Работа с понятиями на уроках истории и обществознания
учебно-методический материал

Одним из метапредметных умений, которыми должны овладеть обучающиеся,   является умение работать с понятиями.Плохое усвоение терминов напоминает  о себе на каждом уроке: обучающиеся не понимая  рассказ и объяснения учителя, теряют интерес к предмету в целом, прекращают активно работать на уроке, не могут быстро ориентироваться в тексте параграфа и т.д.Цель данной работы – изучить и систематизировать методы, пути и средства формирования понятий, а также современные технологии освоения исторической и обществоведческой терминологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с понятиями

на уроках истории и обществознания

Содержание

Введение                                                                 стр.2 -3

1. Причины работы с понятиями                          стр. 4-5

2. Что такое понятие и  виды понятий                  стр.6-7  

3. Методы формирования понятий                      стр.8-11

4. Приёмы и средства работы с понятиями      стр.12- 13

5.Методики освоения терминологии                стр.14- 20

Заключение                                                           стр.21-22

Список литературы

Приложение1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4


Введение.

 Требования к результатам обучения и освоения содержания курсов  истории и обществознания в ФГОС указывают на необходимость достижения учащимися предметных, метапредметных и личностных результатов. Одним из метапредметных умений, которыми должны овладеть обучающиеся,   является умение работать с понятиями. Оно  подразумевают знание ряда ключевых понятий, определение сущностных характеристик объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления и оценки объекта, исследование реальных связей и зависимостей,  использование элементов причинно-следственного анализа. Качество освоения этого умения проверяется государственной итоговой аттестацией: ГИА и ЕГЭ, где учащиеся должны раскрывать основные понятия курса, прослеживать логические взаимосвязи между социальными явлениями, формулировать на основе приобретённых знаний собственные суждения и аргументы, уметь работать с информацией.  Задания на выявление существенных признаков понятий есть по обществознанию: 11 класс  , 9 класс по истории:  11класс, 9 класс. Знание терминологии  требуется и в заданиях  части А. Статистические данные результатов ЕГЭ-2014 по обществознанию выпускников школ Чувашской Республики  показывают, что эти  задания  являются непростыми для них [8,с.88-96]. Эксперты объясняют эти затруднения невнимательным прочтением инструкций к заданиям, неумением использовать знания,  неумением выделять  главное, анализировать [8, с.63].  К этим причинам можно добавить и небольшой словарный запас у обучающихся, большое количество понятий, предлагаемых для запоминания, но основная причина этих затруднений – отсутствие знаний и умений, необходимых для выполнения этих заданий.

Плохое усвоение терминов напоминает  о себе на каждом уроке: обучающиеся не понимая  рассказ и объяснения учителя, теряют интерес к предмету в целом, прекращают активно работать на уроке, не могут быстро ориентироваться в тексте параграфа и т.д.

Цель данной работы – изучить и систематизировать методы, пути и средства формирования понятий, а также современные технологии освоения исторической и обществоведческой терминологии.


Причины работы с понятиями.

Работа с понятиями на уроках истории и обществознания должна быть систематизирована, вестись постоянно- из урока в урок.  Необходимость эта вызвана следующими причинами.

Первая причина – полное незнание сущности  не только терминов исторической направленности, но и значения обычных слов. Учителю не всегда хватает времени раскрыть смысл новых слов, но материал урока требует использование этих слов.

Вторая причина – знания о терминах, полученные обучающимися в первые годы изучения истории, довольно быстро утрачиваются, а потому требуют периодического возвращения в терминологический запас старшеклассников, так как наличие названного недостатка не позволит им изучать  новые темы. Кроме того, представления о целом ряде понятий и терминов носили упрощённый характер(например, признаки государства, социальная структура, неравенство и др.). Обучающиеся  не имели достаточной мотивации для глубокого усвоения исторической терминологии. Человеческий, тем более детский мозг работает избирательно и надолго сохранят в себе не всегда то, что нужно, не столько, сколько нужно, и не столько по времени, на сколько нужно. Приобретённые знания не были своевременно введены на научной основе в терминологический арсенал, что привело к естественному результату – их выпадению из памяти вообще.  Если на уроках ведётся пассивная работа учителя над терминологической грамотностью обучаемых, вырабатывается  житейско-бытовое представление о терминах. Считая это нормальным, обучающиеся не стремятся раскрывать словарь исторических терминов.

Третья причина – содержание отдельных терминов в зависимости от времени, исторической обстановки, места употребления может несколько  или даже основательно меняться ( «правые» становятся «левыми» и наоборот).

Четвёртая причина – постоянное обогащение исторического языка новыми терминами. Трудность овладения  новыми словами заключается  в том, что по многим из них  не выработаны научные определения. Нельзя  их и обойти, поскольку они  встречаются на страницах учебника, не говоря уже о СМИ. Таковы основные  причины, которые подводят учителя и обучающихся  к осознанию необходимости  систематической и вдумчивой  работы по расширению  терминологического аппарата , его отработки на научной основе    [ 9,с.242-248].


Что такое понятие и виды понятий.

Овладение основами любой науки означает освоение системы её понятий.  В процессе обучения чаще всего используется логический подход к трактовке понятий. В логике понятие рассматривается как форма абстрактного мышления, отражающая существенные признаки класса однородных предметов или отдельного предмета [4, с.122 ]. С точки зрения логики любое понятие может быть охарактеризовано термином, смыслом и значением.( Революция – термин, «радикальное, коренное, «революционное», глубокое качественное изменение, скачок в развитии природыобщества  или  познания,  сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием» - смысл, Февральская революция – значение. Логика рассматривает объективный смысл понятия, связанный с общественно-историческим опытом. Но нельзя забывать о психологическом подходе, который рассматривает субъективную сторону,  включающую контексты, образы, аффективную сферу, и тесно связан с опытом человека.

Понятия  в логике принято делить на следующие виды: 1) единичные и общие, 2) собирательные и несобирательные, 3) конкретные и абстрактные, 4) положительные и отрицательные, 5) безотносительные и соотносительные.

  Необходимо пояснить, что такое родовое понятие и видовое. Родовое понятие — понятие, выражающие существенные признаки класса предметов, который представляет из себя род каких-либо видов. Например, для понятий  «монархия» «республика» понятие «форма правления» является родовым (соответственно, «монархия» — видовое понятие для «формы правления»). Одно и то же понятие в зависимости от того, рассматривается ли оно по отношению к подчиненному или подчиняющему понятию, может быть как видовым, так и родовым. Родовые и видовые признаки понятия обычно называются существенным, так как они и есть то главное, что мы выражаем с помощью понятия. Остальные признаки называются несущественными, случайными [10].

В курсе обществознания  изучается множество понятий. Среди них есть очень широкие по объему (например, «общество», «культура», «цивилизация», «общественный строй»). Признаки большинства таких понятий устанавливаются путем теоретического анализа и часто носят довольно абстрактный характер. Входят в состав курса и понятия меньшего объема, охватывающие часть того круга явлений, которые обобщаются широкими понятиями («индустриальное общество», «западная цивилизация» и др.). Это частные понятия. Есть и сравнительно небольшие по объему понятия («демографическая группа», «налог», «государственный долг» и др.), имеющие при этом набор вполне конкретных отличительных признаков [5 ].

Важную роль играет классификация понятий, которая может иметь различные основания. Одна из классификаций определяется содержанием исторического материала:

а) экономические понятия – это понятия, связанные с орудиями труда, видами хозяйственной деятельности в разные исторические периоды, экономическими процессами (например, «борона-суковатка», «земледелие», «капиталистическая фабрика»);

б) социально-политические понятия – это понятия, раскрывающие социальные отношения, политическое устройство государства (например, «помещики» и «крестьяне», «правовое государство», «революция»);

в) историко-культурные понятия – это понятия, отражающие достижения материальной и духовной культуры(например, архитектура, живопись, книгопечатание).

Таким образом, история изучается с использованием понятий , формируемых в курсе обществознания.  Обществознание изучается с опорой на исторические знания.


Методы формирования понятий

      Основные методы формирования понятий: индуктивный и дедуктивный.

     Они, как правило, выступают совместно, но один из них может быть ведущим. Покажем особенности четырех методов: ассоциативного, индуктивного, дедуктивного, инвентивного .

Ассоциативный метод формирования понятий

      Вытекает  из ассоциативной теории, с точки зрения которой существенные признаки – это признаки общие, необходимые и отличительные, а понятие – это класс всех предметов (явлений), обладающих определенными свойствами.

      Логика образования понятия в этом случае схематично может быть представлена в виде следующей цепочки:

      Предметы – восприятия – понятие – слово.

      Эта теория обучения понятиям имеет следующие принципы:

  • Обучение понятию начинается с представления ученикам различных предметов или явлений определенного класса;
  • Учащиеся проводят наблюдения над этими предметами или явлениями, выделяя их различные стороны и свойства, структуры, связи, действия;
  • Выявленные свойства анализируются, из них выделяется,  и систематизируются общие для всех рассмотренных объектов или те, которые отличают объекты одной группы от всех объектов, имеющих выделенные признаки;
  • Затем осуществляется абстрагирование этих свойств путем закрепления их в термине;
  • Наконец, происходит обобщение понятия путем применения термина к различным объектам, имеющих выделенные признаки.

Таким образом, формирование понятия – это результат восхождения от анализа и синтеза свойств разнообразных объектов  к выделению и закреплению их общих свойств через абстрагирование и обобщение.

        Основные этапы формирования понятия:

1)Обобщение неосознанных представлений предметов или явлений некоторого класса;

2) Выделение и осознание наиболее бросающихся в глаза признаков;

3) Выделение и осознание существенных признаков;

4) Понятие связывается со все большим числом объектов, углубляется, обобщается.

      Ассоциативный метод заключается в постепенном переходе от непосредственных ощущений и восприятий – через их разложение на элементы и связывание – к представлениям и понятиям.

     Следует отметить, что в процессе образования понятия ассоциативным методом от учащихся требуется умения проводить наблюдения, анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, т.е. почти все мыслительные операции.

Индуктивный метод формирования понятий

      Сходен с ассоциативным, однако  с принципиально важными добавлениями: исходными объектами могут быть не только конкретные предметы и представления, но и абстрактные понятия. Данный метод направляет мысль ученика к сравнению, классификации, обобщению. Образование понятий происходит в следующей последовательности:

  1. ученикам представляют различные объекты некоторого класса;
  2. они изучают эти объекты, т.е. выделяют эти свойства, структуры, связи, действия;
  3. выявленные свойства объектов сравниваются друг с другом и объединяются, если они общие для всех предметов или  если отличают все предметы одной группы от другой;
  4. эти свойства  отличаются от объектов и обозначаются соответствующими терминами – названием понятия;
  5. введенный термин применяется к различным объектам, имеющим свойства, выявленные в результате анализа:

    В данном случае легко выделить необходимость различных операций мышления на том или ином этапе; на втором этапе необходимы анализ и наблюдение; на третьем – сравнение, анализ, синтез, классификация; на четвертом – абстрагирование; на пятом – обобщение.

Дедуктивный метод формирования понятий

       Предполагает знакомство с общими систематизирующими принципами, а затем с более частными и конкретными фактами как реализацией этих общих принципов. То есть, формирование понятия происходит постепенно по мере изучения его существенных признаков и в конце изучения курса у учащихся будут сформированы обобщенные понятия.

Инвентивный метод формирования понятий

     Заключается в использовании уже имеющихся знаний с новой точки зрения, для выработки новых классификационных объектов. Введение нового понятия мотивируется тем, что без него невозможно объяснить научный факт.

     Учитель создает благоприятные условия для инвентивного образования понятия. Это постановка задач, которые требуют для решения использование этого понятия; стимуляция многократных и разнообразных поисков нужного понятия; актуализация соответствующих знаний и умений, на базе которых формируется понятие; выявление более общего понятия, из которого дедуктивно можно вывести искомое. Следует отметить, что инвентивный метод образования понятия используется в проблемном обучении.

В чистом виде эти методы применяются крайне редко. Как правило, они выступают совместно, но какой-то из них может быть ведущим [ 12, с.144 ]


Приёмы и средства работы с понятиями.

  Выбор приемов и средств обучения по формированию понятийного аппарата учащихся зависит от сложности понятий, изучаемого материала, типа урока, особенностей класса.

  Прием объяснения для учащихся наиболее доступен, поэтому используется во всех классах. Это та часть информации, которая должна быть усвоена в виде понятий, суждений, умозаключений, оценок, выводов. Ученикам сообщается суть изучаемых событий и явлений, их связей в готовом, разъясненном виде, и им надо ее понять и запомнить. Таким образом, объяснение не требует от учеников поиска существенного, что ограничивает их самостоятельную познавательную деятельность и является минусом данного приема.

   Для усвоения терминов и понятий важно раскрыть первоначальный смысл этих слов, генезис происхождения, добиваясь их одинакового понимая всеми учениками класса. Так, останавливаясь на происхождении слова царь, учитель поясняет, что оно произошло от латинского Цезарь - от имени Гая Юлия Цезаря. Со временем слово цезарь стало императорским титулом. Императоров Византии русские люди сначала называли цезарями, а потом царями.

  Понять происхождение слова часто помогают однокоренные слова. Слово дворяне произошло от названия двора боярина, его дворных людей; оброк значит обречь на выполнение чего-либо, навязать обязательства.. Смысловое значение слова: воевода - тот, кто водит воинов; вече — вещать, говорить. Слово можно разъяснять по занятию: полюдье - сбор дани по людям; крепостной - крестьянин, крепко прикрепленный к земле. От занятий людей произошло слово деревня. Чтобы построить дома, надо было освободить место от деревьев и кустарников. Прилагая много усилий, их приходилось выдирать, драть (драть - деру ~ деревня).

     Рассуждение (рассуждающее изложение) это вариант объяснения, применяемый  при выявлении причинно-следственных связей, существенных черт понятий. Одновременно используются документы, статистический (диаграммы, графики) и картографический материал.

     Этот прием позволяет показать ученикам ход рассуждений учителя, его размышлений, дать образцы анализа фактов.

     Вместе с приемом рассуждения применяются такие средства обучения, как логические схемы, учебные памятки, аппликации, текстовые таблицы. Прием рассуждающего изложения допускает деятельность учащихся на преобразующем уровне, когда по ходу объяснения учителя они составляют смысловые планы, логические схемы, сравнительно-сопоставительные таблицы.

Понятия усваиваются при использовании такого логического приема познания как  сопоставление - установления сходства и различия отдельных понятий.

При использовании данного приема соблюдаются два условия:

-        сравнивать необходимо только однородные понятия: например, родовые общины и соседские общины, мануфактура и фабрика, мастерские и цех, республика и монархия и т.п.;
-  сравнивать   понятия   надо   по   признакам,   имеющим   существенное значение.


Методики освоения терминологии

     Первая методика

Алгоритм работы:

  1. Вычленение существенных признаков из определения термина.
  2. Подбор сходных, родственных терминов для анализа.
  3. Подведение родственных терминов под признаки изучаемого термина.

Рассмотрим предложенное правило на примере термина агрессия.

  1. Выпишем определение термина из словаря С.Ожегова.

Агрессия – это «вооруженное нападение одного или нескольких государств на другие страны с целью захвата их территорий и насильственного подчинения своей власти».

2.  Термин агрессия может найти применение при анализе следующих исторических событий: Великая Отечественная война (1941-1945 гг.); Русско-японская война (1904-1905 гг.); Отечественная война 1812 года; Первая мировая война (1914-1918 гг.). Существенные признаки и родственные термины разнесем в соответствующей таблице:

Термины

Существенные признаки

Факты, события для анализа

Агрессия

1.Вооруженное нападение

А) Великая Отечественная война;

Б) Русско-японская война

2. Захват чужих территорий

В) Отечественная война 1812 г.

Г) Первая мировая война

Д) Русско-турецкая война

3. Подчинение своей власти

Е) Война в Афганистане

     3. Имея такую таблицу, учащийся приступает к подведению терминов, отражающих родственные факты, события под существенные признаки изучаемого термина «агрессия».

      Первое событие – Великая Отечественная война (1942-1945 гг.). Со стороны Германии характеризуется:

                   - внезапным нападением

                  - стремлением захватить территории СССР

                  - подчинение СССР Германии и установление на его территории

                     оккупационного режима.

Все признаки, характеризующие войну со стороны Германии, отчетливо квалифицируются как агрессия.

     


 Вторая методика

Алгоритм работы

   

     Сходство по смыслу терминов национализация, конфискация, экспроприация для многих видно невооруженным глазом: у кого-то что-то отбирают. А суть понятий остается закрытой для них.

 I этап. Нахождение определений изучаемых терминов

Национализация

Конфискация

Экспроприация

Переход от частной собственности в собственность государства предприятий и целых отраслей экономики, земель, банков. Иногда может выплачиваться компенсация.

Принудительное и безвозмездное изъятие денег, имущества в собственность государства применяется как мера дополнительного наказания

Принудительное (безвозмездная или оплачиваемая) лишение одного общественного класса другим

II этап. Выделение исторических рамок (периодов лет), которые вписываются в реализацию названных терминов

1901-1917 гг.

На всем протяжении XX века

1917-1918 гг.

III этап. Запись конкретных фактов, имеющих место в истории и подпадающих под сущность определений

Начало века (1017-1918 гг): крупная промышленность, транспорт, внешняя торговля

На протяжении века:

-у настоящих преступников;

-1917 г. 0 у имущих слоев населения;

- в годы Гражданской войны -  у противников большевиков;

- в сталинские времена у «врагов народа»

Имущие слои (классы) были лишены собственности в пользу государства

     Третья методика

Предполагает работу с терминами, имеющими некоторые общие признаки. Методика базируется на отдельных элементах первой и второй методик. Для удобства работы используется схема.

     Например, возьмем термины синдикат, трест и концерн

Синдикат

Трест

Концерн

Общие признаки

-объединение предприятий, фирм определенной отрасли (для концерна – отраслей);

-  централизованное управление

Частные признаки

Распределение заказов, закупка сырья и реализация произведенной продукции через единую сбытовую контору

Монополистическое объединение, включающее предприятия промышленности, транспорта, торговли и банковской сферы. Участники сохраняют формальную самостоятельность, но подчиняются контролю финансовых магнатов, возглавляющих его

Ознакомившись с общими и частными признаками, учащиеся ищут и находят, какие российские и международные структуры начала XX века, встречающиеся в текстах учебников, подходят под изучаемые термины.

- «Продуголь»;

-«Нобель– мазут»;

- «Продаруд»;

- «Заводов сельскохозяйственного машиностроения»

Табачная промышленность

-«Русская генеральная нефтяная корпорация»

- «Коломна – Сормово»

     Предложенные методики работы с терминологическим аппаратом предусматривает систематическую работу с учебным материалом через наращивание информации, попадающие под изучаемые термины, что делает всю самостоятельную работу учащихся серьезной, знание смысла терминологии – устойчивыми, а предложенные формы (таблицы), отражающие смысл труда, к концу изучения истории обретает солидный вид. [Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории – М., 2000, с.250-252]

Общий вывод: в современных условиях учащимся необходимо учить слова так же, как идеи. Учитель должен неоднократно возвращаться к ним, чтобы они становились окончательно понятны.

Эффективность формирования понятия будет выше при соблюдении ряда методических условий.

Во-первых, в процессе формирования понятия необходимо учесть роль конкретных представлений и типичных образов. Так, работая с картиной «Продажа рабов в Греции», учитель предлагает ребятам на примере одного из рабов, показать каким путем он попал в рабство, где его труд будет использован. Конкретизация одного из персонажей картины и типичность образа невольничьего рынка помогает сформировать понятия «раб», «рабовладелец». Сочетание типичности и конкретности дает возможность соотнесения эмоционального и логических факторов.

      Во-вторых, продумать возможность раннего введения термина и признаков раскрываемого понятия с последующей его систематизацией. Определение вводится на доступном для учеников уровне сложности.

      В-третьих, теоретические обобщения возможны только на основе усвоения фактов в их системе и взаимосвязи. Система фактов – основа усвоения понятий. Фактически материал необходим для определения теоретических положений, для убеждения учеников в неизбежности и объективности изучаемых событий и явлений. Изучение фактов в системе и взаимосвязи даёт возможность объяснить учащимся характерные черты, существенные и несущественные признаки понятия.

     В-четвертых, систематизация и обобщение должно идти в логике раскрытия понятия. Так, в теме «Гуситские войны», учащиеся знакомятся с признаками крестьянской войны, запоминают и усваивают их. Закрепление признаков понятия происходит при изучении Крестьянских войн в Китае и Германии. Изучая крестьянские движения в курсе истории России, ученики уже в состоянии самостоятельно анализировать факты, используя признаки и понятия «крестьянская война».

       В-пятых,  учитель должен глубоко знать содержание программы и курсов истории для того, чтобы определить объем фактического материала. Для решения этой задачи нужно определить этапы, позволяющие обогащать понятие новыми признаками.

    В-шестых, теоретические понятия должны вводится не изолированно, а в связи с уже известными. Только тогда происходит включение понятия в общую систему теоретических знаний. Раскрытие понятия «авторитаризм» невозможно без связи с понятием «тоталитаризм», выяснения их общих и отличительных черт. Установление взаимосвязи между этими явления поможет глубже овладеть каждым понятием.

     В-седьмых, процесс формирования понятия будет эффективен только при активной, познавательной деятельности школьников, поэтому на уроке и при организации домашних заданий, следует предусмотреть постановку и решение познавательных задач, направленных на формирование умений применять ранее изученные понятия для усвоения новых знаний.

      В-восьмых, усвоения ряда сложных понятий требует длительного времени и периодического повторения. Работа по их формированию завершается на повторительно-обобщающем уроке.


Заключение.

 Таким образом, мы можем выделить условия, необходимые для формирования понятий. Одним из наиболее важных условий является знание учителем содержания раскрываемых им на уроке понятий в современной науке. Другое условие можно назвать методическим. Это уровень  профессиональной подготовки учителя, знания им самой проблемы формирования понятий в процессе обучения, как в целом, так и отдельных вопросов, составляющих эту проблему. От этих знаний зависит современность образования, неоторванность его от жизни, правильность в подходе к отбору материалов, информации и средств формирования понятий. Отсюда вытекает требование четкого построения плана преподавания, необходимость определения логики преподавания и целеполагания. В соответствии с логикой и целеполаганием нужно вводить каждое новое понятие, от них зависит мотивация его введения. Поэтому важно постоянно раскрывать необходимость введения нового понятия, указывать на необходимость постоянного накопления и обобщения знаний, которые позволят ввести недостающее понятие. Через это решается вопрос о случайности или необходимости введения данного понятия, который решается только в контексте понимания проблемы развития научных знаний. В связи с увеличением потока информации, необходимостью обобщать ее и вводить новые понятия учитель должен обеспечить активную познавательную деятельность учащихся на уроках. Следующим важным условием является правильное сочетание компонентов мышления: образного, словесно-теоретического, практического. Из этого следует необходимость использования наглядности (где это возможно) и правильной организации мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения. Работа разного уровня с понятиями является также необходимым условием. Важно постоянно устанавливать связь между понятиями изучаемого курса и других предметов.

Уже в самом начале изучения истории и обществознания перед школьником стоит сложная задача и сочетания и обобщения новых понятий. При этом понятия в процессе обучения  углубляются настолько, что приобретают зачастую иной, более глубокий смысл. Но это не должно нарушать преемственности в развитии понятия, которое было сформировано при изучении другого предмета. Поэтому необходимо "развивать" понятия, а не подменять их, показывая всю несостоятельность прежних знаний. То есть обновленное содержание понятия не должно отрицать прежнего, может быть, не такого полного, но, несомненно, важного при развитии понятия в дальнейшем. Это замечание важно не только при установлении межпредметных, но и при установлении внутрипредметных связей. Таким образом, процесс формирования понятий должен быть не только непрерывен на протяжении всего обучения, но и органичен, логически и творчески осмыслен. Ведь само понятие - это форма мышления, отражающая существенные связи и свойства, отношения предметов, процессов и явлений.


Список использованной литературы:

1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. -  М. : Просвещение, 2011. - 342 с. -  (Стандарты второго поколения)

2. Бархинцева,  Н. Е. Формирование понятий в процессе обучения [ Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/410040/. – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – ( Дата обращения: 07.10.2014).

3. Волкова, Т. И.  Методика работы с историческими и обществоведческими понятиями  [Электронный ресурс ]. – Режим доступа: http://www.collection.edu.ru.  – Российский общеобразовательный портал. – (Дата обращения: 07.10.2014).

4. Иванова, О. А. Особенности формирования межпредметных понятий  [Электронный журнал]  /  О.А. Иванова  //  Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. -  2013. - №4.-  С.122-125. –  Режим  доступа:  http://cyberleninka.ru . –  (Дата обращения : 06.10.2014).

5. Лазебникова, А. Ю. ЕГЭ по обществознанию: учимся выполнять задания части С  [ Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=833. - (Дата обращения: 07.10.2014).

6. Понятийное мышление  [ Электронный ресурс ]. –  Режим доступа: http://www.psychologos.ru. -   Энциклопедия практической психологии. – ( Дата обращения: 07.10.2014).

7. Рудометова,  О.В.  Формирование понятийного аппарата  на уроках истории и обществознания [Электронный ресурс ]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2013/11/15/formirovanie-ponyatiynogo-apparata-na-urokakh-istorii-i  -  Социальная сеть работников образования. – ( Дата обращения: 07.10.2014).

8.. Результаты государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Чувашской Республике в 2014 году. Сборник статистических материалов / А.К. Кузнецов, Г.Ю. Арзамасцева,

М.В. Алякина. – Чебоксары: БУ «Республиканский центр новых образовательных технологий» Минобразования Чувашии, 2014. – 136 с.

 

9. Степанищев, А.Т. Методический справочник учителя истории. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. - 320с.

10. Формирование  научных понятий  [Электронный ресурс]. – Режим доступа  http://www.profile-edu.ru.  –( Дата  обращения 06.10.2014).

11.Формирование  понятийного мышления на уроках истории и обществознания  [ Электронный ресурс ]. – Режим доступа  http://www.schoolexpert.ru. -  Общероссийское интернет сообщество. -  (Дата обращения: 07.10. 2014).

12.Яковлева,  Е. В .  Логические методы как средство формирования логической культуры студентов  [ Электронный журнал] /  Е.В. Яковлева  //  Гуманитарные науки. Педагогика. -  2009. -  № 1 (9) с.144 . – Режим доступа: http://izvuz_gn.pnzgu.ru. – ( Дата обращения: 07.10.2014).


Упражнение "Определение понятия"  

  Приложение 1

Следующая мыслительная операция, с которой учащиеся должны познакомиться, называется определением понятия. С помощью этой операции раскрывают содержание понятия, т.е. указывают, что это понятие обозначает, какие признаки объединенных данным понятием предметов имеют в виду. Определение должно, во-первых, раскрывать сущность предметов и, во-вторых, отличать данный предмет от всех остальных.

Дать определение какому-либо понятию означает назвать родовое (более общее) понятие, в которое включается данное понятие, а также найти видовые признаки, т.е. такие качества, которыми обладают все объекты, называемые данным понятием, и не обладают другие объекты, входящие в родовое понятие.

К примеру: МОЗАИКА — это картина, выложенная из цветных камешков или кусочков стекла. «Картина» — это родовое понятие по отношению к понятию «мозаика», а «выложенная из цветных камешков или кусочков стекла» — это видовое отличие;

БАРЩИНА — работа крепостных крестьян в хозяйстве феодала. «Работа крестьян» — родовое понятие, а «в хозяйстве феодала» — видовое отличие.

Родовые и видовые признаки понятия обычно называются существенным, так как они и есть то главное, что мы выражаем с помощью понятия. Остальные признаки называются несущественными, случайными. К примеру, в понятие «архив» включены существенные признаки — «хранилище» и «для документов». Помимо этих признаков, понятие «архив» может обладать и случайными признаками, например «большой», «главный», «военный».

В следующих заданиях проведите анализ понятий, т.е. выделите существенные и случайные их признаки:

1. ФЕОДАЛ — а) богатый; б) владеющий землей; в) жестокий;

г) владеющий крестьянами; д) властный; е) король.

2. БОТАНИКА — а) учебный предмет; б) наука; в) часть естествознания; г) скучный урок; д) сложная наука; е) не изучает человека.

3. ЗОЛОТО — а) металл; б) драгоценный металл; в) имеющий желтый цвет; г) служит для изготовления украшений.

4. АНТАРКТИДА — а) материк; б) имеющий ледниковый покров; в) самое холодное место на земле; г) место обитания пингвинов.

5. СТИХОТВОРЕНИЕ — а) смешное произведение; б) поэтическое произведение; в) короткое произведение; г) хорошее произведение.

6. БРОУНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ - а) движение; б) движение газов; в) беспорядочное движение частиц; г) тело.

7. ТОЧКА — а) маленький знак; б) знак препинания; в) нужный знак; г) стоящий в конце предложения.

8. ЦВЕТКОВЫЕ РАСТЕНИЯ — а) растения; б) красивые;

в) способны образовывать цветки; г) имеют приятный запах;

д) растут в саду.

9. РЕМЕСЛО — а) основано на ручном труде; б) средневековое; в) гончарное; г) мелкое производство; д) высококачественное.

10. ГЛОБУС — а) большой; б) модель зенемало шара; в) наглядное пособие по географии; г) правильное изображение земной поверхности.

11. ТЕРМОМЕТР — а) прибор; б) измеряющий температуру;

в) ртутный; г) имеющий стеклянный корпус.

12. СОЮЗ — а) служебная часть речи; б) необходимое слово в предложении; в) соединительный; г) слово.

13. КОРЕНЬ — а) съедобный; б) орган растения; в) ветвящийся; г) с его помощью растение получает питательные вещества; д) находится в земле.

14. КРЕПОСТНОЙ КРЕСТЬЯНИН - а) лишенный земли;

б) зависящий от феодала; в) лишенный личной свободы; г) нищий; д) слуга.

15. СУБТРОПИКИ — а) переходный климатический пояс;

б) место с хорошей погодой; в) получают большое количество солнечного тепла; г) климатическая область Закавказья.

16. ПЛОЩАДЬ — а) характеристика плоскостной фигуры;

б) зависит от величины сторон; в) геометрическое понятие;

г) земельная.

   Приложение 2

Работа над понятием " государство"

                Первый шаг.

Предложим учащимся назвать по одному- два слова, которые бы определяли понятие "государство", и мы получим список определяющих слов и словосочетаний.

                                народ, население, люди,

                                флаг, герб, гимны,

                                земля, территория,

                                власть, закон, управление,

                                казна,

                                собственность,

                                независимость, суверенитет.

Второй шаг.

Попросим выделить из списка наиболее существенные и необходимые признаки, т.е. такие, без которых не может существовать понятие. Это будут определяющие признаки:

                                Территория,

                                население,

                                управление,

                                власть,

                                суверенитет.

Третий шаг. Существенные и необходимые признаки синтезируем в определение понятий "государство".

Государство - общественная система, создаваемая для организации и управления жизнью определенного населения на определенной территории с помощью государственной власти и законов и обладающая независимостью.

ПОНЯТИЯ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ РАБОТЫ ПО КУРСУ ДРЕВНИЙ МИР

ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ.

Человеческое  стадо - группы первобытных людей, объединялись для совместного выживания;

собирательство - занятие древних людей, позволявшее добыть в основном растительную пищу; 

рубило - примитивное орудие труда - изготовляли из камня или при помощи камня;

землевладение - возникшее из собирательства занятие, надежно обеспечивающее людей растительной пищей;

скотоводство - возникшее из охоты занятие, надежно обеспечивающее людей мясной пищей;

ремесло - изготовление различных изделий, требующее определенного навыка;

религия - вера в сверхъестественные силы;

духи - сверхъестественные существа;

идолы - изображение богов и духов;

государство - власть, которая нуждается в применении силы;

родовая  община - совместная жизнь большими коллективами родственников;

колдовской  обряд - поражение копьями нарисованное на песке животное;

век - сто лет или столетие;

скребок - кремневое орудие, использовавшееся первобытными людьми для обработки шкур;

гарпун - орудие рыболовства из кости или рога, начало использования которого относится к 20 - 30 му тысячелетию до н.э.

мотыга - орудие труда первых земледельцев, в виде палки с сучком;

старейшины - самые опытные и мудрые старики, знавшие повадки животных и свойства растений, древние предания и правила поведения. Они следили за выполнением общих работ, руководили празднеством всего рода;

вождь- глава племени избираемый для ведения военных действий

царь - правитель государства;

 

ДРЕВНИЙ ВОСТОК

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

Ил - частицы полусгнивших растений и красноватых горных пород, остающихся на берегах рек после разлива;

папирус - древнейший материал для письма, изготовленный из нильского тростника;

оазис - островки зелени среди песков пустыни;

шадуф - особые приспособления, при помощи которого египтяне поливали высоко расположенные сады и огороды;

рельеф - выпуклое изображение на камне;

пехотинец - пешие воины;

дротики - короткие копья;

астрономия – наука, изучающая движение небесных светил;

пороги - естественные преграды в течение Нила;

иероглиф - значок египетского письма;

фараон - властитель Египта;

вельможа - знатный человек;

писцы - грамотные египтяне, находящиеся на службе у фараона или его вельможи;

пирамиды - очень большое по размеру сооружение из камня, служившие гробницей для фараона;

саркофаг - богато украшенный гроб из дерева или камня;

бронза - сплав меди и олова;

налоги - сбор в пользу государства;

храм - жилища для богов;

жрецы - служители бога;

мумия - тело умершего высушенное и обмотанное тонкими бинтами;

сфинкс - Каменная фигура, изображающая фантастическое существо с телом льва и головой человека или барана;

ЗАПАДНАЯ АЗИЯ В ДРЕВНОСТИ

Клинопись - особое письмо Двуречья, значки в виде клинышков  алфавит - совокупность букв, которыми пользуются при письме на том или ином языке;

Ветхий Завет- первая наиболее древняя часть Библии;

заповеди – правила, по которым должны жить верующие люди;

ростовщик - человек, дающий деньги в долг под проценты;

таран - тяжелое бревно с окованным железом наконечником, подвешенное на кожаных ремнях к деревянной раме с84

ИНДИЯ И КИТАЙ В ДРЕВНОСТИ

джунгли - густые, труднопроходимые места;

Касты - деление населения на разные сословия, группы;

Будда - основатель религии буддизма, учил, что главное - личные достоинства человека, а не его происхождение;

компас - прибор для определения сторон света;

раджа - титул правителя в Древней Индии;

сатрап - высокопоставленный персидский чиновник, правитель крупной области Персидского царства;

император - титул правителя Древнего Китая;

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

Эллада - греческие племена называли так свою страну;

демос - народ в Греции, не участвовавший в управлении;

демократия - народовластие;

аристократ - знатный человек;

Илоты - захваченные жители, рабы, принадлежали Спартанскому государству, им запрещалось покидать свои поселения.

Олимпия - место проведения спортивных игр, в честь Зевса;

полис - небольшие самостоятельные государства

долговой камень - камень, который устанавливали на земле должника,

Если должник не возвращал в срок взятое, он становился рабом;

Пелопоннес - полуостров, южная оконечность Греции;

Аттика - область в Древней Греции, центром которой были Афины;

хитон - греческая короткая рубашка;

фаланга - тесно сомкнутые рядами, наиболее слабыми в центре и усиленными на флангах;

стратег - военачальник;

пошлина - вид налога;

Оратор - человек, умеющий произносить речи, убеждать слушателей;

Обсерватория- здание, оборудованное для наблюдений за небесными светилами;

Музы - сестры - богини, покровительницы поэзии, искусств и наук;

Александрийский музей - Музей место, где обитают музы - крупнейший научный центр всего Средиземноморья;

Междоусобные войны - военное столкновение на территории раннее единого государства;

ДРЕВНИЙ РИМ

Патриции - потомки древнейших жителей Рима;

Плебей - переселенцы из завоеванных Римом латинских поселений, а также из других областей Италии; простой народ;

Легион - римское большое и боеспособное войско;

диктатор - единоличный правитель государства, обладающего неограниченной  властью и не обязательного ни перед кем отчитываться в своих действиях;

Народный трибун - должностное лицо в Риме, избираемое плебеями;

Республика - в переводе с латинского означает "общественное дело", форма государственного правления, при которой органы государственной власти выбираются на определенный срок;

Сенат - заседание старейшин родов в совете;

Консулы - правители Римской республики;

Весталка - жрица богини огня и домашнего очага Весты;

Туника - римская короткая рубашка;

Тога - верхняя мужская одежда у древних римлян - кусок шерстяной материи, которой обертывали тело, оставляя свободной правую руку;

Триумф - торжественный въезд в город полководца - победителя;

Гладиаторы - рабы, владевшие оружием, сражавшиеся на потеху публики один на один или отряд против отряда на арене цирка;

Амфитеатр - здание, в котором проходили гладиаторские бои;

Император - почетный титул, который давали римскому полководцу после одержанной им крупной победы;

Ветеран - воин, отслуживший срок службы и имевший право на вознаграждение от государства или от полководца;

Диктатор - правитель, обладающий неограниченной властью;

Рабы с хижинами - рабы, которые получали от своего хозяина участки земли, рабочий скот, и орудия труда и отдав за это часть урожая;

Пантеон - храм "всех богов" в античности;

Термы - общественные бани в Древнем Риме.

  Приложение 4.

Приемы и формы

1. Создание словаря.

(В конце тетради учащиеся записывают термины и их определение, при этом подчеркивая главное и второстепенное в определении). Возможно  создание словаря по определенной теме, используя сквозной подход. Пример, тема  «экономика» включает все термины, связанные с данной темой на протяжении развития.

2. «Эскалатор» – групповая форма изучения терминов. Историческая цепочка, может проводиться с целью вспомнить все термины по заданной теме.

3. Тестовые задания различного вида, в том числе и в формате ГИА  и ЕГЭ.

Использование заданий с пропущенными в тексте понятиями  направлено на формирование у школьников умения  понимать и связно излагать учебный материал. Их целесообразно предлагать на первых уроках по теме, на этапе формирования понятий, при проверке знаний слабоуспевающих учеников.

а) Учитель подбирает текст, исключает из него понятия  и предлагает вставить пропущенные слова.

б) Тест – дописать предложение. Полюдье – это …

в) Выбрать правильный ответ. Учитель дает 4-5 вариантов ответа, один из которых правильный.

г) Тест – найдите соответствие.

д) Задание на обобщение группы понятий. Даны слова, определить, что между ними общего. Например: федерация,  конфедерация, содружество;   общее – это формы национально-государственного устройства и т.д.

4. Активные формы, активизируют деятельность ученика, обеспечивают усвоение понятий, развивают логическое мышление, вызывают живой интерес к предмету.

а) Составление кроссвордов,  ребусов требует знания терминов, творческого процесса, умения оформлять сетку кроссворда, ребуса.  При составлении или решении кроссворда, ребуса  запоминается правильность написания, что встречается и в олимпиадных заданиях.

б) Игра-домино. Составляются карточки, учащийся должен за определенное время (или если в паре работает, кто быстрее составит цепочку) собрать последовательно все карточки и замкнуть их. Должен получиться прямоугольник.

в) Аукцион знаний ( лучше   использовать в классе примерно с одним уровнем развития).  Учитель или учащийся  называет термин, кто из учащихся первым поднимет руку, дает определение. Если определение дано верно, ученик получает карточку с термином, если нет, учитель оставляет термин и через несколько терминов может его снова назвать. Игра продолжается 3-5 минут.

г)  Историческое  лото. Учащимся дается поле, размеченное на 20 прямоугольников, в которых вписаны термины и дается 20 карточек с определением терминов. Задача учащихся быстро и правильно разложить карточки на игровое поле лото.

д)  Создание кластеров. Прием «Кластеры» применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в  виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.  

е)  Создание синквейна. Могут использоваться в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. 

Государство: (Заголовок)
Независимое, правовое.(Два  прилагательных)
Собирает налоги, судит, выплачивает пенсии. (3 глагола)
Государство – это мы! (Фраза, несущая определенный смысл)
Защита. (Резюме)

Игровые формы обучения – это  как правило всегда высокая активность учащихся:

Игра «Слова»,  «Почта»  - кармашки по темам.

 Цель: формирование устной речи, а также умения классифицировать объекты.

Учащимся раздаются карточки с анаграммами, в которых зашифрованы некоторые понятия.

  1. Путём перестановки букв нужно составить слова, относящиеся к определенной  теме. Все буквы должны быть использованы.
  2. Объяснить смысл понятий.

Игра «Что лишнее?»

Играющим раздаются карточки с группами анаграмм.

  1. Путём перестановки букв нужно составить слова, относящиеся к определенной теме. Все буквы должны быть использованы.

      2.Определить, какое слово в группе лишнее.

 Арьлом. Оравп.  Дьолжоме. Икатэ.

 Мораль. Право. Молодежь. Этика.

Игра «Контраргумент»

 Называется понятие и учащийся начинает  его описывать, задача остальных - привести доказательства того, что при данном описании можно представить  другое понятие, до тех пор пока контраргументов больше не будет.

Политическая партия и политическое движение:

Партия - это добровольная политическая организация, объединяющая лиц с общими интересами и идеалами, деятельность которой направлена на завоевание политической власти либо участие в её осуществлении;  Политическое движение – организация, представляющая солидарную активность граждан, направленную на достижение какой-либо значимой политической цели.

Чем политическая партия отличается от политического движения?

     1) Идейно-политическая ориентация движений гораздо шире и менее определённа; 2) цели намного уже и конкретнее => в движениях могут участвовать люди, отличающиеся друг от друга политическими взглядами, но имеющие согласие по конкретной политической цели => массовый характер движения; 3) в движениях отсутствует единая программа и устав; 4) движение не имеет сильного центра, единой структуры, дисциплины => основой движения является солидарность и добровольность их участников; 5) движение отличается непостоянством участников; 6) движения стремятся воздействовать на власть, но сами, как правило, её не добиваются.

Формы монополий.

Организация “исторического театра” для закрепления понятий, средствами пантомимы учащиеся показывают значение понятия, остальные его угадывают и дают определение.

Создание  юмористических рисунков по определениям понятий.

       Для  «сильных»  учащихся  можно  предложить более сложные задания проблемного характера, требующие обобщений, анализа:      

5. Провести анализ понятий.

а) Подчеркнуть главные существенные признаки и второстепенные.

б) Из готовых вариантов выбрать существенные и случайные признаки.

6. Построить схему.      Примеры: Расположить предложенные понятия по порядку, например:  форма правления, политический режим, монархия, республика, демократический, парламентский,  унитарное,  федерация, форма государства, форма   национально-государственного устройства.

Форма государства

форма правления  

политический режим

форма национально-государственного устройства

монархия

республика

демократический

унитарная

 федерация

парламентский

Конструирование понятия: Из приведенных слов  составить обществоведческое определение:

Уровень развития, более совершенный, менее совершенный, переход

( уровень развития от менее совершенного к более совершенному - прогресс)

7. Создать схему, отражающую взаимосвязь и различие понятий. Пример: взаимосвязь и различие морали и права, ответ: понятие «мораль»  шире, чем понятие  «право», они имеют область «перекрытия», система права может содержать законы, не согласующие с моральными принципами.

8. Проблемно-поисковое изучение терминов. Учащиеся сами, при помощи учителя дают определение термину, а потом сравнивают с определением, данным в учебнике, в словаре. Анализируя, записывают в свой словарь, наиболее точное определение. Например. Учитель называет раздробленность: «Что такое раздробленность? Затем использую  карту,   попытаемся дать ответ, учитель  записывает на доске ответы учащихся и задает  другие уточняющие,  наводящие вопросы.  В результате рассуждений получается ответ. Сравниваем. А как в словаре?

Встречается ли этот термин в других предметах?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы :"использование ИКТ на уроках истории и обществознания"

Использование ИКТ делает урок современным,приближает урок к мировосприятию современного ребенка...

Использование герменевтического подхода (методы и приёмы работы с текстом) на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника и определяет образовательные (личностные, метапредметны...

Использование буклета как одного из эффективных способов работы с текстом на уроках истории и обществознания

Сегодня педагогическая наука идет в ногу со временм и претерпевает глубокие изменения. Учитель, сегодня, должен не просто хорошо знать свой предмет, давать фактический материал, научить ученика учитьс...

Проект на тему:"Методы работы с текстом на уроках истории и обществознания".

Проект на тему: "Методы работы с текстом на уроках истории и обществознания"....

Курсовая работа Информационные технологии на уроках истории и обществознания в школе.

ХХI век требует принципиально иных подходов к образованию. Обучение должно быть развивающим в плане развития самостоятельного критического и творческого мышления. Но для этого, естественно, недостаточ...

Работа с понятиями на уроках истории

Работа с понятиями на уроках истории...