Технологическая карта урока Истории России "Социалистическая индустриализация"
план-конспект урока по истории (10 класс)

Кейв Андрей Викторович

Технологическая карта урока Истории России "Социалистическая индустриализация"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по Истории Росси в 10 классе

Тема урока:

Социалистическая индустриализация – «беда» или «победа»?

Уровень обучения: базовый

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Форма урока: урок – дискуссия

Перечень учебных и информационных ресурсов:  

  1. Учебник: История России. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 3 ч. Ч. 1 / [М.М. Горинов, А.А. Данилов, М.Ю.Моруков и др.]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016. – 175 с.
  2. Атлас. История России. 10 класс. Автор-составитель А.А. Вершинин; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2018. – 48 с.    
  3. Карточки с текстами исторических источников    

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формирование УУД

Организационный

Организация учебной деятельности, проверка готовности учащихся к уроку.

  • Приветствие учеников.
  • Отметка присутствующих.
  • Информирование о проверке домашнего задания.
  • Приветствие учителя.
  • Отклик присутствующих.
  • Подготовка к проверке домашнего задания.

1) Регулятивные:

 волевая саморегуляция;

2) Личностные:

 самоопределение

3) Коммуникативные:

 планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.

Проверка домашнего задания

Актуализация полученных раннее знаний. Введение в контекст предмета.

Собирает тетради учеников.

Сообщает алгоритм взаимопроверки домашнего задания. Раздает тетради другим ученикам для взаимопроверки.

Осознают алгоритм взаимопроверки, задают уточняющие вопросы.

Получают для проверки тетрадь одноклассника. Фиксируют в ходе проверки количество правильно названных ресурсов социалистической индустриализации, правильность формулировок основных видов этих ресурсов и правильность классификации ресурсов в соответствии с предложенной видовой структурой.  

1) Регулятивные:

 концентрация на учебной задаче;

2) Личностные:

 осознание ответственности;

3) Коммуникативные:

 осуществление учебного сотрудничества;

4) Познавательные:

 Находить информацию по заданным содержательным критериям и классифицировать её.

Актуализация проблемы.

Оценить ход и итоги социалистической индустриализации

Одобряет, корректирует и записывает на доске в два столбца, предлагаемые учениками, «успехи» и «неудачи» социалистической индустриализации.

Поднимают руку и предлагают формулировку какого-либо «успеха» или «неудачи» социалистической индустриализации. Получают жетон за удачную формулировку.

1) Познавательные:

 общеучебные умения структурировать знания, давать историческую оценку событиям и фактам, подводить итоги;

2) Регулятивные:

 быстрое вспоминание;

3) Личностные:

 самоутверждение

4) Коммуникативные:

способность формулировать свои мысли и мнения, взаимодействие для решения познавательных задач.

Постановка цели и задач урока. Мотивация и структурирование учебной деятельности учащихся

Фиксация в сознании учащихся цели, задач и структуры урока.

Подготовить учащихся к дискуссионной форме работы.

Предлагает учащимся разобраться в множестве формулировок предшествующего задания, предложить цель и задачи урока. Выступает в качестве эксперта, выдвигаемых учащимися вариантов. Предлагает и обсуждает с учениками правила ведения дискуссии, принимает дополнения.

Выдвигают, обсуждают и оценивают предлагаемые варианты. Записывают, окончательно одобренные учителем, цель и задачи урока.

Цель: Дать обобщенную историческую оценку хода, итогов и последствий социалистической индустриализации.

Задачи:    

1. Проанализировать разнополярные оценки.

2. Выделить главное и наиболее значимое в каждой позиции.

3. Критически проверить аргументацию.

4. Сопоставить разнополярные позиции и сделать обобщающие выводы.

Обсуждают и дополняют правила ведения дискуссии.

1) Познавательные:

 общеучебные умения анализировать высказывание, понимать и строить логические связи.

2) Регулятивные:

 сохранять концентрацию;

3) Личностные:

 самоутверждение, принятие.

4) Коммуникативные:

Взаимодействие с учителем, умение слушать.

Организация дискуссионных групп, времени и пространства.

Подготовка и консолидация учеников к ведению дискуссии. Распределение функций учеников в соответствии с регламентом дискуссии.

1. Формирует 3 группы: «Эксперты» - получившие больше жетонов; остальные делятся на 2 равные группы «Критики» и «Сторонники» социалистической индустриализации.

2. Знакомит учеников с трехчастным регламентом дискуссии: вступительное слово, вопросы и ответы, заключительное выступление. Предлагает ученикам распределить функции.

1. Расставляют столы и стулья так, чтобы каждая группа стала командой и могла эффективно работать; выбирают капитана команды; организуют место публичных выступлений участников дискуссии.

2. Слушают и осознают характер работы в каждой части регламента. Выбирают себе функцию: спикер вступления, задающий вопросы, отвечающий на вопросы, спикер заключения. Капитан объявляет итоговое распределение функций. Сам капитан не может выполнять ни одну содержательную функцию, он только руководит и направляет работу команды, участвует в командных обсуждениях.

1) Регулятивные:

совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную задачу; самостоятельно находят и фиксируют её решение;

2) Личностные:

Активно участвуют в процессе распределения функций в команде.

3) Коммуникативные:

аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения.

Работа в командах. Подготовка к дискуссии.

Выработка тактики отстаивания своей позиции в рамках регламента дискуссии. Отбор содержания выступлений.

Учитель дает задания командам. Выдает два одинаковых комплекта карточек с материалами исторических источников для построения аргументов и контраргументов позиций команд. Выступает в качестве эксперта-консультанта для членов команд.

«Эксперты» разрабатывают критерии оценивания выступлений групп на каждом этапе, составляют бланк оценочного листа. «Критики» и «Сторонники» отбирают материал из карточек выстраивают тезисы и логику выступлений, составляют вопросы к противоположной команде и ответы на предполагаемые вопросы соперников.

1) Познавательные:

осваивают поисковые и объяснительные методы работы с источниками, способы построения устного сообщения.

2) Регулятивные:

учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу;

3) Личностные:

 самоутверждение

4)Коммуникативные: уважительное отношение к партнерам, адекватное межличностное восприятие.

Дискуссия.

Отработка способов применения знаний и умений в ситуации отстаивания своей позиции.

Предлагает начать дискуссию, следит за регламентом дискуссии, координирует и контролирует деятельность учащихся. Фиксирует баллы, комментарии и замечания в своем оценочном бланке.

Ученики в соответствии с избранными функциями участвуют в дискуссии. «Эксперты» перед началом каждого этапа оглашают критерии оценивания, а во время этапа заполняют оценочный лист.

1 этап – от каждой команды выступают спикеры вступления.

2 этап – команды по очереди задают соперникам вопрос, соперники после 30-секундного обсуждения дают ответ (по 2-3 открытых вопроса). Ответы соперниками не комментируются и не оспариваются.

3 этап – от каждой команды выступают спикеры заключения.

1) Познавательные:

Способность понимать разнонаправленные близкие и отдаленные последствия процессов индустриализации, оценивать их для развития страны и жизни народа; умение анализировать устную информацию, сопоставлять её со своей позицией; понимать вопрос; строить ответ, выделяя нужные аспекты; строить устное выступление, подчеркивая свои сильные аргументы и опровергая слабые аргументы соперника.

2) Регулятивные:

умение постоянно соотноситься с выбранной позицией, выдерживать требования регламента;

3) Личностные:

осознавать смысл учения и понимать личную ответственность за командный результат;

4) Коммуникативные:

создавать устные и письменные высказывания.

Подведение итогов дискуссии.

Осознание силы и способов воздействия на слушателя устного выступления. Выделение наиболее значимых итогов социалистической индустриализации.

Предоставляет слово для подведения итогов команде «Экспертов».

Объявляет результаты и свои итоговые заключения по дискуссии. Отвечает на вопросы учеников.

Команда «Экспертов» подводит итоги, высказывается каждый желающий из группы «Экспертов». Все команды слушают учителя о результатах дискуссии, вникают смысл заключений «Экспертов» и учителя, задают вопросы.

1) Регулятивные:

 концентрация на понимании устного высказывания;

2) Личностные:

 конструктивное принятие рекомендаций;

3) Коммуникативные:

 умение внимательно слушать и задавать уточняющие вопросы;

4) Познавательные:

 осознание наиболее значимых итогов социалистической индустриализации.

Домашнее задание

Закрепление и углубление полученных на занятии умений и навыков.

Записывает или демонстрирует на слайде домашнее задание, отвечает на вопросы, даёт пояснения.

Записывают домашнее задание в тетрадях: составить таблицу «Положительные и отрицательные влияния социалистической индустриализации на развитие сельского хозяйства СССР», задают вопросы.

1) Познавательные:

понимание способа выполнения задания.

2) Регулятивные:

планирование предстоящих действий и предвидение возможных затруднений;

3) Личностные:

осознание смысла учения и понимание личной ответственности за будущий результат;

4) Коммуникативные:

умение задавать уточняющие вопросы.

Рефлексия (подведение итогов занятия) Формирование выводов по изученному материалу

Организация учебной деятельности по подведению итогов

Учитель предлагает посмотреть на цель и задачи, поставленные в начале урока, оценить как решены задачи и зафиксировать достигнутую цель урока, сформулировав обобщенную историческую оценку хода, итогов и последствий социалистической индустриализации.

Ученики формулируют решения поставленных в начале урока задач и стараются найти максимально точную формулировку достигнутой цели.

Ученики высказывают свое мнение, отвечая на вопросы:

  • получил ли я удовлетворение после дискуссии;
  • смог ли я правильно, логично изложить свою и понять чужую мысль
  • что помогало, а что мешало достижению цели
  • интересен ли мне живой обмен мнениями.
  • какие я приобрел новые знания;

1) Познавательные:

Умение анализировать и формулировать решение задачи.

2) Регулятивные:

осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения; развитие навыков рефлексии и самооценки;

3) Личностные:

осознание учеником своих сильных и слабых сторон, а также того, что ему наиболее интересно.

4) Коммуникативные:

оценка характера и качества коммуникаций, осознание учеником того, как он воспринимается партнером по общению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока истории в 5 классе по ФГОС Тема урока: “ Древний Рим ”

Форма урока: Урок -практикум Тип урока:Урок  отработки умений и рефлексии.Цели для ученика:·          уметь обобщать и систематизировать зна...

Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"

Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "история Древнего Китая" по ФГОС

Подробная технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "история Древнего Китая"7 Цель урока: Формирование  представлений о Древнем Китае, его географическом положении, пр...

Технологическая карта урока истории "Что изучает история", 5 класс

Технологическая карта урока истории "Что изучает история" (по учебнику Вигасина А.А., Годера Г.И. и Свенцицкой И.С. "История Древнего мира", 5 класс ) составлен в соответствии с ФГ...

Технологическая карта урока истории "ЗНАЧЕНИЕ ПЕТРОВСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ИСТОРИИ СТРАНЫ"

обобщить знания учащихся о Петре 1 и его реформах, об их влиянии на  дальнейшую судьбу страны...

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме: "Обобщение и повторение изученного материала по теме "Древняя Греция" Учитель истории: Печенина Л.А.

Технологическая карта урока по истории Древнего мира в 5 классеВыполнил: учитель истории и обществознания Печенина Л.А....

Методическая разработка "Технологическая карта урока Истории и Культуры Санкт-Петербурга на тему: Об истории города напоминают..."

Технологическая карта урока составлена в соответствии с УМК Ермолаевой Л.К.  Цель урока:  Познакомиться с основными периодами развития города Санкт-Петербурга.Задачи: Узнать,  как...