Технологическая карта урока Истории России "Социалистическая индустриализация"
план-конспект урока по истории (10 класс)
Технологическая карта урока Истории России "Социалистическая индустриализация"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по Истории Росси в 10 классе
Тема урока:
Социалистическая индустриализация – «беда» или «победа»?
Уровень обучения: базовый
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Форма урока: урок – дискуссия
Перечень учебных и информационных ресурсов:
- Учебник: История России. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 3 ч. Ч. 1 / [М.М. Горинов, А.А. Данилов, М.Ю.Моруков и др.]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016. – 175 с.
- Атлас. История России. 10 класс. Автор-составитель А.А. Вершинин; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2018. – 48 с.
- Карточки с текстами исторических источников
Этап урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формирование УУД |
Организационный | Организация учебной деятельности, проверка готовности учащихся к уроку. |
|
| 1) Регулятивные: волевая саморегуляция; 2) Личностные: самоопределение 3) Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками. |
Проверка домашнего задания | Актуализация полученных раннее знаний. Введение в контекст предмета. | Собирает тетради учеников. Сообщает алгоритм взаимопроверки домашнего задания. Раздает тетради другим ученикам для взаимопроверки. | Осознают алгоритм взаимопроверки, задают уточняющие вопросы. Получают для проверки тетрадь одноклассника. Фиксируют в ходе проверки количество правильно названных ресурсов социалистической индустриализации, правильность формулировок основных видов этих ресурсов и правильность классификации ресурсов в соответствии с предложенной видовой структурой. | 1) Регулятивные: концентрация на учебной задаче; 2) Личностные: осознание ответственности; 3) Коммуникативные: осуществление учебного сотрудничества; 4) Познавательные: Находить информацию по заданным содержательным критериям и классифицировать её. |
Актуализация проблемы. | Оценить ход и итоги социалистической индустриализации | Одобряет, корректирует и записывает на доске в два столбца, предлагаемые учениками, «успехи» и «неудачи» социалистической индустриализации. | Поднимают руку и предлагают формулировку какого-либо «успеха» или «неудачи» социалистической индустриализации. Получают жетон за удачную формулировку. | 1) Познавательные: общеучебные умения структурировать знания, давать историческую оценку событиям и фактам, подводить итоги; 2) Регулятивные: быстрое вспоминание; 3) Личностные: самоутверждение 4) Коммуникативные: способность формулировать свои мысли и мнения, взаимодействие для решения познавательных задач. |
Постановка цели и задач урока. Мотивация и структурирование учебной деятельности учащихся | Фиксация в сознании учащихся цели, задач и структуры урока. Подготовить учащихся к дискуссионной форме работы. | Предлагает учащимся разобраться в множестве формулировок предшествующего задания, предложить цель и задачи урока. Выступает в качестве эксперта, выдвигаемых учащимися вариантов. Предлагает и обсуждает с учениками правила ведения дискуссии, принимает дополнения. | Выдвигают, обсуждают и оценивают предлагаемые варианты. Записывают, окончательно одобренные учителем, цель и задачи урока. Цель: Дать обобщенную историческую оценку хода, итогов и последствий социалистической индустриализации. Задачи: 1. Проанализировать разнополярные оценки. 2. Выделить главное и наиболее значимое в каждой позиции. 3. Критически проверить аргументацию. 4. Сопоставить разнополярные позиции и сделать обобщающие выводы. Обсуждают и дополняют правила ведения дискуссии. | 1) Познавательные: общеучебные умения анализировать высказывание, понимать и строить логические связи. 2) Регулятивные: сохранять концентрацию; 3) Личностные: самоутверждение, принятие. 4) Коммуникативные: Взаимодействие с учителем, умение слушать. |
Организация дискуссионных групп, времени и пространства. | Подготовка и консолидация учеников к ведению дискуссии. Распределение функций учеников в соответствии с регламентом дискуссии. | 1. Формирует 3 группы: «Эксперты» - получившие больше жетонов; остальные делятся на 2 равные группы «Критики» и «Сторонники» социалистической индустриализации. 2. Знакомит учеников с трехчастным регламентом дискуссии: вступительное слово, вопросы и ответы, заключительное выступление. Предлагает ученикам распределить функции. | 1. Расставляют столы и стулья так, чтобы каждая группа стала командой и могла эффективно работать; выбирают капитана команды; организуют место публичных выступлений участников дискуссии. 2. Слушают и осознают характер работы в каждой части регламента. Выбирают себе функцию: спикер вступления, задающий вопросы, отвечающий на вопросы, спикер заключения. Капитан объявляет итоговое распределение функций. Сам капитан не может выполнять ни одну содержательную функцию, он только руководит и направляет работу команды, участвует в командных обсуждениях. | 1) Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную задачу; самостоятельно находят и фиксируют её решение; 2) Личностные: Активно участвуют в процессе распределения функций в команде. 3) Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения. |
Работа в командах. Подготовка к дискуссии. | Выработка тактики отстаивания своей позиции в рамках регламента дискуссии. Отбор содержания выступлений. | Учитель дает задания командам. Выдает два одинаковых комплекта карточек с материалами исторических источников для построения аргументов и контраргументов позиций команд. Выступает в качестве эксперта-консультанта для членов команд. | «Эксперты» разрабатывают критерии оценивания выступлений групп на каждом этапе, составляют бланк оценочного листа. «Критики» и «Сторонники» отбирают материал из карточек выстраивают тезисы и логику выступлений, составляют вопросы к противоположной команде и ответы на предполагаемые вопросы соперников. | 1) Познавательные: осваивают поисковые и объяснительные методы работы с источниками, способы построения устного сообщения. 2) Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу; 3) Личностные: самоутверждение 4)Коммуникативные: уважительное отношение к партнерам, адекватное межличностное восприятие. |
Дискуссия. | Отработка способов применения знаний и умений в ситуации отстаивания своей позиции. | Предлагает начать дискуссию, следит за регламентом дискуссии, координирует и контролирует деятельность учащихся. Фиксирует баллы, комментарии и замечания в своем оценочном бланке. | Ученики в соответствии с избранными функциями участвуют в дискуссии. «Эксперты» перед началом каждого этапа оглашают критерии оценивания, а во время этапа заполняют оценочный лист. 1 этап – от каждой команды выступают спикеры вступления. 2 этап – команды по очереди задают соперникам вопрос, соперники после 30-секундного обсуждения дают ответ (по 2-3 открытых вопроса). Ответы соперниками не комментируются и не оспариваются. 3 этап – от каждой команды выступают спикеры заключения. | 1) Познавательные: Способность понимать разнонаправленные близкие и отдаленные последствия процессов индустриализации, оценивать их для развития страны и жизни народа; умение анализировать устную информацию, сопоставлять её со своей позицией; понимать вопрос; строить ответ, выделяя нужные аспекты; строить устное выступление, подчеркивая свои сильные аргументы и опровергая слабые аргументы соперника. 2) Регулятивные: умение постоянно соотноситься с выбранной позицией, выдерживать требования регламента; 3) Личностные: осознавать смысл учения и понимать личную ответственность за командный результат; 4) Коммуникативные: создавать устные и письменные высказывания. |
Подведение итогов дискуссии. | Осознание силы и способов воздействия на слушателя устного выступления. Выделение наиболее значимых итогов социалистической индустриализации. | Предоставляет слово для подведения итогов команде «Экспертов». Объявляет результаты и свои итоговые заключения по дискуссии. Отвечает на вопросы учеников. | Команда «Экспертов» подводит итоги, высказывается каждый желающий из группы «Экспертов». Все команды слушают учителя о результатах дискуссии, вникают смысл заключений «Экспертов» и учителя, задают вопросы. | 1) Регулятивные: концентрация на понимании устного высказывания; 2) Личностные: конструктивное принятие рекомендаций; 3) Коммуникативные: умение внимательно слушать и задавать уточняющие вопросы; 4) Познавательные: осознание наиболее значимых итогов социалистической индустриализации. |
Домашнее задание | Закрепление и углубление полученных на занятии умений и навыков. | Записывает или демонстрирует на слайде домашнее задание, отвечает на вопросы, даёт пояснения. | Записывают домашнее задание в тетрадях: составить таблицу «Положительные и отрицательные влияния социалистической индустриализации на развитие сельского хозяйства СССР», задают вопросы. | 1) Познавательные: понимание способа выполнения задания. 2) Регулятивные: планирование предстоящих действий и предвидение возможных затруднений; 3) Личностные: осознание смысла учения и понимание личной ответственности за будущий результат; 4) Коммуникативные: умение задавать уточняющие вопросы. |
Рефлексия (подведение итогов занятия) Формирование выводов по изученному материалу | Организация учебной деятельности по подведению итогов | Учитель предлагает посмотреть на цель и задачи, поставленные в начале урока, оценить как решены задачи и зафиксировать достигнутую цель урока, сформулировав обобщенную историческую оценку хода, итогов и последствий социалистической индустриализации. | Ученики формулируют решения поставленных в начале урока задач и стараются найти максимально точную формулировку достигнутой цели. Ученики высказывают свое мнение, отвечая на вопросы:
| 1) Познавательные: Умение анализировать и формулировать решение задачи. 2) Регулятивные: осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения; развитие навыков рефлексии и самооценки; 3) Личностные: осознание учеником своих сильных и слабых сторон, а также того, что ему наиболее интересно. 4) Коммуникативные: оценка характера и качества коммуникаций, осознание учеником того, как он воспринимается партнером по общению. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока истории в 5 классе по ФГОС Тема урока: “ Древний Рим ”
Форма урока: Урок -практикум Тип урока:Урок отработки умений и рефлексии.Цели для ученика:· уметь обобщать и систематизировать зна...
Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"
Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...
Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "история Древнего Китая" по ФГОС
Подробная технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "история Древнего Китая"7 Цель урока: Формирование представлений о Древнем Китае, его географическом положении, пр...
Технологическая карта урока истории "Что изучает история", 5 класс
Технологическая карта урока истории "Что изучает история" (по учебнику Вигасина А.А., Годера Г.И. и Свенцицкой И.С. "История Древнего мира", 5 класс ) составлен в соответствии с ФГ...
Технологическая карта урока истории "ЗНАЧЕНИЕ ПЕТРОВСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ИСТОРИИ СТРАНЫ"
обобщить знания учащихся о Петре 1 и его реформах, об их влиянии на дальнейшую судьбу страны...
Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме: "Обобщение и повторение изученного материала по теме "Древняя Греция" Учитель истории: Печенина Л.А.
Технологическая карта урока по истории Древнего мира в 5 классеВыполнил: учитель истории и обществознания Печенина Л.А....
Методическая разработка "Технологическая карта урока Истории и Культуры Санкт-Петербурга на тему: Об истории города напоминают..."
Технологическая карта урока составлена в соответствии с УМК Ермолаевой Л.К. Цель урока: Познакомиться с основными периодами развития города Санкт-Петербурга.Задачи: Узнать, как...