Внеклассное мероприятие «Сказочный образ России на полотнах Виктора Васнецова».
творческая работа учащихся по истории (5 класс)
Внеклассное мероприятие «Сказочный образ России на полотнах Виктора Васнецова».
5 класс. Подготовила Лучко Ирина Анатольевна, учитель истории и обществознания ГБОУ № 45 г. Санкт-Петербург.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_dlya_detey._skazochnyy_obraz_rossii_na_polotnah_v.vasnetsova_-_kopiya.docx | 40.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие «Сказочный образ России на полотнах Виктора Васнецова».
5 класс. Подготовила Лучко Ирина Анатольевна, учитель истории и обществознания ГБОУ № 45 г. Санкт-Петербург.
Сценарий.
Введение в тему. Игра «Угадай персонажа сказки»
На экране сказочные предметы персонажей сказок «Иван- Царевич и серый волк», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Царевна- лягушка», «Снегурочка», «Кощей Бессмертный» и портрет Виктора Васнецова.
Учитель: А это – два моих помощника (Елена Прекрасная и Иван – Царевич), из какой они сказки? Узнайте персонажей, из какой он сказки, и какая вещь ему принадлежит.
Каждая команда по очереди называет предмет, какому персонажу он принадлежит, из какой сказки этот персонаж.
II. Формулирование учениками темы занятия.
- Почему сказочные предметы у нас изображены рядом с автопортретом В.Васнецова?
- Сформулируйте тему занятия.
«Сказочный образ России на полотнах Виктора Васнецова»
Педагогическая доминанта. Вопрос – вызов.
Саша: Виктор Васнецов – замечательный художник, но сегодня мы погружаемся в эпоху Александра III, императора сильного, твёрдой рукой держащего страну, лишённого иллюзий. Почему же мы наше мероприятие начинаем со сказки?
Елена: А ты знаешь, что император Александр III очень любил творчество Виктора Васнецова и восхищался его сказочными картинами.
Иван: «Ведь картины Виктора Васнецова вполне могут служить историческим источником, который расскажет нам о той далёкой эпохе, когда правил император Александр III
Елена: Конечно! Ведь если мы поймём картины мастера, переживём те же эмоции, что и художник, мы сможем понять и почувствовать, каковы были люди той эпохи, что их волновало, и почему они так любили русскую сказку.
Иван: Знали ли вы, что картину можно не только рассматривать, но и слушать, рассказывать. «Давайте услышим картину.
Развитие умений. Слушаем картину.
Народная песня в исполнении учениц 5 г класса.
Разлилася, разлилась речка быстрая,
Разлилася, разлилась речка быстрая.
Через тую речку перекладинка лежит.
Через тую речку перекладинка лежит.
Там и шел - пройшел ее брат родной.
Там и шел- пройшел ее брат родной.
Не ходи, братец мой, по крутому бережку,
Не топчи, братец мой, шелковую траву
Ты ня пей, братец мой, ключевую воду,
Ты ня пей, братец мой, ключевую воду,
Ключевая вода - это слезки мои.
Ключевая вода - это слезки мои.
Плач Алёнушки в исполнении ученицы 5 г класса Дианы Захаровой.
В лесу нет радости мне. Лесные деревья припечалились, не осока обрезала меня молодёхоньку печалью лютою, великою. Уж как осина - то горькая, это я бедно – горькая, На горючем белом камушке тут сидела бела лебёдушка, добро жалобно она кликала, да к белу камню припадаючи, да над тихою заводью жалобилась. И плакала сестра брату милому: во лесу, лесу дремучем тут поёт, поёт соловьюшка. Тут кукует горькая кукушечка, одна слушает меня, сиротинушку.
Учитель: Что это за картина? Почему вы догадались. Назовите мне признаки? За каждый правильный ответ команда получает бонус – фигурку сказочного персонажа.
ЕЛЕНА: Картину мы услышали, теперь давайте посмотрим на неё внимательно, не упустив ни одной детали. С заданием справится та группа, которая увидела всё, что хотел нам передать Виктор Васнецов.
V. Смотрим картину. Рассказываем картину. Работа в группах.
Учитель: В рабочем листе выполните задание № 1. Задания показаны на экране.
Задание первой группе. Описать сюжет картины.
Ключевые слова: Пропавший братик. Долгие поиски. Вечер. Тяжкое предчувствие. Опасность. Грусть-тоска; Усталость. Одиночество.
Задание второй группе. Описать композицию картины.
Композиция – расположение на холсте основных элементов изображения.
Ключевые слова: На переднем плане, на заднем плане, центр картины. Алёнушка, белый камень, лес, небо, озеро. Колорит (тёплый или холодный). Общее впечатление. Движение или неподвижность.
Задание третьей группе. Описать пейзаж картины. Грусть-тоска разлилась в природе. Какие детали пейзажа передают тревогу Алёнушки, её печаль, грусть –тоску.
Ключевые слова: Лес. Пруд. Осинки. Осока. Небо. Облака.
Неподвижный. Пугающий. Темный. Застывший. Острая. Символ горя - горького. Грустно желтеют. Серые.
Задание четвёртой группе. Оставляет ли художник надежду Алёнушке и нам? Какие детали в картине дают надежду?
Ключевые слова: Лицо. Руки. Цвет. Мягкий. Золотистый. Ёлочки. Берёзки. Молодые. Белые. Хрупкие. Ласточки. Символ надежды..
Учитель: Скажите мне, ребята, а что мы сейчас сделали с картиной?
Итак, картину можно рассматривать, слушать, и рассказывать её. Но ещё картину нужно понимать.
Понимаем смысл картины.
« Я понять тебя хочу, смысла я в тебе ищу…» А.С. Пушкин.
Иван: Обаяние картины «Алёнушка» Виктора Васнецова трогает зрителей и сегодня. А что же изобразил на картине В.Васнецов? Просто деревенскую девушку? Нет, эта картина - послание нам через века из России конца XIX века. Что же это за послание? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять смысл картины. В чём смысл картины?
Учитель: Не забывайте о том, что любой шедевр не терпит однозначных трактовок, и, может быть, ваш взгляд и будет самым верным. Запишите ваш ответ в рабочий лист, задание № 2.
Слушаем варианты ответов
Учитель: Не все приняли картину «Алёнушка» Были ли критические отзывы. А вам ВСЕМ нравится картина? Кому из вас картина не нравится? Слушаем варианты ответов.
ИГРАЕМ В КАРТИНУ.
Давайте отдохнём и посмотрим мультипликационный фильм.
Фрагмент мультипликационного фильма « Иван-Царевич на сером волке» Подумайте, о какой картине мы хотим поговорить? - «Витязь на перепутье3.
Собираем мозаику. Соберите свою картину из элементов мозаики. Ресурс ИОЦ « Русский музей: виртуальный филиал». Программа КОМП. Картина «Витязь на распутье».
Учитель: Вы видите картину Виктора Васнецова. Какое же послание через века передаёт нам Виктор Васнецов? Какова идея художника, его замысел? Не забывайте о том, что любой шедевр не терпит однозначных трактовок, и, может быть, ваш взгляд и будет самым верным. Запишите ваш ответ в рабочий лист, задание № 2.
Отвечают группы по очереди..
Подведение итогов занятия. Моделирование вывода из предложенных идей. Работа в группах.
Елена: Почему народная сказка стала музой для художника? Что в сказке так тронуло мастера, что он создаёт настоящий шедевр? Почему эти картины очень любили люди в эпоху Александра III? Какие струны нашей души по сей день они задевают?
Учитель: Каждая группа получит раздаточный материал – идеи, используя их, можно ответить на данный вопрос. Запишите свой ответ в рабочий лист, задание №3.
Поэтичность, музыкальность. сказочность, таинственность, загадочность, народность, чисто русская душа, русский дух, мудрость, высокая идея……
Группы предлагают свой вариант ответа.
На экране показаны несколько сказочных полотен В.Васнецова.
Итог.
Иван: Сколько же сказочных картин он написал! Ковёр-самолёт, Алёнушка, Три царевны подземного царства, Снегурочка, Илья Муромец, Царевна-лягушка, Кощей Бессмертный и другие. Это целый мир, чудесный и сказочный!
Саша: Этот сказочный мир был создан в эпоху Александра III. А вы мечтаете? У вас есть свой сказочный мир? Нарисуйте дома свой сказочный мир, а мы устроим выставку.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие " Сказочная эстафета."
Конспект " День Здоровья в начальной школе".Материал по организации физкультурно - оздоровительной работы в начальной школе.Благодаря такому доступному мероприятию у ребят формируется здор...
Внеклассное мероприятие "Сказочной тропой"
Внеклассное мероприятие - урок-путешествие проводилось в рамках Всероссийского дня чтения. Интересное, захватывающее путешествие, в котором ребята, играя, проверяли свои знания о сказках - народных и ...
Внеклассное мероприятие "Сказочный круиз"
В игре могут принять участие две команды, которым предстоит совершить путешествие в поисках "философского камня". Побеждает, та команда, которая раньше его найдет. Если обе команды выбрали неправильны...
Конспект внеклассного мероприятия «Сказочный лес»
Цель: Активизация познавательного интереса к жизни зимнего леса; обогащение представлений о ели, умение создавать изображение ели способом конструктивной аппликации. Переживание чувства радости от про...
Внеклассное мероприятие. Сказочные персонажи на школьной сцене. ( "The turnip".)
Инсценировка сказки "The turnip" (Репка) на английском языке предназначается для мла дших школьников, для проведения внеклассных мероприятий....
Внеклассное мероприятие "Сказочная математика"
Внеклассное мероприятие "Сказочная атематика" для учащихся 1-4 классов.Сказки любят и взрослые, и дети. С помощью сказки можно прививать интерес у детей к сложным наукам....
Внеклассное мероприятие "Сказочная поляна"
Внеклассное мероприятие по логопедии "Сказочная поляна" направлено на развитие речи, как целостной системы. Предназначено для младших школьников с легкой умственной отсталостью (интеллектуал...