конспект урока Восточные славяне
план-конспект урока по истории (6 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока
История России. 6 класс
Дата: 12.01.21г
Тема: «Восточные славяне в древности»
Тип урока: комбинированный, изучение нового материала.
Цель: Обучающиеся познакомятся с союзами славянских племен, населявшими нашу страну в первые века нашей эры, хозяйственной деятельностью, укладом жизни, верованиями. Воспитывать уважение к истории нашей страны, развивать умение и навыки работы с учебным материалом, анализировать, обобщать полученные знания, работать как в группах, так и самостоятельно, делать выводы.
Образовательные: рассмотреть расселение восточных славян на территории Русской равнины, образование племенных союзов.
Развивающие - : развитие коммуникативных УУД через работу в группах, регулятивных через определения целей на уроке
Воспитательная – прививать чувство коллективизма
Задачи урока: на основании полученных знаний из источников учебного материала научится применять полученные знания данной эпохи, работой с исторической картой. Определить схожесть развития славянских народов трех ветвей западной, южной и восточной. Выяснить различия.
Образовательные ресурсы: Учебник. «История России с древнейших времен до начала ХVI
Века» Е.В.Пчелов, П,В.Лукин. Методическое пособие по истории России с древнейших времен до ХVI века, автор Симонова Е.В. М., 2017г
План урока.
- Расселение восточных славян.
- Хозяйство восточных славян.
- Язычество восточных славян.
Личностно-значимая проблема: определить откуда пошла русская земля.
Методы и формы обучения
Методы: методы проблемного обучения, частично поисковый1, практический, контроля.
Формы: индивидуальная, работа в группах, фронтальная, заполнение таблицы
Основные понятия: племенные союзы, подсечно-огневая залежная система земледелия, бортничество, жилище, верования (языческие божества).
Планируемые результаты.
- Предметные: проявлять личностные способности и в основной деятельности. Учиться работать с текстом учебника, дополнительным учебным материалом, исторической картой, высказывать собственное мнение, суждение, применять полученные исторические знания, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
- Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, получать необходимую информацию, аргументировать свои выводы, точку зрения, совмещать свою деятельность с группой класса, учителем, формировать умения, навыки сравнивать, обобщать полученные знания, развивать самостоятельные навыки работы учащихся, развивать внимание работы с текстом учебного материала и исторических источников, заполнения таблицы. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия, об, развития сотрудничества как в работе в паре, так и в группе, воспитание интереса к истории, как к науке. обмениваться мнениями, понимают точку зрения партнера, согласовывают совместную поисковую деятельность ( как работы с учебником, так и работы с исторической картой). Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия, овладевают приемами контроля и самоконтроля (усвоения изучаемого материала.
- Личностные УУД: только в личном успехе, в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности. Воспитания чувства само и взаимоуважения
Организационный момент: учащиеся включаются в учебный процесс после приветствия
Мотивация учебной деятельности: узнать где проживали восточные славяне, определить территорию проживания, уклад жизни (природные условия, уклад жизни, Хозяйственная деятельность, жилище, верования).
Задачи:
- Предметные – учащиеся проявляют личностные свойства в основных видах деятельности, получат возможность работать с текстом учебника и источниками параграфа, анализировать текст учебного материала, определять территорию проживания, устанавливать причинно-следственные связи. Обучающиеся усваивают территорию племенных союзов проживания восточных славян, влияние природных и климатических условий на хозяйственную деятельность, быт, верования.
- Познавательные – устанавливают причинно-следственные связи расселения восточных славян, их топонимику. Получать необходимую информацию, аргументировать свой ответ, свою точку зрения; уметь работать как в паре, так и в группе, а также самостоятельно, уметь сравнивать, обобщать, делать выводы, находить ошибки.
- Коммуникативные – планируют цели и способы взаимодействия на уроке как в группе, так и в паре, умение обмениваться мнением, слушать товарища, понимать его точку зрения, согласовывать свои действия.
- Регулятивные – понимают поставленные задачи, проблемы, овладевают приемами контроля и самоконтроля в учебной деятельности.
- Личностные – стремятся добиться не только личного успеха, но и решить поставленные задачи и проблемы всем классом, группой, проявляют интерес, положительное отношение к процессу работы на уроке или неуспешности. Воспитание уважения в работе в группах и паре, сотрудничества, а также к изучаемой теме и самому предмету история.
Организация урока.
1.Расселение восточных славян.
-Обучающие и развивающие часть урока. Психологическая, эмоциональная и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению нового материала.
-Деятельность учителя направлена на создание условий, мотивации работы обучающихся, получения знаний, проявление своих личностных способностей
-Деятельность учащихся направлена на получение знаний, обсуждения новой темы урока, самостоятельно понять и решить поставленные задачи (восточные славяне, их хозяйственная деятельность, верования)
Формы организации взаимодействия – фронтальная работа.
УУД - личностные: стремление хорошо учиться, получать необходимые знания, проявлять себя.
-регулятивные: пытаться самостоятельно сформулировать цели урока, после обсуждения темы урока.
Актуализация заданий
Беседа.
Работа с картой
Деятельность учителя: Тема урока «Восточные славяне в древности». Как мы узнаем как жили люди в далеком прошлом, чем занимались? Какие исторические источники помогают нам узнать о прошлом народов?
Деятельность учащихся – слушают учителя. Отвечают на поставленные вопросы ( исторические источники – вещественные, письменные, устное творчество)
- Формы взаимодействия – фронтальный опрос
- УУД познавательные – самостоятельно выделяют, формулируют поставленные цели;
- коммуникативные – проявляют взаимодействие в решении коммуникативных и познавательных задач.
Контроль – фронтальный опрос.
Изучение нового материала.
Составные части урока: беседа, работа с текстом учебника; работа с картой учебника стр 29; работа с документами учебника стр 31.
- Деятельность учителя
Беседа. Рассказ учителя. Территория заселения славян. Деление на три ветви: западные славяне – чехи, словаки, поляки; южные славяне – сербы, хорваты, черногорцы, болгары, македонцы, славяне; восточные – современные русские, украинцы, белорусы. Проживали восточные славяне от Карпат до реки Оки на востоке, от Ладожского озера на севере до среднего течения Днепра на юге Жили восточные славяне своим родом и объединялись в племенные союзы, которые насчитывали 13-15 таких союзов. Ранние источники не сохранились. Однако, в русских летописях (как в Европе – хрониках и в труде монаха Нестора «Повесть временных (минувших) лет» упоминаются названия племенных союзов восточных славян.
Физкультминутка
- задание классу №1 (решение проблемной задачи): работа с документами учебника стр. 31 О чем свидетельствуют источники византийский историк Прокопий Кесарийский и византийский император Маврикий о славянах?
Задание классу №2, работа с картой учебника стр 27. Перечислить названия этих союзов и укажите территорию их проживания
В ходе работы учащиеся заполняют таблицу в тетради
№ | Название племени | Территория проживания |
Деятельность обучающихся:
Выполнение задания №1 на стр. 31с историческими источниками (документами параграфа)
Выполнение задания №2. Работа с картой учебника стр. 27 и работа в тетради: заполнение таблицы
УУД - личностные – проявляют интерес к новому материалу, процессу приобретения новых знаний;
- познавательные: проявляют умение получать необходимую информацию, работать с документами для получения дополнительных знаний, проявляя способность работать с классом, проявляя партнерское отношение в решении поставленной задачи
Форма контроля: фронтальный и индивидуальный.;
Первичное закрепление полученных знаний обучающимися.
Обучающие и развивающие компоненты урока.
Первичное обобщение полученных сведений на уроке.
Работа с картой, иллюстрациями учебника стр 29, работа с документами параграфа стр. 31
Работа в парах
Деятельность учителя. Нацеливает обучающихся в работе в группах
1.группа получает задание с текстом учебника стр. 28.. Каково основное занятие славян. Какими орудиями труда пользовались славяне? Подсечно-огневое земледелие залежных земель. (Орудия труда – соха, борона). (Задание по иллюстрациям учебника рассчитана на слабый уровень обучающихся)
2.группа. Какое домашнее хозяйство было у славян. Чем они дополняли свое проживание (бортничество – сбор дикого меда, огородничество, рыболовство, сбор ягод, грибов в лесу, охота)
3. группа получает задание. Работа с иллюстрациями учебника и текстом стр 29-30.( задание на разноуровневый состав обучающихся)
Какими ремеслами занимались славяне? Какие у них были жилища? (занимались ткачеством, добывали в болотах железную руду, изготавливали орудия труда мотыги, лопаты, топоры, оружие. Проживали в полуземлянках, старались в зимнее время сохранить тепло)
- Какие верования были у восточных славян? Что олицетворяли идолы (Божества олицетворяли явления природы и хозяйственную деятельность восточных славян. Жрецы – волхвы, идолы – истуканы)
Деятельность обучающихся работая в группах
Работают с текстом и иллюстрациями учебника. Выполняют задания. Обобщают, делают выводы
УУД - познавательные: осуществляют поиск необходимой информации, делают обобщения, выводы;
- регулятивные? Работа с учебным материалом, ориентируются в изучаемой информации.
Формы контроля: фронтальный, индивидуальный.
Итоги урока, рефлексия.
Развивающие и обобщающие составные части урока: обобщение полученных знаний.
Деятельность учителя.
Что вам понравилось на уроке, что вы узнали нового?
Назовите племенные союзы восточных славян.
Назовите славянские божества и что они олицетворяли?
Итог Д/З П. 4. Написать небольшой рассказ об одном из славянских племен.
Подведем итоги урока
Оценка деятельности, работы обучающихся
Учитель истории и обществознания Макарова Зинаида Николаевна
Самоанализ урока по истории в соответствии с требованием ФГОС ООО
Предмет история.
Учитель Макарова Зинаида Николаевна
Дата проведения 12.01.21г
Класс 6
Тема урока " Восточные славяне в древности»
Тип урока: комбинированный, усвоение новых знаний.
На уроке присутствовало 19 человек.
Дидактическая задача урока: формирование УУД в условиях решения учебных задач.
Цель: Обучающиеся познакомятся с союзами славянских племен, населявшими нашу страну в первые века нашей эры, хозяйственной деятельностью, укладом жизни, верованиями. Воспитывать уважение к истории нашей страны, развивать умение и навыки работы с учебным материалом, анализировать, обобщать полученные знания, работать как в группах, так и самостоятельно, делать выводы.
Образовательные: рассмотреть расселение восточных славян на территории Русской равнины, образование племенных союзов.
Развивающие - : развитие коммуникативных УУД через работу в группах, регулятивных через определение целей на уроке
Воспитательная – прививать чувство коллективизма
При планировании урока были учтены следующие факторы:
- знание психологических особенностей учащихся,
- уровень подготовки учащихся,
- техническое оснащение школы, а именно применение ИКТ на уроке,
- свои собственные возможности педагога, имеющего опыт в профессиональной педагогической деятельности. Данный урок является последующим в изучении нового этапа истории России с древнейших времен.
Перед уроком была поставлена цель: Показать на конкретных примерах, где и как расселялись восточные славяне, кто проживал (какие племена) по соседству. Какой тип хозяйственной деятельности преобладал. А также выявить взаимосвязь истории и географии и других наук.
Материал урока соответствовал требованиям ФГОС, ИКС и рабочей программе по истории, а также возрастным особенностям школьников.
Были использованы индивидуальная, фронтальная и групповая формы работы, а также методы организации учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые, словесные, наглядные, метод проблемного обучения, методы самостоятельной работы, контроля и самоконтроля. Для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся на уроке использовались историческая карта.
Опираясь на требования к современному уроку, структура урока была запланирована следующим образом:
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Организационный момент в начале урока позволил организовать труд учащихся, мотивировать. эмоционально настроить на плодотворную работу.
2. Актуализация знаний
Была подчёркнута актуальность для них данной темы. Далее шло повторение и закрепление ранее изученного материала, который тесно связан с новой темой.
На данном этапе урока выполнялись задания заполнения таблицы.
3. Совместное целеполагание. Постановка проблемы.
Затем была разыграна проблемная ситуация, которая способствовала определению темы и целей урока учащимися.
4. Получение новой информации по теме и осмысление ее. Соотнесение новой информации с собственными знаниями.
Работа с учебником по группам
.Ведущие аспекты анализа урока
Ведущие аспекты анализа урока | Содержания наблюдения |
Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ) |
|
Содержание урока | Основное содержание урока полностью соответствовало содержанию программы и учебника, т.к. учебные задачи взяты по учебнику Е.В.Пчелова, П.В.Лукина. Соблюдены принципы доступности, научности. Отмечались ценностные ориентиры – чувство коллективизма союзов племен восточных славян, самоуправляющиеся объединения свободных людей, создание ополчения при необходимости защиты своей земли, развитие хозяйственной деятельности, особенности быта, верования. |
Методы обучения | Приемы обучения и учения (методы обучения) соответствовали триединой образовательной цели: - проблемный метод – постановка проблемной ситуации на этапе актуализации знаний: где проживали восточные славяне, влияние природно-климатических условий на деятельность, образ жизни, верований славян) - частично-поисковый - при выполнении задания работы с текстом учебника и картой ( стр 27), а также картографический метод при работе с картой |
Формы обучения |
|
Результативность урока | Достижение цели и поставленных задач урока выполнено. Урок обучающимся понравился. Некоторые задания, такие как «развитие ремесел» вызвало затруднения и требовалось оказание помощи. При выполнении заданий сказывалась проблема низкой техники чтения, неумение анализировать и быстро делать выводы (общая территория, язык, система управления родом, племенем, формирование общей культуры- как образа жизни, так и верований) |
Практическая направленность урока | Практическая направленность реализована через включения проблемного задания «Территория проживания восточных славян», решение проблемной задачи дает понимание складывание первоначально племенных союзов, первой ступени на пути образования государственности восточных славян. |
Самостоятельная работа, как форма организации учебного процесса | Уровень самостоятельности обучающихся при решении дидактической задачи урока, заполнение таблицы Характер работы учащихся при выполнении задания «Хозяйство восточных славян» - творческий Взаимопомощь при выполнении заданий урока |
Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока | На уроке формирование всех УУД – личностных (достижение поставленной задачи), познавательных (получение новых знаний о восточных славянах), коммуникативных (совместная деятельность обучающихся в решении поставленной проблемы), регулятивных (деятельность направленная на результат). |
Структура урока | Структура урока соответствует основной дидактической задачи Организационный момент Повторение и проверка домашнего задания Изучение нового материала Объявление домашнего задания Оценка деятельности учеников |
Педагогический стиль | Нормы педагогической этики соблюдены, мотивация учащихся формулой успешности в решении поставленной частично-поисковой задачи и проблемы на уроке с учетом возраста обучающихся, и темы урока |
,Гигиенические требования | Температурный режим соблюден, в классе комфортная температура, работает рециркулятор – обеззараживание классного помещения, , виды деятельности чередовались, проведена физкультминутка – динамическая пауза на уроке для выполнения поставленных задач. |
Первичное закрепление. Учащимся был предложен сравнение типа хозяйственной деятельности
6 . Итоги урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Выводы и рекомендации:
В целом обучающиеся справились с поставленной целью урока, были заинтересованы с предложенными заданиями, старались использовать полученные знания, получить хорошую оценку. Больше внимания уделять самостоятельной работе, технике чтения.
Материал рассчитан на разноуровневый состав обучения, выполнения как самостоятельных заданий, так и в группе, на достижение личностного успеха. Урок соответствует требованиям ФГОС ООО и направлен на реализацию системно– деятельностного подхода к обучению и воспитания обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Восточные славяне"
Презентация к уроку "Восточные славяне"...
Технологическая карта урока Восточные славяне и их соседи
На уроке формируются предсавления обучающихся о соседях славян, их местонахождении, занятиях, уровне развития и отношениях со славянами...
открытый урок: Восточные славяне.
Тема урока: Восточные славяне.Тип: Урок открытия нового знания.Форма урока: традиционная.Формы организации познавательной деятельности: индивидуально-групповая; использование ИКТ в познавательном проц...
урок Восточные славяне и из соседи
Разработка урока по федеральным стандартам. УМК под ред. Торкунова...
Технологическая карта урока по истории России Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»
Технологическая карта урока по истории России Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»...
Открытый урок "Восточные славяне" 6 класс
открытый урок...
урок - восточные славяне 6 класс.
поурочный план урока в 6 классе - восточные славяне....