Рабочая программа по истории для 6 класса
рабочая программа по истории (6 класс)

Рабочая программа по истории для 6 класса составлена на основе: федерального государственного стандарта основного общего образования. И примерной учебной программы основного общего образования по истории, а также учётом УМК под редакцией Агибаловой Е.В., Донского Г.М. История средних веков. И УМК под редакцией Торкунова А.В. «От Древней Руси к Российскому государству VIII – XVвв.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_istoriya.doc264.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по истории для 6 класса составлена на основе: федерального государственного стандарта основного общего образования. И примерной учебной программы основного общего образования по истории, а также учётом УМК под редакцией Агибаловой Е.В., Донского Г.М. История средних веков. И УМК под редакцией Торкунова А.В. «От Древней Руси к Российскому государству VIII – XVвв.», с учетом образовательной программы и учебного плана МБОУ «Гайдаровская  СОШ» на 2020-2021 учебный год, положения о разработке рабочих программ МБОУ «Гайдаровская СОШ».

Цели программы:

  • образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Задачи программы:

  • формировать морально-ценностные установки и ориентиры национальной и культурной идентификации шестиклассников в процессе освоения историко-культурного опыта народов зарубежных стран; способности применять усвоенные знания о взаимоотношениях между людьми, сословиями, отдельными народами, о повседневной культуре в эпоху Средневековья, в процессе осмысления современной реальности и общения с разными людьми.
  • овладеть знаниями о социокультурном развитии народов в эпоху Средневековья (преимущественно с позиции эволюции общественных взглядов);
  • овладеть знаниями об истории отдельных стран Западной Европы в V—XV, веках в их социальном, экономическом, политическом и духовно-нравственном контекстах, о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в период Средневековья и его значении для современного Отечества;
  • воспитать толерантность, уважение к культуре и религии других народов в процессе изучения истории и богатства культуры народов Европы, Азии, Африки и Америки;
  • развить способности выявлять общее и различия в развитии отдельных регионов мира в эпоху феодализма, выделить и группировать признаки исторического явления, процесса.
  • овладеть знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
  •  воспитать в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями толерантности в духе демократических ценностей современного общества;
  • развивать способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
  • формировать умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе.

Место предмета в учебном плане

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.

Количество часов по программе –  2 часа в неделю, что соответствует количеству часов по учебному плану МБОУ «Гайдаровская СОШ» на 2020-2021 учебный год, всего – 68 часов.

Особенности класса

В классе обучается 3 ученика со средними и хорошими способностями и знаниями. Наряду с ведущими методами обучения объяснительно-иллюстративным и игровым,  используются частично-поисковый, проблемный.

Общая характеристика учебного предмета

Историческое образование на уровне основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиальное сообщество.

В современной России историческое образование служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан, которое помогает учащимся ориентироваться в потоке социальной информации. Видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.

Учитывая этно-педагогические традиции социума, этно-культурные образовательные потребности учащихся  в рабочую программу включены региональные материалы, отражающие культурные, исторические, национальные особенности Республики Хакасия.

№ урока

Тема

НРК

1

Возникновение ислама.

Арабский халифат и его распад

Культура стран халифата

Религия в средневековой Хакасии

2

Древние германцы и Римская империя

Хакасия - окраина Римской империи.

3

Средневековый Китай

Индия. Государство и культура

Государства и народы доколумбовой Америки

Африка

Связи Хакасии со Средневековым Китаем.

Требования к уровню подготовки учащихся

Личностные результаты:

- первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

- познавательный интерес к прошлому своей Родины;

- изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;

- проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

- уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;

- навыки осмысления социально-нравственного опыта

предшествующих поколений;

- уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;

- следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;

- обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;

- расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.

Метапредметные результаты:

- формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;

- планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;

- соотносить свои действия с планируемыми результата ми, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

- работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);

 собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);

- использовать современные источники информации - материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;

- привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;

- ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;

- определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

- логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

- применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

- решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;

- использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

- планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

- определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.

Предметные результаты:

- определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);

- установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;

- составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

- определение и использование исторических понятий и терминов;

- овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;

- использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;

- использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;

- изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий;

- описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;

- понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;

- высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;

- описание характерных, существенных черт форм догосударственного и  государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;

- поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;

- анализ информации, содержащейся в летописях (фрагменты «Повести временных лет» и др.), правовых документах (Русская Правда, Судебники 1497 и 1550 гг. и др.), публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Московской Руси;

- использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);

- понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества;

- оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности Владимира I Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира II Мономаха, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Ивана Калиты, Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Ивана III и др. исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;

- умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);

- сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;

- определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;

- систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь; политическая раздробленность; возвышение Московского княжества; Русское государство в конце XV - начале XVI в.);

- поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;

- приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;

- личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;

- уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.

Содержание учебного предмета

История средних веков

Глава 1. Становление средневековой Европы VI-XI вв.

Введение. Что изучает история Средних веков. Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VI-VIII вв. Возникновение и распад империи Карла Великого. Образование империи Карла Великого. Феодальная раздробленность Западной Европы в IX - XI веках. Германия в IX-XI вв. Англия в раннее Средневековье. Англия в IX-XI вв. Норманны и их образ жизни. Варяги и народы Восточной Европы. Объединение Англии в единое государство. Королевства норманнов в Скандинавии.

Глава 2. Византийская империя и славяне в VI—XI вв.

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. Образование славянских государств. Направления движения славян и территории их расселения. Объединения славян. Образование государства у южных славян - Болгарии. Славянские просветители Кирилл и Мефодий. Слабость Великоморавского государства и его подчинение Германии. Образование Киевской Руси - государства восточных славян.

Глава 3. Арабы в VI—XI вв.

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Возникновение ислама. Образование Арабского государства во главе с Мухаммедом. Арабский халифат. Культура стран халифата. 

Глава 4. Феодалы и крестьяне

Средневековая деревня и её обитатели. Средневековая деревня. Хозяйство земледельца. Условия труда. В рыцарском замке. Установление феодальных отношений. Окончательное оформление вассальных отношений. Распространение архитектуры замков. Внешнее и внутреннее устройство рыцарского замка. Замок - жилище и крепость феодала. Рыцарь - конный воин в доспехах. Снаряжение рыцаря. Отличительные знаки рыцаря. Кодекс рыцарской чести - рыцарская культура.

Глава 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе

Формирование средневековых городов. Причины возникновения городов. Город - поселение ремесленников и торговцев. Обустройство средневекового города. Возрождение древних городов в Италии, на юге Франции. Цеховые объединения городских ремесленников. Роль и влияние цехов на жизнь средневекового города. Объединения купцов - гильдия, товарищество. Оживление торговых отношений. Возобновление строительства дорог в Европе. Торговые пути. Ярмарки - общеизвестные места торговли в Европе. От ростовщичества к банкам. Горожане и их образ жизни. Своеобразие города. Управление городом и городская знать. Образ жизни горожан. Торговля в Средние века. 

Глава 6. Католическая церковь в XI - XIII вв. Крестовые походы

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Складывание трёх сословий, характерных для общества феодального этапа. Церковь - крупнейший землевладелец. Разделение церквей. Альбигойские войны. Инквизиция. Монашеские ордены. Крестовые походы. Цели различных участников Крестовых походов. Различия походов бедноты и феодалов. Последствия Первого крестового похода для Византии. Разграбление Константинополя. Детские крестовые походы. Укрепление королевской власти. Усиление мусульманских княжеств во главе с Египтом. Значение и итоги Крестовых походов для Запада и Востока.

Глава 7. Образование централизованных государств в Западной Европе XI - XV вв.

Как происходило объединение Франции. Борьба французского и английского королей за французские территории. Франция - централизованное государство. Генеральные штаты - французский парламент. Оформление сословной монархии во Франции. Что англичане считают началом своих свобод. Великая хартия вольностей - конституция сословно-феодальной монархии. Столетняя война. Основные этапы Столетней войны. Партизанская война. Жанна дАрк. Освободительный поход народной героини. Завершение Столетней войны. Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии. Междоусобная Война Алой и Белой розы в Англии: итоги и последствия. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Реконкиста и новые королевства. Кортесы. Образование единого Испанского королевства. Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII - XV вв. Образование самостоятельных централизованных государств в Германии. Расцвет торговли и итальянских городов. Борьба городов с феодалами. Борьба пап римских с императорами в Италии: гвельфы и гибеллины.

Глава 8. Славянские государства и Византия в XIV - XV вв.

Гуситское движение в Чехии. Ян Гус - критик духовенства. Гуситское движение в Чехии: этапы и действия противников. Итоги и последствия гуситского движения. Завоевание турками-османами Балканского полуострова. Падение Византийской империи. Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

Глава 9. Культура Западной Европы в Средние века

Образование и философия. Средневековая литература. Расширение границ мира средневекового человека. Обращение к античному наследию. Развитие знаний о природе. Роль философии в средневековую эпоху. Средневековое искусство. Средневековая живопись. Зарождение культуры раннего Возрождения в Италии. Идеалы гуманизма и искусство раннего Возрождения. Начало открытия индивидуальности человека. Научные открытия и изобретения. Открытие Христофора Колумба. Начало Великих географических открытий. Развитие грамотности и образования среди разных слоев населения. Распространение библиотек. Доступность печатной книги.

Глава 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века

Средневековая Азия:        Китай,        Индия,        Япония.         Китай: империя Тан. Развитие феодальных отношений. Индия: установление феодальных отношений. Индуистская религия. Кастовое устройство общества. Хозяйство и богатства Индии. Наука. Обсерватории. Индийская медицина. Искусство. Япония: особенности развития в Средние века. Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. Народы майя. Ацтеки и их мир. Достижения культуры инков. Уникальность культуры народов доколумбовой Америки. Наследие Средних веков в истории человечества. Место церкви в феодальном государстве. Оформление основных черт и признаков демократии. Развитие и утверждение гуманизма в западноевропейской культуре. Великие географические открытия. Развитие образования, науки. Складывание нового образа человека и отношений.

История России  от Древней Руси к российскому государству  (с древности до конца XV в.)

Глава 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности

Введение. Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества. Дискуссии о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования славян. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Этнокультурные контакты славянских, тюркских и финно-угорских народов к концу I тыс. н. э. Появление первых христианских, иудейских, исламских общин.

Глава 2. Русь в IX - первой половине XII в.

Политическое развитие Европы в эпоху раннего Средневековья. Норманнский фактор в образовании европейских государств. Предпосылки и особенности складывания государства Русь. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Новгород и Киев - центры древнерусской государственности. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Формирование территории государства Русь. Социально-экономический строй ранней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Отношения Руси с соседними народами и государствами: Византией, странами Северной и Центральной Европы, кочевниками. Европейский христианский мир. Крещение Руси: причины и значение. Зарождение ранней русской культуры, её специфика и достижения. Былинный эпос. Возникновение письменности. Начало летописания. Литература и её жанры (слово, житие, поучение, хожение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись, мозаики, фрески. Иконы. Декоративно-прикладное искусство. Быт и образ жизни разных слоёв населения. Место и роль Руси в Европе. 

Расцвет Русского государства. Политический строй. Органы власти и управления. Внутриполитическое развитие. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Социально-экономический уклад. Дискуссии об общественном строе. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Православная церковь и её роль в жизни общества. Развитие международных связей Русского государства. Развитие культуры. Летописание. «Повесть временных лет». Нестор. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры. Ценностные ориентации русского общества. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Картина мира древнерусского человека. Изменения в повседневной жизни с принятием христианства. Нехристианские общины на территории Руси.

Глава 3. Русь в середине XII - начале XIII в.

Эпоха политической раздробленности в Европе. Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель - самостоятельных государств. Изменения в политическом строе. Эволюция общественного строя и права. Территория и население крупнейших русских земель. Рост и расцвет городов. Консолидирующая роль православной церкви в условиях политической децентрализации. Международные связи русских земель. Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры.

Глава 4. Русские земли в середине XIII - XIV в.

Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Формирование Монгольской империи и её влияние на развитие народов Евразии.  Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу и их последствия. Образование Золотой Орды. Русские земли в составе Золотой Орды. Политико-государственное устройство страны. Влияние Орды на политическую традицию русских земель, менталитет, культуру и быт населения. Золотая Орда в системе международных связей. Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Александр Невский. Политический строй Новгорода и Пскова. Княжества Северо-Восточной Руси. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Иван Калита. Народные выступления против ордынского господства. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей. Религиозная политика в Орде и статус православной церкви. Принятие ислама и его распространение. Русская православная церковь в условиях ордынского господства. Сергий Радонежский. Культура и быт. Летописание. Ордынское влияние на развитие культуры.

Глава 5. Формирование единого Русского государства

Политическая карта Европы и русских земель в начале XV в. Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение земель. Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Большая Орда, Крымское, Казанское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Московским государством. Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Василий Тёмный. Новгород и Псков в XV в. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Москве. Ликвидация зависимости от Орды. Принятие общерусского Судебника. Государственные символы единого государства. Характер экономического развития русских земель. Установление автокефалии Русской православной церкви. Внутрицерковная борьба. Расширение международных связей Московского государства. Культурное пространство единого государства. Летописание общерусское и региональное. «Хожение за три моря» А. Никитина. Архитектура и живопись. Московский Кремль. Повседневная жизнь и быт населения.

При прохождении программы возможны риски: актированные дни (низкий температурный режим-ноябрь, декабрь, январь, февраль), карантин (повышенный уровень заболеваемости - ноябрь, декабрь, январь), ЕМД (октябрь, февраль), Дни здоровья (один раз в четверть), поэтому возможны сокращения часов по темам, которые не будут вызывать затруднений у учащихся и могут быть изучены за меньшее количество уроков, чем это предусмотрено программой, могут быть использованы уроки повторения и резервные уроки.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Название разделов, тем.

Дата проведения

Примечания

план

факт

1 четверть

Глава 1. Становление средневековой Европы (5 ч)

Планируемые результаты обучения

Универсальные учебные действия

Познавательные:  самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач, анализируют вопросы, формулируют ответы.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия, составляют план последовательности действий.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, обмениваются мнениями, понимают позицию партнера; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).

Личностные: осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества; проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач; имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий

Что изучает история средних веков

04.09

Древние германцы и Римская империя.

08.09

Королевство франков и христианская церковь

15.09

Возникновение и распад империи Карла великого

18.09

Западная Европа IX-XI вв

22.09

Глава 2.  Византийская империя и славяне в 6-11 вв. (2 ч)

Планируемые результаты обучения

Универсальные учебные действия

Познавательные:   используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные: проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им; определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе; проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач; выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности

Византия - государственное устройство

25.09

Образование славянских государств

29.09

Глава 3. Арабы в 6-11 веках  (2 ч)

Планируемые результаты обучения

Универсальные учебные действия

Познавательные:  выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

Регулятивные: адекватно воспринимают предложение и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.  

Личностные: имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий; проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Арабский халифат и его распад

02.10

Культура стран Халифата

06.10

Глава 4. Феодалы и крестьяне (1 ч)

Планируемые результаты обучения

Универсальные учебные действия

Познавательные:   самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения задач; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий; учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию.

Личностные: имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий; определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний

В рыцарском замке

09.10

Глава 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (1 ч)

Планируемые результаты обучения

Универсальные учебные действия

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы;  ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество); адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Личностные: определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний

Средневековая деревня и её обитатели. Торговля в средние века. Горожане и их образ жизни.

13.10

Глава 6. Католическая церковь в 11-13 веках. Крестовые походы (2ч)

Планируемые результаты обучения

Универсальные учебные действия

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения; используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач. 

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий; принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Личностные: выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни; проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики

16.10

Крестовые походы

20.10

Глава 7. Образование централизованных государств в Западной Европе XI-XV вв.  (6 часов)

Планируемые результаты обучения

Универсальные учебные действия

Познавательные:  самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач; выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности;  ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия; адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей;  ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий;  принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

Личностные: проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им; определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе; определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний

Как происходило объединение Франции

23.10

Что англичане считают началом своих свобод

27.10

Столетняя война

06.11

Крестьянские восстания во Франции и в Англии

10.11

Усиление королевской власти во Франции и Англии

13.11

Реконкиста и государства на Пиренейском полуострове

17.11

Глава 8. Славянские государства и Византия в XIV-XV веках. (2 часа)

Планируемые результаты обучения

Универсальные учебные действия

Познавательные:  самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач;  выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий; адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности.

Личностные: определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний

Гуситское движение в Чехии

20.11

Завоевание Византии турками-османами

24.11

Глава 9. Культура Западной Европы в XI-XV  веках.  (3 часа)

Планируемые результаты обучения

Универсальные учебные действия

Познавательные:   самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера.

Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий; учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывают различные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. 

Личностные: выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни

Образование, философия.

Литература

27.11

Искусство. Возрождение в Италии

01.12

Научные открытия и изобретения

04.12

Глава  10. Страны Азии Америки в эпоху Средневековья V—XV вв. (4 часа)

Планируемые результаты обучения

Универсальные учебные действия

Познавательные:  самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера; ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль; принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Коммуникативные: учитывают различные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество); адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Личностные: имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий; определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе

Средневековая Азия Китай. Индия. Япония

08.12

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки

11.12

Наследие Средних веков в истории человечества

15.12

Обобщающий урок  «Расцвет средневековья»

18.12

История России (40 часов)

Глава 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности (6 часов)

Планируемые результаты обучения

Универсальные учебные действия

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них; используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий; принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности 

Личностные: формирование и развитие стартовой мотивации изучения нового материала; осмысление роли и значения истории в жизни человека; развитие творческих способностей через активные формы деятельности; формирование и развитие познавательного интереса к изучению истории России, уважительного отношения к историческому наследию; осмысление роли и значения истории в жизни человека; развитие творческих способностей через активные формы деятельности

Введение. Наша Родина — Россия

22.12

Древние люди и их стоянки на территории современной России

25.12

Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники

29.12

Образование первых государств

12.01

Восточные славяне и их соседи

15.01

Обобщающий урок «Народы и государства на территории нашей страны в древности

19.01

Глава 2. Русь в IX – первой половине XII в. (11 часов)

Планируемые результаты обучения

Универсальные учебные действия

Познавательные: ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;  принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач;  проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).

Личностные: формирование и развитие познавательного интереса к изучению истории России, уважительного отношения к историческому наследию; формирование российской гражданской идентичности; расширение опыта оценочной деятельности; осмысление исторической обусловленности и мотивации людей предшествующих эпох

Первые известия о Руси

22.01

Становление Древнерусского государства

26.01

Становление Древнерусского государства

29.01

Правление князя Владимира. Крещение Руси

02.02

Русское государство при Ярославе Мудром

05.02

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах

09.02

Общественный строй и церковная организация на Руси

12.02

Культурное пространство Европы и культура Древней Руси

16.02

Повседневная жизнь населения

19.02

Урок истории и культуры родного края в древности 

26.02

Обобщающий урок «Место и роль Руси в Европе»

02.03

Глава 3. Русь в середине XII — начале XIII в. (5 часов)

Планируемые результаты обучения

Универсальные учебные действия

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них; используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий;  принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Личностные: Формирование и развитие познавательного интереса к изучению истории России, уважительного отношения к историческому наследию; оценивание исторических событий и роли личности в истории; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, гуманистических традиций и ценностей русского народа

Политическая раздробленность в Европе и на Руси

05.03

Владимиро-Суздальское княжество

09.03

Новгородская республика

12.03

Южные и юго-западные русские княжества

16.03

Обобщающий урок «Русь в середине XII — начале XIII в.»  

19.03

Глава 4. Русские земли в середине XIII — XIV в. (10 часов)

Планируемые результаты обучения

Универсальные учебные действия

Познавательные:  ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем;  самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество); участвуют в коллективном решении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные: формирование и развитие устойчивой мотивации учения; расширение оценочной деятельности; овладение способами обобщения и систематизации знаний; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; уважение к культурным достижениям своего народа

Монгольская империя и изменение политической картины мира

02.04

Батыево нашествие на Русь

06.04

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

09.04

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура

13.04

Литовское государство и Русь

16.04

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси

20.04

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва

23.04

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII - XIV в.

27.04

Родной край в истории и культуре Руси

30.04

Обобщающий урок «Русские земли в середине XIII — XIV в».

04.05

Глава 5. Формирование единого Русского государства (8 часов)

Планируемые результаты обучения

Универсальные учебные действия

Познавательные:  используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач;  самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач; выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий; адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;  договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности.

Личностные: Формирование и развитие познавательного интереса к изучению истории России, уважительного отношения к историческому наследию; оценивание исторических событий и роли личности в истории; развитие навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования; развитие творческих способностей через активные формы деятельности

Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в.

07.05

Московское княжество в первой половине XVв.

11.05

Распад Золотой Орды и его последствия

14.05

Московское государство и его соседи во второй половине XV в.

18.05

Русская православная церковь в XV - н.XVI в.

21.05

Человек в Российском государстве второй половины XV в.

25.05

Формирование культурного пространства единого Российского государства

26.05

Обобщающий урок «Формирование единого Русского государства»

28.05

 


Учебно-методическое обеспечение

  1. Ведюшкин В.А. Учебник «История Средних веков». 6 кл, М., «Просвещение», 2015г.
  2. История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. / Н. М. Арсентьев

Перечень средств ИКТ, используемых для реализации настоящей программы

Аппаратные средства:

  • ПК;
  • глобальная сеть;
  • мультимедиа проектор и экран;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..

Рабочая программа по истории 8 класс  к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК  по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной

Рабочая программа по истории  7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК  по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В.  История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...