Технологическая карта урока "Франция в эпоху Просвещения"
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Технологическая карта урока с раздаточным дидактическим материалом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_prosveshchenie_vo_frantsii.docx34.85 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Класс: 7

Дата, номер урока, время проведения:

Предмет: Всеобщая история

Тема урока: Франция в эпоху Просвещения

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: познакомить учащихся с эпохой Просвещения во Франции, основными просветителями, их ценностями и идеями.

Дидактические задачи урока:

  1. Образовательная:
  • Изучить идеи французских просветителей
  • Сформировать знания и развитии культуры в XVIIIв.
  1. Развивающая:
  • Продолжить формировать умение работать с иллюстративным материалом
  • Продолжить формировать умение работы с текстом, умение искать необходимую информацию
  1. Воспитательная:
  • способствовать формированию у учащихся ценностного отношения к знаниям, уважения к людям науки, чьи идеи легли в основу теории правового государства и гражданского общества.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.

Литература: Всеобщая история: 7 класс: учебник для уч-ся общеобразовательных организаций \ В.В. Носков, Т.П. Андреевская – 3-е изд. – М.: Вентана-Граф, 2014 – 304с.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

  1. Учащиеся должны знать характерные черты Просвещения.
  2. Учащиеся должны знать основных французских просветителей.
  3. Учащиеся должны знать основные идеи, которые выдвигали представители эпохи Просвещения.
  4. Учащиеся должны уметь работать с иллюстративным материалом, анализировать полученную информацию..

Метапредметные:

  1. Учащиеся должны уметь устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение.
  2. Учащиеся должны уметь осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Личностные:

  1. У учащегося должна быть сформирована готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению.
  2. Учащийся должен уметь ставить цели своей самостоятельной познавательной деятельности.

Ход урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент (1 мин)

Приветствие учащихся, проверка отсутствующих.

Приветствие учителя. Перекличка.

  1. Подготовка к изучению нового материала (5 мин)

Вводное слово учителя:

Давайте вспомним:

  1. Как называлась эпоха в развитии европейской культуры, для которой характерно возрождение интереса к человеку, обращение к наследию античности?
  2. Как называлось движение за переустройство католической церкви?

Итак, XVIII век историки назвали эпохой просвещения.

Примерные ответы учащихся:

  1. Возрождение.
  2. Реформация.

  1. Сообщение темы, цели, задач урока, мотивация учебной деятельности школьников (2 мин)

Вводное слово учителя:

Открываем тетради и записываем число и тему урока: Франция в эпоху Просвещения. Сегодня мы с вами изучим самых известных просветителей того времени. А также познакомимся с культурой Франции XVIIIв.

  1. А что такое «Просвещение»?
  2. Кто такие «просветители»?

Давайте запишем в тетрадь эти понятия.

Учащиеся открывают тетрадь и записывают число и тему урока.

  1. Просвещение - течение, основанное на убеждении в решающей роли человеческого разума.
  2. Просветители - этот выдающиеся мыслители, писатели, учёные
  1. Ознакомление с новым материалом (25 мин)

Завершение правления Людовика 14 сопровождалось падением величия Франции. Перед новым королем – Людовиком 15 стояла огромная задача – реформировать экономическую ситуацию в стране. Однако Людовик 15  управление государством передоверял своим поданным, что снижало авторитет королевской власти. Снижению авторитета также способствовала неудачная внешняя политика.

  1. Давайте вспомним, какую войну вела Франция? С какой страной? Результаты войны?

Абсолютно верно.

Также семилетняя война нанесла сильный удар по финансовой системе страны. Королевство становилось все более неуправляемым. Огромное значение для дальнейшей судьбы Франции  стало изменение духовной сферы жизни общества.

  1. Кто мне напомнит, что такое «идеология»?

Правильно.

Французские просветители были абсолютно разными людьми, но каждый из них внес свой вклад в становление Просвещения.

  1. Откройте учебник параграф 19, на стр.198 и выпишите в тетрадь имена всех просветителей и их идеи, которые найдете в тексте учебника. На это задание у вас есть 10 мин.

Итак, все справились? Давайте проверим, что вы записали.

У истоков Просвещения стоял Шарль Луи де Монтескье (1689-1755). Его главный труд – «О духе законов», где была изложена теория разделения властей на: законодательную, исполнительную, судебную.

Также одним из наиболее известных деятелей французского Просвещения является – Франсуа-Мари Аруэ Вольтер (1694-1778). Он прославился как автор большого количества философских, исторических произведений. Он утверждал свободу слова и совести, неизбежность деления общества на сословия, имеющие равные права, власть должна принадлежать только просвещенным и образованным людям.

Выдающимся просветителем был Дени Дидро (1713-1784). Он был убежден, что развитие разума приведет к устранению произвола, деспотизма и несправедливости. А для этого необходимо обобщить все знания и сделать их достоянием общества. Его самый известный труд, выдающийся памятник французского Просвещения - "Энциклопедия", в ней собраны все научные знания, которое были известны на тот период времени.

Особое место среди французских Просветителей занимает Жан- Жак Руссо (1712-1778). Он подверг критике современное ему общество, противопоставляя ему «естественное состояние», в котором раньше жили люди. Тогда, все люди были свободны, но взаимное соперничество вынудило их договориться о создании государства для урегулирования отношений между друг другом. При заключении этого «общественного договора» каждый человек добровольно отказывался от части своих прав в пользу общества. Руссо доказывал, что вся власти исходит от народа, и противопоставлял свои принципы теории разделения властей. Лучшая форма государственного устройства – республика. Частная собственность, по его мнению, привела к нарушению «естественных прав» человека и возникновению неравенства между людьми.

Все молодцы! Справились с этим трудным заданием.

Однако несмотря на нарастающий кризис, во Франции развивалось культура.

А теперь давайте запишем характерные черты Просвещения:

  • Вера в науку и человеческий разум.
  • Решающая роль образования.
  • Критика существующего строя.
  • Равенство всех перед законом.

Эпоха Людовика 15 стала золотым веком французского искусства, литературы и науки.

  1. Кто помнит какой стиль господствовал во Франции в искусстве XVIIв.?

Да, правильно – это классицизм.

На смену ему приходит стиль рококо (от франц. Слова, означающего «ракушка»).  Для рококо характерна декоративность и изысканность. В сюжетах больше преобладают темы повседневной жизни. Наиболее наглядно рококо проявилось в прикладных искусствах (отделка мебели, зеркал, посуды).

А теперь давайте рассмотрим картины наиболее известных художников XVIIIв. Первая картина – «Общество в парке» Антуана Ватто, в своих картинах он запечатлел представителей самых разных слоев общества.

Под влиянием Ватто сформировалось творчество Ф. Буше «Девушка с розой». Творчество Буше продолжил его ученик Ж.-О. Фрагонар «Соперники».  Жан Батист Шарден «Молитва перед едой», в своих картинах он запечатлел образы людей из низшего сословия.

В конце века снова происходит возрождение к античным традициям в форме неоклассицизма. Наиболее ярким представителем этого направления был Жак Луи Давид «Портрет мадам Рекамье».

Также развивается театральное искусство – например, комедии Пьера Огюста де Бомарше «Женитьба Фигаро», «Севильский цирюльник» до сих идут в современных театрах.

Развивается наука, например, А.Л.Лавуазье заложил основы современной химической науки, он первым показал состав атмосферного воздуха и открыл, что вода состоит из соединений водорода и кислорода. Астроном, математик и физик П.С.Лаплас внес вклад в изучение Солнечной системы. Братья Монгольфье построили воздушный шар – «монгольфьер», на котором состоялся первый полет в 1783г.

Большой вклад также внесли французские мореплаватели. В 1785-178гг. экспедиция Ж.Ф.Лаперуза исследовала Тихий океан.

Примерные ответы учащихся:

  1. Франция проиграла Великобритании в борьбе за колонии, потеряв почти все свои владения в Северной Америке и Индии.
  2. Идеология – это совокупность взглядов, выражающая интересы различных социальных классов и других социальных групп.
  3. - Шарль Луи де Монтескье (1689-1755).

- Франсуа-Мари Аруэ Вольтер (1694-1778).

- Дени Дидро (1713-1784).

- Жан- Жак Руссо (1712-1778).

4. Классицизм.

  1. Первичное осмысление и применение изученного материала (5 мин)

Итак, а теперь у меня есть для вас небольшое задание, посмотрите на доску и ответьте на следующие задания:

  1. Какие идеи выдвигал Ш.Монтескье, Вольтер, Руссо, Дидро?
  2. Какими чертами характеризовался стиль рококо?
  3. Какой стиль в искусстве господствовал до рококо?

Хорошо, верно.

Учащиеся читают задание, вспоминают изученный материал и выполняют задание. Первый кто выполнил задание, поднимает руку.

Примерные ответы учащихся:

1.Монтескье – разделение властей.

Вольтер – разделение общества на сословия, равенство сословий, власть должна быть у просвещенных.

Руссо – теория «общественного договора».

Дидро – прогресс разума приведет к устранению деспотизма и несправедливости.

2. Декоративность, изысканность, изящество.

3. Классицизм.

  1. Подведение итогов урока (5 мин)

Таким образом, несмотря на кризис в экономике, Франция оставалась страной с высоким уровнем развития культуры, во многом превосходившей тогда культуру других народов.

Учащиеся слушают учителя, если возникают вопросы, задают их.

  1. Сообщение домашнего задания (2 мин)

Параграф 19 читать, задание на листочках, которое на следующем уроке вы сдаете.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.

Домашнее задание

  1. Установите соответствие между именами французских просветителей и идеями, высказанными ими, вписав в графы таблицы соответствующие цифры. Каждому просветителю принадлежит по 2 идеи.

Ответ:

А

Б

В

  1. Заполните таблицу «Французская культура»

Область культуры

Деятель культуры

Произведения, открытия

  1. Что, на ваш взгляд, могло бы стать символом эпохи Просвещения? Нарисуйте его и дайте комментарий.

Символ                                                                            Комментарий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм", 10 класс

Эпиграф: «Если во главе государства находится «просвещенный» государь, то он сможет установить в своей стране справедливые порядки – «просвещенную монархию».(Французские просветители, XVIII в.)Цель: о...

Технологическая карта урока истории "Эпоха Петра I"

История в профессиональном образовательном учреждении изучается на новом, проблемном уровне  по сравнению с тем, который осваивают учащиеся  в основной школе. Данная разработка основывается ...