конспект урока Восточные славяне
план-конспект урока по истории (6 класс)

Макарова Зинаида Николаевна

разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_vostochnye_slavyane.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

История России. 6 класс

Дата:       12.01.21г

Тема: «Восточные славяне в древности»

Тип урока: комбинированный, изучение нового материала.

Цель: Обучающиеся  познакомятся с союзами славянских племен, населявшими нашу страну в первые века нашей эры, хозяйственной деятельностью, укладом жизни, верованиями. Воспитывать уважение к истории нашей страны, развивать умение и навыки работы с учебным материалом, анализировать, обобщать полученные знания, работать как в группах, так и самостоятельно, делать выводы.

Образовательные: рассмотреть расселение восточных славян  на территории Русской равнины, образование племенных союзов.

Развивающие - : развитие коммуникативных УУД через работу в группах, регулятивных через определения целей на уроке

Воспитательная – прививать чувство коллективизма

Задачи урока:  на основании полученных знаний из источников  учебного материала научится применять полученные знания данной эпохи, работой с исторической картой. Определить  схожесть развития славянских народов трех ветвей западной, южной и восточной. Выяснить различия.

Образовательные ресурсы:  Учебник. «История России с древнейших времен до начала ХVI

Века» Е.В.Пчелов, П,В.Лукин.  Методическое пособие по истории России с древнейших  времен до ХVI века, автор Симонова Е.В. М., 2017г

План урока.

  1. Расселение восточных славян.
  2. Хозяйство восточных славян.
  3. Язычество восточных славян.

Личностно-значимая проблема:  определить откуда  пошла русская земля.

Методы и формы обучения

Методы: методы проблемного обучения, частично поисковый1, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, работа в группах, фронтальная, заполнение таблицы

Основные понятия: племенные союзы, подсечно-огневая залежная система земледелия, бортничество, жилище, верования (языческие божества).

Планируемые результаты.

  1. Предметные:  проявлять личностные способности и в основной деятельности.  Учиться работать с текстом учебника, дополнительным учебным материалом, исторической картой, высказывать собственное мнение, суждение, применять полученные исторические знания, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
  2. Познавательные:  устанавливать причинно-следственные связи, получать необходимую информацию, аргументировать свои выводы, точку зрения, совмещать свою деятельность с группой класса, учителем,  формировать умения, навыки сравнивать, обобщать полученные знания, развивать самостоятельные навыки работы учащихся, развивать внимание работы с текстом учебного материала и исторических источников, заполнения таблицы.           Коммуникативные: планируют  цели и способы взаимодействия, об, развития сотрудничества как в работе в паре, так и в группе, воспитание интереса к истории, как  к науке. обмениваться мнениями,  понимают точку зрения партнера, согласовывают совместную поисковую деятельность ( как работы с учебником, так и работы с исторической картой).        Регулятивные:  учитывают выделенные учителем  ориентиры действия, овладевают приемами контроля и самоконтроля  (усвоения изучаемого материала.
  3. Личностные УУД:  только в личном успехе,  в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности. Воспитания чувства само и взаимоуважения

Организационный момент: учащиеся включаются в учебный процесс после  приветствия

Мотивация учебной деятельности:  узнать где проживали восточные славяне, определить территорию проживания, уклад жизни (природные условия,  уклад жизни, Хозяйственная деятельность, жилище, верования).

Задачи:

  1. Предметные – учащиеся проявляют  личностные свойства в основных видах деятельности, получат возможность работать с текстом учебника и источниками параграфа, анализировать текст учебного материала, определять территорию проживания, устанавливать причинно-следственные связи. Обучающиеся усваивают территорию племенных союзов проживания восточных славян, влияние природных и климатических условий на хозяйственную деятельность, быт, верования.
  2. Познавательные – устанавливают причинно-следственные связи расселения восточных славян, их топонимику. Получать необходимую информацию, аргументировать свой ответ, свою точку зрения; уметь работать как в паре, так и в группе,  а также самостоятельно, уметь сравнивать, обобщать, делать выводы,  находить ошибки.
  3. Коммуникативные – планируют цели и способы взаимодействия на уроке как в группе, так и в паре,  умение обмениваться мнением, слушать товарища, понимать его точку зрения, согласовывать свои действия.
  4. Регулятивные – понимают поставленные задачи, проблемы, овладевают приемами контроля и самоконтроля в учебной деятельности.
  5. Личностные – стремятся  добиться не только личного успеха, но и решить поставленные задачи и проблемы всем классом, группой, проявляют интерес, положительное отношение к процессу работы на уроке или неуспешности. Воспитание уважения в работе в группах и паре, сотрудничества, а также к изучаемой теме и самому предмету история.

Организация  урока.

1.Расселение восточных славян.

-Обучающие и развивающие часть урока. Психологическая, эмоциональная и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению нового материала.

-Деятельность учителя направлена на создание условий, мотивации работы  обучающихся, получения знаний, проявление своих личностных способностей

-Деятельность учащихся направлена на получение знаний, обсуждения новой темы урока, самостоятельно  понять и решить поставленные задачи (восточные славяне, их хозяйственная деятельность, верования)

Формы организации взаимодействия – фронтальная работа.

УУД -  личностные: стремление хорошо учиться, получать необходимые знания, проявлять себя.

                 -регулятивные:  пытаться самостоятельно сформулировать  цели урока, после обсуждения темы урока.

Актуализация заданий

Беседа.

Работа с картой

Деятельность учителя: Тема урока «Восточные славяне в древности». Как мы узнаем как жили люди в далеком прошлом, чем занимались? Какие исторические источники помогают нам узнать о прошлом народов?

Деятельность учащихся – слушают учителя. Отвечают на поставленные вопросы ( исторические источники – вещественные, письменные, устное творчество)

- Формы взаимодействия – фронтальный опрос

- УУД познавательные – самостоятельно выделяют, формулируют  поставленные цели;

           - коммуникативные – проявляют взаимодействие в решении коммуникативных и познавательных задач.

Контроль – фронтальный опрос.

Изучение нового материала.

Составные части урока: беседа,      работа с текстом  учебника;     работа с картой учебника стр 29;    работа с документами учебника   стр 31.

- Деятельность учителя

Беседа. Рассказ учителя. Территория заселения славян. Деление на три ветви: западные славяне – чехи, словаки, поляки; южные славяне – сербы, хорваты, черногорцы, болгары, македонцы, славяне; восточные – современные русские, украинцы, белорусы. Проживали восточные славяне от Карпат до  реки Оки на востоке, от Ладожского озера на севере до среднего течения Днепра на юге Жили восточные славяне своим родом и объединялись в племенные союзы, которые насчитывали 13-15 таких союзов. Ранние источники не сохранились. Однако, в русских летописях (как в Европе – хрониках и в труде монаха Нестора «Повесть временных (минувших) лет» упоминаются названия  племенных союзов восточных славян.

Физкультминутка

- задание классу №1 (решение проблемной задачи):  работа с документами учебника стр. 31 О чем свидетельствуют источники византийский историк  Прокопий Кесарийский и  византийский император  Маврикий о славянах?

 Задание классу №2,  работа с картой учебника стр 27.  Перечислить названия этих союзов и укажите территорию их проживания

В ходе работы учащиеся заполняют таблицу в тетради

Название племени

Территория проживания

Деятельность обучающихся:

Выполнение задания №1 на стр. 31с историческими источниками (документами параграфа)

Выполнение задания №2. Работа с картой учебника стр. 27 и работа в тетради: заполнение таблицы

УУД  - личностные – проявляют интерес к новому материалу, процессу приобретения новых знаний;

              -    познавательные: проявляют умение получать необходимую информацию, работать с документами для получения дополнительных знаний, проявляя способность работать с классом, проявляя партнерское отношение в решении поставленной задачи

Форма контроля: фронтальный и индивидуальный.;

Первичное закрепление полученных знаний обучающимися.

Обучающие и развивающие компоненты урока.

Первичное обобщение полученных сведений на уроке.

Работа с картой, иллюстрациями учебника стр 29, работа с документами параграфа стр. 31

Работа в парах

Деятельность учителя. Нацеливает обучающихся в работе в группах

1.группа получает задание с текстом учебника стр. 28.. Каково основное занятие славян. Какими орудиями труда пользовались славяне? Подсечно-огневое земледелие залежных земель. (Орудия труда – соха, борона). (Задание по иллюстрациям учебника рассчитана на слабый уровень обучающихся)

2.группа.  Какое домашнее хозяйство было у славян. Чем они дополняли свое проживание (бортничество – сбор дикого меда, огородничество, рыболовство, сбор ягод, грибов в лесу, охота)

3. группа получает задание.  Работа с иллюстрациями учебника и текстом стр 29-30.( задание на разноуровневый состав обучающихся)

Какими  ремеслами занимались славяне? Какие у них были жилища? (занимались ткачеством, добывали в болотах железную руду, изготавливали орудия труда мотыги, лопаты, топоры, оружие. Проживали в полуземлянках,  старались в зимнее время сохранить тепло)

  1. Какие верования были у восточных славян? Что олицетворяли идолы (Божества олицетворяли явления природы и хозяйственную деятельность восточных славян. Жрецы – волхвы, идолы – истуканы)

Деятельность обучающихся работая в группах

Работают с текстом и иллюстрациями учебника.  Выполняют задания. Обобщают, делают выводы

УУД     - познавательные: осуществляют поиск необходимой информации, делают обобщения, выводы;

               -   регулятивные? Работа с учебным материалом, ориентируются в изучаемой информации.

Формы контроля:  фронтальный, индивидуальный.

Итоги урока, рефлексия.

Развивающие и обобщающие составные части урока: обобщение полученных знаний.

Деятельность учителя.

Что вам понравилось на уроке, что вы узнали нового?

Назовите племенные союзы восточных славян.

Назовите славянские божества и что они олицетворяли?

                                                                         Итог  Д/З П. 4. Написать небольшой рассказ об одном из славянских племен.

Подведем итоги урока

Оценка деятельности, работы обучающихся

Учитель  истории и обществознания Макарова  Зинаида  Николаевна

 Самоанализ  урока по истории  в соответствии с требованием ФГОС ООО

Предмет история.

Учитель Макарова Зинаида  Николаевна

Дата проведения 12.01.21г

Класс 6

Тема урока " Восточные славяне в древности»

Тип урока: комбинированный,  усвоение новых знаний.

На уроке присутствовало 19  человек.

Дидактическая задача урока:  формирование УУД  в условиях решения учебных задач.

Цель: Обучающиеся  познакомятся с союзами славянских племен, населявшими нашу страну в первые века нашей эры, хозяйственной деятельностью, укладом жизни, верованиями. Воспитывать уважение к истории нашей страны, развивать умение и навыки работы с учебным материалом, анализировать, обобщать полученные знания, работать как в группах, так и самостоятельно, делать выводы.

Образовательные: рассмотреть расселение восточных славян  на территории Русской равнины, образование племенных союзов.

Развивающие - : развитие коммуникативных УУД через работу в группах, регулятивных через определение целей на уроке

Воспитательная – прививать чувство коллективизма

При планировании урока были учтены следующие факторы:

- знание  психологических особенностей учащихся,

- уровень подготовки учащихся,

- техническое оснащение школы, а именно применение ИКТ на уроке,

- свои собственные возможности педагога, имеющего опыт в профессиональной педагогической деятельности. Данный урок является последующим в изучении нового этапа истории России с древнейших времен.

Перед уроком была поставлена цель: Показать на конкретных примерах, где и как расселялись восточные славяне, кто проживал (какие племена) по соседству. Какой тип хозяйственной деятельности преобладал.  А также выявить взаимосвязь истории и географии и других наук.

Материал урока соответствовал требованиям ФГОС, ИКС и рабочей программе по истории, а также возрастным особенностям школьников.

Были использованы индивидуальная, фронтальная и групповая формы работы, а также методы  организации учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые,  словесные, наглядные, метод проблемного обучения,  методы самостоятельной работы, контроля и самоконтроля. Для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся на уроке использовались  историческая карта.

Опираясь на требования к современному уроку, структура урока была запланирована следующим образом:

1.  Мотивация  (самоопределение) к учебной деятельности.

Организационный момент в начале урока позволил организовать труд учащихся, мотивировать. эмоционально настроить на плодотворную работу.

 2.  Актуализация знаний

Была подчёркнута актуальность для них данной темы. Далее шло повторение и закрепление ранее изученного материала, который тесно связан с новой темой.

На данном этапе  урока выполнялись задания  заполнения таблицы.

3. Совместное целеполагание. Постановка проблемы.

 Затем была разыграна проблемная ситуация, которая способствовала определению темы и целей урока учащимися.

4. Получение новой информации по теме и осмысление ее. Соотнесение новой информации с собственными знаниями.

Работа с учебником по группам

.Ведущие аспекты анализа урока

Ведущие аспекты анализа урока

Содержания наблюдения

Дидактическая задача урока

(краткий оценочный  анализ)

  1. Дидактическая задача соответствовала поставленной задачи и учебному материалу.
  2. 2. Регулятивность  решения дидактической задачи проявилось в том, что УУД отрабатывался через работу в группах, с картой, документами, представленными в параграфе учебного материала, с поставленной проблемой .

Содержание урока

Основное содержание урока  полностью соответствовало содержанию программы и учебника, т.к. учебные задачи взяты  по учебнику Е.В.Пчелова, П.В.Лукина. Соблюдены принципы доступности, научности.  Отмечались ценностные ориентиры – чувство коллективизма союзов племен восточных славян,  самоуправляющиеся объединения свободных людей,  создание ополчения при необходимости защиты своей земли, развитие хозяйственной деятельности, особенности быта, верования.

 Методы обучения

Приемы обучения и учения (методы обучения)  соответствовали триединой образовательной цели:

- проблемный метод – постановка проблемной ситуации на этапе актуализации знаний: где проживали восточные славяне, влияние природно-климатических  условий на деятельность, образ жизни, верований славян)

- частично-поисковый -  при выполнении задания работы с текстом учебника и картой ( стр 27), а также картографический метод при работе с картой

Формы обучения

  1. Формы обучения ( индивидуальные, групповые, коллективные) соответствовали решению основной задачи
  2. 2. Предложенные задания использованы целесообразно , заполнение таблицы. Так же задание «Племенные союзы  восточных славян»   (решение познавательных задач)  учащиеся узнали из «Повести временных лет».
  3. Задание  «Хозяйство восточных славян» ( работа в  группах) обучающиеся узнали о подсечно-огневом залежном земледелии, орудиях труда, домашней деятельности, развитием ремесла и жилищем славя, их божествами, языческим верованием, о жрецах – волхвах

Результативность урока

Достижение цели и поставленных задач урока выполнено. Урок обучающимся понравился. Некоторые задания, такие как «развитие ремесел» вызвало затруднения и требовалось оказание помощи. При выполнении заданий сказывалась проблема низкой техники чтения, неумение анализировать и быстро делать выводы (общая территория, язык, система управления родом, племенем,  формирование общей культуры- как образа жизни, так и верований)  

Практическая направленность урока

Практическая направленность реализована через включения  проблемного задания «Территория проживания восточных славян», решение проблемной задачи дает понимание складывание первоначально племенных союзов, первой ступени на пути образования государственности восточных славян.

Самостоятельная работа, как форма организации учебного процесса

Уровень самостоятельности  обучающихся при решении дидактической задачи урока, заполнение таблицы

Характер работы учащихся при выполнении задания «Хозяйство восточных славян»  - творческий

Взаимопомощь при выполнении заданий урока

Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока

На уроке формирование всех УУД – личностных (достижение поставленной задачи), познавательных (получение новых знаний  о восточных славянах), коммуникативных (совместная деятельность обучающихся в решении поставленной проблемы), регулятивных (деятельность направленная на результат).

Структура урока

Структура урока соответствует основной дидактической задачи

Организационный момент

Повторение и проверка домашнего задания

Изучение нового материала

Объявление   домашнего задания

Оценка деятельности учеников

Педагогический стиль

Нормы педагогической этики соблюдены, мотивация учащихся формулой успешности в решении поставленной частично-поисковой задачи и  проблемы на уроке с учетом возраста обучающихся, и темы урока

,Гигиенические требования

Температурный режим соблюден, в классе комфортная температура, работает рециркулятор – обеззараживание классного помещения, , виды деятельности чередовались, проведена физкультминутка – динамическая пауза на уроке для выполнения поставленных задач.

Первичное закрепление. Учащимся был предложен сравнение типа хозяйственной деятельности

. Итоги урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Выводы и рекомендации:

В  целом обучающиеся справились с поставленной целью урока, были заинтересованы с предложенными заданиями, старались использовать полученные знания, получить хорошую оценку. Больше внимания уделять самостоятельной работе, технике чтения.

Материал рассчитан на разноуровневый состав обучения, выполнения как самостоятельных заданий, так и в группе, на достижение личностного успеха. Урок соответствует требованиям ФГОС ООО и направлен на реализацию системно– деятельностного  подхода к обучению и воспитания обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Восточные славяне"

Презентация к уроку "Восточные славяне"...

Технологическая карта урока Восточные славяне и их соседи

На уроке формируются предсавления обучающихся о соседях славян, их местонахождении, занятиях, уровне развития и отношениях со славянами...

открытый урок: Восточные славяне.

Тема урока: Восточные славяне.Тип: Урок открытия нового знания.Форма урока: традиционная.Формы организации познавательной деятельности: индивидуально-групповая; использование ИКТ в познавательном проц...

урок Восточные славяне и из соседи

Разработка урока по федеральным стандартам. УМК под ред. Торкунова...

Технологическая карта урока по истории России Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»

Технологическая карта урока по истории России  Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»...

урок - восточные славяне 6 класс.

поурочный план урока в 6 классе - восточные славяне....