Образование первых государств
план-конспект урока по истории (6 класс)

Уро истории в 6 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota.docx42.91 КБ

Предварительный просмотр:

ЧОУ ДПО ИПК и ПП, Особенности мотивации учащихся на уроках истории и обществознания  в соответствии с ФГОС ООО, ФГОС СОО.

Кондратьева Юлия Сергеевна,

учитель истории и обществознания, высшая категория

МОУ Выровская СОШ, Ульяновская область, Майнский район, ст. Выры

Краткая аннотация представленного урока

Урок истории в 6 классе разработан для учебника по истории России         Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. / под редакцией Торкунова А.В. История России. 6 класс. В 2 частях. М.: Просвещение, 2019.

Цель и все образовательные задачи реализуются в процессе изучения темы.

  Развивающие задачи: развитие речи осуществляется  через монологические ответы (в процессе опросов, работы в группе). Развитие  логического  мышления  учащихся, их аналитических способностей (сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме) происходит во время заполнения схемы, а также в процессе решения проблемы урока.

Цель и задачи поставлены в соответствии с требованиями программы, с учетом возрастных особенностей учащихся и психологических основ процесса усвоения новых знаний.

 На данном занятии я  реализовала  важные для современного урока истории  подходы:  

Организация самостоятельной деятельности учащихся: при подготовке и выполнении практических занятий с дополнительным материалом.

Личностно-ориентированный подход  реализовывался через  проведение опросов.  

Структура урока отвечает дидактическим целям и задачам урока и построена с использованием элементов развивающего обучения учащихся: введение в тему, целеполагание и мотивация, актуализация знаний, получение новой информации и первичное закрепление способов деятельности, систематизация и обобщение ЗУН, рефлексия, домашнее задание опережающего характера.

На уроке формировались следующие компетентности: коммуникативная, информационная, компетентность разрешения проблем.

Урок состоял из 6 этапов, логически связанных между собой:

1. Организационного, характеризующегося внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку.

2. Целеполагания и мотивации. Этапа подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала, на котором сообщалась тема и цель урока.

3. Усвоение новых знаний. На этом этапе использовались приемы, усиливающие восприятие нового материала, выделение наиболее существенных признаков, составление схемы, анализ, сравнение, обобщение.

4. На этапе проверки понимания учащимися нового материала  использовался приём решения учебной проблемы..

6. Информирование о домашнем задании. На этом этапе подведены итоги урока, озвучены оценки, мотивировано домашнее задание, проведен инструктаж по его выполнению. Задание на дом предложено опережающее, что и предполагает образовательная программа.

7. Рефлексия. На этом этапе проведено продуктивное самооценивание собственной деятельности учащимися.

Структурно урок выдержан.  

История России 6 класс

Тема:  Образование первых государств

Цели и задачи: познакомить с процессом появления первых государств на территории современной России; определить причины великого переселения народов; характеризовать особенности первых государств.

Планируемые результаты: предметные: применять понятийный аппарат исторического знания для раскрытия причин появления первых государств; определять исторические процессы, события во времени; устанавливать синхронистические связи древнейшей истории России и стран Европы и Азии; использовать картографические сведения; описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности; соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников; использовать приемы исторического анализа: сопоставление и обобщение фактов; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; формировать и развивать навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении; 2) регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план действий; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 3) познавательные: использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать материал учебника и дополнительный материал; привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач; работать с различными источниками информации; выделять главную и второстепенную информацию; ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу; устанавливать аналогии; классифицировать явления; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; применять начальные исследовательские навыки для решения поисковых задач; решать творческие задачи; личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию; осмысливать роль и значение истории в жизни человека; развивать творческие способности через активные формы деятельности.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

Тестовый контроль

1. Несколько родовых общин, живших в одной местности;

1) человеческое стадо

2) племя

3) соседская община

2. Земледелие пришло на смену:

1) охоте

2) скотоводству

3) собирательству

3. Родовой общиной в первобытном обществе управляли:

1) цари

2) жрецы

3) старейшины

4. Первое домашнее животное, прирученное человеком:

1) корова

2) лошадь

3) собака

5. Земледелие возникло около:

1) 10 тыс. лет назад

2) 3 тыс. лет назад

3) 200 тыс. лет назад

6. Первое орудие труда первобытного человека:

1) мотыга

2) заостренный камень

3) плуг

7. Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу:

1) гарпун

2) лук

3) рубило

8. Производящее хозяйство — это:

1) простейшая форма ведения хозяйственной деятельности — собирательство и охота

2) хозяйство, основанное на производстве продукта самими людьми

3) хозяйство, где продукты производятся на продажу (Проверка выполнения заданий.)

На конях, быстрых, как ветер, мчатся всадники, оставляя за собой клубы пыли. Это возвращаются племена кочевников с награбленным добром. Когда-то они господствовали в степях Евразии. Ученые до сих пор спорят, как назывались и на каких языках говорили эти народы.

Тема нашего урока «Образование первых государств».

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

1. Греческие города-государства Северного Причерноморья.

2. Скифское царство.

3. Упадок причерноморских государств.

4. Великое переселение народов в судьбах народов нашей страны.

5. Дербент.

6. Тюркский каганат.

7. Хазарский каганат.

8. Великая Булгария.

9. Жители лесной полосы Восточной Европы.

Проблемный вопрос

— Как Великое переселение народов повлияло на изменение политической карты мира и организацию жизни людей?

III. Введение в новый материал

Представьте, что к вам попали чрезвычайно интересные документы, связанные с историей нашего государства: карта «Великое переселение народов», записки древних путешественников, посещавших нашу страну в древности, и архивные материалы о первых государствах на территории современной России.

IV. Работа по теме урока

1. Греческие города-государства Северного Причерноморья

Вы готовы отправиться в виртуальное путешествие по греческим городам-государствам Северного Причерноморья? Тогда в путь!

— Работая с п. 1 § 2 учебника и дополнительным материалом, ответьте на вопросы.

(Учащиеся могут использовать интернет-ресурсы, справочники, энциклопедии и т. д.).

Дополнительный материал Пантикапей

В конце VII в. до н. э. на северном и северо-восточном склонах Керченского холма колонистами из Милета было основано торговое поселение, вошедшее в историю как столица Боспорского царства — Пантикапей.

Слово «пантикапей» на северо-иранском наречии означает «рыбный путь». Такое название города бытовало у скифов. Было у города и греческое название — «Боспорос».

В силу удачного географического положения Пантикапей занял главенствующее положение среди городов-колоний, основанных на берегах Боспора Киммерийского и Меотиды (Азовского моря). Все торговые пути, шедшие из Средиземноморья, глубинных районов Скифии и Кавказа, пересекались у берегов Пантикапея. Город сосредоточил в своих руках хлебную торговлю и был экспортером пшеницы в Элладу.

В начале V в. до н. э. Пантикапей стал столицей государства, которое объединило все боспорские города в единое целое. Он превратился в крупный центр культуры, искусства и ремесла в Северном Причерноморье. Об этом говорят многочисленные археологические находки: веши из драгоценных металлов, изящные ювелирные изделия, уникальные портретные и скульптурные памятники. В 1970-х гг. была реконструирована часть колоннады пританея («дома властей»). В этом здании пританы (чиновники) вершили судьбы города.

В 107 г. до н. э. вспыхнуло восстание скифского населения и про-скифской группировки во главе с Савмаком. Восставших поддержали рабы. Это выступление было подавлено Диофантом, полководцем понтийского царя Митридата VI Евпатора. В последующие годы, заполненные войнами Митридата с Римом, столица Боспорского царства была сильно разрушена.

Херсонес

Название «Херсонес» происходит от греческого слова «полуостров». Руины этого античного города, основанного в 422—421 г. до н. э. выходца ми из Гераклеи Понтийской, расположены вблизи Севастополя. Херсонес имел единую регулярную прямоугольную планировку и был обнесен крепкими защитными стенами. Возле главной улицы размещались агора (рыночная площадь), теменос (священное место) и другие сооружения общественного и культового назначения. Особый интерес представляют круглая башня Зенона и главные ворота города.

Основатели Херсонеса, ставшего по обычаям того времени независимым государством, обустроили свою жизнь по канонам афинской демократии. Они выбирали достойных править собой и изгоняли из общины недостойных, проводя для этого открытые и тайные голосования. Некоторые бюллетени, с помощью которых проводились древние выборы, сохранились до наших дней - в Херсонесе найдено уже более 40 бюллетеней. Экономя на дорогом папирусе, граждане Херсонеса процарапывали имена своих кандидатов на осколках битой керамической посуды, иногда — столовой, а порой и кухонной.

Ближайшую округу херсонеситы очистили от камня и скальных пород, разбили на 2400 земельных наделов, разделив их стенами и заборами, построили из камня стенки для виноградных лоз, вывели новые сорта винограда и занялись промышленным виноделием. Ежегодно Херсонес отправлял на экспорт до 10 млн л вина, его северные владения приносили тысячи тонн хлеба, и к концу IV в. до н. э. он стал очень богатым и влиятельным государством. Его граждане даже ссужали золото соседним колониям для пополнения тамошнего бюджета.

Вопросы к классу

— Как и когда возникли города Пантикапей и Херсонес?

— Почему Пантикапей занял главенствующее положение среди городов-колоний?

— В чем причины упадка Пантикапея?

— Какая форма правления была в Херсонесе?

— Чем занимались жители Херсонеса?

(Ответы учеников.)

2. Скифское царство

А теперь отправимся в гости к скифским племенам, населявшим степи Северного Причерноморья.

— Работая с п. 2 § 2 учебника и дополнительным материалом, ответьте на вопросы.

(Учащиеся могут использовать интернет-ресурсы, справочники, энциклопедии и т. д.).

Дополнительный материал

Скифское царство с IV в. до н. э. занимало территорию от Дуная до степной части Крыма.

Главным занятием скифского населения долгое время было кочевое скотоводство. Скифы, писал Геродот, «...не основывают ни городов, ни укреплений, но все они, будучи конными стрелками, возят свои дома с собой, получая пропитание не от луга, а от разведения домашнего скота...». На рубеже V—IV вв. до н. э. формируется новая отрасль экономики Скифии — земледелие. Оно было ориентировано на производство твердых кормов, столь необходимых для подкормки скота в зимнее время.

Частная собственность сосредоточивалась в руках вождей и старейшин племен. Из родовой знати выделились царские семьи, жреческая и военная аристократия — царские скифы. Кандидатуры царя и его преемников утверждались народным собранием. Совет старейшин и вождей племени вместе с народным собранием решали важнейшие государственные вопросы.

По свидетельству Геродота, скифы имели установившиеся обычаи и законы. «Скифы, — писал Геродот, — ревниво избегают заимствования чужеземных обычаев...»

У скифов существовала частная собственность на стада, посевы, жилища. Представители кочевой аристократии, особенно жрецы, получали огромные участки земли. От лица общины выступали вожди, тем или иным путем собиравшие хлеб у рядового населения и продававшие его греческим купцам. Естественно, что львиная доля дохода от такой торговли оставалась в их распоряжении. Что получали непосредственные производители взамен выращенного ими хлеба, остается неизвестным.

Брачно-семейное право характеризовалось господством патриархата. Жена находилась под властью мужа. В наследственном праве господствовал минорат, т. е. переход отцовского хозяйства в руки младшего сына. Наиболее опасными преступлениями считались преступления против царя. Наказуемым было не только совершение преступления, но и покушение. В качестве самостоятельного преступления выделялась ложная клятва богам царского очага, что по понятиям скифов могло вызвать болезнь царя и каралось смертной казнью. Тяжкими преступлениями считались также убийство, воровство, оскорбление действием, оговор невиновного, прелюбодеяние и др. К числу наиболее распространенных видов наказаний относились смертная казнь, отсечение правой руки, изгнание.

Вопросы к классу

— Какую территорию занимало Скифское царство в разные годы своего существования?

— Каковы были основные занятия скифов?

— Какое преступление считалось у скифов самым опасным?

(Ответы учеников.)

3. Упадок причерноморских государств

Войска Александра Македонского нанесли скифам сокрушительный удар. Территория скифов сильно сократилась и ограничилась лишь Крымским полуостровом. Отношения между греческими городами-государствами и скифами ухудшились. С востока скифов начинали теснить сарматы.

— Работая с п. 3 § 2, ответьте на вопросы.

Вопросы к классу

— Кто входил в состав сарматских племен?

— Когда сарматы вторглись в пределы Скифского государства?

— Какова судьба Скифского царства?

— Как отразилось на судьбе государств Северного Причерноморья нашествие готов?

— Как отразилось на судьбе государств Северного Причерноморья нашествие гуннов?

(Ответы учеников.)

4. Великое переселение народов в судьбах народов нашей страны

Великое переселение народов является одной из важнейших вех в истории человечества.

Причины массовой миграции племен:

1) похолодание, поиск более благоприятных мест для проживания;

2) образование крупных племенных союзов, стремление их вождей к захвату новых земель;

3) неэффективные способы ведения хозяйства, истощение почвы, поиск более плодородных земель.

В великом переселении народов принимали участие германские и тюркские племена, славянские и финно-угорские народы.

Первый этап начался с переселения германских племен. Готы, населявшие территорию современной Швеции, в 239 г. перешли границу Римской империи. Их примеру последовали франки, вандалы, саксы. Второй этап связан с тюркскими и монгольскими племенами гуннов, которые из степей Центральной Азии в 378 г. вторглись на земли Европы.

В 455 г. вандалы захватили Рим. В 476 г. варварами был свергнут последний император ослабевшей Римской империи, а их племена расселились по всей территории бывшей могущественной державы. Третий этап начался в V в., когда славянские племена двинулись в Восточную Европу.

В результате Великого переселения народов было уничтожено немало народностей и племен (например, прервалась история гуннов). Но с другой стороны, благодаря этому процессу племена позаимствовали друг у друга множество знаний и технологий.

Вопросы к классу

— Каковы причины массовых миграций населения?

— Какую территорию охватило Великое переселение народов?

— Какие три волны переселений наблюдались в III—V вв.?

— Каковы последствия Великого переселения народов?

(Ответы учеников.)

5. Дербент

Переместимся в древнейший город нашей страны — Дербент.

— Работая с п. 5 § 2 учебника и дополнительным материалом, ответьте на вопросы.

(Учащиеся могут использовать интернет-ресурсы, справочники, энциклопедии и т. д.).

Дополнительный материал

Первые поселения возникли здесь в эпоху ранней бронзы — в конце IV тыс. до н. э. Первое письменное упоминание о Дербенте относится к IV в. до н. э. (древнегреческий автор Гекатей Милетский). Город пережил бурные исторические события, штурмы и разорения, периоды упадка и расцвета. Здесь пролегал один из важнейших участков Великого Шелкового пути, и Дербент выступал «перекрестком цивилизации», связывавшим Восток и Запад, Север и Юг.

Преемниками Рима в борьбе за Кавказ в раннем средневековье стали Византия и Иран. В V—VI вв. иранские «цари царей» развернули на Восточном Кавказе грандиозное фортификационное строительство, призванное защитить Переднюю Азию от новой волны кочевников — тюркских племен гуннов и хазар. По приказу персидского шаха Хосроя Ануширвана для строительства прибрежных крепостных сооружений огромные плиты, одну из которых можно было сдвинуть только лишь силами 50 человек, погружали на плоты из надутых бурдюков, транспортировали в море, там бурдюки разрезали и опускали эти плиты на дно.

Монументальные сооружения вызывали удивление и восхищение многих поколений, и слух о «дивных стенах» Дербента разнесся по всему древнему Востоку, рождая множество легенд и сказаний о них.

Московский купец Федор Котов так писал об этих местах: «А Дербень город каменный, белый, бывал крепок, только не люден. А стоит концом в горы, а другим концом в море. А длиной в горы больше трех верст. И сказывают, что того города море взяло башен с тридцать. А теперь башня в воде велика и крепка».

Вопросы к классу

— Когда возник Дербент?

— Что собой представляет его ранняя история?

— Какова его роль в борьбе с кочевниками?

(Ответы учеников.)

6. Тюркский каганат

Представьте, что вы путешествуете по бескрайним просторам Центральной Азии. Именно здесь в VI в. создается кочевая империя — Тюркский каганат.

— Работая с п. 6 § 2 учебника и дополнительным материалом, ответьте на вопросы.

(Учащиеся могут использовать интернет-ресурсы, справочники, энциклопедии и т. д.).

Дополнительный материал

Тюркский каганат (552—745 гг.) был влиятельнейшей евразийской державой. Ее границы простирались от берегов Хуанхэ на востоке до Северного Кавказа и Керченского пролива на западе. Правители каганата установили равноправные политические и торговые отношения с владыками мира того времени — Византией, Ираном и северокитайскими царствами.

Но территория Тюркского каганата была слишком велика, а население чересчур разнородно, поэтому это государство ожидала судьба всех империй древности, созданных силой оружия и не спаянных общностью хозяйственной жизни. История Тюркского каганата была полна войн и междоусобиц.

Влияние Тюркского каганата на исторические судьбы и материальную культуру народов Сибири и Центральной Азии было столь велико, что период его господства археологи называют «тюркским временем». Целый ряд открытий кочевой культуры распространился по землям оседлого населения от востока Азии до Европы, и, в свою очередь, немалое число достижений земледельческого населения стало достоянием кочевников.

Были созданы руническая письменность, появились новые виды конской упряжи, одежды, оружия. Изобретение жесткого каркасного седла и стремян расширило боевые возможности всадников — возросла ударная мощь тяжелой кавалерии, была выработана новая тактика боя.

Считается, что стремена изобрели авары — тюркский народ, входивший в состав каганата. Авары были прекрасными всадниками, великолепно владеющими луком и копьем, а также коротким мечом-кинжалом. Древнерусская летопись отмечает, что обры (авары) были «умом горды», т. е. высокомерны, полагали себя славнейшим из народов. Внешне они не походили на протомонголов - древних тюрок и поздних гуннов. Напротив, по свидетельству первых русских летописцев, были высоки и стройны, «телом велики».

Оригинальным видом защитного снаряжения у этих всадников были гривны — «ожерелья с редчайшими нитями льна». Свои пояса они украшали золотыми, позолоченными и посеребренными накладками с изображениями диковинных зверей — грифонов и фигурами из различных мифологических сюжетов.

Вопросы к классу

— Когда началась история Тюркского каганата?

— Что собой представляет история каганата?

— Каковы достижения тюркских народов?

— Кто такие авары?

(Ответы учеников.)

7. Хазарский каганат

Кажется, не было такого евразийского народа, хроники которого не упоминали бы о хазарах. Арабы утверждали, что кагану (царю) платили дань племена от Дуная до Северного Урала, и он был посредником в торговле между Византией и Китаем. Армяне и тюрки вспоминали о частых вторжениях хазар в Закавказье, а грузины писали, что каган, не добившись миром руки их царевны, разрушил Тбилиси. Византийцы писали о Хазарии как о союзном им государстве (на троне в Константинополе сидел даже ставленник кагана Лев Хазар): «Корабли приходят к нам из их стран и привозят рыбу и кожу, всякого рода товары... они с нами в дружбе и у нас почитаются... обладают они военной силой и могуществом, полчищами и войсками».

Согласно историческим источникам Хазарский каганат был образован в середине VII в. в Нижнем Поволжье и восточной части Северного Кавказа. В начале VIII в. хазары владели Северным Кавказом, Приазовьем и большей частью Крыма, а также степями Восточной Европы до Днепра, воевали с арабами за закавказские земли.

— Работая с п. 7 § 2 учебника и дополнительным материалом, ответьте на вопросы.

(Учащиеся могут использовать интернет-ресурсы, справочники, энциклопедии и т. д.).

Дополнительный материал

Примерно до VII в. хазары мало чем выделялись среди прочих тюркско-монгольских народов. Значительные изменения произошли после того, как высший класс Хазарии перешел в иудейство. В «Еврейской энциклопедии» говорится о том, как хазарский каган примерно в 679 г. «вместе со своими вельможами и большей частью до тех пор языческого народа перешли в иудейскую веру».

Принятие иудаизма изменило характер власти в каганате. Каган теперь избирался из представителей одного и того же знатного еврейского рода. Избранием руководил другой иудей — царь-бек. Последнему фактически и принадлежала настоящая власть. Царь-бек распоряжался войсками, решал вопросы войны и мира, государственных финансов, он мог не только назначать кагана, но и сместить его.

Основой экономики каганата долгое время было кочевое скотоводство. С переходом части населения Хазарии к оседлому образу жизни развитие получило земледелие, что подтверждают открытые следы каналов. Важной статьей государственных доходов была дань, взимаемая с покоренных народов. Она могла собираться деньгами («по серебряной монете с дыма», т. е. с дома, в котором был очаг), мехами («по беле с дыма»), а также в уплату дани могли забрать в рабство ребенка. Сами хазары платили натуральный налог: на них лежала повинность снабжать продовольствием царя и его двор.

В конце VIII — начале IX в. усилилась борьба внутри каганата. В конце IX в. Хазария потеряла власть над многими территориями и начала подвергаться нападениям племенных союзов печенегов и гузов. В 965 г. русы в союзе с печенегами напали на хазар и разорили города Итиль и Саркел. После этого каганат распался на более мелкие образования, большинство из них было завоевано соседними государствами.

Вопросы к классу

— Каким образом хазары меняли свой образ жизни?

— Какая религия была господствующей в Хазарском каганате?

— Какие занятия были характерны для жителей каганата?

— Как и когда распался Хазарский каганат?

(Ответы учеников.)

8. Великая Булгария

В степях Восточной Европы, после распада Тюркского каганата, возникло государство Великая Булгария. Его благосостояние обеспечивалось за счет выгодного географического положения на пересечении водных и сухопутных торговых путей, а также благодаря обилию плодородных черноземных почв.

Булгария стала центром производства и вывоза пшеницы, мехов, скота, рыбы, меда, орехов и изделий различных ремесел. Однако основной оборот булгарских купцов составлял торговый транзит между Востоком и Западом. Столица государства — город Булгар был известен своим рынком невольников, которые привозились из русских земель и северного Поволжья.

Необходимость защиты от набегов кочевников из соседних степей заставляла булгар возводить оборонительные валы и рвы, которые нередко достигали в длину нескольких километров. В обороне государства немалую роль играли также многочисленные укрепленные усадьбы булгарской знати.

Принятие ислама способствовало приобщению Булгарии к культуре мусульманского мира. Археологические находки предметов быта с надписями свидетельствуют о широком распространении грамотности среди булгарского населения.

Богатство Булгарии, ее стремление контролировать торговлю с Востоком привели к частым нападениям соседей. Если борьба булгар с кочевниками-половцами была достаточно успешной, то столкновения с русскими князьями причиняли Булгарии значительный ущерб. Так, в 985 г. князь Владимир совершил удачный поход на Булгарию.

Вопросы к классу

— Чем можно объяснить богатство и силу Булгарии?

— Какие занятия были характерны для жителей Булгарии?

— Какая религия была господствующей в Булгарии?

— Зачем булгары строили оборонительные сооружения?

(Ответы учеников.)

9. Жители лесной полосы Восточной Европы

— Предположите, почему распад первобытного общества протекал в лесной полосе медленнее, чем в степной.

(Ответы учеников.)

— Работая с п. 9 § 2 учебника историческими источниками, ответьте на вопросы.

Финно-угорские племена

Самым диким из соседивших со славянами племен было финское племя, составляюшее, по-видимому, одну из отраслей монгольской, расы. В пределах нынешней России финны жили с незапамятной поры, подчиняясь культурному влиянию как скифов с сарматами, так позднее готов, тюрков, литовцев и славян. Делясь на много маленьких народцев (чудь, весь, емь, эсты, меря, мордва, черемиса, вотяки, зыряне и многие другие), финны занимали своими редкими и малыми поселениями лесные пространства всего русского Севера. Разрозненные и не имевшие никакого внутреннего устройства, финские звероловческие народцы оставались в первобытной дикости и простоте, легко поддаваясь всякому вторжению в их земли. Они или быстро подчинялись более культурным пришельцам и сливались с ними, или же без заметной борьбы уступали им свои владения и уходили от них на север или восток. Таким образом, с постепенным расселением славян в средней и северной России масса финских земель переходила к славянам, и в славянское население мирным путем вливался обруселый финский элемент. Лишь изредка там, где финские жрецы-шаманы (по старому русскому названию, «волхвы» и «кудесники») поднимали свой народ на борьбу, финны становились против русских. Но эта борьба неизменно кончалась победою славянства.

Литовские племена

Литовские племена (литва, жмудь, латыши, пруссы, ятвяги и другие), составляющие особую ветвь арийского племени, уже в глубокой древности (во II в.) заселяли те места, на которых позднее их застали славяне. Поселения литовцев занимали тогда бассейны рек Немана и Западной Двины и от Балтийского моря доходили до реки Припять и истоков Днепра и Волги. Отступая постепенно перед славянами, литовцы сосредоточились по Неману и Западной Двине, в дремучих лесах ближайшей к морю полосы, и там надолго сохранили свой первоначальный быт. Племена их не были объединены; они делились на отдельные роды и взаимно враждовали. Религия литовцев заключалась в обожествлении сил природы (Перкун — бог грома), в почитании умерших предков... < > У литовцев не было ни влиятельного жреческого сословия, ни торжественных религиозных церемоний. Каждая семья приносила жертвы богам и божкам, почитала животных и священные дубы, угощала души умерших и занималась гаданиями.

(Платонов С.Ф. Учебник русской истории, 1909.)

Вопросы к классу

— Где обитали финно-угорские племена?

— Как повлияли природно-климатические условия на занятия, быт и верования жителей лесной полосы Восточной Европы?

(Ответы учеников.)

V. Подведение итогов урока. Рефлексия

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

— Ответьте на вопросы на с. 24, 25 учебника.

(Проверка выполнения задания.)

— Поделитесь своими впечатлениями от урока. Продолжите следующие фразы.

• Мне больше всего удалось...

• Для меня было открытием то, что...

• Мои достижения на уроке...

Домашнее задание

Задание на выбор.

• Выполнить задания рубрики «Работаем с картой» на с. 25 учебника (ч. 1).

• Написать мини-сочинение об истории одного из первых государств на территории нашей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образование первых государств

Разрботка урока по истории в 6 классе на тему "Образование первых государств"...

История России 6 класс Образование первых государств

Технологическая карта урока "Образование первых государств ", так же сопроводительная презентация к уроку.  Данный материал разработан по учебнику Истории России. 6 класс. Москва ...

"Образование первых государств"

Методическая разработка по истории 6 класс "Образование первых государств"....

Конспект урока по истории России. По теме: «Образование первых государств».

Тема урока: «Образование первых государств».Тип урока: урок изучения нового материала.Цели урока: 1. Познакомить учащихся с образованием первых государств на территории России и ходе их ра...

Разработка урока на тему "Образование первых государств" (6 класс)

Разработка урока истории, 6 класс «Образование первых государств»Тип урока – комбинированныйЦель: содействовать формированию представлений о древнейших народах на территории Рос...

Рабочий лист история 6 класс, "Образование первых государств"

Рабочий лист история 6 класс, "Образование первых государств"...