна темы
5
4
3
2
1
0
Степень усвоения материала Оценка моей работы на уроке
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по истории Древнего мира"Первая пуническая война". 5 класс.
Урок разработан согласно календарно-тематического планирования к учебнику В.А.Михайловского История древнего мира,учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений....
Методическая разработка открытого урока по истории на тему: "Спартанский полис" для учащихся 5 классов.
Урок по типу комбинированный, в форме беседы, с использованием технологии дифференцированного обучения....
Методическая разработка открытого урока по истории на тему: "Путешествие по Древней Греции" для учащихся 5 классов.
Методическая разработка открытого урока по истории на тему: "Путешествие по Древней Греции" для учащихся 5 классов с использованием технологий: игровая, ИКТ, групповая деятельность, сотрудничеств...
Разработка открытого урока по истории в 5 классе по теме "Древнейший Рим"
Разработка урока по истории в 5 классе с учетом УУД....
разработка открытого урока по истории России в 6 классе по теме "Русь с древнейших времен до конца XIII века".
Обобщение знаний учащихся по истории России с древнейших времен до конца XIII века, стремление воспитывать любовь и уважение к истории родной страны....
Методическая разработка открытого урока по истории по теме: «Кризисные моменты в истории России и роль Русской Православной Церкви в их преодолении».
Региональный этапXXVII Международных Рождественских образовательных чтений«Молодежь: свобода и ответственность» РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ«НАУКА И ИСКУССТВО В ...
Разработка открытого урока по музыке в 6 классе Джаз - искусство 20го века
Открытый урок по музыке на тему "Джаз- искусство 20го века" проведен в феврале 2020 года.К этому уроке прикреплен разработка, самоанализ и презентация....