Начало Смутного времени в России
план-конспект урока по истории (7 класс)
Начало Смутного времени в России.
Урок-лекция с элементами дискуссии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Начало Смутного времени в России | 26.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по истории
Класс, дата, предмет: 7 класс, 02.03.2020, История России
Тема урока: Начало Смутного времени в России
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок – лекция с элементами дискуссии.
Цель урока: раскрыть понятие Смуты, определить причины смуты, узнать о событиях начального периода Смутного времени.
Задачи урока: формировать навыки работы с текстом, формировать чувство патриотизма и интерес к отечественной истории, отработать навыки ведения дискуссии.
Оборудование: проектор, экран, электронные карты
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| Приветствует учащихся | Приветствуют учителя |
| - О чем мы говорили на прошлом уроке? - Какое государство Европы являлось наиболее мощным на рубеже 16-17 веков? - Назовите основные направления внешней политики России на рубеже 16-17 веков. | Ответы учащихся - О внешней политике России |
| 1.Завершение династии Рюриковичей В начале января 1598 года скончался царь Фёдор Иванович. Современники и потомки всегда называли время его правления одним из самых благостных в истории России. Со смертью Фёдора Ивановича на русском престоле прекратилась династия Рюриковичей, правившая Русью более семисот лет. В России считалось, что Рюриковичи – это «прирождённые» государи. После смерти Фёдора Ивановича для избрания нового царя в феврале 1598 года в Москве собрался Земский собор. Новым государем был избран боярин Борис Фёдорович Годунов. Оцените высказывания историков о Борисе Годунове. «Мягкий, любезный, склонный к привету и ласке в личном обращении…, Борис был чуток к добру и злу, к правде и лжи; он не любил насильников и взяточников, как не любил пьяниц и развратников. Он отличался личной щедростью и охотно приходил на помощь бедным и обездоленным. Соединяя с большим умом административный талант и житейскую хитрость, Борис сумел внести в жизнь дворца и в правительственную практику совершенно иной тон и новые приемы. Вместо обычных для царя Ивана Васильевича «грозы» и «казни», от царя Федора и Бориса народ видел «правосудие» и «строение». Но… власть он держал твердою рукой и умел показать ее не хуже Грозного, когда видел в этом надобность. Только Грозный не умел обходиться без плахи и веревки, а Борис никогда не торопился с ними». Платонов С.Ф. «Вероятно, если бы в распоряжении Годунова оказалось еще несколько спокойных лет, Россия более мирно, чем при Петре, и на сто лет раньше пошла бы по пути модернизации. Но этих спокойных лет не было…Голод погубил Бориса». Кобрин В.Б Составьте характеристику личности Бориса Годунова по памятке: Характеристика исторической личности. 1. Исторические условия, в которых происходит деятельность личности. 2. Задачи, которые стремится решать исторический деятель, и методы их решения. 3. Интересы какой группы населения выражает исторический деятель? 4. Значение его личных качеств. 5. Оценка результатов деятельности исторической личности. Борис Годунов возвысился в годы опричнины. Став царём, он многое хотел сделать для России. Хотел открыть в Москве университет. На учёбу за границу были посланы русские юноши. При новом царе в Москве и России много строили. Борис Годунов мечтал о том, чтобы Москва превратилась в центр вселенского православия. Но именно в царствование Бориса Годунова в России началось смутное время. - Что включает в себя понятие смута, как вы понимаете? Период конца 16 и начала 17 века стали называть Смутным временем. В России воцарилась политическая смута – произошло разрушение государственной власти, один за другим сменяли на престоле друг друга законные и самозваные цари. Смута властвовала в умах и душах людей – среди русских жителей, не веривших никому и ничему, началось «брожение умов». | Слушают учителя. 1. Характеризуют положительные и отрицательные, на их взгляд, черты личности Бориса Годунова, записывают их в таблицу. 2. Сравнивают результаты, аргументируют и отстаивают свои решения. 1. Составляют характеристику личности Бориса Годунова. 2. Выдвигают и отстаивают свою позицию, по исторической оценке, личности Бориса Годунова. Ответы учащихся - Это вражда, хаос, кризис, беспорядок, раздор, возмущение. |
| Ознакомьтесь с историческими документами) и распределите в три колонки причины Смуты: «Играл царевич Дмитрий ножиком, и тут на царевича пришла опять та ж черная болезнь, и бросило его о землю, и тут царевич сам себя ножиком поколол в горло, и било его долго, да тут его и не стало» (Примечание: Царевич Дмитрий – младший последний сын Ивана Грозного, наследник Российского престола) «Дело розыскное 1591 г. про убийство царевича Дмитрия Ивановича на Угличе» «Начался в Москве среди бояр мятеж, потому что многие захотели на царство… И оттого началось во всех людях великое смятение» Пискаревский летописец. «Гражданская война была порождена в первую очередь глубоким социальным кризисом, возникшим на почве ломки старой социальной структуры и становления крепостного права» Р.Г. Скрынников, историк. «В наибольшей мере Смута вызвана вмешательством папской власти и польского короля, желавших подчинить себе Русское государство». Н.И. Костомаров, историк. «В 1601 г. начался тот великий голод, который продлился три года…В продолжение этих трех лет совершались вещи столь чудовищные, что выглядят невероятными… Словом, это был столь великий голод, что, не считая тех, кто умер в других городах России, в городе Москве умерли от голода более 120 тыс. человек». Жак Маржерет. «Царь и великий князь Федор Иванович всея Руси указал. Которые крестьяне из-за бояр, и из-за дворян, и из-за приказных людей, и из-за всяких людей, из поместий и из вотчин… выбежали до нынешнего году за пять лет… тех беглых крестьян… сыскивати. А по суду и по сыску тех крестьян беглых с женами и с детьми возити их назад, где кто жил…» (Из «Указа о беглых крестьянах» 1597 г) Лжедмитрий I. Уже в 1601 году в Польше объявился человек, выдававший себя за царевича Димитрия Ивановича, спасшегося от посланных Борисом Годуновым убийц. По официальной версии московского правительства им был Григорий Отрепьев, беглый дьякон Чудова монастыря в Московском кремле. Однако, кем он был на самом деле, неизвестно до сих пор. Польские власти поддержали самозванца. В октябре 1604 года Лжедмитрий I с небольшим войском перешёл границу Российского государства и вступил в Северскую землю. Именно здесь скопилось большое число народа, бежавшего от голода. Многие сразу же искренно уверовали в чудесное спасение царевича Димитрия. Поначалу войско Лжедмитрия I было разбито правительственными полками. Но неожиданно, в апреле 1605 года Борис Годунов скончался. На престол взошёл его юный сын Фёдор Борисович. Сразу после смерти Бориса Годунова на сторону Лжедмитрия I перешло всё русское войско. Признали Лжедмитрия «истинным» царём и бояре. В Москву впустили приспешников Лжедмитрия I, которые убили юного царя Юрия Борисовича и его мать. 20 июня 1605 года Лжедмитрий I торжественно вступил в Москву и занял престол. Правление Лжедмитрия оказалось не по душе боярам. Был составлен боярский заговор во главе с боярином В.И.Шуйским. 17 мая Москва восстала, Лжедмитрия убили. Царь Василий lV Шуйский. 19 мая 1606 года прямо на Красной площади царём «выкрикнули» знатного московского боярина Василия Ивановича Шуйского. Василий происходил из рода Рюриковичей и надеялся, что его воцарение усмирит народ. Мятеж Ивана Болотникова 1606-1607 годов. В 1606 году из турецкого плена через Венецию в Россию вернулся бывший холоп, а затем донской казак Иван Исаевич Болотников. В Речи Посполитой он встретил некого человека, выдававшего себя за спасшегося царя Димитрия Ивановича. Болотников поверил новому самозванцу и согласился возглавить войско для борьбы с царём Василием Шуйским. Так начался мятеж Ивана Болотникова. Болотников одержал несколько побед над правительственными войсками. Более месяца осаждали Москву, но столица не сдавалась, москвичи не верили в воскресение царевича Димитрия. Сомнения поселились и в стане восставших. В конце ноября – начале декабря 1606 года мятежная армия была разгромлена под Москвой правительственными войсками. Болотникова сослали в Каргополь, там ослепили и утопили. | 1. Учащиеся знакомятся с документами и мнениями историков, на карточках и на страницах 20-21 учебника. 2. Учащиеся выявляют и записывают в тетрадь причины Смутного времени. Экономические: последствия опричнины и войн Ивана Грозного. Голод. Социальные: процесс закрепощения крестьян. Ломка социальной структуры. Политические: борьба за власть среди бояр. Пресечение династии Рюриковичей. Вмешательство папской власти и поляков. 3. Распределяют причины Смуты по силе влияния, аргументируют и отстаивают свою позицию. 1. Слушают учителя. Рассматривают электронную карту похода Лжедмитрия 1 на Москву. 2. Определяют место и причины перелома сил в пользу Лжедмитрия I 1. Записывают в тетрадь основные даты и события. Работа с электронной картой. 2. Обсуждают и записывают причины успехов и неудач восставших. |
| 1.Почему с кончиной царя Фёдора Ивановича в стране наступили смутные времена? 2.Историк В.Б. Кобрин утверждал: «Голод погубил Бориса». Как вы понимаете данное утверждение? Почему, на ваш взгляд, в России не утвердилась династия Годуновых? 3.Чем можно объяснить широкую поддержку Лжедмитрия I русским народом? Каковы последствия правления самозванца? | 1. Ответы учащихся. 2. Возвращаются к Распределению причин Смуты по силе влияния, обсуждают и корректируют распределение, исходя из новых знаний о событиях начала Смутного времени. |
| Какие задачи мы ставили перед собой в начале урока? Какие задачи выполнили? Что нового вы узнали? | Понять, что такое «смута» и каковы были причины Смутного времени в России. Ответы учащихся. |
| Параграф 14, стр. 10-14, отвечать на вопросы 1-9 стр.18 | В тетради ответить на вопрос 3 из раздела «Думаем, сравниваем, размышляем» на стр.20 учебника. |
Учебник:
История России. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин и др.]; под ред. А.В. Торкунова. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2018. – 128 с.
Список литературы:
- Бутурлин Д. П. История Смутного времени в России в начале XVII века. – М.: Кучково поле; Беркут, 2012. – 576 с.
- История. 5-11 классы: инновационные формы уроков, интеллектуальные командные игры, литературно-исторические вечера / Е.В. Тайкова и др. – Волгоград: Учитель, 2010. – 300 с.
- Ключевский В.О. Русская история от древности до нового времени. – М.: Эксмо, 2005. – 912 с.
- Селезнёв Ф. А. Нижегородцы и преодоление Смуты (1606-1618) – Н. Новгород: ДЕКОМ, 2015. – 144 с.
- Шмурло Е. Ф. История России IX–XX век. – М.: Вече, 2005. – 443 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольно-обобщающий урок (игра) по истории России "Путешествие по Смутному времени" 7 класс
Конспект урока по истории Россиив 7 классе. Можно использовать при закреплении и проверке изученного материала по тем "Смутное время". Часто дети без интереса реагируют на контрольные работы по истори...
Урок по истории в 7 классе по теме"Окончание Смутного времени. Герои Отечества".
Урок знакомит с событиями Смутного времени, воспитывает патриотизм, гордость за Россию на примерах героев XVII века....
тест "От Смутного времени до эпохи дворцовых переворотов"
Проверочный тест по истории России "От Смутного времени до эпохи дворцовых переворотов"...
Методическая разработка к уроку истории России 7 класс "Окончание Смутного времени"
Методическая разработка содержит конспект урока по теме "Окончание Смутного времени" и презентацию для проведения данного урока....
Презентация 7 класс история России "Начало смутного времени"
Презентация по истории России 7 класс (учебник Данилов, Косулина) о причинах и начале Смуты в России 17 века...
Проблемы изучения Смутного времени на уроках истории. Историография причин Смутного времени. Роль Троице-Сергиева монастыря.
В данной статье представлены различные взгляды историков на причины Смутного времени, рассматриваются проблемы изучения данного периода истории, а также более подробно освещается роль Троице-Сергиева ...
Конспект урока "Начало Смутного времени"
Тема:«Начало Смутного времени»Тип урока: комбинированный.Задачи:Образовательные:1.Охарактеризовать причины Смутного времени.2. Познакомить учащихся с правлением Бориса Годунова (1598-1605)...