Урок по истории в 5 классе «Религия древних египтян»
план-конспект урока по истории (5 класс)

Технологическая карта и конспект урока в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta.docx42.27 КБ
Файл urok.docx21.61 КБ
Файл filvord.docx15.57 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

по истории

Религия древних египтян

Автор:

Студентка ИА-1701группы

3 курса

Института общественных наук

Субботина Антонина Алексеевна

Технологическая карта урока

1. Ф.И.О. учителя: Субботина Антонина Алексеевна

2. Класс:  5   Дата:   _________ . Предмет:  история.  

Место и роль урока в изучаемой теме: изучение и первичное закрепление новых знаний.

3. Ресурсы учителя:

 Учебник (Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс - Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.), Рабочая учебная программа, раздаточный материал (карточки с заданиями для самостоятельной работы), ИКТ.

 4. Ресурсы для обучающихся:

 Учебник, личная тетрадь, ручки, карандаши.

5. Оборудование урока: компьютер,  проектор, интерактивная доска.

6. Межпредметные связи: Литература, МХК. ________________________________________________________

Тема

Религия древних египтян

Предмет

история

Класс

5

Тип урока

Урок открытия нового знания

Цели

•Рассказать учащимся об особенностях мировоззрения древних египтян.

•Познакомить учащихся с верованиями, зародившимися еще в первобытные времена.

•Развитие у детей интереса к истории Древнего Египта.

•Продолжить формирование умений анализировать исторические факты и формировать несложные выводы на основе текста учебника.

Задачи

1. Способствовать созданию благоприятного психо - эмоционального климата на уроке;

2. Систематизировать полученные данные;

3. Закрепить фактологические знания учащихся;

4. Воспитывать дисциплинированность учащихся

Основное содержание темы, термины                                    и понятия

Миф – представление о мире, существующее в форме фантастических рассказов; общественное сознание древнего общества, способ самовыражения тогдашнего человеческого общества. Это наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, в которой соединены зачатки знаний, элементы верований, политических взглядов и т. д.

Мифология – это своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества, содержащая элементы религии, а также наука о мифах.

Религия – одна из форм отражения действительности в фантастических образах, представлениях, понятиях. Главным, определяющим признаком религии является вера в реальность сверхъестественного.

Культ – Один из обязательных элементов любой религии, выражающийся в особых магических обрядах, действиях священнослужителей и верующих с целью оказать желаемое воздействие на сверхъестественные силы. Преклонение перед кем- или чем-либо.

Жрец – служитель культа.

Фараон – титул египетских царей.

Планируемые  результаты        

Предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные

Научатся: формировать представление о религии древних египтян. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. 

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий

Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания

Ход урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

ФОУД

Организационный этап.  

(1 минута)                      

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку, отмечает отсутствующих в классе.

 Приветствуют учителя.

Организуют свое рабочее место.

фронтальная

Актуализация знаний, определение темы и цели урока (5 минут)

Индивидуальная работа. Письменно на листочках.

Слова и их значения, определения. Заполные в правом или левом столбиках пропущенных строк.

Устный опрос учащихся по карточкам.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют самостоятельную работу по инструкции.

Демонстрируют знания по теме.

индивидуальная, фронтальная

Мотивационно-целевой этап, формулирование темы урока (2 минуты)

 - Давайте запишем с вами сегодняшнюю тему урока, но, к сожалению, сейчас в ней перепутались все буквы. Ребята, давайте составим правильные слова и узнаем  тему.

Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты.

Формулируют тему урока.

фронтальная

Изучение нового материала (постановка учебной задачи) и её решение (проектировочный, операционально-деятельностный этапы).

(20 минут)

 Рассказ учителя.

1.        Религия зародилась у египтян, как и у других народов, еще в первобытное время. Жизнь тогда зависела от удачной охоты и собирательства: вот почему египтяне поклонялись зверям, птицам. Они наделяли сверхъестественными свойствами растения. Это верования сохранились на протяжении всей истории Древнего Египта.

Древние египтяне верили, что людьми и природой управляют могущественные боги. Если не угодят люди богам, те разгневаются и навлекут бедствия на всю страну. Поэтому их старались задобрить подарками, молили о пощаде и милости.

Люди строили для богов жилища — храмы. Они вытёсывали из камня большие статуи богов, делали фигурки из бронзы или глины. Египтяне полагали, будто бог вселяется в изображение и слышит всё, что говорят люди, принимает их подарки.

При храмах находились жрецы — служители богов. Считалось, что именно жрец лучше всех умеет разговаривать с богом — он знает особые молитвы, хранимые в тайне от других людей.

Фараоны дарили храмам сады и пашни, золото и серебро, многочисленных рабов. Подарки делались богам, будто бы обитавшим в храмах. Распоряжались же ими жрецы.

2.        Прочитайте параграф 2 на странице 52 и определите, какие боги изображены на картинках расположенных на слайде.

3.        Прочитайте вслух миф «Об Осирисе и Исиде» и скажите, какое явление природы получило отражение в этом мифе?

4.        А сейчас узнаем, что рассказывали египтяне о «стране мёртвых»

Египтяне верили, что человек после смерти переселяется в царство мертвых. Там тоже есть свет и тепло, течет голубая вода, зреет зерно на полях.

Там распоряжается бог Анубис, которого изображали с телом человека и чёрной головой шакала. Взяв умершего за руку, ведёт он его на суд Осириса, который восседает на троне с жезлом и плетью в руках.

Но для существования в царстве мертвых человеку нужно тело, жилье и пища. Поэтому египтяне очень заботились о сохранении тела умершего, в которое могла бы вновь вселиться его душа. Тело превращали в мумию, которую клали в саркофаг, на котором писали заклинание и изображали богов. Гробница, где стоял саркофаг, считался домом покойного. Для знатных людей гробницу строили из камня – ведь она должна была стать вечным жилищем.

4.        Как вы уже знаете, египтяне обожествляли фараона. Они верили, что он не просто человек, а земной бог, и называли его сыном Солнца. Бог солнца – царь среди богов, а его сын, фараон, царь среди людей.

Отвечают на поставленные вопросы.

Проводят поиск необходимой информации в учебнике.

Зачитывают полученный текст.

индивидуальная, фронтальная

Закрепление учебного материала (5 минут)

Задание на сайте LearningApps.org. Необходимо соотнести имя египетского бога с его принадлежностью.

Выполняют задание по выданной инструкции.

индивидуальная, фронтальная

Рефлексия.

(3 минуты)

 -Итак, вспомним, о чём мы с вами сегодня говорили?

-Сегодня я узнал

-Мне было интересно

-Мне было трудно

Целостное осмысление, обобщение полученной информации.

индивидуальная, фронтальная

Информация о домашнем задании (3 минуты)

 Просим прочитать §10, стр. 51 и выполнить рисунок любого египетского бога на выбор и подписать его имя и то за что он отвечал.

Воспринимают задание, уточняют.

индивидуальная, фронтальная

Формы работы (ФОУД): фронтальные, индивидуальные.



Предварительный просмотр:

Предмет: История Древнего мира

Класс,: 5 класс.

Программно-методическое обеспечение: базовый уровень, учебник Вигасин А. А. История Древнего мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая.  М.:  Просвещение, 2007.

Тема: Религия древних египтян.

Цели урока:

  • Рассказать учащимся об особенностях мировоззрения древних египтян.
  • Познакомить учащихся с верованиями, зародившимися еще в первобытные времена.
  • Продолжить воспитание у детей интереса к истории Древнего Египта.
  • Продолжить формирование умений анализировать исторические факты и формировать несложные выводы на основе текста учебника.

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый.

Учебное оборудование: учебник, презентация «Религия древних египтян», приложение LearningApps.org

План урока:

l. Организационный момент.

ІІ. Повторение изученного материала.

ІІІ. Изучение нового учебного материала.

IV. Закрепление учебного материала.

V. Задание на дом.

Ход урока:

l. Организационный момент

Здравствуйте, присаживайтесь. На прошлых уроках вы уже говорили о жизни и деятельности людей древнего Египта. Сегодня мы с вами продолжим изучение Египта и откроем для себя новую сторону жизни древних людей.

ІІ. Повторение изученного материала

Индивидуальная работа. Письменно на листочках.

Найдите и выделите все слова связанные с Древним Египтом в филворде.

П

О

Р

О

Г

И

Г

О

С

У

Д

И

Л

В

Е

О

К

О

Р

О

Н

А

М

С

Д

Л

А

О

Р

О

Ш

А

Р

Е

Ф

Е

Ь

З

Л

О

Т

Е

Ш

С

М

И

Л

М

И

Г

С

О

Н

А

Т

Ф

Н

Ь

О

С

Р

О

Б

И

Д

В

И

К

Т

Ж

А

Ц

И

Н

Е

У

О

С

С

А

А

Н

А

Д

Е

Л

Ф

Ф

Б

Л

А

Г

О

В

О

Н

И

Я

А

С

К

У

Л

Ь

П

Т

О

Р

Н

Р

Р

Е

Л

Ь

Е

Ф

Н

И

Л

О

А

П

О

Р

О

Г

И

Г

О

С

У

Д

И

Л

В

Е

О

К

О

Р

О

Н

А

М

С

Д

Л

А

О

Р

О

Ш

А

Р

Е

Ф

Е

Ь

З

Л

О

Т

Е

Ш

С

М

И

Л

М

И

Г

С

О

Н

А

Т

Ф

Н

Ь

О

С

Р

О

Б

И

Д

В

И

К

Т

Ж

А

Ц

И

Н

Е

У

О

С

С

А

А

Н

А

Д

Е

Л

Ф

Ф

Б

Л

А

Г

О

В

О

Н

И

Я

А

С

К

У

Л

Ь

П

Т

О

Р

Н

Р

Р

Е

Л

Ь

Е

Ф

Н

И

Л

О

А

III.  Новая тема.

  1. Давайте запишем с вами сегодняшнюю тему урока, но, к сожалению, сейчас в ней перепутались все буквы. Ребята, давайте составим правильные слова и узнаем  тему.
  2. Религия зародилась у египтян, как и у других народов, еще в первобытное время. Жизнь тогда зависела от удачной охоты и собирательства: вот почему египтяне поклонялись зверям, птицам. Они наделяли сверхъестественными свойствами растения. Это верования сохранились на протяжении всей истории Древнего Египта.

Древние египтяне верили, что людьми и природой управляют могущественные боги. Если не угодят люди богам, те разгневаются и навлекут бедствия на всю страну. Поэтому их старались задобрить подарками, молили о пощаде и милости.

Люди строили для богов жилища — храмы. Они вытёсывали из камня большие статуи богов, делали фигурки из бронзы или глины. Египтяне полагали, будто бог вселяется в изображение и слышит всё, что говорят люди, принимает их подарки.

При храмах находились жрецы — служители богов. Считалось, что именно жрец лучше всех умеет разговаривать с богом — он знает особые молитвы, хранимые в тайне от других людей.

Фараоны дарили храмам сады и пашни, золото и серебро, многочисленных рабов. Подарки делались богам, будто бы обитавшим в храмах. Распоряжались же ими жрецы.

  1. Прочитайте параграф 2 на странице 52 и определите, какие боги изображены на картинках расположенных на слайде.
  2. Прочитайте вслух миф «Об Осирисе и Исиде» и скажите, какое явление природы получило отражение в этом мифе?
  3. А сейчас узнаем, что рассказывали египтяне о «стране мёртвых»

Египтяне верили, что человек после смерти переселяется в царство мертвых. Там тоже есть свет и тепло, течет голубая вода, зреет зерно на полях.

Там распоряжается бог Анубис, которого изображали с телом человека и чёрной головой шакала. Взяв умершего за руку, ведёт он его на суд Осириса, который восседает на троне с жезлом и плетью в руках.

Но для существования в царстве мертвых человеку нужно тело, жилье и пища. Поэтому египтяне очень заботились о сохранении тела умершего, в которое могла бы вновь вселиться его душа. Тело превращали в мумию, которую клали в саркофаг, на котором писали заклинание и изображали богов. Гробница, где стоял саркофаг, считался домом покойного. Для знатных людей гробницу строили из камня – ведь она должна была стать вечным жилищем.

  1. Как вы уже знаете, египтяне обожествляли фараона. Они верили, что он не просто человек, а земной бог, и называли его сыном Солнца. Бог солнца – царь среди богов, а его сын, фараон, царь среди людей. Какими божественными способностями обладал фараон, по мнению людей как сын бога? Прочитайте об том в 5 п.

IV. Закрепление учебного материала.

Задание в LearningApps.org

V. Задание на дом.

  • Прочитать §10, стр. 51.
  • Выполнить рисунок любого египетского бога и подписать его имя и то за что он отвечал.

https://learningapps.org/watch?v=ptvvykeo520



Предварительный просмотр:

П

О

Р

О

Г

И

Г

О

С

У

Д

И

Л

В

Е

О

К

О

Р

О

Н

А

М

С

Д

Л

А

О

Р

О

Ш

А

Р

Е

Ф

Е

Ь

З

Л

О

Т

Е

Ш

С

М

И

Л

М

И

Г

С

О

Н

А

Т

Ф

Н

Ь

О

С

Р

О

Б

И

Д

В

И

К

Т

Ж

А

Ц

И

Н

Е

У

О

С

С

А

А

Н

А

Д

Е

Л

Ф

Ф

Б

Л

А

Г

О

В

О

Н

И

Я

А

С

К

У

Л

Ь

П

Т

О

Р

Н

Р

Р

Е

Л

Ь

Е

Ф

Н

И

Л

О

А

П

О

Р

О

Г

И

Г

О

С

У

Д

И

Л

В

Е

О

К

О

Р

О

Н

А

М

С

Д

Л

А

О

Р

О

Ш

А

Р

Е

Ф

Е

Ь

З

Л

О

Т

Е

Ш

С

М

И

Л

М

И

Г

С

О

Н

А

Т

Ф

Н

Ь

О

С

Р

О

Б

И

Д

В

И

К

Т

Ж

А

Ц

И

Н

Е

У

О

С

С

А

А

Н

А

Д

Е

Л

Ф

Ф

Б

Л

А

Г

О

В

О

Н

И

Я

А

С

К

У

Л

Ь

П

Т

О

Р

Н

Р

Р

Е

Л

Ь

Е

Ф

Н

И

Л

О

А

П

О

Р

О

Г

И

Г

О

С

У

Д

И

Л

В

Е

О

К

О

Р

О

Н

А

М

С

Д

Л

А

О

Р

О

Ш

А

Р

Е

Ф

Е

Ь

З

Л

О

Т

Е

Ш

С

М

И

Л

М

И

Г

С

О

Н

А

Т

Ф

Н

Ь

О

С

Р

О

Б

И

Д

В

И

К

Т

Ж

А

Ц

И

Н

Е

У

О

С

С

А

А

Н

А

Д

Е

Л

Ф

Ф

Б

Л

А

Г

О

В

О

Н

И

Я

А

С

К

У

Л

Ь

П

Т

О

Р

Н

Р

Р

Е

Л

Ь

Е

Ф

Н

И

Л

О

А

П

О

Р

О

Г

И

Г

О

С

У

Д

И

Л

В

Е

О

К

О

Р

О

Н

А

М

С

Д

Л

А

О

Р

О

Ш

А

Р

Е

Ф

Е

Ь

З

Л

О

Т

Е

Ш

С

М

И

Л

М

И

Г

С

О

Н

А

Т

Ф

Н

Ь

О

С

Р

О

Б

И

Д

В

И

К

Т

Ж

А

Ц

И

Н

Е

У

О

С

С

А

А

Н

А

Д

Е

Л

Ф

Ф

Б

Л

А

Г

О

В

О

Н

И

Я

А

С

К

У

Л

Ь

П

Т

О

Р

Н

Р

Р

Е

Л

Ь

Е

Ф

Н

И

Л

О

А

7 листочков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 5 классе "Религия древних египтян"

Урок изучения новог оматериала по истории Древнего мира в 5 классе...

УРОК В 5 КЛАССЕ."РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН

Цели урока:1.     Рассказать учащимся об особенностях мировоззрения древневосточного человека.2.     Продолжить формирование умений анализировать исторические ф...

Урок-практикум в 5 классе "Религия древних египтян"

Объект "Слова в облаке"  ссылка "http://www.wordle.net/show/wrdl/6058036/Религия_древних_египтян"...

Конспект урока для 5 класса "Религия древних египтян."

Тип урока: урок изложения нового материала.Учебное оборудование: учебник, карта «Древний Восток, Египет и Передняя Азия», презентация «Религия древних египтян»....

Интерактивный тест по истории для 5 класса "Религия древних египтян"

Тест составлен по учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера "История древнего мира" по параграфу 10 "Религия древних египтян". Тест интерактивный. В конце есть ответы и оценивание теста....

Урок в 5 классе "Религия Древних Египтян"

Цель урока: Познакомить учащихся с религиозными верованиями древних египтян, зародившимися еще в первобытные времена.Продолжить формирование умений анализировать исторические факты, формировать не сло...

Урок по истории 5 класс : «Религия древних греков».

Материал  урока для 5 класса "Религия древних греков" способствует формированию представлений о древнегреческой мифологии, причинах возникновения религии и ее роли в жизни людей в ...