Урок истории в 10 классе «На фронтах гражданской войны. Экономическая политика красных и белых»
методическая разработка по истории (10 класс)

Ускова Светлана Николаевна

Урок истории в 10 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grazhdanskaya_voyna.docx18.6 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории в 10 классе «На фронтах гражданской войны. Экономическая политика красных и белых»

Цели:

  • Сформировать четкое представление о «белой», «красной» и «зеленой» альтернативах развития России;  сравнить экономические программы участников гражданской войны; раскрыть причины поражения белого движения и причины победы красных.
  • Развитие умения анализировать, систематизировать и обобщать исторические факты; выдвигать свою точку зрения на события и аргументировано ее отстаивать.
  • Воспитание патриотизма и чувства уважения к историческому прошлому нашей страны.

Тип урока: изучение нового материала (практическое занятие с использованием технологии группового обучения с элементами уровневой дифференциации)

Оборудование:

  • Учебное пособие: А.А Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт История России XX – начало XXI вв. М.: Просвещение, 2004.  
  • А.А Данилов, Л.Г. Косулина, А.В. Пыжиков История России XX – начало XXI вв. М.: Просвещение, 2003.
  • карта «Гражданская война и интервенция в России».
  • фрагменты видеофильма «История Красной Армии».

Учащиеся заранее разделены на группы и получают задание подготовить исторические портреты А.В.Колчака, А.И.Деникина, Н.Н.Юденича, П.Н. Врангеля, М.Н. Тухачевского, М.В. Фрунзе.

План урока.

  1. Организационный момент. Вводно-мотивационная беседа.
  2. Изучение нового материала:
    - Основные события гражданской войны.
    - Экономические программы основных участников.
    - Итоги гражданской войны.
  3. Закрепление нового материала
  4. Домашнее задание.

Подготовка урока: класс предварительно делится на 6 групп.

Ход урока

I. Организационный момент. Вводно-мотивационная беседа.

Учитель: На прошлом уроке мы  с вами выяснили причины и дали характеристику основным этапам гражданской войны. Сегодня наши цели:

  • познакомиться с основными событиями на фронтах гражданской войны, рассмотреть альтернативы развития России;
  • проанализировать и сравнить экономические программы ее основных участников;
  • раскрыть причины поражения белых и победы красных.

II. Изучение нового материала.

  • Основные события гражданской войны.
  • Экономические программы основных участников гражданской войны.
  • Итоги гражданской войны. Причины поражения белых и победы красных.

По первому и второму вопросам учитель организует групповую работу, в ходе которой каждая группа выполняет свои задания, а затем представляют их всему классу.

Далее учитель дает инструкцию по выполнению заданий на карточках. Время работы – 20 минут. Учащиеся выполняют работу на листах ватмана формата А-2 и защищают её.

Карточка № 1 «Восточный фронт».

1. Расскажите о А.В. Колчаке. Какова судьба «верховного правителя России»?

2. Составьте хронологию военных действий на Восточном фронте.

Карточка № 2. «Южный фронт. Разгром Врангеля».

1. Расскажите о А.И. Деникине, П.Н. Врангеле.

2. Составьте хронологию событий на Южном фронте.

Карточка №3. «Поход на Петроград. Война с Польшей».

1. Расскажите Н.Н. Юдениче.

2. Составьте хронологию событий.
Чем закончились выступления Н.Н. Юденича и война с Польшей?

Карточка № 4. «Красные».

1. Расскажите о М.Ф. Фрунзе и М.В. Тухачевском.

2. Расскажите о наиболее крупных победах Красной армии на фронтах гражданской войны.

Карточка № 5. «Экономическая политика: красные»

После представления результатов работы учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:

  • Каковы итоги военных действий на фронтах гражданской войны? История не любит сослагательных наклонений, тем не мене предположите, как развивалась Россия, если бы победили «белые»?
  • Сравните экономическую политику белых и красных. Какой политике вы отдали бы предпочтение? Объясните почему.

Ответ на второй вопрос плана: выполнение задания на стр. 128 учебного пособия.

III. Закрепление нового материала: в форме тестирования.

IV. Домашнее задание: §14-17, написать эссе на тему «Гражданская война – это героическая страница истории или трагедия народа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок истории на тему: «Три цвета гражданской войны!»

Гражданская война... «В каком сражаться стане?»...

Конспект урока на тему: "Экономическая политика красных и белых"

Конспект урока на тему: "Экономическая политика красных и белых"; 9 класс; история России....

Методическая разработка урока по истории России 9 класс. Тема «Экономическая политика красных и белых».

Цели урока: охарактеризовать сущность и результаты политики «во­енного коммунизма» в промышленности и сельском хозяйстве, а также экономическую политику белых; продолжить определение причин победы кра...

Экономическая политика красных и белых

Вашему вниманию предлагается урок истории России  9 класса по теме «Экономическая политика красных и белых ».Цель урока: выявление особенностей экономической политики красных и белых во время Гра...

Урок истории 8 класс Сфинкс, неразгаданный до гроба (Внутренняя политика Александра I)

Урок построен в рамках требований ФГОС. Содержание урока, формы, методы и приемы работы способствуют критическому осмыслению внутренней политики Александра 1...