Из истории государства Российского. Дворцовые перевороты XVIII в
методическая разработка по истории (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ № 236
Фрунзенский район СПб
Учитель истории –Терентьева В.П.
Класс-7
Тема :«Из истории государства Российского.
Дворцовые перевороты XVIII в»
Тип урока: Урок систематизации и обобщения
Форма урока: учебный практикум
Цели:
1)образовательная: выявить причины дворцовых переворотов, дать краткую характеристику императорам XVIII века; показать, что главной движущей силой дворцовых переворотов становится гвардия.
2) Развивающая: продолжить формирование умений обобщать отдельные события и формулировать выводы, работать с иллюстрациями учебника и историческими документами; продолжить развивать у учащихся умения давать оценку поступкам.
3)Воспитательная: формировать интерес к отечественной истории.
Предполагаемый результат:
Знания:
-называть причины дворцовых переворотов;
-знать последствия дворцовых переворотов для развития страны;
-давать характеристику правления Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны, Елизаветы I,Петра.
Умения:
-воспроизводить исторический материал;
-анализировать изученное;
-оценивать исторические события;
-работать в группе;
-работать с дополнительной литературой, дисками.
Отношения, ценности, внутренние установки:
-выразить свое отношение к событиям XVIII века;
-задуматься о влиянии борьбы за власть на развитие государства.
Основные понятия :кондиции, гвардейцы, дворцовый переворот, фаворит, конституционная монархия, престолонаследник, абсолютизм, династия, Верховный тайный совет, манифест.
Оборудование: Генеалогическое древо Романовых, презентация, исторические документы, учебник.
Ход урока:
Этапы урока. | Деятельность учителя. | Деятельность ученика. | |||
Организационный момент. | Проверка готовности к уроку; Осуществление необходимых записей в классный журнал; | ||||
I.Основная Часть Задача урока Постановка целей урока | Объявление темы урока Тема нашего сегодняшнего урока: Дворцовые перевороты Сегодня на уроке мы будем отрабатывать элементы семинарской практики с использованием исторических документов. Этот навык пригодится нам для дальнейшей работы по предмету. Поэтому цели нашего урока будут следующими: 1.Выяснить причины и сущность дворцовых переворотов . 2.Охарактеризовать движущие силы дворцовых переворотов. 3.Углубить знания по данной исторической эпохе. | Запись в тетради числа, темы, слов кл р и д р Оговаривание целей урока | |||
Проблемный вопрос: Беседа: Работа с генеалогическим древом Романовых Беседа Работа в группах. На основе письменных документов ребята углубляют знания по материалу. Каждой группе дается план ответа. Беседа | Также сегодня на уроке мы попытаемся ответить на вопрос: Если бы Петр I дописал завещание, то, как пошло бы историческое развитие России XVIII века? Петр Великий управлял Россией с 1682 по 1725 гг. Михаил Ломоносов писал о нем так: « Рожденный к скипетру, простер в работу руки,. Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки. Когда он строил град, сносил труды в войнах, В землях далеких был и странствовал в морях, Художников сбирал и обучал солдатов , Домашних побеждал и внешних супостатов ; И, словом, се есть Петр, Отечества отец». Непосредственно с темой нашего урока связаны два события, произошедшие в последние годы правления Петра: I. Давайте вспомним эти события. -Что, вы знаете о «Деле царевича Алексея»? -Каково содержание указа 1722 года о порядке наследования престола? Петр Великий скончался 28 января 1725 года. Умирал он тяжело, с мучительными болями. Подданные не посмели обеспокоить его вопросом о наследнике. Предание утверждает, что перед смертью Петр написал: «Отдайте все..». Дальнейших слов нельзя было разобрать. Указ о праве императора назначать своего приемника не был использован. А династическая ситуация оказалась сложной. (обращаемся к генеалогическому древу Романовых). Этим избранием открывается эпоха дворцовых переворотов в России. Что же было причинами дворцовых переворотов? Причины переворотов Объективные: Реформы Петра вели к дальнейшему отчуждению власти от общества. Субъективные: Петром нарушен принцип престолонаследия. Погиб сын, наследник престола. Император сам назначает наследника. Нарушена традиция. Расширен круг возможных претендентов на престол. Петр заложил возможность дворцовых переворотов. Движущие силы переворотов. Главной силой переворотов была гвардия, «люди государственные», служилые, из разных сословий, не только дворяне, но все считавшие себя близким к двору и осознавшими свою ответственность за судьбу России. Сам термин дворцовые перевороты выдвинул Ключевский С.О. Дворцовый переворот- это тот момент, когда часть дворянства в прямой форме реализует свое право решать судьбу страны. А сейчас мы охарактеризуем эпоху дворцовых переворотов на основе дополнительных источников I группа характеризует Екатерина Алексеевну (1725-1727 гг.) «При Петре она светила светом не собственным, но заимствованным от великого человека» С. Соловьёв. 1)Кратко опишите биографию Екатерины II до замужества 2) Как выглядела Екатерина Алексеевна? Каков был ее характер? Как Петр при жизни относился к супруге? 3)Что говорили о ней современники? 4)Сколько детей было у Екатерины и Петра? 5)Кто помог Екатерине захватить престол? II группа рассказывает о Петре II (1727-1730 гг.). 1)Чей сын и кем является Петру1? 2)Кто занимался воспитание мальчика? Охарактеризуйте эту личность 3)6 мая Петр Алексеевич стол императором. Какие группировки его поддерживали? Какие отношения складывались с Меньшиковым? 4)От чего умер император. Как решался вопрос о престоле? III-IV группа анализирует правление Анны Иоанновны (1730-1740 гг.). «А когда произнеслось имя Анны… Тотчас чудное всех явилось согласие…» Феофан Прокопович 1)Родословная 2)Как проводила жизнь в Курляндии? 3)Внешность и характер Анны Иоанновны «Эта грубая двухметровая по высоте и восьмипудовая по весу, необразованная и ленивая женщина все свое время проводила за картами и в пирах. Особенно Анна любила стрелять по воронам». 4)Опишите духовную жизнь Анны. 5)Что такое кондиции? И какова их судьба. 6)Анна Иоанновна Кровавая не оставила по себе доброй памяти ни государственной деятельностью, ни личной жизнью. 7)Каково мнение историков об этой правительнице. V группа рассказывает о недолгом правлении Иоанна Антоновича (1740-1741 гг.). 1)Что нам известно о младенце? 2)Кем была мать царя? 3)Какой была правительница? 4)Чем закончилось правление Анны Леопольдовны? VI группа рассказывает о приходе к власти и о правление Елизаветы Петровны (1741-1761 гг.). «В дощери Петр опять на трон взошел, В Елизавете все дела свои нашел… О матерь своего народа! Тебя произвела природа Дела Петровы окончать!» Сумраков А.П. 1)Внешний вид 2)Образование 3)Как сложилась ее судьба после сметри Петра 1? 4)Кто поддерживал Елизавету при восшествии на престол? VII группа рассказывает по плану о Петре III Федоровиче (1761-1762 гг.). 1)Воспитание 2)Государственная деятельность 3)Невеста- принцесса София-Авгуса-Фредерика, а в будущем- Екатерина Алексеевна. 4)Какую политику проводил Петр III? 5)Каково мнение историков о Петре III? Итак, мы провели большое исследование, давайте попробуем ответить на проблемный вопрос нашего урока : Если бы Петр I дописал завещание, то, как пошло бы историческое развитие России XVIII века?
Проведя данное исследование, мы сделали вывод, что Петр I умышленно не подписал завещания. Кого он мог сделать своим приемником? Он не видел ни одной личность, способной продолжить его политику. Поэтому, даже если бы он и назначил приемника, то в России прогрессивного развития не произошло бы. Да и сами дворцовые перевороты 1725-1762 гг. –естественный ход развития России. П.20-21 пересказ+ оформление творческой работы на тему группы по плану | Дело царевича Алексея побудило Петра изменить порядок наследования престола. В 1722 году он подписал указ о порядке наследования престола Император мог сам назначать своего приемника Сл. №1 Запись схемы в тетрадь Ребята высказываю свое мнение Определение дворцовых переворотов Сл№2 Работа в группах. Составление ответов на основе документов и выступление у доски. Работа в группах. Составление ответов на основе исторических документов и выступление у доски. Работа в группах. Составление ответов на основе исторических документов и выступление у доски. Работа в группах. Составление ответов на основе исторических документов и выступление у доски. Запись дз |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный фильм "Классицизм в дворцовом интерьере. Анфилада Александровского дворца".
В конце 2009 года Александровский дворец вновь обрел статус музея и в нем начались реставрационные работы. И вот в 2010 году первые три парадных зала: Полукруглый, Портретный и Мраморная гостина...
Презентация к уроку истории "Дворцовые перевороты"
Презентация поможет при проведении урока истории в 7 класса по теме "Дворцовые перевороты"...
Дворцовые перевороты
Презентация по истории России по теме: "Дворцовые перевороты". В презентации отражены причины дворцовых переворотов в России, а так же исторические персонажи эпохи дворцовых переворотов....
тест "От Смутного времени до эпохи дворцовых переворотов"
Проверочный тест по истории России "От Смутного времени до эпохи дворцовых переворотов"...
Эпоха дворцовых переворотов
Это мероприятие разрабатывалось к аттестации на 12 разряд. Основной посыл в том, чтобы облегчить запоминание довольно запутанного материала. Чередование правителей на троне показывается "в лицах".Мину...
17. Дворцовые перевороты. Династия Романовых в эпоху дворцовых переворотов.
Презентация и флеш-схема к уроку....
Презентация на тему «Российское государство в период дворцовых переворотов»
Тема урокаРОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО В ПЕРИОД ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВТип урокаУрок лабораторного типаПлан урока1. Предпосылки дворцовых переворотов XVIII в. Борьба за власть после смерти Петра I.2. Попытки ...