Разработка урока по истории древнего мира 5класса
методическая разработка по истории (5 класс)

Сарыглар Долаана Чаш-ооловна

МБОУ Сукпакская СОШ им.Б.И.Араптана

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка открытого урока по теме:

«Победа греков над персами

 в Марафонской битве»

 

Класс: 5 «е»

 

 

 

 

 

Выполнила: Сарыглар Д.Ч.,

учитель истории и обществознания

 

 

 

 

с.Сукпак – 2020г.

 

Открытый урок истории в 5 классе: «Победа греков над персами в Марафонской битве»

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

образовательные: содействовать формированию целостного знания и представления о героической борьбе греков против персидской агрессии, познакомить учащихся с военной историей греков, подвести к пониманию причин победы греков в Марафонской битве, продолжить формирование навыков работы с исторической информацией, анализа и отбора необходимой информации;

развивающие: содействовать формированию умения учащихся выделять главное (причины исторических фактов), устанавливать причинно- следственные связи, сравнивать (соотношение сил воюющих сторон), работать с исторической картой (обозначать направления главных ударов), работать с историческими источниками;

воспитательные: способствовать сопереживанию, сочувствию, состраданию (народам, подвергшимся акту агрессии), формированию чувства справедливостисодействовать формированию определенных качеств личности – мужества, смелости;

Предметные УУД:использовать историческую карту как источник информации о местах важнейших событий; рассказывать о событиях древней истории.

Личностные УУД: интерес к новому учебному материалу; осмысление социально- нравственного опыта предшествующих поколений, развитие базовых способностей (мышление, воображение, сопоставление), чувство гражданской идентичности.

Метапредметные результаты:

регулятивные УУД:принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия, адекватно воспринимать оценку учителя и т.д. ( УУД регулятивные, познавательные, коммуникативные).

познавательные УУД:работать с информацией, осуществлять анализ, синтез, устанавливать причинно- следственные связи, создавать высказывания в устной и письменной форме, использовать общие приемы решения задач( УУД личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные)

коммуникативные УУД:контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия, договариваться, приходить к общему решению, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию.

Задачи:

1) организовать деятельность учащихся с различными источниками информации (карта, текст учебника, схемы сражений), направленную на установление причинно-следственных связей.

2) организовать деятельность учащихся, направленную на формирование умения составлять рассказ, анализировать исторические документы, делать несложные выводы.

3) создать условия для воспитания уважение к людям, защищавшим свою Родину, проявлявшим героизм и мужество в борьбе за свою свободу.

Образовательные ресурсы: История Древнего мира 5 класс, под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера, видеосюжет Марафонской битвы, мультимедийная презентация

Методы обучения: работа с текстом учебника, картой, беседа.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, парная.

Основные понятия и термины: Марафонское сражение, стратег, фаланга, гоплит.

Персоналии: Мильтиад, Дарий 1.

Хронология: 490г до.н.э.

 

Ход урока

1.Организационный момент.

Доброе утро, ребята! Я рада Вас видеть здоровыми, бодрыми, с хорошим настроением.

         Для нашей работы нам необходимо сконцентрировать свою память, внимание, смекалку, острое зрение. Вы должны всегда быть готовы прийти на помощь своему другу, товарищу, человеку. Давайте вместе со мной продолжим наше путешествие в историю древнего мира.

- Все ли готовы к путешествию? (Да)

Вы начали знакомство с историей Древней Греции, вы познакомились с ее местоположением и природой, занятиями, религией и устройством.

- Ребята были ли в истории Древней Греции события, которые прославили греков на весь мир? (Олимпийские игры, поэмы Гомера, демократическое устройство Афин).

- На прошлом уроке вы изучили тему: «Олимпийские игры в древности» и узнали, когда состоялись первые Олимпийские игры, какие спортивные состязания проводились в древности, познакомились с именами легендарных атлетов.

2. Проверка домашнего задания.

 - Сейчас давайте вспомним и ответим на вопросы: (кто правильно ответить, тому даю драхму – древнегреческая серебряная монета). СЛАЙД 1

1.Когда впервые состоялись Олимпийские игры? (776 году до нашей эры).

2.Как часто проводились Олимпийские игры? (Олимпийские игры проводились один раз в четыре года).

3. Кому запрещалось участвовать? (женщинам)

4. Как вы думаете, почему существовал такой запрет? (Олимпийские игры были посвящены Зевсу: это был чисто мужской праздник).

5.Сколько дней шли Олимпийские игры? (5 дней).

6. А по каким видам спорта шли состязания? (бег, прыжки в длину, метания копья и диска, кулачный бой, бег с оружием, гонки колесниц.)

7.Какие награды вручали победителям? (награждали венками из ветвей оливки).

8. Как чествовали победителей в родном городе? (Победителя встречали все граждане. Ему ставили статую и до конца жизни бесплатно кормили обедом).

Таким образом, мы с вами вспомнили, что представляли Олимпийские игры в древности.

9. Зачем греки проводили Олимпийские игры? (чтоб показать свою ловкость, силу и упорство.)

- Молодцы, ребята!

- Все эти качества нужны были воинам при защите своей родины от нападения врагов. Первым испытанием для греков стало Марафонское сражение.

3. Актуализация знаний.

- Дело в том, что в начале V века до н.э. владыка огромной Персидской державы могущественный царь Дарий 1 задумал подчинить себе новые страны.

- Итак, прежде чем говорить о нашествии персов, давайте сравним Грецию и Персию? (работа с картой, на доске 2 учащихся работают и прикрепляют нужные  словосочетания).  СЛАЙД 2.

Греция

Персия

1)Небольшая территория

1)Большая территория

2) Полисы

2) Единое государство

3) Малые армии

3) Единая армия

- Посмотрите, ребята на доску, что у нас получилась, и сделайте вывод какое государство, на ваш взгляд, должно было победить? Каковы шансы у греков?

А теперь прочитайте тему нашего урока: «Победа греков над персами в Марафонской битве». СЛАЙД 3.

-Какой вопрос у вас возникает? (Почему греки победили персов?) СЛАЙД 4.

- Что нам нужно узнать, чтобы ответить на это вопрос?

4. Изучение нового материала.

Цель нашего урока: проследить ход и значение Марафонской битвы.

Задачи: 1) Выявить причины войны.

             2) Где произошло война?

              3) Чем закончилась война?

Для этого давайте прочитаем п.1 стр.161.

- Персидский царь Дарий 1 отправляет своих послов в города Греции. Они заявляли: «Наш повелитель, великий царь Дарий, владыка всех от востока до заката, требует от вас земли и воды». СЛАЙД 5.

- Что означает эти слова? (он требует признать его власть и выплачивать ему дань).

- Как ответили на такие требования большинство греческих полисов? (они испугались и признали власть Дария).

- Какие города не покорились? (Афины и Спарта)

- Как поступили афиняне и спартанцы? СЛАЙД 6.

Афина

Спарта

Когда персидские послы прибыли в Афины, те в гневе убили их, столкнув со скалы.

А спартанцы бросили послов в колодец со словами: «Там на дне вы найдете достаточно земли и воды!»

        

- Как вы думаете ребята, к чему привели действия афинян и спартанцев? (он решил наказать греков снарядив в поход большое войско и огромный флот кораблей).

- Шел 490г. до н.э. Афины были охвачены тревогой и смятением. Гонец из прибрежного селения принес в Афины страшную весть: прочитать п.2. стр.161. «В Марафонское бухте показались корабли персов. Вооружайтесь!»

- Город Марафон располагался 42 км от Афин. СЛАЙД 7.

Работа с датой (работа в паре) СЛАЙД 8.

1)В каком году персы напали на греков (490г. до н.э)

2) Сколько лет прошло от первых Олимпийских игр до Марафонской битвы? (776-490=286 лет)

3) Сколько лет назад это случилось? (2020+490=2510 лет).

- Все способные сражаться встали в строй. На должность стратега Народное собрание избрало Мильтиада - афинский       полководец, служил в персидском войске и знал многие военные приемы персов. СЛАЙД 9.

- При вступлении на военную службу афинские юноши давали клятву. Прочитать стр 164. СЛАЙД 10.

- Что они больше всего ценили? (свою Родину).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Наверно устали, ребята. Пора размяться.

Давайте встанем и разомнемся.

Чтобы сильным стать и ловким,

Приступаем к тренировке (шагаем на месте)

Круг почета пробежать (бег на месте),

Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук)

Сделать вдох и сделать выдох (вдох-выдох)

Сделать выдох, сделать вдох (выдох-вдох)

Будь атлет всегда готов! (аплодисменты)

 

- Ну, немножко размялись. Тогда в путь.

Учитель: Афиняне просили помощи у спартанцев, но они отказались ссылаясь на то, что им запрещалось до полнолуния выступать в поход. Лишь помогли грекам отряд воинов города Платеи. Когда греческое войско достигло холмов Марафонской Бухты, стали видны лагерь персов и их корабли. Число войск персов было больше, чем греков. Мильтиад преградил путь на Афины. День шел за днем. Целый 7 дней стояли друг против друга оба войска. Персидский царь никак не мог выманить афинян на равнину. Тогда он решился на опасный шаг, он приказал коннице сесть на корабли с тем, чтобы обогнуть Аттику и захватить Афины.

         Узнав об этом, Мильтиад отважился на сражение. Греки немедленно спустились на равнину и построились ФАЛАНГОЙ – это тесные, сомкнутые ряды воинов. СЛАЙД 11.

         Их боевая линия равнялась по длине персидской, но в центре было меньше рядов. Мильтиад дал команду к бою. И тут персам показалось, что греки обезумели. Не имея конницы и лучников, они бросились в атаку. Так началась Марафонское сражение.

- просмотр видеосюжета:

Персам удалось прорвать боевую линию греков в центре, но края фаланги устояли. Вообразив, что победа у них в руках, персы бросились в глубь к греческому лагерю, тогда стоявшие по краям греческие воины сомкнули ряды и напали на персов сзади. В ожесточенной схватке афиняне обратили в бегство, гоня их к морю.

         Афиняне завладели семью кораблями. На остальных кораблях персы отплыли в море, стремясь достичь Афин раньше, чем это сделает греческое войско. Афиняне устремились в город и, опередив противника, достигли его раньше, чем персидское войско.  Когда персидский флот, обогнув Аттику, приблизился к афинской гавани, то на берегу уже стояло готовое к новому бою афинское   войско. Персидский флот повернул назад и поплыл обратно в Азию.

В бою греки потеряли 192 человека, персы – 6400 человек.

Учитель: В чем причины победы греков в этом сражении. СЛАЙД 12.

1)Помощь жителей города Платеи.

2)Мужество и храбрость греческих воинов.

3)талант военачальника, придумал тактику боя.

4)греки защищали свою Родину, это давало им силы для борьбы.

Учитель: - Значение Марафонской битвы было велико. Отныне персы перестали считаться непобедимыми. Афиняне первыми одержали над ними победу.

- Еще не успели перевязать раненых, как Мильтиад приказал самому быстроногому из воинов «Сообщи в Афины о великой победе. Торопись, ибо наши матери и жены не знают покоя!». Юноша без отдыха и остановок бежал 42км. СЛАЙД 13.

         В Афинах гонца окружила взволнованная толпа «Радуйтесь, мы победили!» - чуть слышно произнес юноша и пал мертвым. Сердце воина не выдержало огромного напряжения.

- За подвиг юноше воздвигли скульптуру. Все погибшие в Марафонской битве были захоронены в одном месте – кургане. Он сохранился до наших дней. СЛАЙД 14.

5. Закрепление изученного материала.

- Почему персы стремились к новым завоеваниям?

- В каком году персы напали на греков?

- В чем было преимущество персидской над греческой? (меч, лук, стрела, щит, конница, пеший воин, копье.) – к доске выйти и прикрепить.

-Что помогло грекам одержать победу в Марафонском битве?

 

Закрепим знания в форме игры. Угадай, КТО Я. Я читаю слова, а вы постарайтесь определить, кому они принадлежат.

  1. «Я-великий владыка, повелитель, царь царей, владыка всех людей от восхода до заката» (Дарий).
  2. «Узнав, что персы сели на корабли, чтобы ворваться в беззащитные Афины, я дал приказ к бою» (Мильтиад).
  3. «Я спешил сообщить афинянам радостную весть, бежал без отдыха и остановок. Радуйтесь, мы победили!» (Афинский юноша).

 

О каком городе идет речь?

  1. Жители этого города бросили персидских послов в колодец со словами: «Там вы найдете достаточно земли и воды!» (Спарта)
  2. Место сражения греков с персами в 490г. до н.э. (Марафонская бухта).
  3. Город, который защитили греки, одержав победу в Марафонской бухте. (Афины).

 

Установите соответствие: С помощью белых и черных карточек дайте ответ, согласны с утверждением или нет.

  1. Марафонская долина находилась от Афин на расстоянии 42км. (Да)
  2. Спартанцы активно участвовали в битве. (нет)
  3. В марафонской битве греки сражались против египтян. (нет)
  4. Стратега, который возглавил греков, звали Мильтиад. (Да)
  5. Победу одержали персы. (нет).
  6. Битва состоялась в 490г. до н.э. (Да)
  7. Греки победили, так как мужественно защищали свободу и независимость своего государства.

 

Учитель: Какую славу приобрели греки, одержав победу в Марафонском сражении?  (Греки были большими патриотами, может быть как ваши прапрадедушки, отстояв нашу Родину и защитив мир от фашизма 75 лет назад. И вы станете такими же защитниками нашего Отечества, будете любить нашу Родину.)

Выставление оценок.

6. Рефлексия

- На столах перед вами два кораблика. Если вы сегодня все поняли и в течение урока остались на плаву, поднимите плывущий кораблик. Если что-то было не понятно и ваш кораблик, затонул как кораблик Дария, поднимите тонущий корабль.

- Мне с вами было приятно работать, я весь урок «оставалась на плаву»!

7. Домашнее задание

 1) параграф 34 пересказ, выучить новые понятия и даты.

2) нарисовать оружие, доспехи греческих и персидских воин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Наверно устали, ребята. Пора размяться.

 

 

Давайте встанем и разомнемся.

Чтобы сильным стать и ловким,

Приступаем к тренировке (шагаем на месте)

Круг почета пробежать (бег на месте),

Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук)

Сделать вдох и сделать выдох (вдох-выдох)

Сделать выдох, сделать вдох (выдох-вдох)

Будь атлет всегда готов! (аплодисменты)

 

- Ну, немножко размялись. Тогда в путь.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе: «Религия древних греков»

Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.Задачи: создать у учащихся представление об особенностях древнегре...

Поурочная разработка урока по истории Древнего мира (5-й класс) к учебнику под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера. "Религия древних египтян"

Учащиеся закрепляют знания о геополитических особенностях Древнего Египта, обусловивших специфику развития его культуры; усваивают основополагающие принципы, составляющие суть религиозных представлени...

Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Путешествие по страничкам истории Древнего Египта,Междуречья, Финикии"

Повторительно- обощающий урок по истории Древнего мира. Урок проходит в игровой форме.Целью урока является обобщение полученных знаний по истории Египта, Междуречья,Финикии.Класс заранее делится на тр...

Методические разработки урока по истории древнего мира, по системе ФГОС: "Древний Рим"

Урок разработан с учетом требований стандартов 1 и 2 поколения, содержит рекомендации по практическому воплощению методических установок для достижения заявленных целей....

Технологическая карта урока по истории Древнего мира 5класс.Финикийские мореплаватели.

Проект урока по истории Древнего мира 5класс по теме:Финикийские мореплаватели.Урок разработан  в соответсвии технологии развивающего обучения. Разработана технологическая карта урока и приложени...

Технологическая карта урока по истории Древнего мира 5класс.Финикийские мореплаватели.

Проект урока по истории Древнего мира 5класс.Тема:Финикийские мореплаватели.Урок разработан в технологии развивающего обучения.Разработана технологическая карта урока и приложение к ней....

Разработка урока по истории Древнего мира. Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Египет» для 5 класса.

Разработка урока может использоваться в 5 классе при  повторении темы «Древний Египет».Ход урока сопровождается презентацией.Используется  игровая технология  (урок-путешест...