Класс 5в
Тема урока: Древнее Двуречье
Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний
Средства обучения (УМК)
Вигасин А.А., Годер Г.И. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций /под общ. Ред. А.А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2015
Цель (задачи): В конце урока учащиеся должны иметь общие представления о цивилизации Древнего Двуречья, сравнивать с Древним Египтом
Планируемые результаты -
Личностные
Уважать культуру других народов, выстраивать конструктивные взаимоотношения в группе, учиться рефлексии
Метапредметные
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели, анализируют вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимает позиции партнера.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно выделяют и формулируют цели, составляют план последовательности действий.
Предметные /знать, уметь/
1. Знать термины: клинопись, сыновья школы.
2. Уметь показызать на карте Древнего Востока Междуречье, а также называть и показывать на карте города и реки Двуречья, давать сравнительную характеристику природно-климатических условий Египта и Двуречья.
3. Уметь проводить сравнительный анализ.
Ход урока | Содержание педагогического взаимодействия Планируемые задания и результаты деятельности уч-ся |
Этапы (модули) | Цель | Задания
| формируемые УУД |
|
|
|
|
Мотивационно-целевой | Мотивация, постановка учебной цели, ее принятие | Перед вами археологическая находка – глиняная табличка, возраст ее примерно 5-6 тысяч лет. Что вы сможете рассказать о государстве, имея только этот археологический источник. Какой информации нам не хватает, чтобы составить представление об этой древней цивилизации Слайд №1 | Познавательные УУДВыстраивают собственные концепции, основываясь на имеющихся знаниях и багаже.Размышляют о необходимости получения дополнительной информацииКоммуникативные УУД Слушают друг друга, выстраивают понятные друг для друга высказыванияРегулятивные УУДПринимают и сохраняют учебную цель и задачу. Прогнозирование |
Ориентацион-ный | Актуализация, введение в тему; создание проблемной ситуации, принятие цели УПД | Предлагается вспомнить, где возникли первые государства.Вопрос: «Историю какого государства Вы завершили изучать?»Сегодня мы начнем знакомитьсяс историей еще одной страны, а какой вы узнаете, если мы повторим поход воинов Тутмоса в Азию и посмотрим, как далеко стали простираться при нем границы Египетского государства. Задача: используя карту, проследить путь воинов Тутмоса в Азию и найти новое государство.Учителем даётся краткое пояснение, касающееся названия территории между Тигром и Евфратом (Двуречье = Междуречье = Месопотамия) Слайд №2 Используется субъектный опыт учащихся при изучении новых государств, наметить план изучения нового материала, результат представить в виде кластера | Познавательные УУДПытаются решить проблему известным способом. Фиксируют проблему.Сравнивают границы государств, находят Двуречье. Учатся планировать свою деятельностьКоммуникативные УУДСтроят понятные для собеседника высказывания, ведут диалог, работают в паре с атласами, затем проверяются ответы у доскиРегулятивные УУДпроговаривают вслух последовательность производимых действий
|
Содержательно-операционный | Решение учебной задачи, освоение и интериоризация содержания, способов деятельности, первичный контроль, коррекция | 1. На основе карты и при помощи учителя сформулировать местоположение Древнего Двуречья2. Предлагает заполнить таблицу на основе работы с текстом учебника (п. 1, 2 § 13) Линии сравнения | Двуречье | Египет | Природные условия |
|
| Организация системы орошения |
|
|
Слайд №33. На основе картины на с. 66 выявить основные занятия шумерцев4. Сообщение учителя по теме города из глиняных кирпичей.Слайд №45. Организует комментированное чтение п. 3 § 13 - Кому принадлежат имена Шамаш, Син, Эа, Иштар? Предлагает познакомиться с документами. С. 69, 70 по группам. - Почему в Двуречье возник миф о потопе?6. Письменность Двуречья. Определить по слайдам, какая письменность была у жителей Двуречья, на чем писали, чем. Слайд №5 7. Демонстрация слайдов по культуре двуречья определите, что было характерно для культуры Двуречья Слайд №6,7 | Познавательные УУДВладеть смысловым чтением. Делать выводы. Находить информацию в разных источниках Проводить анализ, устанавливать причинно- следственные связи.Выделять главноеОпределчть понятияКоммуникативные УУДСтроят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия. Учатся формулировать собственное мнение и позициюРегулятивные УУДРаботать по плануОценивать степень и способы достижения целиЛичностные УУДУчатся уважительно относиться к достижениям других цивилизаций, раскрывают ценность культурного развития Древнего Двуречья для современности |
Контрольно-оценочный | Контроль, оценка, рефлексия (соотнесение результата и цели) | 1. Игра «Да» или «Нет». Если ответ на вопрос положительный – хлопок в ладоши, если отрицательный – тишина.
Я утверждаю, что… 1. Междуречье иначе называется Двуречье. (Да). 2. Двери у бедняков были деревянные. (Нет). 3. Ур и Урук это название рек. (Нет). 4. Бога солнца звали Шамаш. (Да). 5. К богине Иштар ходили за урожаем и детьми. (Да). 6. Религия жителей Двуречья - языческая. (Да). 7. Клинопись - это узоры на посуде. (Нет). 8. В природно-климатических условиях Египта и Двуречья много сходства. (Да). 9. Гробницы Египта и Двуречья не имеют ничего общего и схожего. (Нет). 2. Учащимся предлагается самостоятельно оценить результаты работы на уроке в ходе устного обсуждения («я узнал…», «мне понравилось…», «мне не понравилось…», «было сложно …») Выставление оценок за работу на уроке 3.Домашнее задание: параграф 13, описать картину на с. 68 по плану (устно) | Познавательные УУДЗакрепление знаний о природно-климатических условиях Двуречья, государствах, хозяйстве, образе жизни, культуре, религии жителей Древней Месопотамии. Усвоение ключевых понятий по теме.Коммуникативные УУДУчастие в совместном действии, умение соотносить собственное поведение с команднымРегулятивные УУДПо ходу работы сверять свои действия с целью Развитие умения оценивать правильность выполнения учебной задачи. Личностные УУДУчатся делать выбор на основе самооценки своих способностей и возможностей |
|
|
|
|