Урок истории в 10 классе «На фронтах гражданской войны. Экономическая политика красных и белых»
методическая разработка по истории (10 класс)
Предварительный просмотр:
Урок истории в 10 классе «На фронтах гражданской войны. Экономическая политика красных и белых»
Цели:
- Сформировать четкое представление о «белой», «красной» и «зеленой» альтернативах развития России; сравнить экономические программы участников гражданской войны; раскрыть причины поражения белого движения и причины победы красных.
- Развитие умения анализировать, систематизировать и обобщать исторические факты; выдвигать свою точку зрения на события и аргументировано ее отстаивать.
- Воспитание патриотизма и чувства уважения к историческому прошлому нашей страны.
Тип урока: изучение нового материала (практическое занятие с использованием технологии группового обучения с элементами уровневой дифференциации)
Оборудование:
- Учебное пособие: А.А Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт История России XX – начало XXI вв. М.: Просвещение, 2004.
- А.А Данилов, Л.Г. Косулина, А.В. Пыжиков История России XX – начало XXI вв. М.: Просвещение, 2003.
- карта «Гражданская война и интервенция в России».
- фрагменты видеофильма «История Красной Армии».
Учащиеся заранее разделены на группы и получают задание подготовить исторические портреты А.В.Колчака, А.И.Деникина, Н.Н.Юденича, П.Н. Врангеля, М.Н. Тухачевского, М.В. Фрунзе.
План урока.
- Организационный момент. Вводно-мотивационная беседа.
- Изучение нового материала:
- Основные события гражданской войны.
- Экономические программы основных участников.
- Итоги гражданской войны. - Закрепление нового материала
- Домашнее задание.
Подготовка урока: класс предварительно делится на 6 групп.
Ход урока
I. Организационный момент. Вводно-мотивационная беседа.
Учитель: На прошлом уроке мы с вами выяснили причины и дали характеристику основным этапам гражданской войны. Сегодня наши цели:
- познакомиться с основными событиями на фронтах гражданской войны, рассмотреть альтернативы развития России;
- проанализировать и сравнить экономические программы ее основных участников;
- раскрыть причины поражения белых и победы красных.
II. Изучение нового материала.
- Основные события гражданской войны.
- Экономические программы основных участников гражданской войны.
- Итоги гражданской войны. Причины поражения белых и победы красных.
По первому и второму вопросам учитель организует групповую работу, в ходе которой каждая группа выполняет свои задания, а затем представляют их всему классу.
Далее учитель дает инструкцию по выполнению заданий на карточках. Время работы – 20 минут. Учащиеся выполняют работу на листах ватмана формата А-2 и защищают её.
Карточка № 1 «Восточный фронт».
1. Расскажите о А.В. Колчаке. Какова судьба «верховного правителя России»?
2. Составьте хронологию военных действий на Восточном фронте.
Карточка № 2. «Южный фронт. Разгром Врангеля».
1. Расскажите о А.И. Деникине, П.Н. Врангеле.
2. Составьте хронологию событий на Южном фронте.
Карточка №3. «Поход на Петроград. Война с Польшей».
1. Расскажите Н.Н. Юдениче.
2. Составьте хронологию событий.
Чем закончились выступления Н.Н. Юденича и война с Польшей?
Карточка № 4. «Красные».
1. Расскажите о М.Ф. Фрунзе и М.В. Тухачевском.
2. Расскажите о наиболее крупных победах Красной армии на фронтах гражданской войны.
Карточка № 5. «Экономическая политика: красные»
После представления результатов работы учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:
- Каковы итоги военных действий на фронтах гражданской войны? История не любит сослагательных наклонений, тем не мене предположите, как развивалась Россия, если бы победили «белые»?
- Сравните экономическую политику белых и красных. Какой политике вы отдали бы предпочтение? Объясните почему.
Ответ на второй вопрос плана: выполнение задания на стр. 128 учебного пособия.
III. Закрепление нового материала: в форме тестирования.
IV. Домашнее задание: §14-17, написать эссе на тему «Гражданская война – это героическая страница истории или трагедия народа».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок истории на тему: «Три цвета гражданской войны!»
Гражданская война... «В каком сражаться стане?»...
Конспект урока на тему: "Экономическая политика красных и белых"
Конспект урока на тему: "Экономическая политика красных и белых"; 9 класс; история России....
Экономическая политика красных и белых.
Разработка урока...
Методическая разработка урока по истории России 9 класс. Тема «Экономическая политика красных и белых».
Цели урока: охарактеризовать сущность и результаты политики «военного коммунизма» в промышленности и сельском хозяйстве, а также экономическую политику белых; продолжить определение причин победы кра...
Экономическая политика красных и белых
Вашему вниманию предлагается урок истории России 9 класса по теме «Экономическая политика красных и белых ».Цель урока: выявление особенностей экономической политики красных и белых во время Гра...
Экономическая политика "красных" и "белых"
Урок истории 9 класс...
Урок истории 8 класс Сфинкс, неразгаданный до гроба (Внутренняя политика Александра I)
Урок построен в рамках требований ФГОС. Содержание урока, формы, методы и приемы работы способствуют критическому осмыслению внутренней политики Александра 1...