Древнее Двуречье (Месопотамия). Технологическая карта урока.
план-конспект урока по истории (5 класс)
Урок ФГОС. Изучение и первичное закрепление новых знаний. План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ»
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ
Сведения об авторе | |
Фамилия, имя, отчество (полностью) | Шапкина Наталия Михайловна |
Район | Московский |
Место работы | МБОУ «Лицей №87 имени Л.И. Новиковой» |
Должность | Учитель истории и обществознания |
Общая информация | |
Тема урока | Древнее Двуречье (Месопотамия). |
Тип урока | Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
Цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные) | Способствовать ознакомлению учащихся с природными условиями речных долин Евфрата и Тигра, особенностями их хозяйственного использования, процессом появления и развития письменности; создать условия для развития умения осуществлять сравнение природных условий Египта и Двуречья, ознакомление с главными богами Двуречья. |
Необходимое оборудование | Компьютер, проектор. Карты: «Древние государства мира», «Древний Восток», «Древнее Междуречье». |
Дидактическое обеспечение | Историческая карта «Двуречье в Древности», атлас, контурные карты, учебник Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая; под ред. А. А. Искендерова. – 6-е изд. – М.: Просвещение. 2016год. , презентация к уроку. |
Планируемые результаты урока | |||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения | Работа с картой, беседа по вопросам, таблица, работа с текстом, работа с документом, рассказ по иллюстрации, контурная карта, письмо. |
Литература и Интернет-ресурсы | |||
Основная |
| ||
Дополнительная |
| ||
Интернет-ресурсы |
| ||
ЭОРы | http://pish.ru |
План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся | ||||
Этап урока | Время | Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы | Деятельность обучающихся с указанием форм организации | Используемые методики и технологии (на разных этапах урока) |
1. Организационный | 1 мин | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. Формируемые УУД: Быстрое включение в деловой ритм. | Фронтальная. Словесный. Слово учителя. |
2. Вводно-мотивационный | 2 мин | -Вы закончили знакомство с Древним Египтом и теперь переходите к изучению новой темы. Прочтите название темы. (Обращает внимание на карту, формулирует представление о Западной Азии (Передней Азии). | Слушают учителя. Показывают на карте Переднюю Азию, Двуречье. Формируемые УУД: Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем. Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; Коммуникативные: слушают и понимают речь других. | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя, работа с картой. |
3. Актуализация знаний | 2 мин | Мы отправимся в путешествие в одну из древнейших земледельческих стран Передней Азии. Эта страна – Междуречье, или Двуречье, или Месопотамия. Показывает на карте называемые объекты. – Долгое время историки считали, что самое древнее государство на нашей земле – Египет. Но после археологических раскопок в долине рек Тигра и Ефрата учёные, словно в один голос, сказали: «История начинается в Двуречье». | Слушают учителя. Формируемые УУД: Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем. Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; Коммуникативные: слушают и понимают речь других. | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя, работа с картой. |
4. Изучение нового материала Местоположение Двуречья. | 5 мин | - Совершим путешествие из Мемфиса на восток. Рассказывает и показывает на карте местоположение Двуречья. Раскрывает значения терминов: Месопотамия (Двуречье, Междуречье); шумеры. Формулирует проблемное задание. (см. Приложение 1). | Показывают на карте Мемфис, Переднюю Азию, реки Евфрат и Тигр, примерные границы Двуречья. Формируемые УУД: Регулятивные: проговаривают вслух последовательность производимых действий. Познавательные: понимают знаки, символы, модели, схемы. Коммуникативные: высказывают свое мнение. | Фронтальная. Объяснительно-иллюстративный, проблемный. Рассказ учителя, работа с картой-схемой, рисунком, иллюстрациями, беседа. Практический, исследовательский. Работа с терминами, с текстом, заполнение таблицы. |
5. Первичное закрепление пройденного на уроке материала Природные условия Египта и Двуречья. Изучение нового материала. Башни от земли до неба. Сказание о Гильгамеше. Миф о потопе. Изучение нового материала. Клинопись и писцовые школы. | 10 мин 8 мин 6 мин | Предлагает заполнить таблицу на основе работы с текстом учебника (п. 1,2 п.13) (см. Приложение 2 Организует комментирование чтение п.3 п13. - Кому принадлежат имена Шамаш, Син, Эа, Иштар? Предлагает познакомиться с документами. -Почему в Двуречье возник миф о потопе? Рассказывает о клинописи, обучении в писцовой школе, опираясь на иллюстрации учебника. - Подумайте, были ли похожи отношения между учителем и учениками в писцовой школе на отношения между отцом и сыновьями. | Выявляют особенности природных условий и организации системы орошения в Египте и Двуречье, заполняют таблицу. Формируемые УУД: Регулятивные: учатся работать по предложенному учителем плану. Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации из текста.
Называют и описывают главных богов Двуречья. Объясняют, как отражались в древних сказаниях представления людей того времени о мире. Формируемые УУД: Познавательные: извлекают необходимую информацию из текста, осуществляют анализ документа; устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной задачи. Определяют особенности клинописи, ее отличие от нашей азбуки . Характеризуют отношения между учителем и учениками в писцовой школе. Формируемые УУД: Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной речи, уме. Познавательные: высказывают предположения. Коммуникативные: используют в общении правила вежливости. | Практический, исследовательский. Работа с текстом, заполнение таблицы. Фронтальная. Словесный. Чтение, работа с документом, беседа. Фронтальная. Словесный, наглядный, проблемный. Рассказ учителя, работа с иллюстрацией, беседа. |
6. Подведение итогов урока | 8 мин | - Опишите рисунки нашего времени по плану: «Поселок шумеров» (с.66): 1. Река, каналы, растительность; 2. хижины и загоны для скота; 3. главные занятия; 4. колесная повозка. «Школа в Двуречье» (с.68):
Организует работу с контурными картами. | Рассказывают о природных условиях Двуречья, трудностях, условиях жизни и занятиях населения, обучении в школе. Составляют рассказы на основе иллюстрации по плану. Формируемые УУД: Регулятивные: составляют план и последовательность действий; оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Познавательные: используют знаково-символические средства; осуществляют анализ объектов с целью выделения признаков; строят логическую цепочку рассуждений. Коммуникативные: принимают участие в работе группами. | Групповая, фронтальная. Словесный, наглядный, проблемный, практический. Работа с иллюстрацией, беседа, работа с контурной картой. |
7. Рефлексия Организация изучения домашнего задания | 4 мин | -Оцените свое настроение, построив структурно –логическую схему - график. Напишите письмо своему другу из этой страны, поделитесь впечатлениями. Сделать контурную карту «Древнее Двуречье». | Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества. Воспринимают задание, уточняют. Формируемые УУД: Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельной работы. | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя. Составление СЛС-графика. |
Приложение.
Ресурсный материал к уроку.
Приложение 1.
Отряд воинов-чужеземцев подошел к большой полноводной реке. Это был Евфрат. Чужеземцы посмотрели на бегущую воду, в удивлении замахали руками и закричали: Быть не может! Да ведь это река, текущая наоборот! К какому народу принадлежали чужеземцы? Почему они называли Евфрат великой перевернутой рекой ?
Приложение 2.
Линии сравнения | Междуречье | Египет |
Природные условия | Нечастые дожди; | Отсутствие дождей; |
жаркое солнце, превращавшее землю в пустыню; | жаркое солнце, превращавшее землю в пустыню; | |
нерегулярные и бурные разливы Тигра и Евфрата; | Регулярные разливы Нила, приносящие плодородный ил; | |
болотистые пространства, отсутствие лесов. | плодородные земли, расположенные вдоль реки. | |
Организация системы орошения | Строительство каналов, водохранилищ, насыпей, плотин и дамб. | Строительство каналов, использование шадуфов для подъёма воды. |
ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Двуречье – Междуречье - Месопотамия Аравийский полуостров - Сирийская пустыня Средиземное море Красное море Египет Каспийское море Реки Тигр и Евфрат Синайский полуостров
Месопотамия - это древнегреческое название, означающее «страна между двумя реками» , поэтому эту область также называют Междуречьем ; она находится на Ближнем Востоке, между руслами рек Тигр и Евфрат. Современные государства, включающие земли Месопотамии — Ирак , северо-восточная Сирия , удаленные от центра Турция и Иран .
Около 5 тыс.лет назад здесь одновременно с Египтом возникло государство. Первый народ, создавшим первые государства в Двуречье были шумеры.
«Да это же река течет наоборот!» Люди, которых поразил Евфрат, провели свою жизнь на берегах другой великой реки – Нила. Эти люди – древние египтяне. А «перевернутой» река показалась египтянам потому, что воды Евфрата текут с севера-запада на юго-восток. Ведь воды египетского Нила текут с юга на север! Египтян потрясло, что есть великая река, которая течет не так, как Нил. Отряд воинов-чужеземцев подошел к большой полноводной реке. Это был Евфрат. Чужеземцы посмотрели на бегущую воду, в удивлении замахали руками и закричали: «Быть не может! Да ведь это река, текущая наоборот! »
Линии сравнения Междуречье Египет Природные условия Организация системы орошения
Линии сравнения Междуречье Египет Природные условия Нечастые дожди; Отсутствие дождей; Организация системы орошения
Линии сравнения Междуречье Египет Природные условия Нечастые дожди; Отсутствие дождей; жаркое солнце, превращавшее землю в пустыню; жаркое солнце, превращавшее землю в пустыню; Организация системы орошения
Линии сравнения Междуречье Египет Природные условия Организация системы орошения
Линии сравнения Междуречье Египет Природные условия Нечастые дожди; Отсутствие дождей; Организация системы орошения
Линии сравнения Междуречье Египет Природные условия Нечастые дожди; Отсутствие дождей; жаркое солнце, превращавшее землю в пустыню; жаркое солнце, превращавшее землю в пустыню; Организация системы орошения
Линии сравнения Междуречье Египет Природные условия Нечастые дожди; Отсутствие дождей; жаркое солнце, превращавшее землю в пустыню; жаркое солнце, превращавшее землю в пустыню; нерегулярные и бурные разливы Тигра и Евфрата; Регулярные разливы Нила, приносящие плодородный ил; Организация системы орошения
Линии сравнения Междуречье Египет Природные условия Нечастые дожди; Отсутствие дождей; жаркое солнце, превращавшее землю в пустыню; жаркое солнце, превращавшее землю в пустыню; нерегулярные и бурные разливы Тигра и Евфрата; Регулярные разливы Нила, приносящие плодородный ил; болотистые пространства, отсутствие лесов. плодородные земли, расположенные вдоль реки. Организация системы орошения
Линии сравнения Междуречье Египет Природные условия Нечастые дожди; Отсутствие дождей; жаркое солнце, превращавшее землю в пустыню; жаркое солнце, превращавшее землю в пустыню; нерегулярные и бурные разливы Тигра и Евфрата; Регулярные разливы Нила, приносящие плодородный ил; болотистые пространства, отсутствие лесов. плодородные земли, расположенные вдоль реки. Организация системы орошения Строительство каналов, водохранилищ, насыпей, плотин и дамб. Строительство каналов, использование шадуфов для подъёма воды.
«Да это же река течет наоборот!» Реки текут с севера на юг и впадают в Персидский залив. А Нил? Сходство с Египтом: Разливы рек, отсутствие дерева, камня, плодородная земля и т.д.
Города из глиняных кирпичей
Башни от земли до неба . Зиккурат Этеменаки . Реконструкция. VI в.до н.э . ( Этеменанки (шум. «Дом основания неба и земли») Зиккура́т (от вавилонского слова sigguratu — «вершина», в том числе «вершина горы») — многоступенчатое культовое сооружение в Древней Месопотамии.
Письменность
Клинопись Кли́нопись — наиболее ранняя из известных систем письма. Форму письма во многом определил писчий материал — глиняная табличка , на которой, пока глина ещё мягкая деревянной палочкой для письма или заострённым тростником выдавливали знаки; отсюда и «клинообразные» штрихи.
Клинопись – вид письма Древнего Двуречья .
Во главе школы стоял «отец».Ему помогали старшеклассник- «старший брат» и «человек с палкой». В Двуречье появились знаки для цифр. В на-чале пастухи , считая скот,оставляли камни , а затем заменили их вмятинами в глине. Позднее они превратились в клинописные знаки. Письмена на глиняных табличках. Табличка для счета.
Домашнее задание Напишите письмо своему другу из этой страны, поделитесь впечатлениями. Сделать контурную карту «Древнее Двуречье ».
Литература: Учебник Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват . организаций. А. А. Вигасин , Г. И. Годер , И. С. Свенцицкая; под ред. А. А. Искендерова . – 6-е изд. – М.: Просвещение. 2016год. Атлас и контурная карта 5 класс. Издательство «Дрофа» 2017г. История Древнего мира. 5 класс. Технологические карты уроков по учебнику А.А. Вигасина , Г.И. Годера , И.С. Свенцицкой. Автор-составитель Т.В. Ковригина. Волгоград: Учитель, 2017 год
Интернет-ресурс: http://school175.ru/files/book-5.pdf http://padabum.com/d.php?id=184006 http://www.alleng.ru http://www.teacher.syktsu.ru/ http://www.hrono.info http://pish.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока "Древнее Двуречье"
технологическая карта урока "Древнее Двуречье"...
Водоросли как древнейшая группа растений. Технологическая карта урока по биологии 7 класс
Технологическая карта урока по биологии 7 класс...
Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 21 Древнее Двуречье
Цель урока: способствовать ознакомлению учащихся с природными условиями речных долин Евфрата и Тигра, создать условия для развития умения сравнивать природные условия Египта и Двуречья...
Технологическая карта урока по истории Древнего мира: "Древнее Двуречье"
Цель урока: формирование представления учащихся о государстве Древнее Двуречье...
Технологическая карта урока Древнее Двуречье. 5 класс.
Технологическая карта урока Древнее Двуречье и раздаточный материал к уроку....
технологическая карта урока "Древнее Двуречье " 5 класс
коспспект урока истории в 5 классе к учебнику Вигасина, Годера....
Технологическая карта урока Древнее Двуречье
Технологическая карта урока Древнее Двуречье/...