открытый урок истории на тему: «Три цвета гражданской войны!»
план-конспект урока по истории (11 класс) по теме
Гражданская война... «В каком сражаться стане?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план «Три цвета гражданской войны!» | 53 КБ |
tri_cveta_grazhdanskoy_voyny3.ppt | 500.5 КБ |
prezentaciya1.ppt | 1.58 МБ |
Предварительный просмотр:
План - конспект урока истории на тему: «Три цвета гражданской войны!»
11класс.
Учитель: Полухина Е.В.
ЖСШ №22
Цели урока:
Образовательная - учащиеся должны научиться видеть возможные альтернативы развития России. Научиться выделять в источнике цели программных документов. Отбирать факты, конкретизирующие политические программы трёх сил революции; делать выводы о сильных и слабых сторонах процесса.
Воспитательная – создать условия для саморазвития и самореализации учеников в процессе сотрудничества в группах; в результате исследования источников сформировать представление о том, что гражданская война стала национальной трагедией народа.
Развивающая – в ходе урока учащиеся должны продемонстрировать умения отслеживать причинно-следственные связи. Оперировать историческими строками, анализировать исторические источники; аргументировано излагать свою точку зрения.
Форма деятельности – групповая.
Оборудование урока:
- Карта гражданской войны в России.
- Документы времени гражданской войны из учебника А.А. Левандовского «Россия XX век.»
- Дополнительные документы для исследования.
- Портреты А. В. Колчака, А. И. Деникина, М. В. Фрунзе, В.К. Блюхера.
- Песня А. Малинина «Кладбище в Сен- Женевьев –де-Буа.»
- Презентация «Гражданская война»
Понятия: «Гражданская война», «Интервенция», «Террор».
Эпиграф урока: «В каком сражаться стане?»
Ход урока.
- Организационный момент
- Основная часть урока.
1.Стадия вызова.
Учитель начинает урок с чтения стихотворения М.Волошина «Гражданская война»
Они идут освобождать
Москву и вновь сковать Россию
Другие, разнуздав стихию
Хотят весь мир пересоздать.
И там, и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
«Кто не за нас, тот против нас.
Нет безразличных: правда с нами»
А я стою один средь них
В ревущем пламени и дыма.
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
- Какие события нашли отражение в стихотворении?
- Что такое гражданская война?
Ученик на доске чертит схему.
«Что такое гражданская война?»
период острых способ разрешения противостояние
массовых противоречий между классов и
столкновений. сторонами с помощью общественных
вооружённых сил. групп.
- В чём социальный смысл стихотворения?
- Можно ли определить, кому из участников гражданской войны отдаёт предпочтение автор? Была ли в этом противостоянии «третья сила», оказавшаяся между молотом и наковальней?
Белые, красные …. А какой цвет больше подходит «третьей силе»? (Зелёный т.к. ассоциируется с травой, ростками зерновых на полях. Зелёный цвет в понимании крестьян – цвет воли и свободы).
2. Стадия осмысления.
Учитель: ребята, на этом уроке мы должны будем продолжать очень сложную и ответственную работу: постараемся выработать собственную точку зрения на одно из самых трагических событиях гражданскую войну. Именно собственную, потому что она может идти вразрез, тому что возобладало в массовой печати последних лет. Для этого нужна гражданская смелость. Я думаю, нам будет под силу эта задача.
Итак, запишите в тетради тему урока.
1.Работа в группах постановление цели предполагают
создание 3 творческих лабораторий
А) Творческая лаборатория – учёные – историки, изучающие белое движение.
Б) Творческая лаборатория – учёные – историки, изучающие красное движение.
В) Творческая лаборатория – учёные – историки, изучающие зелёное движение.
Выступление учащегося – эксперта опережающее
Краткая историография вопроса задание
Учитель: переходим к анализу источников. Нужно установить социальный состав, цели программы было движения и движения за мировую революцию, определить цели крестьянских движений.
Идёт работа с документами.
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
2. Анализ работы в группах.
Группы предъявляют свои результаты своей работы. Это краткие записки ответов на вопросы, схемы, тезисы, опорные конспекты.
Идёт обсуждение.
С помощью вопросов на выделение сущности проверить уровень усвоения материала.
1) Какой пункт программы белых, на ваш взгляд, мог бы привлечь, а какой оттолкнуть крестьянство?
2) Приведите наиболее сильный аргумент в пользу позиции красных.
3) Какая же сила предопределила исход?
3. Составление синквейна – Террор | 1. Истребление 2. Кровавый, красный 3. Уничтожать, устранять, запугивать 4. Форма политического устрашения |
4. Человеческие судьбы в гражданской войне.
Учитель: А теперь давайте обратимся к человеческим судьбам. Сегодня мы послушаем сообщение о тех, кто верил в идею белого движения и преданно отдавал за идею свои жизни. С Первой мировой войны стартовал марафон десятилетий физического уничтожения и распыления по миру российской интеллигенции. Этот процесс продолжения и в гражданскую войну. Первый канул в лету культурный исторический пласт – русские офицеры. Немногие выжившие из них ушли в безвестие. И даже само слово «офицер» официально не употреблялось в армии до 1943 года. ( сообщение о Колчаке и Деникине ).
А теперь послушаем о тех кто верил в идеи красных и отдавал за них свои жизни (сообщение о Фрунзе и Блюхере)
3. Стадия размышления.
Итак, крестьянство поддержало красных, и белые проиграли. Давайте послушаем А. Малинина «Кладбище в Сен-Женевьев-де-Буа» Какова ваша собственная точка зрения на гражданскую войну?
- Задумайтесь, какие уроки после гражданской войны могли извлечь белые? (Могли осознать необходимость единства действий; необходимость согласованности; выдвижение более привлекательных и понятных массам лозунгов).
- А какие уроки могли извлечь красные? (Убедились, что самые жестокие действия способствуют достижению победы; разуверились в надеждах на быстрое осуществление мировой революции; осознали невозможность продолжать прежнюю экономическую политику).
- Какие уроки можем извлечь мы с вами сегодня? (Гражданская война – страшное бедствие, национальная трагедия. В гражданской войне не бывает победителей, Высшей ценностью являются не идеи, а человеческие жизни. Необходимо способствовать распространению в обществе готовности к компромиссам).
Вывод: Гражданская война залила страну кровью, отравила общественное сознание ненавистью и злобой. И если история чему – либо способна научить потомков, то главный урок гражданской войны состоит в отказе от насаждения нетерпимости, от сталкивания различных слоёв общества, от насилия и произвола, как метода государственного строительства, как способа «осчастливить народ».
Этот урок должен помнить сегодняшние политики в нашей стране, создавая правовое государство и гражданское общество.
Ребята мы завершаем работу в нашей творческой лаборатории. Представьте, что вас как специалистов – историков, исследующих тему гражданской войны, пригласили принять участие в разработке проекта памятника участникам гражданской войны 1918 – 1920г. Каким бы вы хотели его видеть? Придумайте, и дома нарисуйте проект памятника жертвам гражданской войны в России?
4. Домашнее задание: п.15 , записи в тетради, творческий проект.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку истории на тему " Начало Великой Отечественной войны"
Презентация к уроку истории в 9 классе коррекционной школы 8 вида. Тема: "Начало ВОВ"...
Электронный урок истории по теме "Начало Великой Отечественной войны".
Конспект урока содержит указания на ссылки с образовательных сайтов- "Единая коллекция образовательных ресурсов", "Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов" и др....
Презентация по теме: "Три цвета гражданской войны"
Дополнение к уроку....
Материалы к уроку истории по теме "Итоги Великой Отечественной войны" (конспект урока, презентация)
Данная методическая разработка предназначена для проведения урока по истории на тему «Итоги Великой Отечественной войны». (9,11 класс)....
Презентация к уроку истории в 9 классе "Начало Гражданской войны"
В презентации раскрываются причины Гражданской войны, её основные этапы, осробенности формирования белого и красного движения...
Технологическая карта и конспект урока истории по теме "Начальный этап Столетней войны" для 6 класса
Разработка содержит технологическую карту и пошаговый конспект урока по теме " Начальный этап Столетней войны", задания для учащихся, документы и средневековые миниатюры по теме....
Конспект урока по истории по теме: "Три цвета гражданской войны".
Материал для проведения урока по теме: "Гражданская война в России" .Урок - практическое занятие (работа в группах)....