Рабочая программа по истории 11 кл
календарно-тематическое планирование по истории (11 класс)
Рабочая программа по истории для 11 класса разработана на основании нормативных документов. Состоит из пояснительной записки, содержания программы, КТП и итоговой контрольной работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_programma_11_kl.doc | 224 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. ЕРМЕКЕЕВО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЕРМЕКЕЕВСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Рассмотрено Руководитель ММО _____/ М.Р.Сагдеева/ « ____» _________2020 г. | Согласовано Зам. директора по УВР ______/Д.А.Галяутдинова / « ____» _________2020 г. | Утверждаю Директор школы ________ / А.Р.Сафин/ «__»_________2020г. |
Рабочая программа
по истории
для 11а класса
Срок реализации программы – 1 год
(2020-2021 учебный год)
Составитель
Мухаметшина Сирина Ренатовна,
учитель истории
высшей квалификационной категории
Ермекеево
2020
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основании нормативных документов:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
3. Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 661 «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений».
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред. Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г.
№ 1644, Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1577).
5. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ № 81 от 24.12.2015).
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 о Федеральном перечне учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах.
7. Историко-культурный стандарт// http://histrf.ru/biblioteka/book/istoriko-kulturnyi-standart
8. Конституция Республики Башкортостан.
9. Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года № 696-з «Об образовании в Республике Башкортостан».
10. Концепция развития национального образования в Республике Башкортостан от 10.12.2009 г. № УП-730.
11.Локальные акты школы.
12.Устав МОБУ СОШ с. Ермекеево МР Ермекеевский район РБ.
13. Программа развития МОБУ СОШ с. Ермекеево МР Ермекеевский район РБ.
14. Основные образовательных программы НОО, ООО, СОО МОБУ СОШ с. Ермекеево МР Ермекеевский район РБ.
15. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 №1/15).
16. Примерной образовательной программы начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования по истории, рекомендованной к использованию Министерством образования и науки РФ.
17. Учебный план основной школы для 11 классов, составленного в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования (ФКГОС);
18. Положение о рабочей программе учителя МОБУ СОШ с. Ермекеево (протокол №1 от 26.08.2020 г.)
19. Протокол №1 заседания МО от 28 августа 2020г.
20.Календарный учебный график на 2020-2021 учебный год.
Содержание учебного предмета «История» в основной школе изучается в рамках двух курсов: «История России» и «Всеобщая история».
Программа предполагает использование следующих учебников:
«История России и мира. 11 класс» в двух частях, авторы: Д.Д.Данилов, В.Г.Петрович, Д.Ю.Беличенко, А.В.Кузнецов и др., М, БАЛАСС, 2013
В соответствии с базисным учебным планом предмет «История » относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования. Реализация рабочей программы рассчитана на 68 часов (из расчета два учебных часа в неделю).
Данная программа обеспечивает изучение курса истории учащимися 11 класса на базовом уровне. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Изучение истории в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующей цели:
- Систематизация и закрепление имевшихся ранее и полученных в ходе изучения данного курса исторических знаний учащихся.
Задачи курса:
- Обобщить знания на теоретическом уровне;
- Сформировать представление о мировом историческом процессе в его единстве и многообразии;
- Сформировать у учащихся историческое мышление, понимание причинно-следственных связей, умения оперировать основными научными понятиями;
- Создать условия для того, чтобы учащиеся осознали место России в истории человечества, взаимосвязь истории страны с мировой историей, вклад России в мировую культуру;
- Воспитать у учащихся гуманистическое видение мира, неприятие всех проявлений дискриминации, уважение к другим культурам;
- Сформировать у учащихся гражданских идеалов и патриотических чувств.
.
Основное содержание курса
Введение. Основные тенденции глобального развития и место России в мировом сообществе. Особенности периода новейшей истории.
Тема 1. Россия в начале XX века.
Новые тенденции в развитии общества. Страны Запада: характерные черты общества и экономического развития. Научно-технический прогресс. Центры и периферии индустриального общества. Процесс модернизации в России и его особенности. Социальная структура общества на Западе, в России и на Востоке. Идейные течения, образование первых политических партий в России.
Первая российская революция. Предпосылки, причины и этапы революции. Нарастание конфронтации между властью и обществом. Русско-японская война. Радикализация общественного движения. Формы революционной борьбы. Выступления рабочих, крестьян и интеллигенции. Деятельность Советов. Всероссийская октябрьская стачка. Манифест 17 октября. Природа нового политического строя. Образование системы политических партий. Революционные партии: социал-демократы и социалисты-революционеры. Либеральные партии: кадеты и октябристы. Организации правых. Начало российского парламентаризма: I Государственная Дума.
Российское общество и реформы. Программа правительства П.А.Столыпина. Начало аграрной реформы. Окончание первой российской революции. Третьеиюньский режим. Основные направления аграрной реформы. Создание частновладельческих крестьянских хозяйств. Непоследовательность реформаторского курса.
Россия в системе мирового рынка и международных союзов. Особенности развития российской экономики. Роль государства в хозяйственной жизни страны. Экономический подъём в России. Россия на фоне индустриальных стран Запада. Основные направления внешней политики России. Отношения с Китаем и Японией. Россия в системе военно-политических союзов.
Тема 2. Мировая война и революционные потрясения.
Первая мировая война. Геополитическая обстановка накануне войны. Причины войны. Планы России, её союзников и противников. Начало Первой мировой войны. Основные театры военных действий. Военные действия в 1914 году. Роль Восточного фронта в Первой мировой войне. Военные кампании 1915-1917 годов. Социально-экономическая и внутриполитическая ситуация в России и других воюющих странах. Окончание Первой мировой войны.
Российская революция 1917 года. Революционные события февраля-марта 1917 года: падение монархии, отречение Николая II. Образование Временного правительства. Формирование Советов. «Послефевральский» политический режим. Создание правительственной коалиции, политические кризисы. «Апрельские тезисы» В.И.Ленина. Курс большевиков на социалистическую революцию. Поход Л.Г.Корнилова на столицу, «корниловщина». Большевизация Советов. Октябрь 1917 года: приход большевиков к власти. II Всероссийский съезд Советов. Первые декреты. Установление новой власти на местах. Политические преобразования в Советской России. Система центральных и местных органов управления Советского государства. Образование коалиционного большевистско-левоэсеровского правительства. Судьба Учредительного собрания. Различные точки зрения на революционные события 1917 года.
Гражданская война в России. Причины и особенности Гражданской войны, её временные рамки. Война «внутри демократии». Брестский мир. Борьба за Советы весной 1918 года. Комуч и восстание Чехословацкого корпуса. Строительство Красной Армии. Л.Д.Троцкий. Распад большевистско-левоэсеровского блока. Формирование однопартийной системы в Советском государстве. Принятие Конституции РСФСР. Борьба между «красными» и «белыми». Расширение белого движения и иностранной интервенции. Победы Красной Армии над войсками А.В. Колчака и
А.И.Деникина. Связь гражданской войны с социальной и экономической политики большевиков. Политика «военного коммунизма» и её результаты. Крестьянские восстания. Завершение гражданской войны в европейской части страны. Причины победы большевиков в гражданской войне.
От Российской республики Советов к СССР. Российская революция и национальный вопрос. Создание РСФСР. Национальные государства в годы Гражданской войны. Объединение советских республик и образование СССР в 1922 году. Конституция ССССР 1924 года.
Послевоенное урегулирование и революционные события в Европе. Итоги Первой мировой войны. Мирные предложения. Условия перемирия с Германией и её союзниками. Противоречия между странами-победительницами по поводу принципов послевоенного урегулирования. Версальский мирный договор и его последствия. Мирные договоры с союзниками Германии. Проблема России на переговорах о мире. Распад империй и образование новых государств в Европе. Революционные процессы в Европе. Создание новых национальных государств.
Тема 3. Мир в межвоенный период.
Мировой экономический кризис. Экономическое развитие стран Запада в 1920-е годы. Предпосылки экономического кризиса. Великая депрессия в США. Ф.Д.Рузвельт. Основные мероприятия «Нового курса». Выход США из кризиса. Проявление кризисных явлений в разных странах мира. Выход из кризиса, предложенный левыми силами. Политика Народного фронта во Франции.
Тоталитарные режимы в Европе. Тоталитарная идеология. Природа тоталитаризма. Установление фашистского режима в Италии. Корпоративное государство в Италии: вариант тоталитарной диктатуры. Экономический и политический кризис в Германии. Приход к власти в Германии национал-социалистов. Гитлеровский режим. Нацистская партия. Милитаризация страны. Агрессивная внешняя политика. Тоталитарные и авторитарные режимы в других странах Европы. Нестабильность авторитарного т тоталитарного путей преодоления кризиса.
Модернизация в странах Востока. Страны Востока после окончания Первой мировой войны. Распад Османской империи и рождение новой Турции. Внутренняя политика Кемаля Ататюрка. Национально-освободительное движение в Индии и его особенности. Идеология гандизма. Революционные события в Китае. Сунь Ятсен. Гоминьдан после смерти Сунь Ятсена . Гражданская война в Китае.
Тема 4. Социалистический эксперимент в СССР.
Советская страна в годы нэпа. Кризис власти РКП(б) и политики «военного коммунизма». Нарастание крестьянских выступлений. Кронштадтское восстание. X съезд РКП(б). Переход к «новой экономической политике» (НЭПу). Расширение торговой сети и сети услуг. Изменение социальной структуры общества: рост численности пролетариата, появление нэповской буржуазии, увеличение числа государственных служащих. Культурная революция. Политическая борьба в большевистской партии после смерти В.И.Ленина. Усиление позиций В.И.Сталина в советском руководстве.
Пути большевистской модернизации. Особенности модернизации в СССР. Свёртывание НЭПа. Курс на индустриализацию и коллективизацию и его последствия. Форсированная индустриализация и её источники. Насильственная коллективизация. Массовые репрессии. Советская экономическая модель. Режим личной власти вождя. Изменения социальной структуры общества, деформация общественного сознания. Конституция 1936 года: несоответствие демократического характера конституции и социально-политических реалий советского общества.
СССР в системе международных отношений. Советская внешняя политика и проблема мировой революции. Генуэзская и Локарнская конференции. Полоса международного признания СССР. Лига Наций. Дальневосточная политика СССР. Советско-китайский конфликт на КВЖД. Советская помощь Китаю в борьбе с японской агрессией. Советско-японские вооружённые конфликты в районе озера Хасан и у реки Халхин-Гол. Кризис Версальско-Вашингтонской системы. Советская политика в условиях роста военной угрозы в Европе. Изменение внешнеполитического курса СССР после прихода к власти нацистов в Германии. Политика коллективной безопасности. Создание блока фашистских государств. Крах системы послевоенного урегулирования. Дипломатические маневры накануне Второй мировой войны. Мюнхенское соглашение 1938 года и политика «умиротворения» агрессоров. Захваты фашистской Германии и Италии в Европе. Неудача советско-англо-французских переговоров летом 1939 года. Разграничение сфер влияния в Европе.
Тема 5. Вторая мировая война.
Агрессия гитлеровской Германии. Причины войны. Периодизация. Нападение гитлеровской Германии на Польшу. Присоединение к СССР Западной Украины и Западной Белоруссии. «Странная война» на Западе. Оккупация Германией Дании и Норвегии. Разгром и капитуляция Франции. «Битва за Англию». Военные действия в Северной Африке. Агрессия Германии и Италии на Балканах.
СССР накануне Великой Отечественной войны. Мероприятия по наращиванию военной мощи СССР. Внешняя политика СССР в условиях начала Второй мировой войны. Советско-финляндская война и её результаты. Расширение территории СССР в 1940 году: присоединение Бессарабии, Северной Буковины и Прибалтики.
Начало Великой Отечественной войны. Нападение Германии на СССР. Причины неудач Красной Армии летом и осенью 1941 года. Преобразование органов государственного и военного управления. Мобилизационные усилия первых месяцев войны. Оборона Москвы. Провал германского плана молниеносной войны. Контрнаступление Красной Армии под Москвой зимой 1941-1942 годов. Ситуация на фронте весной и летом 1942 года. Начало Сталинградской битвы. Военные действия в Северной Африке и на Тихом океане. Образование антигитлеровской коалиции.
Коренной перелом. Сталинградская битва. Окружение и разгром немецких армий под Сталинградом --- начало коренного перелома. Наступление Красной Армии зимой 1942 – весной 1943 года: освобождение Кавказа, прорыв блокады Ленинграда, наступление на центральных участках фронта. Планы воюющих сторон на лето 1943 года. Битва на Курской дуге и её значение. Переход стратегической инициативы к Красной Армии. Освобождение левобережной Украины. Битва за Днепр. Массовый героизм советских солдат и офицеров – важнейший фактор победы. Сражения в Северной Африке и на Тихом океане в 1942-1943г.г. Тегеранская конференция. Итоги второго периода войны. Война и советское общество. Перестройка советской экономики в условиях войны. Тыл в годы великой Отечественной войны. Изменение политики в отношении церкви. Положение на территориях, подвергшихся немецкой оккупации. Борьба с оккупационным режимом. Роль партизанского движения в борьбе с немецко-фашистской агрессией.
Победа антигитлеровской коалиции. Стратегическая обстановка к началу 1944 года. Наступательные операции советских войск зимой- весной 1944 года. Наступление советских войск в Белоруссии – операция «Багратион». Изгнание врага с территории СССР. Начало освобождения стран Центральной и Восточной Европы. Открытие второго фронта. Военные действия на Западе в 1944 году. Движение Сопротивления. Берлинская операция. Завершение войны в Европе. Окончание Великой Отечественной войны. Разгром Японии. Берлинская (Потсдамская) конференция. Историческое значение победы Советского Союза в Великой Отечественной войне. Итоги Второй мировой войны.
Тема 6. Биполярный мир и «холодная война».
Начало противостояния. Политические последствия Второй мировой войны. Противоречия между союзниками по Антигитлеровской коалиции. Начало «холодной войны». Установления в странах Восточной Европы просоветских режимов. Создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Включение стран Западной Европы в орбиту влияния США. Создание Организации Североатлантического договора (НАТО) и Организации Варшавского договора (ОВД). Гонка вооружений. Начало ядерного противостояния. Первое столкновение Востока и Запада: война в Корее и её результаты.
Мир на грани ядерной войны. Смена ориентиров советской внешней политики после смерти И.В.Сталина. Поиск диалога со странами Запада. Встреча руководителей СССР, США, Англии и Франции в Женеве в 1955 году. Установление дипломатических отношений с ФРГ. Обострение международной обстановки. Возведение Берлинской стены. Карибский кризис. Борьба за влияние в «третьем мире». Война во Вьетнаме.
От разрядки к новому противостоянию. Начало разрядки международной напряжённости. Достижение советским блоком военного паритета с Западом. Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1). Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Размещение советских ядерных ракет в Восточной Европе. Начало войны в Афганистане. Окончание разрядки. Нарастание конфронтации между СССР и странами Запада, возобновление гонки ядерных вооружений. Обострение идеологической борьбы на международной арене.
Тема 7. СССР и социалистические страны Европы.
СССР: от Сталина к началу десталинизации. Экономические последствия войны. Переход промышленности на выпуск гражданской продукции. Восстановление экономики. Отмена карточной системы и денежная реформа. Сталинская диктатура: ужесточение политического режима. Усиление идеологического давления на общество. Новый виток репрессий в конце 1940-х – начале 1950-х годов. Смерть И В Сталина. Приход к власти нового руководства во главе с Н.С.Хрущёвым. Освоение целины: успехи и неудачи. Улучшение жизни колхозников. Наступление на подсобные хозяйства. Социальная политика: рост заработной платы, массовое жилищное строительство. XX съезд КПСС, критика сталинизма. Начало процесса реабилитации. Новая программа партии - утопические планы построения коммунизма. Десталинизация. Противоречивость политики Н.С.Хрущёва. Рост недовольства политическим и экономическим курсом Н.С Хрущёва среди части партийного и государственного руководства и населения. Снятие Н.С Хрущёва с партийных и государственных постов. Итоги реформ.
Кризис развитого социализма. Приход к власти Л.И.Брежнева. Нарастание консервативных тенденций в политической жизни. Власть номенклатуры. Конституция 1977 года. Закрепление роли коммунистической партии в жизни советского общества. Экономическая реформа 1965
года. Попытки внедрения принципов хозрасчёта, самофинансирования и самоокупаемости. Продолжение экстенсивного развития, убыточность большинства колхозов и совхозов. Концепция «развитого социализма». Кризис догматизированной идеологии. Правозащитное движение. Критика советской политической системы диссидентами. Углубление кризиса «развитого социализма.
Социализм в Восточной Европе. Господство коммунистических партий в политической, экономической и духовной сферах жизни стран Восточной Европы. Методы и средства строительства социализма. Конфликт Тито – Сталин. Югославский вариант социализма. Проблема разделённой Германии. События 1956 года в Польше. Восстание в Венгрии. Участие советских войск в венгерских событиях. «Пражская весна» 1968 года., ввод войск стран ОВД в Чехословакию. «Доктрина Брежнева». Кризис 1980-1981г.г. в Польше Создание профсоюза «Солидарность».
Тема 8. Запад и «третий мир» во второй половине XX века..
Общественно-политическое развитие Запада в 40-60-х годах. Возрастание экономической и политической роли США после Второй мировой войны. Превращение США в сверхдержаву --- лидера западного мира. Внешняя и внутренняя политика США. Политическая жизнь Западной Европы. Политические партии и движения. Формирование экономической политики в рамках концепции «государства благосостояния». Успехи и неудачи политики «государства благосостояния». Изменения социальной структуры общества.
Научно-техническая революция и общество в 70-80-х годах. Новый этап НТР и его последствия. Социально-экономические и политические процессы в странах Запада. Влияние массовых общественных движений на внутреннюю и внешнюю политику западных стран. Кризис «государства благосостояния». Восстановление позиций консерватизма и консервативных партий. Неоконсервативная модель экономического развития.
Страны Азии, Африки и Латинской Америки. Деколонизация и выбор пути развития странами Азии и Африки. Прозападная модернизация в Южной Азии. Образование Индии и Пакистана. Превращение Индии в сильнейшую экономическую и военную державу региона. Япония – экономический лидер Азии. Феномен «новых индустриальных стран». Влияние ислама в странах Азии и Африки. Исламская революция в Иране. Идеи социализма в «третьем мире». КНР: от «культурной революции» к рыночным реформам. Социализм во Вьетнаме и Северной Корее. Трансформация идей социализма в странах Азии и Африки. Ближневосточный конфликт. Особенности развития Латинской Америки. Политические и экономические проблемы региона. Кубинский социализм. Политическая нестабильность в Латинской Америке: Чили, Никарагуа. Современное положение в странах Латинской Америки.
Тема 9. Россия в современном мире.
СССР в период «перестройки». М.С.Горбачёв. Осознание властью необходимости экономических реформ. Курс на « ускорение». Экономические преобразования. Провозглашение политики «перестройки» и гласности. Развитие процесса десталинизации общества. XIX Всесоюзная партийная конференция и её решения. I съезд народных депутатов СССР. Межрегиональная депутатская группа. Национальная политика. Возникновение национальных движений. «Новое мышление» и советская внешняя политика середины 1980-х – начала 1990-х годов. Возобновление советско-американского диалога. Улучшение отношений с Западной Европой. Вывод советских войск из Афганистана. Кризис
власти. Борьба реформаторских и консервативных сил в партийном и государственном руководстве. Массовое движение за отмену монополии КПСС на власть. Межнациональные отношения и конфликты. Начало «парада суверенитетов». Противостояние советского и российского руководства. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Отношения между союзными республиками и Центром. Августовский политический кризис 1991 года, крах ГКЧП. Победа демократических сил. Крушение КПСС. Провозглашение независимости союзными республиками. Распад СССР. Образование Содружества Независимых Государств (СНГ).
Крах социализма в Восточной Европе. Общие черты экономического и политического кризиса стран «реального социализма». Оппозиционные движения в странах Восточной Европы. Влияние «перестройки» на внутриполитическое развитие этих стран. «Бархатные революции» конца 1980-х годов в странах Восточной Европы. Распад «Восточного блока» и преодоление биполярности мира. Экономические и политические последствия распада социалистической системы. Национальные конфликты. Рыночные реформы.
Становление новой России. Провозглашение курса на создание в России гражданского общества и правового государства. Б.Н.Ельцин. Выбор пути экономических преобразований. Е.Т.Гайдар. Либерализация цен и её последствия. Начало приватизации, её издержки. Развитие частного предпринимательства. Формирование основ рыночной экономики. Два подхода к перспективам преобразований. Конфликт двух ветвей власти --- исполнительной и законодательной. Политический кризис осени 1993 года. Основные политические силы. Выборы в Государственную Думу и принятие новой Конституции 12 декабря 1993 года.
Российская Федерация: новые рубежи в политике и экономике. Основные положения Конституции Российской Федерации. Курс на стабилизацию. Проблема отношений между федеральным центром, республиками и регионами. Два варианта разрешения противоречий между Центром и регионами: Татарстан и Чечня. Чеченская проблема. Политическая жизнь в стране после 1993 года. Развитие многопартийности в России, её особенности. Выборы в Государственную думу 1995 года и президентские выборы 1996 года. Изменение в расстановке политических сил. Финансовый кризис 1998 года и его последствия. Изменения в социальной структуре. Парламентские выборы 1999 года и президентские выборы 2000 года: новая расстановка политических сил. В.В.Путин. Стабилизация экономического и политического положения страны. Экономические преобразования. Формирование новой властной вертикали.
Мир на пороге XXI века. Современная мировая цивилизация: пути развития. Россия в системе международных экономических отношений. Интеграционные процессы в Европе и других регионах. Проблема национализма, сепаратизма и экстремизма в современном мире. Политическая ситуация в мире. Расширение блока НАТО. Отношения России с НАТО. Участие России в международной борьбе с терроризмом. Проблемы ядерной безопасности и ликвидации локальных войн и конфликтов. Международные организации и движения. Роль ООН в современном мире.
Тема 10. Духовная жизнь.
Развитие научной мысли. Теория относительности и новая физическая картина мира. Теоретические и экспериментальные достижения физики микромира. Развитие космологии. Познание тайн живой природы: физиология, генетика, психология. Учение о ноосфере.
Научно-технический прогресс. Развитие транспорта. Автомобилестроение. Ядерное оружие и атомная энергетика. Радио. Телевидение. Компьютерные и информационные технологии. Интернет и мобильная спутниковая телефонная связь.
Основные тенденции развития мировой художественной культуры. Возникновение культуры авангардизма. Её особенности и крупнейшие представители. Отражение жизни общества в реалистическом искусстве. Плюралистическая художественная культура конца XX века. Музыка. Архитектура. Массовая культура.
Российская культура «серебряного века». «Серебряный век». Проблемы культуры на рубеже XIX-XXвеков. Основные течения и направления русского искусства и литературы. Новаторство и традиции русской культуры. Стиль модерн в архитектуре. Русский модернизм и авангард. Влияние достижений культуры России на мировые художественные процессы XX века.
Культура России: от соцреализма к свободе творчества. Революция и культура. Усиление партийного контроля над духовной жизнью общества и её идеологизация. Отражение событий революции гражданской войны в литературе. Социалистический реализм как официальное художественное направление. Советский кинематограф 1920-1930-х годов. Великая Отечественная война и художественная интеллигенция. Художественная культура второй половины XX века. Влияние десталинизации на духовную жизнь советского общества. Отражение советской действительности в произведениях литературы, искусства и кинематографе. Противоречивость духовной жизни советского общества. Официально-охранительная и неофициальная тенденции в советской культуре. Основные тенденции развития постсоветской культуры. Музыкальное искусство. Архитектура.
Итоговое повторение 1 ч.
Резерв 2 ч.
Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен
Знать:
- Основные факты, процессы и явления, позволяющие понимать целостность и системность отечественной и всемирной истории;
- Периодизацию всемирной и отечественной истории, пространственные и временные рамки изучаемых исторических событий;
- Современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- Историческую обусловленность современных общественных процессов;
- Особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе;
Уметь:
- Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- Критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
- Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- Различать в исторической информации факты и мнения, исторические сюжеты и исторические объяснения;
- Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и на этой основе реконструировать образ исторического прошлого;
- Участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- Представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, рецензии;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- Определять собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни, опираясь на своё представление об их исторической обусловленности,
- Критически оценивать получаемую извне социальную информацию, используя навыки исторического анализа;
- Уметь соотносить свои действия и поступки окружающих с историческими формами социального поведения;
- Осознавать себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Номер урока | Название разделов, тем | Кол-во часов | Дата факт | Дата планир | Примечание | |||||
1 | Введение. Индустриальный мир (1850-1890гг.) | 1 | 2.09 | |||||||
Глава 1. Россия и мир в начале XX в. | ||||||||||
2 | Индустриализация «железного» 19 вв. | 1 | 7.09 | |||||||
3 | Становление западной демократии 19 в. | 1 | 9.09 | |||||||
4 | Геополитический расклад | 1 | 14.09 | |||||||
Глава 2. Пореформенная Россия (1855-1900 гг.). | ||||||||||
5 | Перед началом Великих реформ | 16.09 | ||||||||
6 | Великие реформы Александра 2 | 21.09 | ||||||||
7 | Великие реформы Александра 2 | 23.09 | ||||||||
8 | Противостояние власти и общества | 28.09 | ||||||||
9 | Консервативная модернизация Александра 3 | 30.09 | ||||||||
10 | Золотой век русской культуры | 5.10 | ||||||||
11 | Золотой век русской культуры | 7.10 | ||||||||
12 | Повторительно-обобщающий урок по главам 1 и 2 | 14.10 | ||||||||
13 | Контроль знаний по главам 1 и 2 | 19.10 | ||||||||
Глава 3. Мир в войнах (1900-1922 гг.) | ||||||||||
14 | Узлы мировых противоречий | 21.10 | ||||||||
15 | Первая мировая война и ее наследие (1914-1922 гг.) | 9.11 | ||||||||
Глава 4. Революционный «излом» России (1900- 1922 гг.) | ||||||||||
16 | Россия между реформами и революцией | 11.11 | ||||||||
17 | Война, взорвавшая Россию | 16.11 | ||||||||
18 | Революция 1917 года | 18.11 | ||||||||
19 | Установление власти Советов и большевиков | 23.11 | ||||||||
20 | Гражданская война: трагедия страны | 25.11 | ||||||||
21 | Гражданская война: трагедия страны | 30.11 | ||||||||
22 | Переход к НЭПу и создание СССР | 2.12 | ||||||||
23 | Переход к НЭПу и создание СССР | 7.12 | ||||||||
24 | Повторение и обобщение по главам 3 и 4 | 9.12 | ||||||||
25 | Контроль знаний по главам 3 и 4 | 14.12 | ||||||||
Глава 5. Мир в кризисе (1920-1930 гг.) | ||||||||||
26 | Хрупкий мир между двумя войнами | 16.12 | ||||||||
27 | Фашистская диктатура | 21.12 | ||||||||
Глава 6. Цена побед Советского Союза (1920-1930 гг.) | ||||||||||
28 | Великий перелом в модернизации СССР | 23.12 | ||||||||
29 | Сталинский социализм | 28.12 | ||||||||
30 | Советская культурная революция | 30.12 | ||||||||
31 | Советская культурная революция | 18.01 | ||||||||
32 | Обобщающий урок по теме «Мировая война и революционные потрясения» | 20.01 | ||||||||
33 | Повторительно-обобщающий урок по главам 5 и 6 | 25.01 | ||||||||
34 | Контроль знаний по главам 5 и 6 | 27.01 | ||||||||
Глава 7. Великая война ( 1930-е, 1939-1945 гг.) | ||||||||||
35 | Сползание мира к войне | 1.02 | ||||||||
36 | Сползание мира к войне | 3.02 | ||||||||
37 | Начальный период Второй мировой войны | 8.02 | ||||||||
38 | Трагическое начало Великой Отечественной войны | 10.02 | ||||||||
39 | Предпосылки перелома в войне | 15.02 | ||||||||
40 | Коренной перелом на советско-германском фронте | 17.02 | ||||||||
41 | Коренной перелом на советско-германском фронте | 22.02 | ||||||||
42 | Победа в войне | 24.02 | ||||||||
43 | Повторительно – обобщающий урок по главам 6 и 7 | 1.03 | ||||||||
44 | Обобщение темы «Великая Отечественная война» | 3.03 | ||||||||
45 | Контроль знаний по темам 6 и 7 | 10.03 | ||||||||
Глава 8. Мир «холодной войны» (1945-1991 гг.) | ||||||||||
46 | Противостояния «холодной войны» | 15.03 | ||||||||
47 | Крах колониализма | 17.03 | ||||||||
48 | Новый облик Запада | 22.03 | ||||||||
Глава 9. Социализм Советского Союза (1945-1991 гг.) | ||||||||||
49 | Расцвет сталинизма | 24.03 | ||||||||
50 | Исправление социализма реформами Н.С. Хрущева | 5.04 | ||||||||
51 | «Застой» эпохи Брежнева | 7.04 | ||||||||
52 | Попытки перестройки социализма | 12.04 | ||||||||
53 | Распад СССР | 14.04 | ||||||||
54 | Повторительно-обобщающий урок по главам 8 и 9 | 19.04 | ||||||||
55 | Контроль знаний по главам 8 и 9 | 21.04 | ||||||||
Глава 10. Мир глобализации (рубеж 20-21 вв.) | ||||||||||
56 |
| 26.04 | ||||||||
57 | Плюсы и минусы глобализации | 28.04 | ||||||||
Глава 11. Россия перемен (рубеж 20-21 вв.) | ||||||||||
58 | Либеральные реформы | 5.05 | ||||||||
59 | Державная стабилизация | 10.05 | ||||||||
60 | Повторение и обобщение по главам 10 и 11 | 12.05 | ||||||||
61 | Контроль знаний по главам 10 и 11 | 17.05 | ||||||||
62 | Итоговая контрольная работа за курс 11 класса | 19.05 | ||||||||
63 | Итоговое повторение | 24.05 |
Ресурсы
Перечень учебно-методических средств обучения
Методические пособия для учителя:
- Борзова, Л. П. Игры на уроке истории: пособие для учителя /Л. П. Борзова. - М.: ВЛАДОС, 2011.
- Борзак, Е. Олимпиады по истории 5-9 классы: пособие для учителя / Е. Борзак. - Волгоград: Корифей, 2013.
- Вяземский, Е. Е. Методические рекомендации учителям истории.: практ. пособие / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. - М.: ВЛАДОС, 2011.
- Дричак, А. Этническая история народов мира. Культура. Быт. Традиции / А. Дричак. - Волгоград: Экстремум, 2009.
Дополнительная литература для учителя:
- Кириллов, В. В. История России. VI-XXIв.: справочник / В. В. Кириллов, Г. М. Кулагина. - М. : Эксмо-Пресс, 2012.
- Зуев М. Н. История России с древнейших времен до начала XXI века: справ, пособие / М. Н. Зуев. - М.: Дрофа, 2009.
- Чернова, М. П. Справочник учителя истории 5-11 классов / М. П. Чернова. - М.: Экзамен, 2008.
Дополнительная литература для учащихся:
100 великих сокровищ: энциклопедия для школьников / сост. Н. М. Ионина. - М.: Вече, 2011.
Ушакова, О. Д. Повелители России: Цари и императоры: справочник школьника / О. Д. Ушакова. - М.: Литера, 2008.
Наглядно-демонстрационные пособия.
Таблицы по основным разделам «Истории РоссииXX- начала XXI в.» (хронологические, сравнительные, обобщающие):
- Среднегодовые цены 1913 г. в Москве;
- Три кризиса правительственной власти;
- Новая экономическая политика;
- -Индустриализация;
- -Коллективизация;
- Первые пятилетки;
- Национальная политика СССР в 30-е гг.;
- Культурная революция в СССР;
- Международное положение и внешняя политика СССР (1921-1941 гг.);
- Народное хозяйство СССР к началу Великой Отечественной войны;
- Великая Отечественная война Советского Союза (22.06.1941 г. - 18.11.1942 г.);
- Разгром немецко-фашистских войск под Москвой;
- СССР в системе международных отношений в 1941-1945 гг.;
- Главные события в истории СССР в 1945-1953 гг.;
- Советское высшее руководство после смерти И. В. Сталина.
Схемы по основным разделам «Истории России XX - начала XXI века» (отражающие причинно-следственные связи, системность ключевых событий, явлений и процессов истории). История России в таблицах и схемах.
Диаграммы и графики, отражающие статистические данные по истории России XX - начала XXI века.
Карты:
- Российская империя в начале XX в.;
- Экономическое развитие России в начале XX в.;
- Русско-японская война 1904-1905 гг.;
- Революция 1905-1907 гг. в России;
- Российская империя в 1907-1914 гг. Аграрная реформа П. А. Столыпина;
- Россия в годы Первой мировой войны;
- Россия в 1917 г. Февраль - Октябрь;
- Гражданская война и интервенция в России;
- Образование СССР (1922-1940 гг.);
- Международное положение и внешняя политика СССР (1921-1941 гг.);
- Народное хозяйство СССР в 1926-1940 гг.;
- Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом;
- Народное хозяйство СССР в 1946-1965 гг.;
- Основные исторические реалии периода 1953 - середины 60-х гг.;
- Народное хозяйство СССР в 1966-1990 гг.;
- Исторические реалии в СССР в середине 60-х - середине 80-х гг.;
- Российская Федерация (1991-1998 гг.);
- Российская Федерация и сопредельные государства.
Информационно-коммуникативные средства и электронно-звуковые пособия.
Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по истории России:
- интерактивное учебное пособие по истории России IX - начала XIX в. «Витязь на распутье» (CD);
- Великие российские династии (CD);
- Соловьев В. Золотая книга русской культуры (CD);
- электронная энциклопедия «Имена России» (CD);
- электронное пособие «История России в лицах» (CD);
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по историии Древнего мира 5 класс...