Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания
статья по истории (9, 10, 11 класс)
Одной из важнейших задач ФГОС является формирование, через системно-деятельностный подход, готовности учащихся к саморазвитию и непрерывному образованию. В связи с этим, в структуре основной образовательной программы особое место занимает программа развития универсальных учебных действий – УУД. В преподавании истории, обществознания и права существуют широкие возможности для формирования универсальных учебных действий, в частности, проблемное обучение, технологии развития критического мышления и другие. В статье охарактеризованы основные способы формирования различных видов УУД учащихся 9-11 классов на уроках истории, обществознания и права.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_uud_na_urokah_istorii_i_obshchestvoznaniya.docx | 153.15 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование универсальных учебных действий на уроках истории, обществознания и права».
Турчанинова Ирина Александровна, учитель истории, обществознания и права.
Одной из важнейших задач ФГОС является формирование, через системно-деятельностный подход, готовности учащихся к саморазвитию и непрерывному образованию. В связи с этим, в структуре основной образовательной программы особое место занимает программа развития универсальных учебных действий – УУД.
В широком смысле под УУД понимается умение учиться, то есть способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В узком смысле, универсальные учебные действия – это совокупность способов действий обучающихся, обеспечивающих их способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
В систему УУД входят следующие виды действий:
- Личностные УУД – умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств, ценностей и отвечать за этот выбор.
- Регулятивные УУД – умения организовывать свою деятельность.
- Познавательные УУД – умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире.
- Коммуникативные УУД – умения общаться и взаимодействовать с людьми.
Рассмотрим основные способы формирования различных видов универсальных учебных действий на уроках истории, обществознания и права в 9-11 классах.
Наиболее важную роль в развитии УУД играет проектная и учебно-исследовательская деятельность, которая способствует комплексному формированию данных умений.
На различных этапах проектной деятельности формируются регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
На протяжении нескольких лет при изучении темы «Профессии социально-гуманитарной направленности» в курсе обществознания 10 класса профильного уровня в лицее педагогами нашего методического объединения реализуется проект «Знакомство с экономическими и гуманитарными профессиями», который может быть актуальным и в условиях ФГОС. Данный проект призван познакомить учащихся 10 класса со спецификой основных профессий экономической и гуманитарной направленности и помочь ребятам в профессиональном самоопределении. Учащиеся, работая в группах, готовят презентации наиболее актуальных для данного класса профессий и представляют их на уроках. Обязательным этапом проекта является рефлексия, которая проводится в форме беседы.Реализация данного проекта в условиях ФГОС может быть направлена на развитие следующих универсальных учебных действий:
- Личностных –осознавать и называть свои стратегические цели развития, выбирать профессиональную жизненную стратегию.
- Регулятивных – 1) составлять план по решению проблемы (задачи) и осуществлять действия по его реализации.
- соотноситьрезультат своей деятельности с целью.
- Коммуникативных – 1) договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для осуществления совместной деятельности.
2)умение слушать собеседников.
- Познавательных - 1) добывать новые знания (информацию)разными способами из различных источников.
2) перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
3) уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.
В условиях ФГОС возможно также осуществление межпредметных проектов. Примером может стать проект для 9 класса «Сравнительная характеристика парламентаризма в России в начале XX и начале XXI вв.» на основе содержания тем, рассматриваемых в курсе обществознания и истории.
Вместе с тем, проектная деятельность не может быть реализована на каждом уроке. Вследствие этого, нами были определены другие способы развития УУД на уроках обществознания, истории и права в 9-11 классах. Рассмотрим некоторые из них.В начале приведу примеры приемов формирования отдельных видов универсальных учебных действий.
- Личностные УУД – умение оценивать жизненные ситуации с разных точек зрения (нравственной, гражданско-патриотической, с точки зрения различных групп общества)
Прием: Оценка события, явления, ситуации
Пример:11 класс обществознание. Тема: «Право и мораль»
Задание: оцените данную ситуацию с точки зрения нарушения норм морали и права.
Молодой человек проехал на автобусе и не оплатил проезд, при этом в автобусе он занял место,не уступив его женщине с ребенком.
- Регулятивные УУД
выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Прием: «Лови ошибку» (поиск ошибок в тексте).
Примеры:
- 10 класс обществознание (профильный уровень). Повторение тем «Человек и общество в первых философских учениях», «Философия и общественные науки в Средневековье и Раннее Новое время»
Задание: Ученик попросил одноклассника проверить его реферат, подчеркнуть все допущенные в нем ошибки и пронумеровать их. Одноклассник вместо ШЕСТИ ошибок, которые были в работе на самом деле, он обнаружил одиннадцать. Напишите рядом с соответствующей цифрой «да» (если содержащееся в работе утверждение в действительности верно) или «нет» (если содержащееся в работе утверждение действительно ошибочно) и объясните, в чем заключается ошибка.
Во все времена философы размышляли об идеальном общественном и государственном устройстве. Китайский мудрец Конфуций полагал, что государство является одной большой семьей, в которой обязанности каждого ее члена определяются социальным положением человека (1). Древнегреческий философ Платон, размышляя над образом идеального города-государства, приходил к выводу, что семья в нем должна отсутствовать, а детей следует воспитывать коллективно (2). Отталкиваясь от взглядов Платона, Аристотель полагал, что высшая цель государства состоит в достижении добродетельной жизни, где нет места рабству (3). Средневековый писатель Фома Аквинский в сочинении «О граде Божием» (4), развивает идеи Аристотеля, говоря о том, что глава государства должен создать условия для сохранения добродетельной жизни граждан, народ же должен повиноваться ему во всех случаях (5). В эпоху Ренессанса крупнейшим социально-политическим мыслителем является Н. Макиавелли. С горечью приходит он к выводу, что главным стимулом человеческой деятельности является эгоизм (6), потребность обуздания которого вызывает необходимость государства. Немецкий философ XVIII в. (7) Т. Гоббс, как и Макиавелли, исходит из того, законы природы развивают у людей эгоистические потребности, которые ведут к «войне всех против всех». Такое состояние порождает у людей страх за свою жизнь и заставляет отказаться от своей свободы в пользу государства, основанного, таким образом, на общественном договоре между ними (8). Концепция общественного договора получила развитие в трудах французских философов-просветителей Ш. Монтескье, Д. Дидро, Ф. Вольтера, М. Монтеня (9), П. Гольбаха (10), Ж. Руссо. Философия французских просветителей сыграла колоссальную роль в развитии европейской общественной мысли и стала впоследствии одним из источников марксистской идеологии, усвоившей взгляды большинства просветителей на частную собственность (11).
- 11 класс право (профильный и базовый уровень.) Повторение по разделу«Трудовое право»,
Задание: В приведенном тексте найдите и исправьте юридические ошибки
Гражданин К. 17 лет был принят на работу курьером. По взаимной договоренности между гражданином К. и работодателем до заключения трудового договора предусматривалось прохождение гражданином К. испытания в целях проверки его соответствия порученной работе сроком на 6 месяцев.
- Познавательные УУД
- Умение осуществлять сравнение и классификацию по заданным основаниям или определять основания самостоятельно (кластеры, логические цепочки)
- Анализировать объекты с выделением существенных признаков.
Прием: «Круги на воде».
Суть приема: ключевое слово или понятие записывается по вертикали, а затем на каждую букву слова учащимися самостоятельно подбираются характеристики.
Примеры:
- 10 класс история (базовый уровень). Тема «Внутренняя политика России при Иване IV».
Отражение сущности опричнины.
Особая политика Ивана IV.
Политика, направленная на укрепление самодержавия.
Разделение государства на две части: опричнину и земщину.
Иван IV находился во главе опричнины, а Боярская Дума управляла земщиной.
Частичное переселение бояр и князей на другие земли.
Направленность против бояр, удельных князей и церкви, как ограничителей самодержавной власти.
Использование террора.
Нравственный, социальный и экономический кризис как следствие данной политики.
Адашев и другие деятели Избранной рады оказались в опале.
- 9 класс обществознание. Тема: «Политические режимы»
Характеристика демократического режима.
Депутаты избираются народом.
Есть свобода слова.
Можно иметь собственность.
Осуществляется правовая защита.
Конституция – основной закон государства.
Разделение государственной власти на исполнительную, законодательную и судебную.
Активное участие личности в политической жизни.
Творческое самовыражение личности в духовной сфере.
Идеологический и политический плюрализм.
Явные возможности для развития предпринимательства
- Коммуникативные УУД
Умение оформлять свою позицию и доносить ее до других, владея приемами монологической и диалогической речи.
Пример:10 класс право (профильный уровень).
Повторительно-обобщающий урок по теме «Конституция Российской Федерации».
Задание: Ответьте на вопрос. Какая форма правления существует в РФ: президентская, парламентская или смешанная республика? Опираясь на знания курса, аргументируйте свой ответ.
С помощью различных приемов можно формировать как отдельные универсальные учебные действия, так и несколько УУД. Рассмотрим примеры комплексного формирования УУД.
Примеры комплексного формирования УУД.
Пример: 11 класс история (базовый уровень). Тема: «Революция 1905-1907 гг.»
Задание:Ответьте на вопрос. Как связаны между собой такие события, как русско-японская война 1904-1905 гг. и первая русская революция 1905-1907 гг.? Свой ответ поясните.
- Познавательные УУД
Умение устанавливать причинно-следственные связи.
- Коммуникативные УУД
Умение оформлять свою позицию и доносить ее до других, владея приемами монологической и диалогической речи.
Пример: 9 класс обществознание. Тема: «Право».
Создание проблемной ситуации в начале урока.
Демонстрация м/ф «Смешарики. Азбука права». Серия 4.
Как мы видим из мультфильма каждый ребенок и не только ребенок, но и взрослый имеет права. С нашими правами и обязанностями вам предстоит познакомиться в разделе «Человек и его права», изучение которого мы начнем сегодня.
Для чего нам необходимо знать права?
Задание № 1. Познавательная задача.
- Какие права нашли отражение в мультфильме?
Ответ: право быть черным и белым, право быть ловким и смелым, право на имя, право быть любимым, право на особую заботу, если есть проблемы со здоровьем и т.п.
- Какие из перечисленных прав, являются юридическими правами?
- К какому виду правовых норм относятся данные права? Аргументируйте свои ответы.
2. Целеполагание и поиск способов решения проблемы.
1) Какие затруднения у вас возникли при выполнении данного задания?
2) Что необходимо сделать для того, чтобы их устранить?
Выходим, таким образом, на затруднения в области знаний о сущности права, видах правовых норм и умений по составлению аргументированного ответа.
- Регулятивные УУД
Определять и формулировать цели деятельности
- Коммуникативные УУД
Умение оформлять свою позицию и доносить ее до других, владея приемами монологической и диалогической речи.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в преподавании истории, обществознания и права существуют широкие возможности для формирования универсальных учебных действий, в частности, проблемное обучение, технологии развития критического мышления и другие. Кроме того, указанные приемы и методы, в настоящее время активно используются в рамках системы работы с одаренными детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания
Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания...
Формирование универсальных учебных действий на уроках истории в рамках реализации ФГОС
Доклад о формировании УУД на уроках истории в рамках реализации Федеральных Государственных образовательных стандартов.Дается токование, объяснение, что такое УУД, их функций и формировани...
« Формирование универсальных учебных действий на уроках истории в 5 классе».
Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школных трудностей...
Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания средствами технологии РКМ
В работе изложен теоретический материал. В приложении даны конспекты уроков....
«Проектная деятельность как способ формирования универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания в 5 классе».
Целью современной школы является обучение проектированию как общеучебному универсальному умению. Следовательно, задача состоит в том, чтобы научить детей ориентироваться в мире информации, добывать её...
Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания
Современное общество развивается быстрыми темпами. Знания, которые учащиеся получают в школе, через быстро устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в ви...
Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания
В материале представлены конкретные примеры формирования УУД на уроках истории и обществознания в соответствии с требованиями ФГОС...