урок - восточные славяне 6 класс.
план-конспект урока по истории (6 класс)
поурочный план урока в 6 классе - восточные славяне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pourochnyy.docx | 37.48 КБ |
rabochiy_tekst.docx | 28.78 КБ |
vostochnye_slavyane_shema.docx | 27.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок. Восточные славяне и их соседи
ХОД УРОКА
- Организационный момент
Просмотр видео материала- песни славянские –(видео клип).
- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?
Ответ учеников.
- На какие вопросы нам предстоит ответить?
- Проблемный вопрос: Почему так важно знать историю восточных славян?
Сегодня нам предстоит выступить в роли исследователей и попытаться ответить на узнать, откуда произошли восточные славяне, как они жили и во что верили.
Тема нашего урока «Восточные славяне и их соседи».
- Изучение нового учебного материала
Рассказ учителя о восточных славянах с помощью презентации.
Происхождение восточных славян
Ребята записывают в тетрадях таблицу – схему.
Задание № 1. Прочитать рабочий текст – «Восточные славяне.»
Задание № 2.отметить текст знаками . Правила работы с текстом.
! - информация которая известна;
+- все, что еще не сказали;
v- все, по поводу чего думали иначе;
?- хочу узнать подробнее.
Задание № 3. С помошью рабочего текта – «Восточные славяне» и текста учебника составить вместе с напарником одноклассником схему – Восточные славяне.
Задание № 4. Работая с текстом учебника на с. 30-31, нам необходимо изучить особенности быта и нравов восточных славян. (метод комментируемого чтения). Нарисовать в рабочем листочке жилище славян.
- Закрепление учебного материала
Проведение мини викторины о жизни восточных славян с помощью презентации.
- Древнерусское государство называлось:
А) Киевская Русь;
Б) Московия;
В) Словения
Г) Санкт- Петербург
(Киевская Русь)
- На чем писали древние Славяне:
А) на папирусе;
Б) на бумаге;
В) на бересте;
Г) на стенах пещер
(на бересте)
- Слово «лето» у древних Славян означало?
А) время года;
Б) год;
В) календарь;
(год)
- Где жили древляне?
А) в лесах;
Б) в пещерах;
В) в квартирах;
Г) на болотах
(в лесах)
- Как называется славянская азбука?
иероглиф;
кириллица;
латиница;
веда.
(кириллица)
- До принятия христианства Славяне обожествляли:
А) явления природы;
Б) диких зверей;
В) Будду;
Г) великого князя
(явления природы)
- Кто первым рассказал нам об истории культуре древних Славянских племен?
А) Кирилл и Мефодий;
Б) летописец Нестор;
В) Иван Грозный
(летописец Нестор)
- Предводитель викингов, ставший в 862 году править славянскими племенами?
А) Михаил Романов
Б) Рюрик;
В) Ярослав Мудрый.
(Рюрик)
- По поверьям древних Славян это животное самое сильное, являлось священным:
А) лев;
Б) медведь;
В) рысь;
Г) змея.
(медведь)
11. Князь Тьмы и Лукавый у Славян, олицетворяет нечистую силу:
А) водяной;
Б) леший;
В) черт;
Г) домовой.
(черт)
12. Бог Солнца в славянской мифологии?
А) Ярило;
Б) Марс;
В) Венера;
Г) Посейдон.
(Ярило)
13. Мифический крылатый змей, которого невозможно убить стрелой, по верованиям славян?
А) Василиск;
Б) Змей-Горыныч
В) Аспид;
Г) Медуза Горгона
(Аспид)
14. Славяне считали, что человека, убившего это животное, ждет 7 лет несчастий. Речь идет о:
А) медведе;
Б) кошке;
В) лошади;
Г) собаке.
(кошке)
- Подведение итогов
Оценка – самооценка у ученков
1- Лист самооценки работы группы
Оцени работу своей группы:
Все ли члены группы принимали участие в работе?
А) Да, все работали одинаково;
Б) Нет, работал только один;
В) кто- то работал больше, кто- то меньше других.
Дружно ли вы работали? Были ссоры?
А) Работали дружно, ссор не было;
Б) Работали дружно, спорили, но не ссорились;
В) Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.
Тебе нравится результат работы группы?
А) Да, всё получилось хорошо;
Б) Нравится, но можно сделать лучше;
В) Нет, не нравится.
4. Оцени свой вклад в работу группы.
А) Почти всё сделали без меня;
Б) Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась;
В) Я принимал участие в обсуждении.
Домашнее задание
- параграф 3 пересказ
- подготовится к викторине- языческие славянский пантеон богов.
Предварительный просмотр:
Рабочий текст «Восточные славяне»
Большую часть Европы и значительную часть Азии издавна населяли племена индоевропейцев. В ходе движения в Vвеке Славяне разделились на три ветви – восточную, западную и южную.
Восточные славяне заселили в VI-VIII вв. обширную территорию Восточной Европы от озера Ильмень на севере до Причерноморских степей на юге и от Карпатских гор на западе до Волги на востоке. На этой территории проживало 12 (15) восточнославянских племенных союзов: поляне, ильменские словене, дреговичи, полочане и др.
Основным занятием восточных славян было земледелие. В лесной зоне система земледелия называлась подсечно-огневой. В степной и лесостепной зонах – переложная система земледелия. Сельскохозяйственные работы состояли из нескольких циклов. Сначала землю обрабатывали сохой. Затем почву выравнивали бороной – боронили. Самым ответственным занятием был сев. В конце лета наступала жатва. Убирали хлеб серпами.
Славяне сеяли пшеницу, просо, ячмень, гречиху. В огородах сажали репу, редьку, свёклу, капусту, лук, чеснок. Кроме земледелия, славяне занимались скотоводством, бортничеством, рыболовством и охотой.
Успешно развивались ремёсла - выплавка железа, кузнечное, ювелирное дело.
Славяне отличались высоким ростом, могучим телосложением. У них были русые волосы, румяное лицо и серые глаза. Главной чертой славян была любовь к свободе. Они были добродушными, гостеприимными хозяевами, выносливыми и храбрыми воинами.
Поселения восточных славян были рассеяны на обширных пространствах, преимущественно по берегам рек и озёр. Жили они семьями в домах – полуземлянках площадью 10-20 м. стены домов, скамьи, столы, посуда делались из дерева. Дома топились по-чёрному, имели несколько выходов.
Восточные славяне были язычниками. Они смотрели на природу как на живое существо и представляли её в виде различных божеств. Наиболее почитаемыми были Ярило, Перун, Стрибог, Велес, Макошь. Славяне верили в загробную жизнь и почитали своих предков. Они признавали существование домового, русалок, водяного, лешего, кикимор. Обряды славяне совершали в священных рощах, у священных дубов, где стояли идолы (статуи языческих богов). Людей умеющих общаться с богами, предсказывать будущее они называли волхвами, кудесниками.
Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами. Во главе стоял старейшина, имевший большую власть. Родовую общины сменила соседская община – вервь. На общий совет- вече - теперь сходились все домохозяева округи. Они выбирали старейшин для ведения общих дел. В случае военной опасности с врагами сражалось всё мужское население – народное ополчение. Отдельные общины объединялись в племена, племена образовывали союзы племён.
Предварительный просмотр:
ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ.
Три
Три ветви славян.
Занятие Восточных славян_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кто такие?
- Ярило- Макошь-
- Перун-
- Стрибог-
- Велес-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Восточные славяне"
Презентация к уроку "Восточные славяне"...
Технологическая карта урока Восточные славяне и их соседи
На уроке формируются предсавления обучающихся о соседях славян, их местонахождении, занятиях, уровне развития и отношениях со славянами...
открытый урок: Восточные славяне.
Тема урока: Восточные славяне.Тип: Урок открытия нового знания.Форма урока: традиционная.Формы организации познавательной деятельности: индивидуально-групповая; использование ИКТ в познавательном проц...
урок Восточные славяне и из соседи
Разработка урока по федеральным стандартам. УМК под ред. Торкунова...
Технологическая карта урока по истории России Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»
Технологическая карта урока по истории России Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»...
Открытый урок "Восточные славяне" 6 класс
открытый урок...
конспект урока Восточные славяне
разработка урока...