открытый урок: Восточные славяне.
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Тема урока: Восточные славяне.

Тип: Урок открытия нового знания.

Форма урока: традиционная.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуально-групповая; использование ИКТ в познавательном процессе.

Методы: объяснительно-иллюстративные, систематизация результатов поисковой деятельности.

Цели урока: формирование представлений обучающихся о происхождении восточных славян – предках нашего народа – и их образе жизни; развитие аналитического и образного мышления; воспитание чувства национального достоинства и любви к родине.

Задачи:

1. познакомить обучающихся с территориальным расселением, общественным устройством, религией, бытом и нравами восточнославянских племен;

2. развивать умения работать с различными источниками информации (картами, текстовыми документами, учебником, иллюстрациями, видеофильмом), самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать собственные суждения об исторических событиях, устанавливать их взаимосвязь;

3. способствовать формированию у обучающихся уважительного отношения к истории и культуре наших предков.

Оборудование:

ü  учебник – Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века, 6 класс. – М.: Просвещение, 2014 г.;

ü  контурные карты «История России с древнейших времен до конца XVI века, 6 класс»;

ü  текст ПВЛ;

ü  рабочий лист;

ü  раздаточный материал (карточки для работы в парах и группах);

ü  проектор, интерактивная доска, компьютер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект802.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Восточные славяне.

Тип: Урок открытия нового знания.

Форма урока: традиционная.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуально-групповая; использование ИКТ в познавательном процессе.

Методы: объяснительно-иллюстративные, систематизация результатов поисковой деятельности.

Цели урока: формирование представлений обучающихся о происхождении восточных славян – предках нашего народа – и их образе жизни; развитие аналитического и образного мышления; воспитание чувства национального достоинства и любви к родине.

Задачи:

1. познакомить обучающихся с территориальным расселением, общественным устройством, религией, бытом и нравами восточнославянских племен;

2. развивать умения работать с различными источниками информации (картами, текстовыми документами, учебником, иллюстрациями, видеофильмом), самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать собственные суждения об исторических событиях, устанавливать их взаимосвязь;

3. способствовать формированию у обучающихся уважительного отношения к истории и культуре наших предков.

Оборудование:

  • учебник – Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века, 6 класс. – М.: Просвещение, 2014 г.;
  • контурные карты «История России с древнейших времен до конца XVI века, 6 класс»;
  • текст ПВЛ;
  • рабочий лист;
  • раздаточный материал (карточки для работы в парах и группах);
  • проектор, интерактивная доска, компьютер.

Ход урока.

Учитель: У вас на партах лежит фрагмент самой древней из известных историкам летописи – Повести временных лет, авторство которой приписывают монаху Нестору. Давайте познакомимся с этим текстом.

//О чем пишет Нестор? – О расселении славянских племен.

На прошлом уроке мы говорили о различных народах, населяющих в древности территорию России. Сегодня же наш разговор пойдет о… восточных славянах.

        // запись темы в тетрадь

Учитель: Предложите свой план изучения новой темы. Что мы должны с вами узнать, чтобы уметь характеризовать жизнь и быт наших предков?

// «мозговой штурм»:  предполагаемый результат:

  1. Прародина (предки) славян.
  2. Местоположение (расселение) славян.
  3. Занятия.
  4. Управление.
  5. Верования.
  6. Быт и нравы.

Учитель: О предках славян мы с вами уже упоминали – это были племена индоевропейцев. На основании текста параграфа (с. 14-15) заполните схему «Рас селение восточных славян» на рабочих листах.

F:\3 вост славяне\рабочий лист.jpg

Учитель: Вернёмся на минутку к летописи Нестора. Ответьте, пожалуйста, на вопрос №2 – О каких группах славян пишет летописец?

// О южных (болгары), западных (ляхи и чехи) и восточных

Учитель: Давайте определим, где же, по мнению Нестора, расселились восточные славяне. Используя текст ПВЛ и атлас (стр. 4) выполните в контурных картах на стр. 3 задание №2. Заполнив карту, вам необходимо справиться с заданием №2 на рабочем листе – установить соответствие, соединив название племени. Кто заканчивает быстрее всех, поднимает руку и становится консультантом.

// заполнение карты; первичное закрепление – выполнение задания на соотношение - №2 на рабочем листе.

F:\3 вост славяне\рабочий лист.jpg

Учитель: Какой следующий пункт нашего плана? – вопрос о занятиях восточных славян. Внимание на экран. Мы с вами знаем, что занятия людей во многом зависят от природных условий, в которых они живут. Ознакомьтесь с историей расселения восточных славян и ответьте на вопрос: отличались ли условия для перехода к цивилизации у восточных и южных славян?

//работа с видеофрагментом; ответ на поставленный вопрос

О каких методах обработки земли вы узнали?

Учитель: У вас на партах есть конверт с карточками. Представьте, что вы поляне, древляне, или, быть может, ильменские словене. Вам необходимо вспахать и засеять поле. Расположите карточки, на которых указаны этапы деятельности, в правильной последовательности в центре парты.

                //работа в парах, учитель контролирует

Учитель: Как вы думаете, может такое быть, чтобы наши предки занимались только земледелием? – Вряд ли. Давайте вновь обратимся к тексту учебника – стр. 17.

// чтение текста с комментариями

Учитель: Какой вид деятельности стал для вас неожиданным?

                //БОРТНИЧЕСТВО – (запись в тетрадь) – собирание мёда

Учитель: Теперь вы хорошо осведомлены о занятиях наших предков. Автор видеоролика особо подчеркнул роль торговли в жизни славян.  Как вы знаете, торговля предполагает обмен произведёнными товарами. Сейчас вам временно предстоит из земледельцев превратиться в торговцев. У вас в контурных картах лежит название товара, который вам нужно продать. Какие-то из этих товаров – заморские диковины и редкости, их еще нужно привезти на берега Днепра. Поэтому заморские купцы, взяв свой товар, отправляются к доске, где вас буду встречать я. Другие же торгуют тем, что производят и добывают сами славяне. Они по пути «из варяг в греки» отправляются в противоположную от доски сторону, там где-то в конце класса находится город Константинополь, в котором вам необходимо обменять свой товар на золотые монеты. Обещаю, что вся выручка останется вам на долгую память и счастливую жизнь.

//работа в группе=физкультминутка «торговля»; учитель проверяет правильность сделанного выбора, дети возвращаются на свои места

Учитель: А теперь вспомните, пожалуйста, кто стоял во главе родовой общины и племени? Из предложенного списка необходимо выбрать названия органов власти в племени.

        //один человек работает у доски с интерактивной схемой; остальные контролируют и комментируют его работу;

Учитель: Как вы думаете, система управления славян будет включать в себя данные элементы? – Конечно. Вот только некоторые названия у них будут звучать иначе, по-славянски.

        //завершение схемы, запись новых слов (ВЕЧЕ, КНЯЗЬ)

Учитель: (слайд 11) В общем виде схема управления славянским племенем будет выглядеть следующим образом. Обратите внимание на военную организацию славян – НАРОДНОЕ ОПОЛЧЕНИЕ. Вспомните, что означает это понятие.

//стр. 23 – (для тех, кто забыл) военная организация, включающая в себя всех мужчин племени, способных держать оружие

Постепенно родовые общины у славян заменяются соседскими (или территориальными). Сами славяне такую общину назвали ВЕРВЬ (записать в тетрадь).

Учитель: Пришла пора нам поговорить о том, во что же верили восточные славяне, каким богам поклонялись. Прочитайте стихотворение на слайде. Как мы видим, славяне представляли окружающий их мир в виде дерева – Мирового древа, которое объединяло три мира – Навь – мир предков, Явь – мир живых людей и Правь – мир потомков и богов (вряд ли славяне использовали термин «мировидение»).

        Почему слово Род написано с большой буквы? – это имя бога. Поскольку их жизнь напрямую зависела от сил природы, славяне верили, что этими силами управляют многочисленные духи и боги. На Рабочих листах выполните задание №3.

        // выполнение задания №3

F:\3 вост славяне\рабочий лист.jpg

Учитель: Как называется вера во множество богов? – ЯЗЫЧЕСТВО. Можем ли мы сделать вывод о том, сто восточные славяне были язычниками? – Да, можем. Но в отличие от древних египтян или греков славяне не строили специальных храмов. Места для поклонения своим богам они выбирали на лесных полянах или высоких холмах, где под открытым небом устанавливались ИДОЛЫ – статуи языческих богов. Такие места назывались КАПИЩЕМ. Не было у славян и специального сословия жрецов. Но они верили, что есть особые люди, наделённые способностью общаться с богами, понимающие язык птиц и зверей, умеющие лечить самые страшные заболевания. Они называли их ВОЛХВАМИ или КУДЕСНИКАМИ.

Учитель: Времени у нас остается мало, поэтому давайте запишем домашнее задание.         // запись домашнего задания

Учитель: Какой вопрос плана изучения темы у нас остался не раскрытым? – быт и нравы восточных славян. Этот вопрос вам надо будет рассмотреть дома, при чтении параграфа. А пока давайте проверим, что же вы узнали и поняли за время нашего урока. На экране появляются предложения; вам необходимо с ними согласиться или не согласиться. Если согласны – на счет «раз, два, три» - вы встаете, если нет – садитесь (или остаетесь сидеть).

        // «активное голосование»        

ИСТОЧНИКИ

Повесть временных лет

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Баринова Т.А. Урок истории в 6 классе // http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2013/12/21/urok-istorii-v-6-klasse
  2. Кененг Н.Б. Урок в 6-м классе по теме: "Восточные славяне в древности" // http://festival.1september.ru/articles/413416/
  3. Конструктор урока № 5в соответствие с требованиями ФГОС. Тема урока: Восточные славяне и их соседи// https://infourok.ru/urok-istorii-rossii-fgos-vostochnie-slavyane-749390.html

ЦИФРОВЫЕ НОСИТЕЛИ ИНФОРМАЦИИ

Российская и всеобщая история. 6 класс. Фирма «1 С»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Восточные славяне"

Презентация к уроку "Восточные славяне"...

Технологическая карта урока Восточные славяне и их соседи

На уроке формируются предсавления обучающихся о соседях славян, их местонахождении, занятиях, уровне развития и отношениях со славянами...

урок Восточные славяне и из соседи

Разработка урока по федеральным стандартам. УМК под ред. Торкунова...

Технологическая карта урока по истории России Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»

Технологическая карта урока по истории России  Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»...

урок - восточные славяне 6 класс.

поурочный план урока в 6 классе - восточные славяне....