Текстовая задача "Дворцовые перевороты"
методическая разработка по истории (7 класс)
Предварительный просмотр:
ТЕКСТОВАЯ ЗАДАЧА
«ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ».
ВЫПОЛНИЛИ:
Еремкина Наталья Ивановна,
Гавричкова Людмила Михайловна,
Лис Лилия Александровна,
Свириденко Олег Николаевич.
Класс: 8
Цель: будет реализована через формирование у обучающихся следующих результатов:
Познавательные:
- Соотносить имена правителей, время правления
- Сравнивать общее и особенное в деятельности правителей периода дворцовых переворотов.
- Работа с текстом, давать ответы на простые и сложные вопросы.
Коммуникативные:
- Работать в парах
- Отвечать устно и письменно.
Критерии оценивания
Часть 1 по 1б, всего 7 баллов
Часть 2 по 2 балла за задание, всего 14 баллов
Часть 3 3б за задание, всего 3б
ИТОГО 24 балла
24-20 б отметка «5»
19-15 б отметка «4»
14-10 б отметка «3»
Прочитайте внимательно текст, ответьте на вопросы.
После смерти Петра I начинается череда дворцовых переворотов, ставших отражением борьбы за власть между различными политическими группировками правящего класса: олигархической, стремившейся к ограничению самодержавия властью дворянской аристократии, и тех кто видел в самодержавии надежную защиту. Главным орудием дворцовых переворотов становится гвардия — Семеновский и Преображенский полки, состоявшие из дворянства.
Политический кризис, после смерти Петра I, был углублен указом 1722 г., отменившим старый порядок престолонаследия от отца к сыну и провозгласившим как закон личную волю императора. В борьбе за престол противостояли две группировки. Первая сложилась вокруг жены Петра I Екатерины, сплотившей выдвинувшихся во время петровских преобразований сподвижников императора — А.Д. Меньшикова, П.А. Толстого, Ф. Прокоповича. Вторая — вокруг сына царевича Алексея, Петра II. В нее вошли представители старой боярской аристократии — Голицыны, Долгорукие, Репнины. Победу одержала первая группировка, и на престоле утвердилась Екатерина I (1725-1727). Однако противоречия между сподвижниками Петра и усиление влияния Меньшикова, стремившегося к единоличной власти, привели к созданию Верховного тайного совета, под контролем которого оказались Сенат и Коллегии.
После смерти Екатерины I власть ненадолго перешла в руки аристократической партии, группировавшейся вокруг провозглашенного императором малолетнего Петра II (1727-1730). После его неожиданно ранней смерти выбор членов Верховного тайного совета пал на племянницу Петра I, герцогиню Курляндскую Анну Иоановну (1730-1740). Однако условием восшествия на престол верховники выдвинули соблюдение Кондиций — документа, ограничивавшего императорскую власть в пользу дворянской олигархии. Кондиции предполагали передачу таких функций императорской власти, как объявление войны, заключение мира, назначение на высшие государственные должности, командование вооруженными силами, в руки верховников. Анна Иоановна, вначале согласившись на подписание кондиций, воспользовалась недовольством гвардии и дворянской оппозиции действиями верховников и разорвала их.
Вступив на престол, Анна Иоановна ликвидировала Верховный тайный совет. Правление новой императрицы ознаменовалось усилением самодержавного произвола, ярким проявлением которого стал фаворитизм и засилие иностранцев. Фаворитом Анны Иоановны стал Э. Бирон — выходец из прибалтийского дворянства. Не занимая официальных постов, он фактически направлял внутреннюю и внешнюю политику. Его правление отмечено грубым произволом, взяточничеством, казнокрадством; оно стало для современников олицетворением политического засилия иностранцев, антинациональной политики, получившей название биронщины. В это время сильное влияние на власть оказывали выходцы из прибалтийских дворян — Остерман и Миних.
Засилие иностранцев вызвало недовольство российского дворянства. Выражением оппозиционности дворянства стало дело А. Волынского, выступившего против произвола иностранцев. Волынский был обвинен в заговоре и казнен.
Преемником Анны Иоановны был объявлен ее племянник, младенец Иван Антонович, сын Мекленбургской принцессы Анны Леопольдовны, а регентом при нем назначен Бирон. Однако за короткое время его правления (1740-1741) усиливается борьба среди придворных группировок, результатом которой стал дворцовый переворот и захват престола дочерью Петра I Елизаветой (1741-1761). Политическая власть на время приобрела устойчивость. Елизавета восстановила Сенат в своих правах. У власти укрепились талантливые русские деятели А. Бестужев, М. Воронцов, П. Шувалов. Уже при жизни Елизаветы наследником престола был провозглашен Петр III (1761-1762) — племянник императрицы. Но царствование Петра III продолжалось недолго. Его пропрусская политика не отвечала национальным интересам страны. Против Петра III возник заговор, во главе которого стояла его жена Екатерина II. Опорой заговорщиков стали гвардейские полки. В июне 1762 г. Петр III подписал отречение от престола в пользу Екатерины II.
Несмотря на частую смену лиц на российском престоле, социально-экономическое и политическое развитие страны шло в направлении, заданном реформами Петра I. В области финансово-экономической политики власти продолжали линию на развитие крупного производства. Для его поддержки правительство перекладывает всю тяжесть налогов на крестьянство, сохранив подушную подать. Отменяются внутренние таможенные барьеры. Ряд мер был направлен на поддержку дворянского предпринимательства: в 1726 г. дворянам была разрешена свободная продажа хлеба за границу, в 1775 г. им было предоставлено монопольное право на винокурение.
Продолжая политику Петра I на консолидацию и укрепление дворянства, правительство расширяет его права на распоряжение земельной собственностью, сокращаются сроки обязательной службы для дворян.
1 уровень
1.Озаглавьте текст _____________________________________________________________________
2. В каком веке были указанные события? Укажите начальную и окончательную дату дворцовых переворотов. Начало____________________ окончание___________________
3. Какие причины привели к дворцовым переворотам?
___________________________________________________________________________________________________
4.Какова роль гвардии в дворцовых переворотах?
_________________________________________________________________________________________________
5. Какую роль сыграл указ об отмене престолонаследования в истории России?
6.Сколько было дворцовых переворотов?
А) 5
Б) 6
В) 4
Г) 3
7. Назовите имена правителей, которые пришли к власти в результате дворцовых переворотов и тех, кто получил власть по наследству (завещанию).
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 уровень
8.Чем можно объяснить расширение привилегий дворянства во время дворцовых переворотов?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Заполните пропущенные элементы в таблице.
№ | имя | Годы правления | родственные связи с Петром I |
А | 1725-1727 | жена | |
Петр II | 1727-1730 | Б | |
В | 1730-1740 | племянница | |
Иван VI Антонович Анна Леопольдовна | Г | Внучатый племянник | |
Елизавета Петровна | 1741-1761 | Д | |
Петр III | Е | внук |
А | Б | В | Г | Д | Е |
10.Укажите имена фаворитов правителей эпохи дворцовых переворотов и запишите их имена в таблицу.
ИСТОРИЧЕСКИЙ СЛОВАРИК. Фаворити́зм (фр. favoritisme) — социокультурное явление, существовавшее при монарших (королевских, императорских, царских) дворах, главным образом, в Европе эпохи абсолютизма и состоявшее в возвышении конкретного лица или группы лиц. | ||
№ | имя | фавориты |
Екатерина I | ||
Петр II | ||
Анна Иоановна | ||
Елизавета Петровна |
11. Как связаны между собой данный фрагмент текста источника и иллюстрация.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12.Валя и Коля после изучения на уроке темы «Дворцовые перевороты» заспорили. Валя утверждала, что кондиции можно назвать первой Конституцией России. Коля отвечал, что кондиции не являлись Конституцией России. Кто прав? Аргументируйте свой ответ.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13.Укажите имя правителя, который является исключением в данном ряду. Объясните ваш выбор.
1 | 2 | 3 | 4 |
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Выберите верные утверждения.
Портрет №1. Эта императрица пришла к власти в результате дворцового переворота.
Портрет №2. Эта императрица была женой Петра I.
Портрет №3. Эта императрица пришла к власти на условиях выполнения кондиций.
Портрет №4. Эта императрица приходилась дочерью Петру I.
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | 2 | 3 | 4 |
3 уровень
15. Различна оценка периода историками. Кстати, назвал данный период дворцовыми переворотами Ключевский В. О. Русские и советские историки (Соловьёв С. М., Эйдельман Н. Я, Платонов С. В.) называли этот период значительным шагом назад в развитии государственности. Правители данной эпохи ничтожны по сравнению с царём-реформатором Петром I . Так «бироновщину» — период правления Анны Иоанновны, — они называли особо свирепым режимом, который можно сравнить в периодом правления Ивана Грозного, а также отмечали, что это потерянное время для истории России. Современные историки (Шанский Д. Н., Каменский А. Б, Анисимов Е. В. )не дают однозначной оценки, отмечая как позитивные, прогрессивные моменты в развитии страны, так и отрицательные явления.
Выскажите своё мнение, с чьей точкой зрения вы согласны, и почему?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
17. Дворцовые перевороты. Династия Романовых в эпоху дворцовых переворотов.
Презентация и флеш-схема к уроку....
Создание и редактирование текстового документа.Форматирование текстового документа
ПР_1Создание и редактирование текстового документаПР_2 Форматирование текстового документаАфиша...
"Кодирование текстовой информации. Кодировки русского алфавита". Практическая работа «Кодирование текстовой информации».
Конспект урока «Кодирование текстовой информации. Кодировки русского алфавита» предназначен для учителей информатики, преподающих в 8-х классах.Урок поделен на два этапа. На первом – предусмотрено изу...
Обработка текстовой информации. Ввод текста в текстовом процессоре WordPad.
План-конспект открытого урока по изучению текстового процессора WordPad.Предлагается в помощь учителям информатики и ИКТ при изучении в пятом классе темы "Обработка текстовой информации". П...
Текстовый процессор Microsoft Word 2003. Технология обработки текстовой информации
Данный файл содержит презентацию к уроку «Текстовый процессор Microsoft Word» (вводный урок). Можно использовать для 8 классов, материал подойдет для тех учителей, которые до сих пор используют Micro...
Текстовые редакторы. Текстовые процессоры.
Комбинированный урок с использованием ЦОР...
Мастер - класс РМО учителей истории Текстовая задача Дворцовые перевороты 06. 04. 2021 г.
Мастер - класс проводился для учителей Абанского района по теме "Формирование читательской грамотности на уроках истории". Во время мастер - класса я познакомил с приемами составления и рабо...